10 ноября
1829 года родился Александр Петрович СОКОЛОВ (в Санкт-Петербурге), русский живописец, академик акварельной живописи, действительный член Императорской Академии художеств (1896).
Сын известного мастера и основателя портретной акварельной живописи России, академика Петра Фёдоровича Соколова.
* * * * *
Подобно своим двум старшим братьям – живописцам Петру и Павлу Соколовым, он с детства имел наклонности к художественному творчеству. Александр обучался во 2-й петербургской гимназии, но ушел из неё, не окончив курса, и в 1847 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
После двух лет занятий в училище он возвращается в Петербург и становится вольноприходящим учеником Императорской Академии художеств. По окончании академического курса Александр Соколов получает звание свободного художника за «Портрет корнета Киреева» (1854). В дальнейшем посвятил себя акварельной, преимущественно портретной живописи и вскоре добивается в этом виде изобразительного искусства впечатляющих результатов, приобретя почетную известность.
В 1859 году за «Портрет госпожи фон Крузе», портреты её детей и своего брата, Петра Петровича Соколова, художник получил звание академика акварельной живописи.
В 1881 году Александр Петрович примкнул к Товариществу передвижных художественных выставок и с того времени весьма часто экспонировал на выставках этого художественного объединения свои новые работы. Особенно удавались ему дамские портреты, образцы которых хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее и других ведущих собраниях картин страны.
Живописца часто приглашали в императорскую семью, где он неоднократно писал портреты вдовствующей императрицы Марии Федоровны и других женских особ царствующей фамилии.
В период 1892-1897 годов художник занимал должность хранителя музеев Академии художеств.
Скончался Александр Петрович СОКОЛОВ 2 декабря 1913 года в Санкт-Петербурге.
10 ноября
В 1697 году родился Уильям ХОГАРТ (в Лондоне), английский художник, график и иллюстратор, теоретик искусства, основатель и крупный представитель национальной школы живописи, автор сатирических гравюр, открыватель новых жанров в живописи и графике.
Многие свои произведения он, испытавший на себе влияние идей философов Просвещения, подчинил задаче воспитания с помощью художественного творчества нравственного начала в человеке и искоренения пороков.
* * * * *
Выходец из семьи бедного учителя латыни, Уильям с раннего детства проявил незаурядные способности к рисованию, был весьма наблюдателен и имел великолепную память на детали.
В 1713 году он, не окончив начальную школу, стал учеником у гравёра по серебру Э. Гэмбла, где получил навыки гравировки, работы с металлом и познакомился со стилем рококо.
В дальнейшем Хогарт изготовлял коммерческие визитки, небольшие гербы и другие мелкие изделия, но его, прежде всего, интересовала графика. Поэтому он вскоре начал брать уроки живописи в одной из лондонских частных художественных академий. Хогарт также много занимался самообразованием.
В 1720 году он открывает собственную небольшую граверную мастерскую. Уильям Хогарт забросил академию, а с 1724 года стал посещать школу живописи и рисунка, основанную в доме придворного художника Дж. Торнхилла. В период 1720-30 годов Хогарт овладевает искусством книжной иллюстрации.
Первое живописное произведение Хогарта появилось в 1728 году, это было полотно на сюжет популярной тогда пьесы Джона Гея «Опера нищего». Работая постоянно в Лондоне, он в 1743 и 1748 годах посетил Францию.
В многочисленных сатирических картинах и гравюрах на меди, отличающихся живой непосредственностью изображений, разоблачал с позиций просветительства пороки современного ему английского общества. Это такие серии: «Карьера проститутки» (1730-31, не сохранилась, гравирована в 1732); «Карьера мота» (1732-35, Музей Соуна, Лондон, гравирована в 1735); «Модный брак» (1743-45, Национальная галерея, Лондон, гравирована в 1745); «Выборы» (около 1754, Музей Соуна, Лондон, гравирована в 1755-58).
Выполнил ряд портретов, отмеченных демократизмом и ярким жизнеутверждающим реализмом образов: «Капитан Т. Корем» (1740, Сиротский приют имени Корема, Лондон); автопортрет (1745, Галерея Тейт, Лондон); «Девушка с креветками» (Национальная галерея, Лондон).
В теоретическом трактате «Анализ красоты» Хогарт призывал к воспроизведению жизни во всём её индивидуальном многообразии.
Произведения и взгляды художника оказали большое влияние, на европейскую художественную культуру XVIII века.
Скончался Уильям ХОГАРТ 26 октября 1764 года в Лондоне.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_10_ноября #Х__
10 ноября
В 1668 году родился Франсуа КУПЕРЕН (в Париже), французский композитор, один из наиболее значительных представителей известной французской династии Куперенов, насчитывавшей несколько поколений музыкантов.
Как непревзойденный мастер игры на клавесине он удостоился от своих современников титула «Le Grand» – «Великий».
* * * * *
Музыкой начал заниматься под руководством отца, затем у органиста королевской капеллы Томлена. В 17 лет Куперен заменил своего отца в должности органиста парижской церкви Сен-Жерве. Несколько лет спустя он получил место придворного органиста. Обязанности Куперена при дворе были весьма многообразны – выступал как солист, сочинял музыку для придворных концертов и для церковных праздников, аккомпанировал певцам и давал уроки музыки дофину и другим членам королевской семьи.
В то же время он не оставлял и частных уроков, а также сохранял за собой должность органиста в церкви Сен-Жерве (этот пост Куперен занимал до самой смерти). Должность королевского музыканта накладывает определенные ограничения – и, как результат, почти вся его жизнь прошла в Париже или в Версале, и внешними событиями она была явно небогата.
Клавесин был любимым инструментом Франсуа Куперена и по свидетельству современников, он играл на нем с истинным совершенством. Большую ценность представляет изданный им в 1716 году трактат «Искусство игры на клавесине».
Всего Куперен сочинил более 250 пьес для клавесина, объединенных в 27 сюит. Вместе с тем он оказался одним из немногих композиторов той эпохи, не обращавшихся к оперному жанру и не сочинявший произведений для хора.
В своем творчестве Куперен блестяще сочетал французские и итальянские влияния. В 1730 году композитор из-за болезни ушел в отставку. Его должность придворного клавесиниста перешла к его младшей дочери Маргарите-Антуанетте, очень одаренной исполнительнице.
Скончался Франсуа КУПЕРЕН 12 сентября 1733 года в Париже.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_10_ноября #К__
10 ноября
В 1944 году родился сэр Тимоти /Тим/ Майлз Биндон РАЙС (в Эмиршеме, графство Букингемшир), британский писатель и драматург. Автор либретто рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» и многих других.
* * * * *
После года обучения в Сорбонне работал в юридической конторе. В то же время писал песни и мечтал о карьере исполнителя.
21 апреля 1965 года написал знаменитое письмо Эндрю Ллойд-Уэбберу, в котором предлагал поработать вместе. После встречи они взялись за написание мюзикла под названием «Такие, как мы», но он оказался неудачным. В 1968 году был написан ещё один мюзикл «Иосиф и его удивительный разноцветный плащ снов», который получил достаточно широкую известность.
Следующей совместной работой стал снова неудачный мюзикл «Вернись Ричард, ты нужен своей стране», а затем «Иисус Христос – суперзвезда».
В это время Тим Райс уже бросил работу в юридической конторе и полностью сосредоточился на сочинительстве.
В 1971 году состоялась мировая премьера мюзикла, а уже в 1973 году Норманом Джуисоном был снят одноимённый фильм. После успеха «Иисуса…» пути соавторов разошлись.
Альбом «Эвита», записанный в 1976 году, сразу же получил высокую оценку и стал популярным в Великобритании. Затем «Эвиту» поставли на сцене.
Вместе с Бенни Андерссоном и Бьорном Ульвеусом – членами квартета «АББА» – в 1983 году был записан и получил известность в Европе мюзикл «Шахматы», а песня «I Know Him So Well» попала на первое место в чартах.
Сотрудничал Тим Райс и с Фредди Мерькюри, для которого написал две песни «Fallen Priest» и «Golden Boy» (альбом «Барселона»), и с композиторами Вангелисом, Френсисом Леем, Полом Маккартни.
В 1994 году он был посвящен в рыцари, и теперь именуется сэром.
После этого была долгая совместная работа со студией Уолта Диснея. Тим Райс написал несколько песен для мультфильма «Аладдин», и за одну из них «A Whole New World» получил первого «Оскара». Следующей работой стали песни для мультфильма «Король Лев», написанные вместе с Элтоном Джоном.
Фильм стал самым коммерчески успешным рисованным мультфильмом всех времён, и песни, записанные для него, сыграли в этом не последнюю роль. Из пяти песен, номинированных на премию «Оскар» в номинации «Лучшая песня к фильму» в 1995 году, три были написаны Тимом Райсом и Элтоном Джоном для «Короля Льва». Песня «Can You Feel the Love Tonight» получила премию «Оскар».
В 1996 году была экранизирована «Эвита». Ради этого проекта Тим и Эндрю снова объединились, а песня «You Must Love Me» завоевала «Оскар».
Тим работал с Элтоном Джоном над мюзиклом «Аида», который получил пять премий «Тони» и «Грэмми». Затем последовала работа над песнями к мультфильму «Дорога на Эльдорадо», но уже для студии «Dreamworks».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_10_ноября #Р__
10 ноября
В 1859 году родился Теофиль-Александр СТЕЙНЛЕН (в Лозанне), французский и швейцарский художник, график и иллюстратор.
* * * * *
В 1881 году он приехал в Париж и обосновался на Монмартре. Войдя в круг богемы, посещавшей кабаре «Ша нуар» («Черная кошка»), сблизился с Э. Золя, А. Тулуз-Лотреком, а также поэтом-шансонье А. Брюаном; их творчество оказало на Стейнлена (наряду с искусством О. Домье) определяющее влияние.
Стейнлен выдвинулся как самобытный, наблюдательно-лиричный график-публицист и иллюстратор, сотрудничая в журнале Брюана «Мирлитон» и другой периодике («Ля фей», «Шамбар сосьялист», «Жиль Блаз иллюстрэ», «Асьет о бёр», «Канар соваж», «Ля Карикатур»).
Иллюстрировал сочинения Брюана, А. Франса, Г. де Мопассана и других авторов. Издал папки литографий «Рисунки без слов о кошках», «Песни к Саре» (Саре Бернар), «Зарисовки военного времени» (1915, 1919). В своих рисунках, литографиях, офортах часто обращался к миру социальных изгоев – проституток, люмпенов, бродяг и нищих; значительное воздействие этих образов сказалось в творчестве молодого П. Пикассо.
Стейнлен внес большой вклад в искусство плаката, как рекламного, так и политического. В 1921-23 годах сотрудничал в газете французских коммунистов «Юманите».
Наряду с графикой, занимался станковой живописью и скульптурой, был тонким анималистом (к лучшим его скульптурным работам принадлежат бронзовые кошки 1900-х годов).
Скончался Теофиль-Александр Стейнлен 13 декабря 1923 года в Париже.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_10_ноября #С__
10 ноября
В 1847 году родился Фредерик Артур БРИДЖМАН (в Таскиги, штат Алабама), американский художник-ориенталист, практически всю творческую жизнь проработавший во Франции.
* * * * *
В 16 лет он уехал в Нью-Йорк, где стал учеником гравёра. Несмотря на успехи в карьере, начал уделять больше времени живописи, посещая вечерние занятия сначала в Бруклинской Ассоциации искусств, а затем в Национальной Академии дизайна.
В середине 1870-х годов Бриджман познакомился с творчеством русских художников-реалистов – И. Репиным и Д. Поленовым. Это способствовало укреплению его интереса к реалистическому направлению в живописи.
При финансовой поддержке бруклинских бизнесменов художник в 1866 году отправился во Францию и осенью поступил в студию Жана-Леона Жерома. Вскоре его работы выставляются на парижских салонах; большой успех имела его картина «Провинциальный цирк».
Зиму 1872-73 годов Фредерик провёл в Испании и Алжире. Работы, созданные в этот период, были с успехом выставлены в Салоне 1873 года. Через год художник посетил Египет.
Здесь он рисует фрагменты уличной жизни Каира и памятники исламской культуры, а также сюжеты по мотивам его путешествия вверх по течению Нила. Большинство своих «восточных» работ Бриджман написал в уютной парижской студии по тем многочисленным эскизам и зарисовкам, которые сделал с натуры, путешествуя по Алжиру, Египту и Марокко. Эти его картины имели шумный успех благодаря мастерству художника, и, не в последнюю очередь, из-за повышенного интереса европейского общества тех лет ко всему «восточному».
Пик карьеры Бриджмана пришёлся на 1881 год, когда была проведена его персональная выставка в «American Art Gallery», на которой он представил более 300 работ. После этого художник был избран членом Национальной Академии дизайна. В 1907 году его удостаивают Ордена Почётного легиона.
Позже живописец почувствовал потребность в смене тематики и попытался найти себя в жанре символизма, в 1890-х годах он обратился к историческим, библейским темам и к античной мифологии.
После I-й мировой войны его популярность резко снизилась, и художник перебрался из Парижа в Лион-ла-Форе, где и прожил до конца своих дней, не оставляя живопись.
Скончался Фредерик Артур Бриджман 13 января 1928 года в Лион-ла-Форе (Нормандия, Франция).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_10_ноября #Б__
10 ноября
1925 года родился Ричард БЁРТОН /урождённый – Ричард Уолтер Дженкинс/ (в деревне Понтридифен, Уэльс), британский актёр, семикратный номинант на премию «Оскар», а также обладатель «Золотого глобуса», «Грэмми», «Тони» и «BAFTA».
Выходец из многодетной семьи шахтёра (двенадцатый ребенок из 13 детей), он сделал блистательную карьеру в Голливуде, став в 1960-е годы самым высокооплачиваемым актёром в мире.
В общественном сознании его до сих пор тесно связывают со второй его супругой – Элизабет Тейлор, бурные отношения с которой не сходили с первых полос газет.
По данным опроса «Би-би-си» в 2002 году признан одним из величайших британцев в истории.
* * * * *
Творческий псевдоним он позаимствовал у своего преподавателя, который помог 17-летнему юноше приобрести актёрские навыки, обеспечил его деньгами для учёбы в Оксфордском университете.
Во время II-й мировой войны Ричард прошел специальный 6-месячный курс в Оксфордском университете для кадетов Королевских военно-воздушных сил. В университете он состоял в драматическом кружке. Кадеты получили обещание, что после войны они смогут продолжить обучение, но Ричард пренебрёг сей возможностью, занявшись после демобилизации (1947) актёрским ремеслом.
Почти 30 лет спустя вернулся в Оксфорд, чтобы самому вести курс поэтического искусства. Бёртон славился своей высокой эрудированностью, интеллектом и глубиной понимания английской поэзии.
Впервые на театральной сцене он появился в 1943 году, а с 1951 года стал одним из ведущих актёров Мемориального Шекспировского театра в Лондоне. Его кинодебютом стала экранизация пьесы Уильямса «Последние дни Долвина». Всего лишь через 4 года Ричард Бёртон начинает успешно сниматься в Голливуде.
С тех пор как на мировые экраны вышел фильм «Клеопатра» имя актера постоянно было в центре внимания прессы. Этому во многом способствовала как его яркая игра, так и длительный роман со знаменитой кинозвездой Элизабет Тейлор.
Критики часто упрекали актера в том, что в погоне за гонорарами он слишком не разборчив в материале, с которым работал. В 1970-е годы его карьера пошла на спад – хорошие картины чередовались с откровенно неудачными фильмами.
Скончался Ричард БЁРТОН 5 августа 1984 года в своём доме в муниципалитете Селиньи (Женева, Швейцария). Был похоронен в красном костюме (дань уважения его валлийским корням) и с томиком произведений его любимого поэта Дилана Томаса.
10 ноября
В 1759 году родился Иоганн Кристоф Фридрих фон ШИЛЛЕР (в городе Марбах-на-Неккаре), немецкий поэт, философ, теоретик искусства и драматург, профессор истории и военный врач.
Представитель направлений «Буря и натиск» и «романтизма» в литературе, автор «Оды к радости», изменённая версия которой стала текстом гимна Европейского союза. Вошел в историю мировой литературы как пламенный защитник человеческой личности.
В течение последних 17 лет своей жизни (1788-1805) дружил с Иоганном Гёте, которого он вдохновлял на завершение его произведений, оставшихся в черновом варианте. Этот период дружбы двух поэтов и их литературоведческая полемика вошла в немецкую литературу под названием Веймарского классицизма. Творчество Фридриха Шиллера по праву вошло в золотой фонд немецкой литературы.
Многие его произведения давно уже стали достоянием русской культуры благодаря блистательным переводам Жуковского, Тютчева, Мея, а в послереволюционные годы – Заболоцкого, Вильмонта и Гинзбурга.
* * * * *
Молодой Шиллер воспитывался в религиозно-пиетистической атмосфере, отозвавшейся в его ранних стихах. Его детство и молодость были проведены в относительной бедности. Начальное образование получил у местного пастора Мозера. Обучение длилось 3 года и в основном включало в себя изучение чтения и письма на родном языке, знакомством с латынью. Искренний и добродушный пастор потом был увековечен в первой драме писателя «Разбойники». Затем обучался в латинской школе.
В 1772 году, просматривая список выпускников латинской школы, герцог Вюртембергский Карл-Евгений обратил внимание на юного Шиллера, и, вскоре, в январе 1773 года его семья получила повестку, согласно которой они должны были отдать сына в военную академию «Высшая школа Карла», где Фридрих начал изучать право, хотя с детства мечтал стать священником.
Через 2 года академию перевели в Штутгарт, продлили курс обучения, и Шиллер, оставив юриспруденцию, занялся медициной. Окончив курс в 1780 году, он получил в Штутгарте место полкового врача.
В 1781 году Шиллер закончил и опубликовал пьесу «Разбойники», которая была поставлена в Мангейме 13 января 1782 года. За самовольную отлучку из полка на представление «Разбойников» его подвергли аресту и запретили писать что-либо, кроме медицинских сочинений, что вынудило к побегу из владений герцога.
В 1789 году он получил место профессора всемирной истории в Йенском университете, а благодаря женитьбе на Шарлотте фон Ленгефельд обрел семейное счастье.
Наследный принц фон Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Августенбург и граф Э. фон Шиммельман в течение трех лет (1791-1794) выплачивали Шиллеру стипендию, затем его поддержал издатель И.Фр. Котта, пригласивший поэта в 1794 году издавать ежемесячный журнал «Оры».
Вернувшись в 1799 году в Веймар, Шиллер на деньги меценатов начал издавать несколько литературных журналов. Став близким другом Гёте, он вместе с ним основал Веймарский театр, ставший ведущим театром Германии. Поэт остался в Веймаре до конца жизни. В 1802 году император Священной римской империи Франц II пожаловал Шиллеру дворянство.
Известнейшие баллады Шиллера «Кубок», «Перчатка», «Поликратов перстень» и «Ивиковы журавли», стали знакомы российским читателям, после переводов В.А. Жуковского.
Мировую известность получила его «Ода к радости» (1785), музыку к которой написал Людвиг ван Бетховен.
В зрелом возрасте жизнь Шиллера была омрачена тяжёлыми затяжными болезнями. В последние месяцы он работал над трагедией «Димитрий» из русской истории.
Скончался Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер 9 мая 1805 года в Веймаре.
* * * * *
Сочинения Шиллера были восторженно восприняты не только в Германии, но и других странах Европы. Одни считали его поэтом свободы, другие – оплотом буржуазной нравственности. Доступные языковые средства и меткие диалоги превратили многие строчки Шиллера в крылатые выражения. В 1859 году столетие со дня рождения Шиллера отмечалось не только в Европе, но и в США. Произведения Фридриха Шиллера заучивались наизусть, с XIX века они вошли в школьные учебники.
После прихода к власти национал-социалисты пытались представить Шиллера «немецким писателем» в своих пропагандистских целях. Однако в 1941 году постановки «Вильгельма Телля», как и «Дона Карлоса» были запрещены по приказу Гитлера.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_10_ноября #Ш__
10 ноября
1928 года родился Эннио МОРРИКОНЕ (в Риме), выдающийся итальянский композитор, аранжировщик и дирижёр. Один из самых известных композиторов и плодовитых авторов XX века и современности, наиболее известный в мире композиторов, работавший в кино.
Лауреат премии «Оскар» 2007 года за выдающиеся заслуги в кинематографе, 8-кратный лауреат национальной кинопремии Италии «Давид ди Донателло» за лучшую музыку к фильму.
Стал известным во всем мире за создание музыки к спагетти-вестернам, снятыми Серджо Леоне, включая «За пригоршню долларов» (1964), «На несколько долларов больше» (1965), «Хороший, плохой, злой» (1966), «Однажды на Диком Западе» (1968), «За пригоршню динамита» (1971) и «Меня зовут Никто» (1973).
Написал музыку более чем к 570 фильмам, из которых 30 – вестерны. Точных цифр не помнит даже он сам, но по приблизительным подсчетам, в его послужном списке порядка полутысячи саундтреков, написанных почти во всех музыкальных стилях и для всех жанров современного кино.
* * * * *
Когда Эннио исполнилось 9 лет, он поступил в консерваторию Святой Чечилии в Риме, где проучился в общей сложности 11 лет и получив 3 диплома – по классу трубы в 1946 году, по классу оркестра (фанфар) в 1952 году и по классу композиции в 1953 году.
В возрасте 16 лет Морриконе занял место второй трубы в ансамбле Альберто Фламини, в котором прежде играл его отец. Вместе с ансамблем Эннио подрабатывал, играя в ночных клубах и отелях Рима. А годом позже устроился в театр, где проработал один год музыкантом, а потом 3 года композитором. В 1950 году он начал аранжировать песни популярных композиторов для радио. Обработкой музыки для радио и концертов Морриконе занимался до 1960 года, а затем стал аранжировать музыку для телешоу.
Музыкальный вкус Эннио Морриконе очень сложно точно описать. Его аранжировки всегда были очень разнообразны, в них можно услышать и классику, и джаз, и итальянский фольклор, и авангард, и даже рок-н-ролл.
Писать музыку к кинофильмам он начал, когда ему уже было 33 года. Началось всё с итальянских вестернов, с жанра, с которым теперь прочно ассоциируется его имя. Широкая известность пришла к нему после работы над фильмами его бывшего одноклассника, режиссёра Серджо Леоне. Этот ворческий союз режиссёра и композитора (Леоне–Морриконе) часто сравнивают с такими известными дуэтами, как Эйзенштейн–Прокофьев, Хичкок–Херрманн, Миядзаки–Дзё Хисаиси и Феллини–Рота. Позднее музыку Морриконе для своих фильмов пожелали заказать Бернардо Бертолуччи, Пьер Паоло Пазолини, Дарио Ардженто и многие другие.
С 1964 года Морриконе работал в звукозаписывающей компании «RCA», где аранжировал сотни песен для таких знаменитостей, как Джанни Моранди, Марио Ланца, Миранда Мартино и др.
Прославившись в Европе, Морриконе был приглашён для работы в голливудском кинематографе. В США он написал музыку для фильмов таких известных режиссёров, как Джон Бурмен, Вольфганг Петерсен, Барри Левинсон, Терренс Малик, Роман Полански, Оливер Стоун, Брайан Де Пальма, Майк Николс, Джон Карпентер и др. Заметная его музыка звучит в фильмах «Изгоняющий дьявола 2», «Дни жатвы», «Нечто», «Неприкасаемые», «Военные потери», «Багси», «На линии огня», «Разоблачение», «Волк», «Булворт» и «Миссия на Марс».
В 2007 году Эннио Морриконе получил «Оскара» за жизненные достижения. В марте 2008 года за вклад в искусство и культуру президентом Чили награжден орденом «Пабло Неруда».
10 ноября
В 1919 году родился Михаил Тимофеевич КАЛАШНИКОВ (в селе Курья, Алтайский край), выдающийся советский и российский конструктор стрелкового оружия с мировым именем, доктор технических наук, генерал-лейтенант.
Главное его детище – автомат Калашникова – признан изобретением века и изображен на знаменах и гербах некоторых стран. Стал знаменитым на весь мир благодаря созданию АК-47. На сегодняшний день около 100 стран мира приняли на вооружение и используют автоматы Калашникова.
Кавалер ордена Святого Андрея Первозванного, Михаил Тимофеевич является единственным человеком, удостоенным звания Героя России и дважды звания Героя Социалистического Труда одновременно.
* * * * *
С детских лет Михаил интересовался техникой, исследуя устройство и принципы работы разных механизмов. В школе увлекался физикой, геометрией и литературой. Окончив 9 классов, уехал в Казахстан, где работал в депо на железной дороге. В 1938 году был призван в армию, по окончании школы механиков-водителей танка служил в Киевском особом военном округе. Уже там Калашников проявлял свои изобретательские способности – разработал инерционный счетчик выстрелов из танковой пушки, приспособление к пистолету ТТ, создал прибор для учета моторесурса танкового двигателя.
За последнее изобретение в январе 1941 года генерал армии Георгий Жуков вручил Калашникову именные часы и командировал его в одну из частей Московского военного округа, на базе которой проводились испытания прибора. После завершения испытаний Михаила направили на Ленинградский завод им. Ворошилова, для доработки и внедрения его изобретения в производство.
Участие в Великой Отечественной войне Калашников начал в августе 1941 года командиром танка, но в октябре под Брянском был тяжело ранен и несколько месяцев провел в госпитале, где и загорелся идеей создания своего образца автоматического оружия, делал наброски и чертежи. После госпиталя Михаил, находясь в шестимесячном отпуске на долечивании, вернулся в мастерские депо, где и создал опытный образец пистолета-пулемета.
Его изобретением заинтересовался известный ученый в области стрелкового вооружения А. Благонравов. В 1942 году Калашников был направлен для прохождения службы на Центральный научно-исследовательский полигон стрелкового вооружения Главного артиллерийского управления Красной Армии.
Там он с 1945 года начал разработку своего автоматического оружия. После конкурса проект его автомата был признан достойным для изготовления, и в 1949 году автомат был принят на вооружение Советской Армии под названием «7,62-мм автомат Калашникова образца 1947 года» (АК), а Калашников командирован в Ижевск для работы на машиностроительном заводе, где работает и поныне.
В последующие годы в конструкторском бюро Калашникова на базе АК-47 были разработаны десятки образцов автоматического стрелкового оружия. Также Михаил Тимофеевич известен и как конструктор пулеметов, а его охотничьи самозарядные карабины «Сайга» завоевали огромную популярность у любителей охоты в нашей стране и за рубежом. Более десятка модификаций карабинов выпускаются и ныне.
Калашников имеет 35 авторских свидетельств на изобретения и является академиком 16 различных российских и зарубежных академий. Почетный гражданин Ижевска, Удмуртии, Алтайского края и села Курья, был Депутатом Верховного Совета СССР нескольких созывов. Лауреат многих государственных премий он награжден многими советскими и российскими орденами и медалями, а также государственными наградами других стран.
В честь изобретателя учреждена награда «Знак «Конструктор стрелкового оружия М.Т. Калашников» и премия им. Калашникова. В селе Курья ему при жизни установлен бронзовый бюст, в Ижевске открыт Музейно-выставочный комплекс им. Калашникова. Его имя носят Кадетская школа г. Воткинска, аудитория при военной кафедре Горного института г. Санкт-Петербурга.
Михаил Тимофеевич увлекается классической музыкой и поэзией, любит охоту и рыбалку. По дому все старается делать сам, считая, что труд – это лучшее лекарство от всех болезней и старости. Он является автором нескольких книг-воспоминаний и членом Союза писателей России.
Сегодня легендарный конструктор-оружейник продолжает плодотворную работу в КБ Ижевского машиностроительного завода, являясь Главным конструктором по стрелковому оружию, консультантом генерального директора «Рособоронэкспорта» и президентом Союза российских оружейников.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_10_ноября #К__