25 сентября
1865 года родился Анри Батист ЛЕБАСК (в Шампиньи-сюр-Марн, департамент Мен и Луара), французский художник- постимпрессионист.
* * * * *
Обучение живописи он начал в Школе изящных искусств Анжера. В 1886 году Анри Лебаск поступает в парижскую Академию Коларосси, а также берёт в Париже уроки у художника Леона Бонна. В этот период он знакомится с К. Писарро и О. Ренуаром, работы которых оказали сильное влияние на творчество Лебаска.
Большое значение художник уделял цветности и яркости изображений на своих полотнах. В этом Лебаск был близок Э. Вюйяру и П. Боннару, основателям группы Наби. После знакомства с Ж. Сёра и П. Синьяком он занимается изучением теории цвета.
В 1903 году Анри Лебаск становится одним из основателей Осеннего салона (совместно со своим другом А. Матиссом). Через два года группа художников, в которую помимо него входили Ж. Руо, А. Дерен, Матисс и Вюйар, и к которым присоединились Р. Дюфи и А. Манжу, открывают для себя красоту природы Южной Франции и пишут здесь свои полотна. Время, проведенное на юге, привело к радикальным изменениям живописи Лебаска, обогатило его художественную палитру. Даже после последующих путешествий на север, в Вандею, Нормандию и Бретань, «южная» тема доминировала в работах мастера.
Кисти художника принадлежат также внутреннее оформление парижского театра на Елисейских полях и трансокеанских лайнеров.
Скончался Анри Батист ЛЕБАСК 7 августа 1937 года в Ле-Канне (Приморские Альпы).
25 сентября
1850 года родился Владислав ЧАХУРСКИЙ (в Люблине), известный польский художник академического направления.
* * * * *
Живописи он учился у известного мастера Рафаля Хадзевича. Затем продолжил обучение в Дрездене (1868 год) и Мюнхене (1869-1873). Впоследствии Владислав Чахурский уезжает в Италию и во Францию. С 1879 года он возвращется в Мюнхен, где работает профессором живописи в местной Академии искусств.
Темой для своих полотен художник выбирал жанровые сценки; писал также портреты и натюрморты, картины по произведениям Уильяма Шекспира. Находился под творческим влиянием голландских живописцев.
Особую известность ему принесли женские портреты, сделанные им с величайшим вниманием к деталям. Работы Владислава Чахурского были столь востребованы, что заказчикам приходилось дожидаться своей очереди до 2 лет.
Такой успех вызвал вполне ожидаемую критику. Художника обвинили в коммерциализации искусства и… в отсутствии таланта. Но, дамы придерживались мнения совершенно противоположного. И до самой смерти художника его засыпали заказами. А работы мастера и сегодня ценятся очень высоко.
Скончался Владислав ЧАХУРСКИЙ 13 января 1911 года в Мюнхене.
25 сентября
В 1983 году родилась Доротея ЖИЛЬБЕР (в Тулузе), французская балерина, этуаль балета Парижской оперы.
* * * * *
С семи лет она обучалась в Национальной консерватории Тулузы, в одиннадцать — пробовала поступить в Школу танца при Парижской опере, но неудачно. Спустя год после первой попытки, успешно сдала вступительные экзамены и была принята в пятый дивизион балетной школы. По признанию Доротеи, в детстве она была не очень одарённой танцовщицей, и необходимых для балета качеств ей приходилось добиваться, преодолевая большие трудности.
В 1996 году она поднялась во второй дивизион и тогда же выступила в главной роли в «Жар-птице». Важную роль в профессиональном росте Жильбер сыграл её преподаватель, знаменитый французский танцор Манюэль Легри. Зачисление Доротеи Жильбер в труппу Национальной оперы состоялось в 2000 году.
По независящим от исполнителей причинам, представление «Щелкунчика» 19 ноября 2007 года, прошедшее без декораций, реквизита и соответствующих костюмов ввиду забастовки работников театра, увенчалось провозглашением Доротеи Жильбер этуалью Парижской национальной оперы. Далее балерина принимает активное участие в серии международных гала-концертов Парижской оперы и приобретает широкую известность.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_25_сентября #Ж__
25 сентября
В 1820 году родился Фредерик Ричард ПИКЕРСГИЛЛ (в Лондоне), английский художник и иллюстратор книг.
* * * * *
Выходец из семьи художников, он в 1840 году был принят в училище при Королевской академии художеств.
Пикерсгилл иллюстрировал произведения Шекспира, Джона Мильтона, Эдгара Аллана По. Также писал пейзажи, в которых чувствуется влияние прерафаэлитизма. В 1847 году его картина "Похороны Гарольда" украсила одно из помещений Британского парламента в Вестминстерском дворце.
Когда ему было всего 27 лет, он был избран член-корреспондентом Королевской академии и в 1857 году стал полноправным его членом.
Скончался Фредерик Ричард Пикерсгилл 20 декабря 1900 года на острове Уайт (Англия).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_25_сентября #П__
25 сентября
В 1969 году родилась Кэтрин ЗЕТА-ДЖОНС (в Суонси, Уэльс), британская актриса, жгучая брюнетка, покорившая Голливуд.
Обладательница премий «Оскар» и BAFTA за лучшую женскую роль второго плана в фильме «Чикаго».
* * * * *
В детстве участвовала в любительских театральных постановках, в 14 лет была приглашена на прослушивание для участия в телешоу.
В 1987 году Кэтрин дебютировала в Лондоне в мюзикле «42-я улица». Через год ей предложили роль Шахерезады в фильме Филиппа Де Брока «1001 ночь». В 1991 году Кэтрин снялась в телевизионном сериале «Милые бутоны мая», принёсшем ей ещё бо́льшую известность.
Дальнейшая карьера актрисы стремительно развивалась в Голливуде. В 2003 году Зета-Джонс получила «Оскар» за роль второго плана в мюзикле «Чикаго».
В родном Уэльсе Кэтрин Зета-Джонс основала собственную кинокомпанию «Милквуд филмз». Одна из заметных работ актрисы — роль в фильме «Легенда Зорро» (2005) с Антонио Бандерасом.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_25_сентября #З__
25 сентября
1932 года родился Анатолий Борисович СОЛОВЬЯНЕНКО (в гогроде Сталино, Украинская ССР, СССР; ныне Донецк), советский и украинский оперный певец (лирико-драматический тенор). Народный артист СССР.
В Донецке в честь Анатолия Соловьяненко назван Театр оперы и балета.
* * * * *
Выходец из потомственной шахтерской семьи, он в 1954 году окончил Донецкий политехнический институт, а в 1978 году, уже будучи Народным артистом СССР, – Киевскую консерваторию.
По окончании политехнического института работал преподавателем на кафедре инженерной графики ДПИ. Но музыка для Анатолия Соловьяненко была неизменным спутником жизни со всеми её радостями и горестями. С самого раннего возраста он находился в атмосфере песни русской, украинской. Интерес к оперной классике пришел к нему позже, когда он познакомился с известным украинским певцом, заслуженным артистом РСФСР Александром Коробейченко, распознавшим в молодом человеке гений оперного артиста. С 1950 года Анатолий Соловьяненко брал у него уроки вокала.
Десять лет упорных совместных занятий явились прологом к той сенсации, которую Соловьяненко произвел в 1962 году на смотре народных талантов в Киеве. Компетентное жюри, в которое входили выдающиеся певцы, с изумлением слушало выступление молодого горного инженера. Он твердо и профессионально исполнил произведения, принадлежащие к мировому теноровому репертуару, арию Радамеса из Аиды Дж. Верди и ариозо Канио из оперы Леонкавалло Паяцы, покорив всех присутствовавших манерой исполнения и голосом, бесподобной легкостью верхних нот. И приглашение певца в этом же году из самодеятельности в один из лучших оперных театров страны – Киевский государственный академический театр оперы и балета имени Т.Г. Шевченко – выглядело полностью закономерным.
В дальнейшем Анатолий Соловьяненко успешно прошел стажировку в театре «Ла Скала» (Милан), стал лауреатом конкурса «Неаполь против всех». Его песня «Serate a Mosca» попала в национальный хит парад Италии 1965 года.
С 1965 года Анатолий Соловьяненко – солист Киевской оперы.
Выступал в нью-йоркской «Метрополитен-опера», сотрудничал с «Ансамблем скрипачей Сибири». В его репертуаре – 17 оперных партий, множество арий, романсов, украинских и русских народных песен. География гастролей певца обширна: США, Болгария, Италия, Румыния, Германия, Япония, Австралия, Канада.
Скончался Анатолий Борисович СОЛОВЬЯНЕНКО 29 июля 1999 года в посёлке Козин (Киевская область, Украина), где и похоронен.
25 сентября
1792 года родился Иван Иванович ЛАЖЕЧНИКОВ (в Коломне), русский прозаик, один из основателей такого жанра, как русский исторический роман.
Самый знаменитый из них – «Ледяной дом».
* * * * *
Находясь на службе в московском архиве иностранной коллегии (с 12 лет), потом в канцелярии московского генерал-губернатора, Иван Лажечников брал уроки у профессора Победоносцева и слушал приватные лекции Мерзлякова. В 1812 году против воли родителей Иван поступил в ополчение; участвовал в деле под Бриенном и взятии Парижа, получил орден Св. Анны 4-й степени. Военную службу он оставил в 1819 году.
В период 1821-1837 годов занимал должность директора Пензенской гимназии и народных училищ, содействовал открытию Чембарского уездного училища, где познакомился с Белинским. С годами это знакомство перешло в дружбу. Выйдя в отставку, Лажечников поселился в Москве и стал собирать материалы для своего первого исторического романа «Последний Новик» (из жизни Петра I), который принес писателю известность и признание. «...Произведение, ознаменованное печатью высокого таланта», – напишет о нем Белинский.
Самый знаменитый свой роман «Ледяной дом» Лажечников закончил в 1835 году, который имел необыкновенно шумный успех. Третий роман «Басурман» – о русских нравах и быте XVI века – не имел успеха «Ледяного дома». Роль исторического романа 1830-х годов с расцветом творчества Гоголя и Лермонтова была исчерпана.
Позднее Лажечников был вице-губернатором в Твери и Витебске. В 1856 году из-за материальных трудностей поступил на службу цензором в Санкт-Петербургский цензурный комитет.
Конец жизни провёл в Москве – жил в Троекурово.
3 мая 1869 года в зале Московской думы был торжественно отпразднован 50-летний юбилей литературной деятельности писателя (сам он в чествовании участия не принимал).
Скончался Иван Иванович Лажечников 8 июля 1869 года в Москве, похоронен на территории Новодевичьего монастыря.
В завещании он написал: «состояния жене и детям моим не оставляю никакого, кроме честного имени, каковое завещаю и им самим блюсти и сохранять в своей чистоте».
---------------------------------------------
Смотри «Лажечников Иван Иванович: Собрание сочинений» по ссылке: http://az.lib.ru/l/lazhechnikow_i_i/
25 сентября
В 1599 году родился Франческо БОРРОМИНИ /собственно Франческо Кастелли/ (в Биссоне, Ломбардия), великий итальянский архитектор, работавший в Риме.
Наиболее радикальный представитель раннего барокко.
* * * * *
Будучи сыном каменотеса, он и сам учился этому ремеслу в Милане, а позднее работал каменщиком на строительстве собора Святого Петра в Риме. По сути самоучкой освоил профессию архитектора.
Критики неоклассицизма обвиняли Борромини в том, что он работал как краснодеревщик. Характерным для Франческо стало обилие затейливых и причудливых архитектурных деталей, тончайший и часто прихотливый узор декора. Его коньком была усложненная планировка интерьеров с головокружительными перепадами уровней, неизменно тщательнейшая проработка деталей. Кругу он неизменно предпочитал эллипс. Борромини избегал прямых линий так же, как и благородных материалов, предпочитая дорогому мрамору гипс, кирпич и штукатурку. Обделенные античным величием, невероятно теплые и податливые, они были идеальны для причудливых задумок художника.
Однако, как и большинство гениев, чьи идеи опережают время, его труды ничем не были вознаграждены, как чрезмерно эксцентричные, нарочито индивидуализированные. Он не шел в ногу со временем, он был вне его и почти с самого начала своей деятельности подвергался жесткой критике за то, что позволял себе слишком много вольностей в архитектуре.
Весь творческий путь Борромини являлся также и полем битвы с не менее талантливым и более удачливым соперником. Им был Джан Лоренцо Бернини, потомственный архитектор, скульптор, инженер-фонтанщик. Конкуренты отчаянно ненавидели друг друга, расставляя друг другу капканы и потешаясь над неудачами соперника. А над их препирательствами на словах и в камне развлекался весь Рим. Однако, этот бой, длившийся десятилетиями и, несомненно, являющийся судьбоносным для обоих художников, был выигран более влиятельным Джаном Лоренцо Бернини, хитрым лисом и любимцем папского двора.
Характер у Борромини был резкий, прямой и неистовый. В состоянии глубокого внутреннего кризиса, с горьким чувством ставя себя вне истории, а искусство – над временем, он сжег все свои рукописи и чертежи так и не рожденных зданий.
Не стало Франческо Борромини 2 августа 1667 года в Риме.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_25_сентября #Б__
25 сентября
В 1920 году родился Сергей Фёдорович БОНДАРЧУК (в селе Белозёрка, Херсонская область), советский актёр, кинорежиссёр и сценарист, педагог, обладатель кинопремий «Оскар» и «Золотой глобус». Народный артист СССР. Герой Социалистического Труда. Лауреат трех Государственных премий СССР.
* * * * *
Актёрскую карьеру начал в Таганрогском драматическом театре (1937), учился в Ростовском театральном училище. В 1941-42 годах служил актёром в Театре Красной армии в городе Грозном. Участник Великой Отечественной войны.
После окончания в 1948 году актёрского факультета ВГИКа (мастерская С.А. Герасимова) работал на киностудии «Мосфильм» и в театре-студии киноактёра. Актёрский дебют – роль коммуниста-подпольщика Валько, в фильме «Молодая гвардия».
Большой успех актёру принесло исполнение главной роли в фильме «Тарас Шевченко» (1951). Фильм очень понравился Иосифу Сталину. Беспрецедентный случай: в возрасте 32 лет Сергей Бондарчук получил звание Народного артиста СССР, минуя звание Народный артист РСФСР.
С 1959 года – режиссёр киностудии «Мосфильм». Его режиссёрским дебютом стал снятый в этом же году фильм «Судьба человека», в котором он также сыграл главную роль – Андрея Соколова.
Сергей Бондарчук считается мастером грандиозных батальных сцен с многотысячной массовкой («Война и мир», «Ватерлоо»). В советское время он был одним из немногих режиссёров, которым было разрешено снимать и сниматься за железным занавесом. Бондарчук играл в фильме «В Риме была ночь» (Италия, режиссёр Роберто Росселлини) и «Битве при Неретве» (Югославия, режиссёр Велько Булайич).
С 1971 года преподавал во ВГИКе с супругой Ириной Скобцевой. С 1974 года является профессором ВГИКа и руководителем режиссёрской и актёрской мастерской.
В период 1970-80-х годов режиссёр осуществил несколько важных постановок и снялся в целом ряде фильмов: «Степь», «Отец Сергий», «Борис Годунов». Особенно важной для него стала картина «Они сражались за Родину» (по роману М.А. Шолохова).
Ещё с 1960-х годов Сергей Бондарчук вынашивал идею экранизации «Тихого Дона» Шолохова. В 1990 году режиссёр подписал контракт на съёмки совместного советско-английского фильма, при участии итальянских продюсеров. Работа над «Тихим Доном» закончилась скандалом. Итальянская сторона сообщила о том, что бюджет картины исчерпан, окончательный монтаж фильма осуществить не удалось. История завершилась только в 2006 году, когда монтаж картины завершил его сын Федор Бондарчук.
Скончался Сергей Фёдорович Бондарчук 20 октября 1994 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_25_сентября #Б__
25 сентября
В 1830 году родился Константин Дмитриевич ФЛАВИЦКИЙ (в Москве), российский исторический живописец.
Работал в традициях академической школы и оставался в плену у историко-религиозных сюжетов.
Он остался в памяти потомков, как мастер одной картины. Место в истории русского искусства художник завоевал картиной «Княжна Тараканова», которая и в наши дни пользуется любовью зрителя.
* * * * *
Художественное образование получил в Императорской академии художеств и числился в ней учеником профессора Ф.А. Бруни. Получив от Академии серебряные медали за рисунки и этюды с натуры, был в 1854 году награждён малой золотой медалью за написанную по конкурсу картину «Суд Соломона».
Через год окончил академический курс со званием художника 14-го класса и с большой золотой медалью, присужденной ему за исполнение программы «Дети Иакова продают своего брата, Иосифа», и отправился в Италию в качестве пенсионера Академии.
Своеобразным живописным отчетом шестилетнего пребывания Флавицкого в Италии стала картина «Христианские мученики в Колизее» (1862, Русский музей), за которую получил звание почетного вольного общника Академии художеств. В картине очевидно влияние К.П. Брюллова – кумира академической молодежи середины XIX века. И хотя Флавицкий значился учеником Бруни, фактически он принадлежал к числу тех, кто боготворил Брюллова.
Первая крупная работа Флавицкого не имела успеха, но появившаяся на свет, 2 года спустя, картина «Княжна Тараканова» принесла художнику большую известность. В основу картины положено событие, носящее полулегендарный характер.
Выставку посетил Александр II. Его величество поморщился, увидев полотно Флавицкого (ведь картина касалась деяний его прабабки). Царь повелел в каталоге картин против произведения Флавицкого «Княжна Тараканова» сделать отметку, что сюжет этой картины заимствован из романа, не имеющего никакой исторической истины».
Но широкий круг зрителей встретил картину восторженно. Выдающийся русский критик и деятель искусства В.В. Стасов, увидев на выставке полотно Флавицкого, назвал его, «чудесной картиной, славой нашей школы, блистательнейшим творением русской живописи». Картина имела огромнейший успех в Петербурге, Москве и за рубежом, в т.ч. на Всемирной выставке в Париже.
Знаменитый собиратель произведений русской живописи Павел Третьяков обладал огромным художественным вкусом и пониманием подлинного, искусства. Вот почему, увидев «Княжну Тараканову», он зажегся желанием приобрести ее. Переговоры начались с автором, а закончились с его братьями.
Скончался Константин Дмитриевич Флавицкий 15 сентября 1866 года в Санкт-Петербурге, тридцати шести лет, в самом зените своей славы. Похоронен на некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_25_сентября #Ф__
25 сентября
В 1906 году родился Дмитрий Дмитриевич ШОСТАКОВИЧ (в Санкт-Петербурге), советский и российский композитор, пианист, педагог и общественный деятель. Народный артист СССР. Герой Социалистического Труда.
Он – один из самых исполняемых в мире композиторов.
Высокий уровень композиторской техники, способность создавать яркие и выразительные мелодии и темы, мастерское владение полифонией и тончайшее владение искусством оркестровки, в сочетании с личной эмоциональностью и колоссальной работоспособностью, сделали музыкальные произведения Шостаковича яркими, самобытными и обладающими огромной художественной ценностью.
Жанровое и эстетическое разнообразие его музыки огромно, в ней сочетаются элементы музыки тональной, атональной и ладовой, в творчестве композитора переплетаются модернизм, традиционализм, экспрессионизм и «большой стиль».
* * * * *
Его отец – инженер-химик, любитель музыки, мать – одаренная пианистка. После занятий в частной музыкальной школе в 1919 году Дмитрий был принят в Петроградскую консерваторию по классу фортепиано, позже стал заниматься композицией. Еще студентом начал работать тапёром в кинотеатрах.
Консерваторию по классу фортепиано (у Л.В. Николаева) он окончил в 1923 году, а спустя 2 года – по классу композиции (у М.О. Штейнберга). Дипломной работой Шостаковича была «Первая симфония».
В 1927 году он получил почётный диплом на I-м Международном конкурсе пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве, где выступал с исполнением собственного произведения. Необычный талант музыканта заметил один из членов жюри конкурса, австро-американский дирижёр и композитор Бруно Вальтер. Услышав «Первую Симфонию», Вальтер немедленно попросил Шостаковича прислать партитуру симфонии ему в Берлин, и затем исполнил симфонию в текущем сезоне, тем самым сделав имя русского композитора знаменитым.
Первый балет Шостаковича, «Золотой век», пользовался большим успехом. Его опера «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Лескова подверглась разгрому в официальной советской печати (печально знаменитая редакционная статья «Сумбур вместо музыки» в газете Правда» от 28 января 1936 года).
С 1937 года Шостакович вёл класс композиции в Ленинградской консерватории. Через 2 года становится профессором.
Находясь в первые месяцы Великой Отечественной войны в Ленинграде (вплоть до эвакуации в октябре), Шостакович начинает работать над 7-й симфонией, которая была исполнена 29 марта 1942 года в Колонном зале московского Дома Союзов. За это произведение композитор стал лауреатом Сталинской премии.
В 1943 году композитор переезжает в Москву и до 1948 года преподает в Московской консерватории. У него обучались В.Д. Биберган, Р.С. Бунин, А.Д. Гаджиев, Г.Г. Галынин, О.А. Евлахов, К.А. Караев, Г.В. Свиридов, Б.И. Тищенко, К.С. Хачатурян, Б.А. Чайковский, А.Г. Чугаев.
Отношения Шостаковича с советской властью были очень «неровными», что дорого стоило композитору в плане здоровья. Официозная ругань в 1930-х и в конце 1940-х годов сменялась благосклонностью. В 1957 году Шостакович становится секретарем Союза композиторов СССР, Союза композиторов РСФСР (с 1960, в 1960-68 годах первый секретарь).
Шостакович был удостоен звания Лауреата Государственной премии СССР (1941, 1942, 1946, 1950, 1952, 1968), Государственной премии РСФСР (1974), премии им. Сибелиуса, Международной премии мира (1954).
Почетный член академий и университетов многих стран мира.
Скончался Дмитрий Дмитриевич Шостакович 9 августа 1975 года в Москве, похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_25_сентября #Ш__