14 декабря
В 1946 году родилась Джейн Мэллори БИРКИН (в Лондоне), культовая англо-французская актриса театра и кино, певица. Известна длительным личным и творческим союзом с французским певцом, актёром и режиссёром Сержем Генсбуром.
Мать англо-французских актрис и певиц: Кейт Барри (фотограф и актриса), Шарлотты Генсбур (популярная актриса и певица) и Лу Дуайон (известная актриса, фотомодель и певица).
* * * * *
Происходила из семьи военного Дэвида Биркина и актрисы Джуди Кэмпбелл; также у неё был брат Эндрю Биркин, ставший позже известным режиссёром и киносценаристом («Цементный сад», «Парфюмер: История одного убийцы»).
Джейн, выросшая в свободной атмосфере свингующего Лондона 1960-х годов, уже в возрасте 17 лет решила пойти по стопам матери и впервые записалась на пробы. Тогда же состоялся её дебют на театральной сцене.
Немногим позже она участвует в пробах к мюзиклу; в это время она знакомится с популярным композитором Джоном Барри (автором музыкальной темы к фильмам про Джеймса Бонда) и вскоре выходит за него замуж. Однако их союз не продлился долго: сразу после развода Джейн Биркин переезжает с дочерью во Францию, где у неё начинается кинокарьера.
Славу Биркин как киноактрисе приносит участие в культовом фильме Микеланджело Антониони, «Фотоувеличение» (1967 год). Джейн, игравшую там одну из фотомоделей и появлявшуюся полностью обнажённой в короткой, но весьма запоминающейся сцене, моментально заметили. В следующем году она получила ведущую роль в фильме «Слоган», участие в котором стало для неё судьбоносным: на съёмочной площадке Джейн встретила игравшего в том же фильме Сержа Генсбура, и, по словам самой Биркин, «это была любовь с первого взгляда».
Они моментально стали самой модной парой Франции; в 1969 году они выпускают свой совместный сингл «Je t’aime… moi non plus» («Я тебя люблю… Я тебя тоже нет»), который стал самой продаваемой песней года во Франции и большим хитом по всей Европе.
Эта песня стала визитной карточкой пары и обозначила начало певческой карьеры Джейн Биркин.
Серж Генсбур продолжил писать для её хрупкого, тонкого, срывающегося голоса песни, ставшие впоследствии «лицом» Биркин-певицы. Сама она продолжала активно сниматься в кино (вышло более 30 картин, в основном комедий и детективов). Однако была и одна совместная киноработа с Генсбуром – «Я тебя люблю… Я тебя тоже нет» (по названию песни).
Но через 12 лет их брак закончился разрывом, хотя совместный творческий союз композитора и его музы продолжался до самой смерти Генсбура в 1991 году.
Незадолго до развода Джейн снимается в «Блудной дочери» культового режиссёра Жака Дуайона, который влюбляется в актрису, как мальчишка.
Последние годы Джейн БИРКИН живёт в Париже, но никогда не сидит на месте (она очень деятельный человек), постоянно занята музыкальными, театральными или кинопроектами. С благоговением относится к памяти Сержа Генсбура и их любви длиною в жизнь.
Кстати, её именем названа особая модель дамской сумки «Биркин» торговой марки «Hermès».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_14_декабря #Б__
14 декабря
1850 года родился Николай Дмитриевич КУЗНЕЦОВ (в имении Степановка, Херсонская губерния), великий русский портретный и жанровый живописец, передвижник, действительный член Императорской Академии художеств, академик, профессор.
Являлся членом Товарищества передвижных художественных выставок. Известен как человек, положивший начало Товариществу южнорусских художников.
Отец знаменитой оперной певицы Марии Николаевны Кузнецовой-Бенуа (1880-1966).
* * * * *
Выходец из семьи крупного землевладельца, он под влиянием увлечения передвижными художественными выставками, стал упражняться в живописи и скоро поступил в ученики Императорской Академии художеств, от которой получил три серебряных медали.
Свои произведения с 1881 году Николай Кузнецов начал выставлять на выставках Товарищества передвижных художественных выставок. В 1897 году был назначен профессором – руководителем мастерской батальной живописи, но занимал эту должность только два года.
Живописец часто ездил за границу, знакомясь с современными иностранными художниками и приобретая их произведения, из которых составилась у него галерея, одна из лучших на юге России.
Основными направлениями живописи Николая Кузнецова были портреты и жанровые сцены. Особенно знаменитыми и популярными являются его жанровые сцены из обычной жизни в России его времени, например такие, как: «Объезд владений», «Малороссиянка, отдыхающая на траве» (или «В праздник»), «Охота с борзыми», «После обеда», «Ключница», «Стадо свиней», «Прогулка в деревне», «Старый помещик», «Стадо волов», «Мировой посредник», «Натаскивание собак», «Спящая девочка» (приобретена императором Александром III).
Среди портретов особое внимание стоит уделить таким, как: портреты естествоиспытателя А. Ковалевского, И. Репина, В. Васнецова, графа М. Толстого, П. Чайковского, госпожи Терещенко, певца Шаляпина и др.
Николай Дмитриевич является кавалером ордена Почётного легиона (1900).
Сам художник, обладая незаурядными физическими данными, послужил прототипом изображенного на картине Ильи Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых» палача, а также старшего сына Тараса Бульбы – Остапа (казак с перебинтованной головой) на картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Скончался Николай Дмитриевич КУЗНЕЦОВ 2 марта 1930 года в Сараево (Королевство сербов, хорватов и словенцев).
14 декабря
В 1593/1594 году родился Виллем Клас ХЕДА (в Харлеме, Нидерланды), талантливый голландский живописец, мастер традиционного натюрморта, который называли «ontbijtjes», что обозначает лёгкий завтрак или лёгкая закуска.
Для его натюрмортов характерны удивительная точность в передаче предметов и вместе с тем загадочная поэтичность, создающая романтическое ощущение таинственности.
В полотнах художника пленяет не только натуральность изображения предметов и искусность в передаче формы, цвета, фактуры каждой мелочи самой по себе, но и живое и искреннее наслаждение, с которым раскрывается красота предметного мира.
* * * * *
Живописи он видимо обучался под руководством своего отца, харлемского городского архитектора Клаас Питерса. Карьеру живописца Виллем Хеда начинал с картин на религиозные сюжеты и портретов, но затем практически полностью переключился на натюрморты.
В Голландии XVII века жанр натюрморта получил большое распространение. Эстетические принципы натюрморта были довольно консервативными: горизонтальный формат полотна, нижний край стола с изображаемой натурой строго параллелен раме. Складки на столовой скатерти, как правило, уходили параллельными линиями, вопреки законам перспективы, в глубину полотна; предметы рассматривались с высокой точки зрения (чтобы легче было охватить их все взглядом), располагались в линию или по кругу и практически не соприкасались.
Натюрморты таких живописцев, как Николас Гиллис и Флорис Клас ван Дейк получили название ontbijtjes — этот термин обычно переводится как «натюрморты-завтраки», хотя, строго говоря, ontbijt’ом называлась лёгкая закуска, которую можно было принимать в любое время дня. Изображаемые предметы могли нести скрытый аллегорический смысл: погасшая свеча – символ окончившейся жизни; серебряная посуда означает земное богатство; ветчина – чувственные радости; лимон – внешнюю красоту, внутри которой скрывается горечь.
Виллем Хеда, а также оказавший на него влияние Питер Клас – самые значительные представители такого рода натюрмортов в Голландии. Этих двух харлемских мастеров часто сравнивают. Оба они создавали скромные «завтраки» с простым набором незамысловатых предметов. Хеду и Класа роднят зеленовато-серые или коричневатые тона, но произведения Хеды, как правило, более тщательно отделаны, а вкус его более аристократичен, что проявлялось в выборе изображаемых объектов: серебряной, а не оловянной утвари, устриц, а не сельди и т.п. С исключительным мастерством он передавал отражения и блики на блестящих и гладких поверхностях предметов.
К сорока годам Виллем Хеда был уже живописцем с утвердившейся репутацией. В 1631 году он получил статус мастера в харлемской гильдии Св. Луки. Неоднократно избирался председателем гильдии (в 1637, 1643 и 1651 годах), а в 1642 и 1652 – её деканом.
Мастер имел много учеников и последователей, но главным из них был один из сыновей мастера – Геррет Виллемс Хеда (1620-1702), который также избрал своим жанром натюрморт и писал в той же монохромной манере.
Скончался Виллем Клас ХЕДА 24 августа 1680/1682 года в Харлеме.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_14_декабря #Х__
https://vk.com/album239294078_239031937
14 декабря
В 1866 году родился Роджер Элиот ФРАЙ (в Лондоне), английский художник и художественный критик, введший в обиход такое понятие, как «постимпрессионизм».
Один из предтеч вортицизма – течения в изобразительном искусстве начала XX столетия в Англии, близкого к футуризму; авангардного крыла в искусстве и литературе английского модернизма.
* * * * *
Выходец из старинной квакерской* семьи (отец был судьей), он получил образование в Королевском колледже Кембриджского университета. В студенческие годы совершил поездку в Париж и в Италию, где изучал искусство старых итальянских мастеров. В начальный период своего творчества Роджер Фрай специализировался на пейзажной живописи.
В 1906 году он становится куратором европейской живописи нью-йоркского Метрополитен-музея, приняв предложение миллиардера Дж. Моргана. Как куратор, художник сопровождал Моргана в поездке в Европу в должности «Европейский советник».
В том же году открывает для себя живопись Сезанна и начинает интересоваться современным французским искусством. В 1910 году Фрай организует в лондонской галерее Графтон выставку Мане и постимпрессионисты. Несмотря на критические замечания прессы, Роджер Фрай устраивает в 1912 году вторую выставку постимпрессионистского искусства, на которой, наряду с современными английскими художниками, были представлены работы Матисса и фовистов, Пикассо и Ж. Брака. В своей художественной, организаторской и литературной деятельности Фрай нашёл поддержку со стороны меценатки леди Оттолайн Моррелл, бывшей некоторое время его любовницей.
В 1913 году Роджер Фрай создаёт дизайн-ателье «Omega Workshops», чтобы обеспечить работой талантливых, но голодных художников; в нем работали такие художники, как Дункан Грант, Уильям Робертс, Ванесса Белл. Это была идеальная платформа для экспериментов в абстрактном искусстве, а также для взаимообогащения изобразительного и прикладного искусства.
Сам он зарекомендовал себя как историк искусства и критик. С 1933 года Фрай читал лекции по истории искусств в Кембридже и сделал больше, чем любой другой британский искусствовед, чтобы привлечь внимание к модернистскому искусству. Его лекции были очень популярны.
В свое время художник входил в «Блумсберийский кружок» – общество-клуб элитарной группы английских интеллектуалов, писателей и художников, выпускников Кембриджа, объединённых сложными семейными, дружескими, творческими отношениями.
Скончался Роджер Элиот ФРАЙ 7 сентября 1934 года в Лондоне, похоронен в часовне Королевского Колледжа в Кембридже.
В 1940 году в свет вышла художественная биография Р. Фрая, созданная писательницей Вирджинией Вулф.
----------------------------------------—
* квакеры (англ. quakers) – религиозное направление в протестантской конфессии христианства, зародившееся в Англии в середине XVII века, в противовес англиканской церкви. Одно из самоназваний квакеров – «Религиозное Общество Друзей» (или просто Друзья). Число последователей направления в мире составляет порядка 300 000 человек.
«Религиозное Общество Друзей» – небольшая группа людей, у которых своё представление о том, что значит религия вообще, и что такое христианство в частности.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_14_декабря #Ф__
14 декабря
1789 года родилась Зинаида Александровна ВОЛКОНСКАЯ /урождённая княжна Белосельская-Белозерская/ (в Дрездене), русская княгиня, красавица, одна из образованнейших и разносторонне одаренных женщин своего времени — поэтесса, композитор и певица.
«Царица муз и красоты», по выражению поэта Александра Пушкина.
* * * * *
В 1808 году, будучи фрейлиной, Зинаида состояла при королеве Луизе Прусской. Вместе с мужем сопровождала Александра I во время его заграничных походов.Она побывала в Лондоне и Париже, где стала известна своим сценическим и музыкальным дарованием, исполняя на сцене частных театров оперы Россини, блистала на Венском конгрессе, позднее — на Веронском. Между нею и Александром I установились дружеские отношения, началась переписка, продолжавшаяся до его смерти.
Вернувшись в 1817 году в Петербург, княгиня Волконская провела три года в России, пользуясь шумным светским успехом, подавшим пищу и для злословия. В её салоне собирались многие известные писатели: Пушкин, Баратынский, Мицкевич, Веневитинов. Лучшие поэты посвящали ей свои творения. Она и сама писала на русском, французском и итальянском языках, Пушкин именовал её «царицей муз и красоты», также её называли «Северной Коринною».
После восстания декабристов положение Волконской осложнилось. В 1826 году Зинаида Волконская устроила проводы в Сибирь жён декабристов, чем вызвала неудовольствие властей. Над Волконской был установлен тайный надзор полиции.
В 1829 году княгиня уехала в Италию. Римская вилла княгини Волконской привлекала художников и писателей, как русских, так и иностранных; наиболее частыми её посетителями были Камуччини, О. Верне, Торвальдсен; из русских: Бруни, Брюлловы, Гоголь, Погодин, Иванов.
Скончалась Зинаида Александровна ВОЛКОНСКАЯ 24 января 1862 года в Риме.
Она всегда отличалась состраданием и благотворительностью, а в конце жизни помощь страждущим стала для неё чуть ли не навязчивой идеей.
В Италии помнят русскую княгиню, которую римская беднота называла Благочестивой, и даже сохранили имя Зинаиды Волконской в названии одной из улиц Вечного города.
14 декабря
В 1824 родился Пьер Сесиль Пюви де ШАВАНН (в Лионе), французский художник. В его творчестве заметно влияние Эжена Делакруа и Теодора Шассерио.
Он был одним из наиболее значительных французских символистов, оказавших впоследствии большое влияние на развитие французской живописи в стиле ар-нуво.
В России большим поклонником художника был С.П. Дягилев, что, безусловно, сказалось и на развитии художественной группы «Мир искусства».
* * * * *
Обучался в Лионском колледже и Лицее Генриха IV в Париже. После получения инженерного образования он совершил поездку в Италию. Это путешествие перевернуло всю его жизнь.
Полотна и фрески великих итальянских мастеров зажгли творческий огонь в душе Пьера Пюви де Шаванна. Он начал писать картины самостоятельно, обучаясь живописи в процессе работы. Некоторые уроки мастерства начинающий художник получил на занятиях у Анри Шеффера и Кутюра, посещая с 1852 года студию на Плас Пигаль в Париже.
Пюви де Шаванн испытал влияние Теодора Шассерио. В манере художника также заметно влияние Эжена Делакруа. Основная тематика работ Шаванна в это время – стилизация под античность, декоративная живопись в духе итальянских живописцев XV столетия.
Успех к нему пришел в 1861 году, когда он выставил в Салоне картины «Раздор» и «Согласие. Благосклонно были встречены критиками и другие картины: «Работа», «Покой» (1863), «Осень» (1865), «Славься Пикардия» – символическое изображение сельской жизни (1865) и «Массилия» – идиллическая сцена из древнегреческой жизни.
Им также написаны: серия панно «Житие святой Женевьевы, покровительницы Парижа» для парижского Пантеона (1874-1877); три композиции «Священная роща», «Видение античности» и «Христианское вдохновение» для украшения лестницы Дворца искусств в Лионе (1883-1886); «Аллегории наук и искусств» в амфитеатре Сорбонны (1887); «Четыре времени года» (в парижской ратуше, 1889-1893) и др.
Последней работой Пюви де Шаванна стал цикл картин для Публичной библиотеки в Бостоне («Музы, приветствующие Гения Просвещения», 1893-1895).
Не будучи безукоризненным рисовальщиком и даже умышленно избегая точно моделировать фигуры, художник ставил себе задачей главным образом передавать дух эпохи, из которой черпал сюжеты.
Скончался Пьер Сесиль Пюви де Шаванн 24 октября 1898 года в Париже.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_14_декабря #Ш__
14 декабря
В 1916 году родился Владимир Георгиевич ГРЕМИТСКИХ (в Новониколаевске; ныне Новосибирск), художник-живописец, член Союза художников СССР.
Обучался в Московском художественном училище памяти 1905 года у К. Зефирова, затем у М. Соколова.
В период 1936-42 годов учился (с перерывом на фронт) в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова у П.Д. Покаржевского, В. В. Почиталова, И.Э. Грабаря и С.В. Герасимова, по мастерской которого и окончил институт.
Начиная с 1943 года, Владимир Гремитских постоянный участник московских, республиканских и всесоюзных выставок.
Его картины хранятся в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном музее обороны Москвы и во многих художественных музеях бывшего СССР.
В частных коллекциях картины художника находятся как в нашей стране, так и почти во всех европейских странах, а также в Соединённых Штатах Америки, Канаде, Японии, Южной Корее и Аргентине.
По версии группы «TopArt» Гремитских входит в топ 100 лучших художников, внёсших значительный вклад в русскую живопись от Феофана Грека до наших дней.
На творчество Владимира Георгиевича значительное влияние оказали такие русские художники как Валентин Серов и Константин Коровин, он был истинным продолжателем традиций их школы. Считается, например, что в русской живописи лучше всего розы писали именно Коровин и Гремитских.
Скончался Владимир Георгиевич Гремитских 2 августа 1991 года в Москве.
В 2009 году за личный вклад в дело возрождения и укрепления традиций мировой культуры и искусства художник был посмертно награжден медалью «Талант и призвание» Международной ассоциацией «Миротворец».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_14_декабря #Г__
14 декабря
В 1861 году родилась Надежда Петровна ЛАМАНОВА (в селе Шутилово, Нижегородская губерния), известный российский и советский модельер, художник театрального костюма. Имела звание «Поставщик двора Его Императорского Величества».
Стояла у истоков российской и советской моды XX века. Ее творчество расцвело в период моды Модерна, но продолжалось и в период конструктивизма и стало тем, что легло впоследствии в основу работы Советских Домов моды.
Она стала одним из первых художников по костюмам в истории советского кино.
* * * * *
Их семья потомственных дворян была на грани разорения, когда 20-летняя Надежда после окончания курса местной гимназии уехала в Москву, чтобы самостоятельно зарабатывать на жизнь.
Проучившись 2 года в школе кройки О. Суворовой, она перешла на самостоятельную работу – закройщицей в известную мастерскую Войткевичей.
В 1885 году Надежда Ламанова открывает в Москве свое дело, а уже через 2-3 года её портновская мастерская приобрела широкую известность в среде живописцев, актеров и режиссеров.
После первых признаний ее таланта, Надежда Петровна продолжила учиться – теперь в Париже – у известных знаменитых в Европе модельеров. Несколько позднее произошло её знакомство с выдающимся французским кутюрье Полем Пуаре, перешедшее затем в длительную творческую дружбу.
Постоянное совершенствование в избранной профессии и природный талант сделали авторитет ламановской мастерской столь высоким, что в 1890-е годы на ее вывеске уже значилось – «Поставщик двора Его Императорского Величества».
В этот период Надежда Ламанова создает серии блистательных придворных туалетов – подлинных шедевров искусства. Часть из них хранится в фондах Государственного Эрмитажа.
В 1901 году К.С. Станиславский пригласил Ламанову в Московский Художественный театр. Здесь она трудилась в костюмерной мастерской 40 лет – до последнего дня своей жизни. Под руководством Надежды Петровны «работались» костюмы для всех спектаклей театра.
Среди близких ей людей были В.И. Мухина, М. Горький, М.Ф. Андреева, В.А. Серов.
Приход Советской власти дал Надежде Ламановой новый творческий импульс. Сказалась ее врожденная демократичность, свойственная лучшим представителям русской интеллигенции и воспитанная в ней семьёй. Она отказывалась от предложений американских и французских знаменитых модельеров работать на Западе, навсегда покинуть Россию.
В период 1919-24 годов Надежда Петровна разрабатывает модели простой одежды, рассчитанной на широкие демократические слои населения. Одновременно она занимается проектированием платья по идеям народного русского костюма. С 1922 года стала членом Академии Художественных наук.
В 1925 году ее модель получает «Гран-при» на международной выставке в Париже «за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением». В последующие годы Ламанова почти ежегодно получает призы и дипломы.
Однако жизнь великого мастера не складывалась гладко. В марте 1928 года Надежду Петровну лишили избирательных прав «как кустаря, имевшего двух наемных мастериц».
Надеждой Ламановой исполнены костюмы к кинофильмам «Поколение победителей», «Цирк», «Александр Невский», «Ревизор», «Иван Грозный» и «Аэлита».
Самой активной в 1930-е годы была ее работа в разных театрах столицы и более всего во МХАТе. Станиславский неоднократно привлекал Надежду Петровну к работе в оперной студии театра.
Она продолжала ходить на работу во МХАТ и в начале Великой Отечественной войны, когда ей было уже почти 80 лет.
Скончалась Надежда Петровна Ламанова 14 октября 1941 года в Москве, похоронена на Ваганьковском кладбище.
* * * * *
С 1994 года Московский Дом Моды Вячеслава Зайцева и одноимённый Дом Моделей проводят конкурс российских художников-модельеров имени Надежды Ламановой.
Конкурс проводится среди профессиональных модельеров, помогая развитию моды как искусства и как индустрии в России. Лауреты конкурса в настоящее время – это, в основном, известные профессиональные модельеры, в их числе Султанна Французова, Ольга Солдатова, Олег Шаров и др. На конкурс необходимо представить несколько ансамблей, как для приемов, так и для повседневной жизни, а также – маленькое черное платье.
Конкурс имени незаслуженно забытой русской художницы является проводником понимания моды как высокого искусства, а не ремесла, напоминания о великой художнице, талант которой по своему масштабу не уступает таланту кутюрье с мировой известностью и легендарными именами.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_14_декабря #Л__
14 декабря
В 1924 году родился Ранбир Радж КАПУР (в Пешаваре, тогда еще Британская Индия; ныне Пакистан), индийский режиссер, сценарист, продюсер, актер театра и кино.
Известен как «индийский Чарли Чаплин», «отец индийского кино» и знаменитый «голубоглазый король Востока». В России получил звание «товарищ Бродяга», а в Европе «индийский Пётр I».
Человек, который всегда плохо учился, которому часто попадало, когда он был ассистентом, стал законодателем мод в кинематографе, величайшим шоуменом Индийского кино.
На родине Радж Капур собрал все существующие награды и регалии, продолжает получать их по сей день посмертно.
* * * * *
Свою первую роль в кино он сыграл в возрасте 11 лет, начав работать вместе с отцом, Притхвираджем Капуром в его театральной труппе.
Отказавшись получать высшее образование, Радж с юношеских лет начал работать ассистентом режиссёра на студии «Бомбей токиз», на практике осваивая основные кинематографические специальности. Параллельно шло изучение и освоение будущим режиссёром технических достижений западного кинематографа.
Потребовалось 2 года работы и огромное вдохновение, чтобы основать собственную компанию – «Радж Капур филмс» (1948). Первый фильм, который он снял – «Aag» – создал сенсацию. В дальнейшем благодаря успешности выпускаемых картин, компания превратилась в одну из ведущих в стране.
В большинстве своих фильмов Радж Капур был не только режиссером, но и исполнителем главных ролей. В ранних лучших работах – «Бродяга» (1951) и «Господин 420» (1955) – создал запоминающийся образ маленького человека, бесконечно доброго и обаятельного, который ни при каких обстоятельствах не терял оптимизма и веры в будущее. Ленты с участием «индийского Чаплина», с триумфом прошли по экранам всего мира, завоевав сердца миллионов.
Фильмы этого режиссера по своей направленности, прежде всего, были зрелищными коммерческими лентами, и всё происходящее в них весьма мало напоминало реальность. Но все его работы гуманистичны и добры.
Будучи талантливым человеком и удачливым бизнесменом, Радж Капур безошибочно находил важные для индийского общества темы, такие, как, например, детская преступность («Чистильщик обуви»), судьба беженцев из Пакистана («Сангам»), кастовое неравенство (в фильме «Бобби»). Он умело использовал их в качестве канвы для создания ярких, профессиональных, но развлекательных фильмов.
Скончался Ранбир Радж Капур 2 июня 1988 года в Дели. Это произошло через месяц после вручения ему Президентом Индии награды Дадасахеба Пхалке, присуждаемой лучшим кинематографистам Индии.
Его смерть была воспринята в Индии как национальная трагедия.
* * * * *
Радж Капур – один из самых популярных актеров за всю историю кино. Он получил признание не только критиков, но и простых людей, которые помнят и любят его, прежде всего как актера одного образа – образа «Бродяги». Именно с ним ассоциируется Радж Капур в сознании миллионов. На родине, в Индии, он был и остается культовой фигурой, почитается как один из «пионеров» и классиков индийского кино эпохи его Золотого Века.
Наряду с такими актерами, как Мэрилин Монро, Вивьен Ли, Джеймс Дин, и другими, является поп-иконой своего времени. Всенародная любовь к нему обрела характер «капуромании».
Широко известен случай, когда в Москве поклонники актера пронесли его автомобиль на руках от кинотеатра до гостиницы. Его персональная известность способствовала чрезвычайному росту популярности индийского кино в СССР. На фильмах Раджи Капура были аншлаги, поклонники осаждали кинотеатры, на «Бродягу», а затем на «Господина 420» невозможно было достать билеты даже при повторных прокатах.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_14_декабря #К__
14 декабря
В 1727 году родился Франсуа-Юбер ДРУЭ /прозванный Друэ-младший/ (в Париже), французский художник-портретист, наиболее знаменитый представитель династии художников Друэ и самый известный во Франции конца правления Людовика XV.
Специализировался на портретах французской знати, иностранных аристократов, писателей и других художников.
Он был сыном портретиста Юбера Друэ и отцом исторического живописца Жан-Жермена Друэ.
* * * * *
Первоначальное художественное образование получил под руководством своего отца, а затем совершенствовался у Нонотта, Ш. Ванлоо, Натуара и Буше.
В 1758 году Друэ-младший был избран в члены Парижской академии живописи, впоследствии заседал в ней в качестве советника. Он был приглашен в Версаль, где работал для мадам Помпадур, а потом для мадам дю Барри; занимал место главного придворного портретиста (после стареющего Натье и до Виже-Лебрен).
Много раз писал портреты всех особ королевской фамилии, и не было в Париже ни одного высокопоставленного лица, ни одной знаменитой красавицы, которые не стремились быть изображёнными его кистью.
Портреты, исполненные Друэ-младшим, иногда несколько искусственные и приукрашенные, продолжают традицию Натье, но их отличает живописная игра драпировок («Мадам Помпадур», 1763-1764).
Под влиянием Жан-Жака Руссо художник охотно подчеркивает трогательность своих моделей, когда пишет портреты детей («Граф д'Артуа и его сестра Клотильда», 1763) или семейные портреты, расположенные не в декорациях комической оперы, как у Буше, а на природе, хотя по-прежнему они выглядят излишне вычурно («Семья маркиза Суршэ», 1756). Однако Франсуа-Юбер не придает своим моделям той чувственности, которая была столь характерна для картин Грёза или Виже-Лебрен.
Друэ-младший был одним из последних художников той эпохи, который придавал портрету некоторую пышность, сохраняя при этом свою индивидуальность («Мадам Друэ»). Его многочисленные портреты хранятся в музеях в Амьене, Кане, Шантийи, Орлеане.
Скончался Франсуа-Юбер Друэ 21 октября 1775 года в Париже.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_14_декабря #Д__