22 октября
1811 года родился Ференц /Франц/ ЛИСТ (в Райдинге, Австрийская империя; позднее Венгрия), венгерский композитор, пианист-виртуоз, педагог, дирижёр, публицист, один из крупнейших представителей музыкального романтизма. Основоположник Веймарской школы в музыке.
Он был одним из величайших пианистов XIX века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, Лист был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности. До сих пор его виртуозность остаётся ориентиром для современных пианистов, а произведения – вершинами фортепианной виртуозности.
* * * * *
Свои первые уроки игры на фортепьяно мальчик получал от отца Адама Листа, который был музыкантом-любителем. Маленький Франц рано проявил исключительный музыкальный талант, что делало его известным в среде пианистов.
В это время Лист объезжает самые важные столицы Европы и знакомится с самыми знаменитыми композиторами и пианистами. Его первой станцией была Вена, где он изучал композицию у А. Залири и фортепиано у К. Кцерни, ученика Бетховена.
Затем следовала, также в Вене, череда первых успешных концертов. Далее Лист давал концерты в Лондоне и Париже (1823). Во французской столице он изучал знаменитых современных музыкантов и композиторов: Дж. Россини, Ф. Шопена, Г. Берлиоза и Н. Паганини, углублял свои музыкальные познания, обучался искусству контрапункта и совершенствовал свои композиторские способности.
Еще до 1848 года Ференц Лист сделал беспрецедентную карьеру пианиста, которая позволяла путешествовать ему с концертным турне по всей Европе, в том числе и в Россию. В Санкт-Петербурге его слушали выдающиеся деятели русской музыки – В. Стасов, А. Серов, М. Глинка. Будучи в Киеве он познакомился со своей второй большой любовью, княгиней Каролиной Сайн-Витгенштейн, затем Лист поехал в Германию, где был назначен великогерцогским придворным капельмейстером в Веймаре.
Там он трудился, прежде всего, над постановкой современных композиций, как например, произведения Берлиоза, Шумана и Вагнера. Долгие годы Лист был пропагандистом музыкального искусства этих композиторов.
Кроме того, некоторые из его самых знаменитых произведений возникли в Веймаре, такие как Симфонические поэмы, фортепьянный концерт ля-мажор, соната для фортепиано си-минор, «Данте» и «Мефисто-вальс»(на сюжет «Фауста» Гёте), а также «Венгерские рапсодии» и др. Кроме того Лист был мозговым центром круга музыкантов, мир идей которого формировался в северогерманской школе («Общественно-музыкальный союз» / «Новый музыкальный журнал»).
В 1858 году он заканчивает свои занятия как придворный капельмейстер и уезжает к своей спутнице жизни княгине Сайн-Витгенштейн в Рим, в бракосочетании с которой ему было отказано по церковно-правовым причинам.
После 1869 года Ференц Лист периодически жил и в Веймаре, и в Будапеште, где он в 1875 году был президентом только что основанной консерватории. Много времени и сил отдаёт композитор созданию венгерской музыкальной культуры.
Новаторство Листа в области музыкальной формы и гармонии, новое звучание фортепиано и инструментов симфонического оркестра было поддержано ведущими композиторами его времени. Вобрав в себя культуру Германии и Франции, Лист, будучи классиком венгерской музыки, сделал большой вклад в формирование и развитие музыкальной культуры Европы.
Шли годы, и хотя Лист больше чем когда-либо был окружен учениками и поклонниками, он все больше испытывал щемящее чувство одиночества, по сути, он оставался один в бурном жизненном водовороте. Его здоровье ухудшалось, слабело зрение, беспокоило сердце, из-за отеков ног временами он передвигается лишь с посторонней помощью.
Скончался Ференц ЛИСТ 31 июля 1886 года во время посещения Байройтских фестивалей (г. Байройт, Германская империя), где и похоронен.
22 октября
В 1882 году родился Ньюэлл Конверс УАЙЕТ (на ферме в небольшом городке Нидем, штат Массачусетс), американский художник-иллюстратор, живописец, основатель династии Уайетов.
Известен как иллюстратор детских книг издательства «Чарльз Скринберс Санс», в том числе «Том Сойер», «Робинзон Крузо», «Остров сокровищ».
* * * * *
Он принимал искусство всерьёз, хотя отец не одобрял желание сына рисовать, в отличие от мамы. Именно ее поддержка помогла сосредоточиться на изобразительном искусстве и получить азы образования у знаменитых художников.
Став зрелым автором, Ньюэлл Конверс Уайет ни к чему не принуждал своих детей и создал большую мастерскую, где каждый мог уединиться в любое время. Художник имел устойчивую сконцентрированность, интеллектуальную страсть и в центре была жизнь его мастерской.
Когда дети Уайета занялись своим собственным делом, они были свидетелями рабочих привычек их отца и устойчивого потока издателей и художественных директоров к его мастерской. Они были поощрены отцом – самим начать своё дело. Их независимые рабочие места были в пределах легкодоступного расстояния, и они интересовались работой друг друга. Известно, что они прятались, как улитки, когда так называемые «любопытствующие», приходили в их усадьбу, чтобы впустую отбирать у них время.
Ньюэлл Конверс Уайет привил своим детям умение ценить время, поэтому, все трое его детей стали известны в своих сферах (музыка, изобретения, изобразительное искусство): Энн Уайет создала первую симфонию, когда ей ещё не было 20 лет; Натаниэль Уайет стал учёным; Эндрю Уайет – одним из лучших известных живописцев своего времени. Традиции художественного рисунка и картин, в династии Уайетов, растянулись уже на три поколения!
Ньюэлл Конверс сделал из своей мастерской развитую и неофициальную школу. Он покровительствовал молодым многообещающим художникам и часто находил для них размещение поблизости. Наиболее запоминающимися работами мастера считаются иллюстрации к известным детским книгам приключенческого жанра.
Большая коллекция его картин представлена в Музее Брендиуайн-ривер, которому также принадлежит Дом-студия Н.К. Уайета.
Скончался Ньюэлл Конверс УАЙЕТ 19 октября 1945 года в Чэддс Форде, (штат Пенсильвания).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_октября #У__
22 октября
В 1922 году родился Виктор Иванович ТОЛОЧКО (в городе Мелитополь, Запорожская область, СССР), яркий самобытный крымский художник-философ, выдающийся мастер тематической картины, виртуозный пейзажист, автор выразительных натюрмортов.
Народный художник УССР (1985), заслуженный деятель искусств Украины.
Гуманизм, чувство прекрасного, одухотворенность – отличительные особенности его творческого облика.
* * * * *
Участник Великой Отечественной войны Виктор Толочко живописи учился уже после войны. Сначала было Харьковское художественное училище (1946-1950), затем Харьковский художественный институт (1957) с дипломной работой «Защитники Брестской крепости». После окончания института он был назначен директором музея украинского искусства в Ялте, который занимал тогда залы Воронцовского дворца.
В 1963 году Толочко вернулся к творческой работе. Тогда же начал строить дом-мастерскую в Ялте, где впоследствии бывали М. Аникушин, В. Богаткин, А. Лопухов, В. Шаталин, А. Пламеницкий и другие. Был дружен с художником Евсеем Моисеенко, вместе они много и плодотворно писали в Крыму. В 1970 году переезжает в Донецк, становится председателем Донецкого Союза художников (1973). В дальнейшем вернулся в Крым.
Тема Великой Отечественной войны, ставшая его личной темой, нашла яркое и оригинальное образное воплощение на его эпических полотнах, но не стала единственной в его творчестве. «Мастер, по своим творческим позициям близкий к художникам Возрождения, своей миссией считающий пробуждение в человеке божественного начала».
Виктор Иванович участник многочисленных выставок, в т.ч. 30 персональных, «… это один из столпов крымской живописи XX века… Если это морской пейзаж – в нём рваный морской ветер треплет волосы, слышны росчерки крыльев, которыми чайки режут небо, шероховатость холста и мощные точные мазки передают грубость прибрежных скал, которые, покалывая, остаются в памяти внимательного зрителя. Если это натюрморт – он горит неземным пламенем крымского апреля, и от этого огня закипает в жилах юная кровь, хочется жить в полную силу, подчиняясь властным законам природы» (Е. Самойлова, Н. Добрынская).
Работы художника хранятся в музеях и галереях, а также частных собраниях во многих странах. В мае 1999 года он включен в альманах «Жизнь замечательных людей Крыма». Солдат-патриот, настоящий труженик искусства.
В 2003 году в серии «Выдающиеся художники Украины» вышел альбом «Виктор Толочко».
Почетный академик Крымской Академии наук, лауреат премии Автономной республики Крым, кавалер орденов Красной звезды, Славы III-й степени. Участник «Севастопольского пленэра» (2000, 2001).
Скончался Виктор Иванович ТОЛОЧКО в 2006 году в Ялте.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_октября #Т__
22 октября
1917 года родилась Джоан де Бовуар де ХЭВИЛЛЕНД /известная в кинематографе под псевдонимом Джоан ФОНТЕЙН/ (в Токио, Япония), легендарная англо-американская актриса, получившая известность ролями в классических фильмах Альфреда Хичкока – «Ребекка» и «Подозрение».
За вклад в кинематограф США актриса удостоена звезды на Голливудской аллее славы.
Ее продолжавшаяся всю жизнь вражда со своей старшей сестрой актрисой Оливией де Хэвилленд стала одной из легенд Голливуда.
* * * * *
Из семьи британского адвоката и его жены, театральной актрисы, известной под псевдонимом Лилиан Фонтейн, Джоан росла очень болезненным ребёнком, страдала частыми простудами. После развода с мужем в 1919 году её мать, внимая советам врачей, переехала с дочерьми в США, где здоровье девочки быстро пошло на поправку. Сестры стали брать уроки дикции, а когда Джоан исполнилось 15 лет, она вернулась в Японию, где в течение двух лет жила с отцом.
Актерский дебют Джоан состоялся в 1935 году в спектакле «Назовите этот день». Нельзя сказать, что начинающая актриса впечатлила своей игрой, но представителям кинокомпании «RKO» девушка понравилась. Она подписала с компанией контракт и в том же году дебютировала в фильме «Только без дам».
Взяв псевдоним Фонтейн (фамилия отчима), актриса снялась более чем в дюжине фильмов, в том числе и в «Девичьих страданиях» (1937) с Фрэдом Астером, в образе английской аристократки. Но успеха не было.
Крутым поворотом в её дальнейшей судьбе стала встреча на званом приёме с прославленным голливудским продюсером Дэвидом О. Селзником. Он пригласил девушку на основную роль миссис де Винтер в картине «Ребекка» (1940) по одноимённому роману Дафны Дюморье. Фильм, ставший американским дебютом британского режиссёра Альфреда Хичкока, получил премию «Оскар», в том числе и за «Лучшую женскую роль» для Джоан Фонтейн.
В следующем году она снова снялась у Хичкока в фильме «Подозрение» с Кэри Грантом в главной роли, и на этот раз Фонтейн снова была отмечена номинацией на премию киноакадемии и в итоге стала её обладательницей. Ей было тогда всего 23 года.
В 1940-х годах актрису ждал большой успех в кино, в частности благодаря ролям в романтических мелодрамах, таких как «Превыше всего» (1942), «Джейн Эйр» (1944), «Плющ» (1947) и «Письмо незнакомки» (1948).
Её кинокарьера пошла на спад в 1950-х годах, после чего Фонтейн постепенно перешла на телевидение, а также возобновила карьеру в театре. Наиболее успешными работами в большом кино в те годы стали роли в фильмах «Айвенго» и «Ночи Декамерона», у неё были также заметные роли в театральных постановках «Частные жизни», «Цветок кактуса» и «Лев зимой».
В последний раз на большом экране Джоан Фонтейн появилась в 1966 году, сыграв роль школьной учительницы Гвэн Мейфилд в британском фильме ужасов «Ведьмы». В дальнейшем актриса много работала на телевидении. Последней её ролью стала королева Людмила в детском телефильме «Добрый король Вацлав» (1994).
В последующие годы она жила тихой и уединённой жизнью в маленьком калифорнийском городке Кармел, ухаживая за своим садом и собаками.
Скончалась Джоан ФОНТЕЙН 15 декабря 2013 года в Кармеле (штат Калифорния).
22 октября
В 1943 году родилась Катрин ДЕНЕВ /имя при рождении – Катрин Фабьен Дорлеак/ (в Париже), выдающаяся французская актриса, которую некоторые называют «последней мегазвездой Франции».
* * * * *
Из семьи актёров свою актерскую карьеру Катрин начала в 16 лет в незатейливой комедии Андре Юннебеля «Ученицы колледжа», но внимание на юную актрису обратили в 1962 году после участия в фильме «Порок и добродетель» Роже Вадима.
Мировую славу Денев принес киномузыкальный шедевр Жака Деми «Шербурские зонтики» (1964), получивший главный приз Каннского кинофестиваля, после которого актриса приобрела статус звезды. На неё обратили внимание представители легендарной французской «новой волны». Катрин Денев появилась в альманахе «Самые прекрасные мошенничества на свете», новеллы для которого снимали Клод Шаброль, Жан-Люк Годар и Роман Полански.
В следующем году она исполнила главную роль в психологическом триллере Романа Полански «Отвращение» – первом англоязычном фильме знаменитого режиссёра.
А комедийный дар актрисы впервые по-настоящему раскрылся у Жана-Поля Раппно в озорной картине «Жизнь в замке». В 1969 году она снялась у другого гения «новой волны» Франсуа Трюффо в ленте «Сирена «Миссисипи», где ее партнером был Жан-Поль Бельмондо.
Спустя 11 лет премия «Сезар» достанется актрисе за участие в фильме «Последнее метро». А в 1960-е годы вершиной звездной карьеры Денев стала работа с великим Луисом Бунюэлем в провокационных шедеврах «Дневная красавица» и «Тристана».
Успех сопутствовал Денёв и в последующие годы. Критики особенно благосклонно восприняли её роль в драме «Индокитай», который удостоился премии «Оскар» за лучший иностранный фильм.
Вокальные данные актрисы можно оценить в фильме «Я вас люблю» (1980), где она вместе с Сержем Генсбуром исполняет его песню «Dieu est un fumeur de Havanes…». В 1981 году выпустила сольный альбом «Souviens-toi de m’oublier».
В 2002 году весьма лестные отзывы получила картина Франсуа Озона «Восемь женщин», а за два года до этого «Золотая пальмовая ветвь» была присуждена другому фильму с участием Денёв – «Танцующей в темноте» Ларса фон Трира.
В 2004 году актриса приезжала в Москву на презентацию книги Андрея Плахова о ней самой.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_октября #Д__
22 октября
В 1882 году родился Эдмунд ДЮЛАК (в Тулузе), один из крупнейших французских и английских художников-иллюстраторов начала XX века, экспериментатор в области почтовой графики.
Он был автором эскизов многих стандартных серий марок Великобритании и Франции и десятков почтовых карточек разных лет. Профильные портреты монархов в духе традиционного медальерного искусства, скупой растительный орнамент, шрифт антических пропорций – все эти особенности выдвинули дюлаковские марки в число лучших почтовых миниатюр.
Создавая марки для Великобритании, художник стремился следовать британским национальным традициям, а при проектировании французских – с такой же скрупулезностью старался сохранить «французскую» линию в почтовом дизайне.
* * * * *
Выходец из семьи тулузской буржуазии, не чуждой к искусству (отец занимался реставрацией старых картин, а дядя интересовался японскими гравюрами, персидскими и индийскими миниатюрами), Эдмунд начал рисовать очень рано.
Получив в 1899 году степень бакалавра, Дюлак поступил в Тулузский университет на факультет права. Одновременно слушал лекции в Академии изящных искусств, где получил многочисленные премии за 1900 год.
Этот успех побудил его оставить университет и полностью посвятить себя обучению в Академии, которой руководил в то время Жан-Поль Лоранс. По окончании академии Дюлак работал иллюстратором программок и таких журналов, как «L’Effort», «Le Télégramme» и «L'Âme latine».
После нескольких лет учёбы в Париже он в 1905 году переехал в Лондон, где началась его головокружительная карьера.
Первой работой Дюлака в Лондоне стала серия из 60 иллюстраций к полному собранию сочинений сестёр Бронте, заказанная книготорговцем и издателем Дж. Дентом. Этот заказ стал свидетельством высокого уровня 22-летнего художника. Его работа привлекла внимание Галереи Лестера, которая заказала ему иллюстрацию сборника сказок «Тысяча и одна ночь» (1907).
Затем заказы посыпались один за другим: «Буря» В. Шекспира, «Рубаи» Омара Хайяма, «Спящая Красавица и другие сказки», «Сказки» Х.К. Андерсена, «Колокола и другие поэмы» Эдгара По, «Принцесса Будур».
Дюлак оставил целую галерею женских образов, например, сотрудничая с Уолтом Диснеем, он участвовал в разработке типажа Белоснежки. Однако самым известным его произведением считается образ царевны Будур.
17 февраля 1912 года художник получил британское гражданство.
Он был выдающимся карикатуристом и в течение полутора лет снабжал рисунками еженедельник «The Outlook». Дюлак рисовал портреты, создавал костюмы и декорации в театре. Он был дизайнером марок и банкнот Британии, разрабатывал дизайн игральных карт, упаковок шоколада, медалей и многое, многое другое.
Скончался Эдмунд Дюлак 25 мая 1953 года в Лондоне.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_октября #Д__
22 октября
В 1869 году родился Филипп Андреевич МАЛЯВИН (в селе Казанка, Оренбургская область), русский живописец, создавший знаменитую серию «цветущих русских баб» с элементами стиля «модерн».
Выходец из многодетной крестьянской семьи, он в 1885 году отправился послушником в афонский православный монастырь Святого Пантелеймона на Айон-Оросе, учился и работал в монастырской иконописной мастерской.
Скульптор В.А. Беклемишев, побывавший в монастыре в 1891 году, обратил внимание на его работы и пригласил Малявина в Петербург, поселив Филиппа у себя.
В 1892 году Малявин поступил вольнослушателем на живописное отделение Петербургской Академии художеств (АХ), а когда в ней открылась мастерская И.Е. Репина (1894), он стал учиться там вместе с такими художниками, как И.Э. Грабарь, К.А. Сомов, А.П. Остроумова. Полотна молодого академиста приобретал для своей галереи П. Третьяков.
Малявин выполнял и заказные портреты. Написанная в качестве конкурсной работы картина «Смех» (1899), изображала баб в красных одеждах на зеленом лугу. Яркий колорит, размашистая манера письма вызывали интерес и ожесточенные споры. Совет профессоров АХ отверг эту картину, а звание художника ему было дано за серию портретов.
В 1900 году Малявин совершает поездку во Францию – его картина «Смех» выставлена на всемирной выставке в Париже и удостоена золотой медали (затем картина была выставлена в Венеции и куплена итальянским правительством для Венецианской Академии).
Вернувшись в Россию, художник поселяется в усадьбе близ деревни Аксиньино под Рязанью и живет преимущественно там. В 1900-х годах он участвует в выставках Товарищества передвижников.
Еще одной картиной «Вихрь» художник «прогремел» в 1906 году на выставке объединения «Мир искусства». Впоследствии Малявин также был членом «Союза русских художников».
В возрасте 37 лет он, не имевший даже общего образования, был избран академиком и отправился в трехлетнюю заграничную поездку. Вернувшись на родину, Малявин вновь заставил говорить о себе.
После Октябрьской революции живописец в 1920 году переезжает в Москву, а через 2 года, командированный во Францию для устройства персональной выставки, остается в Париже и в Россию больше не возвращается.
В парижской галерее Шарпантье в 1924 году с успехом проходит выставка Малявина. Многие его произведения, написанные за границей, по-прежнему создаются на русские темы.
В 1930-х годах Филипп Андреевич неоднократно организовывал собственные выставки в различных европейских странах. Из Парижа он переселился в Ниццу.
Не знавший иностранных языков, оказавшись в 1940 году в Брюсселе во время оккупации немцами Бельгии, Малявин был арестован по подозрению в шпионаже. Отпустили его благодаря счастливой случайности, поскольку отрядом гестапо, арестовавшим художника, командовал человек, который умел рисовать и разбирался в искусстве.
Но потрясение, испытанное при аресте, вскоре дало о себе знать. Из Брюсселя в Ниццу 70-летний художник добирался пешком, прошагав пол-Европы. Он вернулся измученный, истощенный.
Скончался Филипп Андреевич Малявин 23 декабря 1940 года в Ницце (Франция), похоронен на Русском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_октября #М__
22 октября
1844 году родилась Сара БЕРНАР /урождённая – Генриетт Розин Бернар/ (в Париже), французская актриса, которую в начале XX века называли «самой знаменитой актрисой за всю историю».
Успеха она добилась на сценах Европы в 1870-х годах, а затем с триумфом гастролировала и в Америке. В её амплуа были в основном серьёзные драматические роли, из-за чего актриса получила прозвище «Божественная Сара».
* * * * *
У неё было тяжелое детство, вынужденная жить в унылом месте, в мрачном доме, куда привезла её нянька, Сара замкнулась в себе. Она не была обучена ни чтению, ни письму, ни счёту.
Когда ее, наконец, отдали в школу, Сара впервые принимает участие в спектаклях.
В возрасте 13 лет она поступила в драматический класс Высшей национальной консерватории драматического искусства, который окончила в 1862 году.
Несмотря на протекцию, для поступления в консерваторию ей предстояло выдержать экзамен перед комиссией. Для подготовки к нему она стала заниматься уроками дикции. Её главным учителем в это время был Александр Дюма-отец. Гений художественных образов, он учил Сару как создавать характеры с помощью жестов и голоса. На экзамене все были очарованы её голосом, и она без проблем поступила в консерваторию. На выпускном экзамене ей присудили второй приз.
1 сентября 1862 года Сара Бернар дебютировала в театре «Комеди Франсэз» в спектакле «Ифигения» Жана Расина, исполнив главную роль. Ни один из критиков не разглядел в начинающей актрисе будущую звезду, большинство считало, что скоро имя этой актрисы незаметно исчезнет с афиш. Вскоре из-за конфликта она прекратила сотрудничество с «Комеди Франсэз».
После ухода из театра для Сары Бернар наступают непростые времена. Вынужденная искать средства для существования и воспитания сына, она устраивается в театр «Одеон», второй по значимости из парижских театров того времени. После нескольких не слишком удачных ролей критики замечают её в Короле Лире, где она играет Корделию. Следующий успех приходит с ролью в пьесе «Kean» Дюма-отца, который остался доволен игрой своей протеже.
В 1869 году актриса с успехом исполняет роль менестреля Занетто в спектакле «Прохожий» Ф. Коппе. Триумфальной стала для неё роль Королевы (1872) в «Рюи Блазе» Виктора Гюго.
Также Сара Бернар работала в театрах «Жимниз» и «Порт-Сен-Мартен». В 1893 году она приобрела театр «Ренессанс», в 1898 – театр «Насьон» на площади Шатле, который получил название Театра Сары Бернар (ныне «Théâtre de la Ville»).
Среди её лучших ролей: донья Соль («Эрнани» Гюго), Маргарита Готье («Дама с камелиями» Дюма-сына), Теодора (одноимённая пьеса Сарду), принцесса Грёза, герцог Рейхштадтский (в одноимённой пьесе и «Орлёнке» Ростана), Гамлет (одноимённая трагедия Шекспира), Лорензаччо (одноимённая пьеса Мюссе). С 1880-х годов Сара Бернар гастролировала во многих странах Европы и Америки, выступала в России в стенах Михайловского театра и в провинции.
Во время гастролей 1905 года в Рио-де-Жанейро актриса повредила правую ногу, которую позднее пришлось ампутировать, но, несмотря на увечье, она не оставила сценическую деятельность. В годы I-й мировой войны выступала на фронте.
В 1914 году была награждена орденом Почётного легиона. Сценическую деятельность оставила в 1922 году. Удостоена звезды на Голливудской аллее славы за вклад и развитие киноиндустрии.
Скончалась Сара Бернар 26 марта 1923 года в Париже, похоронена на кладбище Пер-Лашез.
* * * * *
Сара сыграла большое количество мужских ролей. После успешно сыгранной роли Гамлета, её отметил сам Станиславский, назвав искусство Бернар образцом технического совершенства.
В свои неполных 56 лет актриса сыграла 20-летнего сына Наполеона Бонапарта.
Но и это не стало пределом. 13-ти летнюю Джульетту она сыграла, когда ей шел 70-й год! Премьера прошла с оглушительным успехом – 20 вызовов на бис!
----------------------------------------------------
Смотри «Удивительная судьба Сары Бернар» по ссылке: http://desert-man.org.ua/post289176934/
22 октября
В 1818 году родился Козьма Терентьевич СОЛДАТЁНКОВ (в Москве), один из крупнейших московских предпринимателей-благотворителей, русский фабрикант, старообрядец, известный книгоиздатель, меценат, владелец художественной галереи.
В 1901 году по завещанию Солдатёнкова его библиотека (8 тыс. томов книг и 15 тыс. экземпляров журналов), а также коллекция русской живописи (258 полотен и 17 скульптур) перешла к Румянцевскому музею и, как национальное достояние хранились в отдельной зале с наименованием «Солдатёнковской».
После закрытия Румянцевского музея в 1924 году они пополнили фонды Третьяковской галереи и Русского музея.
* * * * *
Выходец из купеческой семьи, он систематического образования не получил, но отличался незаурядным природным умом.
Большую часть своего времени Козьма проводил в лавке отца, помогая ему по хозяйству и на практике изучая премудрости купеческого дела. В 21 год Солдатёнков стал пайщиком ряда крупных торгово-промышленных фирм.
Он участвовал в создании крупнейшей в России текстильной фирмы – Товарищества Кренгольмской мануфактуры бумажных изделий в Нарве, Московского учётного банка. Один из главных организаторов мануфактурных фирм – «Товарищество Гюбнера Альберта», Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Ко».
Будучи крупным текстильным фабрикантом, приобрёл широкую известность как покровитель искусства и бескорыстный издатель ряда ценных сочинений. С конца 1840-х годов собирал картины преимущественно русских художников (К.П. Брюллова, А.А. Иванова, В.Г. Перова, П.А. Федотова и др.). Помощь в их отборе ему оказывал брат В.П. Боткина искусствовед Николай Петрович Боткин и художник Александр Андреевич Иванов. За богатое и щедрое покровительство искусствам он получил прозвище «Козьма Медичи».
Солдатёнков в течение долгих лет жертвовал средства на развитие музейного дела в России. Он не только создал свой собственный музей, но и оказывал ежегодную поддержку Московскому Публичному и Румянцевскому музеям.
В 1894 году он перевёл 2,4 тыс. рублей за гипсы Мюнхенской глиптотеки для создаваемого И.В. Цветаевым Музея изящных искусств.
Скончался Козьма Терентьевич Солдатёнков 19 мая 1901 года в Кунцево (ныне в черте Москвы), погребён на Рогожском кладбище.
* * * * *
По духовному завещанию Солдатёнкова на его средства (2 млн. рублей) в Москве были построены:
· в 1909 году – ремесленное училище им. Солдатёнкова (трёхэтажное здание архитектора В. Шервуда на Донской улице, 37);
· в 1910 году – крупнейшая в городе «бесплатная больница для всех бедных без различия званий, сословий и религий» (до 1920 года – Солдатенковская больница; ныне больница им. С.П. Боткина).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_октября #С__
22 октября
В 1905 году родился Яков Захарович ШВЕДОВ (в деревне Пенья, Тверская губерния), русский советский писатель и поэт-песенник, автор слов таких популярных песен, как «Смуглянка» и «Орленок»:
«Орленок, орленок, блесни опереньем,
Собою затми белый свет.
Не хочется думать о смерти, поверь мне,
В шестнадцать мальчишеских лет».
* * * * *
Выходец из крестьян, Яков окончил церковно-приходскую школу. В 13 лет, оставшись сиротой, он поступает рабочим на Московский металлургический завод Гужона. В 1922 году становится рабкором заводской газеты и начинает свою литературную деятельность как поэт.
Осенью 1923 года по рекомендации прозаика Дмитрия Фурманова принят в группы пролетарских писателей «Октябрь». Участниками этих объединений были известные писатели – Александр Серафимович, Александр Твардовский, Николай Асеев, о которых Шведов впоследствии оставил литературные воспоминания.
В 1924 году он опубликовал первый сборник стихов «Шестеренные перезвоны» о жизни и быте рабочей окраины. Таких сборников у поэта выйдет более 20. Писал стихи о молодых рабочих и песни. Наиболее известны его стихи, ставшие песнями, – «Орлёнок» и «Смуглянка».
И в дальнейшем своем творчестве Шведов продолжал разрабатывать производственно-бытовую тематику. Затем перешел к прозе (лирическая хроника «На мартенах», 1929; роман «Юр-базар», 1929; повесть «Обида», 1930 и др.). Он стремился показать пролетариат во всем разнообразии социальной значимости его труда. Последние его произведения «Повесть о волчьем братстве» (1932), рассказ «Ровесник» (1933) свидетельствуют о творческом росте писателя.
Знаменитая песня «Орлёнок» на музыку композитора Виктора Белого и посвященная юным участникам Гражданской войны в России была создана поэтом в 1936 году к спектаклю Театра Моссовета «Хлопчик» драматурга М. Даниэля.
С началом Великой Отечественной войны Яков Шведов становится фронтовым корреспондентом. «Наш окопный поэт» – прозвали его однополчане. Именно на фронте он заканчивает работу над ещё одной песней, которая впервые прозвучала осенью 1940 года, и позволившей ему войти в историю русской советской художественной культуры – «Смуглянка» на музыку Анатолия Новикова.
Скончался Яков Захарович Шведов 31 декабря 1984 года.
В 1987 году в Конаковском музее создана посвящённая ему экспозиция.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_октября #Ш__
22 октября
В 1870 году родился Иван Алексеевич БУНИН, прозаик и поэт, первый русский лауреат Нобелевской премии по литературе.
—-------------------------------------------------------
ПРОДОЛЖЕНИЕ: «Экранизации произведений Ивана Бунина».
Смотри НАЧАЛО через «НАВИГАТОР».
—--------------------------------------------------------
Иван Алексеевич Бунин – последний русский классик, запечатлевший Россию конца XIX – начала XX века. «…Один из последних лучей какого-то чудного русского дня», – писал о нём критик Г.В. Адамович.
Бунин много и плодотворно занимался литературной деятельностью, став одной из главных фигур Русского Зарубежья.
В эмиграции он написал свои лучшие произведения: «Митина любовь» (1924), «Солнечный удар» (1925), «Дело корнета Елагина» (1925), и, наконец, «Жизнь Арсеньева» (1927-1929, 1933), а также цикл рассказов «Тёмные аллеи» (1938-40). Эти произведения стали новым словом и в бунинском творчестве, и в русской литературе в целом.
В 1929-54 годах произведения Бунина в СССР не издавались, а с 1955 года он стал наиболее издаваемым писателем первой волны русской эмиграции (несколько собраний сочинений, множество однотомников).
Некоторые произведения («Окаянные дни» и др.) в СССР были напечатаны только с началом перестройки.
* * * * *
Выходец из старинной дворянской семьи, первое образование он получил у своего домашнего воспитателя, учившегося когда-то в Лазаревском институте восточных языков, преподававшего в нескольких городах, но затем порвавшего все родственные связи и превратившегося в скитальца по деревням и усадьбам.
Воспитатель владел тремя языками, играл на скрипке, рисовал акварелью, писал стихи; читать своего воспитанника учил по «Одиссее» Гомера.
В 1881 году Иван поступил в гимназию в Ельце, но проучился там всего 5 лет, т.к. на образование младшего сына у семьи не было средств. Дальнейшее обучение проходило в домашних условиях: полностью освоить программу гимназии, а затем и университета ему помог его старший брат Юлий, к тому времени окончивший университет.
В 1895 году Бунин лично познакомился с А.П. Чеховым, до этого они вели переписку.
Литературная известность к Ивану Бунину пришла в 1900 году после выхода в свет рассказа «Антоновские яблоки». В 1901 году вышел сборник стихотворений «Листопад».
В 1900-е годы Бунин уже известный писатель и живет на литературные гонорары. После двух неудачных женитьб он знакомится с Верой Муромцевой, которая становится его неразлучной спутницей до конца жизни.
В период 1907-15 годов Иван Алексеевич ни один раз бывал в Турции, в странах Малой Азии, в Греции, в Оране, Алжире, Тунисе и на окраинах Сахары, в Индии, изъездил почти всю Европу, особенно Сицилию и Италию, был в Румынии и Сербии.
В 1909 году Бунина избирают почетным академиком Императорской Академии наук. Он участвует в деятельности лучших издательств того времени – «Шиповник» и «Знание».
Резко отрицательно приняв большевистский переворот, писатель в 1918 году уезжает в Одессу, а в феврале 1920 года эмигрировал сначала на Балканы, а затем во Францию.
В 1933 году Ивану Алексеевичу Бунину, первому из русских писателей, была присуждена Нобелевская премия по литературе. После начала II-й мировой войны, Бунины в конце 1939 года поселились на юге Франции, в Грассе, где и провели всю войну. Иван Алексеевич старался постоянно следить за событиями в России. В 1945 году семья вернулась в Париж.
Бунин неоднократно выражал желание возвратиться в Россию. «Великодушной мерой» назвал он в 1946 году Указ Советского правительства «О восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи...», но постановление Жданова о журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946), растоптавшее Анну Ахматову и Михаила Зощенко, привело к тому, что Бунин навсегда отказался от намерения вернуться на Родину.
Последние годы писателя прошли в нищете.
Скончался Иван Алексеевич Бунин 8 ноября 1953 года в Париже, похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
—----------------------------------------------------
Смотри «Бунин Иван Алексеевич. Собрание сочинений» по ссылке:
http://az.lib.ru/b/bunin_i_a/
—----------------------------------------------------
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_октября #Б__
22 октября
В 1870 году родился Иван Алексеевич БУНИН (в Воронеже), прозаик и поэт, первый русский лауреат Нобелевской премии по литературе (1933).
Первое образование Иван Алексеевич Бунин получил у своего домашнего воспитателя, учившегося когда-то в Лазаревском институте восточных языков, преподававшего в нескольких городах, но затем порвавшего все родственные связи и превратившегося в скитальца по деревням и усадьбам. Воспитатель владел тремя языками, играл на скрипке, рисовал акварелью, писал стихи; читать своего воспитанника Ивана учил по «Одиссее» Гомера.
В 1881 году поступил в гимназию в Ельце, но проучился там всего пять лет, так как на образование младшего сына у семьи не было средств. Дальнейшее образование проходило в домашних условиях: полностью освоить программу гимназии, а затем и университета Ивану Бунину помог его старший брат Юлий, к тому времени окончивший университет.
Литературная известность к Ивану Бунину пришла в 1900 году после выхода в свет рассказа «Антоновские яблоки». В 1901 году вышел сборник стихотворений «Листопад».
В 1900-е годы он уже известный писатель и живет на литературные гонорары. После двух неудачных женитьб знакомится с В.Н. Муромцевой и она становится его неразлучной спутницей до конца жизни.
В период с 1907 по 1915 год Иван Алексеевич ни один раз бывал в Турции, в странах Малой Азии, в Греции, в Оране, Алжире, Тунисе и на окраинах Сахары, в Индии, изъездил почти всю Европу, особенно Сицилию и Италию, был в Румынии и Сербии.
В 1909 году Бунина избирают почетным академиком императорской Академии наук. Он участвует в деятельности лучших издательств того времени – «Шиповник» и «Знание».
Резко отрицательно приняв большевистский переворот, в 1918 году уезжает в Одессу, а в феврале 1920 года эмигрировал сначала на Балканы, а затем во Францию.
В 1933 году Ивану Алексеевичу Бунину, первому из русских писателей, была присуждена Нобелевская премия по литературе. В 1939 году, после начала Второй мировой войны, Бунины поселились на юге Франции, в Грассе, где и провели всю войну. Иван Алексеевич старался постоянно следить за событиями в России. В 1945 году вернулись в Париж.
Бунин неоднократно выражал желание возвратиться в Россию. «Великодушной мерой» назвал в 1946 году указ советского правительства «О восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи...», но постановление Жданова о журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946 год), растоптавшее Анну Ахматову и Михаила Зощенко, привело к тому, что Бунин навсегда отказался от намерения вернуться на Родину. Последние годы писателя прошли в нищете.
Иван Алексеевич Бунин скончался в Париже. В ночь с 7 на 8 ноября 1953 года.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_октября #Б__