21 октября
1581 года родился ДОМЕНИКИНО /имя при рождении – Доменико Цампьери/ (в Болонье), итальянский художник болонской школы, наставник Пуссена и Лоррена, предшественник классицизма.
* * * * *
Выходец из семьи башмачника, он учился у Дениса Калверта, затем обучался в Академии братьев Карраччи. В 1602 году приехал в Рим вместе с Аннибале Карраччи и помогал ему в росписи палаццо Фарнезе, писал фрески в церкви Сант-Онофрио. В Риме Доменикино прожил около 30 лет.
Работал вместе с Гвидо Рени в церкви Святого Григория Великого. Увидев там его фреску «Бичевание Святого Андрея», влиятельнейший Аннибале Карраччи признал, что учится теперь у его искусства.
Затем Доменикино расписывал церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези (цикл «Жизнь Святой Цецилии»), Санта-Мария-ин-Трастевере и другие римские церкви, а также виллу Альдобрандини во Фраскати. С 1630 года расписывал сокровищницу в Соборе св. Януария (цикл «Жизнь Святого Януария» и др.).
До середины XIX века Доменикино рассматривался ценителями изящного как один из величайших художников в европейской истории, подлинный наследник Рафаэля. О лёгкости его кисти слагали стихи, монархи ссорились за приобретение его картин.
Драматическую дилогию «Доменикино» (1838) написал русский поэт и драматург Нестор Кукольник. Единственная в XX веке выставка его произведений состоялась в 1996 году в палаццо Венеция.
Одно из лучших произведений Доменикино – картина «Последнее причастие св. Иеронима» (1614, Ватикан).
Никола Пуссен восхищался живописью Доменикино: классическая ясность его пейзажей во многом предвосхищает достижения мастеров французской школы.
Скончался Доменикино 15 апреля 1641 года в Неаполе.
21 октября
В 1874 году родился Чарльз Роберт НАЙТ (в Бруклине), американский художник и иллюстратор, известный тем, что реконструировал внешний вид доисторических животных, в частности, динозавров.
Его работы публикуются во многих изданиях по палеонтологии. В своём мультфильме «Фантазия» Уолт Дисней делает отсылки к его работам.
* * * * *
Он с детства интересовался природой и животными. Найт потратил немало времени, копируя иллюстрации из книг по естественной истории, принадлежавших отцу. Ограниченный в зрении, он смог заниматься написанием картин благодаря специальным очкам, а в 12 лет записался в школу искусств при Метрополитен-музее, чтобы обучаться по специальности «коммерческий художник». В 1890 году его наняла компания по украшению церквей для проектирования витража, после чего он стал работать иллюстратором-фрилансером, специализирующимся в сценах природы для книг и журналов.
В своё свободное время Найт начал посещать Американский музей естественной истории в Нью-Йорке, где привлёк внимание Джейкоба Уортмена, который попросил его нарисовать реконструкцию доисторических свиней, кости которых были там выставлены. Хотя многочисленные художники того времени неохотно брались за реконструкции, Найт использовал свои знания анатомии современных свиней, чтобы создать по возможности реалистические изображения, а при отсутствии данных использовал воображение. Уортмен с энтузиазмом принял конечный результат, и музей вскоре заказал Найту создать серию акварелей, чтобы украсить ими зал ископаемых.
Рисунки приобрели популярность у посетителей, и Найт продолжил сотрудничество с музеем. До 1930 года он изготовил немало изображений, которые стали одними из наиболее известных в мире изображений доисторических животных и людей.
Одной из наиболее известных его работ является реконструкция под названием «Прыгающий дриптозавр» – одно из редких изображений динозавров в момент совершения активных действий, что было необычно до 1960-х годов. Среди других его работ, представленных в американских музеях – изображения таких животных, какагатаум, аллозавр, бронтозавр, смилодон и шерстистый мамонт, которые также были опубликованы в многочисленных книгах и копировались подражателями.
Американские музеи естественной истории начали заказывать Найту картины для своих экспозиций ископаемых останков. Для Филдовского музея он создал одну из своих самых знаменитых реконструкций, изображавшую тираннозавра, нападающего на трицератопса. Эта картина оказала влияние на многих других иллюстраторов и сделала эти два вида динозавров популярными персонажами литературы, комиксов и киноискусства.
Помимо картин и настенных росписей для музеев и зоопарков, художник иллюстрировал книги и журналы, выступал перед публикой, рассказывая о доисторической жизни.
В конце жизни он занялся воспитанием внуков.
Скончался Чарльз Роберт НАЙТ 15 апреля 1953 года в Манхэттене.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_21_октября #Н__
21 октября
В 1811 году родился Франсуа Жоффруа РУ (в Марселе), французский художник-маринист, акварелист и рисовальщик, из известной марсельской династии художников Ру.
Изображал главным образом морские корабли.
* * * * *
Франция подарила миру целую семью художников-маринистов Ру. Среди них выделяется последний представитель семьи, Франсуа Жоффруа Ру.
Начиная с 19 октября 1875 года, он занимал почетную должность официального художника французского флота.
Семья Ру происходила из Марселя, портового города на юге Франции, и любовь к морю была естественна для художников.
Скончался Франсуа Жоффруа РУ в 1882 году в Марселе.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_21_октября #Р__
21 октября
1864 года родился барон Эжен ЛАРМАНС (в Моланбеке-Сен-Жан, ныне территория Брюсселя), бельгийский художник, иллюстратор и график, один из виднейших художников-демократов рубежа XIX-XX веков. Член Королевской академии наук, письма и изящных искусств Бельгии (1922).
Его картины нередко носят трагический характер, им свойственны символичная обобщенность, выразительность лаконичных силуэтов и слитных целостных форм, резкие сочетания цветовых пятен. Черты пессимизма и стилизации сближают творчество художника с символизмом и стилем «Модерн».
* * * * *
В 11-летнем возрасте Эжен заболел менингитом, из-за которого оглох и стал почти немым, это привело к решению стать художником. Ларманс учился в Королевской Академии изящных искусств в Брюсселе.
В 1894 году он начал выставляться на брюссельских Салонах. Через два года проиллюстрировал роман Георгеса Еэхуда «Новый Карфаген», и вдохновленный сюжетом книги создал триптих («Эмигранты»), который сам считал своим лучшим произведением.
Основная тема работ Ларманса – изображение бельгийской деревни и рабочих окраин, их обитателей («Эмигранты», «Нищие», «Слепой», «Больной ребенок» и др.), увлекался гравюрой – техникой офорта и мягкого лака, стал одним из основателей издававшихся в Бельгии начала XX века художественных журналов.
На многих картинах художника лежит печать трагической подавленности. Конечно, во многом это объясняется драматическими обстоятельствами жизни самого мастера – потеря слуха и речи.
В 1924 году стало ухудшаться и зрение Ларманса. После лечения у офтальмолога, управлявшего клиникой в Мюнхене, зрение на время восстановилось, но художник был вынужден оставить живопись.
В 1927 году за его заслуги король Альберт возвёл мастера во дворянство. Вскоре после этого художник полностью ослеп и стал затворником.
Скончался Эжен ЛАРМАНС 22 февраля 1940 года в Брюсселе.
21 октября
В 1947 году родился Риккардо ФОЛЬИ (в Понтедере, регион Тоскана, провинция Пиза), популярный итальянский певец, победитель основного конкурса фестиваля Сан-Ремо (1982).
* * * * *
Сын крестьян, он едва окончил среднюю школу, став слесарем в 16 лет – обучился на металломеханика. Старшие коллеги ценили его, и в семье все были уверены, что Риккардо будет продолжать идти этой дорогой. Однако у него была огромная страсть к музыке и действительно красивый голос. В 1960-е годы Фольи вместе с миллионами других людей стал горячим поклонником «Битлз».
Увлечение знаменитой ливерпульской четверкой, в конечном счете, и определило его желание стать музыкантом. В 17 лет он оставил заводские стены и устремился в «большие города», чтобы претворить свою мечту в жизнь.
В 1964 году Фольи присоединяется к группе «Slenders». Двумя годами позже он становится вокалистом группы «Pooh», игравшей лёгкий рок. В 1973 году Риккардо начинает сольную карьеру, при этом его отношения с членами группы остаются прекрасными; впоследствии они не раз выступали на сцене вместе. Одна из самых удачных их совместных песен — «Дни, когда мы пели вместе».
Первый свой сольный альбом Риккардо Фольи выпустил в 1973 году.
Лучшими в карьере певца по праву считаются 1980-е годы. В этот период его песни стали более философскими и вдумчивыми по содержанию, напряжёнными, пронзительными по исполнению. Голос Риккардо полюбился множеству людей в Италии и за её пределами.
В 1981 году вышла знаменитая песня «Malinconia» («Грусть»), исполненная на фестивале лёгкой музыки в Венеции (выступление Фольи было включено в передачу «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады», положив начало популярности певца в СССР).
В 1982 году Риккардо Фольи во второй раз участвует в фестивале в Сан-Ремо, с песней «Storie di tutti i giorni» («Повседневные истории»), восторженно принятой публикой. После триумфальной победы эта песня врывается в итальянский хит-парад и держится 4 недели на первом месте, став «визитной карточкой» певца. В следующем году он представлял Италию в конкурсе «Евровидение» с песней «Для Лючии».
В июле 1985 года Риккардо Фольи впервые приехал в СССР, где с большим успехом выступил в Москве, Ленинграде, Киеве. Советским телевидением снят видеофильм «Рассказ о нескольких днях», посвящённый гастролям певца.
В 1985, 1989 и 1990 годах Фольи с большим успехом выступал в Сан-Ремо, каждый раз занимая 4-е место. В 1988 году он второй раз приезжает в СССР. С тех пор у него в СССР, а затем в России появилось множество поклонников. Певец постоянно участвует в таких концертах, как «Сан-Ремо в Кремле» и «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады по-русски», Дискотеке Авторадио, выступает с многочисленными гастролями во многих городах России.
В 2015 году Риккардо Фольи вернулся в группу «Pooh» в честь её 50-летия.
Все события или #Ваш_День_Рождения_21_октября #Ф__
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_21_октября #Ф__
21 октября
1903 года родился Михаил Васильевич КУПРИЯНОВ (в городке Тетюши, Казанская губерния), русский советский художник-живописец, график и карикатурист, участник творческого коллектива «Кукрыниксы». Народный художник СССР. Герой Социалистического Труда. Действительный член Академии художеств СССР. Лауреат семи Государственных премий.
* * * * *
Рано увлёкся живописью. Уже в 1919 году участвовал в выставке самодеятельных художников и получил первую премию за акварельный пейзаж. Затем 2 года учился в Центральных художественных учебных мастерских в Ташкенте.
В период 1921-1929 годов обучался в Москве на графическом факультете Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) у Н.Н. Купреянова и П.В. Митурича.
Михаил Куприянова вместе с П.Н. Крыловым и Н.А. Соколовым в 1925 году создаёт творческую группу трех художников под псевдонимом «КУКРЫНИКСы» (образован от – КУприянов, КРЫлов, НИКолай Соколов), которая получила всенародную известность и просуществовала до 1991 года. В составе Кукрыниксов он получил мировую известность.
Состоялся Куприянов и как индивидуальный мастер. За многолетний творческий период выполнил многочисленные живописные и графические работы, шаржи, неоднократно экспонировавшиеся на всесоюзных и зарубежных художественных выставках.
В 1929 году создал костюмы и декорации для феерической комедии В. Маяковского «Клоп» в театре Мейерхольда.
Среди многочисленных работ Куприянова можно отметить создание иллюстраций к произведениям М. Горького, Д. Бедного, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.В. Гоголя, Н.С. Лескова, М. Сервантеса, М.А. Шолохова, И.А. Ильфа и Е.П. Петрова, карикатур для газеты «Правда», журнала «Крокодил», шаржей на деятелей искусств, изданных отдельными книгами.
Во время Великой Отечественной войны Кукрыниксы работали над созданием антивоенных карикатур, плакатов и листовок, опубликованных в газете «Правда» и в «Окнах ТАСС». В 1945 году Кукрыниксов аккредитовали в качестве журналистов на Нюрнбергском процессе, где они выполнили серию натурных зарисовок. В период 1942-1948 годов созданы картины «Таня» и «Бегство фашистов из Новгорода».
Начиная с 1925 года и до конца жизни, несмотря на участие в творческой группе, художник много занимался индивидуальной творческой деятельностью.
Скончался Михаил Васильевич КУПРИЯНОВ 11 ноября 1991 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
21 октября
В 1790 году родился Альфонс Мари Луи де ЛАМАРТИН (в Маконе), знаменитый французский поэт эпохи романтизма, писатель и политический деятель.
Его талант во многих отношениях не уступает В. Гюго, но по своему артистическому темпераменту Ламартин – не глава школы; это отличает его от Гюго и определяет его положение относительно романтизма. Он стоял вне литературных распрей своего времени, не имел литературного самолюбия и сам называл себя дилетантом.
Темой его поэзии стала «загадочность человеческой судьбы»; её главное содержание – «грустно созерцательное настроение, уединение лесов, беспредельность горизонта, звездное небо, вечность и бесконечность, таящиеся в душе христианина».
Ламартин внес глубокое христианское настроение в поэзию; он, в котором вера, вводит в религию дело природного инстинкта и воспитания, воспевает любовь, очищенную и одухотворенную скорбью и близостью надвигающейся или уже наступившей смерти.
* * * * *
Его родители были обедневшими дворянами и, будучи убежденными роялистами и католиками, постарались передать свои взгляды сыну. Детство и юношеские годы Ламартин провёл в обществе матери и пяти сестер; что, вместе с рано развившейся любовью к природе, породило в нём особую мягкость характера и склонность к сентиментальной мечтательности.
С детства его любимым чтением было Евангелие, а из французских поэтов – Расин. Первым воспитателем Ламартина стал аббат Дюмон, затем – отцы-иезуиты из коллежа в Беллэ.
Вернувшись на родину, он изучал классиков, восхищался Руссо и Бернардом де-Сен-Пьером и с увлечением воспринимал новые литературные веяния. Его юношеские увлечения составляют сюжет многочисленных поэм, где переданы истинные эпизоды из жизни поэта, лишь слегка прикрашенные вымыслом.
Особенную роль в жизни Ламартина играла любовь к молодой женщине, воспетой им под именем Эльвиры; она рано умерла, и грустные мечты об утраченном счастье наложили на его поэзию печать меланхолии и заставили искать утешения в Боге.
Подобно своим родителям Ламартин чтил религию, проклинал революцию и ненавидел Наполеона; с первых дней Реставрации он верно служил Бурбонам – сначала в личной гвардии Людовика XVIII, позже – на дипломатическом поприще.
Дипломатическая карьера Ламартина развивалась вполне успешно – довольно быстро прошел путь от секретаря посольства до чрезвычайного и полномочного посланника. После окончательного поражения Бонапарта он предпочел уйти в отставку.
Что же касается литературной карьеры Ламартина, то она была просто ослепительна и живо напоминала фейерверк.
В 1820 году он опубликовал свою первую книгу стихов – «Поэтические раздумья», а 3 года спустя – «Новые раздумья». Обе книги имели невероятный успех и сразу сделали автора одним из знаменитейших поэтов Европы.
Ламартин оказался, сам того не зная, первым французским поэтом XIX века, возродившим лирический жанр. Его стихотворения представляли собой богатейшую коллекцию человеческих чувств и переживаний. В этом и заключался секрет шумного успеха «Поэтических раздумий».
Писать же он не переставал никогда. Ему принадлежат поэмы «Жоселен» и «Падение ангела», автобиографические романы «Рафаэль» и «Грациелла», книги воспоминаний, труды по истории и литературе.
В период 1856-69 годов Ламартин работает над «Общедоступным курсом литературы» (разделы его печатались ежемесячно и высылались по подписке), и для которого, помимо критических статей и эссе, был написан один из его шедевров – поэма «Виноградник и дом» (1857). Был там и отзыв – весьма пренебрежительный – о русской литературе. Личная жизнь поэта найдет отражение в общей грустной тональности его лирических стихотворений.
В 1825 году деятельность Ламартина как дипломата была отмечена орденом Почетного легиона, а в 1829 году он как поэт был избран в члены Французской академии.
Скончался Альфонс Мари Луи де Ламартин 28 февраля 1869 года в Париже.
В России стихи Ламартина переводили Ф.И. Тютчев, А.И. Полежаев, А.А. Фет, П.А. Козлов, В.Я. Брюсов, Б.К. Лившиц.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_21_октября #Л__
21 октября
В 1833 году родился Альфред Бернхард НОБЕЛЬ (в Стокгольме), шведский химик, инженер, изобретатель динамита.
Завещал своё огромное состояние на учреждение Нобелевской премии. 27 ноября 1895 года в Шведско-норвежском клубе в Париже он подписал завещание, согласно которому большая часть его состояния должна была пойти на учреждение премии, присуждаемой вне зависимости от национальности. Фонд премии составил 31 млн. крон (около 100 млн. долларов).
В честь Нобеля назван синтезированный химический элемент – «нобелий».
Имя изобретателя носят Нобелевский физико-химический институт в Стокгольме и университет в Днепропетровске.
* * * * *
Семья Нобеля переехала в Санкт-Петербург в 1842 году, где отец начал работы по разработке торпед. После семилетнего их пребывания в России, отец по рекомендации русского химика Н.Н. Зинина отправил Альфреда на обучение в Европу и Америку. Он посетил Данию, Германию, Италию, Францию и затем Америку.
Вернувшись в Петербург, Альфред Нобель занялся ведением дел семейных фабрик, исполнявших военные заказы для русской армии. Дальнейшему процветанию компании Нобеля способствовала начавшаяся в 1853 году Крымская война. В 1859 году Альфред, после банкротства семейного дела, вынужден был с отцом вернуться в Швецию, где посвятил себя изучению взрывчатых веществ.
В 1867 году он открыл, что нитроглицерин в составе инертной субстанции, такой, как диатомовая земля (кизельгур), становится безопаснее и удобнее для использования. Эту смесь Нобель запатентовал под названием «динамит» – патент на него получил в 1868 году.
Ознакомившись с опытами русских химиков Н. Зинина и В. Петрушевского, Альфред Нобель изобрел практичный детонатор, который позволил использовать порох для взрыва нитроглицерина. Эта новинка стала стимулирующим звеном в становлении репутации молодого ученого. Но успешное изобретение обращается трагедией. Его стокгольмская лаборатория взлетает на воздух. Мощный взрыв уносит 8 жизней, погибают его младший 20-летний брат Эмиль и близкий друг, химик Хетцман.
Альфред Нобель один из тех, кого превратности судьбы только закаляют. Он никогда не мирился с поражением и считал, что, не испытав бедствий, не познаешь и радостей.
Новое взрывчатое вещество позволило осуществить грандиозные проекты: прокладку Альпийского туннеля и Коринфского канала, удаление подводных скал в Ист-Ривер (Нью-йорк), расчистка русла Дуная...
Динамит стал применяться и на Бакинских промыслах, где хозяйничали «русские Рокфеллеры» – Альфред и его старший брат. В последнее десятилетие своей жизни Нобель был владельцем 93 заводов, обладателем 350 патентов на изобретения, его предприятия превратились в мировую сеть корпораций и синдикатов.
От производства динамита, других взрывчатых веществ и от разработок нефтяных полей Баку (Товарищество «Бранобель»), в которых он и его братья Людвиг и Роберт играли весомую роль, Альфред Нобель накопил значительное состояние.
Когда о нём стали писать «миллионер на крови», «торговец взрывчатой смертью», «динамитный король», он, чтобы не остаться в памяти человечества «злодеем мирового масштаба», решил поступить так: присутствуя в 1889 году на Всемирном конгрессе мира, завещал своё огромное состояние на учреждение Нобелевской премии.
Считается, что событием, которое подтолкнуло Нобеля к решению оставить после своей смерти некое более ценное наследие, стала ошибочная публикация 13 апреля 1888 года некролога по Нобелю (газетчики перепутали изобретателя с его старшим братом Людвигом, умершим накануне в Каннах) в одной из французских газет с порицанием изобретения им динамита.
Скончался Альфред Бернхард Нобель 10 декабря 1896 года на своей вилле в Сан-Ремо (Италия), похоронен в Стокгольме (Швеция).
* * * * *
На протяжении всей жизни Нобель исповедовал пацифистские идеи.
Как и некоторые другие изобретатели (в частности, создатель первого пулемета Ричард Гатлинг), он считал, что если у противников появится оружие, с помощью которого они смогут моментально уничтожить друг друга, то они поймут, что ничего не выиграют от войны и прекратят конфликт.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_21_октября #Н__
21 октября
В 1896 году родился Евгений Львович ШВАРЦ (в Казани), советский писатель, драматург, автор более 20 пьес для драматического театра и театра кукол, а также сценариев к 11 игровым кинофильмам и одному мультфильму.
По его сценариям поставлены фильмы «Первоклассница», «Золушка», «Дон-Кихот», «Убить дракона», «Обыкновенное чудо», «Тень». В них снимались актеры Эраст Гарин, Янина Жеймо, Фаина Раневская, Николай Черкасов, Юрий Толубеев, Евгений Леонов, Олег Янковский, Александр Абдулов и многие другие…
* * * * *
После окончания гимназии Евгений в 1914 году поступил на юридический факультет Московского народного университета. В студенческие годы продолжал, как и в гимназии, увлекаться театром и сочинять шуточные стихи. Проучившись в университете 2 года, он решительно отказался от профессии юриста, посвятив жизнь театральному искусству и литературе.
Весной 1917 года был призван в армию. Сначала находился в запасном батальоне в Царицыне, откуда его должны были перевести в числе других новопризванных студентов в военное училище в Москву. С августа 1917 года юнкер в Москве, а в октябре был произведён в прапорщики. После Октябрьской революции в ходе боевых действий получил контузию, последствия которой – тремор рук – ощущал всю оставшуюся жизнь.
События, происходящие в стране, заставляют будущего писателя изменить свои планы. Демобилизовавшись, он поступил в университет в Ростове-на-Дону, где начал работать в «Театральной мастерской».
Помимо театра, Шварц работал фельетонистом в провинциальной газете «Всесоюзная кочегарка», где судьба его свела с Николаем Олейниковым, ставшим впоследствии близким другом и соавтором (там в 1923 году, по инициативе Михаила Слонимского, Евгений с Николаем выпустили первый номер журнала «Забой» – ныне «Донбасс», – который стал генератором развития литературного движения Донбасса).
В дальнейшем он вместе с ростовской театральной труппой переезжает в Петроград, но расстается со сценой. Некоторое время работал секретарём у Корнея Чуковского, начал публиковать свои фельетоны.
В 1924 году Шварц становится постоянным сотрудником детского отдела Госиздата (под руководством С.Я. Маршака), тогда же сблизился с представителями литературного объединения ОБЭРИУ. Активно участвовал в создании популярных детских журналов «Ёж» и «Чиж». Первая его книга для детей – «Рассказ Старой балалайки», затем последовали «Приключения Шуры и Маруси», «Чужая девочка», «Первоклассница».
В 1929-30 годах Евгений Шварц пишет первые пьесы для Ленинградского ТЮЗа: «Ундервуд», «Клад». Используя сюжеты народных сказок и сказок Андерсена, он создавал свои оригинальные пьесы с живыми сценичными характерами: «Голый король» (1934), «Красная шапочка» (1937), затем – «Снежная королева», «Тень».
Большую роль в драматургическом творчестве Шварца играло тесное сотрудничество с театром Комедии и его руководителем Николаем Акимовым.
Начало Великой Отечественной войны драматург «отмечает» пьесой «Под липами Берлина», написанной совместно с Михаилом Зощенко. В тяжелые для страны годы Шварц создал несколько лирических пьес: «Одна ночь» (1942, о защитниках блокадного Ленинграда), «Далекий край» (1942, об эвакуированных детях).
После войны общественное положение писателя было нелегким. Об этом свидетельствует Автобиография, написанная им в 1949 году и изданная в 1982 году в Париже. При жизни Сталина его пьесы не ставились. За возвращение их на сцену выступила в 1954 году Ольга Берггольц, назвав Евгения Шварца на съезде писателей самобытным, своеобразным и гуманным талантом.
Скончался Евгений Львович Шварц 15 января 1958 года в Ленинграде, похоронен на Богословском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_21_октября #Ш__