22 сентября
1725 года родился Жозеф-Сиффред ДЮПЛЕССИ (в Карпантрасе), французский художник-портретист. Среди людей, изображённых на его картинах, — Людовик XVI, Жак Неккер и Бенджамин Франклин.
Портреты Франклина работы Дюплесси с 1929 года используются в дизайне купюры в сто долларов США.
* * * * *
Первым учителем рисования у будущего художника был его отец, который оставил свою основную профессию хирурга. В 1744 году Жозеф отправляется в Рим, где поступает в художественную школу и обучается у мастера религиозной живописи Сен-Жиль дю Гара.
Дюплесси вернулся на родину после четырех лет проживания в Риме. Затем он продолжил свою карьеру в Париже, специализируясь в портретной живописи. Жозеф получает официальные заказы, такие как написание портретов Марии-Антуанетты и Людовика XVI. Но революция 14 июля 1789 года заставляет художника покинуть Париж. Спустя годы Дюплесси становится куратором и реставратором в Версале.
Скончался Жозеф-Сиффред ДЮПЛЕССИ 1 апреля 1802 года в Версале.
22 сентября
1915 года родился Сергей Иванович ОСИПОВ (в селе Степанково, Тверская губерния), русский советский живописец и педагог, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР.
В его картинах многое напоминает искусство древнерусских мастеров: лаконизм художественного языка, условность формы и выверенность композиции, находчивость в деталях, целостность и выразительность образа, построенного на незатейливом крестьянском материале.
* * * * *
В 1932 году Сергей поступил в подготовительные классы при Всероссийской Академии художеств, а через три года стал студентом живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры. Великая Отечественная война застала его на дипломном курсе в мастерской А. Осмеркина.
Оставив учёбу, он добровольцем ушёл в народное ополчение. Участвовал в боях под Ленинградом. В декабре 1941 года в районе Старого Петергофа был тяжело ранен. Больше года провел в госпиталях на излечении.
В 1943 году Осипов вернулся к занятиям в институте и в декабре того же года окончил его с присвоением квалификации художника живописи. В 1945 году началась многолетняя педагогическая работа Сергея Ивановича, сначала в ЛХПУ, затем в изостудии при ДК имени М. Горького и на кафедре общей живописи ЛВХПУ имени В.И. Мухиной.
Свой узнаваемый индивидуальный стиль Осипов обретал постепенно. К концу 1950-х годов в техническом отношении он вполне сложился как мастер. Творчество художника было неразрывно связано с темой Родины — Тверской землей, её природой, старинными русскими городами, крестьянским укладом. Сергей Иванович ежегодно посещал Старую Ладогу, Изборск, Старицы, Торжок, Псков, привозя из этих поездок многочисленные этюды, зарисовки и картины. Затем работа продолжалась в мастерской. И так год за годом на протяжении сорока лет.
Вершина творчества художника приходится на 1970-е – начало 1980-х годов. В этот период им создан ряд лучших произведений, главным образом в жанре натюрморта и пейзажа. Среди них «Старый Изборск. Башня», «Дикие цветы», «Пейзаж с крепостью. Старый Изборск», «Лесная речка», «Изборские откосы», «Стожок. Дождливый день», «Ранняя зелень», «Одуванчики».
Произведения мастера находятся в Государственном Русском музее, в музеях и частных собраниях в России, Италии, Великобритании, США, Австрии, Финляндии и др.
Скончался Сергей Иванович ОСИПОВ 12 октября 1985 года в Ленинграде.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_сентября #О__
22 сентября
В 1601 году родился Юстус ван ЭГМОНТ (в Лейдене), фламандский живописец периода Золотого века, ученик Рубенса, известный портретист; парижский придворный художник, один из старейшин французской Академии живописи и скульптуры.
* * * * *
Тринадцати лет от роду он поступил в ученье к антверпенскому живописцу Ясперу Ван ден Гуке, затем перешёл к Рубенсу и помогал последнему в исполнении его работ.
В 1628 году Эгмонт значился в антверпенской гильдии художников мастером, занимающимся у Рубенса. Переселившись в том же году в Париж, состоял там придворным живописцем королей Людовика XIII и Людовика XIV и был одним из первых 12 членов основанной в 1648 году парижской художественной академии.
Около 1660 года художник возвратился в Антверпен, где и провёл остальные годы своей жизни.
Юстус ван Эгмонт известен преимущественно как портретист, писавший совершенно в стиле Рубенса, но уступавший ему в отношении блеска красок и сочности кисти. Произведения ван Эгмонта находились в Венском музее (портреты испанского короля Филиппа IV и эрцгерцога Леопольда-Вильгельма), шлейсгеймской галерее (портрет Марии Медичи) и др. местах.
Скончался Юстус ван ЭГМОНТ 8 января 1674 года в Антверпене.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_сентября #Э__
22 сентября
В 1816 году родился Чарльз Генри Джозеф ЛЕЙКЕРТ (в Брюсселе), бельгийский художник-реалист.
* * * * *
Изучал живопись и рисование, беря частные уроки в Гааге у таких художников, как Бартоломеус ван Хове, Вийнанд Нуйден и Андреас Шельфхаут.
Писал преимущественно пейзажи, особенно предпочитал изображать зимние ландшафты.
Лейкерт жил и работал в Гааге, в 1849-83 годах — в Амстердаме. В 1856 году он стал членом Амстердамской королевской академии искусств.
В конце жизни художник совершил путешествия по Италии, Франции и Германии.
Скончался Чарльз Генри Джозеф ЛЕЙКЕРТ 5 декабря 1907 года в городе Майнц.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_сентября #Л__
22 сентября
В 1958 году родился Андреа БОЧЕЛЛИ (в Ладжатико, провинция Таскана), итальянский певец (тенор), исполнитель классической и популярной музыки. Популяризатор оперной музыки.
Его детство прошло на ферме в родной деревне. В 6 лет он начал осваивать фортепиано, чуть позже научился играть на саксофоне и флейте и стал солистом школьного хора. Родившись с глаукомой, в 12 лет мальчик окончательно потерял зрение после несчастного случая. Но даже такая трагедия не могла препятствовать любви к музыке. Его кумирами были великие певцы Италии – Джильи, Дель Монако и Франко Корелли.
Родители же полагали, что сыну лучше делать карьеру адвоката. В 1980 году Андреа уезжает в Пизу в университет, получить диплом юриста. Учился он легко, а потому находил время для игры в местных клубах и ресторанах. Для собственного удовольствия Андреа исполнял там популярные песни Фрэнка Синатры, Шарля Азнавура, Эдит Пиаф. Пел он и оперные арии, любимые с детства. Получив диплом адвоката, Андреа проработал по своей специальности год.
Судьбу его изменило известие о том, что в Турине проводит мастер-классы вокала сам Франко Корелли. Андреа решился поехать к нему на прослушивание. Маэстро обнаружил в голосе молодого итальянца естественную красоту, такую же, как у легендарных теноров Тосканы, и согласился учить Андреа. Сочтя это своеобразным посвящением в мир музыки, Андреа навсегда отказался от адвокатской карьеры. Он днем занимался вокалом, а по вечерам зарабатывал на эти уроки в ресторанах, попутно практикуясь в пении.
Решающим для молодого тенора стал 1992 год. Андреа успешно проходит прослушивание у итальянской «рок-звезды» Zucchero. В этом же году в канун Рождества Андреа Бочелли был удостоен чести выступить перед Папой Римским.
В 1994 году состоялся его дебют на музыкальном фестивале в Сан Ремо. Это был громадный успех, Андреа получил самую высокую оценку, которая когда-либо давалась певцам в категории «Новый исполнитель», за песню «Il mare calmo della sera». А в сентябре Андреа был лично приглашен Лучано Паваротти для участия в концерте «Pavarotti International» в своем родном городе – Модене. Он выступал как один, так и в дуэте с самим Лучано.
В следующем году Андреа продолжил свои выступления в Европе, объездив Бельгию, Нидерланды, Францию, Испанию и Германию с программой «Nights of the Proms». Его концерты посетило более полумиллиона человек и увидело бесчисленное количество телезрителей. Второй альбом, названный именем самого певца – «Bocelli», попал в чарты и не единожды превратился в платиновый, подтвердив статус Андреа как новой звезды.
Третий его диск «Romanza» состоявший, в основном, из композиций поп-музыки, во многих европейских странах возглавил чарт лучших альбомов и был распродан тиражом в 1 млн. экз. В газетах Андреа Бочелли стали именовать «вторым Энрико Карузо». В том же 1996 году увидел свет альбом «Viaggio Italiano», который Андреа посвятил прославленным оперным певцам Италии. В состав альбома вошли известные оперные арии и традиционные неаполитанские песни.
Альбом «Aria» 1998 года также собрал в себе знаменитые арии и стал своеобразным вкладом тосканского тенора в музыкальные традиции не только своей страны, но и в мировую классическую музыку.
В 1999 году Андреа Бочелли получил премию «Грэмми», став первым из исполнителей классической музыки, удостоившимся этой награды за почти 40 лет. «Молящийся», саундтрек к картине «В поисках Камелота», спетый Андреа вместе с Селин Дион, был номинирован на «Оскара» и получил «Золотой глобус».
Следующие его альбомы – «Sogno», «Arie Sacre», «Verdi» неизбежно поднимались на верхние строки рейтингов, но главное – превращали оперу во всемирно популярное искусство.
Альбом 1999 года «Arie Sacre» принес Бочелли мировой рекорд – как певец, занимавший первые строки хит-парадов в течение трех с половиной лет, Андреа попал в Книгу Гиннеса.
В 2010 году награжден звездой на голливудской «Аллее Славы» за вклад в театральное искусство (оперу).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_сентября #Б__
22 сентября
В 1875 году родился Микалоюс Константинас ЧЮРЛЁНИС /до 1955 года использовалась русская форма имени – Николай Константинович Чурлянис/ (в Оранах, Виленская губерния, Российская империя; ныне Литва), литовский художник и композитор, родоначальник профессиональной литовской музыки, перешагнувший своим творчеством границы национальной и мировой культуры.
* * * * *
Первым музыкальным учителем Микалоюса был его отец, органист. В 1889-93 годах Чюрлёнис занимался в оркестровой школе М. Огиньского (внука композитора М.К. Огиньского) в Плунге; затем учился композиции в Варшавском музыкальном институте у 3. Московского; а также совершенствовался в Лейпцигской консерватории у К. Рейнеке.
Человек разносторонних интересов Чюрлёнис жадно впитывал все музыкальные впечатления, увлеченно изучал историю искусств, психологию, философию, астрологию, физику, математику, геологию, палеонтологию и др. В его студенческих тетрадях – причудливое переплетение набросков музыкальных сочинений и математических формул, рисунков среза земной коры и стихов.
По окончании консерватории Чюрлёнис несколько лет жил в Варшаве, здесь начались всё более и более увлекавшие его занятия живописью. Отныне музыкальные и художественные интересы постоянно пересекаются. Он лелеял мысли о литовской музыкальной школе и музыкальной библиотеке, о Национальном дворце в Вильнюсе. Мечтал он и о путешествиях в дальние страны, но мечты сбылись лишь отчасти: в 1905 году Чюрлёнис побывал на Кавказе, а в 1906-м – посетил Прагу, Вену, Дрезден, Нюрнберг, Мюнхен.
В 1908-09 годах Чюрлёнис жил в Петербурге, где с 1906 года его картины неоднократно экспонировались на выставках, вызывая восхищение А. Скрябина и художников «Мира искусства». В творчестве Чюрлёниса часто возникает одновременно поэтическое, живописное и музыкальное воплощение замысла. Так, в 1907 году он завершает симфоническую поэму «Море», а вслед за нею пишет фортепианный цикл «Море» и живописный триптих «Соната моря».
Жизнь Чюрлёниса была недолгой, но творчески яркой и насыщенной. Он создал около 300 картин, около 350 музыкальных произведений, в основном фортепианных миниатюр (их 240). Есть у него несколько произведений для камерных ансамблей, для хора, органа и две симфонические поэмы – «В лесу» (1900), «Море».
Сохранились наброски «Литовской пасторальной симфонии», эскизы симфонической поэмы «Сотворение мира». В настоящее время почти все наследие Чюрлениса – картины, графика, автографы музыкальных произведений – хранится в его музее в Каунасе.
Чюрлёнис жил в причудливом фантастическом мире, который, по его словам, «может подсказать только интуиция».
Скончался Микалоюс Чюрлёнис 10 апреля 1911 года в Пустельник Миньски (близ Варшавы), ныне Польша.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_сентября #Ч__
22 сентября
В 1931 году родилась Джанна Таджатовна ТУТУНДЖАН (в Москве), художница Русского Севера, член-корреспондент Российской академии художеств. Народный художник России.
Автор тематических картин и графических серий, посвященных женщинам вологодской деревни.
Её портретные образы романтичны и лишены бытовизма, а цвет и изобразительные детали помогают раскрыть главное, что ценит она в их характере: творческий порыв, увлеченность, преданность.
* * * * *
Из семьи потомственных московских дворян еще в военном 1944 году Джанна начала учиться в Московской средней художественной школе, которая долгое время находилась в Лаврушинском переулке, как раз напротив Третьяковской галереи.
Затем обучалась в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова, в мастерской М.М. Черемных и Н.А. Пономарева. В 1959 году по окончании института уехала на родину мужа, художника-живописца Николая Владимировича Баскакова – в Вологодскую область.
В одной из поездок по области они присмотрели себе деревенский дом на берегу Сухоны, и с этих пор деревня Сергиевская, затерянная в лесах Тарногского района, стала источником тем и образов графического и живописного творчества Джанны Тутунджан.
Героями произведений художницы стали деревенские люди Вологодчины, их простой быт, сельский уклад жизни, красота северной природы.
Работы Тутунджан 1960-х годов стали смелым открытием нового героя и необычной стилистики художественного языка.
В 1980-е и 1990-е годы в живописи художницы появились масштабные картины-притчи, в которых она стремилась откликнуться на сложнейшие нравственно-этические и очень непростые историко-культурные явления меняющейся жизни.
Начиная с 1981 года, каждые десять лет в Вологде проходили персональные выставки её новых произведений, которые вызывали всеобщий интерес.
Она принимала участие во множестве выставок в СССР, России и за рубежом. Её работы входят в собрания Третьяковской галереи, находятся также в музеях Архангельска, Вологды, Иванова, Калуги, Караганды, Кирова и других.
Скончалась Джанна Таджатовна Тутунджан 23 февраля 2011 года, похоронена на Козицинском кладбище Вологды, рядом с мужем.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_сентября #Т__
22 сентября
В 1741 году родился Петер Симон /Пётр-Симон/ ПАЛЛАС (в Берлине), знаменитый немецкий и русский учёный-энциклопедист, академик, выдающийся естествоиспытатель и путешественник XVIII–XIX веков, крупнейший исследователь Сибири.
Прославился научными экспедициями по территории России, внёс существенный вклад в мировую и российскую науку – биологию, географию, геологию, филологию и этнографию.
«…Природный немец, родом пруссак,… отдавший всю жизнь России… Паллас отличался… широтой своих научных интересов, попытками научного, глубокого творчества в области искания обобщений в наблюдательных науках,… колоссальной работоспособностью и точным владением вечными элементами научного метода…» (В.И. Вернадский).
* * * * *
Выходец из семьи врача, профессора анатомии и главного хирурга Берлинской медико-хирургической коллегии, Петер не пошёл по стопам отца, а увлёкся естествознанием.
Обучаясь у частных преподавателей, уже в 13 лет он знал в совершенстве английский, французский, латинский и греческий языки и начал посещать лекции в Берлинской медико-хирургической коллегии, где изучал анатомию, физиологию, акушерство, хирургию и наряду с ними ботанику и зоологию.
Петер Паллас продолжил учёбу в Университете Галле и Гёттингенском университете. После защиты докторской диссертации в 1760 году он некоторое время работал в Лондоне, затем по приглашению Екатерины II приехал в Россию. После путешествия на Кавказ и в Закаспийский край, летом 1770 года Паллас возглавил экспедицию в горы Алтая.
В июне следующего года он прибыл в Семипалатинск, затем правым берегом Иртыша проследовал в сторону северо-западного Алтая – маршрут проходил через деревни Екатериновскую, Староалейскую, Змеевский завод. Паллас осмотрел окрестности Змеиногорска, посетил Усть-Каменогорскую крепость, Тигерекский форпост, Колыванский завод, а также Барнаул, Павловск, Сузун.
В результате этого путешествия появилась его книга «Путешествие по разным провинциям Российского государства» (вышла на немецком и русском языках).
Научные результаты палласовской экспедиции превзошли все ожидания. Был собран уникальный материал по зоологии, ботанике, палеонтологии, геологии, физической географии, экономике, истории, этнографии, культуре и быту народов России.
Почти 40 лет отдал Паллас науке о России. Для современной науки непреходящую ценность имеет тот факт, что он описывал области России, её поля, степи, леса, реки, озёра и горы, когда они практически ещё не испытали «преобразующего» воздействия человека и были обильно населены видами животных, многие из которых исчезли уже через несколько десятилетий (например, дикая лошадь тарпан).
Петер Паллас говорил своим товарищам: «Приходи в гости к природе, не делай ничего, что счел бы неприличным делать в гостях».
Результаты научного подвига Палласа и его помощников были обобщены им в многочисленных произведениях, опубликованных на латинском, немецком и русском языках в Петербурге и позднее переведённых на английский и французский.
Современники учёного высоко оценили эти труды, ставшие источником ценнейшей и детальнейшей информации о ресурсах Российской империи того времени для просвещённых людей России и других стран.
В 1777 году Паллас был назначен членом топографического отдела Российской империи, в 1782 – коллегии советником, в 1786 – Историографом Адмиралтейств-коллегии. В этот период он продолжал заниматься исследованиями в различных областях.
В 1780-х годах усиленно работал над подготовкой общего свода растений России – «Флора России» («Flora Rossica»), но из-за недостатка средств ему удалось издать только 2 выпуска этого обширного труда (1784 и 1788), содержащих описание около 300 видов растений и изумительные иллюстрации.
В последние годы жизни Паллас занимался подготовкой фундаментального трёхтомного труда по фауне России «Российско-азиатская зоология», в котором были представлены более 900 видов позвоночных, включая 151 вид млекопитающих, из них около 50 новых видов. По обширности материала и тщательности, разносторонности описания животных ему долго не было равных. Вплоть до начала XX века книга оставалась главным источником знаний о фауне России.
В 1810 году учёный вместе с дочерью и её сыном вернулись в Германию.
Скончался Петер Симон Паллас 8 сентября 1811 года в Берлине.
* * * * *
На памятнике Палласу, установленному на его могиле, надпись на латинском языке гласит: «Петер Симон Паллас берлинский, рыцарь, академик санкт-петербургский, много в заброшенных землях ради природы вещей изысканий проведший, покоится в конце концов здесь.
Родился 22 сентября 1741 года. Умер 8 сентября 1811 года.
Памятник с надписью по его указанию Академии наук Берлина и Санкт-Петербурга воздвигли в 1854 году».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_сентября #П__
22 сентября
1938 года родился Дин РИД /полное имя – Дин Сирил Рид/ (в Денвере, штат Колорадо), американский певец, киноактёр, кинорежиссёр и общественный деятель, пользовавшийся огромной популярностью в странах Латинской Америки и Восточной Европы.
* * * * *
Выходец из семьи сельского учителя он с 12 лет он начал играть на гитаре. Поступив в Колорадский университет, где изучал метеорологию, во время учёбы подрабатывал выступлениями в барах и клубах. Но, проучившись два года, Рид бросил учёбу и уехал искать счастья в Голливуде.
После успешного прослушивания в 1958 году подписал незначительный контракт с музыкальной студией «Capitol Records», которая обеспечила ему рекламу, записала несколько пластинок, и он выступил на национальном телевидении. В 1961 году его диск с заголовком «Наш летний романс» стал хитом в Латинской Америке, в США диск занял почётные 20-е строки хит-парадов.
Истинную популярность песни Рида нашли в Южной Америке, после его турне и где его слава превзошла самого Элвиса Пресли. После нескольких успешных гастролей по странам Латинской Америки он решил остаться в Аргентине. Там он записывал альбомы, снимался в фильмах и вёл собственную телевизионную программу.
Однако его левые взгляды и политическая активность (Рид выступал за запрещение ядерного оружия, против войны во Вьетнаме, устраивал концерты, весь сбор от которых шёл заключённым в тюрьмах) не нравились правым силам Аргентины. Под их давлением (дело доходило даже до обстрела дома, где жил певец) в 1966 году Дин Рид был вынужден уехать из страны. Трудно назвать страну, где его не арестовывали бы за политические выступления, откуда бы его не высылали, куда не давали бы визу.
Несколько лет он прожил в Риме, где активно снимался в «ковбойских фильмах о Диком Западе» итальянского производства. В середине 1960-х годов он впервые приехал в Советский Союз и с тех пор стал здесь частым гостем. Однажды даже побывал с концертами на БАМе. В одном из своих интервью он пошутил: «Мой соотечественник Джон Рид написал знаменитую книгу о России «Десять дней, которые потрясли мир». И хотя я, в отличие от своего однофамильца, не писатель, я бы мог написать небольшую книжку под названием «Девятнадцать дней на БАМе, которые потрясли Дина Рида». О поездке был снят документально-музыкальный фильм «Я желаю вам счастья».
Популярность Рида в СССР была огромной. Лишь в сопровождении 20 милиционеров ему удалось покинуть зал после первого концерта своего третьего советского турне. Его пластинки продавались миллионными тиражами. На тот момент не было другого американца, который пользовался бы в Советском Союзе таким успехом, как этот 33-летний бывший ковбой с ранчо.
В 1973 году Дин Рид поселился в ГДР, где продолжал петь, играть в кино, а также снимал собственные фильмы, не оставляя и политической борьбы в соответствии со своими убеждениями. Наиболее известный его фильм «Певец» – биографический фильм о его чилийском друге-певце Викторе Хара. В ГДР он снялся в известных каждому советскому зрителю фильмах «Пой, ковбой, пой», «Из жизни одного бездельника» и «Братья по крови», где его партнером был легендарный югославский киноактер Гойко Митич.
Скончался Дин Сирил РИД в 47 лет так же странно, как и жил, 13 июня 1986 года при невыясненных до сих пор обстоятельствах.
22 сентября
В 1900 году родился Сергей Иванович ОЖЕГОВ (в посёлке Каменное, Тверская губерния; ныне город Кувшиново), советский лингвист, лексикограф, доктор филологических наук, профессор. Автор выдержавшего множество изданий «Толкового словаря русского языка».
* * * * *
В канун I-й мировой войны семья переехала в Петроград, где Сергей закончил гимназию. Затем он поступил на филологический факультет Петроградского университета, но занятия вскоре были прерваны – Ожегова призвали на фронт. Участвовал в боях на западе России, на Украине. Военную службу окончил в 1922 году в штабе Харьковского военного округа и сразу же возобновил занятия на факультете языкознания и материальной культуры в университете.
В 1926 году окончил филологический факультет Ленинградского университета, и по представлению своих учителей В. Виноградова и Л. Щербы был рекомендован в аспирантуру Института истории литератур и языков Запада и Востока.
Основным объектом его научных трудов являлась разговорная русская речь во всех ее проявлениях. Он серьезно занимался исследованием истории русского литературного языка, исторической грамматики, лексикологии, орфоэпии, языка русских писателей, орфографии и фразеологии.
С конца 1920-х годов начал работу над составлением «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова, на базе которого Ожегов создал один из самых известных и популярных словарей – однотомный «Словарь русского языка», который фиксирует современную общеупотребительную лексику, демонстрирует сочетаемость слов и типичные фразеологизмы. Словник словаря Ожегова лёг в основу многих переводных словарей.
Первое издание «Словаря русского языка» Ожегова вышло в 1949 году, и популярность словаря начала сразу быстро расти. С того времени и, в частности, по 1991 год «ожеговский» словарь выдержал 23 издания, общим тиражом свыше 7 млн. экз. От издания к изданию Ожегов перерабатывал свой словарь, стремясь улучшить его как универсальное пособие по культуре речи. До последних дней жизни ученый неустанно работал над совершенствованием своего детища.
Основные труды Ожегова посвящены русской лексикологии и лексикографии, истории русского литературного языка, социолингвистике, культуре русской речи, языку отдельных писателей (П.А. Плавильщикова, И.А. Крылова, А.Н. Островского) и др.
С 1952 года Ожегов – заведующий сектором культуры речи Института русского языка при Академии Наук СССР. В это же время издавались под его редакцией и в соавторстве знаменитые словари произносительных норм – «Орфографический словарь русского языка», «Русское литературное произношение и ударение», «Правильность русской речи», сборники «Вопросы культуры речи».
По инициативе Сергея Ивановича в 1958 году в Институте русского языка была создана Справочная служба русского языка, отвечающая на запросы организаций и частных лиц, касающихся правильности русской речи.
Социолингвистические исследования Ожегова послужили основой для выдвижения им научной проблемы «Русский язык и советское общество». Монография в 4-х книгах «Русский язык и советское общество. Социолого-лингвистическое исследование» была опубликована в 1968 году, уже после его смерти.
Ожегов был прирожденным и неутомимым лексикографом, наделенным особым дарованием словарника, обладавшего тонким чутьем слова. Обладая феноменальной памятью, он знал множество бытовых, исторических, областных и сугубо специальных реалий, стоящих за лексикой русского языка.
Скончался Сергей Иванович Ожегов 15 декабря 1964 года в Москве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_сентября #О__
22 сентября
В 1791 году родился Майкл ФАРАДЕЙ (в Лондоне), английский физик-экспериментатор и химик. Член Лондонского королевского общества и множества других научных организаций, в т.ч. иностранный почётный член Петербургской академии наук.
Им открыта электромагнитная индукция, лежащая в основе производства электричества и многих его применений. Создал первую модель электродвигателя. Среди других его открытий – первый трансформатор, химическое действие тока, законы электролиза, действие магнитного поля на свет, диамагнетизм.
Первым предсказал электромагнитные волны. Ввёл в научный обиход термины: ион, катод, анод, электролит, диэлектрик, диамагнетизм, парамагнетизм и др.
Фарадей – основоположник учения об электромагнитном поле, которое затем математически оформил и развил Максвелл.
Русский физик А.Г. Столетов так охарактеризовал значение Фарадея в развитии науки: «Никогда со времен Галилея свет не видал стольких поразительных и разнообразных открытий, вышедших из одной головы».
* * * * *
Скромные доходы семьи не позволили Майклу окончить школу. В 14 лет он пошёл работать в книжную лавку, обучался переплётному ремеслу. Семь лет работы в мастерской стали для юноши годами напряженного самообразования. Он читал все переплетаемые им научные труды по физике и химии, а также статьи из «Британской энциклопедии».
Важным этапом в жизни Фарадея стали посещения Городского философского общества (1810-11 годы), где он слушал научно-популярные лекции по физике и астрономии. В 1812 году один из посетителей подарил ему билет на цикл публичных лекций в Королевском институте знаменитого химика и физика Гемфри Дэви.
Майкл не только выслушал, но записал и переплёл 4 лекции Дэви, которые послал ему вместе с просьбой взять его на работу в Королевский институт. Профессор, сам прошедший путь от ученика аптекаря до лорда, удовлетворил просьбу Майкла, пригласив на место лаборанта. Свои служебные обязанности Фарадей исполнял настолько тщательно и умело, что вскоре стал незаменимым помощником Дэви.
В 1813 году Фарадей вместе с профессором отправился в двухлетнее путешествие по научным центрам Европы. Дэви как знаменитость мирового масштаба приветствовали многие выдающиеся учёные того времени (А. Ампер, М. Шеврель, Ж.Л. Гей-Люссак, А. Вольта и др.). Некоторые из них обратили внимание на блестящие способности молодого англичанина.
После возвращения Фарадей приступил к интенсивной работе в должности ассистента. Его отличали трудолюбие, методичность, тщательность исполнения экспериментов, стремление проникнуть в сущность исследуемой проблемы. В первой половине XIX века Фарадей заслужил славу «короля экспериментаторов». Всю жизнь он вёл аккуратные лабораторные дневники своих опытов (изданы в 1931 году), всего Фарадей провёл за свою жизнь около 30 тыс. экспериментов.
В 1816 году появилась первая печатная работа Фарадея, а через 3 года число публикаций превысило 40, преимущественно по химии. Завязывается переписка Фарадея с крупными европейскими химиками и физиками.
Начиная с 1820 года, его экспериментальные исследования перемещаются в область физики. Несколько значительных работ по физике, опубликованных в 1821 году, показали, что Фарадей сложился как крупный учёный. Главное место среди них занимала статья об изобретении электродвигателя, с которой фактически началась промышленная электротехника.
Фарадея чрезвычайно увлекла проблема исследования связей между электричеством и магнетизмом. После серии опытов он в 1821 году опубликовал трактат «О некоторых новых электромагнитных движениях и о теории магнетизма. Имя Фарадея становится всемирно известным.
В 1824 году он был избран членом Лондонского королевского общества. Признанием научных заслуг Фарадея стало избрание его членом-корреспондентом Парижской АН. В 1825 году Дэви решил оставить руководство лабораторией Королевского института и рекомендовал назначить Фарадея директором физической и химической лабораторий.
Несмотря на всемирную славу, Фарадей до конца жизни оставался скромным и добросердечным человеком. Он отклонил предложение возвести его в рыцарское достоинство, дважды отказался стать президентом Королевского общества. Во время Крымской войны правительство Великобритании предложило ему участвовать в разработке химического оружия против русской армии, но Фарадей с возмущением отверг его как аморальное. Он вёл непритязательный образ жизни и часто отклонял выгодные предложения, если они мешали ему заниматься любимым делом.
В 1848 году королева Виктория предоставила Фарадею в пожизненное пользование дом, входящий в дворцовый комплекс Хэмптон-Корт, где он и провёл последние годы жизни.
В его честь Британское химическое общество учредило медаль Фарадея – одну из почётнейших научных наград.
Скончался Майкл Фарадей за письменным столом 25 августа 1867 года.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_сентября #Ф__