14 мая
/по др. данным – 18 мая/
В 1922 году родилась Ирина Михайловна БАЛДИНА (в Москве), русский советский художник, живописец, представительница ленинградской школы живописи, член Санкт-Петербургского Союза художников (1957).
Её живописную манеру (писала пейзажи, натюрморты, портреты, жанровые композиции) отличали широкое письмо, живой энергичный мазок, усилившаяся с годами декоративность.
* * * * *
Обучалась в Доме художественного воспитания детей, а затем в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1940-1941). После войны в 1945 году Ирина переехала в Ленинград, где её приняли на первый курс живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Занималась у Александра Деблера, Бориса Фогеля, Александра Сегала.
В 1952 году Ирина Балдина окончила институт по мастерской Михаила Бобышова. Дипломная работа – эскизы декораций и костюмов к фильму А. Довженко «Жизнь в цвету».
В дальнейшем постоянно участвовала в городских, республиканских, всесоюзных и международных выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Писала портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые композиции, многочисленные натурные этюды. С 1957 была членом Ленинградского Союза художников по секции живописи.
В 1960-80-е годы главными темами творчества Ирины Балдиной становятся образ современника, природа и люди Заонежья. Автор картин «Дорога на Ояш», «Дачи» (обе 1954), «Рябинка», «Вечер» (обе 1956), «Колокольчики», «Сирень» (обе 1957), «Наташа», «Девочки на камне» (обе 1960), «Девочки» (1961), «Узбечка», «Медсестра» (обе 1962), «Утро», «Узбечки» (обе 1964), «Яндомозерский почтальон Матрена Петровна Родионова», «Портрет А.М. Балдина» (обе 1967), «Портрет Д.Д. Шостаковича» (1971), «Юность» (1975), «Портрет художника А. Ерёмина» (1977), «Ветеран войны А.Л. Спирова – мать героини Сталинграда Наташи Кочуевской» (1980), «Заонежская сказительница Ирина Андреевна Федосова» (1990).
Она мастерски владела приемами пленэрной живописи, тонко передавала оттенки настроения и цветовых отношений в северной природе. Известное влияние на формирование индивидуального стиля живописи оказала многолетняя совместная работа с Народным художником РСФСР Алексеем Ереминым (1919-1998), её мужем. Их дочь Наталья Алексеевна Еремина также художник.
Скончалась Ирина Михайловна БАЛДИНА 15 января 2009 года в Санкт-Петербурге, похоронена на Сестрорецком кладбище.
Её произведения находятся в музеях и частных собраниях в России, Франции, США, Японии и других странах.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_14_мая #Б__
14 мая
В 1835 году родился Григорий Александрович ПУШКИН (в Санкт-Петербурге), русский офицер, затем мировой судья, младший сын Александра Сергеевича и Наталии Николаевны Пушкиных. Первый хранитель и фактически создатель музея-усадьбы А.С. Пушкина в Святогорье.
* * * * *
Учился в Петербургской гимназии, в 1849 году поступил в Пажеский корпус, получил чин корнета и поступил на службу в привилегированный лейб-гвардии Конный полк. Позднее служил по ведомству Министерства иностранных дел, был надворным советником.
В 1865 году Григорий Александрович вышел в отставку. Через год уехал из Санкт-Петербурга в родовое имение Михайловское. Спутницей жизни Григория Александровича в Михайловском, в середине 1860-х годов была приехавшая туда с ним вместе «гражданская супруга»: красавица-француженка, прожившая с ним более 20 лет, родившая ему трех дочерей и расставшаяся с ним по доброй воле в конце жизни.
Наталия Николаевна Пушкина до конца дней своих была встревожена судьбою младшего сына. Она старалась вместе с Петром Петровичем Ланским помогать сыну и морально, и материально, но примириться до конца с его браком, отрезавшем все пути к блестящей карьере и светской жизни окончательно не смогла.
Григорий Александрович женился официально лишь сорока восьми лет от роду. На балу в Петербурге, в начале 1880 года, он познакомился с Варварой Алексеевной Мельниковой. Венчались они в 1883 году в Вильно, в Пятницкой православной церкви. В ней, в 1705 году, Петр I крестил прадеда Александра Пушкина, Абраама Ганнибала.
Вскоре после свадьбы молодожены уехали в Михайловское и жили там до 1899 года. Живя в Михайловском почти 30 лет, Григорий Александрович оберегал богатое наследие своего отца: коллекцию рукописей и изданий поэта, мебель, некоторые личные вещи А.С. Пушкина. Особенно бережно он относился к комнате няни Пушкина. Собирал все издания, которые писали о поэте. В это же время он занялся охраной рукописей отца: следил, чтобы без согласия брата или его самого рукописи, которые хранились у других лиц, не печатались, не дарились и не продавались.
В канун столетия Пушкина общество – в лице ученых, писателей, историков, и просто почитателей русского поэта обратилось к его младшему сыну с предложением продать Михайловское в казну, т.е. государству, для сохранения в памяти потомков.
Григорий Александрович и Варвара Алексеевна Пушкины уехали под Вильно, в имение Варвары Алексеевны – Маркучай, где и провел Григорий Александрович последние 6 лет своей жизни. Он пользовался огромным уважением среди крестьян и дворян всей округи. Они с величайшим сожалением прощались с ним.
После отъезда Григория Александровича и Варвары Алексеевны Пушкиных в Маркучай имение Михайловское горело 3 раза, а в 1944 году было полностью разорено немцами – остались лишь руины.
В годы жизни в Маркучай Григорий Александрович состоял членом Виленской судебной палаты, вместе с женой активно участвовал в общественной жизни: устраивал благотворительные вечера, материально поддерживал и опекал бедных учеников Пушкинской гимназии, входил в состав юбилейного комитета по празднованию 100-летия со дня рождения А.С. Пушкина в Вильно. Досуг посвящал литературе и охоте (в музее сохранилась большая библиотека и некоторые охотничьи принадлежности Г.А. Пушкина).
Скончался Григорий Александрович Пушкин 15 августа 1905 года в имении Маркучай (под Вильно), похоронен в парке при усадьбе, рядом с часовней.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_14_мая #П__
14 мая
В 1897 году родился Роберт (Роберто) Людвигович БАРТИНИ /наст. имя – Роберто Орос ди Бартини/ (в городе Фиуме, Австро-Венгрия; ныне город Риека в Хорватии), итальянский аристократ, ученый̆-аэродинамик, коммунист, уехавший из фашистской Италии в СССР, где стал известным авиаконструктором. Физик, создатель проектов аппаратов на новых принципах. Автор более 60 законченных проектов самолётов. Комбриг.
В анкетах, в графе «национальность» писал: «русский».
Малоизвестный широкому кругу общественности и также авиационным специалистам, он был не только выдающимся конструктором и учёным, но и тайным вдохновителем советской космической программы. Сергей Павлович Королёв называл Бартини своим учителем.
В разное время и в разной степени с Бартини были связаны: Королёв, Ильюшин, Антонов, Мясищев, Яковлев и многие другие.
Основные труды его по аэродинамике; в литературе встречается термин «эффект Бартини».
* * * * *
То, что Роберто был необычным ребенком, родители обнаружили еще в детстве. Он отлично рисовал, причем как правой рукой, так и левой. За две недели смог выучить немецкий язык.
Совершенно не испытывал чувство голода, и, чтобы быть «как все», ел по часам, в строго определенное время. У Бартини отсутствовало чувство страха.
Тогда же, в детстве окружающие стали замечать за юным бароном и телепатические способности. Позже, уже в СССР коллеги по работе обратили внимание, что Роберт Людвигович отвечает на вопросы, прежде чем собеседник успевал их задать. Эту способность коллеги отнесли к хорошему знанию людей.
В 1916 году 19-летний выпускник кадетской школы Роберто Бартини прибыл на службу в Российскую империю. Во время знаменитого «брусиловского прорыва» он попал в плен к русским и по этапу был отправлен на Дальний Восток. За 4 года, проведенные в плену, Бартини изучил русский язык и познакомился с идеями социального равенства.
В 1920 году он вернулся домой, на миланском заводе «Изотта-Фраскини» трудился разнорабочим, разметчиком, а затем шофером. Одновременно прошел обучение в Римской летной школе и получил диплом авиаинженера, сдав за 2 года экстерном экзамены авиационного отделения Миланского политехнического института. Еще Роберто Бартини вступил в Итальянскую компартию.
В 1922 году к власти пришел Муссолини, очень не любивший коммунистов. Бартини был приговорен к смертной казни (заочно) и тогда он решил бежать в СССР на подаренном ему отцом самолете.
В Москве Бартини был зачислен на работу на Научно-опытный (ныне Чкаловский) аэродром на Ходынке лаборантом-фотограммистом, потом он стал экспертом технического бюро. Оценив подготовку итальянского авиаинженера, начальство перевело его в Управление ВВС Черного моря. В Севастополе, начав инженером-механиком авиаминоносной эскадры, он дослужился до старшего инспектора по эксплуатации материальной части в 1927 году, т.е. всех боевых самолетов, а на его петлицах появились ромбы комбрига (генерал-майора).
Вскоре Бартини вернули в Москву и назначили членом Научно-технического комитета ВВС. В нем он подготовил свои первые проекты гидросамолетов, в частности, тяжелой летающей лодки – 40-тонного морского бомбардировщика МТБ-2. Специалисты сразу отметили оригинальность предложенного им технического решения.
После этого Бартини вновь перевели, теперь в Авиатрест, а затем в Опытный отдел-3 (ОПО-3) – ведущую организацию, занимавшуюся морским самолетостроением. На новом месте он продолжил заниматься гидропланами разного назначения. Под его руководством за 2 года было разработано несколько удачных проектов.
Однако вскоре ему стало тесно в пределах одной тематики, и он переключился на проработку экспериментального истребителя ЭИ. Кроме того, ему было поручено возглавить ОПО-3.
Позже С.П. Королёв рассказывал: «Мы все обязаны Бартини очень и очень многим, без Бартини не было бы спутника…».
--------------------------------------------------------------—
Подробнее об ученом и авиаконструкторе Р.Л. Бартини смотри по ссылке:
http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=1791
--------------------------------------------------------------—
Скончался Роберт Людвигович Бартини 6 декабря 1974 года в Москве, похоронен на Введенском кладбище. На памятнике надпись: «В стране Советов он сдержал свою клятву, посвятив всю жизнь тому, чтобы красные самолёты летали быстрее чёрных».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_14_мая #Б__
14 мая
В 1827 году родился Жан-Батист КАРПО (в Валансьенне), французский скульптор, живописец и график.
По своему направлению он был крайний реалист. Но подражание формам действительности, чуждое всякой идеализации, соединялось в его произведениях с глубиной экспрессии и сильной передачей движения («Триумф Флоры», «Девочка-рыбачка», фонтан «Четыре части света» и др.).
* * * * *
Обучался в Школе изящных искусств в Париже, был учеником Франциска Жозефа Дюре и Франсуа Рюда. В 1854 году за успехи в области искусства Карпо премировали поездкой в Италию, где создал первую скульптурную группу «Уголино и его дети».
Эта композиция, представленная в Парижском Салоне 1863 года, была создана на сюжет одной из сцен знаменитой «Божественной комедии» Данте и вызвала жестокую критику своей необычностью в пластической трактовке формы, передаче движения, а также своей трагичностью.
Однако критика не смогла заставить мастера отказаться от поисков в области пластики, хотя последующие его произведения были проникнуты радостным мироощущением, отличались изящной декоративностью, восходящей к искусству рококо.
В период 1854-61 годов художник Жан-Батист Карпо проживал в Италии, где изучал искусство Возрождения и античности.
Уехав на родину в Париж, он открыл собственное ателье, и после нескольких успешных работ получает правительственный заказ украсить Павильон Флоры в Лувре.
Наиболее известным и спорным его произведением в то время оказалась скульптурная группа «Танец» на фасаде Парижской оперы, вызвавшая резкую критику со стороны прессы, требовавшей замены композиции произведениями академических скульпторов.
Война 1870 года и последовавшие за ней события спасли произведение Жана Карпо. Позднее его заменили копией, а подлинник поместили в Лувре.
Карпо был одним из ведущих скульпторов Второй Империи, который в своих портретах запечатлел образы типичных представителей общества этой эпохи.
Скончался Жан-Батист Карпо 11 октября 1875 года в Курбевуа.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_14_мая #К__
14 мая
В 1972 году родилась Татьяна Валерьевна СНЕЖИНА /наст. фамилия – Печёнкина/ (в Ворошиловграде, УССР; ныне Луганск), российская певица, автор лирических песен, поэт, композитор и писатель.
Известнейшая песня в исполнении Аллы Пугачёвой «Позови меня с собой» принадлежит перу Татьяны, однако спела Алла Борисовна эту песню уже после трагической смерти поэтессы и исполнителя в 1997 году.
Начиная с 1996 года песни Снежиной начинают петь звёзды эстрады: И. Кобзон, К. Орбакайте, Лолита Милявская, Т. Овсиенко, М. Шуфутинский, Лада Дэнс, Л. Лещенко, Н. Трубач, Алиса Мон, Т. Буланова, Е. Кемеровский, Аскер Седой и др.
Популярны многочисленные музыкальные композиции на её музыку в танцевальных ритмах направлений хаус и хип-хоп. Её музыка звучит в кинофильмах.
В XXI веке Татьяна Снежина стала одним из самых популярных и продаваемых поэтических авторов России. Тиражи её книг перешагнули стотысячный рубеж.
* * * * *
Так как отец был военным, в последующие годы семья вынуждена была сменить несколько мест жительства: Камчатка, Москва, Новосибирск.
Музыку и стихи Татьяна начала писать еще в школьные годы. Первый успех был неформальным – записанные в домашних условиях самодельные «музыкальные альбомы» расходились среди московских, а потом и новосибирских студентов. Та же участь ждала напечатанные автором на машинке стихи и прозу.
В 1994 году она в Москве записала фонограммы 22 авторских песен своего первого альбом «Вспомни со мной». В том же году состоялся дебют Татьяны Снежиной в московском Театре Эстрады, и вышла первая передача о её творчестве на «Радио Россия». В Новосибирске она побеждает в нескольких песенных конкурсах города и региона.
Певица работала с различными аранжировщиками и студийными коллективами, но настоящей удачей стала для нее встреча с музыкальным продюсером Сергеем Бугаевым. Именно в этом тандеме был записан первый магнитоальбом «Вспомни со мной», который ни Татьяне, ни Сергею не суждено было увидеть: решив пожениться и, назначив свадьбу на 13 сентября 1995 года, они погибли 21 августа 1995 года во время совместной поездки на Алтай.
Почти все её стихотворения носят исповедальный характер и позволяют понять глубокий внутренний мир поэтессы. Несмотря на то, что ею было написано более 200 песен, поэзия Снежиной, благодаря своей внутренней мелодичности, вдохновляет многих композиторов на написание новых песен на стихи Татьяны (Е. Кемеровский, Н. Трубач и др.). В настоящий момент в репертуарах исполнителей из России, Украины, Японии более 20 новых песен на стихи Снежиной.
В 1997-99 и 2008 годах она посмертно становится лауреатом Всероссийского телевизионного музыкального конкурса «Песня года».
Творчество Татьяны Снежиной в 1998 году было представлено в трех номинациях Национальной Российской премии «ОВАЦИЯ». На церемонии вручения песня «Позови меня с собой», бесспорно признанная хитом года, была удостоена приза «Золотые ладони».
В 1996 году издан поэтический сборник Татьяны Снежиной «Что стоит жизнь моя?», вышел двойной альбом «Позови меня с собой», снят документальный фильм «Они были молоды».
Существует награда имени Татьяны Снежиной – «Серебряная снежинка» за вклад в помощь молодым талантам. Одной из первых эта статуэтка была вручена Алле Пугачевой.
Именем Татьяны Снежиной назван один из пиков в Джунгарском Алатау.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_14_мая #С__
14 мая
В 1942 году родился Валерий Николаевич Брумель (на Дальнем Востоке, в Амурской области), советский легкоатлет, Олимпийский чемпион, Заслуженный мастер спорта СССР.
Три года подряд признавался лучшим спортсменом мира – за это достижение попал в «Книгу рекордов Гиннесса».
Единственный в нашей стране обладатель «Золотой каравеллы». Чемпион Европы 1962 года. Чемпион СССР 1960-63 годов.
Писатель, драматург, автор книг «Высота» и «Право на прыжок».
* * * * *
Валерий рос в Луганске (Украина), где тренер детской спортивной школы подметил в мальчике те качества, которые в дальнейшем во многом определили успехи Брумеля.
Планомерный, глубоко продуманный труд принес свои плоды. Летом 1958 года он преодолевал 1 метр 95 сантиметров. Двухметровая вершина становилась реальностью.
После того, как тренерский совет ввел Брумеля в сборную, он на состязаниях в честь Дня физкультурника взял 2 метра 17 сантиметров, установив новый рекорд СССР и Европы. До мирового достижения Томаса было, правда, еще далеко, но результаты талантливого американца уже не казались недосягаемыми, можно и было за что бороться. И Валерий с нетерпением ждал этой встречи.
В 1960 году Брумель поступил в Московский институт физической культуры и вошел в Олимпийскую сборную страны. На олимпийских играх 1960 года в Риме он был серебряным призером, уступив по числу попыток советскому прыгуну Роберту Шавлакадзе (2 м 16 см), но опередив рекордсмена мира американца Джона Томаса.
Рекордсмен мира с 1961 по 1971 год.
В 1961-63 годах он был признан лучшим спортсменом мира, установив в эти годы 6 мировых рекордов. В 1964 году Брумель принял участие в Олимпийских играх в Токио и стал победителем с новым олимпийским рекордом 2 м 18 см.
Но в жизни спортсмена случилась беда – 5 октября 1965 года он попал в тяжелую автокатастрофу. За 3 года Брумель мужественно перенес 7 крупных и 25 небольших операций, надежды на окончательное выздоровление были утеряны – он остался на костылях.
Всегда окруженный множеством друзей, которых привлекал блеск его славного имени, Брумель теперь с некоторым недоумением замечает, что круг этих вроде бы близких людей сужается. В книге «Высота», изданной в 1971 году, он в короткой главе под названием «Люди, которым я благодарен» насчитал не более 15 имен, кто не оставил его в трудную минуту, когда лежал он в «Склифе» и не знал, что ожидает его завтра.
По совету друзей обратился к доктору Г.А. Илизарову. Уже через 5 месяцев после лечения он начал тренироваться, а еще через 2 месяца взял высоту 2 м 05 см.
В 1969 году во время соревнований Брумель получил новую тяжелую травму – порвал коленную связку на толчковой ноге, очень важной для прыгуна в высоту
И вновь сделал все, чтобы вернуться в большой спорт. Его называли упрямцем, фанатиком, но он был уверен в своих силах и взял высоту 2 м 07 см.
Скончался Валерий Брумель 26 января 2003 года в Москве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_14_мая #Б__
14 мая
В 1962 году родился Джорж ГРИЕ /при рождении – Юрий Грибановский/ (в Омске), один из первых художников нео-сюрреалистов в цифровом искусстве.
Он широко известен по многочисленным произведениям в двухмерной и трехмерной компьютерной графике.
* * * * *
Художественный стиль Джорджа Грие образовался под влиянием таких известных сюрреалистов как Рене Магритт и Сальвадор Дали, фантастиков-реалистов Здислава Бексински и Wojciech Siudmak и сюрреал-фотографа Jerry Uelsmann.
Его нео-сюрреалистические работы – это сочетание классического сюрреалистического символизма и современного «Фэнтези стиля».
Приверженность Джорджа Грие к фото-реализму – одна из причин по которой он диаметрально изменил его артистическую карьеру от традиционной живописи к цифровому искусству. Он становится профессиональным мультимедийным графиком-дизайнером и начинает работать ведущим специалистом по интерактивной рекламе в корпорации IBM.
Его основным интересом стали современные программы по созданию 3D моделей 2D & 3D digital art-design software и цифровой живописи.
Возможность применения его опыта в изобразительном искусстве и классического живописного образования в новых компьютерных проектах, позволяет ему выражать его артистические концепции без ограничений.
В настоящее время художник живет со своей семьей в Торонто (Канада).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_14_мая #Г__
14 мая
В 1952 году родился Владимир Леонардович МАТЕЦКИЙ (в Москве), советский и российский композитор, продюсер, радиоведущий, член Российского Авторского Общества.
В детстве основной специальностью Володи было фортепиано, но под влиянием «Beatles» он освоил и гитару. После школы поступил в Московский институт стали и сплавов. В студенческие годы стал бас-гитаристом группы «Удачное приобретение», в репертуаре которой, помимо признанных хитов, стали появляться и его песни.
После ухода из этой группы Матецкий начал сотрудничество с разными исполнителями как композитор.
В конце 1985 года по заказу телевидения Матецкий написал для Софии Ротару и Яака Йоалы песню «Лаванда», сохранявшую популярность всю вторую половину 1980-х и первую половину 1990-х годов. В дальнейшем он написал для Ротару такие песни, как «Луна, луна», «Было, но прошло», «Дикие лебеди», «Хуторянка», «Засентябрило» и др.
Композитор пишет песни и для молодых исполнителей, которым его шлягеры помогают приобрести известность. Владимир Матецкий – постоянный член жюри конкурсов, в том числе по отбору на Евровидение.
Он продолжает работу над музыкой для кино и телевидения.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_14_мая #М__
14 мая
В 1860 году родился Бруно Андреас ЛИЛЬЕФОРС (в Упсале), шведский художник-анималист, известный своими картинами, где с большой остротой наблюдения изображены дикие звери и птицы в естественной природной среде.
Представитель национально-романтического направления.
* * * * *
Живопись начал изучать в стокгольмской Академии изящных искусств. Его первые живописные работы не раз подвергались критике. Поэтому в 22 года Лильефорс бросает учебу в Академии и отправляется путешествовать по Европе.
Он побывал в Дюссельдорфе, Венеции, Риме, Неаполе, Париже, Мюнхене. Именно в Париже – художественной Мекке Европы – Бруно попал под очарование работ импрессионистов.
Художник изображал животных в их «повседневной» жизни в естественной среде обитания, что противоречило господствующим канонам.
Лильефорс умел досконально передать через рисунок не только анатомические особенности зверей и птиц, но и их поведение в окружающей среде.
Его по праву называли великим живописцем дикой природы, т.к. в его работах биологические принципы объединились с мастерством реалистического импрессионизма, а научный подход раскрываемой темы органично вписывался в искусство.
Скончался Бруно Андреас Лильефорс 18 декабря 1939 года в Стокгольме.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_14_мая #Л__
14 мая
В 1933 году родился Кен Хонг ЛЕУНГ (в Гуанчжоу), американский художник-самоучка китайского происхождения, признанный мастер неоимпрессионизма.
Его поистине волшебные пейзажи насыщены яркими цветами и завораживающей воздушностью.
Работы Кена, ошеломляя сочностью и глубиной красок, буйством света, выставляются в престижных картинных галереях по всему миру.
* * * * *
Страсть к живописи он обнаружил рано и сам начал учиться рисовать. В возрасте 19 лет переехав в Гонконг, становится признанным мастером за свой блестящий художественный стиль.
Уже в 1960 году Леунг поразил Азию своими картинами на выставке в Гонконге. Это была настоящая сенсация. С той поры он не переставал восхищать публику своими потрясающими пейзажами.
В 1978 году он вместе с семьей эмигрирует в США.
За прошедшие годы Кен Хонг Леунг показал свои картины по всему миру и получил многочисленные премии и награды во многих странах.
Он является одним из признанных неоимпрессионистов. В «художественных» кругах его называют «хозяином заколдованных пейзажей, мечтательных настроений и магических отражений света и цвета».
Немолодой уже художник по сей день трудится в своей мастерской, вдохновленный путешествиями, наблюдением за восходом и заходом солнца, сменой времен года.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_14_мая #Л__
14 мая
В 1727 году крещен Томас ГЕЙНСБОРО (в Садбери, графство Суффолк), английский живописец, график, портретист и пейзажист.
Широкую известность художнику принесли поэтичные женские портреты, написанные под сильным влиянием Ван Дейка.
Особое внимание привлекают: необыкновенно лиричный портрет «Дамы в голубом (герцогини де Бофор?)», портреты леди Горации Уолдгрейв и герцогини Девонширской.
* * * * *
В детстве он увлекался лепкой фигурок животных и рисованием. В 13 лет уговорил родителей отпустить его в Лондон, с тех пор Томас обеспечивал себя самостоятельно.
Большое влияние на молодого художника оказала живопись Ж. Ватто и знакомство с работами голландских пейзажистов Я. Вейнантса и Я. ван Рёйсдала.
В 1746 году Гейнсборо переезжает в портовый город Ипсуич. Там он написал около 80 портретов и быстро прославился как мастер, передающий неповторимое своеобразие каждой модели.
Гейнсборо мечтал писать тихие сельские пейзажи, однако вынужден был делать портреты на заказ. Художник создал совершенно новый жанр – пейзажный портрет, где человек и природа существуют неразделимо («Мистер Браун с женой», «Сад Гейнсборо», «Корнардский лес»).
В 1759 году он переехал в курортный городок Бат, где любили отдыхать состоятельные лондонцы. Здесь Гейнсборо подружился с известными музыкантами и актёрами. В результате появились портреты Абеля (1777), музыканта Фишера (1788) и др.
Томас Гейнсборо начал регулярно выставляться в Лондоне. В 1768 году он был избран членом-учредителем Королевской академии.
Слава же пришла к художнику незадолго до смерти: в конце XVIII века возникло тяготение публики к пейзажу и сентиментальному портрету, где через красоту природы передана душевная красота человека.
Скончался Томас Гейнсборо 2 августа 1788 года в Лондоне.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_14_мая #Г__
14 мая
В 1944 году родился Лев Абрамович Додин (в Сталинске – ныне Новокузнецк), советский российский режиссер, педагог, театральный деятель. Народный артист России, лауреат Государственной премии СССР и Государственных премий РФ.
В 1945 году семья вернулась в Ленинград. С детских лет увлечённый театром, занимался в Ленинградском театре юношеского творчества под руководством М. Дубровина. После школы, в 1961 году, поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии в класс выдающегося режиссера и педагога Бориса Зона.
Режиссерским дебютом Льва Додина стал в 1966 году телеспектакль «Первая любовь» по повести И. Тургенева. После этого были десятки спектаклей в драматических и оперных театрах Ленинграда, Москвы и за рубежом.
Работал в Ленинградском ТЮЗе, где поставил, в частности, «Свои люди – сочтёмся» А. Островского (1973) и несколько спектаклей вместе с Зиновием Корогодским.
Сотрудничество с Малым драматическим театром началось в 1975 году спектаклем «Разбойник» по пьесе К. Чапека. Постановка абрамовского «Дома» в 1980 году определила последующую творческую судьбу Льва Додина и МДТ. С 1983 года Додин – художественный руководитель театра, а с 2002 года и его директор.
В сентябре 1998 года театр Додина получил статус Театра Европы – третьим после Театра Одеон в Париже и Пикколо Театра в Милане. Лев Додин является членом Генеральной Ассамблеи Союза Театров Европы. В 2012 году избран почетным Президентом Союза Театров Европы.
Театральная деятельность Льва Додина и его спектакли отмечены многими государственными и международными премиями и наградами. В том числе, Премией Президента России в 2001 году, орденами «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, независимой премией «Триумф», Премией К.С. Станиславского, национальными премиями «Золотая маска», премией Лоуренса Оливье, итальянской премией Аббиати за лучший оперный спектакль и др.
В 2000 году ему, пока единственному из российских режиссеров, присуждена высшая европейская театральная премия «Европа – Театру».
Смелость постановочных замыслов Додина опирается на возможности блестяще подготовленной труппы, многие актеры которой являются его учениками. Лев Абрамович – профессор Санкт-Петербургской академии театрального искусства, заведует кафедрой режиссуры, регулярно проводит мастер-классы в театральных школах Великобритании, Франции, Японии, США.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_14_мая #Д__
14 мая
В 1836 году родился Вильгельм Стейниц (в Праге), австрийский шахматист, первый чемпион мира по шахматам.
Он вошел в историю шахмат не только как первый шахматист своего времени, но и как основатель учения, ставшего поворотным пунктом в развитии шахматной игры, как наиболее выдающийся шахматный теоретик.
* * * * *
Он был девятым из 13 детей в небогатой семье еврейского портного. Мальчик обладал неплохими математическими способностями, но должного математического образования не получил, на его обучение не хватало средств. Увлечение к шахматам пришло к юному Вильгельму в 12 лет.
В 1858 году он переехал в Вену, где собирался стать журналистом. Попутно начал изучать математику в Венском политехническом институте. Вскоре учебу пришлось бросить из-за недостатка финансов. Какое-то время Стейниц подрабатывал игрой в шахматы в кафе. Имея регулярную практику, он постепенно превращается в профессионала.
С 1859 года Стейниц начинает участвовать в турнирах Венского шахматного общества, с каждым годом показывая все лучшие результаты. На 2-м международном турнире в Лондоне в 1862 году он представлял Австрию и завоевал 6-й приз. Затем первенствовал на турнире в Дублине (1865 год).
Вильгельм воспринимал шахматы, как предмет науки, имеющий собственную теорию и ряд законов. При данном подходе, его занятия шахматной игрой и некоторые открытия в этой сфере, вскоре дали определённые результаты.
В 1866 году в Лондоне он стал первым чемпионом мира по шахматам после победы в матче над Адольфом Андерсеном, считавшимся сильнейшим шахматистом того времени.
В тот период для Стейница была характерна комбинационная игра, однако в отдельных партиях уже проявился принципиально новый подход – стратегический подход к ведению шахматной борьбы.
На большом международном турнире в Вене в 1873 году Стейниц разделил 1 и 2 место с Блэкберном, а затем победил его в микроматче за первый приз. Успех в Вене был не только крупной спортивной победой Стейница, но и, по сути, триумфом новых идей.
Вильгельм Стейниц пришел к выводу, что многие комбинационные атаки удавались лишь из-за несовершенства защиты. Его стратегия основана на оценке характера позиции. Он установил, что реальная ценность фигур, их маневренность зависят от пешечного скелета позиции, сильных и слабых полей, и на этой основе давал оценки положения и строил планы дальнейшей игры.
Стейниц стал основоположником позиционной школы шахматных игр, а его любимой позицией стала «закрытая», характеризуемая недвижными пешками с двух сторон. В общих чертах он изложил свою концепцию позиционной школы в работах «Современная школа и ее тенденции» и «Морфи и шахматная игра его времени» в 1885 году.
Стейниц часто делал длинные перерывы между турнирными играми, но каждый раз возвращался к игре, внося в шахматную игру новые теории, подтверждая их яркими победами на различных турнирах. Впервые официальный матч за мировой чемпионский титул состоялся в 1886 г, где Стейниц играл с Цукеротом и выиграл матч, опередив его на 5 очков, завоевав титул чемпиона мира в шахматной игре. Тремя годами ранее соперники уже играли за одним столом, тогда Цукерот обыграл Вильгельма. Это высокое звание Стейниц подтверждал ещё три раза, играя с известным шахматистом Гунсбергом (одна игра) и Чигориным (две игры).
Стратегия и логическое мышление не подводили Стейница вплоть до 1892 года – он выигрывал поединки у всех шахматных лидеров. Но после этого стал проигрывать. В 1892 году партию у него выиграл Гарри Нельсон Пильсбери, а через 2 года Стейниц уступил свой титул мирового чемпиона Эмануилу Ласкеру.
В 1894 году он находился в депрессии после смерти жены и 18-летней дочери. Потеря близких изменила жизнь Стейница: он перестал выпускать шахматный журнал, «Современное шахматное руководство», закрыл шахматный отдел в газете. Стейниц впервые болезненно ощутил, как коротка человеческая жизнь, как неожиданно случай или недомогание могут оборвать ее, как бесценны минуты счастья и близости. Эта депрессия проявилась в матче на первенство мира, закончившемся 26 мая 1894 года поражением Стейница.
Потеряв звание чемпиона мира, он не отошёл от шахмат и продолжал участвовать в различных соревнованиях и турнирах до конца 1899 года.
Научные работы в шахматной сфере, написанные Стейницом, считаются фундаментальными. Он оставил бесценный материал – шахматное наследие, ставшее научной основой. Под патронажем Стейница в 1885-91 годах в Нью-Йорке издавался «Международный журнал по шахматам». Проявил он себя и в литераторстве, выпустив 2 тома «Современной школы шахмат» (1889-95 годы).
Скончался Вильгельм Стейниц 12 августа 1900 года в Нью-Йорке.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_14_мая #С__