25 июля
1673 года родился Сантьяго де МУРСИЯ (в Мадриде), испанский классический гитарист, музыкальный педагог и композитор.
* * * * *
Он был преподавателем гитары у испанской королевы Марии Луизы Савойской вплоть до её смерти.
В 1714 году Сантьяго де Мурсия опубликовал сборник пьес для гитары. Рукопись состоит из двух частей: первая содержит пассакальи, вторая — 12 сюит. Последние представляют собой типичные для барочной музыки чередующиеся танцевальные пьесы (прелюдия, аллеманда, сарабанда, жига, рондо, гавот и менуэт). Эти композиции характеризуют Сантьяго как одного из самых значительных композиторов того времени, писавших музыку для гитары, и до сих пор входят в репертуар гитаристов.
Скончался Сантьяго де МУРСИЯ 25 апреля 1739 года в Мадриде.
25 июля
В 1781 году родился Мерри-Жозеф БЛОНДЕЛЬ (в Париже), французский живописец, декоратор, мастер портрета. Многолетний профессор Национальной школы изящных искусств в Париже, член французской Академии Художеств.
* * * * *
Выходец из семьи связанной с искусством (был потомком архитекторов Жака Франсуа Блонделя и Франсуа Блонделя), он в возрасте 14 лет поступил на работу в нотариальную контору, где надолго не задержался. Затем работал учеником художника на фарфоровом заводе, где его наставником был Этьен Легю.
В 1801 году стал учеником весьма знаменитого в то время Жана-Батиста Реньо. Проявив свои незаурядные способности, Блондель за картину «Эней и его сын» стал лауреатом Римской премии уже в 1803 году, позволившей молодому художнику отправиться для продолжения обучения в Рим. Но туда он поехал позднее в 1809 году и пробыл в Италии до 1812 года, проживая на вилле семьи Медичи в течение трех лет.
По возвращении в Париж художник был избран членом Академии изящных искусств и получил должность преподавателя в школе Академии Художеств. Много времени Блондель уделял росписи важных общественных зданий, в том числе Лувра. В 1824 году от короля Карла Х получил орден Почётного легиона.
Кроме росписей потолков помещений Лувра, Сената, замка Фонтенбло он известен как живописец исторического жанра. Блондель создал портретную галерею известных исторических персонажей, участников крестовых походов в средние века. Им написаны портреты крестоносцев, тамплиеров, рыцарей ордена храмовников. В их числе – легат Великого крестового похода рыцарей-храмовников Адемар де Пюи, первый король Иерусалима Балдуин I, первый князь Антиохийский Боэмунд, английский король Ричард Львиное Сердце, великий освободитель Сицилии от сарацин Робер Гвискар, а также портрет непосредственного очевидца подвигов рыцарей-тамплиеров и автора мемуаров о крестовых походах Жана де Жуанвиля.
Картина художника «Купающаяся черкешенка» считается самым дорогим предметом багажа, утраченным в результате крушения корабля «Титаник» в 1912 году (согласно исковой оценке непосредственно после крушения).
Скончался Мерри-Жозеф БЛОНДЕЛЬ 12 июня 1853 года в Париже.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_25_июля #Б__
25 июля
В 1870 году родился Максфилд ПЭРРИШ (в Филадельфии), американский художник и иллюстратор, знаменитый многочисленными работами на сказочные и мифологические сюжеты.
Он автор собственной живописной методики, которая заключалась в использовании лишь четырех основных цветов: синего, сиреневого, желтого и черного. Комбинацией из этих цветов он добивался нужного оттенка, а разделением слоев лаком — объемности изображения.
В честь Пэрриша назван один из оттенков синего цвета — Parrish blue.
* * * * *
Выходец из семьи художника Стефана Пэрриша, он при рождении был назван Фредериком, но позднее сменил имя на Максфилд (девичью фамилию матери), которое и стало его творческим псевдонимом.
Художественное образование получил в Пенсильванской академии изящных искусств. Его первой значительной творческой работой было иллюстрирование сборника рассказов Лаймена Ф. Баума «Сказки Матушки Гусыни в прозе», затем последовали иллюстрации к «Тысяче и одной ночи».
В период 1910-1920 годов Пэрриш сотрудничал со многими журналами.
К 1931 году онотошел от ставших популярными сказочных сюжетов и всецело посвятил себя пейзажам. Он приобрел большую популярность и стал одним из самых известных американских живописцев и иллюстраторов первой половины ХХ века. Наибольшее собрание его картин находится в Национальном музее американской иллюстрации.
Скончался Максфилд ПЭРРИШ 30 марта 1966 года в Нью-Гэмпшире.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_25_июля #П__
25 июля
В 1829 году родилась Элизабет Элеонор СИДДАЛ (в Лондоне), британская натурщица, поэтесса и живописец. Оказала большое влияние на Братство прерафаэлитов.
Самая известная натурщица XIX века изображена практически на всех ранних женских портретах Данте Габриэля Россети, также позировала У.Х. Девереллу, У.Х. Ханту и Д.Э. Милле. В частности, изображена на картине «Офелия» (1852).
* * * * *
Из многодетной семьи рабочего, Элизабет с 18 лет работала модисткой в шляпном магазине в лондонском районе Ковент-Гарден. Здесь в 1849 году её встретил Уолтер Деверелл и через свою мать предложил позировать ему.
Художник изобразил девушку в образе Виолы в картине по мотивам пьесы Шекспира «Двенадцатая ночь». Бледная и рыжеволосая Элизабет олицетворяла собой в представлении прерафаэлитов тип женщины «кватроченто» (общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века, соотносимой с периодом Раннего Возрождения). Она стала настоящей музой для членов братства, отказавшихся от академических условностей и искавших новые образы.
Самая известная картина, на которой изображена Элизабет, – это «Офелия» Джона Милле. Для художника, стремившегося к достоверному изображению всех деталей, она позировала в ванне. Дело происходило зимой и, чтобы девушка не замерзала, под ванной Милле разместил лампы, которые подогревали воду. По рассказу Уильяма Россетти однажды лампы погасли, Элизабет простудилась и её отец потребовал от Милле, чтобы тот оплатил услуги врача. Картина имела успех у критиков и зрителей, Элизабет прославилась. Но она была не только натурщицей: девушка сама рисовала и писала стихи.
Данте Россетти познакомился с Элизабет в 1852 году в мастерской Милле. Молодые люди полюбили друг друга и поселились в доме на Чэтэм Плейс. Она стала постоянной моделью Россетти. Страсть вдохновила его на воплощение сюжетов из истории Данте и Беатриче: в картинах «Паоло и Франческа да Римини», «Любовь Данте», «Явление Данте Рахили и Леи» женские образы – это Элизабет Сиддал. Россетти поощрял её литературное творчество и занятия графикой. Стихи Сиддал успеха не имели, но она стала известна как художница. Джон Рёскин назначил ей стипендию за её рисунки. Она, единственная женщина среди художников, участвовала в выставке прерафаэлитов в Рассел-Плейс в 1857 году. Работы Элизабет экспонировались и на выставке британского искусства в Америке в 1858 году. Вместе с Россетти, Моррисом, Бёрн-Джонсом в 1859 году она оформляла для четы Моррисов Красный дом (Red House).
В отношениях Элизабет Сиддал и Данте Россетти не всё было гладко: он, несмотря на свою возвышенную любовь к Элизабет, никак не мог порвать связи с другими женщинами, в т.ч. с Фанни Корнфорт и Энни Миллер (подругой Ханта).
Здоровье Элизабет ухудшалось. В начале 1860 года она тяжело заболела, и тогда Россетти обещал жениться на ней, как только она поправится. Свадьба состоялась 23 мая 1860 года, а в следующем году Элизабет родила мёртвого ребёнка. Она впала в депрессию, начались ссоры с Данте и припадки помешательства.
Скончалась Элизабет Элеонор СИДДАЛ от передозировки лауданума 11 февраля 1862 года. Неизвестно была ли это случайная ошибка или самоубийство. Россетти глубоко потрясла смерть жены, всю последующую жизнь страдал от приступов депрессии, кошмаров и угрызений совести. Облегчение Россетти находил в алкоголе и наркотиках.
В память об Элизабет он написал картину «Beata Beatrix» («Благословенная Беатриса», 1864-1870), где представил её в образе Беатриче из «Новой жизни». Со смертью жены связана и последняя его работа на дантовскую тему – «Сон Данте» (1871).
На похоронах супруги Россетти в порыве отчаяния положил в гроб Элизабет рукописи своих стихов и поклялся оставить поэзию. Через несколько лет он решил опубликовать юношеские стихи, чтобы их достать, могилу Сиддал на Хайгетском кладбище вскрыли. Книга стихов вышла в 1870 году. Этот поступок Россетти шокировал его знакомых и друзей.
* * * * *
Телекомпания Би-би-си сняла сериал «Габриэль и Лиззи»:
«Середина XIX века... Жизнь художника-прерафаэлита Данте Габриэля Россетти и его модели, его музы, его жены Элизабет Сиддал... Отчаянные романтики…»
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_25_июля #С__
25 июля
В 1921 году родился Аркадий Васильевич СОРОКА (в Виннице), советский украинский художник-живописец, мастер жанровой картины, натюрморта, портрета и пейзажа. Член Союза художников УССР (1967). Член Союза художников СССР. Заслуженный художник УССР (1980).
Работал в области станковой живописи.
* * * * *
Обучался в Одесском художественном училище им. М. Грекова (1937-1941), его преподавателями по специальности были: Леонид Овсеевич Мучник, Даниил Карпович Крайнев, Николай Андреевич Шелюто.
Участник Великой отечественной войны, отмечен боевыми наградами. В период 1945-46 годов работал в Москве в Комиссариате связи СССР. После демобилизации жил в Виннице и работал в Художественном фонде, преподавал в художественных студиях. Участвовал в создании батальных диорам.
С 1962 года Аркадий Сорока принимал активное участие в областных, республиканских, всесоюзных и зарубежных художественных выставках.
Произведения художника представлены в музеях Украины, России, Великобритании, Франции, Польше, Германии, Бельгии, Греции, Испании и в других странах.
Работы хранятся в мемориальном музее Пирогова в Виннице, музеях Донецка, Луганска, Ивано-Франковска, Тернополя, Хмельницкого, Чернигова, Ямполя.
Скончался Аркадий Васильевич СОРОКА 7 октября 2010 года.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_25_июля #С__
25 июля
В 1844 году родился Томас Каупертуэйт ИКИНС (в Филадельфии), американский художник, фотограф, педагог, основоположник американской реалистической живописи.
* * * * *
Окончил Пенсильванскую академию изящных искусств, после чего совершенствовал своё мастерство в Европе, преимущественно в Париже под руководством Жана Леона Жерома. Посетил Испанию, где изучал работы Веласкеса.
С 1876 года преподавал в Пенсильванской Академии. Там его жестоко критиковали за инновации в обучении. Он настаивал на работе с натуры, на изучении анатомии. Кроме того Икинс отстаивал идею рисования движения путем наблюдения за исполнением упражнений атлетами, а также на работе в масле.
В живописи Икинса и его фотографиях обнажённое и полуобнажённое тело (чаще всего мужское) занимает выдающееся место. Ему принадлежит множество изображений спортсменов, особенно гребцов и борцов. Интерес художника вызывала передача движений человеческого тела, с чем отчасти связано его увлечение фотографией.
Среди важнейших работ Икинса – портреты в многофигурном окружении, в том числе знаменитая «Клиника Гросса» (1875). Эта картина, одна из самых объёмных работ художника (244х198 см), вызвала не слишком тёплый приём современников и была продана всего за 200 долларов. В 2006 году был объявлен сбор средств для того, чтобы сохранить картину «Клиника Гросса» в родном городе Томаса Икинса; были собраны 30 миллионов долларов, позволившие Филадельфийскому музею искусств и Пенсильванской Академии изящных искусств приобрести картину в совместное владение за общую сумму 68 миллионов долларов.
Икинс за свою творческую жизнь оживил портретную живопись в США. Начиная с 1880-х годов, в биографии Томаса Икинса широко используется фотография.
Только на склоне лет он был признан великим художником.
Скончался Томас Каупертуэйт Икинс 25 июля 1916 года в Филадельфии.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_25_июля #И__
25 июля
1911 года родился Тоси ЁСИДА (в Токио), японский печатник, художник, принадлежавший к движению Сосаку ханга, сын выдающегося мастера Син ханга Хироси Ёсиды.
* * * * *
С раннего детства Ёсида страдал от чрезвычайно неприятного недуга – одна из его ног была парализована. В школу Тоси ходить не мог; вместо учебы он наблюдал за животными и работой в отцовской печатной мастерской. Со временем – не в последнюю очередь стараниями своей бабушки, Тоси начал рисовать животных.
Отец как художник специализировался на ландшафтах; Тоси, в отличие от отца, предпочитал рисовать животных.
В 1930-1931 годах они успели побывать в Индии, Шанхае, Гонконге, Малайзии, Сингапуре, Калькутте и Бирме.
Долгое время Ёсида оставался лишь помощником своего отца и особой творческой свободой похвастаться не мог.
В 1936 году режим военной диктатуры запустил систему цензуры для произведений искусства; в 1943 году нарисовал серию картин, на которых фабричные рабочие и гражданские вместе трудились на благо армии.
После войны Ёсиде пришлось вернуться к отработанным пейзажам; дабы хоть как-то заработать на жизнь, он продавал свои картины американцам.
В 1950 году Ёсида-старший скончался; Тоси наконец обрел полную независимость. В 1953 году он вновь отправился странствовать; судьба занесла его в США, Лондон, Мексику и на Ближний Восток.
Выставки Ёсиды прошли в 30 музеях и галереях 18 штатов; в период 1954-1973 годов Тоси изготовил порядка 300 абстрактных гравюр.
В 1971 году Ёсида вернулся к своей «первой любви» – рисункам животных и птиц; именно этой теме художник посвятил последние годы жизни. Параллельно он рисовал иллюстрации для детских книжек и писал небольшие рассказы.
Скончался Тоси ЁСИДА 1 июля 1995 года в Токио.
25 июля
В 1929 году родился Василий Макарович ШУКШИН (в селе Сростки Бийского района Алтайского края), русский писатель, кинорежиссер, актер.
С отроческих лет работал в колхозе у себя на родине, затем на производстве в Средней России. В 1949–1952 служил на флоте. Литературная деятельность Шукшина началась в армии, именно там он впервые попытался писать рассказы, которые читал своим сослуживцам. В родном селе Василий Макарович работал учителем русского языка и словесности в Сросткинской школе сельской молодёжи. Некоторое время был директором этой школы.
В 1954 году поступил на режиссерский факультет ВГИКа, занимался в мастерской М.Ромма. В 1956 году состоялся дебют Шукшина в кино: в фильме С. А. Герасимова «Тихий Дон» (вторая серия) он сыграл в крошечном эпизоде — изобразил выглядывающего из-за плетня матроса. С этого матроса и началась кинематографическая судьба Шукшина-актёра.
В 1958 году в журнале «Смена» был опубликован его первый рассказ «Двое на телеге».
Во время учёбы во ВГИКе Шукшин снялся в первой своей главной роли в фильме М. М. Хуциева «Два Фёдора». В своей дипломной работе «Из Лебяжьего сообщают» Шукшин выступил как сценарист, режиссёр и исполнитель главной роли. Актёрская карьера складывалась вполне удачно, Шукшин не испытывал недостатка в предложениях от ведущих режиссёров.
Первая книга Шукшина — «Сельские жители» вышла в 1963 году в издательстве «Молодая гвардия». В журнале «Новый мир» были опубликованы рассказы: «Классный водитель» и «Гринька Малюгин». По их мотивам Шукшин написал сценарий своего первого полнометражного фильма «Живёт такой парень». Фильм получил хорошие отклики публики. На режиссёрскую манеру Шукшина, сдержанную и немного простодушную, обратили внимание специалисты.
Василий Шукшин был полон планов, но многим из них так и не суждено было реализоваться. Многие годы Василий Макарович совмещал работу над фильмами с писательской деятельностью. Писал он от руки в ученическую тетрадь и обычно по ночам.
1973—1974 годы стали очень плодотворными для Шукшина. Вышел на экраны его фильм «Калина красная», получивший первый приз ВКФ. Опубликован новый сборник рассказов «Характеры». На сцене ЛАБДТ режиссёром Г. А. Товстоноговым готовилась постановка пьесы «Энергичные люди». В 1974 году Шукшин принял приглашение сниматься в новом фильме С. Ф. Бондарчука.
2 октября 1974 года Василий Макарович Шукшин скоропостижно скончался в период съёмок фильма «Они сражались за Родину».
Все события или #Ваш_День_Рождения_25_июля #Ш__
25 июля
В 1920 году родилась Розалинд ФРАНКЛИН (в Лондоне), английский биофизик и учёный-рентгенограф.
Она родилась в богатой и влиятельной британской семье, училась в частной школе для девочек, где преуспела в естественных науках, латыни и спорте.
Зимой 1938 года Франклин отправилась в колледж Ньюнхэм, Кембриджского университета, в 1945 году получила учёную степень доктора философии.
После войны Франклин переехала в Париж, где занималась исследованиями в области применения рентгеноструктурного анализа, затем вернулась в Англию для работы в Лондонском университете над исследованием структуры ДНК. В январе 1951 года она начала работать в Королевском колледже Лондона научным сотрудником в Медицинском исследовательском совете на отделении биофизики.
Франклин первая открыла и сформулировала те факты, которые впоследствии составили основу для последующих попыток построить модель молекулы. Ещё одним вкладом стал рентгенографический снимок В-ДНК (названный фотографией 51).
Кроме того, неопубликованные черновики её работ показывают, что она действительно выявила B-форму спирали ДНК.
Правила получения Нобелевской премии запрещают присуждение премии посмертно, она не имела права быть выдвинутой на номинацию Нобелевской премии, которую впоследствии присудили Френсису Крику, Джеймсу Уотсону и Морису Уилкинсу в 1962 году.
Весной 1953-го сотни тысяч людей были взволнованы серией статей в журнале NATURE, в которых рассказывалось об открытии структуры ДНК, вещества наследственности. Это было, вероятно, самым великим открытием в биологии и биохимии 20-го столетия.
Нобелевская премия за это открытие досталась мужчинам, но в этом великом достижении незримо присутствовала женщина.
Умерла Розалинд Франклин 16 апреля 1958 в районе Лондона Челси.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_25_июля #Ф__
25 июля
В 1934 году родился Клод ЗИДИ (в Париже), французский сценарист, оператор, режиссер, продюсер.
После окончания лицея «Кондорсе» он поступил в Высшую техническую школу фотографии и кино, затем служил в армии.
Путь Клода Зиди в кинематографе начался в 1958 году, десять лет он работал ассистентом оператора. В 1969 году Клод Зиди в качестве главного оператора снимал драму Мориса Драша «Элиза, или Настоящая жизнь».
1971 году он дебютировал как комедийный режиссер, поставив фильм «Новобранцы сходят с ума» с участием группы комиков «Шарло». С этими же артистами за три года снял еще три сумасбродных комедии.
Всю свою режиссерскую карьеру Зиди снимает комедии с участием крупнейших звезд французского кино. Широкую поддержку публики получили его развлекательные картины «Горчица бьёт в нос» и «Не упускай из виду» с Пьером Ришаром, «Крылышко или ножка» и «Склока» с Луи де Фюнесом, «Чудовище» с Жаном-Полем Бельмондо, «Инспектор-разиня» и «Банзай!», в которых главные роли исполнял Колюш.
В дальнейшем фильмы Клод Зиди приобретают большую сатирико-пародийную направленность, что хорошо заметно в «Откройте, полиция!» (получившем премию «Сезар» как лучший фильм года).
Среди последних работ Клода Зиди - эксцентрическая комедия «Астерикс и Обеликс против Цезаря», с участием Жерара Депардьё, Кристиана Клавье и Роберто Бениньи, а также фильм «Откройте, полиция! 3».
Практически все его известные фильмы вышли на российские экраны.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_25_июля #З__
25 июля
1893 года родился Борис Владимирович ИОГАНСОН (в Москве), русский советский художник и педагог, один из ведущих представителей социалистического реализма в живописи, профессор, академик Академии художеств СССР. Народный художник СССР. Герой Социалистического Труда. Лауреат двух Государственных премий СССР.
В период 1951-1954 годов был директором Государственной Третьяковской галереи. Президент Академии художеств СССР с 1958 по 1962 год.
* * * * *
Выходец из семьи служащего шведского происхождения, начальное художественное образование он получил в школе-студии П.И. Келина. Затем обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его преподавателями были А. Архипов, Н. Касаткин, С. Малютин и К. Коровин.
В 1919-1922 годах работал художником-декоратором в театрах Красноярска и Александрии (Херсонская губерния).
Борис Иогансо́н был одним из значимых представителей советской станковой живописи 1930-х годов. В своем творчестве он обратился к наиболее ценимым в это время традициям русской живописи XIX века — наследию И.Е. Репина и В.И. Сурикова. Интерпретируя его, Иогансо́н вносит в свои произведения «новое революционное содержание, созвучное эпохе». Особенно известны его картины: «Допрос коммунистов» (1933) и «На старом уральском заводе» (1937).
В период 1937-1961 годов преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина; с 1964 года — в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова.
С 1962 года он был главным редактором энциклопедии «Искусство стран и народов мира»
Скончался Борис Владимирович ИОГАНСОН 25 февраля 1973 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.