25 апреля
В 1815 году родился Джон БАЛЛАНТАЙН (в городе Келсо, графство Роксбургшир), британский живописец-портретист викторианской эпохи, шотландец по происхождению.
Написал серию картин, на которых изобразил своих именитых коллег-художников за работой, в интерьере их собственных мастерских. Благодаря этим картинам имя Баллантайна и вошло в историю британского и шотландского изобразительного искусства.
* * * * *
Выходец из семьи процветающего торговца, редактора газеты, он получил художественное образование в Королевской Академии попечителей в Эдинбурге, его учителями были шотландский исторический живописец, президент академии сэр Уильям Аллан и шотландский портретист Томас Дункан.
После окончания Академии Джон продолжал обучение в Париже, Риме и Лондоне. Назад в Эдинбург художник вернулся в 1839 году, он быстро зарекомендовал себя, как портретист, писал жанровые сюжеты и натюрморты, был избран ассоциированным членом Королевской Шотландской академии, став полноправным членом Академии в 1860 году.
В 1845 году новый директор Академии попечителей Р.С. Лаудер пригласил Баллантайна стать наставником в классах живописи. Художник стал одним из главных помощников Лаудера в деле восстановления падающей репутации Академии. Среди его студентов были одни из самых известных шотландских художников следующего поколения, например, Уильям Квиллер Орчардсон и Джон Петти.
Преподавательской деятельности в Академии Джон Баллантайн посвятил почти 20 лет жизни, пока не переехал в 1863 году в Лондон. Одной из причин переезда стали серьезные финансовые трудности художника.
Большую поддержку и финансовую помощь ему и его семье оказывал брат Роберт, ставший известным детским писателем. Он подсказал Джону идею написания серии портретов известных в Лондоне художников за работой в собственных студиях, которая позволила бы ему создать себе репутацию известного художника и заработать деньги. В течение нескольких лет были завершены и представлены зрителю 17 картин этой серии. Среди «моделей» Баллантайна были: Уильям Пауэлл Фрит, Фрэнсис Грант, Уильям Холман Хант, сэра Эдвин Ландсир, Джон Милле, Дэвид Робертс и др.
Но, несмотря на успех картин на выставках и хорошую прессу, они не принесли художнику много денег. С другой же стороны, данная серия является самыми известными работами Баллантайна.
Этот проект подорвал здоровье художника. К концу 1860-х годов стало быстро ухудшаться зрение, в 1869 году он занял должность куратора в Королевской академии искусств, но вскоре был вынужден уйти в отставку из-за дальнейшего ухудшения зрения. В дальнейшем жил на небольшую пенсию и финансовую помощь от брата Роберта.
Скончался Джон БАЛЛАНТАЙН 12 мая 1897 года в городке Синд (графстве Уилтшир).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_25_апреля #Б__
25 апреля
В 1818 году родился Фёдор Иванович БУСЛАЕВ (в Керенске, Пензенская губерния), российский языковед, фольклорист, историк литературы и искусства, глава русской мифологической школы. Академик Петербургской Академии наук.
Своими трудами «О преподавании отечественного языка» (1844) и «Опыт исторической грамматики русского языка» (1858) заложил основы лингвистической русистики. Положил начало научному изучению русской народной словесности.
Автор работ по славянскому и русскому языкознанию, древнерусской литературе, устному народному творчеству, древнерусскому изобразительному искусству.
* * * * *
С 10 лет обучался в Пензенской гимназии, где в это время русский язык преподавал В.Г. Белинский, готовившийся к поступлению в университет. В 1833 году Фёдор поступил на словесное отделение Московского университета, по окончании которого (1838) стал работать учителем во 2-й московской гимназии; давал частные уроки. Спустя год уехал за границу: в качестве домашнего учителя в семье графа С.Г. Строганова жил в Германии и Италии, изучал археологию и историю европейского искусства.
Университетскую карьеру Буслаев начал с 1842 года, когда был прикомандирован к профессорам И.И. Давыдову и С.П. Шевыреву в помощники для исправления студенческих письменных упражнений. В 1844 году было напечатано его известное сочинение «О преподавании отечественного языка».
С 1847 года Фёдор Иванович начал читать в университете лекции, через год – адъюнкт, затем экстраординарный профессор (1850), ординарный профессор (1859), заслуженный профессор (1873); член-корреспондент Императорской академии наук (1852), академик (1860).
В период 1870-х годов интересы учёного всё более переключаются на изучение иконографии, стенной живописи, книжного орнамента и других видов древнего искусства, где ему принадлежат капитальные исследования.
В конце жизни Буслаев начал слепнуть, он вынужден был отказаться от своей научной работы. Один из его друзей, видя это, предложил ему продиктовать биографию. Так появилась книга Фёдора Ивановича «Мои воспоминания».
Взгляды Буслаева оказали воздействие на формирование научного подхода к описанию русской грамматики, а также к ее преподаванию в школе. Среди его учеников наиболее значительной фигурой был Ф.Ф. Фортунатов.
Скончался Фёдор Иванович Буслаев 12 августа 1897 года в Люблино Московской губернии. Похоронен в Москве в некрополе Новодевичьего монастыря.
* * * * *
После его смерти вдова ученого преподнесла личную библиотеку Буслаева в дар Императорскому Московскому университету. Это книжное собрание хранится в Отделе редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ имени М.В. Ломоносова: около 1430 томов книг по истории искусства (византийского, древнерусского, итальянского); западноевропейская литература, старопечатные книги XVI–XVII веков, рукописи.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_25_апреля #Б__
25 апреля
В 1938 году родился Сергей Александрович АЛИМОВ (в Москве), советский и российский художник мультипликационного кино, график. Народный художник России.
* * * * *
Воспитывался Сережа в семье, где отец и дядя – архитекторы; мама, брат и дед – художники; бабушка – кукольница, работала в театре Евгения Домини, поэтому рано появившемуся желанию стать художником было легко развиться.
Учился в Московской средней художественной школе, в 1957-63 годах – на художественно-постановочном факультете ВГИКа. Стажировался на киностудии «Загреб-фильм».
Ему не пришлось ждать признания, не пришлось доказывать свою правоту в искусстве. Его путь был усеян не терниями, а отечественными и международными премиями почти за все фильмы, которые он создал.
Талант мастера удивительно многогранен – и живописец, и декоратор в кукольном театре, и театральный художник, и преподаватель… И конечно, выдающийся книжный график: многим читателям знакомы его иллюстрации произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.А. Булгакова, М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Еще студентом он вместе с Федором Хитруком сделал «Историю одного преступления» на киностудии «Союзмультфильм», а их следующий фильм «Топтыжка» получил бронзового Венецианского льва в 1965 году.
Наибольшую известность Алимову принесли его эскизы к знаменитым «Каникулам Бонифация», «Вятской лошадке», «Премудрому пескарю» и другим мультфильмам, которые любит и помнит не одно поколение зрителей.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_25_апреля #А__
25 апреля
1940 года родился Аль ПАЧИНО /имя при рождении – Альфредо Джеймс Пачино/ (на Манхэттене в Нью-Йорке), американский актёр театра и кино, режиссёр, сценарист.
Наиболее знаменит своими ролями гангстеров – Майкл Корлеоне в трилогии «Крёстный отец» Френсиса Форда Копполы и Тони Монтана в фильме Брайана Де Пальма «Лицо со шрамом». Роль Фрэнка Слейда в фильме «Запах женщины» принесла актёру «Оскар» в номинации за лучшую мужскую роль, что стало его первым успехом после семи предыдущих номинаций.
Помимо удачной карьеры в кино, Аль Пачино является знаковым театральным актёром: награждён престижной театральной премией «Тони» (1977); является обладателем множества других наград. Вместе с Эллен Бёрстин он возглавляет Актёрскую студию в Нью-Йорке.
* * * * *
Выходец из семьи италоамериканцев, он рос в бедном криминальном районе и часто сам был зачинщиком драк, являясь одним из главных возмутителей школьного спокойствия. Будучи подростком, «Сони», как называли его друзья, хотел стать профессиональным бейсболистом. Но в то же время у него появилось другое популярное среди его товарищей прозвище – «Актёр».
Альфредо обучался в знаменитой Школе исполнительных искусств в Нью-Йорке, но учёба была малоинтересна для него, и он завалил почти все экзамены, кроме английского. В 17 лет его отчислили из школы. Уйдя из дома, работал на низкооплачиваемых работах, и всё это только для того, чтобы заработать на продолжение своего актёрского образования.
Выступать Аль Пачино начал в Нью-Йоркском театральном андеграунде, а после присоединился к студии Херберта Бергхофа (в Гринвич-Виллидже – богемном районе Нью-Йорка той эпохи).
В 1960-х годах он твёрдо решил стать актёром. После множества провальных попыток Аль Пачино в 1966 году, наконец-то удачно прошёл прослушивание в Актёрской студии профессиональных актёров, режиссёров и драматургов. В ней он совершенствовал свою игру по системе Станиславского.
В 1967 году Аль Пачино провел сезон в бостонском театре «Charles Playhouse», в следующем году играл в нью-йоркском театре «Астор Плейс», а 25 февраля 1969 года дебютировал на Бродвее. В 1970-1990-x годах актер продолжал играть в театре.
В кино первые эпизодические роли Аль Пачино стал получать сразу после того, как поступил в Актёрскую студию, но они были незначительны. Его дебютом в кино стоит считать небольшую роль в фильме 1969 года «Я, Натали».
Первую крупную роль Аль Пачино получил в 1971 году, сыграв наркомана в фильме Джерри Шацберга «Паника в Нидл-Парке». После этой ленты его заметил Фрэнсис Форд Коппола и пригласил в свой новый фильм «Крёстный отец» на роль Майкла Корлеоне. За эту роль артист в первый раз был номинирован на премию «Оскар».
В 1974 году Аль Пачино снова сыграл роль Майкла Корлеоне во второй части «Крестного отца».
В начале 1980-х годов в карьере актера случается спад, что подтолкнуло его к принятию решения перестать сниматься в кино на долгие 4 года.
Вернулся Аль Пачино в кино в 1989 году, сыграв в фильме «Море любви» роль детектива. На следующий год актёр вернулся к главному персонажу своей жизни, снявшись в третьей части «Крёстного отца». Этот фильм, как и первые две части, ожидал успех. В 1992 году он, наконец-то, получил «Оскар» за лучшую мужскую роль, сыграв Фрэнка Слейда в фильме «Запах женщины».
В 1996 году Аль Пачино выступил одновременно как продюсер, режиссёр и актёр в театральной документальной драме «В поисках Ричарда».
После завоевания «Оскара» за ленту «Запах женщины» он больше ни разу не номинировался на эту престижную премию, зато был трижды лауреатом премии «Золотой Глобус».
Аль Пачино отверг предложение компании «Electronic Arts» стать прототипом Майкла Корлеоне в компьютерной версии игры «Крёстный отец», запретив использовать свой образ и голос в игре.
В 2006 году он стал 35-м лауреатом премии Американского института киноискусства за жизненные достижения.
Актер снялся в картине Стивена Содерберга «Тринадцать друзей Оушена», получившей очень хорошие отзывы.
Историческое воссоединение на экране Аль Пачино и Роберта Де Ниро состоялось в фильме «Право на убийство», в котором оба играют детективов; до этого они не появлялись на экране вместе 13 лет.
В 2011 году, на Венецианском кинофестивале, Аль ПАЧИНО был удостоен специального приза «за вклад в кинематограф». В следующем году был награждён Национальной медалью в области искусств за вклад в развитие американского театрального и киноискусства.
25 апреля
1883 года родился Семён Михайлович БУДЁННЫЙ (на хуторе Козюрин, Ростовская область), советский военачальник, герой Гражданской войны, один из первых Маршалов Советского Союза, трижды Герой Советского Союза.
* * * * *
Выходец из семьи крестьянина-бедняка, он в 1903-1916 годах служил в царской армии, участвовал в русско-японской и I-й мировой войнах в чине старшего унтер-офицера, был награжден многими военными наградами. Окончил Петербургскую школу наездников.
Летом 1917 года избирается председателем солдатского комитета Кавказской кавалерийской дивизии.
После Октябрьской революции Буденный сформировал конный отряд для борьбы с контрреволюционными выступлениями белогвардейцев, который вскоре вырос в полк, бригаду, а затем стал кавалерийской конной дивизией, успешно действовавшей под Царицыном.
Уже летом 1919 года под командованием Буденного был создан конный корпус, сыгравший огромную роль в разгроме белогвардейских войск в Воронежско-Касторненской операции, и который наголову разгромил казачьи дивизии Мамонтова и Шкуро.
В ноябре 1919 года корпус был развернут в 1-ю Конную армию, которая под командованием Буденного успешно провела крупные операции по разгрому войск Деникина, армий Пилсудского на Украине и Врангеля в Северной Таврии и Крыму.
В 1921-1923 годах Буденный становится членом РевВоенСовета СССР, а затем заместителем командующего Северо-Кавказским военным округом. Он провел большую работу по организации конных заводов и руководству ими, впоследствии на них вывели новые породы лошадей – буденовскую и терскую.
С 1923 года Семен Михайлович занимал пост помощника главкома Красной Армии по кавалерии, в 1924-1937 годах – он инспектор кавалерии РККА. Параллельно обучался в Военной академии имени Фрунзе.
22 сентября 1935 года Семену Михайловичу присвоено звание Маршала Советского Союза. В период 1937-1939 годы командовал войсками Московского военного округа и был членом Главного военного совета Наркомата обороны СССР, исполнял обязанности замнаркома.
Во время Великой Отечественной войны Буденный входил в состав Ставки Верховного Главнокомандования, принимал участие в обороне Москвы, являлся Главнокомандующим Юго-Западного направления, Резервного фронта, Северо-Кавказского направления. С 1943 года командовал кавалерией Советской Армии, был членом Высшего военного совета министерства Вооруженных Сил СССР.
В послевоенные годы Буденный выполнял обязанности первого замнаркома обороны СССР. Был заместителем министра сельского хозяйства по коневодству (именно по его инициативе воссоздан Московский зоотехнический институт коневодства), а затем в 1953-1954 годах – инспектором кавалерии (в Группе генеральных инспекторов МО СССР).
Награжден многими орденами и медалями, а также золотым боевым оружием с орденом Красного Знамени на нем, почетным революционным огнестрельным оружием с орденом Красного Знамени на нем и почетным оружием – шашкой с изображением Государственного герба СССР.
Скончался Семён Михайлович БУДЁННЫЙ 26 октября 1973 года в Москве, похоронен у Кремлевской стены на Красной площади столицы.
25 апреля
1945 года состоялась встреча на Эльбе союзных советских и американских войск – одно из самых значимых событий конца II-й мировой войны.
Многие месяцы они двигались навстречу друг другу с запада и с востока. И вот теперь вчерашние «заочные» соратники смогли пожать друг другу руки, обняться, поднять тост за Победу.
Первыми состыковались с частями Красной Армии бойцы разведгруппы 273-го полка американской армии под командованием лейтенанта Альберта Коцебу. Утром 25 апреля в деревушке Леквиц группа Коцебу наткнулась на советского солдата верхом на коне. Для истории лейтенант даже зафиксировал время этой встречи – 11:30. Однако союзнического контакта толком не получилось: всадник отнесся к окружившим его американцам с подозрительностью и, поспешно хлестнув лошадь, ускакал прочь.
Лишь 2 часа спустя состоялась уже «нормальная» встреча с русскими. Добравшись до Эльбы, Коцебу увидел на противоположном берегу группу советских солдат. Ради того, чтобы пообщаться с ними Коцебу переплыл в лодке на «русский» берег.
По предложению командовавшего красноармейцами офицера решено было перенести место официальной встречи союзников на несколько километров вниз по течению – к паромной переправе у селения Крейниц. Лейтенант Коцебу поспешил на автомобиле отправить донесение в штаб своего полка. Однако в спешке он неверно указал свои координаты, а потому посланные к этому месту на самолете офицер и переводчик из штаба дивизии не смогли никого найти.
В то же время поисковую вылазку в сторону русских совершало и еще одно подразделение – разведгруппа во главе с лейтенантом Уильямом Робертсоном. И хотя ей удалось встретиться с воинами Красной Армии под командованием лейтенанта Александра Сильвашко лишь в 15:30, однако именно этот отряд оказался «виновником» состоявшейся первой протокольной встречи союзников на Эльбе. Поэтому именно в район города Торгау, где группа Робертсона наткнулась на советские части, решено было отправить командира 69-й дивизии 1-й армии США генерала Рейнгхарда, который и принял участие в официальной церемонии встречи с союзной советской армией.
С нашей стороны в торжественном мероприятии участвовала группа офицеров 1-го Украинского фронта во главе с командиром 58-й гвардейской стрелковой дивизии генерал-майором В. Русаковым.
Кроме военных присутствовали еще несколько киносъемочных групп и почти 70 корреспондентов из советских, американских, французских, английских газет (в их числе – знаменитый писатель Константин Симонов).
В результате встречи войск союзников остатки вооружённых сил Германии были расколоты на две части – северную и южную.
25 апреля
В 1928 году родился Юрий Васильевич ЯКОВЛЕВ (в Москве), советский и российский актёр театра и кино. Народный артист СССР.
Один из самых популярных актёров Советского Союза, исполнитель более 100 ролей в театре и кино.
Крупнейший мастер как комедийного («Гусарская баллада», «Иван Васильевич меняет профессию», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Кин-дза-дза»), так и драматического («Идиот», «Опасный поворот», «Любовь земная») жанров.
Был ведущим артистом театра имени Вахтангова периода его расцвета.
* * * * *
С началом Великой Отечественной войны семья Яковлевых эвакуируется в Уфу. Тринадцатилетний Юра Яковлев работал вместе с матерью в госпитале. В 1943 году Яковлевы вернулись в Москву. Юрий учился в вечерней школе, работал помощником механика в гараже.
В 1948 году поступал во ВГИК, но неудачно (вердикт приёмной комиссии: «некиногеничен»), после чего был принят в знаменитое Театральное училище им. Б. Щукина (курс вела Цецилия Львовна Мансурова). В 1952 году он окончил Щукинское училище и начал играть в театре Вахтангова.
Через два года Москва заговорила о молодом актере, увидев его в острохарактерной, виртуозно сыгранной роли заморского королевича в сказке С.Маршака «Горя бояться – счастья не видать».
В 1960 году в спектакле «Пьеса без названия» А.П.Чехова Юрий Яковлев сыграл одну из своих любимых ролей – Трилецкого, сыграл изящно, тонко, пронзительно, с грустной иронией. В это время уже стало понятно, что в труппе театра творит актер невероятных, безграничных возможностей.
1960-80-е годы – звездные в биографии Яковлева. Он создал характеры объемные, многоплановые, разнообразные.
В число наиболее известных его киноработ входят роли в фильмах «Иван Васильевич меняет профессию», «Гусарская баллада», «Ирония судьбы, или с легким паром» и «Кин-дза-дза».
Скончался Юрий Васильевич Яковлев 30 ноября 2013 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_25_апреля #Я__
25 апреля
1824 года родился Гюстав Кларен Родольф БУЛАНЖЕ (в Париже), французский художник, представитель салонной живописи и ориенталист.
* * * * *
Он изучал живопись в парижской Школе изящных искусств под руководством Поля Делароша и Пьера-Жюля Жольве.
В 1854 году Гюстав Буланже совершает двухлетнее учебное путешествие по Италии. Эскизы и наброски, созданные им во время поездки, послужили основой для его произведений на античную тематику, таких как «Лукреция», «Продавцы венков в Помпеях» и др.
Работы художника близки по стилю произведениям Жана-Леона Жерома и приводили в восхищение императора Наполеона III, давшего указание Гюставу Буланже украсить свой парижский дворец в «помпеянском стиле».
Кисти живописца принадлежат росписи в парижской Опере Гарнье.
Скончался Гюстав Кларен Родольф БУЛАНЖЕ в октябре 1888 года в Париже.
25 апреля
В 1847 году родился Эдуард Бернар ДЕБА-ПОНСАН (в Тулузе), французский художник академического направления.
Начал свою художественную деятельность, когда ему было четырнадцать лет, посещая Школу изящных искусств в Тулузе.
Однако, учитывая тот факт, что художественную карьеру начал в Школе изящных искусств в Париже, он переехал туда и начал учиться у Александра Кабанель, одного из наиболее успешных академических мастеров своего времени.
Скончался Эдуард Бернар Деба-Понсан 29 января 1913 года в Париже.
* * * * *
P.S.: Полотно художника «Истина, выходящая из источника» (одна из любимых картин писателя Золя) была украшена двусмысленным девизом «Nec mergitur» («Не тонет») с пояснительным текстом: «Подняв зеркало, Истина силится выйти из источника, где её удерживают лицемерие дона Базилио и жёсткий кулак грубой силы».
Эта картина, несмотря на все усилия организаторов распродажи, ушла всего за 350 франков. Однако такой результат никак не сказался на высокомерном отношении Деба-Понсана к произведениям художников-импрессионистов: «Я получил золотую медаль! Когда ваш Моне сможет сказать о себе то же самое, тогда мы потолкуем».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_25_апреля #Д__
25 апреля
В 1941 году родился Бертран ТАВЕРНЬЕ (в Лионе), французский кинорежиссёр и сценарист.
Сын писателя и эссеиста Рене Тавернье, он был киноманом с детства, фанатом классического Голливуда, и уже с 13-ти лет мечтал стать режиссером.
Параллельно с изучением юриспруденции в Сорбонне работал ассистентом у режиссера Жан-Пьера Мельвиля. По признанию самого Тавернье, в этом качестве он оказался не очень хорош, поэтому и стал кинокритиком.
Свой первый полнометражный фильм – «Часовщик из Сен-Поля» по роману Жоржа Сименона – Бертран снял в 1973 году. Фильм получил Приз Луи Деллюка. Затем режиссер снял историческую драму «Пусть начнется праздник», действие которой происходит в предреволюционной Франции последней четверти XVIII века. Эта картина была удостоена четырёх премий «Сезар», в том числе и за лучшую режиссуру.
В кинематографе Бертрана Тавернье нет какой-то единой, сквозной темы. Его интересуют совершенно разные исторические периоды – от Франции начала XVIII века, истории колониальной Африки в 30-е годы ХХ века или судебной хроники второй половины XIX века («Судья и убийца») до современности («Испорченные дети», «Преступный репортаж»). Персонажей его фильмов объединяет их способность противостоять власти. Борьба нередко завершается поражением героев, но для Тавернье важна не столько победа, сколько торжество духа «маленького человека», способного погибнуть, но не сломаться.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_25_апреля #Т__
25 апреля
В 1917 году родилась Элла Джейн ФИЦДЖЕРАЛЬД (в Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния), величайшая американская джазовая вокалистка, получившая звание «первой леди джаза», обладательница голоса диапазоном в три октавы, мастер скэта и голосовой импровизации.
Она всем нам не просто пела о любви, а дала столько любви!
* * * * *
В детстве училась танцевать и мечтала о кардибалете. Петь начала в 14 лет в нью-йоркском клубе «Opera House» и в 1934 году стала победительницей на конкурсе в Гарлеме.
В 1937 году стала выступать с танцевальным оркестром Чика Уэба. Первый успех принесла песня на собственные слова «A-tisket – A-tasket». После смерти Уэба в течение трех лет работала с разными музыкантами, но вся ее дальнейшая карьера связана с антрепризой Номана Гренца.
В 1956-58 годах при поддержке Гренца записала двойные альбомы с песнями самых популярных американских композиторов Керна, Портера, Роджерса, Элингтона, Арлена, Мерсера. Сотрудничала со многими выдающимися музыкантами и выступала в самых крупных концертных залах мира.
Известность Эллы равна только Луи Армстронгу. Как-то ей сказали, что в Италии ее зовут «Мама-джаз». «Это замечательно придумано, – сказала Элла, – я страшно рада и надеюсь, что меня не назовут однажды «Бабушка-джаз».
За свою творческую жизнь, продолжавшуюся более 50 лет, Элла Фицджеральд записала несколько тысяч песен, 250 музыкальных альбомов. Снялась в кинофильмах «Блюз Пита Келли» (1955), «Сент-Луис-блюз» (1958) и др. Музыкальный критик Джеймс Кокс подсчитал, что она пела для шести поколений слушателей.
Она пела главам государств, королям, шейхам.
О вокальных данных Эллы Фицджеральд можно говорить часами: о ее невероятной способности менять ритм, ускорять, замедлять, взмываться, кружиться, о ее знаменитых глиссандо, о ее подражании музыкальным инструментам, о ее шутках и вставлении в тексты песен и баллад всяческой отсебятины.
Элла была застенчива, не любила прессу и интервью, а на сцене всегда нервничала до тех пор, пока не брала в руки микрофон.
Она награждалась премиями, званиями и дипломами, 13 раз была призером высшей музыкальной награды «Грэмми», а также премиями имени Кеннеди. Награждена Национальной медалью Искусств, которую ей вручил сам Президент США.
В начале 1970-х годов покинула сцену из-за резкой потери зрения, но после нескольких сложных операций продолжила выступления. В последние годы жизни пела сидя в инвалидном кресле.
В 1986 году стала почетным доктором Йельского университета.
Певица выступала до 1992 года. На следующий год она перенесла тяжелую операцию по ампутации ног, после чего здоровье резко ухудшилось.
Скончалась Элла Джейн Фицджеральд 15 июня 1996 года в Беверли-Хилс (штат Калифорния).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_25_апреля #Ф__