16 апреля
1821 года родился Форд Мэдокс БРАУН (во французском городе Кале), английский живописец и поэт.
Его исторические и религиозные композиции носят романтический морализирующий характер, отличаются здоровым реализмом и выписанностью деталей и резкостью цвета (например, «Христос, умывающий ноги апостолу Петру», 1852, Галерея Тейт, Лондон).
* * * * *
Он был тесно связан с «братством прерафаэлитов» как первый наставник и друг двух его лидеров – Д.Г. Россетти и У.Х. Ханта.
В 1835 году Форд Мэдокс Браун поступил в Академию художеств в Брюгге, где осваивал рисунок под руководством одного из учеников Давида. Учился затем в Генте и Антверпене (у Густава Вапперса).
Его первой большой картиной стала написанная в 1840 году «Казнь Марии Шотландской».
В мастерской Вапперса художник изучал технику фресковой росписи, живопись маслом, акварель, пастель, различные виды гравюры.
Позднее он переехал в Париж, где под влиянием творчества художников-романтиков обратился к литературным сюжетам.
Скончался Форд Мэдокс БРАУН 6 октября 1893 года в Лондоне.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_16_апреля #Б__
16 апреля
В 1941 году родился Сергей Петрович НИКОНЕНКО (в Москве), советский и российский актер театра и кино, кинорежиссер. Народный артист России, член Союза кинематографистов.
Он – один из самых известных людей в отечественной киноиндустрии, любимый миллионами телезрителей актёр, его фильмография богата работами в самых разных жанрах.
* * * * *
Выходец из семьи рабочих, он еще в школьном возрасте проявлял творческие наклонности. Сережа занимался в драмкружке Дворца пионеров и в студии художественного слова, принимал участие в конкурсах чтецов и певцов, учился играть на аккордеоне в музыкальной школе. Уже в 13-летнем возрасте он решил стать актером. Но так как учился Сережа из рук вон плохо, поэтому аттестат ему пришлось получать в школе рабочей молодежи (для этого устроился на работу кондуктором).
По окончании десятого класса вечерней школы Сергей Никоненко смог осуществить свою мечту – поступил учиться на артиста. Правда он сначала провалил экзамены в четырех театральных вузах и без особой надежды отдавал документы в пятый – Всероссийский государственный институт кинематографии (ВГИК). Однако приемная комиссия разглядела в щуплом пареньке творческий потенциал. Сергей был направлен на актерский курс под руководством Тамары Макаровой и Сергея Герасимова.
Это был звездный курс – Ж. Болотова, Н. Губенко, Л. Федосеева, Е. Жариков, Л. Лужина, Г. Польских, Н. Еременко. На подмостках учебного театра Никоненко довелось сыграть почти весь классический репертуар, включая знаменитого «Гамлета». А выпускной дипломный спектакль «Карьера Артуро Уи» (1964), благодаря прежде всего игре Губенко и Никоненко, стал тогда явлением всей культурной жизни столицы.
Одна из «культовых» театральных работ актера – Чапаев в спектакле по роману Пелевина. Постановка «Все проходит» с его участием также шла при полном аншлаге. У Сергея Никоненко ко всему еще и несколько антрепризных спектаклей, с которыми он постоянно ездил по стране.
Сниматься в кино он начал ещё во время учёбы, дебютировав в фильме «А я уезжаю домой» (1958). Но впервые, как сложившийся уже киноактер, Сергей обратил на себя внимание в фильме А. Азарова «Это случилось в милиции» (1963), сыграв хоть и маленькую, но очень заметную роль. Именно она стала началом актерской биографии будущего талантливого актера.
По окончании ВГИКа Никоненко в течение 10 лет работал в Театре-студии киноактёра, где стал одним из самых снимаемых актеров. На съемки к А. Митте в школьную киноповесть «Звонят, откройте дверь!» (1965) артист попал уже признанным профессионалом.
Еще одна заметная роль того времени – роль в «Журналисте», которую Герасимов специально создал для Никоненко. В 1970-е годы актер сумел создать разноплановые образы и показать своих героев с неожиданной точки зрения. В своем творчестве ему удалось избежать опасности «заштамповаться».
Сергей Петрович – актер уникальной органичности. Он обладает даром естественности в любой ситуации и в любом жанре фильма. Когда не было хороших ролей, Никоненко много работал на эстраде, читал Пушкина, Есенина, Зощенко, Маяковского.
Наработав опыт и много собственных идей, он вернулся во ВГИК – прислушавшись к совету своего друга и наставника Василия Шукшина, в 1971 году Никоненко прошел курс обучения у тех же педагогов, Макаровой и Герасимова, и получил диплом режиссера.
Как кинорежиссёр и сценарист он дебютировал с фильмом «Птицы над городом» в 1974 году. В режиссуре на его счету более десятка картин: «Трын-трава», «Цыганское счастье», «Корабль пришельцев», «Елки-палки», «Брюнетка за 30 коп.», «Хочу вашего мужа», «Хочу в Америку», «Аннушка», «Охота жить» и др. К некоторым из них он сам написал сценарии.
Сыгранные Сергеем Никоненко роли, поставленные фильмы – это всегда интересные характеры, ярко и четко социально окрашенные персонажи. В кино он создал более 200 запоминающихся ролей («Война и мир», «Пой песню, поэт», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Инспектор ГАИ», «Зимний вечер в Гаграх», «Китайский сервиз», «Каменская», «Ландыш серебристый», «Гибель империи», «"Кедр" пронзает небо», «Людмила» и многие другие). Никоненко никогда не бывает в творческом простое, много и охотно снимается. В 1994 году он совместно со своей супругой – актрисой Екатериной Ворониной создал Есенинский культурный центр, которым руководит в настоящее время.
Сегодня актер, режиссер и сценарист Сергей Петрович НИКОНЕНКО живет и работает в Москве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_16_апреля #Н__
16 апреля (дата для 2017 года)
ПАСХА (ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО)
«Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!»
* * * * *
Пасха, также – Воскресение Христа – древнейший христианский праздник; главный праздник богослужебного года, который установлен апостолами в честь воскресения Иисуса Христа. В настоящее время его дата в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю, что делает Пасху переходящим праздником.
Назвать этот день праздником, даже самым большим праздником – слишком мало. Он важнее любого праздника и значимее любого события в мировой истории. В этот день все человечество, а значит – каждый из нас, получили надежду на спасение, потому что Христос воскрес. Этот день называется Пасхой, что значит – «переход», «прохождение мимо», и отмечается в Православной Церкви как самый главный день в году.
В Пасхе – вся суть христианства, весь смысл нашей веры. Пасха – путь из ада. Христианство – не учение, не моралистика, а просто рассказ о факте.
Христиане, празднуя Пасху, торжествуют избавление через Христа всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. По важности благодеяний, полученных нами через Воскресение Христово, Пасха является «Праздником праздников и Торжеством из торжеств», почему и богослужение сего Праздника отличается величием и необычайной торжественностью.
А долгожданное пасхальное приветствие рождает ассоциации связанные с Крестным ходом со свечами под куполом ночного неба, красные ризы священно- и церковнослужителей, радостное пение, взаимные приветствия с возгласами «Христос воскрес!» – «Воистину воскрес!» – дарующие счастливую возможность поцеловать понравившуюся тебе девушку. На домашнем столе появляются красные и затейливо расписанные яйца, румяные куличи с крапинками изюма, пахнущие ванилью творожные пасхи.
* * * * *
«Слово «Пасха» означает «прехождение». Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви – в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной – в ознаменование того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на Небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам «власть быть чадами Божиими».
(Святой Амвросий Медиоланский, Ин. 1,12).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_16_апреля
16 апреля
В 1924 году родился Генри МАНЧИНИ /наст. имя – Энрико Никола Манчини/, (в Кливленде, штат Огайо), знаменитый американский дирижёр и композитор.
Написал музыку почти к 500 фильмам и телесериалам, выпустил 90 альбомов, получил за свою музыку 4 премии «Оскар», две номинации «Эмми» и целых 20 призов «Грэмми», включая награду «За жизненные достижения» (1995).
* * * * *
Вырос он в Питтсбурге, штат Пенсильвания. Был завербован в армию во время II-й мировой войны, но из пехоты переведён в армейский ансамбль. После войны работал в джаз-оркестре Гленна Миллера. Писать музыку для кино Генри Манчини начал в 1952 году.
Одно из самых известных его произведений – «Moon River» – исполнена актрисой Одри Хепбёрн в фильме «Завтрак у Тиффани», после чего оно выиграло «Оскара» за лучшую песню и возглавило Billboard Hot 100. Самой коммерчески успешной записью Манчини была тема к фильму «Розовая пантера» (1964 год), которая известна в огромном количестве аранжировок и интерпретаций. Некоторые же его песни вошли в число популярных джазовых (свинговых) стандартов. Манчини прославился не только в качестве композитора, но и как аранжировщик – мастер различных оркестровых звучаний.
Генри Манчини записал более 90 альбомов в разных стилях – от биг-бэнда и лёгкой классики до поп-музыки. Восемь из этих альбомов были удостоены золота Ассоциации звукозаписывающей индустрии Америки.
Как концертный исполнитель Манчини проводил более 50 выступлений в год, в результате чего дал более 600 симфонических перфомансов еще при жизни. Он дирижировал почти всеми ведущими симфоническими оркестрами мира, включая Лондонский симфонический оркестр, Израильский филармонический оркестр, Boston Pops, Лос-Анджелесский филармонический оркестр и Королевский филармонический оркестр. Одним из его любимых был оркестр Миннесоты, с которым он дебютировал в фильме «Поющие в терновнике» в июне 1983 года.
Генри Манчини участвовал в 1966, 1980 и 1984 годах в групповых выступлениях для британской королевской семьи. Он также длительное время гастролировал с Джонни Мэтисом, а также с Энди Уильямсом, каждый из которых спел много песен Манчини.
Скончался Генри Манчини 14 июня 1994 года в Беверли-Хиллз, штат Калифорния.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_16_апреля #М__
16 апреля
В 1901 году родился Николай Павлович АКИМОВ (в Харькове), советский театральный режиссер, художник, писатель, педагог, создатель ленинградского Театра Комедии. Народный артист СССР.
Блестящий и остроумный человек, Акимов входил в художественную элиту Ленинграда, определяя её высокий уровень и неповторимое лицо.
С 1989 года Театр Комедии носит его имя.
Многие режиссёрские замыслы Николая Павловича были реализованы в театре уже после его смерти.
* * * * *
В Петербург он попал совсем юным, и почти вся его жизнь оказалась прочно связана с этим городом. С 1914 года обучался изобразительному искусству в Вечерних классах Общества поощрения художеств, затем в частной студии С. Зейденберга. В период в 1916-18 годов занимался в Новой художественной мастерской под руководством М. Добужинского, А. Яковлева, В. Шухаева, но, не доучившись, оставил ее. В дальнейшем продолжил обучение во ВХУТЕМАСе.
Активно участвовал в художественной жизни Харькова: весной 1919 года участвовал в Первой совместной выставке-продаже, на которой были представлены работы профессиональных художников и художников-самоучек.
В июне 1921 года вместе с рядом художников был приглашён в Первый государственный театр для детей. Здесь Акимов начал оформлял спектакль «Али-Нур» («Звёздный мальчик»), однако вскоре он покинул Харьков.
С 1923 года он работал в Ленинграде; оформлял спектакли в разных театрах, в основном в сотрудничестве с режиссёрами «левого» направления. В 1924-25 годах на постоянной основе работал в Большом драматическом театре (БДТ), сотрудничество с которым продолжалось до конца 1930-х годов.
Одновременно занимался книжной графикой и успел создать себе имя: в 1927 году в Ленинграде состоялась его первая персональная выставка. И все-таки по-настоящему Николай Павлович нашел себя в сценографии. Работа в театре настолько увлекла его, что в конце 1920-х годов он обратился и к театральной режиссуре, сделав её второй, если не первой, профессией. Первой самостоятельной работой стал «Гамлет» в Театре им. Вахтангова с музыкой Дмитрия Шостаковича (1932).
В 1933 году возглавил Ленинградский мюзик-холл, а в 1935 – знаменитый Ленинградский театр комедии, художественным руководителем которого оставался до конца жизни (кроме 1949-55 годов, когда вынужден был перейти в другой коллектив). В театре комедии он оказался в своей стихии: тонкое остроумие, богатство режиссёрской фантазии в сочетании с блестящим оформлением спектаклей Акимова выдвинули его театр в число лучших в стране.
Театр был подлинным центром разнообразных творческих интересов Николая Павловича. Славились его озорные и изящные, подчас парадоксальные комедийные спектакли, среди них особое место принадлежало первым интерпретациям пьес-сказок Е.Л. Шварца. Декорации и костюмы, созданные Акимовым после войны, большей частью к собственным постановкам, – неизменно отличались редкой фантазией и изобретательностью. Это «Тени» М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Дело» А.В. Сухова-Кобылина, «Дракон» Е.Л. Шварца, «Дон-Жуан» Дж. Байрона и др. Оригинальные афиши, которые он исполнял к каждому своему спектаклю, были неотъемлемой частью городской рекламы в 1930-60-х годах.
Акимов выступал и как художник кино (эскизы декораций к фильмам «Кащей Бессмертный», «Золушка»).
В огромной серии живописных и графических портретов, создаваемых мастером на протяжении нескольких десятилетий, его предпочтение отдавалось людям театра – актерам, режиссерам, драматургам.
Темы театра и драматургии преобладали и в книжной графике, к которой Акимов вернулся в 1960-х годах после длительного перерыва. Преимущественно проблемам театра были посвящены и его блестящие полемические статьи, составившие впоследствии два тома.
Прирожденный педагог, Николай Павлович с 1955 года преподавал в Ленинградском театральном институте на основанном и возглавляемом им постановочном факультете (с 1960 года профессор), где воспитал многих превосходных мастеров сценографии.
Был женат на актрисе Е.В. Юнгер.
Скончался Николай Павлович Акимов 6 сентября 1968 года во время гастролей театра в Москве. Похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_16_апреля #А__
16 апреля
В 1889 году родился Чарли ЧАПЛИН /наст. имя – Чарльз Спенсер Чаплин/ (в Лондоне), английский киноактёр, сценарист, композитор и режиссер, ВЕЛИКИЙ КОМИК. Обладатель премии «Оскар» – дважды, международной премии Мира и других наград.
Славу ему принесло НЕМОЕ КИНО, и хотя звук в фильмах появился уже в 1927 году, универсальный мастер кинематографа оставался верным старой кинотехнике ещё целое десятилетие.
Сокрушаясь о том, что эпоха немого кино канула в Лету, он говорил: «Все-таки жаль немого кино. Какое удовольствие было видеть, как женщина открывает рот, а голоса не слышно»…
* * * * *
Родители Чарли – эстрадные актеры – много выступали в гастрольных поездках по Европе и США. Однако их карьера закончилась трагически: отец потерял голос, стал злоупотреблять алкоголем и умер, а мать вскоре после этого потеряла рассудок.
Братья Сид и Чарли Чаплины попали в ситуацию, когда надеяться можно было только на себя. В детстве Чарли много выступал, участвовал в пантомимах, пробуя себя в роли клоуна, но теперь ему пришлось оставить не только сценические занятия, но и обычную школу и искать мелкие подработки.
В 14-летнем возрасте ему, наконец, улыбнулась удача – он получил не просто постоянную работу, а работу в театре. Большую услугу ему оказал брат, помогая выучить текст роли, ведь Чаплин в это время практически не умел читать.
После переезда в 1912 году в США, молодого актера через некоторое время замечают представители киноиндустрии, которая только начинает развиваться. Чаплин становится сначала актером, а затем и автором многих картин. В 1914 году он самостоятельно снял свой первый фильм «Застигнутый дождём», в котором выступил и в качестве актёра, и режиссёра, и сценариста – всё это он будет делать и в дальнейшем.
В 1917 году он стал самым дорогим актером в истории кино, подписав контракт на 1 млн. долларов со студией «First National Pictures».
Несмотря на то, что кино вскоре стало звуковым, а затем и цветным, образ «Бродяги», созданный Великим Мастером, стал классикой кино и до сих пор считается примером для подражания. Этот персонаж в широких штанах, больших башмаках, с котелком на голове и с тросточкой стал своего рода визитной карточкой Чарли Чаплина.
Довольно быстро он понимает, что может работать самостоятельно и в 1919 году совместно с Мэри Пикфорд, Дугласом Фэрбэнксом и Дэвидом У. Гриффитом создает студию «Юнайтед Артистс», в которой проработал вплоть до своего отъезда из Америки в начале 1950-х годов. Все фильмы, снятые Чаплином в этот период, были полнометражными: «Малыш», «Парижанка», «Огни большого города», «Новые времена», «Великий диктатор», «Огни рампы» и др.
В начале 1950-х годов он поселяется в Швейцарии, в городе Веве, где продолжает сниматься и создавать новые фильмы – «Король в Нью-Йорке», «Графиня из Гонконга». Также Чаплин снял множество короткометражных лент.
Скончался Чарли Чаплин 25 декабря 1977 года в своем доме в Корсье-сюр-Веве, похоронен на местном кладбище.
* * * * *
Чарли Чаплин говорил: «Я стал богатым, играя бедных». Необычайный талант мима, отшлифованный на подмостках лондонских варьете, придал его образу масштаб шекспировского шута. С 1915 года его сопровождала Вселенская Слава, а созданный им персонаж вписан в Книгу кино.
* * * * *
«Я не был ангелом, но всегда стремился быть человеком» (Чарли Чаплин)
—-------------------------------------------------------
Смотри знаменитое «Письмо Чарли Чаплина дочери» по ссылке:
http://newsmix.in.ua/showbiz/308928-pysmo-charly-chaplyna-dochery
—-------------------------------------------------------
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_16_апреля #Ч__
16 апреля
В 1755 году родилась Мари Элизабет Луиза ВИЖЕ-ЛЕБРЕН /урождённая – Виже/ (в Париже), французская художница.
Манера письма её ясная и точная, едва ли не наибольшей живостью отличаются автопортреты, которые она писала много и охотно.
Виже-Лебрен оставила 660 портретов и около 200 пейзажей.
* * * * *
Первые уроки живописи получила у своего отца, затем пользовалась консультациями Жана Батиста Грёза, Жозефа Верне, Габриэля Франсуа Дуайена и других мастеров. Уже в конце 1760-х годов Виже рисовала вполне профессионально: косвенным свидетельством её успеха может служить то, что её мастерская была формально закрыта властями за отсутствие у юной художницы патента.
В 1776 году она вышла замуж за Ж.Б.П. Лебрена, художника и, в большей степени, торговца живописью. Связи мужа усилили популярность юной художницы-портретистки в среде французской знати, и, в конце концов, Виже-Лебрен была приглашена в Версаль, рисовать королеву. Мария Антуанетта очень высоко оценила работу художницы и засыпала её дополнительными заказами, а в 1783 году оказала, со своей стороны, определённое давление на французский художественный истеблишмент с тем, чтобы Виже-Лебрен была благополучно избрана в члены Королевской академии живописи и скульптуры.
Начиная с 1780-х годов, она много ездила по Европе (часто вместе с мужем), работала в разных странах. В этих поездках ею были написаны портреты многих царственных особ, государственных деятелей и иных заметных фигур: так, в Голландии Виже-Лебрен писала будущего короля Виллема I, в России в 1795-99 годах – последнего польского короля Станислава Понятовского, великую княгиню Анну Федоровну (жену великого князя Константина Павловича) и других членов императорского семейства. В различных странах художница также избиралась в местные Академии художеств.
Переждав, таким образом, Великую Французскую революцию, Виже-Лебрен вернулась во Францию по приглашению Наполеона и до 1814 года жила, главным образом, в своём поместье в Лувесьене, а когда с наступлением войск союзников на Париж поместье было занято прусской армией, вернулась в Париж.
Ею оставлены пространные мемуары, опубликованные во Франции в 1835-37 годах. Российская их часть – «Воспоминания г-жи Виже-Лебрен о пребывании ее в Санкт-Петербурге и Москве, 1795-1801: С приложением ее писем к княгине Куракиной» – переведена и опубликована в России.
Скончалась Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен 30 марта 1842 года в Париже.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_16_апреля #В__
16 апреля
В 1646 году родился Жюль АРДУЭН-МАНСАР /урождённый – Жюль Ардуэн/ (в Париже), французский зодчий, придворный архитектор Людовика XIV, один из крупнейших представителей стиля барокко во французской архитектуре.
* * * * *
Обучался зодчеству у Либераля Брюана – архитектора, известного созданием Отеля инвалидов в Париже. Кроме того, Жюль учился у своего знаменитого двоюродного деда Франсуа Мансара и унаследовал его коллекцию планов и чертежей. Заодно он присоединил и его фамилию к своей, ставшую сильной торговой маркой.
Карьеру самостоятельного архитектора Ардуэн-Мансар начал с проекта дворца де Кланьи для мадам де Монтеспан. Работа была замечена при дворе, что помогло молодому зодчему быстро пойти вверх.
В 1675 году Людовик XIV назначил Ардуэна-Мансара придворным архитектором. Первым его заказом стала перестройка (расширение) замка Сен-Жермен-ан-Ле. С 1678 года он руководил работами в Версале: завершил строительство Большого Трианона (1687) и первой королевской церкви Нотр-Дам (Церковь Богородицы), создал королевскую капеллу (1689-1710), знаменитую Зеркальную галерею и Оранжерею.
Крупнейшая его работа – Собор Дома инвалидов в Париже (1680-1706). Купол собора считается одним из самых совершенных сооружений французского классицизма. Ардуэн-Мансар был также автором проекта двух парижских площадей – Вандомской (1693-1701) и площади Побед (1684-1686).
Вместе с Ж. Бофраном он построил кафедральный собор в Нанси (начат в 1703 году). До конца жизни Ардуэн-Мансар оставался любимцем Людовика XVI. В 1685 году он стал «первым архитектором короля», а в 1699 – главным смотрителем королевских строительных работ.
Скончался Жюль Ардуэн-Мансар 11 мая 1708 года в Марли близ Парижа.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_16_апреля #А__