1 сентября
1893 года родился Ясуо КУНИЕСИ (в Окаяма), американский художник, график и фотограф японского происхождения.
В 1948 году в музее Уитни в Нью-Йорке была проведена первая персональная выставка художника. Куниеси был первым японским художником, живущим в США, который удостоился права на персональную выставку.
* * * * *
Ясуо был единственным ребенком в семье среднего класса. В 13 лет он самостоятельно эмигрировал в Северную Америку. Прилетев в Ванкувер без друзей и семьи, юноша нищенствовал, пытался учить язык, работал чернорабочим, переходя с одной работы на другую. Через год Куниеси поступил в Школу искусства и дизайна в Лос-Анджелесе. Юноша не знал о своем художественном таланте, пока учитель рисования в Школе не признал его способности.
В 1910 году Куниеси переехал в Нью-Йорк для серьезного обучения живописи. Здесь он становится студентом Национальной академии дизайна и искусств. Его наставником был Кеннет Хайес Миллер, который познакомил Ясуо с творчеством Домье, Делакруа и старых мастеров, но при этом постоянно требовал развивать свой собственный стиль.
Художник стал известен благодаря натюрмортам, портретам артистов цирка и картинам в жанре «ню». В 1935 году Куниеси был удостоен стипендии Гуггенхайма, преподавал в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке и в колонии художников в Вудстоке. В период экономического застоя 1930-х годов, он, чтобы обеспечить семью, стал фотографом.
Японкие бомбардировки Перл-Харбора в 1941 году оказались катастрофой не только, для Америки, но и лично для Куниеси. Его запрос на получение американского гражданства был отклонен, Ясуо назвали «гражданином враждебного государства», ему было запрещено покидать город, что повлекло за собой финансовые затруднения.
Скончался Ясуо КУНИЕСИ 14 мая 1953 года в Вудстоке, Нью-Йорк.
1 сентября
В 1929 году родился Геннадий Владимирович КАЛИНОВСКИЙ (в Ставрополе), советский и российский художник, мастер книжной иллюстрации.
* * * * *
Учился в Московской средней художественной школе и в государственном художественном институте им. В.И. Сурикова. С 1950-х годов рисовал для журналов «Юность», «Огонёк», «Физкультура и спорт», «Семья и школа», «Советская женщина» и др.
С 1960-х годов иллюстрировал книги, в основном детские. Автор иллюстраций более 100 книг, среди которых: «Винни-Пух и все-все-все» А. Милна, сборник «Робин Гуд», «Белеет парус одинокий» В. Катаева, «Земляника под снегом. Сказки японских островов» в пересказе с японского В. Марковой, «Мэри Поппинс» П. Трэверс, «Путешествия Гулливера» Д. Свифта, «Сказки дядюшки Римуса» Джоэля Харриса, «Пять похищенных монахов» Юрия Коваля, «Приключения Алисы в стране чудес» в пересказе Бориса Заходера, «Мастер и Маргарита» Булгакова, произведения Корнея Чуковского и многие другие.
Скончался Геннадий Владимирович КАЛИНОВСКИЙ 5 марта 2006 года в Москве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_сентября #К__
1 сентября
В 1839 году родился Чарльз Эдвард ПЕРУДЖИНИ (в Неаполе), английский художник итальянского происхождения Викторианской эпохи. Был близок к прерафаэлитам (скорее в силу личной дружбы, чем по художественному стилю).
Хотя Перуджини был стопроцентным англичанином в мыслях и характере, в искусстве он показал себя наследником традиций Рафаэля и Карло Дольчи. Элегантность, чистота, и правильность композиции, изящество и очарование, деликатес в цвете, и нежность гармоничных линий – вот качества его академического искусства.
* * * * *
Большую часть своей жизни он провел в Англии. В 1850 году Орас Верне, посмотревший рисунки мальчика, посоветовал ему ехать в Италию, чтобы изучать живопись. Он был учеником Джузеппе Боноли и Джузеппе Манчинелли. В 1854 году Перуджини поступил в студию Арии Шеффера в Париже.
Любопытная деталь: в студии Шеффера Перуджини рисовал портрет Чарльза Диккенса, который приходил на сеансы, сопровождаемого молодой дочерью Кейт, которую молодой художник не видел, но именно Кейт стала его женой несколько лет спустя. Впоследствии они с супругой вели активную общественную жизнь и были хорошо известны в художественных кругах Великобритании.
Молодой художник скоро привлек внимание к себе в Королевской Академии, его искусство принесло ему много поклонников.
Среди его самых известных картин – «Восхитительное безделье», «Сиеста», «Чашка чая», «Цветочное Вероисповедание» и «Мировое Упущение».
Писал Перуджини также портреты и жанровые картины, где явно прослеживается тяготение художника к классическим образцам античного искусства.
Он был протеже известного художника-прерафаэлита лорда Фредерика Лейтона и входил в круг его друзей (покровитель в 1863 году пригласил его в Англию).
Перуджини не становился даже членом Академии художеств, но его работы очень близки по духу картинам Лейтона и Миллеса.
Его картины находятся во множестве галерей.
Скончался Чарльз Эдвард ПЕРУДЖИНИ 22 декабря 1918 года в Лондоне.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_сентября #П__
1 сентября
В 1957 году родилась Глория ЭСТЕФАН /имя при рождении - Глория Мария Милагроса Фаярдо Гарсия/ (в Гаване), известная латиноамериканская певица и автор песен.
* * * * *
Мечтая о профессии психолога, Глория в 1975 году поступила в Университет Майами и стала членом местного кубино-американского квартета «Miami Latin Boys», выступая как аккомпаниатор, и изредка солируя. По мере того, как росли уверенность и сценическая харизма, Глория заняла прочное место в группе. С 1984 года она начала выступать с сольными концертами.
В 1990 году, на пике популярности, с певицей случилось несчастье: в автобус, на котором она ехала, врезался трактор. С тяжёлыми травмами позвоночника Глория Эстефан пролежала год, но вернулась – и вернулась с автобиографической балладой «Coming Out of the Dark», мгновенно занявшей вершины хит-парадов 1991 года.
В 1996 году Глория Эстефан выступала на церемонии закрытия Олимпийских игр в Атланте. На её счету – пять наград «Грэмми». Эстефан распродала более 100 миллионов записей своих песен, выпустила несколько успешных альбомов. Сегодня Глория Эстефан продолжает активную творческую деятельность и вполне может называться королевой латиноамериканской поп-музыки.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_сентября #Э__
1 сентября
В 1948 году родился Альберт Нуруллович АСАДУЛЛИН (в Казани), советский и российский татарский эстрадный певец.
Учился в Казанском художественном училище, затем окончил Академию художеств, получив диплом архитектора (1974). Именно в Академии начал петь — в самодеятельном ансамбле «Призраки».
В 1975 принял решение профессионально заниматься пением. Тогда же получил от ВИА «Поющие гитары» приглашение на главную роль в первой советской рок-опере «Орфей и Эвридика» (музыка Александра Журбина, либретто Юрия Димитрина, режиссер Марк Розовский). Затем в течение пяти лет Асадуллин с успехом гастролировал в составе «Поющих гитар» по всему Советскому Союзу.
В 1978 он исполнил роль Тиля Уленшпигеля в рок-опере «Фламандская легенда» (Ромуальд Гринблат — Юлий Ким), а в 1979 заглавную роль в рок-опере «Гонки» (музыка А. Васильева и С. Самойлова — либретто Юрия Димитрина, по другим сведениям — Ю. Принцева и А. Палей).
В 1979 на VI Всесоюзном конкурсе артистов эстрады Асадуллин удостоен звания лауреата первой премии и второй премии на международном конкурсе «Золотой Орфей». Такое признание позволило ему начать сольную карьеру. Он ездит с концертами по стране, в его репертуаре песни на музыку таких композиторов, как Андрей Петров, Валерий Гаврилин, Алексей Рыбников, Давид Тухманов, Игорь Корнелюк.
В 1982 записал одну из самых известных своих песен — «Дорога без конца» (муз. Сергея Баневича, стихи Татьяны Калининой), прозвучавшую в фильме «Никколо Паганини».
В годы перестройки пел татарские народные песни, а в 1989 вернулся к изначальному своему амплуа, исполнив главную партию в задуманной и поставленной им же рок-сюите «Магди» (музыка М. Шамсутдиновой). Эта постановка, либретто для которой написано на сюжет Корана, стала первой татарской фолк-рок-оперой. В 1990—1992 «Магди» показывалась во всех крупных городах Татарии, Ленинграде и Москве.
В 1993 в концертном зале «Октябрьский» в Санкт-Петербурге состоялся бенефис Асадуллина. В 1995 вышел диск с его лучшими песнями «Дорога без конца».
В настоящее время Альберт Асадуллин — солист Государственного концертно-филармонического учреждения «Петербург-концерт». С концертами выступает редко, в последние годы выступал, в частности, на праздновании 1000-летия Казани в 2005 году.
У Альберта Асадуллина очень редкий мужской голос - тенор-альтино
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_сентября #А__
1 сентября
В 1886 году родилась Тарсила ду АМАРАЛ (в Капивари), бразильская художница, одна из главных фигур бразильского модернизма.
Родилась в богатой семье землевладельцев и хозяев кофейных плантаций. Училась и впервые почувствовала тягу к живописи в Барселоне, куда в юности приехала вместе с родителями. С 1916 училась в Сан-Паулу ваянию, а затем живописи и рисунку. Слишком консервативные преподаватели её не удовлетворяли, и в 1920 она переехала в Париж, поступила в Академию Жюлиана.
Вернувшись в Сан-Паулу в 1922, сблизилась с бразильскими писателями и художниками-модернистами — Анитой Малфатти, Марио де Андраде, Освалдом де Андраде, Менотти дель Пиккья. Они образовали группу «Пятеро» ставшую центром и движущей силой бразильского модернизма. В 1923 художница ненадолго вернулась в Париж, брала уроки у Альбера Глеза, Андре Лота, Фернана Леже. Интерес её французских учителей к архаике и примитивизму подтолкнул художницу обратиться к бразильским народным традициям. По возвращении на родину, много ездила по Бразилии, изучая местные традиции и народные ремесла.
В 1931 году художница посетила СССР, выставлялась в Музее восточного искусства в Москве, ездила по стране. Вернувшись на родину, примкнула к левым силам в их противостоянии диктаторскому режиму Жетулиу Варгаса. Была арестована, месяц провела в тюрьме. Обратилась к социальной тематике. С 1938 постоянно жила в Сан-Паулу.
Скончалась Тарсила ду Амарал 17 января 1973 года.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_сентября #А__
1 сентября
В 1855 году родился Иннокентий Фёдорович АННЕНСКИЙ (в Омске), русский поэт, драматург, переводчик, критик, исследователь литературы и языка, педагог и административный деятель образования.
Его творчество оказало сильное влияние на Бориса Пастернака и его школу, Анну Ахматову, Георгия Иванова и многих других.
* * * * *
Его отец был начальником отделения Главного управления Западной Сибири. Когда Иннокентию было около 5 лет, семья из Сибири вернулась в Петербург, который ранее покинула.
Слабый здоровьем, Анненский учился в частной школе. С 1869 года он два с половиной года обучался в частной гимназии В.И. Беренса. Перед поступлением в университет, в 1875 году он жил у своего старшего брата Николая, энциклопедически образованного человека, экономиста, народника, помогавшего младшему брату при подготовке к экзамену и оказывавшего на Иннокентия большое влияние.
По окончании в 1879 году историко-филологического факультета Петербургского университета Анненский долгое время служил преподавателем древних языков и русской словесности в гимназии Гуревича. Был директором коллегии Галагана в Киеве, затем 8-й Санкт-Петербургской гимназии и гимназии в Царском Селе. Чрезмерная мягкость, проявленная им, по мнению начальства, в тревожное время 1905-06 годов, была причиной его удаления с этой должности.
Иннокентий Анненский читал лекции по древнегреческой литературе на Высших женских курсах. В печати выступал с начала 1880-х годов научными рецензиями, критическими статьями и статьями по педагогическим вопросам. С начала 1890-х годов занялся изучением греческих трагиков. Он перевёл на русский язык полное собрание пьес великого греческого драматурга Еврипида. Также выполнил стихотворные переводы работ Горация, Гете, Мюллера, Гейне, Бодлера, Верлена, Рембо, Ренье, Сюлли-Прюдома, Лонгфелло.
Его первая книга стихов «Тихие песни» вышла в 1904 году под псевдонимом «Ник. Т-о», имитировавшим сокращённые имя и фамилию, но складывавшимся в слово «Никто» (таким именем представлялся Полифему Одиссей).
Анненский написал четыре пьесы – «Меланиппа-философ» (1901), «Царь Иксион» (1902), «Лаодамия» (1906) и «Фамира-кифаред» (1906, издана посмертно в 1913 году) – в древнегреческом духе на сюжеты утерянных пьес Еврипида и в подражание его манере.
В своих литературно-критических статьях, частично собранных в двух «Книгах отражений», Анненский даёт блестящие образцы русской импрессионистической критики.
Скончался Иннокентий Фёдорович Анненский скоропостижно от инфаркта 13 декабря 1909 года на ступеньках Царскосельского вокзала в Санкт-Петербурге. Похоронен на Казанском кладбище в Царском Селе (ныне город Пушкин, Ленинградская область).
* * * * *
Сын Анненского, филолог и поэт Валентин Анненский (Кривич), издал его «Кипарисовый ларец» (1910) и «Посмертные стихи» (1923).
—---------------------------------------------
Смотри «Поэт Анненский Иннокентий. Все стихи» по ссылке:
http://rupoem.ru/annenskij/all.aspx
—---------------------------------------------
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_сентября #А__
1 сентября
1842 года родился Юлиус ПАЙЕР /полное имя – Юлиус Иоганнес Людовикус фон Пайер/ (в Шёнау, ныне Теплице), австро-венгерский офицер и исследователь Арктики, художник и писатель.
Вместе с Карлом Вейпрехтом в 1872-1874 годах на парусно-паровой шхуне «Адмирал Тегетгофф» в ходе австро-венгерской полярной экспедиции открыл острова Земля Франца-Иосифа и составил первую карту архипелага.
Своё путешествие по Арктике он описал в книге «725 дней во льдах Арктики» (1876 год; переведена на русский в 1935 году).
* * * * *
Окончив кадетскую школу, Пайер поступил в Терезианскую военную академию, после завершения которой был принят на службу в армию. Служил в гарнизоне Вероны, затем преподавал историю в кадетской школе в Айзенштадте.
Увлёкшись альпинизмом он в своё свободное время совершил более 30 восхождений в Итальянских Альпах и в районе Высокого Тауэрна. Пайер первым в мире совершил восхождение на Адамелло – вершину южного ряда Средних Альп высотой 3554 метров. В ходе этих исследований им была составлена детальная топографическая карта. В дальнейшем он был переведён в Военный картографический институт в Вене.
Вместе с К. Вейпрехтом в 1871 году Пайер осуществил пробную экспедицию к берегам Новой Земли и Шпицбергена, а в конце 1872 года они отправились в экспедицию, которая принесла обоим исследователям всемирную славу. Инициатором ее организации был немецкий географ А. Петерман.
Первоначально главной задачей ставилось достижение Северного полюса. Это стремление базировалось на убежденности Петермана в существовании в высоких широтах свободного для плавания моря. Однако после рекогносцировочного плавания Пайера и Вейпрехта в северную часть Баренцева моря экспедиция была переориентирована на изучение моря к северу от Сибири и возможное отыскание Северо-Восточного прохода.
1872 год был в Баренцевом море очень ледовитым. Шхуне «Адмирал Тегетгофф»не удалось дойти даже до северной оконечности Новой Земли. В августе судно было затерто льдами, как оказалось, навсегда. После годичного дрейфа 30 августа 1873 года участники экспедиции увидели очертания скал. Открытую землю австрийцы назвали в честь своего императора Франца-Иосифа. Вступить на землю удалось лишь 1 ноября.
Исследованиями Земли Франца-Иосифа занимался преимущественно Пайер. Именно он стал организатором санных походов по островам открытого архипелага и составил их первую карту. Но Пайеру казалось, что севернее находится другая суша. Так появилась на карте одна из мифических земель Арктики – Земля Петермана. Лишь в 1900 году по этому месту прошел отряд лейтенанта У. Каньи из итальянской экспедиции герцога Л. Абруццкого, доказав отсутствие здесь суши.
За эту экспедицию Пайера и Вейпрехта наградили орденом Леопольда и золотой медалью Королевского географического общества.
В 1874 года Пайеру была выдана государственная премия в размере 44 гульденов, а спустя 2 года он был причислен к австрийскому дворянству с правом на звание рыцаря ему и его потомкам.
В период 1877-1879 годов он обучался живописи во Франкфурте-на-Майне, продолжив затем своё обучение в Мюнхене. В 1883 году его картина «Конец экспедиции Франклина» получила в Мюнхене медаль. По окончании обучения работал художником в Париже.
Исследователь планировал в 1912 году совершить экспедицию к Северному полюсу на подводной лодке, но его планам не суждено было сбыться.
Скончался Юлиус ПАЙЕР 30 августа 1915 года в Вене.
1 сентября
В 1899 году родился Андрей ПЛАТОНОВ /настоящее имя – Андрей Платонович Климентов/ (в Воронеже), русский советский писатель и драматург.
Одной из наиболее ярких отличительных черт платоновского творчества является его оригинальный, не имеющий аналогов в русской литературе язык, который часто называют «первобытным», «нескладным», «самодельным» и т.п.
В творчестве писателя форма и содержание составляют единое, неразрывное целое, т.е. сам язык платоновских произведений является их содержанием.
* * * * *
Выходец из многодетной семьи слесаря железнодорожных мастерских, он обучался сначала в церковно-приходской школе, а затем в городской.
Для поддержки семьи Андрей с 14 лет начал овладение рабочими профессиями – слесаря, литейщика, помощника машиниста паровоза. Поэтому мотив паровоза прошел через все его творчество, а трудное детство описано в рассказах о детях.
Его юношеские стихи стали первой пробой пера, они вошли в его поэтический сборник «Голубая глубина» (1922). В 1918-21 годах он активно занимается журналистикой, совмещая ее с работой на железной дороге и учебой в Воронежском техническом училище.
Уже в первых книгах проявился сильный и своеобразный талант Платонова. Его герой – трудящийся человек, который «учился думать при революции», – пытается осмыслить своё место и роль в мире. «Неправильная» гибкость языка писателя – это своеобразное мышление вслух, когда мысль ещё только рождается, «примеривается» к действительности.
В прозе Платонова мир предстает как противоречивая, часто трагическая целостность человеческого и природного бытия: повести «Епифанские шлюзы», «Город Градов», «Река Потудань».
Его сатирические произведения направлены против претензий бюрократов «думать за всех» и подменять творчество народа своими прожектами, но критика тех лет не смогла объективно и по достоинству оценить сатиру Платонова. С 1936 года писатель выступал как литературный критик.
В романах «Чевенгур», «Счастливая Москва», повести «Котлован», «Ювенильное море», «Джан» проскальзывает неприятие им навязываемых форм социалистического переустройства жизни.
Своеобразие стиля Платонова определяют «косноязычие», «шероховатость» языка, сопрягающиеся в ткани повествования с отвлеченными понятиями и метафорическими образами.
В годы войны писатель был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». В созданных им рассказах о войне сохраняется присущая Платонову неоднозначность оценок, внутреннего конфликта человека и мира. Рассказ «Семья Ивановых» («Возвращение») вызвал резкую критику за «клеветничество» в адрес советской семьи.
В последние годы жизни писатель, на которого обрушивается новая волна нападок, вынужден искать обходных путей – он пишет вариации русских и башкирских народных сказок, работает над сатирической пьесой на тему американской действительности (с аллюзиями на СССР) «Ноев ковчег». Однако приспособиться к послевоенному террору ему было не дано.
Скончался Андрей Платонов 5 января 1951 года в Москве, похоронен на Армянском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_сентября #П__
1 сентября
В 1875 году родился Эдгар Райс БЕРРОУЗ (в Чикаго), американский писатель эры pulp-журналов, получивший большую популярность благодаря серии книг о Тарзане. Оказал значительное влияние на развитие жанров научной фантастики и фэнтези в XX веке.
Значительная часть фантастики 1920-30-х годов была написана как прямое подражание книгам Берроуза. Многие авторы говорили, что он оказал существенное влияние на их творчество – например, Рэй Брэдбери и Филип Хосе Фармер, а в число продолжателей входят такие писатели, как Джон Норман и Отис Клайн.
* * * * *
По окончании Военной академии штата Мичиган служил в армии. После демобилизации в 1897 году Берроуз долго пас коров в Айдахо. Затем работал продавцом, на золотых приисках, полицейским, клерком в чикагских конторах, бухгалтером, коммивояжером, безуспешно пытался уехать в Китай инструктором по верховой езде и думал даже снова завербоваться в армию. Он регулярно брался за создание собственного предприятия, но все его задумки быстро разрушались.
К литературе обратился от безысходности, рассчитывая хотя бы таким способом заработать денег, чтобы прокормить семью.
Берроуз, 35-летний бизнесмен- неудачник, который никак не может свести концы с концами и только что навсегда распрощался с очередным клиентом, сидит вечером в опустевшем офисе и простым карандашом на обороте бухгалтерского бланка пишет… фантастический роман. Роман о человеке, которого неизвестно как забросило на Марс, в мир бесконечных приключений, в мир, совершенно не похожий ни на «картофельный» Айдахо, ни на деловой Чикаго. В мир, похожий на волшебный сон.
Он, конечно, не верил, что его писанину кто-то напечатает, но всё-таки послал рукопись в редакцию журнала «All Story», подписав роман «говорящим» псевдонимом Normal Bean – «нормальный парень». Он надеялся таким образом дать понять и редактору, и гипотетическим читателям: автор, в общем, осознает всё безумие своего поступка, но, в сущности, вполне в своём уме.
Редактор журнала Т.Н. Меткаф (именно ему принадлежит честь открытия миру имени едва ли не самого популярного писателя XX века) немедленно принял рукопись, выписал на имя Берроуза чек на 400 долларов (фантастические деньги за фантастическое произведение!) и поставил роман, озаглавленный «Под лунами Марса», в план. Роман публиковался в шести номерах – с февральского и до июльского выпуска 1912 года.
Второй роман Берроуза открыл самый популярный его цикл – «Тарзан, приёмыш обезьян». В июне 1914 года «Тарзан из племени обезьян» – самый знаменитый из романов о Тарзане – был выпущен отдельным томом, и начался многолетний издательский триумф Берроуза. Он сделался профессиональным писателем и стал зарабатывать на жизнь исключительно литературным трудом.
Эдгар Берроуз был идеальным автором с точки зрения коммерческого книгоиздания. Он писал быстро, он продолжал свои популярные сериалы и начинал сериалы новые (которые могли со временем стать популярными, а могли и не стать), но продавались все равно хорошо.
В 1918 году он смог на гонорары купить ранчо в Калифорнии, которое назвал Тарзания.
Особенно значителен вклад писателя в жанры «планетарного романа» и «sword and planet», а также в жанр фантастико-приключенческих повествований о затерянных мирах и цивилизациях.
На волне успеха основал несколько компаний – «Эдгар Райс Берроуз, Инк.», «Берроуз-Тарзан Энтерпрайзиз», «Берроуз-Тарзан Пикчерз».
В 1933 году был избран мэром городка Малибу-Бич. Во время II-й мировой войны Берроуз был самым старым (и самым знаменитым) военным корреспондентом на тихоокеанском театре военных действий.
За 35 лет писательской карьеры опубликовал свыше 70 романов и повестей, оказав колоссальное влияние на массовую литературу вообще и приключенческую фантастику в частности. Самые знаменитые романы Берроуза – циклы произведений о Тарзане (24 романа), о приключениях на Марсе капитана Джона Картера (11романов) и о Пеллюсидаре – мире, расположенном внутри Земли (7 романов).
Скончался Эдгар Райс Берроуз 19 марта 1950 года в Лос-Анджелесе.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_сентября #Б__
1 сентября
В этот день 1969 года был создан белорусский вокально-инструментальный ансамбль «ПЕСНЯРЫ».
История коллектива началась, когда армейская служба в Краснознаменном Белорусском военном округе свела четырех музыкантов – Владимира Мулявина, Леонида Тышко, Владислава Мисевича и Валерия Яшкина.
Понадобилось несколько лет, чтобы они нашли нечто общее, свое, близкое каждому. Этим общим стал песенный фольклор, обработкой и популяризацией которого и занялись музыканты, объединившись в 1969 году в вокально-инструментальный ансамбль «Лявоны» при Белорусской государственной филармонии. Художественным руководителем ансамбля с момента его образования и до своей смерти в 2003 году был Владимир Мулявин.
От ансамбля потребовалось определенное мужество, громадное терпение, настойчивость, чтобы доказать свое право на жизнь. «Лявоны» сумели показать, что гитарный ансамбль, как это было ранее с джазом, может дать много нового, интересного. В традиционный гитарно-ударный состав были введены дудочка, цимбалы, лира и скрипка. Смело разрабатывая фольклорный элемент, ансамбль показал себя новатором жанра, возглавив целое направление, именуемое «фольклорный бит», т.е. народная песня с активизацией ритмической основы.
Творчество «Лявонов» адресовалось молодежи. Ансамбль для завоевания аудитории пошел поначалу на компромисс – стал петь песни «Битлз» и других зарубежных групп. Позднее появившиеся в репертуаре песни Бориса Мокроусова «Сирень-черемуха» и Никиты Богословского «Темная ночь» аудитория встретила прекрасно. Сразу расширился творческий диапазон ансамбля и, естественно, было пересмотрено его название. «Песняры» – было принято единодушно, ибо точно выражало творческую, идейную позицию ансамбля. Песняр не просто певец, но и поэт, сказитель, воспевающий свою родную землю, свой народ.
В 1970 году «Песняры» начали гастролировать по Советскому Союзу. Их песни сразу же становились узнаваемыми и любимыми: «Касил Ясь канюшыну», «Бывайце здаровы», «Белая Русь» и др. В 1971 году совсем еще молодому коллективу посвятили музыкальный кинофильм. С 1971 по 1975 год ансамбль участвует в различных конкурсах и фестивалях, сочиняет музыку для кино и театра.
В 1976 году «Песняры» впервые едут в США, где канадские кинодокументалисты снимают фильм о гастролях коллектива. В этом же году компания «Columbia» выпускает пластинку с их песнями. В 1979 году Владимир Мулявин стал народным артистом Белоруссии, а в 1991-ом – народным артистом СССР.
«Песняры» стали первыми обладателями «Золотого диска» СССР, покорили сердца слушателей более чем в 56 странах, подарив миру замечательные песни.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_сентября