23 августа
В 1933 году родился Герман Моисеевич ГОЛЬД /имя при рождении – Гернадий/ (в Курске), советский живописец еврейского происхождения, рисовальщик и акварелист. Член Союза художников СССР. Живёт (с 1980 года) и работает в Киеве.
Его творчество, с ярко выраженными национальными мотивами, с характерным выразительно-динамичным письмом, стало органичной частью современного искусства, обогащая его палитру живописными и духовными исканиями.
* * * * *
Выходец из семьи военного, он, много переезжая по стране, с юности почувствовал особую любовь к жизни тихой провинции. Гольд рано сложился как художник-романтик, выработав свою индивидуальную пластическую манеру, основанную на экспрессивно-выразительной тональной живописи преимущественно крупноформатных полотен, отличающихся насыщенным колоритом.
Пройдя основательное обучение в Елецком художественное училище, он совершенствовался под руководством народного художника СССР Н.Н. Жукова в Москве, живя в его мастерской.
Герман Гольд – это имя впервые прозвучало ещё в конце 1960-х годов, когда на всесоюзной выставке в Москве появился портрет командира легендарного авиаполка «Нормандия-Неман» Жана Луи Тюляна. Молодой художник, за плечами которого была лишь служба в армии и неполный курс обучения в художественном училище, выставил работу, написанную на одном дыхании, обнаружившую мощную одаренность, страсть и изысканный вкус, работу, выпадавшую из всего, что было выставлено в портретном жанре того времени.
С конца 1960-х годов Гольд начинает создавать еврейский цикл своих работ. Излюбленной техникой является масляная живопись, но и акварелью он владеет мастерски. Отличаясь умением почувствовать и выразить главное в облике и характере портретируемого человека, создавая тематические композиции, исполненные глубокого чувства и философского смысла, художник обладает и тонким лирическим чутьем пейзажиста, воспевая неповторимую поэзию и неброскую красоту старинных городков, неразрывную связь человека и окружения.
Работы Германа Гольда находятся в музеях и галереях России и Украины, Российской Академии наук, Центральном музее Вооруженных Сил России, Национальном музее литературы Украины, в Киевском музее Русского Искусства, музеях Франции, Греции, Израиля, США, а также в частных собраниях по всему миру. Художник принадлежит к немногим еврейским мастерам современности, вошедшим в легендарную Всемирную энциклопедию художников всех времен и народов – «Allgemeines Künstler-Lexicon».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_23_августа #Г__
23 августа
В 1876 году родился Оскар ГИЛЬЯ (в Ливорно, Тоскана), итальянский художник.
Отец художника Валентино Гильи, дед гитариста Оскара Гильи.
* * * * *
После смерти отца, он ребенком начал работать в литейном цехе, но проблемы со здоровьем заставили его отказаться от этого. Оскар начал рисовать карандашами, которыми он торговал в качестве разносчика.
Этому он учился у Уго Манарези, а после переезда во Флоренцию – у Джованни Фаттори, вместе с Амедео Модильяни. В 1901 году дебютировал на международной выставке в Венеции, представив автопортрет, и в последующие семь лет работал преимущественно в портретном жанре. Портреты в его исполнении обрели благодать у зрителей и критиков.
В тот же период Гилья примкнул к кругу символистского журнала «Леонардо» Джованни Папини и Арденго Соффичи, испытав влияние Арнольда Бёклина и Франца фон Штука, Валлотона.
Художник также обрашал особое внимание на интерьеры и натюрморты.
На время I-й мировой войны он уединился в городке Кастильончелло, а по её окончании стал восприниматься уже как представитель ушедшей эпохи.
Скончался Оскар ГИЛЬЯ 14 июня 1945 года во Флоренции.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_23_августа #Г__
23 августа
В 1873 году родился Василий Васильевич ГЕЛЬМЕРСЕН (в Санкт-Петербурге), библиотекарь, художник-силуэтист, автор иллюстраций к роману «Евгений Онегин».
* * * * *
Выходец из старинного немецкого дворянского рода, он обучался на гимназическом отделении Петришуле. В 1892 году поступил на юридический факультет Петербургского университета, по окончании которого определился на службу в контроль Министерства Императорского Двора. Продвинулся по служебной лестнице от помощника бухгалтера до надворного советника, камер-юнкера в 1908 году. Однако бюрократическая карьера не привлекала Василия Гельмерсена, и в 1914 году ему удалось перейти на работу в дворцовую библиотеку Николая II старшим помощником заведующего библиотекой.
К тому времени он был уже известен как художник, автор силуэтов. С начала 1900-х годов его работы выставлялись на выставках в Академии художеств. Гельмерсен стал известен за рубежом. Им созданы иллюстрации к произведениям: «Евгений Онегин» и «Выстрел» Пушкина, «Война и мир» Толстого, «Мёртвые души» Гоголя, «Герой нашего времени» Лермонтова.
После Октябрьской революции и национализации дворцовой библиотеки, Гельмерсен был назначен её заведующим. В 1923 году он стал научным сотрудником Русского музея, а через 2 года перешёл на работу в Академию наук.
В 1929 году Василий Васильевич попал под кампанию по выявлению «социально-чуждых и контрреволюционных элементов» и был уволен, а в 1930 году – арестован. Отбывал заключение на Соловках и в Медвежьегорске на строительстве Беломорско-Балтийского канала. О нём сохранились упоминания других заключённых.
«В бараке для актеров помещалось до ста человек. Здесь жили и работники редакции газеты «Перековка». Среди них были исключительно интересные люди: литераторы, философы, ученые. Особенно запомнился художник Гельмерсен Василий Васильевич – бывший библиотекарь царя, маленький, худенький старичок лет 90, всегда улыбающийся, приветливый, остроумный, энергичный. Он когда-то был почетным членом разных заграничных академий, магистр, доктор-филолог, свободно владел многими иностранными языками, потрясающе знал историю всех времен и народов, мог часами наизусть цитировать главы из Библии, декламировал Державина, Пушкина, Блока и ещё вырезал ножницами из черной бумаги стилизованные силуэты из «Евгения Онегина»: Татьяна, Ольга, Ленский… С закрытыми глазами!» (В.Я. Дворжецкий «Пути больших этапов: записки актера»).
В лагере Василий Васильевич ГЕЛЬМЕРСЕН был вторично осуждён и расстрелян 9 декабря 1937 года (ст. Медвежья Гора, урочище Сандармох, Карелия).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_23_августа #Г_
23 августа
1850 года родился Эмиль Генрих ГОГАРТЕН /иногда – Анри или Генри Гогартен/ (в городе Линц-на-Рейне), немецкий художник-пейзажист.
* * * * *
Живописи он обчался у Освальда Ахенбаха в Дюссельдорфской академии.
В период 1874-1877 годов жил в Париже. Затем Гогартен вернувшись в Германию, обосновался в Гамбурге. С 1889 года поселился в Мюнхене, где вскоре присоединился к колонии художников в Дахау.
Художник, начиная с 1880 года, регулярно выставлялся в Берлине и в Дрезденской Академии.
Скончался Эмиль Генрих ГОГАРТЕН 16 ноября 1911 года в Мюнхене.
23 августа
В 1932 году родился Давид Янович ЧЕРКАССКИЙ (в городе Шпола, Черкасская область, Украинская ССР), советский и украинский художник-мультипликатор, режиссёр и сценарист. Народный артист Украины.
* * * * *
Выходец из семьи заместителя украинского наркома юстиции, Давид окончил Киевский инженерно-технический институт, и некоторое время работал инженером-строителем. Но он с детства хотел заниматься мультипликацией и потому в 1959 году пришёл работать на студию «Киевнаучфильм» в открывающееся отделение мультипликации в качестве аниматора. Черкасский стажировался в Москве на студии «Союзмультфильм».
За его режиссёрским дебютом в 1964 году последовали другие мультфильмы, в т.ч. сериалы «Приключения капитана Врунгеля», «Доктор Айболит» и двухсерийный «Остров сокровищ».
Давид Янович привёл на студию многих талантливых людей, например, Владимира Дахно (автор серии мультфильмов «Казаки»), в его фильмах начал работать Александр Татарский (автор мультфильмов «Пластилиновая ворона», «Падал прошлогодний снег»).
Сам Черкасский работает в рисованной технологии. В своих фильмах Черкасский использовал несколько новаторских для советского кинематографа приёмов. Он совмещал в кадре мультипликацию и игровые съёмки. Делал трёхмерные «пролёты», имитирующие панорамирование в художественном кино, создавая такой эффект, словно камера летает вокруг персонажей. В его фильмах рисовались звуки, вроде «Бум», «Бац» и т.д., как в комиксах.
В 1990-е годы, после прекращения госфинансирования, Давид Черкасский стал заниматься рекламными роликами.
С 1989 года Черкасский является сопрезидентом (вместе с Эдуардом Назаровым) Международного фестиваля анимационных фильмов «Крок». В 1998 году Черкасский снялся в фильме из цикла «Анимация от А до Я».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_23_августа #Ч__
23 августа
В 1856 году родился Леонтий Николаевич БЕНУА (в Петергофе, близ Санкт-Петербурга), русский архитектор периода эклектики, крупный педагог; автор акварелей, сепий, автолитографий. Академик архитектуры (1885), действительный член Императорской АХ (1893). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1927).
Представитель художественной династии Бенуа – сын известного профессора архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа, главного архитектора Петергофа, создателя великой станции Новый Петергоф Октябрьской (Петергофской) железной дороги, ставшей одной из первых в России.
Леонтий Николаевич последовал по пути своего отца, он стал не менее знаменит как в царской России, так и в Советской, его карьера была стремительна. Член-основатель (1903) и почётный председатель (1922-1928) Общества архитекторов-художников.
* * * * *
Леонтий окончил петербуржскую АХ с большой золотой медалью (1879), учился у архитекторов А. Резанова, А. Кракау, Д. Гримма. Творения Бенуа славятся элегантностью форм, чёткой архитектурной композицией, неизменной продуманностью художественного ансамбля.
Он не отрекался ни от какой-либо работы, связанной с творчеством. Был редактором журнала «Зодчий», одним из основателей и председателем Общества архитекторов-художников.
С самого начала творческой деятельности проявилось характерное для зодчего стремление использовать рациональные методы строительных приемов. Рационалист по своему художественному мировоззрению, Бенуа был также и одним из крупнейших представителей плеяды архитекторов-энциклопедистов – знатоков стилей прошлого.
Бенуа занимался преподаванием в АХ, где получил звание профессора, был ректором Высшего художественного училища при Академии. В училище он восстановил занятия акварельным рисунком для архитекторов, ввел лепку, предлагал учредить мастерскую монументальной живописи и начать преподавание технологии художественных работ. В дальнейшем работал в Свободных художественных мастерских, в Рисовальной школе ОПХ, в Институте гражданских инженеров.
Леонтий Николаевич проектировал в различных исторических стилях. Среди построек: Придворная певческая капелла в С.-Петербурге (1886-1889); церкви в Гусь-Хрустальном (1891-1902) и в Дармштадте (1897-1899); собор Александра Невского в Варшаве (1894-1912, разобран в 1920-1926); клиника Д.О. Отта (1899-1904); церковь Нотр-Дам де Франс (1907-1909, совместно с М.М. Перетятковичем); западный корпус Русского музея (1914-1919, при участии С.О. Овсянникова) в Санкт-Петербурге.
Он был одним из участников проекта 1910-13 годов по преобразованию Санкт-Петербурга, неуклонно участвовал во многих реконструкциях известных сооружений города. Всего в северной столице им было построено около 40 зданий.
Бенуа помог развиться таким выдающимся отечественным зодчим как О. Мунц, Ф. Лидваль, В. Гельфрейх, В. Покровский, Л. Руднев, В. Щуко, И. Фомин, А. Щусев, В. Дубенецкис, М. Лялевич и др.
Скончался Леонтий Николаевич Бенуа 8 февраля 1928 года в Ленинграде, был похоронен в некрополе Новодевичьего монастыря.
В конце 1950-х годов его прах перенесён на Литераторские мостки Волковского кладбища.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_23_августа #Б__
23 августа
В 1880 году родился Александр Степанович ГРИН /наст. фамилия – Гриневский/ (в уездном городке Слободском, Вятская губерния), великий русский писатель, представитель неоромантизма, автор философско-психологических, с элементами символической фантастики, произведений.
Создатель вымышленной страны, которую почитатели Грина назвали «Гринландия». В этой стране происходит действие многих его произведений, в т.ч. самых известных его книг – «Бегущая по волнам» и «Алые паруса».
* * * * *
В Вятке прошли детские и юношеские годы будущего писателя. Нельзя сказать, что они были безоблачными и счастливыми.
Из Александровского реального училища, куда Саша поступил в 1889 году, его исключили через 2 года за несколько четверостиший, высмеивавших преподавателей. Отцу удалось устроить его в городское четырехклассное училище, ставшее единственным учебным заведением, которое окончил будущий литератор. Больше Грин нигде и никогда не учился.
Он читал Купера, Майна Рида, Стивенсона, Виктора Гюго, Чарлза Диккенса, Эдгара По, русских классиков и мечтал, мечтал... Его привлекала романтика дальних странствий, манили приключения. В 1896 году он уехал в Одессу. Александр, любивший море, надеялся поступить в Одесские мореходные классы, но опоздал: прием был уже закончен.
Начались годы скитаний. Он сменил множество занятий: был банщиком, грузчиком, чернорабочим, маляром, рыбаком, лесорубом и плотогоном, гасильщиком нефтяных пожаров в Баку, золотоискателем на Урале, переписчиком ролей и актером «на выходах», писцом у адвоката и, наконец, солдатом.
В конце 1901 года Александр по призыву попал в 213-й Орловский резервный пехотный батальон. Жестокие нравы, царившие там, были потом обрисованы в рассказах «Заслуга рядового Пантелеева», «Слон и моська», «История одного убийства».
Во время службы он примкнул к эсерам, с помощью которых ему удалось дезертировать. Эсеры снабдили Грина фальшивым паспортом на имя Григорьева и переправили в Киев, используя его как связного и агитатора. Все эти приключения удачно сочетались со стремлением писателя к свободе, а жизнь нелегала, полная тайн и опасностей, манила и пленяла воображение.
Агитация среди нижних чинов Черноморского флота стоила ему двух лет одиночной тюрьмы и – в 1905 году – ссылки в Сибирь на 10 лет. Но в ссылке он пробыл недолго, в октябре того же года была объявлена амнистия.
Он, продолжая жить на нелегальном положении, уехал в Петербург, где снова попал в тюрьму. На этот раз его сослали на 4 года в Туринск Тобольской губернии. Но уже на следующий день после прибытия Гриневский бежал сначала в Вятку, а оттуда – снова в Петербург. Там он впервые заявил о себе как писатель, сошелся с журналистами, литераторами, близко познакомился с А.И. Куприным. В 1908 году вышел первый сборник рассказов Грина «Шапка-невидимка», а в 1910 году еще один – «Рассказы». Его заметила и положительно оценила критика.
На взлете творческой деятельности Александра Грина вновь настигла рука полиции. В 1910 году за проживание по чужому паспорту и за побег его на 2 года ссылают в Архангельскую губернию. Октябрьская революция застала писателя уже в Петрограде. Воодушевленный ею поначалу, он быстро разочаровывается.
В 1919 году его, тогда уже известного литератора, призвали в Красную армию, где он пробыл до весны 1920 года, изрядно хлебнув горя и бедствий: физическое истощение, туберкулез, сыпной тиф.
С 1921 по 1924 год Грин живет в Петербурге в знаменитом доме на Мойке, служившим прибежищем многим представителям литературных кругов (именно там собирались знаменитые «Серапионовы братья»).
Здесь создавалась одна из пленительнейших сказок русской литературы «Алые паруса». Соседями писателя были в то время Н.С. Тихонов, В.Б. Шкловский, Гумилев, М. Шагинян, О. Форш, В.Ф. Ходасевич, М.Л. Лозинский, В. Познер, Мандельштам, А.Л. Волынский (известный искусствовед, который за книгу о Леонардо да Винчи был избран почетным гражданином Милана).
В 1924 году Грин переехал в Крым. Там появились на свет повести «Блистающий мир», «Золотая цепь», «Бегущая по волнам», «Джесси и Морггиана», цикл рассказов.
В Крыму писатель влачил полуголодное существование. Литературный фонд СССР так и не выделил для него писательской пенсии. Начав печататься в 1906 году, он опубликовал около 400 произведений.
Скончался Александр Степанович Грин 8 июля 1932 года в Старом Крыму.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_23_августа #Г__
23 августа
1741 года родился ЛАПЕРУЗ /полное имя – Жан-Франсуа де Гало, граф де Ла Перуз/ (в поместье Го, округ Альби), великий французский мореплаватель, офицер военно-морского флота.
Погиб со всем составом возглавляемой им морской кругосветной экспедиции в 1788 году у острова Ваникоро группы Санта-Крус.
Его именем назван пролив Лаперуза.
* * * * *
В возрасте 15 лет поступил в Королевскую военно-морскую Академию в Бресте. В 17 лет, ещё до окончания обучения, принял участие в Семилетней войне, побывав в различных сражениях близ берегов Северной Америки.
В 18 лет во время битвы при Кибероне был ранен и взят в плен. Впоследствии провёл 5 лет на островах Иль-де-Франс (ныне – Маврикий), где выполнял различные поручения. В качестве капитана «Сены» совершил два плавания в Индию, во время которых встретил свою будущую жену Элеонору Бруду, креолку по происхождению.
В 1782 году, во время экспедиции в Гудзонов залив, блестяще показал свои способности, захватив два английских форта.
После подписания мирного Парижского договора военно-морской министр Франции де Кастри и лично король Людовик XVI предложили ему возглавить кругосветную морскую экспедицию, целью которой стало бы упорядочение открытий, сделанных Джеймсом Куком в Тихом океане, и «снискание дружбы вождей далёких племен». Он согласился.
Дав согласие, Лаперуз 1 августа 1785 года вышел из Бреста на двух фрегатах «Буссоль» («Компас») и «Астролябия» по 500 тонн водоизмещения каждый, имея команду в 220 человек, в состав которой помимо собственно офицеров и матросов входили: астроном, врач, три натуралиста, математик, три художника и даже несколько священников с техническим образованием.
Перед экспедицией стояли многочисленные задачи – географические, этнологические, экономические (изучение возможности охоты на китов и сбора пушнины), политические – возможность основания французских баз и совместной с испанскими союзниками колонизации Филиппин. Программа экспедиции включала плавания в северной и южной частях Тихого океана с посещением Дальнего востока и Австралии.
6 сентября 1787 года «Буссоль» и «Астролябия» бросили якорь в Петропавловске, где Лаперуз и его люди встретили самый радушный приём со стороны гарнизона порта под командованием прапорщика Хабарова. «Я не мог бы в собственной стране, у моих лучших друзей, встретить более тёплый приём, чем здесь, на Камчатке», – писал Лаперуз в письме французскому послу в Петербурге.
Последние известия о ЛАПЕРУЗЕ и членах его команды относятся к январю 1788 года: вплоть до 1826 года их судьба оставалась неизвестной.
Поиски продолжались около 40 лет, пока английский капитан Питер Диллон не обнаружил на острове Ваникоро следы кораблекрушения.
Роль Лаперуза в исследовании Тихого океана огромна, он значительно обогатил географические и этнографические знания европейцев о малоизученных землях, прежде всего о Татарском побережье, Сахалине и Курильских островах, а также доказал несостоятельность представлений о существовании многих гипотетических островов, нанесенных на старые карты.
В отличие от ряда своих предшественников, он выступал как исследователь, а не как завоеватель, умел устанавливать контакт с аборигенами и никогда не выдвигал претензий на какие-либо территории, если они были населены.
Имя Лаперуза увековечено во многих географических названиях: его носят гора и ледник в юго-восточной части Аляски, пролив между Сахалином и Хоккайдо и др.
* * * * *
В 1964 году научная экспедиция во главе с вулканологом Гаруном Тазиевым (Бельгия) записала передававшиеся из поколения в поколение рассказы островитян о гибели экспедиции Лаперуза. Из них следовало, что часть команд спаслась, а четверо матросов прожили достаточно долго и умерли в 1825 году.
23 августа
В 1912 году родился Джин КЕЛЛИ /полное имя – Юджин Карран Келли/ (в Питсбурге, США), звезда американского мюзикла, актер, танцор, певец, хореограф, режиссер и продюсер.
Широко известен своей ролью в знаменитом мюзикле «Поющие под дождём», хотя был звездой Голливуда в 1940-е и 1950-е годы, создав за это время десятки замечательных фильмов, вошедших в золотой фонд мирового кинематографа.
* * * * *
С детства он был подвижным мальчиком, любил игры, увлекался спортом. Его любимыми видами были хоккей, футбол, плаванье, бейсбол.
Но родители решили направить этот поток энергии в другое русло, и 8-летнего Джина Келли отдали в танцевальную школу. Там ему, наряду с хореографией, преподавали основы музыки, пения, актерского мастерства. После окончания танцевальной школы он поступил в 1929 году в Пенсильванский колледж для углубленного изучения журналистики.
Разразившийся кризис заставил Джина Келли помогать своей семье: преподавал хореографию, ставил красочные шоу в Питсбургском театре, работал режиссером. При этом он продолжал обучение в университете и в 1933 году получил степень бакалавра экономики.
Красочные шоу, музыку и танцы было сложно совмещать с работой в конторе, и Джин Келли сделал свой выбор в пользу общедоступного искусства.
Он выступает на сценах Бродвейских театров, в оперетте. Первый успех на Бродвее пришёл к Келли в мюзикле «Pal Joey». Благодаря Дэвиду О. Селзнику он перебирается в Голливуд и начинает сниматься кино. Дебют Джина Келли состоялся в 1942 году в музыкальном фильме известного режиссёра-хореографа Басби Беркли «Для меня и моей подруги» с участием Джуди Гарленд.
В период 1949-57 годов актёр с отличными вокальными и хореографическими данными, проявивший себя также как талантливый режиссёр и хореограф, создал в сотрудничестве с режиссёрами Стенли Доненом и Винсентом Миннелли самые красивые американские музыкальные фильмы своего времени.
Среди них и блестящий голливудский мюзикл «Поющие под дождём» (1952), где Келли выступил сорежиссёром Донена, сыграл звезду кино Дона Локвуда и создал несколько хореографических номеров. Этот, а также музыкальные фильмы «Увольнение в город» (1949), «Руководство для женатого мужчины» (1967) и, классика жанра, «Хелло, Долли» (1969), снятые им, как режиссером, создали новое направление в киноискусстве, названное одним ёмким словом – «мюзикл».
По сути, Джин Келли стал основоположником жанра мюзикла в американском кино.
Его творчество было достойно оценено – это специальный приз «Оскар» за лучшую хореографию в фильме «Американец в Париже» (1951) и главный приз Берлинского кинофестиваля 1956 года.
Вместе с Джуди Гарленд и Фредом Астером Джин Келли был ярким явлением музыкального кинематографа пятидесятых годов ХХ века.
После 1957 года он сосредоточился преимущественно на режиссёрской работе.
Скончался Джин Келли 2 февраля 1996 года в Беверли-Хиллз (США).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_23_августа #К__