25 июня
1950 года родилась Татьяна Борисовна АВЕРИНА /в замужестве – Барабаш/ (в Горьком; ныне Нижний Новгород), великая советская спортсменка, выступавшая в скоростном беге на коньках, одна из лучших конькобежек мира 1970-х годов. Двукратная олимпийская чемпионка 1976 года на дистанциях 1000 м (1.28,43) и 3000 м (4.45,19). Заслуженный мастер спорта СССР.
Татьяна Аверина доказала, что является настоящим гроссмейстером спринтерского и стайерского бега на коньках.
* * * * *
Увлекшись спортом, она в 12-летнем возрасте записалась в детскую спортивную школу общества «Буревестник». Первым её тренером была Антонина Ивановна Вереина, которая сразу обратила внимание на свободу движений девочки и её настырный характер. Обычно новенькие на первых тренировках чувствуют себя скованно, боятся упасть, чуть что – в слезы, а с Таней такого не было. Конечно, она тоже падала, но не хныкала и не злилась, а продолжала на льду гнуть свою линию.
После успешного выступления в 1970 году на челябинском «Мемориале Якова Мельникова» спортсменку включили в состав сборной СССР. Через 3 года Татьяна промчалась 1000 метров за 1 минуту 26,1 секунды. Рекорд мира! Увы, его не засчитали, потому что старты носили неофициальный характер. Однако всем стало ясно, что в лице Авериной конькобежный спорт обрел неординарную личность.
В 1970-х годах Татьяна была одной из лучших конькобежек: двукратная олимпийская чемпионка, двукратный бронзовый призёр Олимпиады, многократный призёр чемпионатов мира, многократная чемпионка СССР и обладательница мировых рекордов.
После выступлений в Инсбруке спортсменка вышла замуж, родила двух сыновей. В конце 1970 года она переехала в Москву, а по завершении карьеры работала тренером, участвовала в ветеранских соревнованиях.
Скончалась Татьяна Борисовна АВЕРИНА от рака желудка 22 августа 2001 года в Москве, похоронена на Троекуровском кладбище.
В настоящее время один из искусственных катков Нижнего Новгорода носит имя Татьяны Авериной.
25 июня
В 1930 году родился Борис Алексеевич ХРАНЕВИЧ, советский режиссёр, сценарист и художник-мультипликатор.
Специализировался в жанре рисованной анимации.
* * * * *
Выходец из семьи педагога, он работал сначала художником-оформителем, а с 1954 года – мультипликатором творческого объединения художественной мультипликации студии «Киевнаучфильм» (с 1964 года стал режиссёром).
В его фильмографии, в основном, доминируют работы в жанрах короткометражного мультфильма: «Неумойка», «Катигорошек», «Была у слона мечта», «Сказки райского сада», «Сказка о жадности», «Открытое письмо селезня», «Капитошка», «Миколино богатство», «Иванко и вороний царь», «Находка», «Горшок-насмешник». Старые добрые мультфильмы, такие как у Бориса Храневича, всегда приносили и по-прежнему приносят радость в нашу жизнь. Они завораживают пестротой красок и динамичностью движений.
По жизни – добродушный, мягкий, покладистый, он в 1990 году уехал жить на Сахалин.
Скончался Борис Алексеевич ХРАНЕВИЧ в 1996 году на Сахалине, там и похоронен.
25 июня
В 1904 году родился Владимир Константинович КОККИНАКИ (в Новороссийске), лётчик-испытатель, генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза (1938, 1957), заслуженный лётчик-испытатель СССР.
* * * * *
После трех классов начальной школы работал в колхозе на виноградных плантациях, был матросом и грузчиком в порту. В 1928 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1930 – Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.
За короткий срок Владимир Коккинаки проделал путь от летчика авиационной эскадрильи до командира отряда Научно-испытательного института Военно-воздушных сил.
20 апреля 1936 года он впервые в мире выполнил петлю Нестерова на тяжелом двухмоторном бомбардировщике ЦКБ-30.
В 1938 году на таком же самолёте со штурманом А.М. Бряндинским совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва – Дальний Восток протяжённостью 7580 километров. Через год уже со штурманом М.Х. Гордиенко совершил беспосадочный перелёт Москва – Северная Америка протяжённостью 8000 километров. По решению Международной авиатранспортной ассоциации награжден бриллиантовым ожерельем «Цепь пионера розы ветров», как первопроходец кратчайшего авиационного пути между Европой и Америкой.
2 января 1963 года экипаж под командованием Владимира Коккинаки совершил первый испытательный полёт на лайнере Ил-62.
Имя легендарного летчика десятки раз попадало в книгу мировых рекордов авиации. Всего ему принадлежит 22 мировых авиационных рекорда, из них – 7 рекордов скорости и грузоподъемности на самолете ЦКБ-26 и 13 рекордов скорости и грузоподъемности на самолете Ил-18.
Он единственный в Советском Союзе, получивший дважды звания Герой Советского Союза как летчик-испытатель.
Скончался Владимир Константинович Коккинаки 7 января 1985 года в Москве.
-------------------------------------------
Смотри подробнее "Владимир Константинович Коккинаки. Покоритель воздушного океана" по ссылке:
https://topwar.ru/52423-pokoritel-vozdushnogo-okeana-vladimir-konstantinovich-kokkinaki.html
-------------------------------------------
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_25_июня #К__
25 июня
В 1946 году родился Борис Борисович АКИМОВ (в Вене, Австрия), советский российский артист балета, хореограф, балетный педагог, композитор. Народный артист СССР.
Пишет музыку, выпустил диск вокальной лирики на стихи С. Есенина. Автор музыки, сценария и режиссер-постановщик музыкально-поэтического вечера, посвященного 100-летию поэта «Я помню, любимая, помню…» (1995).
* * * * *
Окончил Московское хореографическое училище (педагоги Е. Сергиевская и М. Лиепа), в 1978 году — отделение педагогов-балетмейстеров ГИТИСа им. А. Луначарского.
В период 1965-89 был солистом балета Большого театра, совершенствовался под руководством А.Н. Ермолаева. С 1989 года — педагог-балетмейстер Большого театра.
Работал по контрактам педагогом-балетмейстером в театрах «Ковент Гарден» (Лондон), «Ла Скала» (Милан), труппе «Асами Маки - балет» (Токио), Венской государственной опере, Гамбургской государственной опере, Баварской государственной опере (Мюнхен), Датском королевском балете (Копенгаген), Парижской национальной опере, Мариинском театре (Санкт-Петербург), Балете Базеля (Швейцария), Национальном балете Нидерландов (Амстердам), Лондонской королевской балетной школе.
В 1980-88 годах преподавал на кафедре хореографии ГИТИСа. В 2001-2005 годах — профессор кафедры мужского классического и дуэтно-классического танца Московской академии хореографии, в 2001-2002 — исполняющий обязанности ректора академии, в 2002-2005 — художественный руководитель академии.
В 2013 году — председатель Художественного совета балетной труппы Большого театра, в настоящее время — заместитель председателя.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_25_июня #А__
25 июня
1560 года родился Хуан Санчес КОТАН (в Оргасе, близ Толедо), испанский художник, один из основоположников реалистического стиля в Испании, мастер натюрморта.
Его картины относятся к школе Эскориала, в них ощутимо влияние венецианской школы живописи, и они представляют своеобразный художественный переход от маньеризма к искусству барокко.
* * * * *
В течение более чем 20 лет был деятелен как художник в Толедо. Здесь он писал портреты представителей местной аристократии, картины религиозного содержания и натюрморты.
Работы Котана пользовались большой популярностью среди образованной части высшего толедского общества.
10 августа 1603 года художник закрыл свою толедскую мастерскую и поступил послушником в картезианский монастырь Санта-Мария дель Пилар. Здесь он создавал произведения религиозной живописи, полные глубокого мистицизма.
В 1612 году Хуан Санчес Котан был послан в Гранаду, где принял монашеский постриг. Все последующие годы жизни провёл в картезианском монастыре Гранады как один из братьев ордена. Причины его ухода из мирской жизни неясны, с другой стороны – в этом поступке не было ничего необычного для Испании того времени.
Одной из наиболее значительных работ в годы его монашества является цикл из восьми больших картин историко-религиозного содержания, посвящённых основанию ордена святым Бруно и преследованиям католического духовенства в Англии во время Реформации. Эти полотна он написал для картезианского монастыря Гранады.
Его религиозная живопись в целом не представляет новых открытий в искусстве. В то же время натюрморты Котана делают его одним из крупнейших мастеров Европы своего времени в этом жанре. Предпочитал изображать на своих натюрмортах в значительном количестве различные овощи и фрукты.
Несмотря на то, что художник удалился от мира, его творчество оказало влияние на таких позднейших величин испанской живописи, как Франциско де Сурбаран, Фелипе Рамирес, братья Кардуччи и др.
Скончался Хуан Санчес КОТАН 8 сентября 1627 года в Гранаде.
25 июня
В 1963 году родился Джордж МАЙКЛ /наст. имя – Йоргос Кириакос Панайотоу/ (в Лондоне), популярный британский певец греко-английского происхождения, автор песен, мультиинструменталист. Обладатель двух премий «Грэмми».
* * * * *
Его музыкальная карьера началась в 1981 году, когда он вместе со своим школьным другом Эндрю Риджли создал группу «The Executives». Группа не смогла добиться успеха, и тогда Майкл и Риджли решили выступать дуэтом, приняв наименование «Wham!».
За сольную карьеру и за время участия в дуэте «Wham!» мировой тираж записей составляет более 100 миллионов копий.
После распада «Wham!» певец заявил, что намерен начать сольную карьеру и писать более серьёзную, взрослую музыку. Выпущенная ещё под маркой «Wham!» жизнеутверждающая песня «Freedom» привлекла всеобщее внимание к Майклу как к одной из самых талантливых и модных фигур своего поколения.
Согласно данным Британской радиоакадемии песни Джорджа Майкла признаны самыми проигрываемыми на британских станциях в период с 1984 по 2004 годы.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_25_июня #М__
25 июня
В 1975 году родился Владимир Борисович КРАМНИК (в Туапсе), российский шахматист, 14-й официальный чемпион мира, международный гроссмейстер, многократный победитель крупнейших турниров, обладатель шахматного «Оскара» (2000 и 2006 годы), трехкратный олимпийский чемпион в составе сборной России. Заслуженный мастер спорта России.
Один из самых эрудированных шахматистов современности, лучший в мире аналитик дебютных вариантов.
Считается выдающимся мастером позиционной игры, любителем закрытых позиций, в которых соперникам сложно сосчитать варианты.
Для Крамника, по его собственным словам, шахматы не спорт, а искусство.
* * * * *
Шахматами начал заниматься в 5 лет. Переехав вместе с семьей в Москву, в возрасте 11 лет Владимир поступил в шахматную школу Михаила Ботвинника. Легендарный гроссмейстер зачислил его в число учеников, посмотрев всего на 2 партии, сыгранные Крамником.
В 1991 году получил звание международного гроссмейстера. Он становился чемпионом мира среди юниоров до 16 и 18 лет.
В 1992 году благодаря Гарри Каспарову Крамник стал членом сборной России и вместе с командой выиграл Олимпиаду в Маниле (Филиппины), показав на своей доске уникальный результат – 8,5 очков из 9 возможных. После этого его турнирные результаты стали улучшаться год от года, в 1994 и 1996 годах также в составе сборной России побеждал на Всемирных шахматных олимпиадах.
С 1993 года Крамник становится участником соревнований претендентов на первенство мира.
В 1994 году в финале представительного турнира по быстрым шахматам в Нью-Йорке он обыграл Каспарова.
Это была первая, но не последняя победа Крамника над Каспаровым. В 2000 году 13-й чемпион мира предложил Крамнику провести с ним матч за звание чемпиона мира по классической версии в Лондоне. Крамник дал свое согласие, и в матче из 16 партий Каспаров не сумел выиграть у него ни одной партии.
После этого Крамник отказался от немедленного матча-реванша с Каспаровым и до 2004 года не проводил матчей в защиту своего титула.
В 2002 году Крамник сыграл матч из 8 партий с сильнейшей на тот момент шахматной программой «Deep Fritz». Он вел в счете в матче с компьютером, однако преимущество не удержал, в итоге ничья 4:4.
В швейцарском Бриссаго в 2004 году в матче с венгром Петером Леко он отстоял свой чемпионский титул.
После 2004 года турнирные результаты Крамника пошли на спад – врачи диагностировали у него редкую форму артрита, из-за которой его самочувствие во время соревнований серьезно ухудшается. Крамник, который с 1995 года входил в тройку ведущих шахматистов мира, потерял несколько позиций и с трудом сохранил место в десятке сильнейших.
Тем не менее, он смог выступить на Олимпиаде 2006 года в Турине, сыграв за сборную России на первой доске. Крамник набрал 6,5 очков из 9 возможных, став лучшим игроком турнира.
В 2006 году состоялся объединительный матч по версии ФИДЕ между Крамником и болгарином Веселином Топаловым, на котором Крамник завоевал право называться абсолютным чемпионом мира – 14-м в мировой истории шахмат.
На чемпионате мира 2007 года в Мехико уступил своё звание индийскому гроссмейстеру Виши Ананду, а в 2008 году в Бонне в личном матче с тем же Анандом лишился и титула чемпиона по классическим шахматам.
В мае 2011 года, в Казани Владимир Крамник был участником турнира претендентов на розыгрыш титула чемпиона мира по шахматам. В четвертьфинале после упорной борьбы в «классике» Крамник переиграл Теймура Раджабова на тай-брейке (счет после основных партий 2:2, рапид 2:2, блиц 2,5:1,5). Но в полуфинале – и снова на тай-брейке – уступил другому российскому шахматисту Александру Грищуку (счёт после основных партий 2:2, рапид – 2:2, блиц — 0,5:1,5).
В 2013 году Крамник разделил 1-2 место на турнире претендентов с Магнусом Карлсеном, однако по дополнительному показателю (большее число побед) уступил тому право сыграть матч на первенство мира с Анандом.
Владимир Крамник женат на французской подданной Мари-Ло, у них дочь Даша и сын Вадим.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_25_июня #К__
25 июня
В 1852 году родился Антони (также Антонио) ГАУДИ /наст. имя и фамилия – Антони Пласид Гильем Гауди-и-Курнет/ (в Реусе, на побережье Каталонии), испанский (каталонский) архитектор, чье творчество ознаменовало высший расцвет испанского (каталонского) модерна.
Большинство его причудливо-фантастических работ возведено в Барселоне.
* * * * *
Он принадлежал к роду потомственных каменщиков. С 1868 года жил в Барселоне, где занимался в Высшей технической школе архитектуры.
Попутно работал чертежником и изучал различные ремесла (столярное дело, ковку металлов и др.) в мастерской Э. Пунти. Испытал большое влияние теории Э. Виолле-ле-Дюка, развивающей принципы готической архитектуры.
В 1870-82 годах выполнял прикладные заказы (эскизы оград, фонарей и т.д.) в мастерской архитекторов Э.Салы и Ф. Вильяра. Его достаточно крупная самостоятельная работа (фонтан на площади Каталонии, 1877) выявила яркую причудливость декоративной фантазии автора. В 1878-80 годах было построено и первое здание по его проекту – Каса Висенс, где Гауди использовал полихромные эффекты керамической облицовки, столь характерные для его зрелых вещей. Затем осуществил ряд проектов и за пределами Барселоны, придавая своим неоготическим стилизациям все более свободный характер. Выступал и как реставратор (в 1904-14 годах реконструировал собор в Пальме-де-Мальорка).
Решающей для реализации замыслов молодого архитектора оказалась встреча с Эусеби Гуэлем, который остановил свой выбор на Гауди, хотя тот ещё не имел необходимого профессионального опыта, а впоследствии стал его приятелем и покровителем.
Этот текстильный магнат, богатейший человек Каталонии, не чуждый эстетических озарений, мог позволить себе заказать любую мечту, а Гауди получил то, о чём мечтает каждый творец – свободу самовыражения без оглядки на смету.
Антонио выполняет для семейства Гуэль проекты павильонов усадьбы в Педральбесе близ Барселоны; винных погребов в Гаррафе; часовни и крипты Колонии Гуэль (Санта Колома де Сервельо); фантастического Парка Гуэля (Барселона).
Антонио Гауди перестал быть безымянным строителем; быстро став самым модным архитектором в Барселоне, превратился в «практически непозволительную роскошь». Для буржуа Барселоны он строил дома один необычнее другого.
Антонио Гауди реализовал за свою жизнь 18 архитектурных проектов. Большинство выстроенных каталонским зодчим зданий находится в Барселоне. Столица родной провинции стала для него домом и лабораторией, где он ставил свои странные архитектурные опыты.
Самым удивительным творением архитектора, конечно же, является Собор Святого Семейства (Саграда Фамилия). Возведению этого величественного здания Гауди отдал 37 лет своей жизни. Последние шестнадцать – только ему. Но храм так и остался незавершенным.
Антони Гауди погиб в Барселоне 10 июня 1926 года, сбитый трамваем неподалеку от собора. Ему было 74 года.
На рубеже XX–XXI веков развернулись работы по достройке начатого храма. В Павильонах Гуэль открыт персональный музей зодчего.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_25_июня #Г__
25 июня
1907 года родился Арсений Александрович ТАРКОВСКИЙ /псевдоним – Тарас Подкова/ (в Елисаветграде, Херсонская губерния; ныне – Кировоград), русский советский поэт и переводчик с восточных языков. Сторонник классического стиля в русской поэзии. Лауреат Государственной премии СССР (1989, посмертно).
Отец кинорежиссёра Андрея Тарковского.
* * * * *
С малых лет Арсений читал русских и зарубежных классиков, посещал вечера приезжавших в город известных поэтов – И. Северянина, К. Бальмонта, Ф. Сологуба. Он и сам рано начал писать стихи.
Тарковский обучался в классической гимназии, ребенком пережил гражданскую войну. В начале 1920-х годов скитался по Украине и Крыму, голодая, временами зарабатывая ремёслами.
В 1923 году приехав в Москву, Арсений посещал Высшие государственные литературные курсы. По рекомендации Г. Шенгели молодой Тарковский начал работать в газете «Гудок», где в это же время трудились Булгаков, Олеша, Ильф, Петров, Катаев. Тогда же он познакомился с Мандельштамом и Цветаевой, вернувшейся из эмиграции.
Первые его переводы стали выходить в 1932 году, а в 1940 году поэта принимают в члены Союза писателей.
В 1942 году Тарковский становится корреспондентом армейской газеты «Боевая тревога». В дальнейшем принимал участие в боях под Москвой, на Западном, Брянском, 2-м Белорусском и 1-м Прибалтийском фронтах. После ранения и ампутации ноги демобилизовался в звании капитана.
По окончании войны он готовит к изданию сборник «Стихи разных лет». Однако выпустить в свет его не удается, и Тарковский-поэт долго остается неизвестным массовому читателю. Но Тарковский-переводчик продолжает активно издаваться: его переводы восточных поэтов пользуются спросом издательств.
В 1946 году Арсений Александрович познакомился с Ахматовой, которая высоко оценила его творчество. Дружба поэтов продлится до ее смерти.
Сборник «Перед снегом», оцененный Ахматовой как «драгоценный подарок современному читателю», удалось издать лишь в 1962 году. Почти одновременно на экраны вышел фильм Андрея Тарковского «Иваново детство», где прозвучали стихи его отца в авторском исполнении.
Вслед за первым сборником стали появляться и другие: «Земле – земное» (1966), «Вестник» (1969), «Стихотворения» (1974), «Волшебные горы» (1978), «Зимний день» (1980), «Избранное» (1982), «Стихи разных лет» (1983), «От юности до старости» (1987), «Звезда над Арагацем» (1988, последнее прижизненное издание).
Звучат стихи Арсения Тарковского и в других фильмах его сына – «Сталкер», «Зеркало».
Скончался Арсений Александрович ТАРКОВСКИЙ 27 мая 1989 года в Москве, похоронен в Переделкино.
-----------------------------------------------------
Смотри все стихи Арсения Тарковского по ссылке: http://rupoem.ru/tarkovskij/all.aspx
25 июня
В 1887 году родился Александр Евгеньевич ЯКОВЛЕВ (в Санкт-Петербурге), русский живописец и график, рисовальщик, художник театра, педагог.
Он был сыном морского офицера Евгения Александровича Яковлева, создателя отечественного двигателя внутреннего сгорания и одного из конструкторов первого российского серийного автомобиля.
* * * * *
Художественное образование Александр получил в Петербургской Академии Художеств (АХ) в мастерской Д.Н. Кардовского (1905-1913). Тогда же увлекся графикой и начал сотрудничать в художественных журналах тех лет как художник-график. Его рисунки появлялись в «Аполлоне», много рисовал для «Сатирикона», «Нового Сатирикона» и «Нивы».
В академические годы завязалась тесная дружба и творческое сотрудничество Александра Яковлева с Василием Шухаевым; современники в шутку называли их художниками-близнецами.
За работы «Купание» и «В бане» (обе 1913) Яковлев получил звание художника и пенсионерскую поездку за границу. Два года провел в Италии, где изучал старую живопись, затем побывал в Испании, на острове Майорка.
Наряду с огромным количеством натурных этюдов художник выполнил в Италии свой автопортрет в образе Арлекина, который стал частью двойного автопортрета Шухаева и Яковлева. Эту картину художники считали одной из самых серьезных своих работ.
Александр Евгеньевич преподавал на женских архитектурных курсах, а также в Новой художественной мастерской и Институте истории искусств.
Летом 1917 года Яковлев как пенсионер АХ отправился в Монголию, Китай и Японию. Путешествие заняло 2 года и привело к появлению серии работ о Китае. Впоследствии художник поселился в Париже, и его дальнейшая жизнь проходила за границей.
Яковлева всегда привлекала экзотика. В 1924-25 годах он принимал участие в экспедиции в Северную и Центральную Африку, организованной фирмой «Ситроен». Привезенные из поездки картины и рисунки принесли ему громкий успех. В 1926 году он был награжден орденом Почетного Легиона.
В 1931-32 годах художник вновь отправился с экспедицией по странам Востока – посетил Сирию, Иран, Афганистан, Монголию, Китай. И вновь итогом его поездки стала целая серия художественных работ, в основном этнографического характера, но неизменно отмеченных виртуозной техникой рисунка.
Работы Яковлева часто экспонировались в Европе и Америке, его искусство пользовалось большим успехом, хотя по-прежнему вызывало противоречивые оценки. Не порывалась и связь художника с Россией: в 1928 году выставка его произведений прошла в залах АХ.
Яковлев занимался станковой живописью и графикой, монументальным и театрально-декорационным искусством. В 1934 году он получил приглашение занять место профессора Академии искусств в Бостоне (США), где и жил до 1938 года.
Скончался Александр Евгеньевич Яковлев 12 мая 1938 года в Париже.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_25_июня #Я__
25 июня
В 1779 году родился Степан Филиппович ГАЛАКТИОНОВ (в Санкт-Петербурге), русский график, мастер литографии, пейзажный живописец, профессор Российской академии художеств.
Отличный и продуктивный гравер, он воспроизводил, главным образом, виды Петербурга и его окрестностей, оживленные характерными фигурами.
Как живописец – это внимательный наблюдатель природы, обладавший тонким глазом, не упускавшим ничего характерного в своих пейзажах.
* * * * *
В 7-летнем возрасте он стал воспитанником Академии Художеств, учился живописи у М. Иванова, гравированию у Клаубера, и покинул ее в 1800 году классным художником I-й степени. Основная специализация по образованию – изготовление гравюр. Но Степан Галактионов занимается и чисто живописными работами. За изображение «Вид Императорской гранильной фабрики в Петергофе» он получил звание академика пейзажной живописи.
С 1817 года и до своих последних дней Галактионов преподавал в Академии. В 1830 году был назначен советником и управляющим пейзажным граверным классом, в 1831 году – профессором гравирования ландшафтов, а в 1851 году стал заслуженным профессором.
За эти же годы выполнил свыше 200 гравюр, готовил иллюстрации к басням И.А. Крылова, произведениям А.С. Пушкина, Н.И. Гнедича, издавал Литографированную школу сельских видов.
Работал главным образом в технике резцовой гравюры в сочетании с офортом, одним из первых в России овладел в начале 1820-х годов техникой литографии. Занимался гравюрой на меди, литографией, изготовлением виньеток для петербургских альманахов и журналов, а также иллюстраций к произведениям русских писателей, исполненных резцовой гравюрой по чужим и собственным рисункам.
Высокопрофессиональное отношение ко всему, к чему прикасался в своей деятельности художник, вызывают глубокое уважение. Он любил свою профессию и отлично владел ею; его работы радуют тщательностью и красотой отделки, а там, где это бывало нужно, – и документальной точностью.
Скончался Степан Филиппович Галактионов 2 июля 1854 году в Санкт-Петербурге.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_25_июня #Г__
25 июня
В 1849 году родилась Ольга Осиповна САДОВСКАЯ /урождённая Лазарева/ (в Москве), выдающаяся русская актриса, Заслуженная артистка Императорских театров, жена Михаила Прововича Садовского.
Прославилась исполнением ролей старух в русском бытовом репертуаре (А.Н. Островский, Л.Н. Толстой).
* * * * *
От отца, певца оперной труппы московских императорских театров О.Л. Лазарева, любителя русской народной песни, гитариста, автора популярных песен, Садовская унаследовала музыкально-вокальные данные и увлечение народной песней. От няни – крепостной Евпраксии усвоила народную речь, ее чистоту и богатство, узнала народную поэзию, старинный уклад жизни.
В юности Садовская готовилась стать пианисткой, но случайно выступив в спектакле «Артистического кружка» в роли Настасьи Панкратьевны («В чужом пиру похмелье» Островского), Садовская осознала свое призвание к сцене. Работа в «Артистическом кружке», где наряду с любителями выступали видные актеры П.М. Садовский, Е.Н. Васильева, М.И. Писарев, П.А. Стрепетова и др., была для нее хорошей сценической школой. Большое влияние на формирование таланта Садовской оказал А.Н. Островский, читавший артистам кружка свои пьесы и принимавший участие в их постановках.
Садовская начала свою артистическую деятельность на сцене Малого театра в 1879 году. Любовь и уважение к ней публики были безграничны. В Петербурге, например, свою любимую актрису, комическую старуху Стрельскую, называли любовно и фамильярно – «тётя Варя». В Москве Садовскую величали не иначе как Ольга Осиповна! Садовская, замечательная актриса, актриса милостью Божией, одаривала зрителей радостью открытия, потрясением, которое может вызвать только истинное искусство.
Она обладала безупречной дикцией, звучным, прекрасно обработанным голосом. Музыкальность, неисчерпаемое богатство интонаций, рождаемое тонкими психологическими нюансами, виртуозность в ведении диалога, смена темпов и разнообразие ритмов придавали сценической речи Садовской исключительную выразительность. Актриса никогда не стремилась к внешней трансформации; ее грим всегда был предельно прост. Она достигала перевоплощения внутренним преображением, изменявшим и внешний облик. Ольга Осиповна Садовская была из тех актрис, которых потом стали называть «великие старухи Малого театра». Среди них были Федотова, Рыжова, Турчанинова, Яблочкина...
Станиславский, гениальный реформатор русского сценического искусства, в своей книге «Моя жизнь в искусстве» писал: «Перед её талантом все законы и системы кажутся маленькими и мелкими. Только одна Ольга Осиповна имеет право делать то, что она делает. Перед гением смолкают все законы сцены».
А Фёдор Шаляпин, называвший Садовскую архигениальнейшей актрисой, рассказывал, что как-то спросил её: «И как это вы, Ольга Осиповна, можете так играть?» «А я и не играю, милый мой Фёдор, — сказала она, — я выхожу на сцену и говорю... я и дома так разговариваю. Какая я там, батюшка, актриса... Я со всеми так разговариваю».
Скончалась Ольга Осиповна Садовская 8 декабря 1919 года в Москве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_25_июня #С__