16 июня
1818 года родился Филиппо ПАЛИЦЦИ (в Васто, Абруццо), итальянский художник и рисовальщик, профессор; второй, и самый талантливый, из четырех братьев Палицци, принадлежавших к «Школе Позиллипо». Неаполитанская школа.
Филиппо Палицци рисовал полотна исторического жанра, портреты, пейзажи, работал также в анималистическом и бытовом жанрах. Для его творчества были характерны отход от традиций академизма и переход к реализму.
* * * * *
В 1837 году поступил в Неаполитанскую академию художеств, обучался у Г. Смарджасси, последователя А. ван Питлоо, но вскоре перешёл учиться в частную школу Джузеппе Бонолиса.
Работал в основном в Неаполе. Он одним из первых среди итальянских живописцев познакомился с произведениями мастеров барбизонской школы. В манере их тональной живописи исполнены пейзажи 1830-40-х годов. В 1850-60-е годы Филиппо Палицци обратился к живописи цветовым пятном (pittura di macchia), развивая пленэрные завоевания мастеров «Школы Позиллипо». Его пленэрные завоевания оказали влияние на живопись мастеров флорентийской «Школы маккьяйоли», творчество Д. Морелли и других мастеров Неаполя.
Помимо живописи он много занимался фотографией и нередко использовал сделанные им снимки как наброски для будущих картин. Побывал в Греции, посетил Флоренцию. В 1855 году уехал во Францию, где жил его старший брат Джузеппе, впоследствии жил в Бельгии и Нидерландах (в Париж вернулся в 1863 году).
Вместе с Морелли в 1861 году основал «Общество поощрения искусств» с целью организации выставочной деятельности художников Неаполя. В 1878 году Филиппо Палицци основал в Неаполе Музей промышленного искусства (ныне носящий его имя), который возглавил спустя 2 года, и художественную школу при нём. В 1891 году стал президентом неаполитанской Академии художеств.
На протяжении своей жизни он участвовал во многих художественных выставках, имел множество наград и состоял почётным членом различных европейских художественных академий. Его картины выставлены в музеях Рима, Неаполя и других итальянских городов.
Скончался Филиппо ПАЛИЦЦИ 11 сентября 1899 года в Неаполе.
16 июня
1966 года родился Ян ЖЕЛЕЗНЫ (в Млада-Болеславе), выдающийся чехословацкий и чешский копьеметатель, 3-кратный олимпийский чемпион (1992, 1996 и 2000) и 3-кратный чемпион мира (1993, 1995 и 2001). Из-за длительного и очень успешного выступления считается лучшим копьеметателем всех времён.
25 мая 1996 года в Йене установил мировой рекорд, который до сих пор остаётся непревзойдённым (98 м 48 см). Кроме того занял второе место на Олимпиаде-88 и завоевал «бронзу» на чемпионатах мира в 1987 и 1999 годах. Ему также принадлежит рекорд чемпионатов мира (92,80 м).
От второго результата (93,09 м финна Аки Парвиайнена) его лучший рекорд мира (98 м 48 см) отстоит более чем на 5 метров. Ян Железны совершил 53 броска за 90 метров, что на 23 сентября 2007 года больше 40 таких бросков всех остальных копьеметателей вместе взятых. Он признавался легкоатлетом года в мире (2000) и Европе (1996, 2000), лучшим спортсменом Чехии (1993, 1995, 2000, 2001)
* * * * *
Рос в спортивной семье – копьеметателями были и мать, и отец, так что над тем, какой вид легкой атлетики выбрать, Ян особо не задумывался. Первый успех к 17-летнему спортсмену пришел в 1983 году в Ленинграде. На соревнованиях легкоатлетов соцстран юный Железны выиграл первую свою медаль – пока еще бронзовую. Тогда его копье улетело на 69 м.
Дальше началось планомерное и постепенное восхождение на спортивный Олимп. В 1987 году на чемпионате мира по легкой атлетике, проходившем в Италии, Ян Железны стал третьим призером. Год спустя на Олимпийских играх в Сеуле выиграл серебряную медаль.
Ну, а начиная с игр XXV-й Олимпиады (1992) в Барселоне, когда он впервые стал олимпийским чемпионом, для спортсмена наступил «золотой период».
В следующем, 1993 году Железны стал чемпионом мира, два года спустя – повторил успех. В 1996 году на играх XXVI-й Олимпиады в Атланте снова стал олимпийским чемпионом с фантастическим мировым рекордом – 98 м 48 см.
Однако все эти достижения сопровождались чередой травм. В 1998 году Яну Железны пришлось перенести серьезную операцию на спине. Тогда ему было 32 года, и врачи настоятельно советовали завершить спортивную карьеру.
Но пришел 2000 год, и в австралийском Сиднее он стал уже трижды чемпионом, победив на трех Олимпиадах подряд. Своего собственного мирового рекорда он, правда, не побил, но установил олимпийский рекорд, послав копье на 90 м 17 см. Тогда же Ян Железны вместе с американской Мэрион Джонс был признан лучшим атлетом 2000 года – об этом было объявлено на грандиозном гала-представлении, которое Международная федерация легкой атлетики провела в Монако. Год спустя 35-летний спортсмен выиграл свое уже третье звание чемпиона мира…
И все-таки последствия травм явно сказывались. Железны сомневался, стоит ли ему ехать в Афины на игры XXVIII-й Олимпиады 2004 года. Тем не менее поехал, но выступил неудачно и объявил о том, что собирается завершить спортивную карьеру. «Я одержал немало побед за свою карьеру, приношу извинения болельщикам за то, что занял в Афинах девятое место», – сказал тогда он корреспондентам. Олимпийским чемпионом стал норвежец Андреас Торкильдсен с результатом 86 м 50 см. До рекордов Железны далеко…
Ян ЖЕЛЕЗНЫ завершил свою карьеру в 2006 году в родном Млада-Болеславе. С 2006 года на тренерской работе.
16 июня
В 1752 году родился Салават ЮЛАЕВ (в деревне Текеево, Оренбургская губерния; ныне республика Башкортостан), поэт-импровизатор, башкирский национальный герой, один из руководителей Крестьянской войны 1773-75 годов, сподвижник Емельяна Пугачёва.
* * * * *
В октябре 1773 года он был мобилизован на борьбу с Пугачёвым, но вместе со стерлитамакским отрядом перешёл на сторону восставших, которые вели осаду Оренбурга.
Когда Салават Юлаев в Бердской крепости предстал перед Пугачёвым, ему было 19 лет. С этого дня и до ареста он находился в центре событий Крестьянской войны. Салават участвовал в 28 сражениях, 11 из них он провёл самостоятельно, остальные в составе Главного войска Емельяна Пугачёва. Салават ни разу не допускал полного разгрома своего войска. Ему каждый раз удавалось сохранить основные силы, в кратчайший срок восстановить боевые порядки и снова участвовать в сражениях.
Весной 1774 года царским войскам удалось нанести серьёзное поражение основным повстанческим силам. После пленения Пугачева, несмотря на неоднократные требования прекратить сопротивление и сдаться, Салават Юлаев продолжил восстание на территории Башкортостана.
24 ноября 1774 года у деревни Медяш он был взят в плен и отправлен в Уфу, затем в Москву.
На допросах Салават не выдал никого из своих товарищей. После длительного следствия по приговору от 15 июля 1775 года он вместе с отцом Юлаем Азналиным, также участником восстания, был подвергнут наказанию кнутом и клеймению, как «тягчайшим государственным преступникам».
2 октября 1775 года их, скованных по рукам и ногам, отправли на вечную каторгу в балтийскую крепость Рогервик.
Салават и Юлай встретили здесь своих соратников по борьбе: пугачёвского полковника И.С. Аристова, полковника Канзафара Усаева и др. Здесь Салават Юлаев и его отец провели остаток своей жизни.
Последнее документальное упоминание о поэте датируется 1800 годом. До этого времени он пробыл в неволе 25 лет.
Скончался Салават ЮЛАЕВ 8 октября 1800 года на каторге в крепости Рогервик.
* * * * *
Его поэзия – одно из лучших проявлений дореволюционной башкирской литературы. Стихи Юлаева призывали народ к борьбе с угнетателями («Битва», «Стрела», «Юноше-воину»), воспевали красоту родного края («Родная страна», «Мой Урал», «Соловей»), любовь («Зюлейха»).
Произведения поэта передавались сэсэнами из уст в уста.
В его честь назван город в Башкирии – Салават, учреждена именная Госпремия Башкирской АССР за лучшие произведения литературы и искусства.
Образ Салавата Юлаева воссоздан в произведениях А. Пушкина, П. Бажова, С. Злобина и других русских, башкирских, татарских, казахских, чувашских, марийских писателей, в опере, кинофильме, живописи и скульптуре.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_16_июня #Ю__
16 июня
1882 года родилась Нора Нильсон ГРЕЙ (в Хеленсборо), шотландская художница-портретистка, одна из талантливейших британских художниц начала ХХ столетия.
Входила в группу молодых мастериц «Глазго гёрлс» — наряду с Ф.М. Макнейл, М.М. Макинтош и Э. Макникол — девушками, которые, как и она, учились в Школе искусств Глазго.
* * * * *
Нора была дочерью судовладельца. Училась в Школе искусств в Глазго, затем преподавала рисование и дизайн в школе городка Килмакольм.
В 1910 году Грей открыла в Глазго свою художественную мастерскую.
Во время I-й мировой войны она работала медсестрой во Франции, а после возвращения на родину продолжила заниматься живописью, писала портреты.
Нора Грей рисовала преимущественно портреты масляными красками, а также писала акварели. Особенно хороши её изображения молодых женщин и детей. Под влиянием увиденного во время I-й мировой войны художница обращается к реалистической манере живописи («Беженец из Бельгии», 1915).
В 1921 году она становится первой женщиной-художницей, призванной Королевским институтом изобразительного искусства Глазго в рабочую комиссию, отбиравшую произведения искусства для ежегодных выставок.
Скончалась Нора Нильсон ГРЕЙ 27 мая 1931 года в Глазго.
16 июня
В 1893 году родился Пал ФРИД (в Будапеште), известный венгерско-американский живописец, художник-портретист, мастер картин на темы балета и театра, последователь французского импрессионизма.
Работы Пала Фрида занесены в Книгу Искусств.
* * * * *
Обучался искусству рисования в Венгерской академии под руководством профессора Пола Хьюго и в Париже у Клода Моне и Люсьен Симон. Пал Фрид находился под большим влиянием и впечатлением от французской импрессионистской школы, в частности – Ренуара и Дега.
В 1947 году, после II-й мировой войны, он эмигрировал в Америку, где преподавал в Академии искусств в Нью-Йорке и разработал свой собственный уникальный стиль.
В 1950-1960-х годах художник жил и работал в Голливуде, где приобрёл популярность. Пал Фрид специализировался на портретах, рисуя дам из высшего общества. Основная техника – пастель и масло.
В коллекциях многих музеев мира хранятся картины Пала Фрида на темы балета и театра: это портреты танцовщиц перед спектаклями, на сцене, в богемной жизни. Полотна Фрида были настолько популярными, что он или вынужден был, или так хотели заказчики, дублировал по несколько раз один и тот же сюжет, меняя лишь цвет костюма или фона полотна.
Скончался Пал Фрид 6 марта 1976 года в Нью-Йорке.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_16_июня #Ф__
16 июня
В 1932 году родилась Алла Евгеньевна ОСИПЕНКО (в Ленинграде), артистка балета, киноактриса и балетный педагог; солистка театра оперы и балета имени С.М. Кирова, балетной труппы «Хореографические Миниатюры», Ленинградского ансамбля балета под руководством Бориса Эйфмана.
По материнской линии она потомок художника Владимира Боровиковского, правнучка поэта и сенатора Александра Боровиковского, племянница пианиста Владимира Софроницкого.
* * * * *
Танцем Алла начала заниматься в школьном любительском кружке. 21 июня 1941 года, накануне начала войны, была зачислена в Ленинградское хореографическое училище и в первые дни войны была эвакуирована вместе c училищем на Урал, в город Молотов.
«В Полазне на Каме пережили первую военную зиму. Балету учились… в церкви. Голод, холод… Потом перебрались в Курью, и там уже занимались в бараках, где тоже было очень холодно: на руку, которой держались за палку, мы надевали варежку. В сильные морозы приходилось заниматься в пальто. Теперь, когда объясняешь детям, что балет — это на всю жизнь, доходит далеко не до всех. Наша же любовь к балету, взращённая в таких невероятных условиях, не может не быть искренней и всепоглощающей».
Весной 1944 года, после снятия блокады вместе с училищем вернулась в Ленинград.
В 1948 году Л.Якобсон поставил с её участием «Размышление» П. И. Чайковского хореографическую миниатюру, снискавшую шумный успех за пределамии ЛХУ.
Окончила училище в 1950 году — одна из последних учениц А. Я. Вагановой, сразу была принята в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова. С 1954 по 1971 — прима-балерина театра. В 1966—1970 годах преподавала классический танец в ЛХУ имени Вагановой. С 1971 по 1973 — солистка балетной труппы «Хореографические Миниатюры» под руководством Л. Якобсона.
Танцевала ведущие партии классического и современного репертуара в постановках советских балетмейстеров.
С конца 1980 преподаёт в ведущих балетных труппах Италии, Франции, США, Канады и России. Создала ряд ярких образов в фильмах Александра Сокурова.
Алла Осипенко является президентом Международного благотворительного фонда содействия развитию танцевального искусства «Терпсихора».
-------------------------------------------------
https://youtu.be/Hivm8KRS53Y
https://youtu.be/ONieUybpgOQ
http://www.5-tv.ru/video/503259/
--------------------------------------------------
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_16_июня #О__
16 июня
В 1819 году родился Илья Степанович ШУМОВ (в Архангельске), выдающийся русский шахматный мастер, один из пионеров шахматной композиции в России
Автор первой в России книги по шахматной композиции, а также многих изобразительных задач.
* * * * *
Морским офицером Шумов 18 лет отслужил на Балтийском флоте. В 1847 году покинул службу в морском министерстве в С-Петербурге и начал интенсивно заниматься шахматами. Он быстро достиг успехов в шахматной игре и стал наряду со своими учителями А. Петровым и К. Янишем одним из лучших шахматистов России.
Шумов обладал ярким комбинационным дарованием. Слабее Илья Степанович играл в дебюте и в эндшпиле. Редактор «Шахматного листка» В. Михайлов писал о Шумове: «…полагаясь на тонкость своего соображения и врожденный талант к игре, он мало изучал ее теорию; пробежал когда-то знаменитый «Analyse» Яниша, да тем, кажется и ограничился. Поэтому понятно, что в дебютах и окончаниях, в которых самый тонкий ум нуждается в помощи науки, Шумов не может равняться с могучим своим соперником, но зато в том периоде партии, который называется серединой, он не только не уступает князю Урусову, но, может быть, даже превосходит его. Чем труднее положение, чем сложнее комбинация, тем лучше играет Шумов».
Говард Стаунтон приглашал Шумова, наряду с Петровым и Янишем, для участия в первом международном шахматном турнире в Лондон в 1851 году. Но ни один из русских шахматистов не смог принять участие в этом турнире.
В 1854 году Шумов сыграл в С-Петербурге два матча со своим учителем Янишем – 3:5 и 7:5. Там же Шумов в 1862 году проиграл матч Игнацу фон Колишу и в 1875 году – Симону Винаверу.
После смерти А. Петрова в 1867 году, Шумов считался лучшим шахматистом России. Он стал одним из соучредителей Санкт-Петербургского шахматного клуба в 1869 году, который располагался на Офицерской улице, 14/21 (ныне улица Декабристов).
Вёл шахматную колонку в журнале «Всемирная иллюстрация». После смерти Шумова в 1881 году эту колонку продолжал вести до 1898 года выдающийся русский шахматист Михаил Чигорин. В конце своей карьеры Шумову довелось встретиться за шахматной доской с Чигориным.
Учениками Шумова были сильные русские шахматисты Эммануил Шифферс и Адольф Альбин.
Лучший исторический рейтинг Шумова в октябре 1863 года оценивается как 2489.
Как замечательный шахматный композитор он составил около 200 шахматных задач, многие из них были связаны с определёнными историческими и политическими событиями.
В 1867 году, к международному шахматному турниру в Париже, Шумов выпустил сборник изобразительных шахматных композиций. В этот сборник вошел полный шахматный букварь – задачи, в которых фигуры были расставлены в виде всех букв латинского алфавита. Композиция, в которой фигуры были расставлены в виде буквы «Т» была посвящена герою обороны Севастополя Э.И. Тотлебену.
Последние дни своей жизни художник шахмат провел на Крымском полуострове. Через 2 месяца после выхода в отставку, в марте 1881 года, он уехал в Севастополь, где собирался подготовить новую книжку задач, однако осуществить свой замысел уже не успел. Скончался Илья Степанович Шумов в июле 1881 года.
* * * * *
Год 1855-й. По случаю приезда в Петербург прославленного героя севастопольской обороны Э.И. Тотлебена столичное общество любителей шахмат (так назывался первый в России шахматный клуб) устроило торжественный обед. На нем виновнику события преподнесли задачу, расстановка фигур в которой изображала букву «Т». Композиция вызвала восхищение присутствовавших на обеде знатоков игры, а впоследствии неоднократно перепечатывалась во многих отечественных и зарубежных изданиях.
Это первая изобразительная шахматная задача, имеющая самое непосредственное отношение к крымской тематике:
Белые – Кре1, Фе2, Лe4, КеЗ, Ке5.
Черные – Кре6, Ле7, Cb6, Kd7, Kh6, пп. b7, с7, f7, g7, h7.
Мат в пять ходов.
Главный вариант решения таков:
1. Фс4+Крf6 2. Лf4+Kpg5 3. Лf5 + Кр : f5 4. Фg4+Kph6 5. К : f5X.
* * * * *
«ВЕСЫ ПРАВОСУДИЯ (в старое время)»
Эта изобразительная задача – в форме весов – была составлена Шумовым и впервые им опубликована в журнале «Всемирная иллюстрация» в 1880 году.
Расстановку фигур смотри на прикрепленном фото!!!
Сущность композиции автор изложил в стихотворной форме:
"Была пора, когда у нас
Судейские весы стояли не на месте,
При случае удобном всякий раз
С душой судьи кривились вместе
И прямо шли с законами в разлад.
Звучала песнь одна в решениях смелых:
«Кто с весом, тот не виноват».
Так, черным присужден в три хода мат
За то, что тянут меньше белых".
Решение в четырех вариантах:
1.Kd4+ Kрс4 2.Фg8+ Крс5 3.Фd5X,
1…Кра4 2.С:b5+ Кра5 3.Фа8Х,
1…Кра2 2.Сd5+ Крb2 3.Кd3X,
1…Крb2 2.Kd3+ Кра2 3.Cd5X.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_16_июня #Ш__
16 июня
В 1859 году родился Павле /Пайя/ ЙОВАНОВИЧ (в Вршаце), сербский художник, воплотивший в своем творчестве реалистическую манеру живописи.
Считается самым известным живописцем, ярким представителем академического реализма Сербии.
Он прожил долгую и счастливую жизнь в период между двух столетий, которые были связаны со многими драматическими событиями, социально-историческими потрясениями и важными изменениями, произошедшими в области искусства и в западноевропейских странах, и в сербской культуре.
Его интерес к национальной жизни, к историческим сюжетам оказал влияние на национальное самосознание сербов, их патриотизм.
* * * * *
Первые уроки рисования ему давал школьный учитель грамматики Вршацкой реальной гимназии Водецкий, хотя сам художник говорил, что он научился рисовать, проводя долгие часы в пустой церкви и копируя лики святых. Там талант мальчика и заметил наставник местной православной церкви Александр Токин.
В 14 лет Павле получил свой первый заказ и первые деньги за работу. Благодаря общему признанию, отцу порекомендовали отдать сына в художественную школу. Павле получил своеобразную путевку для продолжения учебы в столице Австрии.
В апреле 1877 года Йованович поступил в Академию художеств вольнослушателем, а уже в октябре перешел учиться в класс профессора Кристиана.
Через год после трудной жизни в столице, Йовановичу удалось получить стипендию в 200 флоринов в год в сербском Фонде Гавра Романовича. Эта сумма позволила не только сносно жить, но и путешествовать.
Первое признание пришло к молодому художнику в 1882 году: на ежегодной выставке Академии он выставил картину «Раненный черногорец».
Работа была удостоена первой премии Академии, а сам художник получил имперскую стипендию, которая ежегодно выплачивалась лучшим ученикам из личных средств императора Франца Иосифа и составляла 360 флоринов в год. Эту картину прямо после выставки приобрел за 1000 форинтов магнат одного из казино в Будапеште.
С деньгами в кармане и материалами для рисования, Йованович отправился в очередное путешествие.
Всюду художник делал эскизы, подробно зарисовывая ландшафты, типажи, костюмы, украшения и оружие, изучал быт и обычаи народа, пытаясь непосредственно окунуться в атмосферу жизни простых людей.
В конце 1882 года Йованович вернулся в Вену, а через год переехал в Лондон.
В первые годы жизни в Англии он много путешествовал. Основной причиной этих поездок был сбор материала для будущих картин. Художник посетил Италию, побывал в Риме и Неаполе, был очарован руинами Помпеи, жил в солнечной Греции, в Афинах, побывал в Турции и Испании, искал вдохновение среди живописных ландшафтов Северной Африки в Марокко и Египте.
В 1884 году Йованович был избран членом-корреспондентом Научного общества Сербии, а 4 года спустя – действительным членом Сербской Королевской академии. Ему исполнилось всего 29 лет.
С 1895 года в творчестве художника начался новый период, посвященный историческим композициям.
Для павильона королевства Сербии на выставке в Париже 1900 года была написана картина «Коронация царя Душана в Скопье, как царя сербов, греков и болгар», которая была награждена Золотой медалью выставки и восхищением критики, знакомых художников и зрителей.
Скончался Павле Йованович 30 ноября 1957 года в Вене.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_16_июня #Й__
16 июня
В 1881 году родилась Наталья Сергеевна ГОНЧАРОВА (в селе Архангельское, Тульская губерния), российская художница, живописец, график, театральный художник, книжный иллюстратор.
Выдающаяся представительница русского авангарда начала 1910-х годов, один из самых ярких сценографов XX века.
* * * * *
Она принадлежала к старинному дворянскому роду и приходилась двоюродной правнучкой жене А.С. Пушкина. Наталья Сергеевна посещала занятия в Московском университете. В 1901 году поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), училась на скульптурном отделении у Волнухина и Трубецкого. Однако вскоре она обратилась к занятиям живописью (класс К.А. Коровина); затем оставила училище, но поддерживала с ним связь до 1909 года.
Еще в училище Гончарова познакомилась с М.Ф. Ларионовым, который вскоре стал признанным лидером художников русского авангарда. Связав с ним свою личную и творческую судьбу, она была постоянной участницей всех его художественных начинаний. Их имена неразделимы в истории русского искусства.
С 1906 года Гончарова всё более интенсивно занимается живописью. Посещает в Париже ретроспективу Поля Гогена и увлекается фовизмом, активно выставляет свои работы, принимая участие во всех значительных выставках современного искусства в России и некоторых европейских выставках.
Начав выставляться с 1904 года, Наталья Гончарова через 2 года была участницей Русского отдела в Осеннем Салоне в Париже. В 1910 году вместе с Ларионовым стала одним из учредителей общества «Бубновый валет». Позже – член группы «Ослиный хвост», а в 1913 году входила в группу «Мишень». Выставлялась на лондонских и парижских выставках, мюнхенском «Синем всаднике» (1912).
Крупнейшие персональные выставки Гончаровой состоялись в Москве (1913) и Петербурге (1914), на которых были представлено более 700 работ (периода 1900-13 годов).
По рекомендации Бенуа, Сергей Дягилев с 1914 году приглашает художницу в Париж для работы над «Золотым петушком».
В 1914 году по санкции обер-прокурора Синода арестовывается 22 картины с персональной выставки Гончаровой в петербургском «Художественном бюро» Надежды Добычиной – несмотря на то, что картины были предварительно допущены духовным цензором. Наталья Гончарова говорила: «Если у меня и происходят столкновения с обществом, так только из-за непонимания последним основ искусства вообще, а не из-за моих индивидуальных особенностей, понимать которые никто не обязан».
В апреле 1915 года состоялась последняя прижизненная выставка Гончаровой в России, а в июне Дягилев приглашает Гончарову и Ларионова для постоянной работы в его «Русских сезонах». Супруги покинули Россию и переехали во Францию, где уже и остались до конца жизни.
В 1950-е годы Наталия Сергеевна писала многочисленные натюрморты и полотна «космического цикла». Возрождение широкого интереса к искусству Ларионова и Гончаровой началось с 1960-х годов – их выставки прошли во многих странах и городах Европы и Америки. Работы художницы представлены во всех крупных музейных собраниях мира.
Скончалась Наталия Сергеевна Гончарова 17 октября 1962 года в Париже.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_16_июня #Г__
16 июня
В 1950 году родился Митхун ЧАКРАБОТИ (в Калькутте, Западная Бенгалия), индийский актёр, снявшийся более чем в 300 фильмах.
Митхун учился в Шотландском Церковном колледже, который находился в его родной Калькутте, и с детства грезил о профессии актера – будучи школьником, он с большим энтузиазмом участвовал в театральных кружках.
В юности Чакраборти был членом экстремистской группировки наксалитов, а после уничтожения этой организации какое-то время скрывался. Проживая в Бомбее, он освоил специальность коммивояжера в местной косметической компании.
После нелегкого периода в жизни, Чакраборти поступил в Институт кино в городе Пуна. Он блестяще закончил учебное заведение, получив золотую медаль. Будучи студентом, Митхун дебютировал в фильме «Два незнакомца», сыграв эпизодическую роль. Первую свою награду – «Золотой лотос», Чакраборти получил в 1976 году за прекрасное актерское мастерство в киноленте «Королевская охота», а также признание общественности, как одного из лучших актеров Индии.
С 1980 года Чакраборти снимается во многих кинолентах. Одним из известнейших фильмов того периода был фильм «Наксалиты», однако настоящий успех Митхуну принесла кинолента «Танцор диско», дерзко заявившая о себе в 1982 году. Именно благодаря «Танцору…» Чакраборти становится самым востребованным и высокобюджетным актером Индии, заслужив неимоверную славу и популярность в народе.
После этого фильма ему стали поступать заманчивые предложения от разных режиссеров и продюсеров. «Танцор диско» завоевал сердца не только индусов – Турция, Россия, Украина и другие страны СССР долго напевали и пританцовывали самые запоминающиеся фрагменты полюбившегося фильма. Именно кинолента «Танцор диско» относится к классике музыкального индийского кинематографа.
Позже, такие картины как «Материнская клятва» (1983) и «Танцуй, танцуй» (1987) отшлифовали хореографические навыки Митхуна, закрепив за ним звание виртуозного танцора.
Чакраборти также пробовал себя и в других направлениях, таких как семейные драмы и мелодрамы. Самыми востребованными вплоть до сегодняшнего дня, являются фильмы «Правосудия!» (1983) и «Храм любви» (1988).
Дальнейшие же фильмы Митхуна – «Враг», «Разыскивается», «Гуру: путь к успеху», «Боксер», «Голос времени», «Сети любви», «Коммандос», «Защитники родины» только подтверждают способность актёра вжиться в любую роль.
На сегодняшний день Митхун – трижды лауреат Национальной кинопремии Индии и самый популярным индийским актером.
Помимо актерского таланта, Чакраборти весьма преуспел в бизнесе, общественной деятельности и входит в круг самых богатых людей государства.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_16_июня #Ч__
16 июня
В 1313 году родился Джованни БОККАЧЧО (в Париже, Франция), знаменитый итальянский писатель, поэт и гуманист, величайший деятель эпохи раннего итальянского Возрождения, наряду с Петраркой.
По сути создатель новоевропейской новеллы и один из создателей литературного итальянского языка. Вершина творчества Боккаччо – «Декамерон».
* * * * *
Через несколько лет семья переехала в Неаполь, где Джованни, уже мечтавшего о славе поэта, отдали в ученики к флорентийскому купцу.
В занятиях коммерцией он, по его словам, потратил впустую 6 лет. Еще 6 лет было потрачено на изучение канонического права (по настоянию отца). Лишь затем отец назначил Джованни содержание.
Будучи сыном влиятельного банкира, не раз ссужавшего деньгами короля Роберта Анжуйского, Джованни имел доступ ко двору просвещенного монарха, где встречал солдат, мореплавателей, богатых купцов и философов.
Тогда же Боккаччо пережил несколько любовных увлечений. В 1336 году в маленькой церкви Сан-Лоренцо он встретил женщину, Марию д’Аквино, вошедшую в историю литературы под именем Фьямметты. Для нее или о ней написаны практически все ранние книги Боккаччо. Поначалу роман развивался в лучших традициях куртуазной любви, вскоре Мария стала любовницей Джованни. Однако она недолго хранила ему верность. Уязвленный изменой Боккаччо написал сонет – одно из самых злых обличений в итальянской литературе.
В 1339 году отец поэта потерял работу, и Джованни лишился содержания. Какое-то время он пытался прожить на скудный доход от маленького имения под Пьедигротта. Затем вернулся во Флоренцию.
В жизненных неурядицах Боккаччо поддерживали лишь дружба Петрарки, с которым он познакомился, когда тот приехал во Флоренцию, и нежная любовь к своей незаконной дочери Виоланте, смерть которой он оплакал в латинских стихах.
Флоренция назначила Боккаччо своим казначеем, поручила приобрести у Неаполя город Прато и, по меньшей мере, 7 раз посылала с важными дипломатическими поручениями, из них трижды – к различным папам. По долгу службы он объездил всю Италию, бывал в Авиньоне и, вероятно, в Тироле.
Последние годы жизни Боккаччо были безрадостными. Будучи немолодым человеком, он влюбился во вдову, которая выставила его на посмешище. В ответ Боккаччо написал небольшую книгу «Ворон» – шедевр женоненавистничества даже для эпохи, когда оно было в порядке вещей.
Несколько лет спустя его посетил монах Иоахим Чани и, укоряя Боккаччо за греховный тон сочинений, убеждал его сжечь все свои книги. Лишь письмо Петрарки удержало писателя от этого шага.
Затем Боккаччо предпринял поездку в Неаполь, но его там не ждали ни обещанная работа, ни сердечный прием. Тогда он уехал на родину отца, в Чертальдо.
В последний раз Боккаччо появился на людях в 1373 году, когда ему было поручено прочесть во Флоренции курс лекций о Данте. Но силы его покидали, и из задуманного курса он прочел лишь малую часть.
Боккаччо оставил потомкам следующие сочинения: роман в новеллах «Декамерон», 4 больших поэмы, роман и повесть, аллегорию в духе Данте «Амето», сатиру «Ворон», биографическую книгу «Жизнь Данте Алигьери» и комментарии к 17 песням его «Божественной комедии», 4 трактата на латинском языке, множество стихотворений.
Скончался Джованни Боккаччо 21 декабря 1375 года в Чертальдо, близ Флоренции
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_16_июня #Б__
16 июня
В 1864 году родился Сергей Васильевич ИВАНОВ (в Рузе), знаменитый русский художник, живописец, художник-славянист.
Плодотворно работал и как мастер офорта и литографии, а также как иллюстратор произведений Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина и др.
* * * * *
Художественные наклонности у него проявились рано, однако его отец считал, что художника из сына не выйдет и, не видя разницы между живописью и черчением, прочил сына в инженеры. Так после окончания уездного училища в возрасте 11 лет Сергей, по воле отца, поступил в Константиновский межевой институт.
Как «вольный посетитель сверх контингента» Сергей Иванов с осени 1878 года начинает заниматься в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), куда в следующем году поступил, оставив межевой институт. Среди его наставников были И.М. Прянишников, Е.С. Сорокин.
Самыми известными темами его работ являются картины на исторические темы, а также, так называемые «переселенческие темы».
Художественный критик Сергей Глаголь (псевдоним С.С. Голоушева) так рассказывает об этом периоде жизни и творчества Иванова:
«… Десятки вёрст прошёл он с переселенцами в пыли русских дорог, под дождём, непогодой и палящим солнцем в степях, много ночлегов провёл с ними, заполняя свой альбом рисунками и заметками, много трагических сцен прошло перед его глазами, и в голове его сложился ряд картин, действительно способных нарисовать эпопею русских переселений».
На рубеже 1889-90 годов Сергей Иванов наряду с Серовым, Левитаном, Коровиным – признанный лидер среди московских художников молодого поколения, начинается новый период в творчестве художника, связанный с созданием исторических произведений.
В 1899 году Иванов Сергей Васильевич был принят в товарищество Передвижников. В 1905 году стал обладателем звания Академика. Был преподавателем в Строгановском художественно-промышленном училище и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Плодотворно работал и как мастер офорта и литографии, а также как иллюстратор произведений Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина и др.
Скончался Сергей Васильевич Иванов от сердечного приступа 16 августа 1910 года у себя на даче в деревне Свистуха на берегу речки Яхромы (Московская губерния).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_16_июня #И__