11 февраля
1889 года родился Алексей Ильич КРАВЧЕНКО (в Покровской слободе, Саратовской губернии; ныне город Энгельс), русский советский художник, живописец, график, иллюстратор.
Завоевав изначально признание как живописец, Кравченко был больше известен как график и иллюстратор.
* * * * *
Первым учителем рисования был приезжий иконописец в местной церкви. В 1896 году поступил в Духовное училище. В 1904 году поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, где учился в мастерских под руководством А. Архипова, К. Коровина, В. Серова, А. Васнецова. В 1905 году в связи с революционными событиями училище было закрыто, Кравченко уехал в Мюнхен продолжать образование в студии Ш. Холлоши. В 1906 году возобновил занятия в училище. Много путешествовал по России, в 1908 году получил премию И. Левитана за пейзаж «В уральской деревне».
В 1912 году его живописные работы были приобретены Румянцевским музеем и Третьяковской галереей. Через год вместе со скульптором В.Ватагиным направлен Академией художеств в Индию и на Цейлон, что послужило вдохновением для серии работ. Возвращаясь из Индии, останавливался в Японии, где изучал японскую гравюру.
До 1921 года Кравченко жил в Саратове, где заведовал Радищевским художественным музеем, организовал графический факультет и стал его деканом. Выполнял декорации к спектаклям, занимался плакатом и монументальной пропагандой. В 1921 году по возвращении в Москву приобрёл известность как мастер гравюры и офорта.
В 1925 году на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже Алексею Ильичу была присуждена высшая награда "Grand Prix".
Осенью 1925 года он уехал в Италию, работал в Венеции, Флоренции, Сан-Джиминьяно, Пизе, Риме. В 1935 году был назначен профессором Московского института изобразительных искусств.
Работы мастера находятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве, в Русском музее в Петербурге, в Саратовском художественном музее.
Скончался Алексей Ильич КРАВЧЕНКО 31 мая 1940 года в Москве.
11 февраля
В 1841 году родился Адольфо ФАРСАРИ (в Виченца, Австрийская империя), итальянский и американский фотограф, работавший в основном в Японии.
В 1873 году переехал в Японию, где стал соучредителем компании «Саргент, Фарсари и Ко», которая занималась изготовлением плакатов, карт, оформлением книг и журналов и прочими работами. Открыв в Йокохаме фотоателье стал зарабатывать фотографией. Почти все студийные работы Фарсари предназначались для продажи туристам. В то время среди иностранцев были популярны черно–белые фотографии, раскрашенные вручную цветными красками.
На закате жизни Адольфо вернулся на родину.
Скончался Адольфо Фарсари 7 февраля 1898 года в Венеции.
В настоящее время работы Фарсари хранятся в частных коллекциях и различных музеях.
http://sfw.so/1148977519-staraya-yaponiya-glazami-adolfo-farsari.html
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_11_февраля #Ф__
11 февраля
В 1855 году родился Эрик Теодор ВЕРЕНШЁЛЛЬ (в Эйдскуге), норвежский художник и график.
Вырос в Конгсвингере, где начал обучение живописи. С 1874 года учился в Осло, в 1875 году переехал в Мюнхен, продолжив там своё образование. Вдохновлённый французской живописью и движением натурализма, отправился в Париж, через два года вернулся в Норвегию.
Вереншёлль — автор жанровых картин с изображениями крестьянства, портретов, пейзажей, иллюстраций к сборнику «Норвежские народные сказки» П. К. Асбьёрнсена и Й. Э. Му и норвежскому изданию «Круга земного» исландского поэта Снорри Стурлусона.
Скончался Эрик Теодор Вереншёлль 23 ноября 1938 года в Осло.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_11_февраля #В__
11 февраля
В 1873 году родился Семён Маркович ПРОХОРОВ (в Малоярославеце, Калужской области), русский и украинский советский живописец и педагог.
Частным образом учился у художника-реставратора. Окончил в 1904 году Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в 1909 — Петербуржскую академию художеств (у Ильи Репина) и П. П. Чистякова. В 1910 году учился в Италии.
По рекомендации И.Репина был допущен к руководству классами рисования и живописи Томского общества любителей художеств. Преподавал в Томском учительском институте. С 1913 года жил в Харькове, преподавал в художественном училище.
Участник Первой мировой войны, участвует в боях под Варшавой и Двинском. В 1916 попадает в германский плен. В 1918 году возвращается с фронта и возобновляет работу в Харьковском художественном училище, затем — в Харьковском художественном институте (с 1936 — профессор).
15 июня 1944 года, к 100-летию со дня рождения Ильи Ефимовича Репина, основал Харьковскую художественную школу № 1 им. И. Е. Репина.
Скончался Семён Маркович Прохоров 23 июля 1948 года в Харькова.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_11_февраля #П__
11 февраля
В 1807 году родился Наполеон Матеуш Тадеуш ОРДА (в Минской губернии), белорусский, литовский и польский литератор, музыкант, композитор, художник, скульптор, педагог.
Начальное образование получил дома от своих родителей, после чего обучался в гимназии в Свислочи. В 1823 году поступил в Виленский университет на физико-математический факультет. За участие в деятельности тайного студенческого общества был арестован и исключён из университета. После 15-месячного тюремного заключения вернулся в Вороцевичи, где находился под надзором полиции.
Принял активное участие в восстании 1831 года, после подавления которого был вынужден оставить свой дом и под чужим именем эмигрировать в Париж. Проживал в Австрии, Швейцарии, Италии, а в сентябре 1833 года получил статус эмигранта во Франции и остался в Париже. В это время определяются его основные приоритеты в творчестве — занятия музыкой и живописью.
Парижский период жизни принес Наполеону Орде известность в широких кругах европейской интеллигенции. Он был знаком с Ф. Листом, Дж. Россини, Дж. Верди, Ж. Гуно, Г. Берлиозом, О. Бальзаком, А. Стендалем, П. Виардо, И. Тургеневым. Принимал участие в литературных собраниях, сопровождая игрой на фортепиано поэтические импровизации Адама Мицкевича. С 1833 года учился рисованию в студии мастера архитектурного пейзажа Пьера Жерара. В путешествиях по Франции, Австрии, Шотландии, Бельгии, Голландии, Испании, Португалии, Северной Африке рисовал пейзажи, главным образом городские виды.
С 1847 директор Итальянской оперы в Париже до её закрытия во время революции (1848). После того, как Александр II в 1856 объявил об амнистии для участников восстания, вернулся на родину. С 1856 года жил в Пинске. В 1862 году переехал на Волынь и по приглашению генерала Адама Ржевуского был домашним учителем музыки.
Общая коллекция рисунков Наполеона Орды составляет более 1150 пейзажей. Они были использованы во время подготовки проектов реставрационных работ Андреевской церкови в Киеве, костела Иоанна Предтечи в Белой Церкви, крепости в Каменце-Подольском, в Подгорецком, Дубенском, Острожском и Летичевском замках.
Автор полонезов, мазурок, вальсов, ноктюрнов. Составил «Грамматики польского языка для французов», издал «Грамматика музыки» и альбом видов губерний Гродненской, Виленской, Минской, Ковенской, Волынской, Подольской и Киевской, материал для которого собрал во время своих путешествий.
Скончался Наполеон Орда 26 апреля 1883 года в Варшаве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_11_февраля #О__
11 февраля
В 1875 году родился Василий Иванович КАЧАЛОВ /настоящая фамилия — Шверубович/ (в Вильно), русский актёр, один из ведущих актёров Художественного театра.
Благодаря выдающимся достоинствам своего голоса и артистизму, он оставил заметный след в таком особом роде деятельности, как исполнение произведений поэзии (С. Есенина, Э. Багрицкого и др.) и прозы (Л.Н. Толстого) в концертах, на радио, в записях на граммофонных пластинках.
* * * * *
Выходец из семьи священника, он обучался в 1-й Виленской гимназии одновременно с Ф. Дзержинским, Б. Горевым, Константином Галковским. Гимназистом Василий участвовал в любительских спектаклях и приобрел репутацию декламатора и актёра. Окончив гимназию, он поступил на юридический факультет Петербургского университета. В 1896 году на студенческих каникулах играл вместе с В. Комиссаржевской во время её гастролей в пьесе «Бой бабочек».
В 1896 году поступил на профессиональную сцену в Театр Литературно-художественного общества, фактическим владельцем которого был А.С. Суворин. Взяв псевдоним Качалов, играл эпизодические роли.
Известность пришла к Качалову, когда он в 1900 году перешёл в московский Художественный театр К.С. Станиславского и Немировича-Данченко и стал одним из его ведущих актёров. Дебют в роли Берендея в «Снегурочке» по пьесе А.Н. Островского.
После Октябрьской революции возглавлял часть труппы Станиславского, гастролировал по Югу России, затем в Болгарии, Югославии, Австрии, Чехии, Германии, Дании и Швеции, выступал в Европе и в Америке.
С 1924 года работал в Москве; всего в МХАТ сыграл 55 ролей.
Значительное место в творчестве Качалова занимали его деятельность на эстраде и работа на радио; создал особый жанр эстрадного исполнения драматических произведений — «монтажи», в которых играл по несколько ролей.
Скончался Василий Иванович Качалов 30 сентября 1948 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Его имя носит Казанский русский драматический театр, один из старейших в России.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_11_февраля #К__
11 февраля
В 1874 году родилась Эльза БЕСКОВ (в Стокгольме), шведская детская писательница и иллюстратор детских книг (в том числе собственных).
Изучала искусствоведение в Университете искусств, ремёсел и дизайна в Стокгольме, затем работала в шведском журнале «Рождественский домовой» и в альманахе «Среди домовых и троллей». Сделала более 100 иллюстраций для серии «Детская библиотека. Сказка», выходившей с 1899 года. Опубликовала около сорока книг.
На стиль произведений Э. Бесков значительное влияние оказали Сакариас Топелиус и Ганс Христиан Андерсен. Книги, как написанные, так и иллюстрированные Эльзой Бесков, чрезвычайно популярны в Швеции, постоянно переиздаются. Один из залов в стокгольмском музее Юнибаккен посвящён произведениям Э. Бесков.
Скончалась Эльза Бесков 30 июня 1953 года в Стокгольме.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_11_февраля #Б__
11 февраля
В 1902 году родилась Любовь Петровна ОРЛОВА (в подмосковном Звенигороде), легендарная советская актриса театра и кино, пианистка, певица и танцовщица, кумир советских зрителей 1930-50-х годов. Народная артистка СССР. Лауреат двух Государственных премий.
Она профессионально пела (лирико-колоратурное сопрано), играла на фортепиано, танцевала, исполняла акробатические трюки. Роли Орловой в фильмах «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Весна» до сих пор пользуются всенародной любовью.
На протяжении многих лет она была примадонной советского киноэкрана, отличаясь изысканной аристократической внешностью и ухоженностью.
* * * * *
Она происходила из знатного дворянского рода. Ирония судьбы: лучшая исполнительница ролей домработниц, ударниц коммунистического труда являлась потомком древнего рода Орловых, восходящих своими корнями к великому князю Киевскому Владимиру.
Родители хотели, чтобы дочь стала профессиональной пианисткой, и, когда Любе исполнилось 7 лет, её отдали в музыкальную школу.
Первым, кто восхитился Любочкой Орловой, был сам Фёдор Шаляпин, являвшийся другом семьи Орловых. Любочке было тогда шесть. Шаляпин первым предрек ей славу артистки. Также сам Лев Толстой часто баловал маленькую Любочку конфетами и называл «мой дружочек». «Я знаю, – говаривал Толстой, – дружочек станет настоящей артисткой». И оказался, как всегда, прав.
После окончания Московской консерватории и хореографического отделения Московского театрального техникума, Любовь Орлова работала в Московском музыкальном театре, которым руководил Владимир Иванович Немирович-Данченко. Там она пела в хоре и выступала как исполнительница хореографических номеров.
Дебютом Орловой в кино стало исполнение роли Грушеньки в картине «Петербургская ночь» (1934) режиссера Григория Рошаля, поставленная еще в эпоху немого кино. Поворотным моментом в её творчестве стала роль домработницы Анюты в фильме Григория Александрова «Веселые ребята». Ею восхитился сам Иосиф Сталин в 1934 году, когда посмотрел в Кремле эту комедию.
Следующим фильмом был «Цирк», основой которого явился мюзикл «Под куполом цирка» Катаева, Ильфа и Петрова.
Неизменную команду – режиссера Александрова, композитора Дунаевского, поэта Лебедева-Кумача – окрестили «орловскими рысаками», поскольку зрители приняли «Цирк» как фильм Орловой.
Любовь Орлова вошла в каждую семью советских людей. На улице встречные замедляли шаг, мужчины снимали шляпы, а на самых суровых лицах появлялось выражение радушия. Песни, которые пела Орлова, пела вся страна.
В последние годы жизни актриса почти перестала сниматься в кино и работала в Московском театре им. Моссовета, где создала ряд замечательных актерских работ в спектаклях режиссера Юрия Завадского.
Она всегда прекрасно выглядела, следила за собой, и зал овацией встречал её фразу в спектакле «Милый лжец», произнесенную от имени героини, миссис Патрик Кэмпбелл: «И мне никогда не будет больше тридцати девяти лет, ни на один день!». И это было правдой. Она была неувядаема.
Скончалась Любовь Петровна Орлова 26 января 1975 года в Москве, похоронена на Новодевичьем кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_11_февраля #О__
11 февраля
В 1847 года родился Томас Алва ЭДИСОН (в Майлене, штат Огайо), всемирно известный американский изобретатель и предприниматель.
Он получил в США 1 093 патента и около 3 000 в других странах мира.
В 1930 году стал иностранным почётным членом АН СССР.
* * * * *
В возрасте 12-ти лет работал разносчиком газет, а в 16 – стал служить в телеграфной фирме. Звездный час Эдисона пришелся на годы Гражданской войны.
В разгар работы по обслуживанию биржевых торгов перестал действовать телеграф. Не только быстро починив, но и усовершенствовав его, Томас получил баснословный гонорар в 40 000 долларов. Так он смог открыть собственное дело.
В 1868 году Эдисон занялся изобретательством, и уже через 2 года организовал лабораторию в Нью-Арке, в 1876 году – в Менло-Парке, а с 1887 года возглавил собственный изобретательский центр.
Своими открытиями Эдисон изменил мир, на его счету более 1 400 изобретений и организация нескольких компаний, главная из которых – «Дженерал электрик».
К изобретениям Эдисона можно отнести усовершенствованный телефон Белла и лампу накаливания; в 1877 году изобрел фонограф, усовершенствованный им же в 1889 году, также он разработал систему освещения, сконструировал поворотный выключатель, мегафон, электросчетчик, патрон и цоколь, угольный микрофон, рекордер и электрический стул.
Эдисон ввел в обиход параллельное включение ламп, построил сверхмощные электрогенераторы, и в 1881 году запустил в эксплуатацию первую тепловую электростанцию с разветвленной сетью. Заслугами Эдисона также являются: изобретение железнодорожного тормоза, аппарат для записи телефонных разговоров, щелочно-железоникелевые аккумуляторы, усовершенствованная кинематографическая камера.
Именно Эдисон предложил начинать телефонный разговор со слова «Алло!», которое прижилось и употребляется до сих пор. Изобретатель в 1883 году первым наблюдал явление термоэлектронной эмиссии (эффект Эдисона).
Знакомые, приходившие в гости к Эдисону, уже прославившемуся своими изобретениями, недоумевали, почему калитка в его доме открывается с таким трудом. Наконец кто-то из них сказал:
– Такой гений, как ты, Томас, мог бы сконструировать калитку и получше.
– Ничего подобного, – отвечал изобретатель. – Эта калитка сконструирована гениально: она соединена с насосом и каждый, кто входит, накачивает в цистерну 20 литров воды.
Скончался Томас Алва Эдисон 18 октября 1931 года в Вест Оранже (штат Нью-Джерси).
* * * * *
Высказывания Томаса Эдисона:
• Большинство людей готово безмерно трудиться, лишь бы избавиться от необходимости немножко подумать.
• Если есть способ сделать дело лучше – найдите его.
• Время от времени происходят вещи, на которые мы не в состоянии повлиять. Но реакция на них остаётся за нами. Только мы вправе выбирать, как относиться ко всем жизненным событиям.
• Наш большой недостаток в том, что мы слишком быстро опускаем руки. Наиболее верный путь к успеху – все время пробовать еще один раз.
• Если мы сделаем все, на что способны, мы в буквальном смысле удивим себя.
• Как скульптору необходим кусок мрамора, так душе необходимы знания.
• Секрет гения – это работа, настойчивость и здравый смысл.
• Я не терпел поражений. Я просто нашёл 10 000 способов, которые не работают.
• Унаследовать богатство достоин лишь тот человек, который способен сам создать его, независимо от того, начинает он с нуля или нет, и который поэтому не нуждается в богатстве. Деньги будут служить наследнику, если он будет сильнее, чем они, в противном случае они его уничтожат.
• Возможность упускается большинством людей, потому что она одета в обыкновенность и выглядит как работа.
• Многие из тех, кто потерпел в жизни неудачу, – это люди не понимавшие, как близко они находились к успеху в тот момент, когда сдались.
• Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить.
• Каждая неудавшаяся попытка – это еще один шаг вперед.
• Недовольство первое условие прогресса.
• Хорошая идея состоит из большого количества маленьких идей.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_11_февраля #Э__
11 февраля
В 1894 году родился Виталий Валентинович БИАНКИ (в Санкт-Петербурге), русский советский писатель, автор многих увлекательных произведений для детей.
Его книги раскрывают мир природы, учат проникать в её тайны. Язык лёгкий и красочный, обращён непосредственно к воображению ребёнка.
«Лесная газета на каждый год» (1-е изд., 1928) имеет оригинальную литературную форму: с помощью газетных приёмов – телеграмма, хроника, объявление, фельетон, – дан календарь лесной жизни на каждый месяц. В ней 12 глав-номеров – по номеру на каждый месяц. Год начинается с весеннего равноденствия, 1-й месяц – с 21 марта по 20 апреля и так далее.
«Лесная газета» выросла из «газетного отдела» журнала «Новый Робинзон», где Бианки из номера в номер вел фенологический календарь природы.
* * * * *
Предки писателя были выходцами из Италии. Его отец – известный учёный-орнитолог, сотрудник Зоологического музея Академии наук. Неудивительно, что Виталий поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета.
Призванный в армию в 1916 году, он после окончания ускоренного курса Владимирского военного училища в чине прапорщика был направлен в артиллерийскую бригаду.
В 1917 году работал в комиссии по охране художественных памятников Царского Села. Летом 1918 года Бианки работал в Самаре в газете «Народ». Затем он переехал в Уфу, Екатеринбург, снова в Уфу, в Томск и наконец, в Бийск.
Мобилизованный в колчаковскую армию, он вскоре дезертировал оттуда и был вынужден жить под чужой фамилией. По документам он значился Виталием Беляниным, студентом Петроградского университета и орнитологом-коллектором Зоологического музея Российской Академии наук. Настоящую свою фамилию скрывал вплоть до изгнания колчаковцев. Двойная фамилия Бианки-Белянин осталась в его паспорте до конца жизни.
С установлением Советской власти в Бийске работал в отделе народного образования. Активно участвовал в работе Бийского общества любителей природы, читал лекции по орнитологии в Алтайском народном университете, организовал две научные экспедиции на Телецкое озеро.
Вернувшись в 1922 году в Петроград, вошёл в кружок детских писателей при Петроградском педагогическом институте дошкольного образования, куда входили К.И. Чуковский, С.Я. Маршак, Б.С. Житков и другие писатели.
В 1923 году был опубликован его первый рассказ «Путешествие красноголового воробья». Вскоре его рассказы и сказки о животных стали печататься во всех детских журналах страны («Новый Робинзон», «Ёж», «Чиж», «Мурзилка»). Ежегодно издавались и книги писателя, печаталась «Лесная газета» – сезонный календарь природы. Отдельной книгой «Лесная газета» впервые вышла в 1928 году и при жизни автора издавалась более 10 раз.
В конце 1925 года Бианки был арестован и приговорен за участие в несуществующей подпольной организации к трём годам ссылки в Уральск (благодаря многочисленным ходатайствам, в т.ч. М. Горького, обратившегося к Г. Ягоде) получил разрешение перебраться в Новгород, а затем и в Ленинград.
В марте 1935 года Бианки, как «сын личного дворянина, бывший эсер, активный участник вооружённого восстания против советской власти», был снова арестован и подлежал ссылке на 5 лет в Актюбинскую область. Благодаря заступничеству Екатерины Павловны Пешковой решение о ссылке было отменено, и Бианки был освобождён.
За свою жизнь Виталий Бианки написал более 300 рассказов, сказок, повестей и статей, которые вошли в 120 его книг, напечатанных общим тиражом в 40 млн. экземпляров.
Его увлекательные книги раскрывают мир природы, учат проникать в её тайны.
Одним из его учеников и последователей является Николай Сладков, автор множества книг о природе.
Скончался Виталий Валентинович Бианки 10 июня 1959 года в Ленинграде на Богословском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_11_февраля #Б__
11 февраля
1934 года родилась Мэри КУАНТ /или КВАНТ/ (в Лондоне), британский дизайнер и модельер одежды, чьё имя прочно ассоциируется с появлением на свет такого предмета туалета, как мини-юбка.
* * * * *
Она окончила художественный колледж Голдсмита. Стиль её творений определила лондонская тусовка: кругом общения Мэри был богемный свингующий Лондон 1960-х годов.
Куант начинала как модель, поэтому сумела соединить потребности лондонских девчонок и реалии модного бизнеса. Карьера молодого дизайнера развивалась бурно.
В 1955 году она вместе со своим будущим супругом Александром Планкеттом Грином и общим другом Арчи Макнэйром открыла в лондонском районе Челси маленький бутик «Bazaar», где был представлен стиль одежды, отвечающий неформальной молодёжной моде. Впоследствии Куант начала заниматься ещё и дизайном одежды, в чём весьма преуспела.
Именно с её подачи в моду входят: топ, обтягивающие разноцветные брюки, замшевая одежда, туфли на платформах, простые короткие стрижки и яркая косметика. Кроме того, ей приписывают создание хулиганского имиджа группе «The Rolling Stones», ставших как бы антиподом чистеньких и причесанных «The Beatles». Одна из первых Мэри Куант начала использовать новые синтетические материалы.
В начале 1960-х годов в её коллекциях заслуженное место заняла мини-юбка, которую сама Мэри считала практичным и очень полезным для женщин изобретением. В сущности, юбки начали постепенно укорачиваться ещё в конце пятидесятых, и к этой тенденции приложили руку такие известные модельеры, как Андре Курреж и Джон Бейтс. Однако сам термин «мини-юбка» ввела в обиход именно Куант, придумав это название по ассоциации с её любимой маркой автомобилей, «Mini».
К 1966 году Мэри Куант уже сотрудничала с восемнадцатью различными фирмами-производителями готовой одежды, тогда же она приняла из рук Королевы Орден Британской империи. В 1970-х – 1980-х годах она работала над линиями косметики и товаров для дома. В 1988 году разработала внутренний дизайн автомобиля «Мини».
В настоящее время Мэри КУАНТ занимается проектированием отдельных товаров.
11 февраля
1761 года каретник Михаэль Каслер предпринял небольшое – всего в 2 километра – путешествие из родного Браунсдорфа (округ Магдебург, Германия) до соседнего Браусберда. Но именно благодаря этому путешествию он навсегда вписал свое имя в историю.
В данном случае важен был не маршрут и не его длина, а то, каким образом путешествовал каретник. А делал он это на удивительной конструкции – первом велосипеде, им же самим и изобретенном.
Машина Каслера представляла собой два обитых стальными обручами деревянных колеса, которые соединялись рамой со скамеечкой для сиденья. Руль у нее был неподвижен, весила она около 125 кг.
По легенде, изобретателем каретник из Браунсдорфа стал, что называется, поневоле. Однажды он опоздал на работу, и хозяин сказал ему: «Эй, парень, приделай-ка к своим ногам колеса!».
Как видно, Каслер воспринял это замечание всерьез...
* * * * *
• Путь к современному велосипеду был проложен только в 1817 году Людвигом Драйсом из Зауербронна. На своем самокате длиной 2,4 м с 30-дюймовыми колесами он ввел новшество – управляемое переднее колесо. На этой машине Драйс сумел преодолеть расстояние от Лейпцига до Дрездена (111 км) за 7 часов.
• В 1860 году Пьер Мишо, каретник из Парижа, ремонтируя старый самокат, установил на передние колеса две педали. Спустя 2 года такие машины начали выпускать серийно под названием «велосипед» («вело» – быстро, «пед» – нога). Открытие Мишо окончательно утвердило велосипед как средство передвижения. Начали появляться новые усовершенствования. Если до того велосипеды изготавливались преимущественно из дерева, то в последующие 10 лет колеса обивали плотной резиной, а для рам и полых вилок начали использовать трубки.
• В 1870 году англичанин Хилман начинает продавать первые полностью металлические велосипеды с высокими колесами. Величина переднего колеса, как правило, составляла 54 дюйма (современных колес – 27 дюймов).
• В 1885 году англичанин Старлей изготовил так называемый ровер – первый велосипед с цепным приводом. Он весил около 20 кг.
• В 1888 году ирландец Дэнлоп изобрел шины, наполняемые воздухом. С этого момента наступает настоящий расцвет двухколесного велосипеда.
• На рубеже XIX-XX веков была изобретена зубчато-цепная передача, находящаяся на каретке заднего колеса. Вначале такая система была фиксированной, что доставляло немало трудностей водителю, которому приходилось непрерывно крутит педали. Холостой ход дал возможность водителю отдыхать во время езды.
• Еще спустя некоторое время появились велосипеды с возможностью замены ведомой шестерни, что вело к возможности регулировки скорости. В дальнейшем каретку заднего колеса начали изготовлять с возможностью добавлять звездочки различных размеров. Это стало толчком к созданию переключателя скоростей. Первые велосипеды с педальной системой переключения передач были не совершенны. При переходе от одной передаче к другой часто спадала цепь или же натягивалась до предела, что делало езду невыносимой. Однако вскоре эта проблема была решена.
• Спустя всего несколько лет появилась «ручная коробка передач». Она дала возможность добавить на ведущую шестерню пару дисков. После чего водителю не приходилось останавливаться для смены передачи.
• За последние полвека конструкция велосипеда не очень изменилась. Претерпели изменения только материалы, из которых его стали изготовлять.
11 февраля
В 1847 года родился Томас Алва Эдисон (в Майлане, штат Огайо), известный американский изобретатель.
В возрасте 12-ти лет работал разносчиком газет, а в 16 лет стал служить в телеграфной фирме. Звездный час Эдисона пришелся на годы Гражданской войны. В разгар работы по обслуживанию биржевых торгов перестал действовать телеграф. Не только быстро починив, но и усовершенствовав его, Томас получил баснословный гонорар в 40 тыс. долларов. Так он смог открыть собственное дело. В 1868 году Эдисон занялся изобретательством, и уже в 1870 году организовал лабораторию в Нью-Арке, в 1876 году в Менло-Парке, а с 1887 года возглавил собственный изобретательский центр.
Своими открытиями Эдисон изменил мир, на его счету более 1400 изобретений и организация нескольких компаний, главная из которых – «Дженерал электрик».
К изобретениям Эдисона можно отнести усовершенствованный телефон Белла и лампу накаливания, в 1877 году изобрел фонограф, усовершенствованный им же в 1889 году, также он разработал систему освещения, сконструировал поворотный выключатель, мегафон, электросчетчик, патрон и цоколь, угольный микрофон, рекордер и электрический стул.
Эдисон ввел в обиход параллельное включение ламп, построил сверхмощные электрогенераторы, и в 1881 году запустил в эксплуатацию первую тепловую электростанцию с разветвленной сетью. Заслугами Эдисона также являются: изобретение железнодорожного тормоза, аппарат для записи телефонных разговоров, щелочно-железоникелевые аккумуляторы, усовершенствованная кинематографическая камера.
Именно Эдисон предложил начинать телефонный разговор со слова «алло», которое прижилось и употребляется до сих пор. Изобретатель в 1883 году первым наблюдал явление термоэлектронной эмиссии (эффект Эдисона).
Знакомые, приходившие в гости к Эдисону, уже прославившемуся своими изобретениями, недоумевали, почему калитка в его доме открывается с таким трудом. Наконец кто-то сказал:
– Такой гений, как ты, Томас, мог бы сконструировать калитку и получше.
– Ничего подобного, – отвечал изобретатель. – Эта калитка сконструирована гениально: она соединена с насосом и каждый, кто входит, накачивает в цистерну двадцать литров воды.
* * * * *
Высказывания Томаса Эдисона:
– Большинство людей готово безмерно трудиться, лишь бы избавиться от необходимости немножко подумать.
– Если есть способ сделать дело лучше — найдите его.
– Время от времени происходят вещи, на которые мы не в состоянии повлиять. Но реакция на них остаётся за нами. Только мы вправе выбирать, как относиться ко всем жизненным событиям.
– Наш большой недостаток в том, что мы слишком быстро опускаем руки. Наиболее верный путь к успеху – все время пробовать еще один раз.
– Если мы сделаем все, на что способны, мы в буквальном смысле удивим себя.
– Как скульптору необходим кусок мрамора, так душе необходимы знания.
– Секрет гения – это работа, настойчивость и здравый смысл.
– Я не терпел поражений. Я просто нашёл 10 000 способов, которые не работают.
– Унаследовать богатство достоин лишь тот человек, который способен сам создать его, независимо от того, начинает он с нуля или нет, и который поэтому не нуждается в богатстве. Деньги будут служить наследнику, если он будет сильнее, чем они, в противном случае они его уничтожат.
– Возможность упускается большинством людей, потому что она одета в обыкновенность и выглядит как работа.
– Многие из тех, кто потерпел в жизни неудачу, – это люди не понимавшие, как близко они находились к успеху в тот момент, когда сдались.
– Важнейшая задача цивилизации — научить человека мыслить.
– Каждая неудавшаяся попытка — это еще один шаг вперед.
– Недовольство первое условие прогресса.
– Хорошая идея состоит из большого количества маленьких идей.
[club48234198|Все события]