24 февраля
1936 года родился Рубен Артёмович ВАРШАМОВ (в Москве), советский и российский художник-анималист, иллюстратор книг для детей, один из крупнейших мастеров отечественной книжной графики.
Более 20 лет был главным редактором юмористического журнала «Весёлые картинки» (1977-2000), проиллюстрировал свыше 70 детских книг, создал цикл рисунков по мотивам разных классических произведений.
Его работы отличаются высокой степенью достоверности, поскольку Варшамов постоянно обращался за комментариями к ученым.
* * * * *
Окончил Саратовское суворовское военное училище, затем Краснознаменное Московское общевойсковое училище. Отслужив 2 года лейтенантом в Таманской дивизии, уволился с военной службы и поступил в Московский полиграфический институт.
Начиная с 1962 года, работал иллюстратором в издательствах «Детская литература», «Малыш», «Радуга», «Росмэн» и др. С 1977 года и до конца своих дней Рубен Варшамов возглавлял детский журнал «Весёлые картинки».
Среди множества проиллюстрированных художником книг – произведения таких детских писателей, как Н. Сладков, С. Сахарнов, В. Танасийчук, В. Бианки, Ю. Коваль, Г. Остер, Э. Успенский, С. Лем.
Самым же плодотворным и удачным оказалось его сотрудничество с Ириной Яковлевой, в результате которого появились детские книги «Палеонтология в картинках», «След динозавра», «По следам минувшего» и др. Они разошлись большими тиражами и многократно переиздавались.
Рубен Артёмович автор четырех книг, которые сам же и проиллюстрировал, а также нескольких альбомов для раскрашивания. Создал несколько сюрреалистических циклов в живописи, офортах и литографии по мотивам классических произведений многих российских и зарубежных авторов.
Мир, созданный художником в своем творчестве, удивительно многогранен: в своих произведениях он изображал доисторических чудовищ и современных представителей флоры и фауны. Он был одним из лучших анималистов России, знал каждую Божью тварь, от улитки до носорога, так хорошо, что мог нарисовать по памяти в любом ракурсе. Секретом такого знания была не только феноменальная зрительная память, но и то, что он по-настоящему любил животных.
Книги с иллюстрациями Варшамова переиздавались на болгарском, монгольском, персидском, испанском, чешском, тамильском, киргизском и других языках.
Сам он был мастером парусного спорта, более 30 лет отдавший белым парусам спортивной яхты, неоднократный победитель и призер чемпионатов Москвы, России, Онежской регаты.
Скончался Рубен Артёмович ВАРШАМОВ 13 мая 2000 года в Москве после тяжёлой продолжительной болезни; похоронен на Митинском кладбище.
24 февраля
В 1836 году родился Уинслоу ХОМЕР (в Бостоне), американский художник и график, основоположник американской реалистической живописи (наряду с Томасом Икинсом). Наиболее знаменит своими морскими пейзажами; работал как маслом, так и акварелью.
Он принадлежал к первому поколению американских художников, создавших собственную американскую художественную школу: в своём творчестве, прежде всего, основывался на чисто американских сюжетах.
Хомер – крупнейшая фигура в американском искусстве XIX века, оказавшая влияние на всё последующее развитие американской живописи.
* * * * *
Когда ему было 6 лет, семья переехала в Кембридж, где отец держал магазин. Его мать была художницей-любительницей, она и стала первым учителем сына. Начальное образование Уинслоу получил в Кембридже в школе Вашингтона; прилежным учеником он не считался. К этому периоду относятся его первые опыты в рисовании.
Последовавшие в дальнейшем финансовые неудачи отца оказали серьёзное влияние на Хомера, который всю свою карьеру заботился о финансовой состоятельности и до 1875 года работал иллюстратором, хотя в это время он уже был известным художником и вполне мог себя прокормить занятиями живописью.
В 18-летнем возрасте Уинслоу принял решение не идти в университет. Вместо этого он, не имея формального образования, поступил в ученики в одну из самых известных гравировальных компаний в Бостоне. В 1859 году Хомер начал выполнять работу в качестве иллюстратора журналов, по разовым договорам (тот период совпал с наибольшим расцветом иллюстрированных журналов в США). Дополнительно стал учиться писать маслом. До 1875 года он выполнил около 200 иллюстраций в ведущих журналах.
Конец 1860-х и начало 1870-х годов стали для Хомера экспериментальными и чрезвычайно плодовитыми: проживая в Нью-Йорке, в основном рисовал иллюстрации для журналов, чем заслуживал репутацию художника.
Женщины и играющие дети – самые популярные темы для художников 1870-х годов. В дополнение к мастерству его работы маслом он начал пользоваться акварелью. Новая техника художника находит одобрение и позволяет ему отказаться от работы внештатного иллюстратора.
В 1881 году Хомер отправился в Англию; этот период сильно изменил последующие работы мастера.
Летом 1883 года художник переехал в городок Проутс-Нек, где провёл остаток жизни. Там путешествуя, зарисовывал местные виды акварелью.
В этот период он раскрыл такие сильные темы как: борьба человека с морем и отношение хрупкой человеческой жизни к вечной природе. В его работах 1880-х годов человек спорил с властью океана. Примерно в 1890 году Хомер оставил эти темы, сосредоточившись на драматичности самого моря. Эти последние работы наиболее известны из всего творчества художника.
Скончался Уинслоу ХОМЕР 29 сентября 1910 года в Проутс-Неке.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_24_февраля #Х__
24 февраля
В 1939 году родился Джон НОЙМАЙЕР (в Милуоки, штат Висконсин), танцовщик и балетмейстер американского происхождения, работающий преимущественно в Германии. Глава Гамбургского балета с 1973 года.
Окончил университет города Маркета, штат Мичиган, получив звание бакалавра по английской литературе и театроведению.Танцами занимался, будучи ещё студентом университета, после окончания которого отправился для продолжения и завершения учёбы в Лондон, в школу Королевского балета, затем в Копенгаген, в Королевский балет Дании. В 1963 году он был приглашен Джоном Кранко на положение ведущего танцовщика в труппу Штутгартского Балета, где начал свои первые хореографические опыты. С 1969 по 1973 годы он являлся директором Франкфуртского Балета, где поставил свои редакции классических спектаклей: «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта», «Дафнис и Хлоя». В 1973 году возглавил Гамбургский балет. В 1978 году открыл Гамбургскую Балетную школу при труппе театра. Значительным этапом в его творчестве стали постановки «балетов-сказок» или «балетов-легенд» («История Золушки», «Ундина», «Одиссея»). Международное признание получили его балеты на музыку симфоний Г. Малера, «Страсти по Матфею» И.Баха, «Реквием» В.Моцарта. В последние годы к числу наиболее ярких работ относятся: «Танцы Бернстайна», «Мессия», и «Нижинский».
Балеты Джона Ноймайера идут на многих сценах мира: в Парижской Опере, Американском Театре Балета, Токио Балете, Королевском Балете (Лондон), в Мариинском театре и других.
Он удостоен множества почетных званий и наград,
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_24_февраля #Н__
24 февраля
В 1613 году родился Маттиа ПРЕТИ (в Калабрии), итальянский художник.
Маттиа прибыл в Неаполь в 1627 году учиться высокому искусству живописи. Учил его Каррачиола, караваджинист, художник весьма искусный. Заметив, что ученик очень быстро освоил живопись, Каррачиола не стал эксплуатировать его в своём ателье в качестве подмастерья, как было принято в те времена, а постарался избавиться от не по годам горделивого юнца, убедив «калабрийского кабальеро» продолжить образование (и начать карьеру) подальше от Неаполя, в Риме, в цитадели последователей Караваджо. Маттеа Прети в 1630 перехал в Рим и почти сразу занял важное место в кругу художников.
В 1659 году Великий Магистр Мальтийского Ордена вытребовал Маттиа Прети на Мальту и поручил, во-первых, написать свой портрет, во-вторых, заняться росписью церквей. До самой своей смерти в 1699 году Маттиа Прети занимался этой вдохновляющей работой, имея практически карт-бланш на оформление интерьеров, а в промежутках между заданиями ездил в Европу.
Скончался Маттиа Прети 3 января 1699 года в Валлетте.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_24_февраля #П__
24 февраля
В 1671 году родился Донато КРЕТИ (в Кремоне, Ломбардия), выдающийся итальянский живописец эпохи Рококо.
В семье видели склонность мальчика к рисованию, именно это и побудило отца, отправить юного Донато в мастерскую художника Джорджо Рапарини. Через некоторое время Донато обучался в Болонье в мастерской Лоренцо Пазинелли, который оказал значительное влияние на мирровозрение молодого художника. Будучи самым молодым из студентов, достиг значительных успехов в обучении. Его заметил граф Пьетро Эрколе Фава, меценат из Болоньи, который пригласил Крети написать несколько картин для Палаццо Фава. Крети на протяжении более двадцати лет работал в их палаццо на виа Гальера.
Скончался Донато Крети 31 января 1749 года в Болонье.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_24_февраля #К__
24 февраля
В 1818 году родился Василий Иванович ШТЕРНБЕРГ (в Санкт-Петербурге), известный русский живописец, художник бытового жанра и мастер пейзажа, автор малороссийских и итальянских ландшафтных сцен.
Он был отличным рисовальщиком, акварелистом, живописцем; работал в различных направлениях художественного творчества, в том числе писал портреты.
Рисунки и акварели Штернберга многочисленны и встречаются почти во всех общественных и частных коллекциях.
* * * * *
Выходец из семьи горного чиновника, Василий сначала был вольнослушателем в Императорской академии художеств, а в 1835 году стал казённым академистом. Его педагогом в пейзажной живописи был М. Воробьев. Кроме пейзажей, Василий Штернберг занимался бытовой живописью. Создавал рисунки и карикатуры, которыми приводил в удивление товарищей и учителей.
Летние каникулы он проводил в малороссийском имении Качановка (Черниговская губерния), покровительствовавшего ему мецената Г.С. Тарновского. Результатом этих поездок было множество карандашных рисунков, акварелей и картин.
В 1837 году за эти работы, в том числе за акварель «Ярмарка в местечке Ичне» академия наградила Штернберга малой золотой медалью – картину приобрёл император Николай I для альбома супруги. В том же году, за картину «Освящение пасх в Малороссии» (также купленной императором для подарка своей дочери великой княгине Марии Николаевне) он получил большую золотую медаль и звание художника 14-го класса.
В 1840 году живописец путешествовал до Оренбурга при экспедиции графа Перовского в Хиву, а затем был отправлен в Италию, в качестве пенсионера академии. Поселившись в Риме, он продолжал усердно работать.
Скончался Василий Иванович ШТЕРНБЕРГ 20 ноября 1845 года в Риме, прожив всего 27 лет.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_24_февраля #Ш__
24 февраля
В 1892 году родился Константин Александрович ФЕДИН (в Саратове), русский советский писатель, первый секретарь и председатель правления Союза писателей СССР. Герой Социалистического Труда.
* * * * *
Выходец из семьи владельца писчебумажного магазина, он не желая идти «в коммерсанты», не раз убегал из дома. В 1911 году Константин всё же поступил в Московский коммерческий институт.
Весной 1914 года он едет в Германию совершенствоваться в знании немецкого языка, живет в Нюрнберге, где его и застигла I-я мировая война. Задержанный как гражданский пленный, Федин был интернирован в Саксонию. Давал там уроки русского языка, служил хористом и актером в театрах Циттау и Герлица.
В дальнейшем попал в обменную партию пленных и осенью 1918 года вернулся в Россию; жил в Сызрани Симбирской губернии. В феврале 1919 года организовал и редактировал литературно-художественный журнал «Отклики», сотрудничал в газетах. В Сызрани написал свои первые рассказы: «Счастье» и «Дядя Кисель». Последний был премирован в Москве на конкурсе «РОСТА» и обратил на себя внимание писателя Горького.
Осенью этого года был мобилизован на фронт и оказался в Петрограде - в самый разгар наступления Юденича. Сначала был направлен в кавалерийскую дивизию, затем переведен в редакцию газеты «Боевая правда». В 1923 году вышла первая книга Федина – сборник «Пустырь». В 1922-24 годах написал роман «Города и годы» - один из первых советских романов о путях интеллигенции в революции и гражданской войне, ставший произведением советской литературной классики.
В 1928 году совершил большую поездку по Норвегии, Голландии, Дании, Германии. Спустя 3 года, тяжелобольным, поехал в Швейцарию. Максим Горький, дружеские отношения с которым сложились еще в 1920-е годы, познакомил Федина с Роменом Ролланом. В период 1933-34 годов побывал в городах Италии и Франции. Эти поездки дали толчок и материал для создания двух романов: «Похищение Европы», «Санаторий Арктур».
В 1943 начинает работать над давно задуманной трилогией и к 1948 году завершает два романа – «Первые радости» и «Необыкновенное лето», работает над последней частью трилогии – «Костер». В 1957 году вышла книга «Писатель, искусство, время», где дает портреты своих друзей-современников (М. Горького, С. Цвейга, Р. Роллана и др.).
Скончался Константин Александрович Федин 5 июля 1977 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище .
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_24_февраля #Ф__
24 февраля
В 1932 году родился Мишель Жан ЛЕГРАН (в Париже), французский композитор, пианист, аранжировщик, дирижёр и певец армянского происхождения.
Трижды обладатель кинопремии «Оскар» – в 1968 (за лучшую песню «Ветряные мельницы твоего сознания» к американскому кинофильму «Афера Томаса Крауна»), в 1971 и 1983 годах, а также пяти премий «Грэмми» и одного «Золотого Глобуса».
Написал более 200 песен к кино- и телевизионным фильмам. Легран широко известен своими яркими запоминающимися мелодиями, такими как музыка из французского кинофильма 1964 года «Шербурские зонтики».
* * * * *
Первый музыкальный опыт Мишель получил у своего отца Раймонда Леграна – композитора, дирижёра и руководителя одного из оркестров варьете, и матери – Марсель Тер-Микаелян, пианистки, происходившей из знатной армянской семьи.
Был знаком с Эдит Пиаф и Морисом Шевалье. В 1952 году закончил парижскую консерваторию и отправился в турне по США. С конца 1950-х годов начинает писать музыку к голливудским фильмам, которая приносит ему мировую славу.
Как джазовый пианист работает с произведениями Джанго Рейнхарда и Бикса Бейдербека. В 1958 году записал альбом с Дональдом Бирдом, Джоном Колтрейном и Беном Вебстером. В 1978 году записал альбом «Le Jazz Grand», в 1991 – альбом «Dingo», за что удостоился премии «Грэмми». Параллельно выступает как дирижёр и пианист классической музыки.
Самое известное его произведение – музыка к фильму «Шербурские зонтики», с Катрин Денёв в главной роли.
Написал партитуру к балету «Лилиом» хореографа Джона Ноймайера (Гамбургский балет), за которую в 2012 году был награждён призом «Бенуа танца».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_24_февраля #Л__
24 февраля
В 1788 году родился Юхан Кристиан Клаусен ДАЛЬ (в Бергене), норвежский живописец, график, основоположник норвежского национального пейзажа.
* * * * *
Занимался у Й. Мюллера в Бергене, обучался в Академии художеств в Копенгагене. В 1818 году, получив специальную стипендию от датского принца Фредерика, приезжает в Саксонию и оседает в Дрездене. Здесь он присоединяется к художникам-романтикам, образующим группу вокруг Каспара Давида Фридриха.
В 1824 году совместно с Фридрихом получает профессорскую кафедру в местной Академии искусств. Впоследствии совершает много путешествий за границу, прежде всего на свою родину, в Норвегию. Созданные на основе норвежских впечатлений картины Даля считаются одними из лучших в его творческом наследии. Анализируя используемую Далем палитру цветовых сочетаний, критики считают художника одним из предтеч импрессионизма.
В своём творчестве следует традиции голландских пейзажистов XVII века, писал главным образом горы, реки, долины и озёра Норвегии. Подобно живописцам-романтикам, он часто изображал водопады, эффекты лунного света, писал также морское побережье, лодки и корабли. Даль был противником традиционных методов обучения и придавал большое значение работе с натуры. Среди значимых произведений: «Извержение Везувия», «Вид на Фортундаль», «Стальхейм. Пейзаж с радугой», «Две копенгагенские башни на вечернем небе», «Перед дождём», «Берёза, растущая на краю пропасти».
Скончался Юхан Кристиан Клаусен Даль 14 октября 1857 года в Дрездене.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_24_февраля #Д__
24 февраля
1619 года родился Шарль ЛЕБРЁН (в Париже), французский художник и теоретик искусства, глава французской художественной школы эпохи Людовика XIV, живописец короля.
* * * * *
По протекции Пьера Сегье, будущего канцлера Франции, Шарль в 11-летнем возрасте поступил в ученики к Симону Вуэ, а уже в 15 лет выполнял заказы кардинала Ришельё.
Лебрён был замечен признанным мастером Никола Пуссеном, в 1642 году молодой художник отправился вместе с Пуссеном в Рим, где благодаря стипендии от Сегье проработал под началом Пуссена четыре года.
Вернувшись в Париж, Шарль Лебрён приобрёл новых влиятельных покровителей, в т.ч. суперинтенданта финансов Никола Фуке, по заказу которого был написан портрет Анны Австрийской, а затем перешёл на службу к кардиналу Мазарини. Работая в замке Во-Ле-Виконт, художник попал в центр интриг Мазарини, манипулировавшего соперничеством Фуке и Кольбера. Проявив себя в этом «деле» с лучшей стороны, он приобрёл уважение победителя – Кольбера.
Придя к власти, Кольбер среди прочего возглавил многочисленные художественные учреждения и фабрики Франции, на которые опиралось культурное влияние Короля-Солнца. Лебрён, его протеже, в 1648 году организовал вновь созданную Королевскую академию живописи и скульптуры, в 1660 – Мануфактуру Гобеленов, а в 1666 – действующую по сей день Французскую академию в Риме.
Лично руководя и Академией, и промышленными цехами, Лебрён непосредственно повлиял на вкусы и мировоззрение целого поколения художников, став важнейшей фигурой «стиля Людовика XIV». Сам король разделял и поощрял искусство Лебрёна, в особенности после триумфальных торжеств 1660 года и завершения интерьеров Во-Ле-Виконт (1661). В этом же году он заказал Лебрёну серию полотен из истории Александра Македонского; первое же из них принесло художнику дворянство и титул «Первого королевского живописца», а также пожизненную пенсию.
С 1662 года Шарль Лебрён контролировал все художественные заказы двора. Он лично расписывал залы Аполлоновой галереи в Лувре, интерьеры замка Сен-Жермен и Версаля (Военный Зал и Зал Мира).
С падением Кольбера маркиз де Лувуа, вопреки воле короля, пытался отстранить Лебрёна от работы при дворе. Академия, верная Лебрёну, переизбрала его на новый срок, однако придворные интриги подорвали здоровье стареющего художника.
Скончался Шарль ЛЕБРЁН 22 февраля 1690 года в Париже, не успев завершить росписи Версаля, которую доделывал по его эскизам Ноэль Куапель.
24 февраля
1988 года знаменитый итальянский оперный певец Лучано Паваротти (лирический тенор), один из самых выдающихся оперных певцов второй половины XX века, установил новый рекорд «Книги рекордов Гинесса».
В концертном зале «Дойче Опера» (Берлин, Германия) после исполнения партии Неморино в опере Доницетти «Любовный напиток» его 165 раз вызывают на сцену и аплодируют в течение 1 часа 7 минут.
Массовую популярность Паваротти получил благодаря исполнению в 1990 году во время открытия Чемпионата мира по футболу композиции «Nessun dorma» композитора Пуччини.
Спустя некоторое время вместе с Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом он исполнил эту арию на территории бань Каракаллы в Риме. Копий этой записи было сделано больше, нежели любой другой во всем мире, этот факт тоже был занесён в «Книгу рекордов Гиннеса».
Во всем мире Лучано Паваротти постоянно собирал огромные площадки. Самым большим рекордом, однако, был концерт в Центральном парке в Нью-Йорке, на который пришло 500 тыс. слушателей. Данный прецедент также отмечен в «Книге рекордов Гиннеса».
24 февраля
В 1843 году родилась Елизавета Меркурьевна БЁМ (в девичестве – Эндаурова) (в Санкт-Петербурге), русская художница, рисовальщица, силуэтист.
Известна своими силуэтными рисунками, иллюстрациями к произведениям русских писателей и многочисленными акварелями, тиражированными на почтовых открытках.
* * * * *
Детство Елизавета провела в родовом имении Эндауровых в Ярославской губернии.
В период 1857-64 годов обучалась в Рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге у Чистякова и Крамского. Окончив её с серебряной медалью, жила в ярославском имении, где иллюстрировала произведения Некрасова, сценки из крестьянской жизни, одновременно увлекалась литографией и литографируя собственные рисунки.
В 1867 году она вышла замуж за Людвига Францевича Бёма; несмотря на 18 лет разницы в возрасте, их брак был счастливым.
В 1875 году Елизавета создаёт альбом открыток «Силуэты», а через 2 года – альбом «Силуэты из жизни детей». Оба альбома напечатаны Картографическим заведением А.А. Ильина, который приходился ей дядей.
Художница много сотрудничала с издательством «Посредник», куда пригласил её Лев Толстой, заочно знакомый с её работами, а также с издателем И.Д. Сытиным, который был частым заказчиком рисунков Елизаветы Бём.
В начале 1890-х годов она работала над иллюстрациями к повести Н.С. Лескова «Оскорблённая Нетэта». В 1907 году два альбома открыток «Всего понемножку» и «Для милого дружка хоть серёжку из ушка» изданы И.С. Лапиным в Париже.
К концу 1880-х годов художница стала терять зрение. Работа в области силуэта усугубляла ситуацию, и в 1896 году Елизавета Меркурьевна окончательно перестала работать в этой технике.
В 1890-х годах начался новый период её творчества. С этого времени, не бросая занятий акварелью, она работала в новой для себя отрасли – создание эскизов для производства стеклянной посуды. Предметы из стекла, созданные по рисункам Бём, принесли ей успех практически сразу после их создания.
В начале 1900-х годов художница открыла для себя новый вид печатной графики – оригинальные открытки, которые выходили под её именем большими, для своего времени, тиражами и неоднократно переиздавались.
Елизавета Бём рисовала открытки и иллюстрировала детские журналы «Игрушечка» (1882-1886) и «Малютка» (1886-1887), иллюстрировала русскую народную сказку «Репка» (1882). Ею созданы детские альбомы: «Пословицы в силуэтах» (1884), «Поговорки и присказки в силуэтах» (1885), «Азбука». Иллюстрировала басни И.А. Крылова и «Записки охотника» И.С. Тургенева.
В начале XX века работы художницы нашли своё признание за рубежом. Её силуэты перепечатывались в Берлине, Париже, Лондоне, Вене и Америке. За свои труды она получила несколько Международных наград.
Работы Елизаветы Бём с 1868 года участвовали в Международных выставках – в Париже (1900), Мюнхене (1902), Милане (1906) – и везде получали медали (в Милане – золотая медаль).
В 1904 году художница потеряла мужа. Последние годы жизни много болела, меньше работала.
Скончалась Елизавета Меркурьевна Бём 7 августа 1914 года, за неделю до начала I-й Мировой войны. Похоронена рядом с мужем на Новодевичьем кладбище Петербурга.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_24_февраля #Б__
24 февраля
В 1917 году родилась Татьяна Ниловна ЯБЛОНСКАЯ (в Смоленске), советский украинский живописец. Народный художник СССР. Лауреат трех Государственных премий СССР.
Член-корреспондент Академии искусств СССР, действительный член Академии искусств СССР (с 1975 года), участник международных выставок советского искусства. Действительный член (академик) Академии искусств Украины.
* * * * *
Вместе с родителями в 1928 году переехала на Украину в Одессу, через 2 года – в Каменец-Подольский, а затем в Луганск, где она в 1933 году закончила семилетку и поступила в Киевский художественный техникум. После его ликвидации в 1935 году Татьяна становится студенткой живописного факультета Киевского государственного художественного института (КГХИ), который и окончила по специальности «художник-живописец» (мастерская профессора Ф.Г. Кричевского).
Дар художника достался ей от отца. Его домашние уроки были единственным багажом Татьяны Яблонской перед поступлением в КГХИ, однако их с лихвой хватило для зачисления на живописный факультет. Талант и старательность молодой студентки были подмечены преподавателями уже на втором курсе. Ее студенческие работы были отправлены на Всесоюзную художественную выставку, а в 1940 году состоялась первая в истории института персональная выставка студентки Яблонской.
Начиная со студенческих лет, художница имела более чем 30 персональных выставок в Москве, Лондоне, Будапеште, в Киеве и других городах.
В 1960-х годах она обратилась к источникам народного искусства, ища в художественных традициях ритмики форм и цветов. Это дало ее искусству новую формотворческую живучесть – в произведениях «На ярмарке в Солотвино», «Свадьба», «Вместе с отцом», «Май», «Лето» и др.
Занималась педагогической деятельностью: 1944-53 годы – преподаватель; в 1966-73 годах – заведующая кафедрой композиции, руководитель учебно-творческой мастерской монументальной живописи в КГХИ.
Скончалась Татьяна Ниловна Яблонская 17 июня 2005 года в Киеве, похоронена на Байковом кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_24_февраля #Я__
24 февраля
В 1932 году родилась Майя Владимировна КРИСТАЛИНСКАЯ (в Москве), советская эстрадная певица, заслуженная артистка РСФСР, прославившая свое имя исполнением песни «Нежность» Александры Пахмутовой.
Известный поэт Роберт Рождественский называл Майю Кристалинскую «Эхом нашей юности».
* * * * *
Еще во время учёбы в школе она занималась в детском хоре Центрального дворца детей железнодорожников под руководством Исаака Дунаевского.
Об артистической карьере Майя тогда не думала, в 1950 году поступила в Московский авиационный институт. Но любовь к песне не прошла – участвовала в институтской художественной самодеятельности. По распределению уехала на авиационный завод в Новосибирск, но через некоторое время вернулась в Москву, работала Конструкторском бюро А. Яковлева. Она продолжала участвовать в самодеятельности в эстрадном ансамбле Центрального Дома работников искусств.
На счастье начинающей певицы, в Москве в 1957 году прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Джаз в СССР в те годы не поощрялся, но ЦК комсомола поручил молодому композитору, дирижеру и пианисту Юрию Саульскому создать джазовый оркестр не хуже зарубежных. Наслышанный о способной девушке, он пригласил Кристалинскую в свой самодеятельный ансамбль «Первые шаги». Выступления Майи на площадках форума были замечены, она стала Лауреатом международного фестиваля. В этом же году она вышла замуж за писателя Аркадия Арканова, но брак вскоре распался.
В 1960 году записала для кинофильма «Жажда» песню Маши, после выхода которого Майя Кристалинская стала популярна в СССР.
Необыкновенно приятная певица с милым, нежным и удивительным по тембру голосом, Майя пела, не напрягаясь, она будто разговаривала со слушателями. И эта её манера очаровывала, она была для них родной и знакомой. Кристалинская всегда была сдержанно-строгой, но её, кажется, обожал весь Советский Союз.
Композиторы и не предполагали, каким невероятным успехом будут пользоваться их песни, какая долгая и счастливая судьба их ожидает, например, «Нежность» исполняли и Синявская, и Зыкина, и Гвердцители, и Сенчина, но в памяти слушателей она остается в исполнении Майи Кристалинской.
Майя много гастролировала по стране, работала с джаз-оркестрами Эдди Рознера и Олега Лундстрема, тиражи пластинок с песнями в её исполнении раскупались быстро.
В возрасте 29 лет врачи обнаружили у неё тяжёлую болезнь – лимфогранулематоз. После тяжёлого курса лечения Майе пришлось выходить на сцену с косынкой на шее, но это нисколько не портило, напротив – появились подражательницы её «фирменного» стиля.
В 1966 году Майя Кристалинская была признана лучшей эстрадной певицей года.
Назначение председателем Гостелерадио С. Лапина в 1970 году привело к тому, что «зачищая» эфир многие певцы оказались в опале, включая и Кристалинскую. Её убрали за «пропаганду грусти» и Майе приходилось гастролировать в сельских клубах и райцентрах.
В последние годы жизни она переводила с немецкого языка книгу Марлен Дитрих «Размышления», которая вышла уже после её смерти.
Скончалась Майя Владимировна Кристалинская 19 июня 1985 года в Москве, похоронена на Новом Донском кладбище. Эпитафия на её могиле гласит:
«Ты не ушла, ты просто вышла, вернёшься – и опять споёшь».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_24_февраля #К__
24 февраля
В 1744 году родился Фёдор Фёдорович УШАКОВ (в селе Бурнаково, Ярославская губерния), русский флотоводец, адмирал, командующий Черноморским флотом (1790-1792).
В 2001 году Русской православной церковью причислен к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков (не следует путать его с его дядей и тёзкой монахом Феодором Санаксарским).
Почитается как святой покровитель российского военно-морского флота (с 2000 года) и стратегических военно-воздушных сил (с 2005 года).
* * * * *
После окончания в 1766 году Морского кадетского корпуса поступил на службу в Балтийский флот. С 1769 года служил в Донской (Азовской) флотилии, участвовал в русско-турецкой войне 1768-74 годов.
С 1774 года Фёдор Ушаков командовал фрегатом. В 1780 году назначен командиром императорской яхты, но вскоре отказался от карьеры придворного.
Он стал командиром линкора «Виктор» (1780-1782), который охранял торговые суда России от пиратства английского флота на путях с Балтики в Средиземное море.
С 1783 года Ушаков строил Черноморский флот и его главную базу в Севастополе, формировал и обучал корабельные команды. В 1789 году на линкоре «Святой Павел» водил авангард флота на потопление турецкой эскадры у острова Фидониси и был произведён в контр-адмиралы.
Во главе Черноморского флота победоносно завершил войну на море, разгромив турок в сражениях близ Керченского пролива, острова Тендра и мыса Калиакрия (1790-1791).
В битве на Черном море при мысе Калиакрия (современный Калиакра, Болгария), Ушаков прибег к новой тактике, совершив своим флотом маневр, который отличался от принятого в то время линейного построения флота в ходе ведения морских сражений.
В 1793 году он был повышен до вице-адмирала. Во время средиземноморской кампании (1798-1800) Фёдор Фёдорович показал себя не только великим флотоводцем, но и искусным политиком и дипломатом. Он находил новые модели организации и взаимодействия армии и флота при сражении у Ионических островов и, в особенности, у острова Корфу при освобождении Италии от французов во время блокады Анконы и Генуи. В отношениях с Неаполем и Римом он проявил себя мудрым политиком.
Но заслуги Ушакова по существу не были оценены Александром I, который назначил его на роль второго плана – главным командиром Балтийского флота и главой команды ВМФ Санкт-Петербурга. В 1807 году адмирал вышел на пенсию.
Во время Отечественной войны 1812 года Ушаков был избран начальником ополчения Тамбовской губернии, но в связи с болезнью отказался от этой должности.
Скончался Фёдор Фёдорович Ушаков 14 октября 1817 года в своем особняке в деревне Алексеевка (ныне Республика Мордовия). Похоронен в Санаксарском монастыре близ города Темников.
* * * * *
5 августа 2001 года адмирал Ушаков был канонизирован Русской православной церковью как местночтимый святой Саранской и Мордовской епархии:
«Сила его христианского духа проявилась не только славными победами в боях за Отечество, но и в великом милосердии, которому изумлялся даже побеждённый им неприятель… милосердие адмирала Феодора Ушакова покрывало всех».
6 октября 2004 года Архиерейский собор Русской православной церкви причислил Фёдора Ушакова к общецерковным святым в лике праведных. Память совершается (по юлианскому календарю) 23 мая (Собор Ростовских святых), 23 июля и 2 октября.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_24_февраля #У__