17 сентября
1915 года родился Макбул Фида ХУСЕЙН (в Пандхарпуре), знаменитый индийский живописец.
Творчество Хусейна, которого называли «индийским Пикассо», широко известно не только в Индии, но и за рубежом. Творческая карьера его длилась более 60 лет. Начав как декоратор, Макбул приобрел известность в художественных кругах еще в 1940-е годы. Тогда его работы ассоциировались с модернизмом.
* * * * *
Первая персональная выставка Хусейна прошла в 1952 году в Цюрихе, после чего он стал известен всему миру. В 1955 году правительство вручило художнику, одну из высших гражданских наград Индии.
В 2006 году М.Ф. Хусейн отправился в добровольное изгнание, после того, как получил смертельные угрозы от радикально настроенных индуистов в связи со своим творчеством: в начале 2000 годов Хусейн, будучи мусульманином, написал картину «Мать Индия», на которой Индия была изображена в виде обнаженной богини.
Несмотря на то, что художник публично принес извинения верующим, а Верховный суд Индии оправдал его по уголовному обвинению, преследование Хусейна фанатиками не прекратилось.
Бежав из страны в возрасте 90 лет, Хусейн продолжал жить и творить в Объединенных Арабских Эмиратах, а в 2010 году получил гражданство Катара.
Живопись Хусейна пользовалась самой большой популярностью по сравнению с работами других художников – выходцев из Индии. Высшей точкой его карьеры была Биеннале в Сан Пауло 1971 года, где он выставлялся наравне с Пикассо.
Произведения Хусейна стоят миллионы долларов на аукционах. Художник также пробовал себя в качестве режиссера и снял два фильма в индийской фабрике грез Болливуде, однако, картины успеха не имели.
Скончался Макбул Фида ХУСЕЙН 9 июня 2011 года в Лондоне.
------------------------------------------------------------
Смотри еще работы М.Ф. Хусейна по ссылке: http://www.wikiart.org/ru/m-f-husain
17 сентября
1873 года родился Макс ШВАБИНСКИЙ (в Кромержиже, Злинский край, Восточная Моравия), великолепный чешский график и живописец, профессор. Член Чешской академии наук и искусства.
Вместе с такими мастерами, как Ян Прейслер, Антонин Славичек и Милош Йиранек является одним из основоположников современного чешского художественного искусства. Создал рисунки ряда почтовых марок и банкнот.
* * * * *
После окончания в 1891 году реального училища он поступил в Пражскую Художественную академию, в класс профессора М. Пирнера, а скоро получил первое официальное признание. За свое творчество Макс Швабинский получил большое количество наград, был почетным профессором нескольких мировых художественных академий, включая Художественную академию в Праге.
В 1900 году художник получил премию на Всемирной выставке в Париже. Он был одним из первых носителей звания «народный художник» и обладателем чехословацкой премии мира.
В 1932 году, в год своего 60-летия, Макс Швабинский получает заказ на создание окна в крестильной капелле Святой Людмилы собора Святого Витта, кафедрального собора Праги. Достройка главного храма страны была очень ответственным заданием, создание витража «Ниспослание духа святого» было закончено в 1935 году, и практически сразу Швабинский получает новый заказ. На этот раз это самое большое окно собора, которое должно соединять новую и старую часть храма Святого Витта. Тема «Последний Суд».
В 1939 году Макса Швабинского просят продолжить работу, так появляется замысел еще двух витражей в окнах над главным алтарем. Однако начавшаяся II-я мировая война позволяет вернуться к реализации проекта только в 1945 году. Тогда же Швабинскому поручено восстановить центральную часть витража, уничтоженную немцами. Трехчастный витраж «Святая Троица» над центральным алтарем становится одним из самых красивых украшений храма Святого Витта.
За 70 лет своего творческого пути художник стал автором множества картин, прекрасных портретов, графических циклов, он создавал эскизы к денежным купюрам и почтовым маркам.
Скончался Макс ШВАБИНСКИЙ 10 февраля 1962 года в Праге.
17 сентября
1901 года родился Николай Петрович ГЛУЩЕНКО (в Новомосковске, Екатеринославская губерния, Российская империя; ныне Днепропетровская область Украины), талантливый советский украинский художник, советский разведчик.
Работал в различных живописных жанрах, но излюбленной его темой был пейзаж.
* * * * *
В 1918 году окончил коммерческое училище в Юзовке (ныне Донецк), был зачислен в Добровольческую армию Деникина. Через некоторое время с остатками белогвардейских частей Николай оказался на территории Польши. Там попал в лагерь для интернированных лиц, а оттуда сбежал в Германию. Занимался в художественной Школе-студии Ганса Балушека в Берлине, затем учился в Берлинской высшей школе изобразительных искусств. В 1925 году переехал в Париж, где испытал влияние французских импрессионистов: Моне, Дега, Матисса, Ван Гога. Оформил советский павильон Лионской ярмарки.
К Николаю Глущенко достаточно быстро пришел успех, он стал неплохо зарабатывать и постоянно участвовать в выставках, его работы экспонировались рядом с картинами Матисса и Пикассо. В парижской газете «Нувель Журналь Литерер» можно было прочесть: «Глущенко с замечательным телосложением, весь из мышц – не только художник, но и чемпион по легкой атлетике. Он заплывает в море так далеко, что с обратной дорогой расстояние может составить до восьми километров. А вечером, надевая смокинг, он превращается в светского человека на обедах в международном обществе».
Живя в Берлине и Париже, Глущенко с 1926 года начал сотрудничать с советской разведкой. О работе на СССР никто из знакомых и коллег по творчеству не знал. Он был одним из тех, кто заблаговременно (в январе 1940 года) проинформировал Советское правительство о готовящемся нападении фашистской Германии.
В 1936 году Николай Петрович обратился в советское посольство с просьбой разрешить ему вернуться на родину. При поддержке А. Довженко, работавшего в то время в советском консульстве в Берлине, художник, получил паспорт гражданина СССР и в июле этого года вернулся в Советский Союз.
С переездом в СССР специальные задания для художника не закончились: в 1940 году перед Глущенко была поставлена задача – организовать выставку немецкого изобразительного искусства в Москве и выставку народного творчества СССР в Берлине. Попутно художник добывал чрезвычайно ценную информацию.
После войны Глущенко больше не пришлось заниматься разведывательной деятельностью, и он полностью посвятил себя живописи. С 1944 года художник проживал в Киеве. Чарующая красота родной земли, труд людей были постоянным и мощным источником его вдохновения. В его наследии более 10 тыс. работ, которые сегодня хранятся в частных коллекциях и экспонируются в музеях Украины, России, Франции, Германии, США, Канады.
Скончался Николай Петрович ГЛУЩЕНКО 31 октября 1977 года в Киеве (Украинская ССР).
17 сентября
1890 года родился Борис Николаевич ЯКОВЛЕВ (в Москве), русский советский художник-пейзажист, мастер на тему индустриального и лирического пейзажа, профессор ВГИКа. Член Ассоциации художников революционной России (выступал одним из организаторов АХРР в 1922 году).
* * * * *
Окончил Московский университет, затем в 1918 году Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) по мастерской А. Васнецова и А. Степанова. Учился у С. Малютина и А. Архипова.
В 1917 году, будучи студентом МУЖВЗ, художник экспонировал свои произведения на 17-й периодической художественной выставке Нижегородского общества любителей художеств. В 1921 году он выставлялся с группой «Мир искусства».
Борис Яковлев много путешествовал по стране: побывал в Самарканде, Крыму, Баку, Ленинграде (на Балтийском заводе), на Свирьстрое, в Майкопе и Грузии. Совершил поездки на Урал, в Дагестан и Карелию. Он одним из первых советских художников обратился к жанру индустриального пейзажа. В годы Великой Отечественной войны художник создал ряд выразительных произведений о Москве. В период 1956-1963 годов преподавал во ВГИКе.
Его произведения хранятся в ГТГ, ГРМ, а также во многих региональных музеях.
Скончался Борис Николаевич ЯКОВЛЕВ 8 декабря 1972 года в Москве.
17 сентября
В 1858 году родился Роберт Уильям ВОННОХ (в Хартфорде, штат Коннектикут), американский художник, один из первых, кто начал перенимать французский импрессионизм; педагог.
Картины художника находятся во многих частных коллекциях и музеев, среди которых Метрополитен-музей в Нью-Йорке, музей Пенсильванской академии изящных искусств в Филадельфии, Музей искусств в Индианаполисе, Чикагский институт искусств в Чикаго и многие другие.
* * * * *
Живописи обучался в Бостонском художественном училище, затем в Парижской Академии Жюлиана у Густава Буланже и Жюля Лефевра.
В 1883 году вернулся в Бостон, где преподавал в Бостонской школе искусств Коулза, в школе Музея изящных искусств Бостона, а также в Пенсильванской академии изящных искусств.
Роберт Воннох вновь отправился во Францию в 1887 году и поселился в городе Гре-сюр-Луэн, где проживала большая колония художников со всей Европы. Здесь он начал писать свои пейзажи, перенимая приемы французских импрессионистов.
В 1890 году Воннох написал свою самую известную работу «В поле Фландрии» («In Flanders Field»). На картине яркими пятнами выделены красные маки, на переднем плане сидит молодая женщина и неторопливо выбирает цветок, на заднем плане две фигуры. Эта картина считается его самой амбициозной работой.
В дальнейшем художник жил в Нью-Йорке, периодически посещая Гре-сюр-Луэн. В течение лета он рисовал пейзажи, а зимой – портреты. С середины 1920-х годов из-за ухудшения зрения почти перестал писать.
Скончался Роберт Уильям ВОННОХ 28 декабря 1933 года в Ницце (Франция), похоронен на кладбище города Олд Лайм (штат Коннектикут, США), рядом с женой.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_17_сентября #В__
17 сентября
В 1857 году родился Константин Эдуардович ЦИОЛКОВСКИЙ (в селе Ижевское, Рязанская губерния), величайший русский и советский учёный-самоучка, школьный учитель и изобретатель, сделавший ряд крупных открытий в аэродинамике, ракетной технике и теории межпланетных сообщений.
Основоположник теоретической космонавтики. Обосновал использование ракет для полётов в космос, пришёл к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» – прототипов многоступенчатых ракет. Основные научные труды относятся к аэронавтике, ракетодинамике и космонавтике.
Представитель русского космизма, член Русского общества любителей мироведения. Автор научно-фантастических произведений, сторонник и пропагандист идей освоения космического пространства. Циолковский предлагал заселить космическое пространство с использованием орбитальных станций, выдвинул идеи космического лифта, поездов на воздушной подушке. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигнет такого могущества и совершенства, что это позволит преодолевать силы тяготения и распространять жизнь по Вселенной.
* * * * *
Мать научила Костю читать и писать, познакомила с началами арифметики. В возрасте 9 лет он заболел скарлатиной, результатом осложнения стала потеря слуха. Наступило то, что впоследствии он назвал «самым грустным, самым тёмным временем моей жизни». Тугоухость лишила мальчика многих детских забав и впечатлений.
В 1869 году он поступает в гимназию. Большими успехами будущий ученый не блистал, полуглухому мальчику учиться было нелегко. В 1871 году – отчисление из гимназии c характеристикой «… для поступления в техническое училище». Но именно в это время Константин Циолковский находит свое истинное призвание и место в жизни.
Он занимается образованием самостоятельно. В отличие от гимназических учителей книги щедро оделяют его знаниями и никогда не делают ни малейших упреков. В это же время Константин приобщается к техническому и научному творчеству. Он самостоятельно изготавливает астролябию (первое измеренное ей расстояние – до пожарной каланчи), домашний токарный станок, самодвижущиеся коляски и локомотивы.
Его способности стали очевидны для отца, и он решает послать сына в столицу. Трудолюбивый юноша штудирует науки в библиотеке. За первый год пройдены физика и начала математики. На втором Константин преодолевает дифференциальное и интегральное исчисление, высшую алгебру, аналитическую и сферическую геометрию.
Однако жизнь в Москве была достаточно дорогой, и отец в 1876 году отозвал его в Вятку. Константин становится частным репетитором и зарабатывает самостоятельно, а в свободное время продолжает заниматься в библиотеке.
В 1880 году Циолковский сдает экзамены на учительское звание и переезжает в Боровск, расположенный в 100 километрах от Москвы по назначению от Министерства просвещения на свою первую государственную должность.
Находясь вдали от основных научных центров России, Циолковский, оставаясь глухим, решил самостоятельно проводить исследовательские работы в интересовавшей его области – аэродинамике. Он начал с того, что разработал основы кинетической теории газов и отослал свои расчеты в Русское физико-химическое общество в Петербурге и вскоре получил ответ от Менделеева: кинетическая теория газов уже открыта… 25 лет назад. Но Циолковский пережил это известие, ставшее для него как ученого ударом, и продолжил исследования. В Петербурге заинтересовались одаренным и неординарным учителем из Вятки и пригласили его войти в состав вышеупомянутого общества.
В 1892 году Циолковский был переведен учителем в Калугу. Там он построил специальный туннель, который позволил бы измерять различные аэродинамические показатели летательных аппаратов. Ученому пришлось использовать семейные средства для проведения исследований. На свои средства он построил более 100 экспериментальных моделей и протестировал их. Через некоторое время общество все таки обратило внимание на калужского гения и выделило ему финансовую поддержку – 470 рублей, на которые Циолковский построил новый, усовершенствованный туннель.
В ходе аэродинамических экспериментов Константин Эдуардович все больше стал обращать внимание на космические проблемы. В 1895 году была опубликована его книга «Грезы о земле и небе», а через год вышла статья о других мирах, разумных существах с других планет и об общении землян с ними. В том же 1896 году Циолковский приступил к написанию своего главного труда «Исследование космического пространства с помощью реактивного двигателя». В этой книге были затронуты проблемы использования ракетных двигателей в космосе – навигационные механизмы, поставка и транспортировка топлива и др.
Первые 15 лет ХХ века были самыми тяжелыми в жизни учёного. В 1902 году не стало сына. В 1908 году во время разлива Оки его дом затопило, многие машины, экспонаты были выведены из строя, а многочисленные уникальные расчеты утеряны. В Физико-химическом обществе не оценили значимость и революционность представленных Константином Циолковским моделей.
При Советской власти условия жизни и работы Циолковского радикально изменились. Ему была назначена персональная пенсия и обеспечена возможность плодотворной деятельности. Разработки Циолковского стали интересны новой власти, которая оказала ему значительную материальную поддержку.
В 1918 году Циолковский был избран в число членов-соревнователей Социалистической академии общественных наук, а в ноябре 1921 года учёному была назначена пожизненная пенсия за заслуги перед отечественной и мировой наукой.
Скончался Константин Эдуардович Циолковский 19 сентября 1935 года в ставшем ему родным городе Калуге.
Все события или #Ваш_День_Рождения_17_сентября #Ц__
17 сентября
В 1968 году родилась АНАСТЕЙША /полное имя – Анастейша Лин Ньюкирк/ (в Чикаго, штат Иллинойс), знаменитая американская поп-певица, автор песен и композитор, альбомы и песни которой многократно получали платиновый статус.
За её небольшой рост (157 см) её часто называют «Маленькая леди с большим голосом».
Ранее она также была узнаваема своими очками, но в августе 2005 года она сделала лазерную коррекцию зрения и в настоящее время редко появляется в очках.
* * * * *
Из семьи эстрадного певца и актрисы Бродвея, Анастейша начала свою звёздную карьеру в 1992 году, когда стала регулярно появляться в «Club MTV». В этот же период будущая певица снимается в нескольких клипах группы «Salt-N-Pepa».
Следующий этап становления новой поп-звезды связан с победой в одном из музыкальных конкурсов на MTV под названием «The Cut». И уже в 1999 году она подписывает контракт со звукозаписывающей компанией «Daylight Records», которая предложила ей сотрудничество. Итогом их совместной работы становиться выход дебютного альбома – «Not That Kind», в котором сочетались, как ритмы современной поп-музыки, так и свободолюбивый соул.
Новый альбом был продан тиражом более 2 млн. копий и занял лидирующие позиции в чартах многих стран Европы и Востока. Именно это время можно считать началом восхождения на престол славы новой американской поп-звезды. Её неординарная манера исполнения и великолепный голос привлекли внимание многих поп-звёзд мировой эстрады. Среди них был и Элтон Джон, который предложил певице выступить совместно с ним на одном из концертов. Результатом их совместного творчества стала песня «Saturday Night's Allright For Fighting», которая обрела своё бессмертие в очередном альбоме Элтона Джона.
На церемонии «MTV Europe Music Awards» 10 ноября 2001 года Анастейша выиграла главный приз в номинации «Лучший поп-артист». В 2001 году на свет появляется её второе творение – «Freak Of Nature». Альбом порадовал поклонников своим мелодизмом и неординарностью.
В 2003 году, победив болезнь, Анастейша через год выпускает свой третий альбом под одноимённым названием «Anastacia». Это стало ещё одним достижением в творчестве певицы, которое позволило ей подняться на новую ступень славы.
Затем в 2008 году следует альбом «Heavy Rotation», в 2012 – альбом «It's A Man's World». В 2014 году появился её последний на данный момент студийный альбом под названием «Resurrection».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_17_сентября #А__
17 сентября
В 1832 году родился Сергей Петрович БОТКИН (в Москве), русский врач-терапевт и общественный деятель, создал учение об организме как о едином целом, подчиняющемся воле. Профессор Медико-хирургической академии. Участник Крымской (1855) и русско-турецкой (1877) войн.
* * * * *
Выходец из купеческой семьи, в детстве он хотел стать математиком, однако к моменту поступления в университет вышло постановление императора Николая, которое разрешало свободный доступ для недворян только на медицинский факультет Московского университета.
Учился у известных профессоров – физиолога И.Т. Глебова, патолога А.И. Полунина, хирурга Ф.И. Иноземцева, терапевта И.В. Варвинского.
В период учёбы близко познакомился со своим сокурсником И.М. Сеченовым, во время их пребывания за границей после окончания университета эти отношения переросли в тесную дружбу. Летом 1854 года участвовал в ликвидации эпидемии холеры в Москве. В 1855 году окончил университет, получил звание «лекарь с отличием». В том же году участвовал в Крымской кампании (1853-56 годов). Работал ординатором в бахчисарайском лазарете великой княгини Елены Павловны Симферопольского госпиталя под началом хирурга Н.И. Пирогова. Уже в этот период у Боткина сформировалась концепция военной медицины и правильного питания солдат.
В 1856 году, с весьма лестными рекомендациями Пирогова, он отправился за границу. Работал в Париже у К. Бернара, в Берлине – в клинике Л. Траубе и в патологоанатомическом институте Р. Вирхова.
Вернувшись в 1860 году в Петербург, защитил диссертацию и начал преподавать в Медико-хирургической академии, а в 1861 году принял руководство терапевтической клиникой, которую реорганизовал по европейскому образцу. Он впервые в России ввёл практику клинического разбора больных, а также обязательную патологоанатомическую диагностику смертных случаев, чтобы медики и студенты могли убеждаться в правильности поставленных ими прижизненных диагнозов; внедрил лабораторно-клинические методы исследования.
В 1865 году Боткин выступил инициатором создания эпидемиологического общества, целью которого была борьба с распространением эпидемических заболеваний. Наблюдая заболевания печени, протекающие с высокой температурой, он впервые описал болезнь, которую до него считали желудочно-кишечным катаром с механической задержкой жёлчи. Заболевание это проявлялось не только желтухой, но и увеличением селезёнки, иногда заболеванием почек. Болезнь, как указывал Боткин, тянется несколько недель, в дальнейшем может привести к тяжелейшему осложнению – циррозу печени. Отыскивая причины болезни, он пришёл к выводу, что источником заражения служат загрязнённые пищевые продукты. Этот вид катаральной желтухи Боткин отнес к инфекционным болезням, что и было подтверждено в дальнейшем (вирусный гепатит «А» или болезнь Боткина).
Он также стоял у истоков женского медицинского образования в России: организовал школу фельдшериц, а затем «Женские врачебные курсы».
Известность и врачебный талант сыграли своё дело, и Боткин стал первым в истории этническим русским лейб-медиком семьи самого Императора (до этого этнически русские лейб-медики были лечащими врачами только других членов императорской фамилии). В качестве лейб-медика при царской Ставке в 1877 году Боткин провёл 7 месяцев на Балканском фронте, инспектируя военно-полевые госпитали и налаживая военно-полевую терапию.
В 1878 году врачебная общественность избрала Боткина председателем Общества русских врачей, которым он руководил до своей кончины.
Боткин положил начало санитарным организациям в Санкт-Петербурге. С первых лет существования Александровской барачной больницы становится её попечителем по врачебной части (отсюда и название – Боткинские бараки – ныне клиническая инфекционная больница им. С.П. Боткина). Во многом именно благодаря деятельности Боткина появилась первая санитарная карета, как прообраз будущей «Скорой помощи».
С 1881 года под редакцией Боткина издавалась «Еженедельная клиническая газета». В 1886 году он был назначен председателем комиссии по вопросу об оздоровлении России.
Боткин создал школу научной и практической медицины – 37 его учеников стали профессорами.
Скончался Сергей Петрович Боткин 24 декабря 1889 года в городе Ментона на юге Франции. Похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_17_сентября #Б__
17 сентября
В 1783 году родилась Надежда Андреевна ДУРОВА /известна также под именем Александра Андреевича АЛЕКСАНДРОВА/ (в Киеве), первая в русской армии женщина-офицер (известна как кавалерист-девица) и писатель.
Она появилась в семье отставного гусарского ротмистра А.В. Дурова и Н.И. Дуровой (Александро́вич). Мать, страстно желавшая иметь сына, возненавидела свою дочь, и воспитание последней было почти всецело поручено гусару Астахову. «Седло, – говорит Дурова, – было моею первою колыбелью; лошадь, оружие и полковая музыка – первыми детскими игрушками и забавами». В такой обстановке ребенок рос до 5 лет и усвоил себе привычки и наклонности резвого мальчика.
Выйдя в 18 лет замуж за чиновника 14 класса Сарапульского земского суда, Чернова, она в 20 лет родила сына Ивана и, оставив мужа, переведенного служить в Ирбит, вернулась с ребенком в родительский дом. Здесь мать, по её словам, все так же «постоянно жаловалась на судьбу пола находящегося под проклятием божьим, ужасными красками описывала участь женщин», отчего у Надежды возникло «отвращение к своему полу».
В 1806 году Дурова, переодевшись в мужское платье, присоединилась к направлявшемуся на войну с французами донскому казачьему полку. Она выдала себя за «помещичьего сына Александра Соколова». Под этим именем ее приняли «товарищем» (рядовым из дворян) в Коннопольский уланский полк. Позже она написала письмо отцу, прося прощения за свой поступок и требуя «позволить идти путём, необходимым для счастья».
Отец Дуровой послал прошение к царю с просьбой разыскать дочь. По величайшему повелению Дурову, не раскрывая её инкогнито, со специальным курьером отправили в Санкт-Петербург. Там было принято решение оставить Надежду на службе, присвоить имя Александра Андреевича Александрова (его она и носила до смерти) и зачислить корнетом в Мариупольский гусарский полк. За участие в боях и за спасение жизни офицера в 1807 году была награждена знаком отличия Военного ордена (солдатским Георгиевским крестом).
В своих многолетних походах Надежда Дурова вела записки, которые позже стали основой для ее литературных произведений. В 1811 году она перешла в Литовский уланский полк, в составе которого приняла участие в боевых действиях Отечественной войны, получила в Бородинском сражении контузию и была произведена в чин поручика. Состояла адъютантом (ординарцем) при фельдмаршале М.И. Кутузове, прошла с ним до Тарутина. Участвовала в кампаниях 1813-14 годов, отличилась при блокаде крепости Модлине, в боях при Гамбурге. За храбрость получила несколько наград. Прослужив около 10 лет, вышла в отставку в 1816 году в чине штаб-ротмистра.
Затем несколько лет жила в Санкт-Петербурге у дяди, а оттуда уехала в Елабугу, занялась литературным трудом. Написала воспоминания на основе путевых записок (1839), которые высоко оценил А.С. Пушкин.
В жизни она была нарушительницей канонов: носила мужской костюм, курила, коротко стригла волосы, при разговоре накидывала ногу на ногу и упиралась рукой в бок, да и именовала себя в мужском роде.
Скончалась Надежда Андреевна Дурова 2 апреля 1866 года в Елабуге, похоронена на Троицком кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_17_сентября #Д__
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_17_сентября #А__
17 сентября
В 1734 году родился Жан-Батист ЛЕПРЕНС (в Меце), французский живописец и гравер-аквафортист, очень трудолюбивый, плодовитый и много путешествовавший художник.
Работал в историческом, религиозном, портретном и пейзажном жанрах. Создавал жанровые сцены, рисунки, гравюры.
* * * * *
Сын скульптурного мастера; благодаря покровительству маршала Бельиля, губернатора Меца, для получения художественного образования в Париже поступил в число учеников Буше. В 1756 году путешествовал по Италии.
В 1758 году по приглашению Екатерины II приезжает в Россию. Он явился сюда еще почти только начинающим художником, но, неутомимо работая, развил здесь свое дарование. Рекомендации Бельиля к Лопиталю и Лопиталя к Воронцову доставили Лепренсу случай участвовать в росписи плафонов и дверей строившегося тогда Зимнего Дворца в Санкт-Петербурге (исполнил 34).
Также им написано несколько картин для императрицы.
В течение своего 4-летнего пребывания в России совершил поездки в Прибалтийские губернии, в Москву и Сибирь. В декабре 1763 года по возвращении в Париж русскую тему художник не оставил. Он привез с собой большую коллекцию подготовительных рисунков, которые затем использовал для создания ряда картин и гравюр.
Особое внимание и похвалы публики и критики заслужили картины: «Крещение по православному обряду» и «Люлька», повторенная художником с небольшими вариантами. Лепренс работал в стиле Буше. Его картины из русской жизни проникнуты симпатией к изображаемому быту, что было явлением для того времени далеко необычным. В таком же духе и многочисленные гравюры Лепренса, посвященные преимущественно сценам из русской жизни. У художника гравюр с русскими сюжетами насчитывается около 180.
Большое число своих рисунков Лепренс делал офортом и гравировал иглою (à la pointe), а особенно – лависом (au lavis); он является и изобретателем этого способа гравирования и одним из лучших его представителей.
В 1765 году картина «Русские крестины» сделала своего автора членом Королевской академии живописи и скульптуры.
Скончался Жан-Батист Лепренс 30 сентября 1781 года близ Парижа.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_17_сентября #Л__