21 декабря
1914 года родился Иван ГЕНЕРАЛИЧ (в Хлебине), хорватский художник-примитивист, классик хорватского и мирового наивного искусства, выдающийся художник XX-го столетия.
Сквозной мотив его живописи и графики – гигантские цветы, подробность окружавшей его природы и, вместе с тем, образ рая. Лучшей картиной Генералича считается «Олени идут на свадьбу» (1959).
* * * * *
С детства любил рисовать, используя любые материалы, буквально не расставался с карандашом и бумагой. В 1930 году его рисунки случайно увидел Крсто Хегедушич, в то время студент академии художеств, позже ставший профессором. Хегедушич впечатлился рисунками и организовал ему выставку в Загребе в 1931 году.
В 1945 году Иван Генералич был принят в Союз хорватских художников. В 1958 году персональная экспозиция художника была организована в Брюсселе, позднее его работы выставлялись в Сан-Пауло, Дубровнике, Баден-Бадене, Базеле, Братиславе.
Скончался Иван ГЕНЕРАЛИЧ 27 ноября 1992 года в Копривнице.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_21_декабря #Г__
21 декабря
В 1926 году родился Степан Григорьевич КОРОПЧАК (в селе Угры, Львовская область), советский и украинский живописец и график. Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1990). Член Союза художников СССР.
Работал в отрасли станковой живописи и графики, имеет свой ярко-выраженный стиль живописи в импрессионистической манере.
* * * * *
В 1953 году окончил Львовский институт прикладного и декоративного искусства. Педагогами по специальности были И. Бокшай, М. Федюк, Р. Сельский, Р. Сильвестров. Участник Великой Отечественной войны. С тех пор работал во Львове преподавателем на кафедре архитектуры Политехнического института.
С 1956 года Степан Коропчак принимал участие в областных, республиканских и всесоюзных выставках. С 1971 года преподавал в Львовском институте прикладного и декоративного искусства (ныне Львовская академия искусств), с 1986 года – профессор кафедры академической живописи.
Основные его работы (живопись, линогравюры) посвящены пейзажам Львовщины, Карпат, Крыма: «Карпатский пейзаж» (1956); «Гомон Карпат» (1968); линогравюры «Электрификация Карпат» (1961); «Чабан» (1963); «Беседа В.И. Ленина с польскими крестьянами» (1967); «Резчик» (1968) и другие.
С 1973 был членом Союза советских художников Украины. Жил и работал во Львове.
Работы художника находятся в художественных музеях Украины и частных коллекциях.
Скончался Степан Григорьевич КОРОПЧАК 21 августа 2000 года во Львове, похоронен в родном селе Угры.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_21_декабря #К__
21 декабря
1925 года родилась Ольга Александровна АРОСЕВА /при рождении отец зарегистрировал её под именем Варвара, однако через 3 дня по требованию матери получила имя Ольга/ (в Москве), советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка РСФСР.
С 1950-х годов до конца жизни была одной из ведущих актрис Московского академического театра сатиры.
Ее знала и любила вся страна – как очаровательную и предприимчивую светскую львицу «пани Монику» и как одну из лучших комедийных актрис. Всегда элегантная, аристократичная и утонченная Ольга Аросева отличалась неповторимым шармом и заражающим всех вокруг жизнелюбием.
Известна исполнением комедийных, острохарактерных ролей, среди которых ключевые образы в картинах «Берегись автомобиля» и «Старики-разбойники».
* * * * *
Её детство прошло за границей – в Париже, Стокгольме, Праге, т.к. отец был дипломатом. В 1933 году семья вернулась в Москву, где Ольга училась в немецкой школе им. К. Либкнехта.
Позднее родители разошлись, и дети (Оля и старшие сёстры Наташа и Елена) остались жить с отцом. Мать будущей актрисы сбежала на Сахалин, к любимому мужчине. Впоследствии это спасло дочерей. Когда отец был репрессирован (1937), девочек не тронули, «отпустив» к матери.
В 1935 году состоялась встреча со Сталиным на авиационном параде в Тушино (с отцом и сестрой была на параде). Сталин был насмешливо церемонен, называл меня, девятилетнюю, на «вы». Подарил мне букет, который поднесла ему спрыгнувшая с самолётного крыла парашютистка.
После казни отца в 1938 году Ольга не побоялась написать Сталину письмо о том, что не верит в виновность отца, и, не получив ответа, решила не вступать в комсомол.
В школе участвовала в спектаклях школьного драматического кружка, занималась в детской театральной студии Н.И. Ключникова. Была натурщицей у художника Н. Ромадина, который написал с неё две картины.
С началом Великой Отечественной войны поступила в цирковое училище (ГУЦЭИ), затем, как и сестра Елена, в Московское городское театральное училище (сыграла несколько небольших ролей во втором МХАТе).
Окончить театральное училище не успела, поскольку в 1946 году была принята в труппу Ленинградского театра комедии под руководством Н.П. Акимова, который находился в то время на гастролях в Москве. При этом будущая актриса совершила подлог документов, предъявив диплом сестры, уже окончившей театральное училище.
Театральную карьеру в Ленинграде, где была занята в качестве артистки вспомогательного состава. В 1950 году, после снятия Акимова с поста главного режиссёра, покинула Театр комедии, вернулась в Москву и перешла в Театр сатиры, где работала до последнего дня своей жизни, с небольшим перерывом – в 1969-1971 годах была актрисой «Театра на Малой Бронной».
Ольга Аросева с уходом из «Театра сатиры» Татьяны Пельтцер перешла на возрастных героинь, и наконец, её плотно заняли в репертуаре. В начале 1990-х годов она становится первой актрисой труппы. На её счету несколько премьер.
Плодотворно работала в кино и на телевидении, принимала участие во многих телевизионных программах.
Хотя она несколько раз была замужем, но все же, по-настоящему, прожила всю свою жизнь в одиночестве. Детей у актрисы не было.
Любила животных, преферанс, путешествия, баню. Большую часть свободного времени проводила на даче.
В конце 2012 года Ольга Аросева серьёзно заболела, в последние годы боролась с тяжёлым онкологическим заболеванием. В новом сезоне Театра Сатиры, начавшемся в сентябре 2013 года, не принимала участия в спектаклях, ей был прописан постельный режим. 10 октября была госпитализирована в одну из подмосковных клиник.
Скончалась Ольга Александровна АРОСЕВА 13 октября 2013 года, умирала актриса тяжело. Прощание состоялось 18 октября в её родном театре, похоронена в Москве на Головинском кладбище.
21 декабря
В 1937 году родилась Джейн ФОНДА (в Нью - Йорке), американская актриса, модель, писательница, продюсер, общественная активистка и филантроп, дочь актёра Генри Фонды и сестра Питера Фонды.
Кроме своих актерских работ известна как создательница и пропагандистка системы физических упражнений под музыку, получившей название `аэробика`.
* * * * *
Окончила колледж, училась в нью-йоркской Актёрской студии, после чего стала моделью и одновременно работала в театре. Джейн начала свою карьеру в кино с ленты `Невероятная история` (1960).
В 1965 году она вышла замуж за французского режиссера Роже Вадима, а через 3 года снялась у него в фантастической ленте `Барбарелла`.
В скором времени незаурядная актриса удостоилась наград Киноакадемии – за фильм `Клют` (1971) и `Возвращение домой` (1978).
Джейн Фонда пять раз номинировалась на `Оскар` за роли в фильмах, ставших заметными вехами американского и мирового кино.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_21_декабря #Ф__
21 декабря
В 1880 году родился Хасигути ГОЁ (в префектуре Кагосима), знаменитый японский художник.
Он учился традиционной живописи Кано у своего отца, позже отправился в Токио, назвал себя Гоё и изучал западную живопись маслом в Токийской Школе изящных искусств, которую окончил в 1905 году, как лучший ученик своего класса.
Первая крупная работа Хасигути — создание иллюстраций для романа Нацумэ Сосэки «Я - кошка», участвовал в оформлении книг других японских авторов.
В 1915 году, по настоянию издателя син-ханги Ватанабэ Сёдзабуро, он занялся созданием гравюры, с участием профессиональных резчиков и печатников, находящихся под началом Ватанабэ. Результатом стала качественная гравюра «Купание». Ватанабэ предлагал художнику продолжить сотрудничество, но у Гоё были другие планы: в 1916—1917 годах он взял на себя контроль за репродукциями для 12 томов под названием «Японские цветные гравюры», в процессе труда хорошо ознакомился с мастерством резчиков и печатников.
С 1918 года вплоть до своей смерти, наняв ремёсленников, он лично руководил резьбой, печатью и публикацией своих работ. В конце 1920 года скрытые проблемы со здоровьем переросли у Гоё в менингит. Последней работой, созданной под его руководством стала «Отель Горячего Источника».
Скончался Хасигути Гоё 24 февраля 1921 года.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_21_декабря #Г__
21 декабря
1938 года родилась Мира Михайловна КОЛЬЦОВА /урожденная Мириам Михайловна Равичер/ (в Москве), советская и российская танцовщица (артистка балета), балетмейстер, хореограф, педагог, киноактриса. Народная артистка СССР (1989). Художественный руководитель и главный балетмейстер Государственного академического хореографического ансамбля «Берёзка» имени Н.С. Надеждиной (с 1979 года по настоящее время).
* * * * *
Окончила Хореографическое училище Государственного Академического Большого Театра СССР (ныне Московская академия классического танца) и Государственный институт театрального искусства имени Луначарского.
Свою творческую деятельность более 40 лет назад Мира Кольцова начала в Государственном академическом хореографическом ансамбле «Берёзка». До 1977 года она являлась ведущей солисткой ансамбля, исполнявшей все сольные партии в течение 20 лет.
В 1978 году Кольцова становится первым помощником народной артистки СССР Надежды Надеждиной — основателя ансамбля «Берёзка», а с 1979 года — художественным руководителем и главным балетмейстером.
Ансамбль «Берёзка» выступает с программой, в которой множество постановок его нового художественного руководителя — Миры Кольцовой. В совершенстве овладев стилем и хореографической пластикой ансамбля «Берёзка», она умело использует это в подготовке и выпуске новых постановок и программ.
Мира Михайловна много работает по воспитанию нового поколения артистов ансамбля, обогащая их профессиональное мастерство передачей им всех тонкостей исполнительского стиля и хореографических традиций «Берёзки», выступления которой за эти годы видели десятки миллионов зрителей в России и более чем в 80-ти странах.
Помимо широкой концертной деятельности Мира Михайловна КОЛЬЦОВА участвует в благотворительных акциях, занимается популяризацией русского танцевального фольклора, проводя многочисленные встречи и семинары с представителями российской и зарубежной культуры.
21 декабря
В 1920 году родилась Алисия АЛОНСО (в Гаване), кубинская балерина, хореограф и педагог, создательница Национального балета Кубы.
Происходила из офицерской семьи – выходцев из Испании – принадлежавших к среднему классу. Балетному искусству Алисия начала учиться с девяти лет. Её преподавателем была участница труппы Сергея Дягилева, бывшая артистка Большого театра София Фёдорова. Дебютировала ребёнком в балете «Спящая красавица».
В 15-летнем возрасте Алисия вышла замуж за кубинского танцовщика и преподавателя балетного искусства Фернандо Алонсо. Обучалась в Нью-Йорке и Лондоне, но в 19 лет частично потеряла зрение, которое в дальнейшем только ухудшалось (к настоящему времени балерина фактически ослепла). В 1939-40 годах она активно участвовала в создании Американского балетного театра. С 1943 года стала его ведущей артисткой.
2 ноября 1943 года заместила британская балерину Алисию Маркову в роли Жизели, с триумфа в этой роли и началась мировая слава Алисии Алонсо. Она работала с Михаилом Фокиным, Джорджем Баланчиным, Леонидом Мясиным, Брониславой Нижинской и другими прославленными постановщиками. Постоянно выступала вместе с Игорем Юшкевичем.
В 1948 году создает на Кубе собственную балетную компанию «Балет Алисии Алонсо», в дальнейшем ставшую основой для Национального балета Кубы.
В период 1955-59 годов, покинув Кубу диктаторского режима Батисты, она танцевала в Русском балете Монте-Карло. В 1957-58 годах выступала на сцене Большого и Кировского театров.
После победы Кубинской революции, в 1959 году вернулась на родину.
Несмотря на плохое зрение, она была одной из самых техничных балерин мира. Сценическое долголетие и экстраординарная плодотворная карьера Алисии – по-настоящему редчайшее явление в истории мирового балета.
Алисия Алонсо основала Национальный балет Кубы, который она возглавляет до нынешнего дня.
Большое влияние на её творчество оказали представители «старой российской школы», балерина начинала с занятий в частной школе Николая Яворского, впоследствии её учителями были Анатолий Обухов, Анатолий Вильтзак, Людмила Шоллар и Пьер Владимиров. Алонсо танцевала в балетах Михаила Фокина, Леонида Мясина и Джорджа Баланчина.
Первое выступление Алисии в СССР состоялось 31 декабря 1957 года в Риге, а дебют на сцене Кировского театра – 7 января 1958 года. В Большом театре выступила в партии Жизели с партнёром Владленом Семёновым.
2 августа 2011 года на новой сцене Большого театра состоялся гала-концерт «Viva Alicia!» в честь балерины Алисии Алонсо.
По словам Владимира Васильева, «имя Алисии Алонсо уже вписано золотыми буквами в историю мирового балета… На Кубе Алонсо стала синонимом понятия „классический танец“, как Галина Уланова в России».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_21_декабря #А__
21 декабря
В 1947 году родился Пако де ЛУСИЯ /настоящее имя — Франсиско Санчес Гомес/ (в Альхесирасе в провинции Кадис, Испания), один из самых известных в мире гитаристов фламенко.
Изучать нотную грамоту начал лишь в возрасте 44 лет. Пако де Лусия играл как классическое, так и современное фламенко, и считался одним из пионеров стиля «новое фламенко». С начала 1980 годов был участником трио гитаристов, в которое также вошли Джон Маклафлин и Ал ДиМеола. Критики говорили об удивительной манере игры де Лусии: он соединял современную музыку с фламенко и бразильскими ритмами.
В юности он играл на улицах Альхесираса, в это же время взял сценический псевдоним Пако де Лусия, в честь своей матери.
Отец Антонио начал обучать Пако игре на гитаре с раннего возраста и с пяти лет заставлял его заниматься каждый день по 12 часов, чтобы быть уверенным, что тот добьётся успеха как профессиональный музыкант. Одно время он даже не ходил в школу, поскольку отец хотел, чтобы он посвящал время совершенствованию игры на гитаре.
Гитарист и биограф Донн Порен и продюсер Хосе Торрегроса сравнивали взаимоотношение Пако и его отца свзаимоотношению Амадея Моцарта и Леопольда Моцарта, поскольку оба отца сделали из своих сыновей музыкантов мирового класса, и оба продолжали оказывать на них влияние даже после того, как они добились успеха.
Пако говорил: «Если бы я не родился в доме своего отца, то был бы никем. Я не верю в спонтанную гениальность».
В 1958 году, в возрасте 11 лет, состоялось первое публичное выступление
18 февраля 1975 года де Лусия стал первым исполнителем фламенко, выступившим в мадридском Королевском театре. Вместе со своим братом Рамоном они отыграли программу перед достаточно молодой аудиторией. Его альбом 1976 года «Almoraima» получил широкий успех.
В 1986 году де Лусия впервые выступил в Советском Союзе. Он ещё три раза приезжал в Россию (последний раз в 2013), выступал в Москве, Санкт-Петербурге и Калуге.
Последние годы Пако де Лусия жил в Мексике.
Скончался Пако де Лусия 25 февраля 2014 года на пляже в мексиканском Канкуне.
В дискографии музыканта более 30 альбомов. Один из них - Friday Night in San Francisco (1981) - разошелся тиражом более 1 млн копий - уникальный случай для артиста фламенко. Среди наград, полученных музыкантом, Национальная премия игры на гитаре фламенко, Золотая медаль за заслуги в изобразительном искусстве, Премия принца Астурийского.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_21_декабря #Л__
21 декабря
В 1639 году родился Жан Батист РАСИН (в городе Ла-Ферте-Милон, графство Валуа), французский драматург, один из трёх выдающихся драматургов Франции XVII века, наряду с Корнелем и Мольером, автор трагедий «Андромаха», «Британик», «Ифигения», «Федра».
Оставшись круглым сиротой четырех лет от роду, он перешел на попечение бабушки и тетки, усердных последовательниц учения янсенистов; они старались насадить эти воззрения и в душе впечатлительного мальчика, чтобы потом сделать из него духовное лицо.
В 1649 году Жан-Батист поступает в школу в Бове при монастыре Пор-Рояль. В 1655 его принимают учеником в само аббатство. Три года, проведённые там, оказали сильное влияние на литературное развитие Расина. Он учился у четырёх выдающихся филологов-классиков того времени (Пьер Николь, Клод Лансло, Антуан ЛеМэстр, Жан Гамон).
После обучения в парижском коллеже Аркур в 1660 году знакомится с Лафонтеном, Мольером, Буало; пишет придворную оду «Нимфа Сены» (за которую получает пенсию от Людовика XIV), а также две не дошедшие до нас пьесы.
Не испытывая призвания к церковной карьере, Расин все же в 1661 перебрался к дяде, священнику южного городка Юзе, в надежде принять от церкви бенефицию, которая позволила бы ему всецело посвятить себя литературному труду.
Однако церковь отказала Расину, и в 1662 году он возвращается в Париж. Круг его литературных знакомств расширялся, перед ним открылись двери придворных салонов. Считается, что первые его пьесы, дошедшие до нас, «Фиваида, или Братья-враги» и «Александр Великий», были написаны по совету Мольера, поставившего их соответственно в 1664 и 1665 годах.
В последующие два года Расин приобрел связи при королевском дворе, что открыло ему путь к личной дружбе с королём Людовиком XIV.
Будучи наследником классической традиции, Расин брал темы в истории и античной мифологии. Характерные для творчества Расина строгость и изящество формы, красота и поэтическое совершенство стиха, простота драматургической фабулы и правда характеров сделали его одним из любимых национальных поэтов Франции.
В конце 18 - начале 19 веков на русский язык было переведено большинство трагедий Расина. Роль Федры стала одной из коронных ролей Е.С. Семеновой. Высоко оценили трагедии Расина А.С. Пушкин и А.И. Герцен. В 1921 в новом переводе В.Я. Брюсова «Федра» была поставлена московским Камерным театром с А.Г. Коонен в главной роли.
Скончался Жан Батист Расин 21 апреля 1699 года.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_21_декабря #Р__
http://lib.ru/INOOLD/RASIN/
21 декабря
В 1815 году родился Тома КУТЮР (в Санлисе), французский художник-академист.
В начале 1840-х годов пользовался большой популярностью благодаря своей элегантной манере письма, характерной чертой классической французской школы, и с которым связано утончённое чувство цвета и полёт творческой фантазии, называемый многими французским Веронезе.
* * * * *
Обучался у знаменитого французского художника Антуана-Жана Гро, а затем еще год посещал мастерскую Поля Делароша. Однако впоследствии Кутюр отказался от прямого следования академической традиции, выбрав собственный творческий путь.
Уже ранним работам мастера присущ насыщенный колорит и свободная манера письма, которые свидетельствуют о влиянии живописи Э. Делакруа и французских романтиков. Произведения Кутюра вдохновляли современных критиков, считавших, что этот художник может способствовать обновлению салонного искусства.
Широкую известность получила его картина «Римляне времен упадка» (1847, Париж, Музей Орсе), на примере которой можно видеть, какую эволюцию претерпел классицизм от эпохи Давида, когда герои античности служили идеалом нравственности и гражданственности, до изображения Рима, погрязшего в удовольствиях и роскоши. Античность обретала черты занимательности.
Несмотря на то, что мастер неоднократно исполнял государственные заказы, наиболее удачными считаются произведения, созданные для частных владельцев, в первую очередь серия картин на сюжеты из итальянской комедии дель арте.
Кутюр работал также над монументальными росписями. Писал портреты (Альфред Брийа, 1850, Монпелье, Музей Фабра). Наиболее интересны его небольшие этюды («Сумасшедший», Руан, Музей изящных искусств и керамики). Здесь, в отличие от больших полотен, выполненных в сухой академической манере, он более живописен и искренен.
В 1847 году художник открыл собственную студию и быстро приобрел известность как талантливый педагог.
Творческий метод Кутюра, равноудаленный и от академической традиции, и от приемов романтизма, оказал огромное влияние на живописцев нового поколения. Из его мастерской вышло немало знаменитых художников, в том числе Э. Мане, П. Пюви де Шаванн, У.М. Хант и Д. Ла Фарж.
Скончался Тома Кутюр 30 марта 1879 года в Вилье-ле-Беле.
* * * * *
Хотя художник одно время и был учителем Эдуарда Мане, однако в результате конфликта последнего с Кутюром (и академизмом в целом) Мане бросил учителя и стал одним из основоположников нового течения – импрессионизма.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_21_декабря #К__
21 декабря
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ БАСКЕТБОЛА
В этот день 1891 года состоялся первый в истории баскетбольный матч, который проходил в зале учебного центра Христианской молодежной ассоциации в Спрингфилде (штат Массачусетс, США). Игра была придумана учителем физкультуры Джеймсом Нейсмитом, который написал и правила игры из 13 пунктов. Большинство из них действуют и по сей день.
Перед матчем Нейсмит попросил сторожа принести две пустые коробки, чтобы учащиеся, тренируясь в меткости, смогли бросать в них мячи. Однако не найдя коробок, сторож принес корзинки из-под персиков. Их прикрепили на разных сторонах балкона, опоясывающего зал на высоте 3 метра 5 сантиметров. В первой игре приняли участие две команды по 9 человек.
Постепенно популярность новой игры стала набирать обороты. В 1893 году корзины заменили железными кольцами с сеткой. В 1894 году в США были изданы первые официальные правила баскетбола. В 1895 году установили щиты и провели первые официальные соревнования по этому виду спорта. В 1897 году состав команды ограничили пятью игроками.
В 1920-е годы начинают активно создаваться национальные федерации баскетбола, проводятся первые международные встречи. В 1919 году состоялся баскетбольный турнир между армейскими командами США, Италии и Франции.
В 1923 году во Франции проводится первый международный женский турнир. Участие в нем приняли команды трех стран: Англии, Италии и США.
В 1932 году в Женеве была создана Международная Федерация баскетбольных ассоциаций.
Баскетбол входит в программу Олимпийских игр с 1936 года. Изобретатель игры Джеймс Нейсмит был там в качестве гостя.
Регулярные чемпионаты мира по баскетболу среди мужчин проводятся с 1950 года, среди женщин – с 1953 года, а чемпионаты Европы – с 1935 года.
В Европе проводятся международные клубные соревнования: Евролига ULEB, Кубок Европы УЛЕБ, Кубок Вызова.
Наибольшего развития игра достигла в США: чемпионат Национальной баскетбольной ассоциации (НБА) более 50 лет является сильнейшим национальным клубным турниром в мире.
Баскетбол и поныне остается одной из популярнейших спортивных игр.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_21_декабря
21 декабря
В 1401 году родился Томмазо ди сер Джованни ди ГВИДИ /прозвище – МАЗАЧЧО/ (в местечке Сан-Джованни-Вальдарно, Тоскана), знаменитый итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения, крупнейший мастер флорентийской школы, реформатор живописи эпохи кватроченто.
Его творчество оказало глубокое влияние на развитие не только ренессансной, но и всей европейской живописи в целом. Работы Мазаччо изучали многие поколения художников, среди которых были Рафаэль и Микеланджело.
Короткая, но необычайно богатая творческими открытиями жизнь выдающегося мастера приняла в Европе почти легендарный вид, и нашла отклик в произведениях искусства. О нём вышло большое количество книг и журнальных статей на многих языках мира.
* * * * *
Творчеством Мазаччо открывается XV век, который был веком наивысшего расцвета флорентийского искусства. Свое прозвище «Мазаччо» (с итальянского – мазила) получил за беспечность и рассеянность.
Совсем молодым он переехал во Флоренцию, где учился в одной из мастерских. В цех врачей и аптекарей, к которому были приписаны также живописцы, Мазаччо вступил 7 января 1422 года. Еще через 2 года его приняли в товарищество живописцев Св. Луки.
Самое раннее из сохранившегося творческого наследия Мазаччо – картина, написанная около 1424 года для церкви Сант Амброджо, «Мадонна с младенцем и со св. Анной». Уже здесь он смело ставит те проблемы (композиция, перспектива, моделировка и пропорции человеческого тела), над решением которых будут работать художники на протяжении всего XV столетия.
19 февраля 1426 года в Пизе Мазаччо приступил к созданию за невысокую оплату большого алтарного полиптиха для капеллы в церкви пизанского монастыря Санта Мария дель Кармине. Его части ныне рассеяны по музеям и собраниям разных стран мира.
Основным трудом всей жизни художника стали росписи капеллы Бранкаччи. В церкви Санта Мария дель Кармине в 1424 году Мазолино начал роспись капеллы, расположенной в правой части трансепта. Затем работу продолжал Мазаччо, закончил Филиппино Липпи.
К бесспорным шедеврам Мазаччо принадлежит «Изгнание из рая», а также «Св. Петр, исцеляющий больных своей тенью» и «Св. Петр и св. Иоанн, раздающие милостыню» – фрески из капеллы Бранкаччи. Их будут изучать и на них учиться Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело.
В 1428 году, не завершив роспись капеллы Бранкаччи, художник уезжает в Рим. Вероятно, его призвал Мазолино, которому понадобился помощник для выполнения больших заказов. Обратно Мазаччо не вернулся.
Скончался Томмазо ди сер Джованни ди Гвиди (Мазаччо) осенью 1428 года в Риме.
Внезапная смерть художника в столь молодом возрасте, ему было 28 лет, вызвала толки о том, что он был отравлен из зависти. Эту версию разделял и Вазари, но никаких доказательств этого нет. Как нет точной даты смерти Мазаччо.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_21_декабря #Г__ #М__
21 декабря
В 1773 году родился Роберт БРОУН (в Монтрозе), британский /шотландский/ ботаник конца XVIII – первой половины XIX века, морфолог и систематик растений, первооткрыватель «броуновского движения». Член Лондонского королевского общества.
Обучался в Абердине, в Эдинбургском университете в 1789-95 годах изучал медицину и ботанику.
В 1795 году поступил фенрихом (прапорщиком) и помощником хирурга в Северный полк шотландской милиции, с которым находился в Ирландии. Здесь он собирал местные растения и встретил ботаника сэра Джозефа Банкса, по рекомендации которого он был назначен ботаником в экспедиции, отправленной в 1801 году для исследования берегов Австралии. Вместе с художником Ф. Бауэром он посетил некоторые части Австралии, затем Тасманию и острова Бассова пролива. Более всего его интересовали флора и фауна этих стран.
В 1805 году Броун возвратился в Англию, привезя с собой около 4 тыс. видов австралийских растений, множество птиц и минералов для коллекции Банкса, а последний, в свою очередь, потратил несколько лет на разработку этого богатого материала, какого ещё никто никогда не привозил из дальних стран.
Ставший библиотекарем дорогого собрания естественноисторических сочинений сэра Банкса, Роберт Броун издал в 1810 году «Prodromus florae Novae Hollandiae», которую Окэн отпечатал в «Isis» (Лондон), a Неес фон Эзенбек в 1827 году издал с прибавлениями в Нюрнберге. Эта образцовая работа дала новое направление географии растений (фитогеографии).
Позже Броун обнародовал ещё «Supplementum primum florae Novae Hollandiae» (Лондон, 1830), материалом для которого послужили гербарии, собранные новейшими исследователями.
Он составлял также отделы ботаники в донесениях Росса, Парри и Клаппертона, путешественников по полярным странам, помогал хирургу Ричардсону, собравшему много интересного во время путешествия с Франклином. Постепенно описал гербарии, собранные Горсфильдом на Яве в 1802-15 годах, Оудни и Клаппертоном в Центральной Африке, Кристианом Смитом, спутником Такки – во время экспедиции по течению Конго.
В период 1810-20 годов Роберт Броун заведовал Линнеевской библиотекой и обширными коллекциями своего покровителя Банкса, президента Лондонского королевского общества. В 1820 году Броун стал библиотекарем и хранителем ботанического отделения Британского музея, куда после смерти Банкса были переданы коллекции последнего. Благодаря этим собраниям и библиотеке, и той массе растений разных стран, какой он всегда был окружён, Броун был лучшим знатоком растений.
Естественная система многим ему обязана: Броун стремился к возможно большей простоте, как в классификации, так и в терминологии, избегал всяких ненужных нововведений; очень многое сделал для исправления определений старых и установления новых семейств. В своей классификации высших растений он разделил покрытосеменные и голосеменные растения.
Он работал также и в области физиологии растений: исследовал развитие пыльника и движение плазматических телец в нём. В 1827 году Броун открыл движение пыльцевых зёрен в жидкости (позднее названное его именем – «броуновское движение»). Исследуя пыльцу под микроскопом, он установил, что в растительном соке плавающие пыльцевые зёрна двигаются совершенно хаотически и зигзагообразно во все стороны.
Роберт Броун первым определил ядро в растительной клетке и опубликовал эти сведения в 1831 году («Vermischten botan. Schriften», 4 и 5 тома).
Его заслуги в ботанике были очевидны, и в 1849 году он стал президентом Линнеевского общества в Лондоне, где служил науке до 1853 года.
Скончался Роберт Броун 10 июня 1858 года в Лондоне.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_21_декабря #Б__