10 марта
1962 года родился Туман ЖУМАБАЕВ (в селе Карасу, Киргизская ССР), советский и российский живописец, известный петербургский художник, работающий в жанре портрета и пейзажа. Член Союза художников СССР (1991) и Санкт-Петербургского союза художников (2002).
В живописи Тумана Жумабаева – редкое ныне качество – сочетание мощного темперамента и деликатной, даже утонченной культуры работы с холстом. Его живые, подвижные картины давно покорили ценителей изобразительного искусства.
В его полотнах можно увидеть уроки и А. Иванова, и импрессионистов. Именно уроки, не подражание. Увидеть традицию, обретшую под кистью Жумабаева его особую, узнаваемую интонацию.
* * * * *
По совету отца он в 1979 году переехал в Ленинград, где начал учиться в профтехучилище на паркетчика. Профессиональные навыки в живописи Туман получил в процессе обучения в Ленинградском художественном училище имени В.А. Серова (1981-1985). В дальнейшем окончил факультет станковой живописи Ленинградского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (1991), мастерская народного художника СССР, академика Ю.М. Непринцева.
Тогда-то и возник один из самых популярных в творчестве Жумабаева мотивов – цветы. Зато теперь его цветы привлекают огромное количество поклонниц его творчества. Но для самого художника дороже любимые мотивы – портреты детей и творческие копии с картин любимого Рембрандта.
Он ведёт активную выставочную деятельность по всему миру: в России, США, Польше, Венгрии, Австрии, Вьетнаме, Иране, Франции, Китае и т.д. Туман Жумабаев – член Общества художников-портретистов Америки с 2006 года. Дважды лауреат конкурса «Маковая прерия», Париж.
Художник является владельцем авторских галерей «TUMAN ART Gallery» (в Санкт-Петербурге и Москве), где выставляет свое творчество и других членов семьи.
В настоящее время Туман ЖУМАБАЕВ живёт и работает в Петербурге.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_10_марта #Ж__
10 марта
1889 года родился Алексей Владимирович ИСУПОВ (в Вятке), русский советский художник, живописец-реалист, яркий представитель салонной живописи.
* * * * *
Выходец из семьи мастера по иконостасному делу, резчика по дереву и позолотчика, Алеша и сам в ранние годы учился в иконописной мастерской. В 1908 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, учился у А. Архипова, А. Васнецова, К. Коровина, В. Серова, C. Малютина.
После установления советской власти в Средней Азии он преподавал в натурном и общеобразовательном классах Туркестанской краевой народной художественной школе, иллюстрировал книги, занимался художественно-оформительской деятельностью.
Вернувшись в 1921 году в Москву, Исупов вступил в Ассоциацию художников. По заказу правительства художник сделал серию портретов советских государственных деятелей, создал работы, посвященные революционной тематике.
В Италии Алексей Исупов оказался в 1926 году уже сложившимся художником. Причиной его отъезда стал костный туберкулез, которым страдал художник. Несмотря на две операции, болезнь прогрессировала. Оперировавший Исупова знаменитый московский хирург П. Постников настоятельно рекомендовал ему продолжить лечение в стране с мягким морским климатом и помог получить разрешение на выезд.
Картины русского художника сразу понравились итальянской публике, их назвали откровением для Рима. Первая персональная выставка работ Исупова состоялась через год после его приезда. Затем прошли выставки в Милане, Неаполе, Турине, Триесте. Слава о нём, как о лучшем портретисте, скоро распространилась по всей Италии. Появились заработки, художник купил собственную виллу в центре Рима, обзавёлся мастерской. Появилась возможность подолгу жить и отдыхать в жаркой Сицилии.
Но ностальгия давала о себе знать, традиционные мотивы русской жизни, неспешный крестьянский труд, русские пейзажи постоянно фигурировали в творчестве Алексея Владимировича.
Исупов был дальним родственником певца Федора Шаляпина и был очень похож на него. Художник в Италии написал автопортрет в шаляпинской позе с собакой той же породы и окраса, что была у Шаляпина. Он очень любил лошадей, часто посещал фермы, ипподром и постоянно писал жанровые сценки с ними.
В России Алексея Исупова никогда не относили к «буржуазным элементам», его творчество было признано Советской властью. В годы II-й мировой войны художник активно помогал делу итальянского Сопротивления в борьбе с установленным в Италии фашистским режимом.
В последние годы жизни он писал в основном натюрморты, создав несколько десятков замечательных полотен. В них использовал многочисленные детали и аксессуары: ленты, драгоценности, шляпки, зеркала, перчатки, вазы, самовары, посуду, цветы, фрукты, маски, изображая их не изолированно, а компонуя, прежде всего, на основе тональных отношений. Но из-за прогрессирующей болезни рук работал всё меньше и реже.
Прожив долгие годы вдали от Родины, Алексей Владимирович Исупов никогда не считал себя эмигрантом. «Мы с женой собственно к эмиграции и не принадлежим, – писал художник, – паспорта у нас советские и граждане мы советские. В Италию загнала меня не гражданская война, а болезнь».
Свои работы он завещал родине: «Тамара, запомни, если что, картины мои должны быть на родине. В Третьяковской галерее, в Вятском музее...»
Скончался Алексей Владимирович ИСУПОВ 17 июля 1957 года, похоронен на Римском протестантском кладбище Тестаччо, где покоятся К. Брюллов, П. Орлов, братья А. и П. Сведомские и др.
В 1958 году вдова, выполняя завещание мужа, привезла часть его наследия в Россию. Около 300 произведений (80 живописных и более 200 рисунков) было передано в Вятку – в художественный музей, одним из основателей которого являлся мастер, а 19 работ подарила Государственной Третьяковской галерее.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_10_марта #И__
10 марта
1844 года родилась Мария Евфросина СПАРТАЛИ /после замужества – СТИЛЛМАН/ (в Лондоне, графство Мидлсекс), британская художница-прерафаэлит греческого происхождения, возможно, наиболее значительная женщина-художница в этом движении.
Результат её 60-летней карьеры – более 100 работ, находящихся в галереях Великобритании и США.
* * * * *
Из семьи богатого торговца, главы фирмы «Spartali & Co», греческого генерального консула в Лондоне в 1866-1882 годах, она в юности была представлена кругу художников-прерафаэлитов. С 1864 года Мария Спартали училась у Форда Мэдокса Брауна.
Россетти, услышав, что она стала ученицей Брауна, написал ему: «Я только что услышал, что мисс Спартали будет Вашей ученицей. Я также слышал, что это та самая изумительная красавица, о которой так много говорят. Поэтому спрячьте её и не показывайте никому, я хочу, чтобы она позировала мне первому».
Впервые Мария Спартали позировала Россетти в 1867 году, позже позировала для Брауна, Бёрн-Джонса («Мельница»), Джулии Маргарет Камерон, Россетти («Видение Фьямметты», «Видение Данте», «Беседка на лугу»), Спенсер-Стэнхоупа.
В 1871 году, вопреки желанию родителей, Мария Спартали вышла замуж за американского журналиста и художника Уильяма Джеймса Стиллмана. Из-за его работы иностранным корреспондентом супруги делили своё время между Лондоном, Флоренцией и Римом. Мария была единственным британским художником-прерафаэлитом, работавшим в Соединенных Штатах Америки. Темы её картин типичны для прерафаэлитов: женские фигуры, сцены из Шекспира, Петрарки, Данте, Бокаччо, также итальянские пейзажи.
Скончалась Мария Спартали СТИЛЛМАН 6 марта 1927 года в Южном Кенсингтоне Лондона, похоронена на Бруквудском кладбище.
10 марта
В 1802 году родился Василий Андреевич КАРАТЫГИН (в Петербурге), знаменитый российский актёр, трагик.
Отличительными характерными чертами его актёрского стиля были приподнятая героика, монументальная парадность, напевная декламация, живописность, скульптурность поз.
С момента открытия петербургского Александринского театра (1832) Каратыгин — ведущий трагик этого театра.
Был знаком с А. Пушкиным, А. Грибоедовым, К. Рылеевым, В. Кюхельбекером.
* * * * *
В 16-летнем возрасте Василий, отучившийся в Горном корпусе, был определен чиновником в департамент внешней торговли, где удостоился первого офицерского чина. Служба не мешала ему участвовать в домашних спектаклях. Талант молодого человека был подмечен А.А. Шаховским, который «взялся образовать юношу актером» и воспитывал его «в традициях господствовавшей тогда напыщенной манеры игры».
Гораздо большую пользу Василию принесли уроки П. Катенина, не только продолжавшего развивать актерское дарование Каратыгина, но и познакомившего его с античной литературой и лучшими образцами европейской классики.
Дебют Василия Каратыгина состоялся 3 мая 1820 года на сцене Малого театра в Петербурге. Молодой актер предстал в образе Фингала в одноименной трагедии В.А. Озерова и впервые сорвал аплодисменты.
Успех и в других постановках означал для трагика только одно: службу в департаменте придется оставить, потому что впереди огромный труд. Каратыгин поступил в казенную труппу Александринского театра и не покидал ее до самой смерти.
Он был первым исполнителем ролей Чацкого («Горе от ума» Грибоедова, 1831), Дон Гуана, Барона («Каменный гость», 1847, и «Скупой рыцарь», 1852, Пушкина), Арбенина («Маскарад» Лермонтова, 1852). Уже одна величественная фигура Каратыгина и выразительное лицо его производили огромное впечатление на зрителей. Белинский передаёт, что театр дрожал от рукоплесканий, когда Велизария, увенчанного лаврами, везут в триумфальной колеснице, а между тем Каратыгин не говорил при этом ни одного слова.
Помимо актерской деятельности, Василий Андреевич занимался режиссурой, профессионально подходил к созданию костюмов для постановок. Он сделал множество переводов и переделок французских водевилей и других драматических пьес для постановки на русской сцене (более 40 пьес). Некоторые переводы Каратыгина исполняются поныне.
В 1853 году на похоронах артиста Брянского актер серьезно простудился и заболел.
Скончался Василий Андреевич Каратыгин 25 марта 1853 года в Петербурге, похоронен в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.
Он остался в истории театра как великий русский трагик. Соболезнования его вдове, А.М. Колосовой, выразил сам император.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_10_марта #К__
10 марта
В 1788 году родился барон Йозеф Карл Бенедикт фон ЭЙХЕНДОРФ (в замоке Любовиц в Силезии), немецкий поэт и прозаик эпохи романтизма. Его лирические сочинения были переложены на музыку около 5000 раз.
* * * * *
Выходец из дворянской семьи, он обучался в гимназии в Бреслау, изучал право в университете г. Галле, в Гейдельбергском университете, завершил образование в Вене.
В 1813-15 годах участвовал в войне за освобождение против Наполеона. С 1821 года был советником по делам церкви и школы в Данциге, служил в Берлине. В 1844 году вышел в отставку. Последние годы жизни провёл в Данциге, Вене и Дрездене.
Йозеф фон Эйхендорф принадлежит к наиболее значительным немецким лирикам. Для большинства его стихотворений характерны спокойное и благодарное миросозерцание, глубокое религиозное чувство, внимание к природе. Многие стихотворения были положены на музыку такими композиторами, как Роберт Шуман («Лунная ночь», «Прекрасная чужбина»), Феликс Мендельсон («Ночная песнь», «Прощание с лесом»), Хуго Вольф (Цикл песен на стихи Эйхендорфа), Рихард Штраус («Im Abendrot» из цикла «Vier letzte Lieder») и др.
Кроме того, поэт писал прозу и драмы, занимался литературно-историческими исследованиями, делал переводы с испанского. Эйхендорф был знаком со многими выдающимися людьми своего времени.
Скончался Йозеф фон Эйхендорф 26 ноября 1857 года в Найсе, Верхняя Силезия.
В 1956 году была учреждена литературная премия имени Эйхендорфа.
-------------------------------------------
Смотри "Классика. Эйхендорф Йозеф Фон. Избранные сочинения" по ссылке:
http://az.lib.ru/e/ejhendorf_j_f/
-------------------------------------------
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_10_марта #Э__
10 марта
В 1925 году родилась Ника Георгиевна ГОЛЬЦ (в Москве), советская и российская художница. Известна в первую очередь благодаря своим замечательным книжным иллюстрациям. Заслуженный художник России.
Трудно подсчитать, а тем более назвать поимённо все сказки, украшенные ею за более чем полвека работы в книжной графике. Что бы ни взял в руки – открытки с иллюстрациями, «Щелкунчика» ли, «Снежную королеву», кажется, что в данный момент эти иллюстрации самые-самые лучшие. И так с каждой книжкой мастера...
«Я думаю, что, работая над не русской литературой, мы неизбежно делаем русские иллюстрации». (Н.Г. Гольц)
* * * * *
Из семьи академика архитектуры, театрального художника и графика, она в 1939-42 годах обучалась в Московской средней художественной школе.
В 1943 году поступила на монументальное отделение Московского государственного художественного института имени В.И. Сурикова (мастерская Н.М. Чернышёва). Первоначально увлекалась фресковой живописью, однако мастерскую Чернышёва закрыли и проявить себя в этом жанре ей удалось лишь однажды и позже: ей принадлежат фрески в здании детского музыкального театра имени Наталии Сац в Москве, в т.ч. 2 панно по эскизам её отца Георгия Гольца.
С 1953 года Ника Гольц работала в книжной и станковой графике. Книги с её иллюстрациями выходили в издательствах «Детская литература», «Советский художник», «Советская Россия», «Русская книга», «Правда», «Художественная литература», «ЭКСМО-Пресс» и др.
Художница известна иллюстрациями сказок и фантастических произведений. Создала неповторимые, любимые многими читателями иллюстрации к сказкам О. Уайльда, «Петербургским повестям» Н. Гоголя, «Чёрной курице» Антония Погорельского, «Повестям и рассказам» В. Одоевского, сказкам Гофмана, Гауфа, Андерсена, «Сказкам матушки Гусыни» Ш. Перро, «Английским и шотландским народным сказкам» и многим другим известным произведениям.
В 2006 году она награждена Дипломом Х.-К. Андерсена Международного Совета по детской книге (IBBY) за иллюстрации к сборнику «Большая книга лучших сказок Андерсена».
Принимала активное участие во многих международных выставках – Канада, Индия, Дания (1964); Югославия (1968); Биеннале в Болонье (Италия, 1971); Биеннале в Италии (1973); «Книга-75»; Выставка иллюстраторов произведений братьев Гримм в Берлине (1985); Дания (г. Орхус, 1990; г. Вейле, 1993) совместно с датскими художниками.
Многие её работы находятся в музеях России, в т.ч. в Третьяковской галерее, и частных коллекциях в России и за рубежом – в Дании, Швеции, Германии, Италии, США.
Скончалась Ника Георгиевна Гольц 9 ноября 2012 года в Москве, похоронена на кладбище Новодевечьего монастыря.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_10_марта #Г__
10 марта
В 1916 году родился Евгений Ананьевич ХАЛДЕЙ (в Юзовке, Российская империя; ныне – Донецк, Украина), советский фотограф, военный фотокорреспондент.
Его имя известно немногим, его фотографии – всем, по крайней мере, две:
• снимок «Знамя Победы над Рейхстагом» сделанный 2 мая 1945 года, ставший настоящим символом Победы;
• знаменитая фотография «Первый день войны», единственная, снятая в Москве 22 июня 1941 года.
Кадры Евгений Халдея, запечатлевшие войну – от объявления о нападении Германии на СССР до Нюрнбергского процесса, – обошли весь мир и приведены в качестве иллюстраций в бесчисленных учебниках, документальных книгах, энциклопедиях.
* * * * *
Свой первый снимок Евгений сделал в 13 лет самодельным фотоаппаратом. С 16 лет начал работать фотокорреспондентом – первые фотографии Халдея появляются в местной прессе.
В 1936 году его принимают на работу в редакцию «Фотохроника ТАСС» в Москве – снимал Днепрострой, делал репортажи о Стаханове.
Во время Великой Отечественной войны представлял редакцию ТАСС на военно-морском фронте. Он прошел с камерой «Leica» («Лейка») все 1418 дней войны от Мурманска до Берлина. Участвовал в штурме Новороссийска, Керчи и освобождении Севастополя, а также Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии, Венгрии.
Снял Парижское совещание министров иностранных дел, поражение японцев на Дальнем Востоке, конференцию глав союзных держав в Потсдаме, подписание акта капитуляции Германии. На Нюрнбергском процессе одними из вещественных доказательств были фотографии Евгения Халдея.
После войны создал неповторимую галерею образов фронтовиков, занятых мирным трудом.
Во время борьбы с космополитизмом в 1948 году был уволен из ТАСС по обвинению в недостаточном образовательном уровне и недостаточной политической грамотности.
После смерти Сталина вновь получил доступ на газетные страницы.
С 1957 года работал в газете «Правда», с 1973 – в «Советской культуре».
С его снимков глядят передовики производства и стахановцы, солдаты и генералы, беспечные дети и партийные чиновники, безвестные шахтеры и главы мировых держав.
Эти фотографии – история огромной страны и, в то же время, история одного человека-фоторепортёра, большого мастера, тонко чувствующего суть и смысл своей работы, обладающего даром исключительной творческой выразительности, уважающего и понимающего своих героев.
Скончался Евгений Ананьевич Халдей – «фотограф войны» – 6 октября 1997 года в Москве, похоронен на Кунцевском кладбище.
* * * * *
Фотоальбомы Халдея изданы в России, Германии, США, Австрии. Выставки его работ прошли в Италии, Бельгии, Франции, Австрии, Израиле.
На Международном фестивале фотожурналистики во Франции в 1995 году ему была присуждена самая почётная награда в мире искусства – титул «Рыцарь ордена искусств и литературы».
Американским издательством «Aperture» выпущена книга «Свидетель истории. Фотографии Евгения Халдея» (1997), а во Франции – книга Марка Гроссе «Халдей. Фоторепортёр Советского Союза» (2004).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_10_марта #Х__
10 марта
В 1926 году родился Александр Сергеевич ЗАЦЕПИН (в Новосибирске), советский российский композитор. Народный артист России.
Его песни исполняют многие известные артисты эстрады, особой популярностью пользовалась музыка к кинофильмам режиссера Леонида Гайдая.
Музыка, написанная композитором, звучит во многих замечательных фильмах: «Земля Санникова», «Женщина, которая поёт», «31 июня», «Кавказская пленница», «Двенадцать стульев», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию» и др.
* * * * *
После окончания школы поступил в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта, но учеба не задалась, и он был отчислен из института.
Во время службы в армии Александр Зацепин без чьей-либо посторонней помощи научился играть на нескольких музыкальных инструментах. Благодаря этому, он оказался в Новосибирском армейском ансамбле песни и пляски.
По увольнении из Вооруженных сил в 1947 году Зацепин был приглашен на работу в Новосибирскую филармонию.
В дальнейшем поступил в Алма-Атинскую консерваторию по классу фортепиано, которую он окончил в 1956 году. Тогда же им была написана музыка к первому фильму «Наш милый доктор». Для записи ему приходилось часто ездить в Москву, поскольку на «Казахфильме», где Зацепин работал, отсутствовали нужные условия.
Впоследствии он окончательно переехал в Москву. В это время на него обратил внимание режиссёр Леонид Гайдай. Ему требовался композитор для работы над комедией «Операция “Ы” и другие приключения Шурика». Так было положено начало их сотрудничеству.
Александр Зацепин сочинил более 300 песен, он автор музыки более чем к 100 фильмам и мультфильмам. Его песни, ставшие хитами, звучат и сегодня: «Есть только миг», «Куда уходит детство», «Так же, как все», «Остров невезения», «Если б я был султан», «Марш юности»...
В начале 1980-х годов Зацепин эмигрировал во Францию, писал мелодии к кинолентам и рекламным клипам, но в 1987 году он вернулся, и вскоре вышли новые фильмы с его музыкой: «Где находится нофелет?», «Она с метлой, он в чёрной шляпе», «Остров погибших кораблей» и др. Продолжилось и сотрудничество с Гайдаем. Также он сочиняет мелодии для популярных эстрадных певцов и различных театральных представлений.
Заслуженный деятель искусств России, член-корреспондент Национальной академии кинематографических искусств и наук Александр Сергеевич Зацепин в настоящее время продолжает много работать, полон творческих планов. По его словам, работает он в Москве, а отдыхает в Париже.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_10_марта #З__
10 марта
1787 года родился Уильям ЭТТИ (в Йорке), английский живописец периода романтизма, яркий представитель натурализма и исполнения обнаженной натуры; занимает достойное место среди английских художников.
Известен как выдающийся колорист. Обнажённое женское тело стало главной темой его творчества. Рисунок Уильяма Этти иногда был неправилен, но в чувстве и навыке колориста художнику не было равных в Англии в первой половине XIX века.
* * * * *
Будущий художник по настоянию отца в возрасте 11,5 лет был определен учеником в типографию. После семи лет ученических испытаний и унылой работы в типографии Уильям уехал в Лондон.
Помощь старшего брата и покровительство богатого дяди, помогли его становлению, непосредственно как художника. Этти начал свое обучение, создавая наброски пейзажей, копируя различные изображения, рисунки печатных изданий и прочие иллюстрации. Все это было первой художественной школой Уильяма Этти.
Он продолжил учебу в Королевской академии художеств, где его наставником стал Генри Фюзели. В 1811 году после многих попыток на стене талантливых учеников Академии появилась картина молодого Уильяма Этти «Телемах, спасающий Антиопу».
Большое влияние на него в те годы оказал художник Томас Лоуренс, в доме которого Этти жил во время учёбы в Лондоне.
В 1816 году Уильям ненадолго посетил Париж и Флоренцию, а в 1822 году отправился в Италию, где большую часть времени провёл в Венеции, изучая старых венецианских мастеров Тициана, Тинторетто, Веронезе, и приобретая опыт обращения с цветом.
Посетив в 1830 году Францию, художник был потрясен достопримечательностями Парижа, однако в связи с революционным восстанием в стране был вынужден вернуться. Этти предпринял паломничество в Нидерланды для изучения шедевров Рубенса и других художников в церквях и общественных галереях этой страны. Два года спустя он еще раз посетил Францию в целях сбора материалов для картины «Жанна д'Арк», которую завершил в 1848 году.
Скончался Уильям ЭТТИ 13 ноября 1849 года в Йорке.
10 марта
В 1928 году родилась Сара МОНТЬЕЛЬ /наст. имя – Мария Антония Алехандра Аурелия Исидора Висента Хосефа Абад Фернандес/ (в Кампо-де-Криптана, провинция Сьюдад-Реаль, Кастилья – Ла-Манча), звезда испанской эстрады и кино.
Эрнест Хемингуэй научил её курить сигары.
Джеймс Дин – бешено водить автомобиль.
Пепе Тус научил её любить детей.
Все остальное – она умела сама.
* * * * *
С детства мечтала стать актрисой. Родители же хотели, чтобы она стала монахиней, часто ласково называли её Саритой.
Сарой она стала зваться в честь своей бабушки, а Монтьё – историческое название района, где она родилась. В 1943 году выиграла первый приз на конкурсе молодых дарований и получила контракт на работу в кино.
Через год вышла первая картина. В период 1945-50 годы она снялась в 14 фильмах.
В 1950 году Сара уехала искать счастья в Мексику, т.к. испанское кино того времени не могло предоставить талантливой актрисе больших возможностей для роста. В Мексике она снялась в 13 фильмах и начала профессионально петь.
В 1954 году её пригласили в Голливуд на съемки фильма «Вера Крус» с Гари Купером и Бертом Ланкастером. Успех фильма был ошеломляющим.
Сара поехала в отпуск в Испанию, где режиссер Хуан де Ордуна, предложил актрисе главную роль в мюзикле «Последний куплет» (Премия «Синдикат», 1957). Фильм принес Саре огромную международную славу. Песни, исполненные ею в мюзикле, возглавляли хит-парады в 20 странах.
Предложения на съемки сыпались со всех сторон и Сара решила не возвращаться в Голливуд. Вторую премию «Синдикат» – аналог испанского «Оскара» получила за роль в фильме «Продавщица фиалок» (1958). Огромный успех она снискала в музыкальной мелодраме «Королева Шантеклера» (1962), в котором исполнила роль красавицы Чариты.
В 1974 году прекратила кинокарьеру и в дальнейшем выступала преимущественно на эстраде, в телешоу, записывала музыкальные альбомы. Принимала участие только в документальных съемках.
Она добилась ошеломляющего успеха на эстраде. Вместе с её захватывающей манерой пения, с совершенно особым стилем, который не был похож ни на какой другой, в моду вошли её болеро «Contigo aprendí» и «Bésame mucho», которые облетели весь мир.
Скончалась Сара Монтьель 8 апреля 2013 года в Мадриде.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_10_марта #М__
10 марта
В 1907 году родилась Тони ФРИССЕЛЛ /полное имя – Антуанетта Фрисселл Бэкон/ (в Манхэттене), американская женщина-фотограф, известная своими военными снимками, а также фотографиями из мира моды и звезд, портретами известных личностей и просто интересными моментами XX века запечатленными на пленке.
В 1930-е годы фотографии в журнале «Vogue» приобрели совершенно новый характер: появились снимки девушек-моделей в движении, с разлетающимися юбками и волосами. Возникновению этого нового стиля, поразившего публику, «Vogue» в немалой степени был обязан Тони Фрисселл.
Ее стиль сразу стал узнаваемым и совершенно непохожим на других фотографов. В отличие от своих коллег, она редко снимала моделей в студии. Вместо этого она предпочитала работать на открытом воздухе.
* * * * *
С самого начала своей фотокарьеры она вращалась в кругу звезд фотомира: некоторое время работала ассистентом знаменитого фотографа Сесила Битона, пользовалась советами самого Эдварда Стейхена.
Всесильный директор «Vogue» Конде Наст в 1931 году предложил Тони Фрисселл работу в своем журнале. Она быстро добилась успеха, ее фотографии постоянно печатались в «Vogue», а позднее в «Harper's Bazaar» и в ряде других журналов.
В 1941 году Фрисселл предложила свои услуги Американскому Красному Кресту, затем работала в 8-й воздушной армии. Она стала официальным фотографом Женского корпуса. В это время Тони делала снимки медсестер в госпиталях, солдат на передовой, женщин-бойцов и осиротевших детей. Дважды она побывала в Европе, на Западном фронте. Динамичные фотографии женщин и афро-американцев на войне использовались в пропагандистских целях.
В 1950-х годах Фрисселл начала делать фотографии известных и влиятельных людей Европы и США в неофициальной обстановке. Среди ее работ есть снимки Уинстона Черчилля, Элеоноры Рузвельт, Джона и Жаклин Кеннеди.
Стремление фотографировать активных женщин помогло ей в 1953 году стать первым в истории штатным корреспондентом-женщиной «Sports Illustrated» и несколько десятилетий оставаться одной из немногих женщин, занимавшихся спортивной фотографией. Одновременно Тони работала и на журнал «Life».
В поздних работах Фрисселл активные женщины стали представать во всевозможных ситуациях, часто иллюстрирующих человеческие эмоции.
Скончалась Тони Фрисселл 17 апреля 1988 года на Лонг-Айленде.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_10_марта #Ф__
10 марта
В 1908 году родился Жозеф Яковлевич КОТИН (в Павлограде, Екатеринославская губерния; ныне Днепропетровская область Украины), советский конструктор танков и тракторов, генерал-полковник инженерно-технической службы, создатель танков КВ и ИС, доктор технических наук. Герой Социалистического Труда.
* * * * *
Выходец из семьи обрусевших поляков, он с 15 лет работал слесарем котельно-механического завода в Харькове, одновременно учился на вечернем рабфаке. С 1927 года учился в Харьковском политехническом институте.
По спенабору с 1930 года – в Красной армии. После окончания в 1932 году Военно-технической академии имени Ф.Э. Дзержинского был инженером, а затем начальником конструкторского бюро научно-исследовательского отдела Военной академии механизации и моторизации РККА.
В 1937 году назначен главным конструктором конструкторского бюро СКБ-2 на Кировском заводе в Ленинграде. Первой его самостоятельной конструкторской работой стала модернизация среднего танка Т-28. Однако изучая опыт боевых действий в Испании, Котин пришел к выводу о неэффективности легких и средних танков с легкой броней, главным достоинством которых считалась высокая скорость и хорошая маневренность.
В 1938 начал работу по созданию тяжелых танков с противоснарядной броней: СМК (двухбашенный двухорудийный) и однобашенный танк КВ с 76-мм пушкой. Танки были созданы в кратчайшие сроки, их опытные экземпляры прошли боевые испытания в советско-финляндской войне 1939-40 годов. В результате тяжелый и уязвимый СМК был забракован, а танк КВ («Клим Ворошилов») принят на вооружение. Уступая иностранным тяжелым танкам по ряду показателей КВ-2, тем не менее, был достойным соперником гитлеровских танков в первый период Великой Отечественной войны.
В июне 1941 года Котин был назначен заместителем Наркома танковой промышленности СССР (до 1943), главным конструктором наркомата танковой промышленности и главным конструктором Челябинского тракторного завода. В первые месяцы войны Жозеф Яковлевич непосредственно занимался эвакуацией Кировского завода на Урал, ряда иных заводов, и созданием в Челябинске крупнейшего центра танковой промышленности, известного во всем мире как «Танкоград».
Котин возглавлял работы по созданию тяжёлых танков КВ-2, КВ-1, КВ-85, ИС-1. Он является одним из создателей знаменитого тяжелого танка в период II-й мировой войны – ИС-2 со 122-мм пушкой Д-25Т.
В августе 1943 года танковые заводы СССР перешли к устойчивому выпуску продукции для фронта, в связи с чем было принято решение об освобождении Котина от обязанностей зам. Наркома. Для концентрации усилий на конструкторской деятельности он назначается главным конструктором и начальником опытного танкового завода № 100 в Челябинске.
В период 1943-44 годов под руководством Котина на базе танков КВ-1С и ИС были созданы самоходные артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122.
Всего за годы войны на Челябинском тракторном заводе было выпущено 18 тысяч танков и самоходных установок.
В 1945 году Котин вернулся в Ленинград на должность главного конструктора СКБ-2.
В послевоенные годы им разработаны: тяжелый танк ИС-4 (1947), плавающий танк ПТ-76 (1951), тяжелый танк Т-10 (1953), плавающий бронетранспортер БТР-50П /на базе танка ПТ-76/, а также трелевочный трактор КТ-12 (1948) и колесный трактор К-700 «Кировец» (1963), ряд шасси под ракетные и артиллерийские установки. Одновременно был руководителем кафедры в Ленинградском политехническом институте.
С 1968 года – заместитель министра оборонной промышленности СССР.
Скончался Жозеф Яковлевич Котин 21 октября 1979 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_10_марта #К__