18 сентября
1846 года родился Оскар Конрад КЛЕЙНЕХ (в Гельсингфорсе, Великое княжество Финляндское; ныне Хельсинки), финский художник-пейзажист.
* * * * *
Выходец из семьи немецкого происхождения, он живописи учился в центральной художественно-промышленной школе рисования Финского художественного общества в Гельсингфорсе.
В период 1866-1878 годов Оскар Конрад Клейнех обучался в Дюссельдорфе, Карлсруэ, Санкт-Петербурге, а с 1881 по 1885 годы – в Париже.
Работал над своими произведениями в как Финляндии, так и Франции, Дании, Норвегии.
Скончался Оскар Конрад КЛЕЙНЕХ 16 ноября 1919 года в Хельсинки (Финляндия).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_18_сентября #К__
18 сентября
В 1830 году родился Михаил Васильевич ЗАГОСКИН (в селе Узкий Луг, Иркутская губерния), русский писатель, журналист и общественный деятель, создатель первых частных газет Сибири. Коллежский советник, гласный Иркутской городской думы.
* * * * *
Воспитанник Иркутской духовной семинарии и Казанской духовной академии. В 1856 году вернулся в Иркутск, преподавал историю в младших классах Духовной семинарии. Издавал рукописный журнал «Козуля» для учеников семинарии.
После преподавания в семинарии был инспектором классов в военном училище в Иркутске; принимал участие в создании Иркутского технического училища и в последующем был в нём инспектором классов.
На литературное поприще вступил в конце 1850-х годов с обширным трудом «О быте поселян Иркутского уезда». Долгое время был правителем дел Восточно-Сибирского отдела Географического общества и редактором его изданий.
С 1859 года главный редактор газеты «Иркутские губернские ведомости». В то же время начал сотрудничать в газете «Сибирь», одном из лучших изданий сибирской печати того времени, с 1860 года был редактором первой в Иркутске частной газеты «Амур».
До 1879 года подвергался дважды обыскам, не давшим никаких результатов. В этом же году был привлечён к дознанию по делу о пропаганде в Иркутске (дело Г. Капотова). Содержался в Иркутской тюрьме, потом был подвергнут домашнему аресту, но освобождён от ответственности. В 1881 году ходатайство о разрешении быть редактором газеты «Сибирь» было удовлетворено, и до 1887 года он работал редактором «Сибири».
Последние годы жизни провёл в деревне в 20 км от Иркутска.
Скончался Михаил Васильевич ЗАГОСКИН 24 сентября 1904 года в деревне Грановщина (Иркутская губерния). Похоронен на Иерусалимском кладбище в Иркутске.
-----------------------------------------------—
Также смотри «Загоскин Михаил Николаевич. Собрание сочинений» по ссылке:
http://az.lib.ru/z/zagoskin_m_n/
-----------------------------------------------—
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_18_сентября #З__
18 сентября
В 1834 году родился Николай Петрович ПЕТРОВ (в Санкт-Петербурге), русский жанровый живописец, академик Императорской Академии художеств, участник «бунта четырнадцати», один из учредителей Санкт-Петербургской артели художников.
* * * * *
Учился в Академии Художеств под руководством профессора А. Маркова. В 1858 году получил малую серебряную медаль за рисунок с натуры, а через 2 года большую серебряную медаль за картину «Три мужика из басни Крылова».
На малую золотую медаль он написал картины: «Христославы в деревне» и «Смотрины невесты», но получил её лишь в 1862 году за картину «Сватовство чиновника к дочери портного» — самую лучшую из его работ.
От конкуренции же на первую золотую медаль он вместе с прочими конкурентами отказался («бунт четырнадцати») и, выйдя из Академии со званием классного художника, участвовал в образовании «Художественной Артели», много работал по заказам.
Им исполнены образа в Лютеранскую церковь в Кронштадте, в городах Острогожск, Оскол, Екатеринодар, в землю Войска Донского, в Инженерную Академию, в Курскую губернию, на Кавказ и другие, а также портреты (преимущественно копии), — императора Николая I, императрицы Александры Феодоровны, цесаревны Марии Феодоровны, министра народного просвещения графа Д.А. Толстого и работа для графа Панина.
В 1867 году за картины «Крестьянин в беде» и «Сборы на церковь» признан академиком; затем написал еще картины: «Два прохожих», «Этюд собаки» и «Крестьянин-бобыль».
Кроме того, Николай Петрович много занимался уроками рисования.
В 1873 году он поехал в Италию, чтобы поправить здоровье и изучить иностранную живопись. Там им были исполнены: «Римская сельская сцена», «Музыкант», «Любопытные около художника», «Старик, предлагающий бриллианты молодой девушке», «Мальчик, достающий виноград», «Внутренность кухни», «Широкая натура» и другие сцены из жизни и природы Италии. Но и итальянский климат не мог остановить рокового хода болезни.
Скончался Николай Петрович ПЕТРОВ 13 июля 1876 года в городе Аричча, (провинция Рим). Похоронен на некатолическом кладбище в Тестаччо для иностранцев в Риме, где похоронены художники Карл Брюллов, Пимен Орлов, Павел и Александр Сведомские.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_18_сентября #П__
18 сентября
В 1961 году родился Бернар ВЕРБЕР (в Тулузе), современный французский писатель, философ.
Начал писать в возрасте семи лет. В это же время будущий писатель не показывает особых успехов в школе, кроме уроков французской словесности. Вне школы изучает то, что его действительно интересует: электроника, авиамодели из бальзы, цивилизация индейцев майя и обитатели острова Пасхи. Страстно увлекается астрономией и, в особенности, систематическим изучением солнечных пятен в Астрономическом центре Тулузы. Много читает.
В 1982 году поступил в Высшую школу журналистики. Именно в это время открыл для себя Айзека Азимова, Филипа Дика и Херберта - писателей, которые во многом сформировали его мировоззрение, побудив обратиться к жанру, который традиционно считался вотчиной англичанин, соединению элементов научной фантастики, приключенческого романа и философского эссе.
Первая книга из трилогии о муравьях «Муравьи», которую Вербер начал сочинять в 16 лет, вышла в свет в 1991 году, моментально сделав писателя знаменитым. Правда, путь к успеху оказался тернист: шесть лет Вербер обивал пороги редакций и везде получал отказы, даже издательство «Албэн Мишель» прежде чем принять рукопись, отвергала ее дважды. На написание «Муравьёв» Вербер потратил 12 лет, но, по его словам, эти годы ушли на обучение ремеслу более тонкому, состоящему из изобретения персонажей и ситуаций, выискиванию оригинальных мизансцен и режиссуре драматического напряжения.
Несмотря на читательский успех, критика проигнорировала дебют. Ситуация несколько изменилась после выхода годом позднее продолжения «День муравьев», переведенного на 33 языка и получившего Гран-при читательниц журнала «Elle».
В 1993 Вербер публикует «Энциклопедию относительного и абсолютного знания», в которой научные сведения смешиваются с вымыслом, физика с метафизикой, математика с мистикой. После фантастики Вербер обращается к мифологии и эзотерике. В 2000 году появилось продолжение «Танатонавтов» - «Империя ангелов».**
В 2003 году осуществилась давняя мечта писателя — был снят короткометражный фильм «Наши друзья Человеки», продюсером которого выступила Стефани Крауш. Бернар Вербер является сценаристом четырех фильмов, в трех он выступает и в качестве режиссера, а также снимался в двух фильмах — «Исчезающий лев (2003)» и «Железнодорожный роман (2007)».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_18_сентября #В__
18 сентября
В 1918 году родился Виктор Васильевич ТАЛАЛИХИН (в селе Тепловка Саратовской губернии), военный лётчик, заместитель командира эскадрильи, одержавший шесть воздушных побед в воздушных боях, первый в СССР применивший ночной таран над Москвой, Герой Советского Союза.
* * * * *
Окончил 7 классов, школу ФЗУ в Москве, работал на мясокомбинате и учился в аэроклубе. В 1938 году он был призван в ряды Советской Армии, окончил Борисоглебскую военную школу пилотов и получил звание младшего лейтенанта.
Участвовал в советско-финской войне. На биплане И-153 «Чайка» совершил 47 боевых вылетов, сбил четыре финских самолёта, за что награждён орденом Красной Звезды.
На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Был командиром звена, затем заместителем командира эскадрильи 177 ИАП. В ночь на 7 августа 1941 года младший лейтенант Талалихин в воздушном бою под Москвой таранил вражеский бомбардировщик. Его самолёт упал в лес вблизи деревень Мансурово и Степыгино (Домодедовский район), а сам раненый летчик на парашюте спустился в речку Северку. В последующих боях сбил ещё пять немецких самолётов.
Погиб Виктор Васильевич Талалихин в воздушном бою около Подольска 27 октября 1941 года.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_18_сентября #Т__
18 сентября
1912 года родилась Ариадна Сергеевна ЭФРОН (в Москве), переводчица прозы и поэзии, мемуарист, художница, искусствовед, дочь Марины Цветаевой и Сергея Эфрона.
Она подготовила к печати издания сочинений своей матери, была хранительницей её архива. Много работала над стихотворными переводами, в основном с французского (Виктора Гюго, Шарля Бодлера, Поля Верлена, Теофиля Готье и др.). Писала оригинальные стихи, опубликованные только в 1990-е годы.
* * * * *
Родители и близкие называли её Алей; ей посвящено большое количество стихотворений Цветаевой (включая цикл «Стихи к дочери»). Сама Аля с раннего детства писала стихи (20 стихотворений опубликованы матерью в составе своего сборника «Психея»), вела дневники, поражающие оригинальностью и глубиной. В 1922 году она с матерью выехала за границу: жила в Чехословакии, во Франции.
В Париже окончила училище прикладного искусства (где изучала оформление книг, гравюру, литографию) и высшую Школу Лувра по специальности «история изобразительного искусства».
Сотрудничала во французских журналах «Россия сегодня», «Франция – СССР», «Для Вас», а также в русскоязычном журнале «Наш Союз», издававшемся парижским «Союзом возвращенцев на Родину». Переводила на французский Маяковского и других советских поэтов.
После возвращения в СССР (18 марта 1937 года) работала в редакции советского журнала «Revue de Moscou» (на французском языке); писала статьи, очерки, репортажи, делала иллюстрации, переводила.
В августе 1939 года она была арестована органами НКВД на даче в Болшеве. Была убеждена, что вернется домой через несколько дней, но её осудили по статье 58ПШ (подозрение в шпионаже) на 8 лет исправительно-трудовых лагерей.
C 1948 года Ариадна Эфрон по освобождении работала преподавателем графики в Художественном училище в Рязани. Жажду общения с друзьями – после долгих лет изоляции – скрашивала активная переписка с ними, в т.ч., и с Борисом Пастернаком, который посылал ей новые стихи и главы из «Доктора Живаго».
Вновь она была арестована 22 февраля 1949 года и приговорена, как ранее осужденная, к пожизненной ссылке в Туруханский район Красноярского края. Благодаря полученной во Франции «кормящей» специальности Ариадна Сергеевна работала в Туруханске в качестве художника-оформителя местного районного дома культуры. Она оставила серию акварельных зарисовок о жизни в ссылке.
В 1955 году была реабилитирована за отсутствием состава преступления и вернулась в Москву. Вместе с огромным архивом матери она ютилась в крохотной комнатушке коммунальной квартиры. Только через несколько лет смогла приобрести однокомнатную кооперативную квартиру и построить небольшой домик в Тарусе.
Скончалась Ариадна Сергеевна ЭФРОН 26 июля 1975 года, похоронена на кладбище в Тарусе, Калужская область.
18 сентября
В 1905 году родилась Грета ГАРБО /урождённая Грета Ловиса Густафссон/ (в Стокгольме), шведская и американская актриса, одна из величайших звёзд первой половины ХХ века.
Ей в 1954 году была вручена почётная премия «Оскар» за выдающийся вклад в развитие киноискусства.
Американский институт киноискусства в 1999 году опубликовал список 25-ти величайших актрис, внёсших наибольший вклад в развитие американского кинематографа. Грета Гарбо заняла в списке пятое место.
* * * * *
Первые деньги Грета заработала, помогая в парикмахерской, затем работала в стокгольмском универмаге, параллельно позируя для рекламы в газетах.
Перед камерой она появилась первый раз, снимаясь для рекламных роликов универмага, в котором работала. В конечном итоге на неё обратил внимание комедийный режиссёр Эрик Петчер и предложил девушке маленькую роль в своей новой картине «Петер-бродяга» (1922).
В период 1922-24 годов Гарбо училась актёрскому мастерству в Королевском драматическом театре Стокгольма. Там она познакомилась с режиссёром Морицом Стиллером. Он лично занялся её обучением, придумал девушке благозвучный псевдоним – Грета Гарбо – и пригласил её на главную роль в немую картину «Сага о Йесте Берлинге». Игра Гарбо произвела впечатление на Луиса Б. Майера, стоявшего у истоков голливудской студии «Metro-Goldwyn-Mayer», и он предложил актрисе и Морицу Стиллеру работать на его киностудии.
Когда Гарбо приехала в Голливуд и были сделаны фотопробы, то результаты оказались потрясающими. Ее лицо обладало пропорциями, которыми руководствовались античные скульпторы, а тело соответствовало пропорциям Венеры Милосской.
Фильмография Греты Гарбо составила всего 25 фильмов. Снимаясь в немом кино она достигла вершин популярности. Наиболее известными немыми картинами Гарбо были: «Поток» (1926), «Плоть и дьявол» (1927) и «Любовь» (1927). Она была одной из немногих актрис, которые успешно переключились на звуковые фильмы.
В 1931 году Гарбо снялась в картине «Сьюзан Ленокс: падение и взлет». Далее последовали работы в фильмах «Мата Хари», где актриса исполнила роль легендарной шпионки времён I-й мировой войны, и «Гранд-отель» – этот фильм в 1932 году был удостоен премии «Оскар». В 1933 году Грета Гарбо исполнила роль шведской королевы Христины в одноимённом фильме. В 1939 году сыграла русскую партийную работницу в фильме «Ниночка».
В 36 лет на пике блестящей карьеры Грета Гарбо внезапно и без всяких причин оставила кино. И не только кино – весь мир. Она планировала вернуться в кино после окончания II-й мировой войны, но этому намерению не суждено было осуществиться. Под вымышленным именем «мисс Гарриетт Браун» она укрылась в гостиничных апартаментах в Нью-Йорке, чтобы навсегда превратиться в призрак, легенду, миф.
За исключением самых ранних лет своей кинокарьеры, Грета Гарбо всегда была затворницей, редко подписывала автографы, избегала публичных мероприятий, не присутствовала на премьерах своих фильмов, не отвечала на письма фанатов и не давала интервью.
В 1951 году актриса приняла американское гражданство и стала уединёно жить в Манхэттене, отказываясь делать какие-либо публичные появления. Актриса никогда не была замужем, не имела детей, и круг её друзей был невелик. В нью-йоркском обществе она была известна своими длительными прогулками по городу в больших солнцезащитных очках.
Начиная с 1970-х годов, актриса стала излюбленным объектом папарацци, которые постоянно её выслеживали, желая запечатлеть на плёнку постаревшую королеву Голливуда.
Скончалась Грета Гарбо 15 апреля 1990 года в первый день Пасхи. Согласно христианскому канону, умерший в Пасху заслужил особую любовь Бога. Тело актрисы кремировали, и после долгих судебных тяжб, в 1999 году похоронили недалеко от родного Стокгольма.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_18_сентября #Г__
18 сентября
В 1838 году родился Антон МАУВЕ (в Зандаме), голландский художник-пейзажист.
В 16-летнем возрасте поступил в обучение к художнику-анималисту Питеру Фредерику ван Осу: рисовал сценки с овцами, коровами и лошадьми. Любимой темой молодого художника стало изображение лошадей. Пользовался поддержкой живописца Пауля Й.К. Габриеля.
Благодаря своему выбору крайне простых сюжетов, которые Антон Мауве исполнял, как правило, в серых или серебристых тонах, он оказался одним из лучших акварелистов Гаагской школы. Одним из наиболее частых сюжетов на его картинах было изображение сельского пейзажа с пасущимися коровами, овцами и лошадьми.
Мауве оказал большое влияние на художественное становление своего родственника Винсента ван Гога (бывшего двоюродным братом жены Мауве). В октябре 1881 года он послал ван Гогу ящик художника, полный масляных красок. В конце ноября того же года Мауве в течение трех недель в своей гаагской мастерской преподавал ван Гогу акварельную живопись, однако Винсент оказался не расположен к акварели, и кроме тех, что были им созданы в ателье у Мауве, никогда акварелей не писал.
Также Антон Мауве познакомил Иохана Хендрика Вейсенбруха, одного из корифеев голландской живописи конца XIX столетия, с Ван Гогом и его графическими работами. Вейсенбрух дал весьма положительный отзыв о мастерстве и таланте молодого художника, заставив поверить в свои творческие силы.
Скончался Антон Мауве 5 февраля 1888 года в Арнеме.
Работы художника хранятся во многих художественных музеях (в том числе и в амстердамском Рийксмузее и Бруклинском музее).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_18_сентября #М__
18 сентября
В 1882 году родился Михаил Иванович АВИЛОВ (в Санкт-Петербурге), русский советский живописец и график, сценограф, педагог. Народный художник РСФСР (1953), действительный член Академии художеств СССР (1947).
Он с юных лет любил рисовать, и родители стали инициаторами поступления сына в Рисовальную школу «Общества поощрения художеств»; тогда Михаилу не исполнилось и 11 лет.
После окончания гимназии он поступил в студию Дмитриева-Кавказского, известного своими многочисленными офортами картин и гравюрами. Затем в качестве вольнослушателя определился в Академию художеств. Опеку над юношей взяли мастер панорамной живописи Франц Алексеевич Рубо, а также Николай Семенович Самокиш, тоже любитель батальной живописи. От каждого из этих мастеров Михаил взял что-то свое.
В годы учебы в Академии художеств, которая продолжалась 10 лет, Авилов особое внимание уделял точному изображению деталей снаряжения, мундиров, оружия. А «коньком» начинающего баталиста стали наброски стремительного бега лошади.
Авилов участвовал в I-й мировой войне, добровольцем ушел на фронт, публиковал в журналах военные зарисовки. Почти 4 военных года провел он в солдатской шинели, протопав все военные дороги рядовым бойцом.
После демобилизации жил в Сибири (Тюмень, Иркутск, Барнаул), где работал по заданию Отдела народного образования; преподавал в художественных школах, занимался оформлением площадей и улиц города к праздничным мероприятиям. Сотрудничал в издательствах, выполнял театральные декорации.
Когда началась Великая Отечественная война, Михаилу Ивановичу было уже почти 60 лет. Второй раз «фокус» с добровольным вступлением в армию не прошел, ему мягко намекнули в военкомате, что его оружие не винтовка, а кисть.
Он задумал работу над полотном, которое и принесло ему наибольшую славу. «Поединок Пересвета с Челубеем» начал создаваться в те времена, когда враг рвался к Сталинграду и стал своеобразным подарком советским воинам, которые разгромили врага у Курска и Орла, и погнали фашистов далеко на запад.
Спустя год после окончания войны Авилов получил Сталинскую премию. Преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина.
Скончался Михаил Иванович Авилов 14 апреля 1954 года в Ленинграде.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_18_сентября #А__
18 сентября
В 1819 году родился Жан Бернар Леон ФУКО (в Париже), французский физик-экспериментатор, механик и астроном. Известен своими экспериментами по оптике и механике, и прежде всего как создатель маятника Фуко и изобретатель гироскопа.
Состоял членом Берлинской академии наук, был членом-корреспондентом Петербургской Академии наук (1860), иностранным членом Лондонского королевского общества (1864).
* * * * *
Начальное образование получил дома. По настоянию отца изучал медицину, но увлекся экспериментальной физикой. С 1845 года работал научным обозревателем газеты «Журнал дискуссий», с 1855 – физик Парижской обсерватории, в 1862 году избран членом Бюро долгот.
Основные исследования относятся к оптике, механике, электромагнетизму. Вместе с А. Физо провел ряд оптических исследований, наиболее известное из них – наблюдение интерференции света при большой разности хода. В 1849-50 годах измерил скорость света в воздухе и воде, используя быстро вращающееся зеркало. Эти сравнительные измерения окончательно подтвердили волновую природу света
Жан Бернар Леон Фуко в 1851 году экспериментально доказал вращение Земли вокруг своей оси с помощью 67-метрового маятника, подвешенного к вершине купола парижского Пантеона (маятник Фуко). Плоскость качания маятника сохраняет неизменное положение по отношению к звездам. Наблюдатель же, находящийся на Земле и вращающийся вместе с ней, видит, что плоскость вращения медленно поворачивается в сторону, противоположную направлению вращения Земли.
В 1852 году им изобретен гироскоп, теперь широко применяющийся в технике и навигации.
Именно он предложил использовать его для слежения за изменением направления и придумал само название «гироскоп».
В 1855 году обнаружил нагревание проводящего материала вихревыми индукционными токами (токи Фуко) и предложил способ их уменьшения. Разработал прецизионный способ изготовления зеркал для больших рефлекторов и предложил использовать вместо металлических зеркал более легкие и дешевые стеклянные, покрытые пленкой серебра.
Среди других изобретений Фуко – автоматический регулятор света для дуговой лампы, фотометр, поляризационная призма, пригодная для работы в ультрафиолетовой области (УФ-области).
За научные заслуги награжден медалью Копли.
Скончался Жан Бернар Леон Фуко 11 февраля 1868 года в Париже.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_18_сентября #Ф__