13 июля
1607 года родился Вацлав ХОЛЛАР (в Праге), чешский график и рисовальщик, работавший в технике офорта.
Часто выпускал иллюстрированные серии. Разнообразие его работ впечатляет.
* * * * *
После захвата Праги во время Тридцатилетней войны семья Холлара разорилась и он, намеревавшийся стать юристом, решил учиться на художника.
В 1627 году Вацлав отправился во Франкфурт, где работал под руководством швейцарского гравёра и издателя Маттеуса Мериана-Старшего, затем переехал в Страсбург, а в 1633 году – в Кёльн.
Там на Холлара обратил внимание известный коллекционер и любитель искусства Томас Говард, пребывавший в то время у двора императора. С ним художник посетил Вену и Прагу и в 1637 году прибыл в Англию, ставшую его домом на многие годы. Он проживал в доме графа, но работал не только для него, а вынужден был сотрудничать с издателями, от которых зависел.
С началом в 1642 году гражданской войны Вацлав Холлар перешёл на службу к герцогу Йоркскому, переехав к нему вместе с женой и двумя детьми.
После разрушительного пожара 1666 года в Лондоне художник исполнил несколько «Видов Лондона». В 1670 году он создал одну из лучших своих работ – большую гравюру с изображением Эдинбурга.
Вацлав Холлар исполнил около 2740 гравюр на разнообразные темы: виды городов, портреты, изображения кораблей, пейзажи, натюрморты, произведения на религиозные и геральдические темы, изображения женских костюмов, анималистические композиции.
Его виды городов и архитектурных сооружений топографически точны и в то же время в них присутствует художественный замысел. Мастер мог создавать практически точные копии произведений других художников.
Почти полная коллекция его работ хранится в Британском музее и в библиотеке Виндзорского замка.
Скончался Вацлав ХОЛЛАР в нищете 28 марта 1677 года в Лондоне.
13 июля
В 1926 году родился Кронид Александрович ГОГОЛЕВ (в селе Прутское, Новгородской губернии, народный художник Российской Федерации.
Выходец из семьи священника. В 1941 году окончил семилетнюю школу. В возрасте 16 лет попал на фронт, прошёл всю Великую Отечественную войну.
Учился в Ленинградском художественно-графическом педучилище, по окончании которого уехал в Карелию. С 1961 года работал учителем рисования в детской художественной школе города Сортавала, заочно окончил художественно-графический факультет университета имени Герцена.
В Сортавале художник впервые обращается к дереву.Кронид Гоголев — автор многочисленных живописных полотен, деревянных скульптур, но наибольшие признание и известность принесли ему работы, выполненные рельефной резьбой по дереву.
Как правило, резная композиция выполнялась художником на специально подготовленном липовом щите, в монолитной технике — без применения клееных деталей. Большую работу художник проводил с оттенками дерева, в частности, добиваясь необходимого впечатления для произведений, посвящённых зимнему времени.
Работы Гоголева посвящены русскому северу, русской северной природе, народному быту. Помимо сказочных сюжетов в творчестве художника можно найти работы, посвящённые Сортавале, Петрозаводску, Валааму, нашли отражения и библейские сюжеты, композиции по мотивам эпоса «Калевала».
Работы К. А. Гоголева находятся в Музее декоративно-прикладного искусства в Москве, Политехническом музее, Этнографическом музее Санкт-Петербурга, музее на острове Валаам, в частных коллекциях США, Японии, Германии, Финляндии, Швеции.
Скончался Кронид Александрович Гоголев 10 апреля 2013 года в городе Сортавала.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_июля #Г__
13 июля
В 1869 году родился Сергей Арсеньевич ВИНОГРАДОВ (в селе Большие Соли, Костромская губерния; ныне Некрасовское Ярославской области), русский живописец-реалист, передвижник, мастер пейзажа и бытовых сцен, один из основателей «Союза русских художников». Академик Императорской академии художеств (1912), действительный член Академии с 1916 года.
Писал жанровые картины, портреты, интерьеры, пейзажи. Работы художника демонстрировались на выставках в Дюссельдорфе, Париже, Берлине, Мюнхене, Праге, Нью-Йорке, Риге.
* * * * *
В период 1885-89 годов обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его преподавателями были В. Маковский, И. Прянишников, Е. Сорокин, В. Поленов, брал уроки в петербургской Академии художеств у Б. Виллевальде и К. Венига.
В 1889 году Виноградов становится членом Товарищества передвижных художественных выставок. Участвовал в выставках Московского товарищества художников, художественных объединений «36 художников» и «Мир искусства».
В конце 1890-х годов в его картинах на крестьянскую тему много солнца, позже проявляется попытка ухода от стиля передвижников, работы 1910-х годов содержат моменты импрессионизма, пейзажи пишутся в декоративно-пленэрной манере. В 1914-17 годах Сергей Арсеньевич работал в открытке военной тематики.
Наиболее интересные работы выполнены в период активной деятельности в «Союзе русских художников».
Преподавал в Училище изящных искусств художника-архитектора А. Гунста, а также в Строгановском училище (конец 1880-х – начало 1890-х).
После 1923 года жил в Латвии, преподавал.
Скончался Сергей Арсеньевич ВИНОГРАДОВ 5 февраля 1938 года в Риге, похоронен на Покровском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_июля #В__
13 июля
В 1976 году родилась Диана Викторовна ВИШНЁВА (в Ленинграде), российская артистка балета, прима-балерина Мариинского театра (с 1996) и Американского театра балета (с 2005). Народная артистка России.
Гордость Санкт-Петербурга, обладательница всевозможных премий и наград в области хореографии, она неизменно и заслуженно значится в списках лучших балерин мира, её танец восхищает и завораживает.
Как личность и человек, Диана вызывает искреннее уважение и восторг.
* * * * *
В шестилетнем возрасте начала заниматься в хореографическом кружке городского Дворца пионеров (Аничков дворец), а в 1987 году поступила в Ленинградское хореографическое училище имени А.Я. Вагановой (с 1991 года – Академия русского балета).
Еще будучи студенткой, Диана исполнила партию Китри в балете «Дон Кихот» на сцене Мариинского театра. Окончив училище по классу педагога Людмилы Ковалёвой, была принята в балетную труппу театра, с 1996 года – его солистка. Репетировала с Ольгой Ченчиковой.
В 1995 году впервые выступила на сцене московского Большого театра, исполнив номер «Кармен» на заключительном концерте «Приза Лозанны» как победительница предыдущего конкурса. Затем вместе с Фарухом Рузиматовым, который стал её постоянным партнёром, была приглашена выступить в спектакле Большого театра «Дон Кихот».
Диана Вишнёва неоднократно выступала на сценах крупнейших театров мира, как с балетом Мариинского театра, так и самостоятельно. В 2001 году исполнила главные партии в спектаклях Баварского балета «Манон» и театра Ла Скала «Спящая красавица». Во время гастролей балетной труппы Мариинского театра в Нью-Йорке выступала на сцене Метрополитен-опера, солируя в балетах «Баядерка», «Дон Кихот» и «Рубины».
В октябре 2007 года на сцене Мариинского театра состоялась премьера первого личного проекта Дианы – «Silenzio» (режиссёр Андрей Могучий, хореограф Алексей Кононов). В том же году стала «лицом» модного дома «Татьяна Парфёнова».
С 2007 года Вишнёва стала сотрудничать с американским продюсером Сергеем Даниляном и его агентством Ardani Artists – совместно они подготовили несколько сольных проектов балерины («Красота в движении», «Диалоги», «На грани»).
Вместе с труппой Мориса Бежара 17 февраля 2013 года в Лозанне она выступила в «Болеро», став первой после Майи Плисецкой российской балериной исполнившей сольную партию в этом балете.
Участвовала в Церемонии открытия зимних Олимпийских игр-2014 в Сочи, где исполнила номер «Голубь мира», Диана Вишнёва была представлена зрителям, как одна из величайших балерин современности.
Неоднократно выступала в крупнейших театрах мира: в Баварской опере, в «Ла Скала», в парижском театре «Гранд Опера», в «Метрополитен-Опера», в Большом театре.
В 2010 году балерина учредила Фонд содействия развитию балетного искусства Дианы Вишнёвой, основными целями которого стали популяризация балета, повышение его доступности для различных слоев общества, помощь ветеранам сцены, детям, содействие в создании новых проектов в области хореографии.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_июля #В__
13 июля
В 1923 году родился Михаил Иванович ПУГОВКИН (в деревне Рамешки, Чухломский уезд, Костромская губерния), советский и российский актер театра и кино. Народный артист СССР (1988).
Лучшим временем своего творчества он считает работу у Леонида Гайдая (6 фильмов подряд), Андрея Тутышкина «Свадьба в Малиновке» и «Шельменко-денщик», а также у великого сказочника Александра Роу (4 роли королей и царей).
Актёр также снялся более чем в десяти киножурналах «Фитиль» и в нескольких детских журналах «Ералаш».
* * * * *
Выходец из бедной крестьянской семье, он с самого детства проявлял актерский талант – очень любил петь, лихо отплясывал цыганочку, барыню и русскую полечку.
В 1936 году семья Пуговкиных переехала в Москву. Там Михаил устроился учеником электромонтёра на Московский тормозной завод им. Кагановича. Помимо этого он посещал драматический кружок в клубе им. Каляева. Именно на одном из спектаклей кружка в 1939 году Пуговкина заметил режиссер Фёдор Каверин, который и пригласил молодого актера в Московский драматический театр на Сретенке. В этом театре Михаил проработал 2 года. Благодаря работе в театре, Пуговкин получил свою первую роль в кино – он сыграл в картине Григория Рошаля «Дело Артамоновых».
В 1941 году молодой актёр ушел добровольцем на фронт. Однако уже в следующем году был комиссован после тяжёлого ранения. Впоследствии Михаила Пуговкина наградили орденом Отечественной войны II-й степени. В 1943 году он работал в Русском драматическом театре и в этом же году поступил в Школу-студию МХАТ (курс Ивана Москвина).
Впоследствии Пуговкин работал в театре Северного флота в Мурманске, в Вильнюсском театре русской драмы. Затем вернулся в Москву и приступил к работе в театре Ленинского комсомола. В этот период актёр начал снова сниматься в кино.
Настоящий успех к Михаилу Пуговкину пришел после фильма «Солдат Иван Бровкин» (1955). Не менее успешными стали и такие кинокартины, как «Девчата» (1961), «Операция Ы» (1965), «Свадьба в Малиновке» (1967), «12 стульев» (1971), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973) и др. Он работал на киностудии «Мосфильм», а также на студии им. Горького.
В кинофильмах снимался много и постоянно ездил по стране с творческими встречами со зрителями. Роли сыгранные Пуговкиным за это время самые разные: бюрократы, подхалимы, взяточники, очковтиратели и всякого рода приспособленцы.
За годы творческой карьеры актёр снялся примерно в 100 фильмах, т.е. порядка 100 ролей, в основном кинокомедии, исключения составили «Дело „Пёстрых“», «Визит к Минотавру» и некоторые др.
Всего за свою карьеру известный актёр снялся примерно в 100 фильмах.
Скончался Михаил Иванович Пуговкин 25 июля 2008 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_июля #П__
13 июля
В 1826 году родился Станислао КАННИЦЦАРО (в Палермо), итальянский химик, один из основателей атомно-молекулярной теории, инициатор реформы атомных весов. Установление правильных атомных весов сделало возможным открытие «Периодического закона химических элементов».
Внес значительный вклад в развитие органической химии, открыл реакцию, названную его именем. Активный сторонник гипотезы Авогадро, на основе которой разграничил понятия «атом», «эквивалент» и «молекула» (1858).
В течение почти полувека Канниццаро был главой итальянской школы химиков.
Иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1889).
* * * * *
Медицинское образование получил в университетах Палермо (1841-45) и Пизы (1846-48). Участвовал в народном восстании на Сицилии, после подавления которого в 1849 году эмигрировал во Францию. Через 2 года вернувшись в Италию, стал профессором химии Национального колледжа в Александрии (Пьемонт); впоследствии преподавал химию в Генуэзском университете, университете Палермо, Римском университете.
В 1871 году Канниццаро был избран в Сенат, позднее стал вице-президентом. Как член совета народного просвещения курировал научное образование в Италии. Лондонское королевское общество в 1891 году наградило его медалью Копли.
Канниццаро выполнил ряд важных исследований в области органической химии. В 1851 году он получил цианамид (совместно с французским химиком Ф.С. Клоэзом), изучил его термическую полимеризацию и получил мочевину гидратацией цианамида. Изучая действие едкого калия на бензальдегид, выделил в 1853 году бензиловый спирт. Одновременно открыл реакцию окислительно-восстановительного диспропорционирования ароматических альдегидов в щелочной среде (реакция Канниццаро). Он также синтезировал бензоилхлорид и фенилуксусную кислоту, изучил анисовый спирт, бензилкарбамид, сантонин и его производные.
Главной научной заслугой Канниццаро стала предложенная им система основных химических понятий, на основе которой была осуществлена реформа атомно-молекулярной теории. Проанализировав в своей работе «Конспект курса химической философии» развитие атомно-молекулярных воззрений от Дж. Дальтона и А. Авогадро до Ш. Жерара и О. Лорана, Канниццаро на основе закона Авогадро чётко разграничил понятия «атом», «молекула» и «эквивалент», а также предложил рациональную систему атомных весов. Основываясь на данных о теплоёмкостях металлов и на плотностях пара, а частично и на химических соображениях, он установил и обосновал правильные атомные веса многих элементов, прежде всего металлов.
Свою теорию Канниццаро изложил в брошюре, которую лично раздал всем участникам Международного конгресса химиков в Карлсруэ, открывшегося 3 сентября 1860 года.
Лотар Мейер писал об этом: «Я также получил экземпляр… Я перечитал его не раз… Меня поразила ясность, с которой там говорится о важнейших спорных пунктах. С моих глаз спала пелена, исчезли все сомнения. Взамен появилось чувство спокойной уверенности».
Брошюра Канниццаро произвела большое впечатление на участников конгресса, среди которых был и Д.И. Менделеев. Канниццаро смог убедить большинство учёных принять его точку зрения, внеся тем самым окончательную ясность в запутанном вопросе об атомных, молекулярных и эквивалентных весах.
Итальянская национальная академия наук учредила премию имени Станислао Канницаро.
Именем Канницаро названы улица в Риме и институт Istituto Tecnico Stanislao Cannizzaro Colleferro.
Скончался Станислао Канницаро 10 мая 1910 года в Риме.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_июля #К__
13 июля
В 1944 году родился Эрнё РУБИК (в Будапеште), венгерский изобретатель, скульптор и профессор архитектуры. Всемирно известен благодаря своим объемным головоломкам и игрушкам, к числу которых принадлежит Кубик Рубика.
Окончив в 1967 году инженерный факультет Будапештского университета технологии и экономики по специальности инженер-строитель, продолжил обучение в аспирантуре на скульптора и дизайнера интерьера. В 1971-75 годах работал архитектором, затем снова вернулся в академию и получил звание доцента.
Эрнё Рубик долгое время увлекался геометрией и трехмерным предметным моделированием, поэтому конструирование учебного пособия в виде куба стало для него удачным совмещением с преподавательской работой.
Главная идея разработки заключалась в том, чтобы заставить отдельные разноцветные кубики свободно вращаться на своих местах, не нарушая конструктивного единства всего приспособления. Первые пробные образцы мастерились из бумаги и картона. Потом появился деревянный куб, состоящий из 27 маленьких кубиков с разноцветными гранями. Чтобы сделать его подвижным, архитектор использовал упругие резиновые стяжки, магниты, делал специальные выступы и углубления. Но кубик оставался малоподвижным, иногда рассыпался.
Перепробовав множество крепежных систем, Эрнё Рубик, наконец, догадался заменить центровой внутренний кубик на цилиндрический скрепляющий механизм, который смог удерживать всю конструкцию и, главное, позволял ей свободно вращаться. В завершение изобретатель еще немного поэкспериментировал с цветовым оформлением куба, раскрашивая грани маленьких кубиков различными цифрами и картинками, но в итоге остановился на шести цветах, знакомых сегодня любому игроману.
Любители логических игр восприняли новую головоломку как вызов собственному интеллекту и гибкости ума, поэтому сборщиков хаотично раскрученных кубиков в идеальный куб с шестью одинаковыми по цвету гранями можно было встретить повсюду: на улицах, в классах, ресторанах, офисах. Если вначале Эрнё Рубику потребовался месяц для сбора головоломки, то через год-два фанаты кубоверчения могли справляться с задачей за считанные минуты. Выяснилось, что собрать головоломку из любого исходного состояния можно всего за 29 ходов.
Эрнё Рубик в 1975 году получил патент на изобретение. Первая пробная партия «магических кубиков» появилась на прилавках венгерских магазинов в 1977 году, а уже через 3 года начались первые экспортные поставки на мировой рынок.
В 1987 году получил звание профессора, а в 1990-м – совместно с Яношем Гинстлером основал венгерскую техническую академию и был её президентом до 1996 года. В академии был создан международный фонд Рубика для поддержки особо талантливых молодых изобретателей.
Эрнё Рубик награждён Государственной премией Венгерской народной республики (1983), Премией им. Дэнниса Габора (1995) и Кошутовской премией (2007).
В настоящее время в основном участвует в разработке видеоигр, пишет статьи по архитектуре и возглавляет студию Рубика.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_июля #Р__
13 июля
В 1928 году родился Валентин Саввич ПИКУЛЬ (в Ленинграде), один из самых известных авторов популярных исторических романов 1970-80-х годов прошлого века.
До войны окончил 5 классов школы. В 13 лет тушил «зажигалки» на крыше своего дома в Ленинграде, был эвакуирован в Архангельск. В 14 лет стал курсантом Соловецкой школы юнг; в 15 – стоял у штурвала боевого корабля на эсминце «Грозный». На Северном флоте 17-летним юношей встретил победу в Великой Отечественной войне.
После войны продолжить карьеру военного не удалось: в 1946 году Валентина Пикуля отчислили из Ленинградского подготовительного военно-морского училища «за нехваткой знаний». Он решил посвятить себя литературному творчеству и начал посещать объединение молодых писателей, которым руководил Вс. Рождественский. Первый его роман – «Курс на солнце», принесенный в журнал «Звезда», – не был принят редакцией из-за откровенной слабости произведения. Но Пикуль не оставлял попыток.
В 1954 году издательством «Молодая гвардия» был опубликован его роман «Океанский патруль». Валентина Саввича Пикуля принимают в Союз писателей СССР.
Его первый роман, описывающий прошлое России, – «Баязет» – был опубликован в 1961 году. Вслед вышел целый ряд других: «Париж на три часа» (1962), «На задворках великой империи» (1964-66), цикл романов о событиях русской истории с 1725 по 1815 годы, ставших наиболее популярными – «Пером и шпагой» (1972), «Слово и дело» (1974-75), «Фаворит» (1984). Их центральными персонажами являются крупные исторические личности: князь Волынский, Елизавета Петровна, Потемкин, Горчаков, Бирон, Анна Иоановна. Еще один цикл составили романы о русско-японской войне, объединенные общим названием «Оборона»: «Богатство», «Три возраста Окини-сан», «Крейсера», «Каторга».
Непросто складывались отношения писателя как с литературными критиками, так и с учеными-историками. Одни упрекали его в отсутствии художественности, «сырости и непроработанности» текста, другие – во множестве исторических неточностей.
Конечно, романы Пикуля не являются документальным повествованием. Но несомненной заслугой писателя можно назвать то, что ему удалось привлечь внимание читателей к истории – прежде всего, к истории отечественной. Может быть, именно в этом и заключается секрет успеха писателя. Ему удалось соединить хронику исторических событий с увлекательным сюжетом, что обусловило необычайную популярность его романов.
За 40 лет литературной деятельности Валентин Пикуль создал 30 романов и повестей. Писатель награждён двумя орденами Трудового Красного знамени, орденом Дружбы народов, удостоен Государственной премии РСФСР имени А.М. Горького.
Скончался Валентин Саввич Пикуль 17 июля 1990 года в Риге.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_июля #П__
13 июля
В этот день 1930 года в Уругвае начался первый в истории Чемпионат мира по футболу под эгидой ФИФА.
Выбор этой страны в качестве места проведения спортивного состязания не был случайным. Сборная Уругвая победила на VIII Олимпийских играх 1924 года в Париже и IX Олимпийских играх 1928 года в Амстердаме, после чего эта латиноамериканская страна получила право проведения первого чемпионата мира по самому зрелищному виду спорта – футболу.
Все расходы по размещению гостей чемпионата уругвайская сторона взяла на себя.
Специально к этим состязаниям в Монтевидео построили новый стадион, который в честь юбилея независимости назвали «Сентенарио» – «столетие». Правда, он был пущен в эксплуатацию только на шестой день турнира. До этого на матчах собиралось по 800-1000 зрителей.
Немыслимое дело: тогда не было отборочных матчей, команды приглашали на чемпионат. Но из 16 команд приехали лишь 13, которые были разделены на 4 группы; победители групп выходили в полуфинал.
В турнире приняли участие команды из Франции, Югославии, Румынии, Бельгии, Перу, США, Аргентины, Бразилии, Боливии, Чили, Мексики, Парагвая и Уругвая.
Это самое маленькое число участников чемпионата мира в его истории (столько же было в финальном турнире чемпионата мира 1950 года) и единственный раз в истории розыгрышей, когда не возникло необходимости в отборочном турнире.
В первых поединках сошлись сборные Франции и Мексики (4:1), а также команды Бельгии и США (0:3). Первый в истории чемпионатов мира гол забил француз Люсьен Лоран; первый хет-трик сделал Берт Патено из сборной США в матче против Парагвая (3:0).
В финале турнира, как и следовало ожидать, встретились две южноамериканские команды: 30 июля в присутствии 93 тысяч зрителей сборная Уругвая стала первым чемпионом мира, обыграв команду Аргентины со счетом 4:2.
Торжества по поводу победы в чемпионате не прекращались в Монтевидео несколько дней.
* * * * *
P.S.: Чемпионат мира не самое первое футбольное соревнование в мировой футбольной истории. Любительский футбол стал частью программы Олимпийских игр с 1908 года.
Футбольный турнир на Олимпиадах, в которых могли участвовать футболисты разных стран, был единственным официальным международным соревнованием. В 1924 и 1928 годах побеждала команда Уругвая. Широкое развитие профессионального спорта и стремительное нарастание разрыва между уровнем игры «профи» и любителей заставило ФИФА приступить к организации чемпионата мира.
На конгрессе ФИФА 1926 года Анри Делоне заявил: «Сегодня уже невозможно держать футбол за стенами Олимпийских игр». Тогда же исполком ФИФА образовал комиссию, в которую вошли швейцарец Бонне (председатель), австриец Майзль (секретарь), француз Делоне, немец Линнеман и итальянец Феррети, и поручил ей изучить возможность организации Кубка мира. Окончательное решение о мировом чемпионате принял конгресс ФИФА в Амстердаме 28 мая 1928 года.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_июля