23 декабря
В 1900 году родился Марк АЛЛЕГРЕ (в Базеле, Швейцария), французский кинорежиссёр, славившийся умением обнаруживать таланты.
Найдя талантливого актёра, он делал из него «звезду». К числу таких «звёзд» принадлежат Симона Симон, Мишель Морган, Жан-Пьер Омон, Даниэль Делорм, Жерар Филип, Жанна Моро и Бриджит Бардо.
* * * * *
Выходец из семьи протестантского священника-миссионера Эли Аллегре, наставника и учителя Андре Жида, известного французского писателя и лауреата Нобелевской премии по литературе, Марк окончил Школу политических наук в Париже, получив диплом по юриспруденции.
В середине 1930-х годов он сопровождал писателя А. Жида по Африке, записывая на кинопленку то, чему дал название «Вояж в Конго» короткометражный документальный фильм (1927). Это было первое соприкосновение Марка Аллегре с кино.
После этого полностью посвятил себя кинематографии. Несколько он лет работал ассистентом у Робера Флорея и Огюста Женина, а в 1931 году начал свою собственную карьеру кинорежиссёра. В первые годы звукового кино (начало 1930-х годов) Марк ставил преимущественно фильмы по пьесам, пользовавшихся успехом на сценах парижских театров: «Мадмуазель Нитуш», «Фани», «Озеро дам».
Аллегре приобрёл репутацию компетентного и точного мастера техники кино, элегантно выстраивающего все сцены. Он был прекрасным режиссёром для актёров и славился зорким взглядом при обнаружении талантов, из которых выращивал настоящих «звезд».
В отличие от брата Ива Аллегре, тоже известного режиссёра, снимавшего остросоциальные ленты, а также экранизировавшего известных писателей (А. Камю или Э. Золя), Марк был специалистом в «лёгких» жанрах. Свои лучшие фильмы он снял в 1930-е годы; в послевоенный же период в его карьере заметных успехов не было. Мелодрамы, комедии, водевили режиссёра пользовались большим успехом в прокате, в них снимались практически все «звёзды» французского кино 1930-60-х годов: Фернандель, молодой Жан Габен, Арлетти, Анни Жирардо, Катрин Денёв, Жан Маре и др.
В 1960-е годы он снял несколько документальных фильмов, а затем свой последний художественный фильм – «Бал графа д’Оржель», который был показан в 1970 году на открытии Каннского фестиваля.
Скончался Марк АЛЛЕГРЕ – открыватель талантов» – 3 ноября 1973 года в Париже, похоронен на кладбище Гонар в Версале.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_23_декабря #А__
23 декабря
В 1689 году родился Жозеф Боден де БУАМОРТЬЕ (в Тьонвиле), французский композитор, первым во Франции существовал без покровительства; врожденный ум и обаяние помогли ему не меньше, чем его талант.
Творчеству Буамортье присущи мелодика, светская элегантность и игривость ритма, которые всецело удовлетворяли запросы публики в развлекательной музыке. Многие его произведения получили признание: опера-пастораль «Дафнис и Хлоя», опера-балет «Дафна», мотеты, светские кантаты, цикл «Времена года».
В инструментальной музыке композитора много сочинений для флейты, и даже трех и пяти флейт. Буамортье – автор первого французского концерта для солирующего инструмента с оркестром.
* * * * *
Выходец из семьи военного, ставшего кондитером, он обучался музыке в Меце у известного сочинителя мотетов Жозефа Валетта де Монтиньи.
В 1713 году семья Буамортье переехала в Перпиньян, где будущий композитор в 1720 году женился на родственнице своего учителя, вышедшей из семейства удачливых ювелиров. Через 4 года молодые супруги перебралась в Париж, где вскоре Жозеф Боден де Буамортье добился места «Мастера пения» в Королевской Академии музыки и сделал карьеру композитора. Он мог поразительно быстро сочинять, что позволило ему оставить весьма обширное наследие: к 1747 году опубликовал свыше 100 инструментальных и вокальных сочинений и заработал этим немалое состояние, что вызывало иронию и зависть многих современников.
Он первым из французских композиторов использовал форму итальянского концерта, создав «Шесть концертов для пяти флейт» (1727). Он же начал писать концерты для инструмента соло – виолончели, альта, фагота, но всем другим предпочитал флейту.
Буамортье обладал всеми необходимыми качествами, чтобы стать совершенным мастером, но беспечность и некоторая рассеянность мешали ему усердно работать со своим природным дарованием. Зная свои недостатки, он откровенно говорил директорам Королевской Академии музыки: «Господа, вот моя партитура, сделайте с ней все, что вы можете, потому что я понимаю в том, как показать это в более выгодном свете, не более самого маленького мальчика из хора!»
С 1753 года, после победы итальянизирующей оперной школы в так называемой войне буффонов, композитор отошёл от активного сочинительства.
Скончался Жозеф Боден де БУАМОРТЬЕ 28 октября 1755 года в Руасси-ан-Бри (департамент Сена и Марна).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_23_декабря #Б__
23 декабря
В 1922 году родился Михаил Яковлевич БУДКЕЕВ (в селе Овсянниково, Алтайский край), советский и российский живописец, работающий в жанре тематического пейзажа, портрета и натюрморта. Народный художник Российской Федерации. Член Союза художников России с 1961 года.
Будкеев продолжает традиции русского пейзажа. Творческий метод художника сформирован на основе углубленного изучения натуры. Лиризм, гармония – основные настроения его произведений.
* * * * *
Художественное образование Михаила – студийное. Окончил в городе Канск военную летную школу и Новосибирское военно-пехотное училище.
Участник Великой Отечественной войны – в 1941 году он ушёл на фронт добровольцем, участвовал в боях на Курской дуге, где и был тяжело ранен.
После демобилизации работал в городе Бийск в художественной мастерской, затем в Бийском драматическом театре художником-декоратором и заведующим декоративным цехом.
Свои первые картины Михаил Будкеев написал, когда работал на Бийском котельном заводе. Сначала они были представлены на городской выставке, а в 1953 году выставлялись в Москве. К числу первых своих учителей он относит алтайского пейзажиста Д.И. Кузнецова.
В середине 1960-х годов Будкеев обратился к теме Горного Алтая, в 1970-х – к натюрморту, не утрачивая пейзажное восприятие мира. Художник создал живописную серию архитектурных образов города Барнаула – цикл картин «Мой Барнаул».
Большое место в его творчестве занимает монгольская тема.
В период 1971-75 годов избирался председателем правления Алтайской организации Союза художников. Академик Петровской академии наук и искусств.
C 1954 года Михаил Яковлевич БУДКЕЕВ живёт и работает в Барнауле.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_23_декабря #Б__
23 декабря
1799 года родился Карл Павлович БРЮЛЛОВ (в Санкт-Петербурге), русский художник, живописец, монументалист, акварелист, рисовальщик, представитель академизма.
Член Миланской и Пармской академий, Академии Св. Луки в Риме, профессор Петербургской и Флорентийской академий художеств, почетный вольный сообщник Парижской академии искусств.
В его портретах есть некоторая импульсивность и неуловимое движение, они приятны и не темны по колориту. Меланхолия, пронизывающая его поздние портреты, сближает Брюллова с романтиками.
Брат Александра Брюллова, архитектора, представителя стиля романтизм.
* * * * *
Выходец из семьи академика, резчика по дереву и гравёра французского происхождения Павла Ивановича Брюлло и его супруги Марии Ивановны Шрёдер, имевшей немецкие корни, Карл в период 1809-1821 годов занимался живописью в Академии художеств (был учеником А.И. Иванова).
Будучи блестящим студентом, получил золотую медаль по классу исторической живописи. К 1820 году относится его первая известная работа «Нарцисс».
В 1822 году Карл Брюллов был откомандирован в Италию на средства Общества поощрения художников. Он посетил Дрезден, Мюнхен; обосновался в Риме – жанровые картины «Итальянское утро» (1823) и «Итальянский полдень» (1827). После копии с фрески Рафаэля «Афинская школа» Брюллов приступил к работе над большой картиной с историческим сюжетом – «Последний день Помпеи» (1827-1833), заказанной ему А.Н. Демидовым. В 1828 году произошло извержение Везувия. Брюллов был в Помпеях и сделал на месте ряд эскизов: пейзажа, руин, окаменелых фигур.
К этому времени относится его знакомство с Ю.П. Самойловой, аристократкой из рода Скавронских, родственников императрицы Екатерины I. Портреты «Юлия Самойлова с воспитанницей Джованиной Пачини и арапчонком» и «Всадница» (1832), а также картина «Вирсавия» (1832) связаны с этим этапом жизни Брюллова.
В 1836 году, после путешествия по Греции и Турции, Брюллов возвращается в Россию – через Одессу в Москву и через несколько месяцев – в Петербург. В Москве он познакомился с А.С. Пушкиным.
В Петербурге его ожидал торжественный приём в Академии художеств и триумф «Последнего дня Помпеи». Картина была подарена Демидовым Николаю I, который поместил её в императорский Эрмитаж, а затем подарил Академии художеств (в настоящее время она находится в Русском музее).
До 1849 года Брюллов жил и работал в Петербурге. Он – профессор Академии художеств, модный портретист; расписывал лютеранскую церковь на Невском проспекте, Исаакиевский собор, писал большую картину «Осада Пскова» (1839-1843; не окончена).
Им написаны многочисленные портреты: Н.В. Кукольника (1836), В.А. Жуковского (1837-1838), И.А. Крылова (1839), Ю.П. Самойловой с воспитанницей (1839), «Автопортрет», (1848).
В Петербурге здоровье Брюллова сильно пошатнулось. В 1849 году он покинул Россию и уехал лечиться на остров Мадейру. Художник совершил поездку по Испании.
В 1850 году Брюллов возвратился в Италию. К наиболее важным работам этого периода относятся портреты членов семьи Титтони и «Портрет Микеланджело Ланчи».
Скончался Карл Павлович БРЮЛЛОВ 23 июня 1852 года в местечке Манциана под Римом. Похоронен на протестантском кладбище Тестаччо.
23 декабря
В 1790 году родился Жан-Франсуа ШАМПОЛЬОН (в Фижаке, современный департамент Ло), французский историк-ориенталист и лингвист, основатель египтологии. Член Французского географического общества. Почётный член Российской Императорской Академии наук (1827).
Расшифровал текст Розеттского камня, что дало возможность чтению египетских иероглифов и дальнейшему развитию египтологии как науки.
Главный лингвистический труд Шампольона – «Египетская грамматика» («Grammaire Egyptienne»).
* * * * *
Интерес к древней истории на волне усилившегося внимания к Древнему Египту после Египетской кампании Наполеона Бонапарта 1798-1801 годов у него развил старший брат – археолог Жак-Жозеф Шампольон-Фижак, библиотекарь и профессор палеографии.
К 16-летнему возрасту он изучил 12 языков и представил Гренобльской Академии свой научный труд «Египет при фараонах» (издан в 1811), в котором показал основательное знание коптского языка. В 20 лет Шампольон свободно владел французским, латинским, древнегреческим, еврейским, арабским, коптским, зендским, пехлевийским, сирийским, арамейским, фарси, амхарским, санскритом и китайским языками.
10 июля 1809 года – в 19-летнем возрасте – он стал профессором истории в Гренобле. Его брат Жак, ревностный бонапартист, после возвращения Наполеона Бонапарта с острова Эльба был назначен личным секретарём императора. Войдя 7 марта 1815 года в Гренобль, Наполеон встречался с братьями Шампольон и заинтересовался исследованиями Жана-Франсуа.
В 1821 году Шампольон переселился в Париж. Он принял активное участие в поисках ключа к расшифровке египетских иероглифов, интерес к которым усилился после открытия Розеттского камня (плита с благодарственной надписью жрецов Птолемею V Эпифану, датируемой 196 годом до н.э.).
Благодаря проведённой им расшифровке текста Розеттского камня (14 сентября 1822 года) стало возможным чтение египетских иероглифов.
В своём труде «Письмо господину Дасье относительно алфавита фонетических иероглифов» Шампольон подвёл итог своим первым исследованиям в области расшифровки иероглифов. Появление следующего труда «Краткий очерк иероглифической системы древних египтян или исследования элементов этого письма» (1824) стало началом существования египтологии.
Работы Шампольона активно поддержал и пропагандировал его учитель Сильвестр де Саси, непременный секретарь Академии надписей, который сам ранее потерпел неудачу при попытке дешифровать Розеттский камень.
В 1826 году Шампольону было поручено организовать первый музей, специализирующийся на египетских древностях, а в 1831 году ему была предоставлена первая кафедра египтологии. В 1828-29 годах совместно с итальянским лингвистом Ипполито Роселлини он совершил свою первую экспедицию в Египет и Нубию. Во время экспедиции Шампольон изучил огромное количество древнеегипетских памятников и надписей, плодотворно работал над сбором и исследованием эпиграфического и археологического материала.
Но во время командировки в Египет он окончательно подорвал своё слабое здоровье.
Скончался Жан-Франсуа Шампольон в результате инсульта 4 марта 1832 года в Париже в возрасте всего 41 года, так и не успев систематизировать результаты своей экспедиции, изданные уже после его смерти в 4-х томах под названием «Памятники Египта и Нубии».
С 1986 года в Фижаке существует музей основателя египтологии.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_23_декабря #Ш__
23 декабря
В 1858 году родился Владимир Иванович НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО (в Озургети, Кутаисская губерния), российский и советский театральный режиссёр, педагог, драматург, писатель, театральный критик и театральный деятель. Народный артист СССР (1936).
Является одним из основателей Московского Художественного театра (МХТ, ныне МХАТ).
Его именем назван Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
Брат писателя Василия Ивановича Немировича-Данченко.
* * * * *
Выходец из семьи дворянина, помещика Черниговской губернии, офицера Российской армии, служившего на Кавказе, Владимир в 1876 году с серебряной медалью окончил гимназию и поступил в Московский университет – сначала на физико-математический, а затем на юридический факультет. Но, ни физиком, ни юристом не стал.
В 1877 году он выступает как театральный критик. Его первая пьеса «Шиповник», написанная в 1881 году, была поставлена через год Малым театром. Затем вышли повести и романы «Мгла», «Старый дом», «Губернаторская ревизия», «Драма за сценой» и др. Большой популярностью пользовались драмы, они ставились в Александринском и Малом театрах. В год премьеры чеховской «Чайки» (1896) Немирович-Данченко отказался от Грибоедовской премии за свою пьесу «Цена жизни», объявив, что пьеса А.Чехова более достойна этой премии.
В 1891-1901 годах Владимир Иванович преподавал на драматическом отделении Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества (ныне – ГИТИС). Среди его учеников Иван Москвин, Ольга Книппер и Всеволод Мейерхольд.
Знаменитая встреча Немировича-Данченко и Станиславского состоялась 22 июня 1897 года в московском ресторане «Славянский базар» и продолжалась 18 часов. Разговор шёл о возможности создания нового театра в Москве.
В 1898 году был создан Московский художественно-общедоступный театр (МХТ). Владимир Иванович привлек к сотрудничеству А.П. Чехова, А.М. Горького, Л.Н. Толстого.
После Октябрьской революции Немирович-Данченко продолжил активную работу в качестве театрального деятеля, стал одним из основателей и редакторов журнала «Культура театра».
В организованной им в 1919 году Музыкальной студии (Музыкальный театр им. Вл.И. Немировича-Данченко с 1926 года) поставил такие знаменитые спектакли, как «Юлий Цезарь», «Брандт», «Братья Карамазовы», «Пугачевщина», «Воскресение», «Враги», «Анна Каренина», «Три сестры» и др.
В 1925 года студия выезжала на гастроли сначала в Европу (Берлин), а затем в США. По возвращении на родину она лишилась помещения, что для Немировича-Данченко стало творческой драмой, и он принял предложение американской кинофирмы приехать в Голливуд. Вместе с женой их поселили на вилле, Владимир Иванович заключил контракт с «Юнайтед артистс». Он сочинял сценарии, готовился к съемкам и встречался с голливудскими знаменитостями, однако ни один из написанных Немировичем-Данченко для Голливуда киносценариев не был снят.
В январе 1928 года он вернулся в Москву со словами: «Творить можно только в России, продавать надо в Америке, а отдыхать в Европе...»
На восьмом десятке лет Немирович-Данченко много сил отдавал режиссуре.
На спектаклях МХАТа бывал И.В. Сталин. Он покровительствовал театру, а с 1928 года правительственным постановлением Немировичу-Данченко была назначена пожизненная пенсия. Владимир Иванович продолжал пользоваться правом свободного выезда за границу.
До конца жизни Немирович-Данченко возглавлял МХАТ, будучи его директором и художественным руководителем.
В 1941 году после начала Великой Отечественной войны режиссер переехал в Нальчик, затем в Тбилиси, но уже в сентябре 1942 года вернулся в Москву.
Скончался Владимир Иванович Немирович-Данченко 25 апреля 1943 года, похоронен на Новодевичьем кладбище столицы.
* * * * *
Постановлением Совнаркома СССР от 26 апреля 1943 года в целях увековечения памяти выдающегося театрального деятеля объявлено о создании Школы-студии МХАТ его имени и мемориального музея. Школа-студия была официально открыта 20 октября 1943 года, а музей в 1944 году.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_23_декабря #Н__
23 декабря
В 1968 году родился Мануэль РИВЕРА-ОРТИС (в Гуаяма, Пуэрто-Рико), американский фотограф, пуэрториканского происхождения, автор нескольких фотографических коллекций и обладатель ряда наград.
Известен своими социально-документальными фотографиями об условиях жизни людей в развивающихся странах.
* * * * *
Выходец из бедной семьи, старший из 10 детей, он вырос в жестяной хижине с земляным полом, без проточной воды. Его отец занимался сбором сахарного тростника вручную в полях (на закате дней сахарной промышленности Пуэрто-Рико) в сезон сбора тростника, а также работал в качестве трудящегося-мигранта на фермах в Новой Англии и Срединноатлантических штатов.
Когда Мануэлю исполнилось 11 лет, его родители развелись, и отец переехал с детьми в континентальную часть США (штат Массачусетс). Отрыв от его матери, которую Ривера-Ортис не видел с тех пор, наложил отпечаток на всю его последующую жизнь.
Он посещал занятия входящие в курс летней программы образования Массачусетских мигрантов в Холиокском и Спрингфилдском колледже, где ему предложили первый курс фотографии и кино. Затем семья переехала в Рочестер. Несмотря на то что его родным языком был испанский, Ривера-Ортис окончил школу Ист Хай, в которой в течение 4-х лет учился с Кимом Баттеном, и с которым они стали друзьями.
Затем он работал в качестве журналиста. В 1995 году Ривера-Ортис окончил с отличием колледж Назарета, получив степень бакалавра, а через 3 года получил степень магистра в Колумбийском университете Высшей школы журналистики. По окончании работал журналистом в газетах и журналах, но вскоре сфокусировался, главным образом, на документальной фотографии.
В 2001 году Ривера-Ортис начал путешествовать в качестве внештатного фотографа с акцентом на социальные проблемы и выставлять свои работы на фотографических выставках. Он сфокусировал свое внимание на гуманитарных вопросах, часто игнорируемых основными средствами массовой информации.
Его работы выставлялись в коллекциях нескольких музеев, в том числе в Доме Дж. Истмена, международном музее фотографии и Музее изобразительных искусств Берн. В 2004 году он получил премию «En Foco» за новые фотоработы, а в 2007 году ежегодную премию совета по искусствам и культуре Большого Рочестера.
В 2002 году он фотографировал Кубу, сравнивая условия жизни, которые он там увидел, с Пуэрто-Рико времени его юношества. На выставках были представлены фотографии, показывающие жизнь далитов («неприкасаемых») – касты в Индии и племени Аймара живущих на засушливом плато в Боливии. Он делал снимки людей от Кении до Турции и Таиланда.
Университет Пуэрто-Рико, совместно с Музеем искусств Пуэрто-Рико, включил работы Риверы-Ортиса в курс «современная фотография». В апреле 2008 года его работа появилась в журнале «Rangefinder».
В 2010 году Ривера-Ортис снимал повседневную жизнь в трущобах Мумбаи. В 2011 году он был выбран французской фотографической организацией «24h.com» для документальной съемки поминовения 11 сентября в Шанксвилле (Пенсильвания).
Мануэль Ривера-Ортис может быть отнесен к социальным реалистам, с акцентом на социальные проблемы и трудности повседневной жизни.
Его фотографии заняли места в галереях и музеях рядом с художественной фотографией.
Им основан Фонд Мануэль Ривера-Ортис («The Manuel Rivera-Ortiz Foundation for International Photography»).
В настоящее время фотограф проживает в Нью Йоре и Цюрихе.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_23_декабря #Р__
23 декабря
В 1908 году родился Юсуф КАРШ (в Мардине, Османская империя), канадский фотограф армянского происхождения, один из мастеров портретной фотографии.
В 14-летнем возрасте он с родителями был вынужден бежать из Турции в Сирию.
Через 2 года родители отправили Юсуфа в канадский Квебек к дяде Джорджу (Григору) Нагашу. Карш получает там образование, работает в студии Нагаша. Заметив фотографический талант Юсуфа, дядя направил его в Бостон учиться у фотографа-портретиста Джона Гаро.
По возвращении в Канаду Карш основывает собственную студию в центре Оттавы. Вскоре его работы привлекли разнообразных знаменитостей, однако наивысшей популярности он достиг к 1941 году, когда сделал фотопортрет Уинстона Черчилля во время визита премьера в Оттаву. Из 100 наиболее примечательных людей XX столетия, согласно «International Who’s Who» (2000), Карш сфотографировал 51.
В своих сильных портретах Юсуф Карш трансформирует человеческое лицо в легенду. Будущие историки периода между II-й мировой войной и первым спутником для большего понимания обратятся к созданным Каршем психологическим портретам государственных деятелей, ученых и художников, к портретам тех людей, кто изменял лицо и вкусы мира.
Великолепные портреты, сделанные Юсуфом Каршем, будут впечатлять будущие поколения, благодаря его художественному мастерству они будут знать, как выглядели известные личности этого периода истории.
Талант и целеустремленность сделали из Карша отличного фотографа. Он стал одним из самых знаменитых фотографов-портретистов, получил большое количество наград, почетных званий и премий. Его выставки проходят по всему миру.
В 2000 году он попал в «Книгу рекордов Гиннеса» как самый выдающийся фотограф.
Скончался Юсуф Карш 13 июля 2002 года в Бостоне (США).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_23_декабря #К__
23 декабря
В 1916 году родился Дино РИЗИ (в Милане), итальянский кинорежиссёр, один из ведущих комедиографов Италии.
Вместе с Марио Моничелли, Нанни Лоем, Луиджи Коменчини и Этторе Скола он был одним из ярчайших мастеров в жанре итальянской комедии.
* * * * *
В двенадцать лет Дино остался сиротой, которому помогли встать на ноги его родственники и друзья семьи. Став студентом-медиком, он получил диплом психолога.
Дипломированный врач, Ризи попал на съёмочную площадку благодаря Марио Сольдати, который пригласил его в качестве ассистента на свой дебютный фильм «Джакомо-идеалист».
Позднее талантливый помощник сам взялся за режиссуру своих полнометражных фильмов и дал возможность реализоваться как актерам нескольким будущим звездам, включая Софи Лорен и Витторио Гассмана.
Свой первый полнометражный художественный фильм Дино Ризи снял в 1952 году.
Несмотря на то, что он снимал в основном комедии, самой известной его картиной стал некомедийный фильм «Запах женщины» (1974). За эту ленту Ризи был номинирован на премию «Оскар» в двух номинациях.
Закончив свою карьеру в 2002 году, он выступил сценаристом, режиссером и рассказчиком к телевизионной комедии «Мисс Италия» с Кристианой Филанджьери и Алессандрой Мелони. В этом же году за свой вклад в кинематограф удостоился почетной премии «Золотой лев» на Венецианском кинофестивале.
Скончался Дино Ризи 7 июня 2008 года, на 92-м году жизни, в своём доме в Риме.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_23_декабря #Р__