24 января
В 1937 году родился Вида ГАБОР (в Будапеште), известный венгерский живописец, признанный мастер жанровых композиций.
Большинство картин художника вдохновлены его интересом к миру и культуре Старой Европы. Он завлекает зрителя в свой мир, где действительность неразрывно связана с фантазией. Излюбленным мотивом Виды Габор являются ночные или вечерние сцены.
* * * * *
Его мать была оперной певицей, а отец – архитектором. В 10-летнем возрасте родители заметили, что сын точно на слух воспроизводит классическую музыку на флейте. Его стали считать вундеркиндом: он был принят в Музыкальную академию Ференца Листа, а параллельно с 1950 года начал еще и рисовать.
В 1956 году Вида Габор стал флейтистом филармонического оркестра Будапештской оперы, он дал много концертов в качестве солиста во многих европейских странах. Одновременно продолжал увлекаться живописью.
В 1961 году Вида Габор оставил свою профессию флейтиста, которой посветил 16 лет жизни. В 1974 году он снял анимационный фильм «Мальчик с пальчик» для студии «Mafilm». Так же Габор занимался скульптурой, ювелирным делом и реставрацией антикварных часов.
Хотя он занимался рисованием и ваянием на протяжении всей своей жизни, но полностью посвятил себя живописи, начиная с 1977 года. Художник тщательно подготавливал свои полотна и разработал свой собственный уникальный стиль, рисовал без видимого следа от кисти.
Излюбленным мотивом художника становятся жанровые сцены, происходившие в Европе в XVIII-XIX веках. Главные герои художественных композиций – старички и старушки, занимающиеся любимым делом или отдыхающие. Картины Вида Габор наполнены душевностью и тонким юмором. Большинство из них изображают ночные сцены, а источники света, т.е. лампы или свечи, придают полотнам таинственности.
На сегодняшний день работы мастера вызывают повышенный интерес у коллекционеров Европы и Америки. Произведения художника находятся в «Галерее Амстердама» в Кармеле (Калифорния, США) и в частных коллекциях.
Скончался Вида ГАБОР в декабре 1999 года.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_24_января #Г__
24 января
В 1887 году родился Василий Иванович ШУХАЕВ (в Москве), русский советский живописец, график, сценограф, педагог, заслуженный деятель искусств Грузинской ССР.
* * * * *
Выходец из семьи сапожника, он рано осиротел, однако сумел поступить в Императорское Строгановское центральное художественно-промышленное училище (СХПУ) в Москве, где занимался под руководством К. Коровина и И. Нивинского.
Затем продолжил образование на живописно-скульптурном отделении в Высшем художественном училище при Петербургской Академии художеств (АХ) в мастерской Д. Кардовского, где учился и его ровесник Александр Яковлев. Еще учась в АХ, Василий Шухаев стал участвовать в выставках.
За выпускную картину «Вакханалия» в 1912 году Академия присвоила ему звание художника, а Общество поощрения молодых художников в Риме присудила премию: двухлетнее пенсионерство в Италии.
Шухаев вместе со своим ближайшим другом А.Е. Яковлевым путешествовал по древним городам Италии, изучая такие эталоны искусства как фрески Джотто, скульптуру Микеланджело, живопись Рафаэля, рисунки Пизанелло, архитектуру Брунеллески. Именно классическое искусство Возрождения было близко молодым русским художникам, несмотря на новаторские открытия многочисленных художественных направлений в начале ХХ века.
В 1914 году на острове Капри они пишут картину – двойной автопортрет «Арлекин и Пьеро»: смуглый с нарисованным румянцем в ярком костюме Арлекин – Александр Яковлев и бледный в светлом воздушном одеянии Пьеро – Василий Шухаев.
В 1914-15 годах архитектор А.В. Щусев (в ту пору еще молодой, но уже признанный мастер) предложил неразлучным друзьям сделать роспись православной церкви Николая Мирликийского в Бари (Италия). Вскоре Щусев привлек Яковлева и Шухаева к росписи одного из залов спроектированного им Казанского вокзала в Москве. Осуществлению обеих этих работ помешала начавшаяся I-я мировая война. Василий Шухаев немедленно выезжает в Россию.
В том же 1915 году художник получает приглашение поработать в качестве художника в русской армии. Он с большим воодушевлением едет в лейб-гвардии Уланский полк и создает свыше 30 рисунков – портретов офицеров и солдат. Затем едет в 4-й гусарский лейб-гвардии Мариупольский полк, где создает цикл из 54 рисунков и эскизов к картине «Полк на позициях».
В конце 1916 года Василия Ивановича пригласили преподавать рисунок на Женские курсы высших архитектурных знаний. После Октябрьской революции курсы закрылись, но преподавательской деятельности Шухаев не бросил. Он продолжал обучать рисунку студентов Центрального училища технического рисования барона Штиглица.
Также его избрали руководителем мастерской в АХ, художник стал заниматься со студентами в помещении мастерской, которую ранее возглавлял И.Е. Репин.
В 1920 году Шухаев вынужденно покидает Родину с мыслью, что эта разлука будет короткой, но она растянулась на целых 15 лет. Художник с женой уезжает в Финляндию, но уже через год при содействии А. Яковлева они переезжают в Париж.
В Париже Василий Иванович продолжает заниматься живописью, но впервые пробует свои силы в книжной графике. В период 1922-30 годов он создает для парижского издательства «Плеяда» иллюстрации к произведениям Пушкина, Гоголя, Достоевского, Лескова, Чехова, Гейне, Мюссе. Творческой вершиной Шухаева в книжной графике являются 18 иллюстраций к трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» (1925).
Картины художника экспонируются на многих международных выставках в Нью-Йорке, Мюнхене, Брюсселе, Копенгагене. Сам Василий Шухаев путешествует в основном по Франции, и только в 1930 году совершает поездку в Марокко. Искусный рисовальщик он делает массу зарисовок с натуры: жанровые сцены с участием торговцев, детей, нищих, воинов, цирюльников, гадалок. Над серией «Марокко» художник будет работать вплоть до 1961 года.
В начале 1930-х годов Шухаев пишет выразительные портреты русской интеллигенции в эмиграции: Прокофьева, Стравинского, Шаляпина. Успех этих станковых работ был велик, их хотели приобрести многие коллекционеры, но художник принимает неожиданное решение вернуться на родину вместе с большей частью своих произведений. В феврале 1935 года он приехал в Ленинград.
Василий Иванович получает персональную мастерскую в Институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской АХ. Принципиальный и непреклонный как педагог Шухаев, стремился передать ученикам «все знания, умение и мастерство, которым он владел в совершенстве».
Но в 1937 году художника арестовали во дворе Академии по ложному донесению в шпионаже. Десять лет Шухаев и его вторая жена Вера Федоровна отбывали заключение в Магадане. Там он работал над эскизами декораций и костюмов для спектаклей Музыкально-драматического театра им. М. Горького.
После освобождения в 1947 году супруги Шухаевы уезжают в Тбилиси. Именно в Грузии, после долгих лет забвения, мастеру предложили создать эскизы декораций для оперы Чайковского «Евгений Онегин» в Тбилисском Государственном театре оперы и балета им. З. Палиашвили. Вскоре, благодаря протекции известного художника и педагога Е.Е. Лансере, Шухаева приглашают занять должность профессора кафедры рисунка в Академии художеств Грузинской ССР. Преподавательская деятельность станет важной частью жизни художника в последние 25 лет.
Скончался Василий Иванович ШУХАЕВ 14 апреля 1973 года в Тбилиси, похоронен на Сабурталинском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_24_января #Ш__
24 января
В 1929 году родился Махмуд ФАРШЧИЯН (в Исфагане), современный иранский художник-миниатюрист, наиболее известный на Западе.
Сюжеты картин мастера, впитавших в себя все огромное богатство древнего иранского искусства миниатюры, навеяны классической поэзией, философией и мистикой – тем, чем издревле славится Восток.
Характерный стиль Фаршчияна – фантасмагорические сюжеты с яркими красками, птицами, цветами и людьми. Сюжеты – обычно любовные и для исламского мира весьма смелые.
* * * * *
Выходец из семьи любителей живописи, он в детстве познакомился с различными видами иранского искусства, особенно с ковроткачеством, ибо коврами торговал его отец.
В течение нескольких лет Махмуд учился у известных живописцев того времени: Хаджи Ага Мирзы, Ака Эмами, Исы Бахадори. После окончания Исфаганской Академии изящных искусств, он отправился в Европу для изучения работ великих западных художников. И хотя Фаршчиян многое перенял у известных европейских мастеров прошлого, в его творчестве в первую очередь прослеживаются национальные традиции персидской миниатюры, восточный мистицизм, без которого, по мнению художника, иранская живопись не достигнет подлинного развития.
Миниатюры Фаршчиана демонстрировались на 37 персональных и 62 коллективных выставках во многих музеях Европы, Азии, Америки, получали престижные награды по всему миру.
В настоящее время художник работает над созданием энциклопедии иранского и исламского искусства. Медаль первой степени за достижения в области искусства и культуры, присужденная Махмуду Фаршчиану президентом Ирана Акбаром Хашеми в 1995 году стало данью уважения к заслугам художника.
Работы Махмуда Фаршчияна почти неизвестны в России, однако широко известны в мусульманском мире и на Западе.
«Открытие живописи Махмуда Фаршчияна – это перемещение в сердце волшебного царства. Счастливо обретенная смесь реальности и воображения устанавливает общий тон картин мастера, это алхимия кисти, секретная формула художественного гения – и Фаршчиан, кажется, один из немногих ее счастливых обладателей. На его полотнах – люди, природа и животные, привычные объекты, которых мы однако начинаем видеть совсем по-другому. Это то, что делает художника Махмуда Фаршчияна уникальным и исключительным» (Федерико Майор, Генеральный директор ЮНЕСКО).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_24_января #Ф__
24 января
1872 года родился Константин Фёдорович БОГАЕВСКИЙ (в Феодосии), русский художник-пейзажист Серебряного Века. Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Стержневая тема его творчества – древняя Крымская Киммерия, с ее величественными горами, складками холмов, античными городами и ослепительным солнцем, освещающим всё это великолепие.
Почти всю жизнь прожил в Феодосии.
* * * * *
Выходец из семьи мелкого служащего, он с 1881 года воспитывался в семье феодосийского фабриканта И.Е. Шмита. Брал уроки у мариниста И. Айвазовского, которые заключались главным образом в копировании морских пейзажей знаменитого художника. Учителем его был также художник А. Фесслер, обучивший мальчика основам рисунка.
После этого Богаевский поступил в Петербургскую Академию художеств, учился (1891-1895) в мастерской А.И. Куинджи, который заинтересовался работами начинающего живописца.
В 1890 году ездил на этюды на Волгу, в 1897 году вместе с Куинджи, ставшим его учителем, и другими его учениками, Богаевский путешествует по Европе (Германия, Франция, Австрия). Он посещает музеи Дрездена, Берлина, Кёльна, Мюнхена, Парижа, изучая искусство великих мастеров, знакомится с современным европейским искусством. Большое впечатление на Богаевского произвели произведения художников Сецессиона в Вене, а также А. Бёклина, М. Клингера, Ф. Штука.
Начиная с 1900 года, Богаевский выставлялся, сначала в Петербурге, затем в Венеции, Мюнхене (Сецессион), Париже и Москве. В 1904 году вступил в Новое общество художников, затем был призван на военную службу, служил в Керченской крепости, в 1906 году демобилизовался.
В этом же году Богаевский построил в Феодосии мастерскую, в которой потом работал до конца жизни, участвовал в выставке Exposition del Art Russe, устроенной Сергеем Дягилевым в Париже при Salon d'Automne.
В 1908 году путешествовал по Германии, в следующем – по Италии и Греции, знакомился с искусством старых мастеров.
Был избран членом Московского Товарищества Художников (1910). В том же году вышла книга стихов Максимилиана Волошина «Годы странствий», проиллюстрированная рисунками Богаевского.
В 1912 году художник выполнил самую известную свою работу – три панно для особняка Рябушинского в Москве.
С началом I-й мировой войны снова был призван в армию, служил около Севастополя, демобилизован в 1918 году.
После революции остался в Феодосии, по-прежнему участвовал в художественных выставках. В 1923 году работал над панно для Сельскохозяйственной Выставки в Москве. В период 1936-1939 годов работал в Тарусе.
В Великую Отечественную войну художник оказался в оккупации.
Погиб Константин Фёдорович БОГАЕВСКИЙ 17 февраля 1943 года при бомбардировке Феодосии советской авиацией. Похоронен на городском кладбище (старом).
24 января
В 1942 году родилась Людмила Михайловна САВЕЛЬЕВА (в Ленинграде), советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка РСФСР.
После окончания в 1962 году Ленинградского хореографического училища имени Вагановой она была принята в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне Мариинский театр).
Карьера балерины у девушки складывалась неплохо. Вскоре состоялось и первое её появление на экране. В 1964 году была сделана экранизация балета «Спящая красавица», в котором она принимала участие. Однако здесь внес свои изменения в планы Людмилы случай…
На очаровательную балерину обратила внимание помощник режиссера Сергея Бондарчука, который вел подготовку к съемкам фильма «Война и мир». Людмилу, не имевшую совершенно никакого опыта в кино, пригласили в Москву на кинопробы.
Первая большая роль – Наташа Ростова в фильме «Война и мир» – принесла актрисе всемирную славу. Картина с огромным успехом прошла по всему миру, а в Америке ё ждал настоящий триумф – жюри американской киноакадемии было повержено, и советскому фильму присудили «Оскара».
Покинув театр оперы и балета, Людмила Савельева с 1967 года стала актрисой театра-студии киноактера.
Следующую роль в кино она сыграла лишь через несколько лет.
Режиссеры Алов и Наумов предложили ей роль Серафимы Корзухиной в фильме «Бег» по Михаилу Булгакову. Съёмки проходили в турецком квартале в Пловдиве и в Севастополе. Здесь Людмиле посчастливилось подружиться с женой великого писателя, которая консультировала фильм. Посмотрев отснятый материал, она заплакала и сказала, что Михаил Афанасьевич был бы доволен. Для Людмилы Савельевой это было высшей оценкой проделанной работы.
В том же году актриса сыграла Нину Заречную в картине Юлия Карасика «Чайка». Фильм был отмечен Призом «Серебряный Хьюго» (1973) за лучшую экранизацию классического произведения и мастерство актерского ансамбля на Международном кинофестивале в Чикаго.
В 1970 году Людмила Савельева снялась в французско-итальянской мелодраме «Подсолнухи». Молодой актрисе выпало играть вместе с несравненными Софи Лорен и Марчелло Мастрояни. И хотя эту картину вряд ли можно назвать большой удачей, опыт, приобретенный в работе с мировыми звездами бесценен.
Вместе с Олегом Видовым в 1973 году она снялась в главной роли Луизы Пойндекстер в приключенческом фильме В. Вайнштока «Всадник без головы».
Четыре года спустя Савельева сыграла главную роль в советско-болгарском историческом фильме «Юлия Вревская».
С начала 1990-х годов Людмила Михайловна перестала сниматься в кино, но после долгого перерыва вернулась в кинематограф, снявшись в 1999 году в философской притче В. Наумова «Тайна Нардо, или Сон белой собаки». После этого последовали: главная роль в драме С. Соловьева «Нежный возраст», роль в картине В. Наумова «Часы без стрелок», а фильмы «Седьмое небо» (2006; Маргарита, мать Егора), «Анна Каренина» (2009, княгиня Щербацкая).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_24_января #С__
24 января
В 1901 году родился Михаил Ильич РОММ (в Иркутске), советский кинорежиссёр, сценарист, педагог, театральный режиссёр. Народный артист СССР. Лауреат пяти Сталинских премий.
Выходец из семьи социал-демократов, он в 1917 году окончил гимназию и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). В 1922-23 годах Михаил посещал мастерскую Л.В. Кулешова.
В 1925 году окончил скульптурное отделение Высшего художественно-технического института (ВХУТЕИН), получив специальности скульптора и переводчика. Занимался литературно-театральной деятельностью, работал в газете, писал киносценарии, переводил с французского.
С 1931 года работал на киностудии «Совкино» (ныне – «Мосфильм»).
В период 1940-43 годов был художественным руководителем Государственного управления по производству фильмов. Вместе с Ю.Я. Райзманом руководил 3-м творческим объединением киностудии «Мосфильм». В 1942-47 годах – режиссёр Театра-студии киноактёра.
С 1938 года преподавал во ВГИКе, с 1948 года – руководитель актёрско-режиссёрской мастерской, профессор (с 1962). Среди его учеников такие известные режиссёры, как Т.Е. Абуладзе, Г.Н. Чухрай, В.М. Шукшин, А.Н. Митта, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков, С.А. Соловьёв и др.
Ромм – режиссёр нескольких художественных и документальных («Обыкновенный фашизм» 1965) фильмов. Автор книг и статей по вопросам киноискусства. Фильм «Мир сегодня» режиссёр не успел завершить.
Скончался Михаил Ильич Ромм 1 ноября 1971 года в Москве. В этот день он сидел дома за рабочим столом и, как обычно, раскладывал карточки, на которых были обозначены кадры фильма «Мир сегодня». Когда в кабинет заглянула его жена Е.А. Кузьмина, он сказал: «Сегодня мне что-то нездоровится. Я, пожалуй, прилягу». Жена помогла ему прилечь на диван. Через несколько мгновений он умер.
Похоронен великий кинорежиссёр на Новодевичьем кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_24_января #Р__
24 января
В 1942 году родился Валерий Владимирович ОБОДЗИНСКИЙ (в Одессе), популярный советский эстрадный певец, тенор.
Первый исполнитель песен: «Эти глаза напротив», «Восточная песня», «Играет орган», «Вечная весна» Д. Тухманова, «Колдовство» А. Флярковского, «Мираж» А. Зацепина, «Твой день» С. Касторского и др.
Феномен Ободзинского заключался в своеобразной, самобытной манере пения, чрезвычайно востребованной в 1970-е годы. По существу, Валерий серьёзно не учился пению, его вокал производит впечатление самодеятельного. Он был самородком, с чрезвычайно развитым от природы музыкальным чутьём, слухом, с приятным, ласковым тембром голоса (лирический тенор).
* * * * *
После школы Валерий сменил несколько рабочих профессий: работал кочегаром, натягивал пружины на матрасах, делал замки для мебели.
Началом его профессиональной карьеры стала работа на теплоходе «Адмирал Нахимов». Затем был солистом Костромской филармонии, позже местом работы стала Томская филармония, с концертами от которой он объездил всю Сибирь, а затем – и всю Россию.
Работал в оркестре Олега Лундстрема. В период 1973-77 годов сотрудничал с вокально-инструментальным ансамблем «Верные друзья» (художественный руководитель).
Валерий Ободзинский стал одним из самых популярных певцов СССР. Его «Восточную песню», «Эти глаза напротив», «Колдовство» помнят до сих пор, а тогда это вообще были невероятные шлягеры.
Все концерты Ободзинского шли с аншлагом, пластинки расходились мгновенно. Конкурентов на эстраде у него практически не было – так любим был только, пожалуй, Муслим Магомаев.
Валерий Ободзинский знакомил советского слушателя с творчеством Леса Рида, Тома Джонса, Джо Дассена, Демиса Руссоса. Всё это, а также высокая трудоспособность сделали Ободзинского кумиром советской публики (особенно женщин).
Однако в жизни у Валерия не все было так безоблачно. С ростом популярности его стали все чаще критиковать в официальных изданиях, ведь в его репертуаре были песни о любви и вел себя на сцене он свободно и раскованно – слишком уж по-западному…
Его нещадно стали вырезать из телевизионных программ, а в 1971 году даже было дано распоряжение не разрешать концерты Ободзинского в пределах страны.
Начались сложные годы, борьба с депрессией… Он еще выступал, но все меньше и меньше. В 1983 году Ободзинский спел только один концерт в Москве, а через 3 года ушел со сцены.
Никто не знал, где и как живет недавний кумир, а он работал сторожем на фабрике, продолжая разрушать себя. И лишь в июле 1991 года судьба свела его с верной и преданной до последних дней спутницей, поклонницей его таланта Анной Есениной. Она помогла ему и даже сумела возвратить, хотя ненадолго, радость творчества.
В сентябре 1994 года в концертном зале «Россия» прошло его первое выступление после многолетнего перерыва.
Скончался Валерий Владимирович Ободзинский 26 апреля 1997 года в Москве, похоронен на Кунцевском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_24_января #О__
24 января
В 1732 году родился де БОМАРШЕ /имя при рождении – Пьер-Огюстен Карон/ (в Париже), знаменитый французский драматург и публицист, ставший одним из тех, кто заложил основы современной французской литературы.
Вслед за Дени Дидро он сполна овладел высоким искусством «мещанской драмы», сочетая жизненную правдивость и трогательные ситуации, временную упругость и насыщенность действия с юмором и сатирическими обобщениями.
* * * * *
Сын часовых дел мастера, он сначала пошёл по стопам отца, но одновременно изучал музыку. Музыкальные таланты и ораторский дар открыли молодому Карону доступ в высшее общество, где приобрёл большие связи, очень пригодившиеся ему впоследствии.
Он ухитрился попасть ко двору Людовика XV, дочерей которого обучал игре на арфе. Благодаря двум выгодным бракам, а также сотрудничеству с банкиром Дювернё стал обладателем значительного состояния.
После первого брака Карон принял более аристократически звучащую фамилию «де Бомарше», по названию принадлежащего жене поместья.
В 1770 году умер его компаньон и покровитель Дювернё; наследники банкира не только отказались выплатить долг Бомарше, но обвинив последнего в обмане, одновременно вовлекли в целый ряд громких судебных процессов. Несколько дней Бомарше пришлось провести в тюрьме; чтобы оправдаться, он издал свои блистательные «Мемуары», где язвительно высмеял судебный произвол.
Любовь к театру побудила драматурга написать две драмы: «Евгения» (1767) была встречена благожелательно, «Двух друзей» (1770) ожидал сокрушительный провал.
Громкий же успех «Севильского цирюльника» сделал Бомарше лидером национального театра. Поставленная в «Театр Франсе» 23 февраля 1775 года пьеса была испанской по антуражу, но совершенно французской по духу.
Уже через год Бомарше написал «Женитьбу Фигаро» – вершину своего творчества, но премьеры пришлось ждать 8 лет. Своему знаменитому герою он дал несуществующее имя Фигаро, под которым скрыл собственное – от Фикаро (сын Каро), как писал в черновиках. «Женитьба Фигаро» выдержала 100 представлений подряд.
Хлесткие реплики Фигаро и внятные намеки снискали комедии неувядаемую славу на театральных подмостках. Бомарше попытался использовать те же персонажи в третий раз, однако тяжеловесная мелодрама «Преступная мать» (1792) успеха не имела.
Комедии Бомарше вышли на сцену мирового, в том числе и русского театра. На сюжеты этих пьес написаны оперы «Свадьба Фигаро» Моцарта (1786) и «Севильский цирюльник» Россини (1816). Александр Пушкин в оде «К вельможе» уподобил самого Бомарше его «чудесному герою» – Фигаро.
Революция внесла в биографию Бомарше очередной штрих: посланный революционным правительством в Голландию, он исполнил ряд поручений, но затем был брошен в тюрьму. Выйдя на свободу, стал агентом Комитета Общественного Спасения и подвергался преследованиям как эмигрант. В 1796 году ему разрешили вернуться во Францию.
Скончался Бомарше 18 мая 1799 года в Париже.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_24_января #Б__
24 января
В 1848 году родился Василий Иванович СУРИКОВ (в Красноярске), великий русский живописец, мастер масштабных исторических полотен.
В академических кругах его долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли полотна Сурикова «парчовыми коврами». Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи. Глава направления А.Н. Бенуа хвалил Сурикова за все, что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи».
* * * * *
После окончания в 1861 году Красноярского уездного училища Василий поступил на службу в губернское управление – канцеляристом. Первые уроки живописи получил в гимназии от учителя рисования Николая Гребнева, распознавшего в подростке большой потенциал.
В судьбе талантливого человека принял участие губернатор Красноярска П. Замятин, который отправил в Петербург ходатайство с просьбой зачислить Сурикова в Академию. Несмотря на то, что ходатайство было принято, в выплате стипендии будущему художнику в Академии отказали. Золотопромышленник П. Кузнецов взял на себя обеспечение Сурикова всем необходимым на период обучения его в Академии. В конце 1868 года с обозом Кузнецова он отправился на покорение художественного мира. Дорога до Петербурга заняла 2 месяца.
В Академию Сурикова взяли не сразу – ему пришлось поучиться в Обществе поощрения художеств, где он «набивал» руку рисуя гипсовые слепки, и только после этого был зачислен в Академию вольнослушателем. Полноправным учеником Академии Василий Суриков стал уже в августе 1870 года, пройдя программу 3-летнего обучения самостоятельно.
К сожалению и возмущению П. Чистякова (учителя Сурикова), гарантирующей заграничную стажировку золотой медали, Суриков после окончании Академии не получил. Через полгода молодому художнику всё-таки предложили поездку за границу, но он отказался от неё, взявшись за роспись фресок в храме Христа Спасителя в Белокаменной.
Благодаря работе в храме, художник получил финансовую независимость. Он насовсем переселился в Первопрестольную. Созданные здесь «Меньшиков в Берёзове», «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни» принесли Василию Ивановичу заслуженное признание, и место среди выдающихся живописцев той эпохи.
После показа в 1881 году картины «Утро стрелецкой казни» Суриков стал активным участником движения передвижников, на целых 26 лет.
Смерть жены стала причиной тяжелейшей депрессии Сурикова. Он перестал писать и в 1889 году уехал с детьми в Красноярск, рассчитывая остаться в «городе детства» навсегда.
Но брат заставил художника приступить к написанию картины «Взятие снежного городка». Суриков увлекается работой, и уже осенью 1890 года возвратился в Москву.
В это и последующее десятилетие Василий Иванович много и часто путешествовал. Он побывал в Сибири, в Крыму, на Оке и на Волге. Посетил Испанию, Швейцарию, Италию, Францию.
На закате своей жизни художник оставался увлеченным грандиозными задумками… К сожалению не законченными так и остались «Красноярский бунт», «Пугачёв», «Княгиня Ольга».
Скончался Василий Иванович Суриков 19 марта 1916 года в Москве. Ваганьковское кладбище стало последним приютом художника.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_24_января #С__
24 января
В этот день 1984 года выпущен первый персональный компьютер «Macintosh» (ПК «Макинтош» или «Мак»), производства компании «Apple» («Эппл» – «яблоко»).
Это был первый в истории коммерчески успешный ПК, обладавший всеми признаками современной «персоналки» – проинсталлированной операционной системой, простым графическим интерфейсом (для запуска программы или приложения необходимо было кликнуть на иконку; до появления «Macintosh» подобного сервиса не существовало), дисководом для флоппи-дисков (благодаря этому они стали популярными) и «мышкой». Надежды на «мышку» были столь значительны, что в первых версиях «Мака» на клавиатурах не было клавиш со стрелками.
Объем памяти «Macintosh» был весьма солидным по тем временам – 128 килобайт, диагональ экрана составляла 12 дюймов. Первоначально он продавался за 1 995 долларов.
«Мак» получил свое название по любимому сорту яблок одного из его создателей, однако написание этого слова было несколько изменено (сорт называется «McIntosh»).
Крестным отцом «Macintosh» стал Стив Джобс, один из трех основателей компании «Apple». Именно ему «Мак» был обязан революционным по тем временам дизайном корпуса. Любопытно, что этот проект мог оказаться «лебединой песней» Джобса, который в скором времени покинул «Apple», чтобы основать свою компанию «NeXT» – Джобс вернулся в «Apple» лишь в 1997 году, когда обе фирмы слились.
Компьютеры «Эппл Макинтош» многими считаются лучшими ПК в мире по простоте и легкости работы на них.
На сегодняшний день компьютеры «Macintosh» выпускаются в различных линейках, охватывая собой диапазон от простейших ноутбуков до рабочих станций верхнего уровня и даже серверов.
Традиционно Apple «Mac» – компьютер «Macintosh» был известен работникам издательств, которые пользовались программами Photoshop, аудио и видео редактирования, созданием сетей.
Руководство компании долго препятствовало любым попыткам превратить «Mac» в игровой автомат, потому что оно видело его настоящее и будущее как инструмент, работающий для бизнеса, а не для развлечений – боялось, что добавка компьютерных игр уничтожит уже выработанный образ рабочего ПК.
Но несмотря на это «Macintosh» имеет свои игры, в т.ч. небольшое число оригинальных, среди которых наиболее известны Myst и Марафон.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_24_января
24 января
В 1984 году выпущен первый персональный компьютер Macintosh («Макинтош»), производства компании Apple («Эппл» – означает яблоко).
Это был первый в истории коммерчески успешный ПК, обладавший всеми признаками современной «персоналки» – преинсталлированной операционной системой, простым графическим интерфейсом (для запуска программы или приложения необходимо было кликнуть на иконку – до появления Macintosh подобного сервиса не существовало), дисководом для флоппи-дисков (благодаря этому они стали популярными) и «мышкой». Надежды на «мышку» были столь значительны, что в первых версиях «Мака» на клавиатурах не было клавиш со стрелками.
Объем памяти Macintosh был весьма солидным по тем временам – 128 килобайт, диагональ экрана составляла 12 дюймов. Первоначально он продавался за 1 995 долларов.
«Мак» получил свое название по любимому сорту яблок одного из его создателей, однако написание этого слова было несколько изменено (сорт называется McIntosh).
Крестным отцом Macintosh стал Стив Джобс, один из трех основателей Apple. Именно ему «Мак» был обязан революционным по тем временам дизайном корпуса. Любопытно, что этот проект мог оказаться «лебединой песней» Джобса, который в скором времени покинул Apple, чтобы основать свою компанию NeXT – Джобс вернулся в Apple лишь в 1997 году, когда обе фирмы слились.
Компьютеры «Эппл Макинтош» многими считаются лучшими ПК в мире по простоте и легкости работы на них.
На сегодняшний день компьютеры Macintosh выпускаются в различных линейках, охватывая собой диапазон от простейших ноутбуков до рабочих станций верхнего уровня и даже серверов.
Традиционно Apple «Mac» – компьютер Macintosh был известен работникам издательств, которые пользовались программами Photoshop, аудио и видео редактирования, созданием сетей.
Руководство компании долго препятствовало любым попыткам превратить «Mac» в игровой автомат, потому что оно видело его настоящее и будущее как инструмент, работающий для бизнеса, а не для развлечений – боялось, что добавка компьютерных игр уничтожит уже выработанный образ рабочего ПК.
Но несмотря на это Macintosh имеет свои игры, в т.ч. небольшое число оригинальных, среди которых наиболее известны Myst и Марафон.
[club48234198|Все события]
24 января
В 1942 году родился Валерий Ободзинский (в Одессе), советский эстрадный тенор.
Он хорошо пел, играл на контрабасе, был обаятелен. В начале 1960-х он поступил в Томское музыкальное училище. После его окончания устроился в местную филармонию, где начал выступать с концертами. Несколько лет проработал в концертных бригадах разных городов.
Валерий стал одним из самых популярных певцов СССР. Его «Восточную песню», «Эти глаза напротив», «Колдовство» помнят до сих пор, а тогда это вообще были невероятные шлягеры. Все концерты шли с аншлагом, рядам поклонниц не было предела, пластинки расходились мгновенно. Конкурентов на эстраде у него практически не было – так же любим был только, пожалуй, Муслим Магомаев.
Однако не все было так безоблачно. С ростом популярности его стали все чаще критиковать в официальных изданиях, ведь в его репертуаре были песни о любви и вел себя на сцене он свободно и раскованно – слишком уж по-западному…
Его нещадно стали вырезать из телевизионных программ, в 1971 году было даже дано распоряжение не разрешать концерты Ободзинского в пределах страны.
Начались сложные годы, борьба с депрессией… Он еще выступал, но все меньше и меньше. В 1983 году Ободзинский спел только один концерт в Москве, а в 1986 – ушел со сцены.
Никто не знал, где и как живет недавний кумир, а он работал сторожем на фабрике, продолжая разрушать себя. И лишь в июле 1991 года судьба свела его с верной и преданной до последних дней спутницей, поклонницей его таланта Анной Есениной. Она помогла ему и даже сумела возвратить, хоть ненадолго, радость творчества.
[club48234198|Все события]