27 августа
1913 года родился Константин Мефодьевич МАКСИМОВ (в деревне Шатрово, Костромская губерния; ныне Ивановская область), советский русский художник, педагог, профессор живописи. Народный художник РСФСР. Лауреат двух Государственных премий. Талантливый наследник и продолжатель традиций московской школы живописи.
Его творчество посвящено труду, быту и героической истории народа, русской природе.
Художник хорошо известен в Китае, где его называют «русским Рембрандтом».
* * * * *
«…Проучившись в кружке ИЗО 3 года, получил такую школу и опыт, что в 1929 году имел возможность устроить выставку своих работ. А когда в 1930 году после окончания школы привез показать свои работы в Ивановский художественный техникум, там преподаватели А.М. Кузнецов, В.П. Леонов, Н.Т. Буров приняли меня в техникум без экзаменов среди учебного года, как человека вполне подготовленного для обучения…» (из воспоминаний К.М. Максимова).
Константина заметили и приехавшие из Москвы живописцы Ф. Богородский, Г. Ряжский и С. Герасимов. Они сразу отметили талант юного художника и рекомендовали ему продолжить обучение в столице. В Москве одаренного юношу приняли без экзаменов в Художественный институт имени Сурикова, где он оттачивал технику и совершенствовал свое мастерство. Максимов часто посещал Третьяковскую галерею, изучал полотна И. Репина, В. Серова, В. Сурикова, М. Нестерова.
С 1939 года Константин Мефодьевич был постоянным участником московских, республиканских и всесоюзных выставок. В 1943 году его приняли в члены Союза художников СССР.
Долгие годы в творчестве живописца преобладал портрет. О существе любимого жанра Максимов писал: «Настоящее портретное искусство, где человек и только человек является предметом внимания художника, требует глубокой мысли, содержательности замысла».
После Великой Отечественной войны Максимов вел активную преподавательскую работу, и не только в Москве, но и в Пекине. Группа, в которой он преподавал, называлась «группа Максимова». Сейчас её шутливо называют «колыбелью ректоров», потому что большинство студентов этой группы стали деканами и ректорами различных художественных ВУЗов Китая.
В разных жанрах живописи мастер воплотил свои наблюдения и раздумья о духовном мире современника. Им выполнены глубоко психологичные портреты, большие тематические композиции. В них запечатлены знатные люди страны, выдающиеся ученые, воины, колхозники, строители. Немало работ Максимова написано в технике акварели.
Художник побывал во Франции, Испании, Германии, Югославии, Китае, Италии, и в каждом из этих путешествий, работая с натуры, он раскрывал сущность наблюдаемой природы, человеческой жизни.
Его картины находятся в художественных музеях России, а также в частных коллекциях и за рубежом.
Скончался Константин Мефодьевич МАКСИМОВ в 1993 (или 1994) году в Москве.
27 августа
В 1946 году родился Юрий Викторович МЕЩЕРЯКОВ (в Москве), советский и российский художник-постановщик и художник-мультипликатор рисованных фильмов.
* * * * *
В 1969—1970 годах работал ассистентом художника на киностудии имени Горького, затем обучался на курсах мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм». В 1972 году пришёл в «Союзмультфильм», работе на котором отдал 28 лет.
Трудился с такими режиссёрами, как Иван Иванов-Вано, Роман Качанов, Фёдор Хитрук, Владимир Попов, Анатолий Петров, Наталия Голованова и многими другими.
В разное время художник принимал участие в работе над фильмами Киевской, Бакинской и Литовской киностудий. Он тяжело переживал развал «Союзмультфильма» и кризис в российской мультиплкации 1990-х годов.
Скончался Юрий Викторович МЕЩЕРЯКОВ 6 октября 2001 года в Москве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_27_августа #М__
27 августа
В 1630 году родилась Мария ван ОСТЕРВЕЙК (в Нотдорпе близ Делфта), нидерландская художница эпохи барокко, мастер натюрморта.
* * * * *
Дочь протестантского священника, третья из четырёх детей в семье, она еще в детстве проявила талант к рисованию. Отец отправил её в обучение к писавшему преимущественно натюрморты художнику Яну Давидсу ван Хему, мастерство которого оказало на творчество Марии огромное влияние. Как и её учитель, она пишет натюрморты, как правило состоящие из цветов.
С середины 1666 года Мария Остервейк жила и работала в Амстердаме. Здесь она познакомилась с известным художником, мастером натюрморта Виллемом ван Алстом, который помог ей добиться международной известности. Благодаря знакомству с ним, полотна Марии увидел и высоко оценил герцог Тосканский Козимо III Медичи, признавший, что её натюрморты по меньшей мере так же хороши, как и работы ван Алста.
В 1689 году художница оставляет живопись. Примерно в это же время художник Михиль ван Мюссер пишет её портрет под названием «Портрет-аллегория Марии ван Остервейк», на которой увенчивает «королеву натюрморта» лавровым венком.
Работы её приобретались европейскими монархами — императором Леопольдом I, королём Франции Людовиком XIV, королём Польши Яном Собесским, штатгальтером Нидерландов и другими. Полотна Марии ван Остервейк можно увидеть в крупнейших музеях Санкт-Петербурга, Вены, Дрездена, Лондона, Праги, Флоренции и др.
Скончалась Мария ван ОСТЕРВЕЙК 12 ноября 1693 года в Ватерланде, Нидерланды.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_27_августа #О__
27 августа
В 1836 году родился Пётр Дмитриевич БОБОРЫКИН (в Нижнем Новгороде), известный русский писатель-беллетрист, драматург, журналист.
«Крестный отец» нового понятия в русской культуре – «интеллигенция»; в качестве журналиста Боборыкин первым стал употреблять его в российской прессе (этот термин заимствован им из немецкой культуры).
Одаренный способностью работать быстро и легко, он написал более 30 романов и повестей; из них обратили на себя внимание: «В путь-дорогу», «Жертва вечерняя», «Солидные добродетели», «Дельцы», «Доктор Цыбулька», «В усадьбе и на порядке», «Сами по себе», «Китай-город», «Из новых», «На ущербе», «Поумнел» и др. Все они отличаются живою наблюдательностью и уменьем рисовать с натуры. Часто, однако, Боборыкин только рисует портреты своих петербургских, московских, нижегородских и заграничных знакомых и притом – портреты, отличающиеся такою «протокольностью» внешних деталей, что их оригиналы без труда узнаются каждым, кому случалось их встречать.
* * * * *
Выходец из семьи помещика, он учился в Нижегородской гимназии, затем – в Казанском и Дерптском университетах, однако обучение так и не завершил. Отказавшись от докторского экзамена, переселился в Петербург, выдержал здесь экзамен на кандидата административных наук и всецело посвятил себя литературе.
Как драматург дебютировал в 1860 году. Был редактором-издателем журнала «Библиотека для чтения» (1863-1865), и одновременно сотрудничал с «Русской сценой». Длительное время прожил за границей, где познакомился с Э. Золя, Э. Гонкуром и А. Доде. В 1900 году был избран почётным академиком.
Первый рассказ, – юмористический – Боборыкин написал после перехода в 6-й класс гимназии. Первая его публикация – комедия «Однодворец» (1860).
Писатель сотрудничал в журналах «Отечественные записки», «Вестник Европы», «Северный вестник», «Русская мысль», «Артисте» и др. Он автор множества романов, повестей, рассказов, пьес, а также работ по истории западноевропейской и русской литературы. Наиболее известные его произведения: романы «Жертва вечерняя», «Дельцы», «Китай-город», повесть «Поумнел» комедия «Накипь» и др.
Массовое употребление понятия «интеллигенция» в русской культуре началось с 1860 года, когда журналист Боборыкин стал употреблять его в прессе. Он объяснял, что заимствовал этот термин из немецкой культуры, где его использовали для обозначения части общества, которая занимается интеллектуальной деятельностью.
Называя себя «крестным отцом» нового понятия, Боборыкин вкладывал в него особый смысл: определение интеллигенции как совокупности представителей «высокой умственной и этической культуры», а не «работников умственного труда». По его мнению, российская интеллигенция – это особый морально-этический феномен. К интеллигенции в этом понимании относятся представители разных профессиональных групп, различных политических убеждений, но имеющие общую духовно-нравственную основу. С этим смыслом понятие «интеллигенция» пришло обратно на Запад, где стало считаться чисто русским.
Роман «Китай-город» – одно из наиболее известных произведений Петра Боборыкина. Он изначально задумывался как роман-исследование, летописный документ, посвященный быту и нравам москвичей своего времени. Это произведение интересно не только с художественной, но и с исторической точки зрения. В романе почти с научной точностью описываются детали купеческого быта, кулинарные предпочтения, интерьер, повседневные обязанности и привычки купцов и дворян на фоне предчувствий грядущих и происходящих в романе социально-политических изменений.
Скончался Пётр Дмитриевич Боборыкин 12 августа 1921 года в Лугано (Швейцария).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_27_августа #Б__
27 августа
В 1862 году родился Абрам Ефимович АРХИПОВ (в деревне Егорово Рязанской губернии), выдающийся русский художник-живописец, передвижник, мастер бытового пейзажа. Народный художник РСФСР.
Вошел в историю русского искусства конца XIX – начала XX века как художник тонкого и поэтического таланта, посвятивший свое творчество русской деревне, крестьянской теме.
* * * * *
Впервые приобщился к рисованию в школе: с детства рисовал «везде, всегда, всюду, где только можно», как сам Архипов вспоминал впоследствии. Родители всячески поощряли занятия сына и в 1876 году, с трудом собрав средства, отправили его учиться в Москву в Училище живописи, ваяния и зодчества. Душой училища и любимым педагогом был Василий Перов, преподавали также Владимир Маковский, Василий Поленов, Алексей Саврасов.
Архипов учился с огромным упорством и желанием. Его работы получают награды на выставках. Уроки Перова, призывавшего художников изображать правду жизни, не боясь темных сторон, не пропали даром. Архипов начинает свой творческий путь как художник-жанрист, явный преемник и последователь своего учителя.
В 1883 году после семи лет учебы в училище Архипов решил продолжить учение в Академии художеств. Однако академическая система преподавания его разочаровала. Несмотря на то, что живописный этюд «Натурщик, падающий с седла» и рисунки были признаны образцовыми и переданы на постоянное хранение в Академический музей, Архипов покидает Академию и возвращается в Московское училище. После смерти Перова он занимается у Поленова, чье искусство, полное света, радостного ощущения жизни, также оказало влияние на творчество Архипова.
Одной из серьезных работ, подводящих итог ученическому периоду, явилась картина «Подруги», или «Посещение больной» (1885). Здесь изображена мать художника. В 1887 году за эту картину ему была вручена большая серебряная медаль и присвоено звание классного художника.
Сотрудничал с Товариществом Передвижных Художественных Выставок, членом которого стал в 1891 году. В картине «На Волге» (1888-1889) художник подошел к решению одной из основных проблем пленэрной живописи – изображению человека на открытом воздухе, где эмоциональное состояние человека передается через пейзаж. В картинах «Радоница» (1892), «Лед прошел» (1894-1895), «На реке» (1898), «Проводы крестного хода» (конец 1890-х годов) также хорошо видно слияние пейзажа и жанрового сюжета. Картина «Обратный» (1896) завершила цикл крестьянского жанра, и художник обращается к теме социального жанра.
К числу наиболее известных и самых значительных произведений Архипова относится картина «Прачки», существующая в двух вариантах (1899; 1901). Работая над этим полотном, художник неустанно искал натуру. Он посещал прачечные, часами наблюдал за движением работающих женщин.
В начале 1900-х годов появляются северные пейзажи Архипова. Здесь предстает величавая природа с приглушенными красками, самобытной деревянной архитектурой, покосившимися избами, теснящимися на берегах, безлюдными лесистыми островами, огромными валунами у моря: «Северная деревня» (1902), «На Севере» (1912) и др.
В эти же годы Архипов создает своеобразную серию крестьянских портретов – девушек и женщин Нижегородской и Рязанской губерний. Все они – в национальных ярких одеждах, с вышитыми платками и бусами. Излюбленными становятся красные, интенсивно-розовые, звучные тона.
Много сил и времени отдает художник и преподавательской деятельности. Начав ее в 1894 году в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, Архипов и после Октябрьской революции продолжает преподавать.
В 1924 году он вступает в Ассоциацию художников революционной России. В 1927 году, в связи с сорокалетием художественной деятельности, ему, одному из первых советских живописцев, было присвоено звание Народного художника Республики.
Скончался Абрам Ефимович Архипов 25 сентября 1930 года в Москве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_27_августа #А__
27 августа
1890 года родился Ман РЭЙ /имя при рождении – Эммануэль Радницкий/ (в Филадельфии), французский и американский художник, фотограф и кинорежиссёр.
В 1999 году журналом «Арт-Ньюз» он был признан одним из 25 наиболее влиятельных художников XX века.
* * * * *
Окончил Национальную академию рисунка в Нью-Йорке, а затем посещал классы рисунка и акварели Центра имени Ф. Феррера. Он часто ходил в галереи современного искусства, много экспериментировал, пробовал себя в абстракции, кубизме и футуризме.
Впервые Рэй начал экспериментировать с фотографией после 1910 года: фотографировал родственников, друзей, посетителей галерей, рассматривающих его же картины. Профессионально заниматься фотографией художника заставила нужда. Сначала его работы не пользовались спросом, и Рэй стал предлагать услуги фотографа своим друзьям и художникам. Круг его клиентов с каждым месяцем начал расширяться.
С фотокамерой в руках он сделал себе мировое имя и стал одним из самых востребованных фотографов XX века. Среди работ Ман Рэя немало портретов его друзей-знаменитостей – Дали, Пикассо, Андре Бретона, Гертруды Стайн и Меррет Оппенгейм, благодаря которым и началась его головокружительная карьера.
Благодаря Альфреду Штиглицу он познакомился с европейским авангардизмом. Первая персональная выставка художника состоялась в 1915 году в Нью-Йорке. В 1918 году Ман Рэй начал всерьез заниматься фотоискусством и кинематографом, экспериментировал с различными технологиями.
Вместе с М. Дюшаном и Франсисом Пикабиа он основал нью-йоркское отделение дадаизма. В 1921 году Ман Рэй переехал в Париж. Совместно с Хансом (Жаном) Арпом, Максом Эрнстом, Массоном, Миро и Пикассо участвовал в коллективной выставке сюрреалистов в парижской галерее Пьер (1925). Снял несколько авангардистских фильмов («Морская звезда», по стихотворению Р. Десноса, и др.), а также снялся сам в знаменитом фильме Рене Клера «Антракт».
С 1940 года Ман Рэй жил в США, преподавал живопись и фотографию. В 1951 году он возвратился в Париж, где продолжил занятия живописью и скульптурой.
До 1960-х годов художник не выставлял свои работы. Но после того как в 1961 году получил золотую медаль на Венецианском фотобиеннале, в Париже открылась выставка Рэя, а в 1966 году – ретроспективная экспозиция в Лос-Анджелесе.
Скончался Ман РЭЙ 18 ноября 1976 года в Париже.
27 августа
1896 года родилась Фаина Георгиевна (Григорьевна) РАНЕВСКАЯ /урождённая Фанни Гиршевна Фельдман/ (в Таганроге), советская актриса театра и кино. Народная артистка СССР. Лауреат трёх Государственных премий.
Почти четверть века она играла в театре Моссовета, где исполнила свои самые прославленные театральные роли: миссис Сэвидж («Странная миссис Сэвидж») и Люси Купер («Дальше – тишина»).
Итогом её 60-летней актёрской карьеры стали несколько десятков ролей на сцене и около 30 в кино. Современными журналистами именуется «одной из величайших русских актрис XX века» и «королевой второго плана».
В общественном сознании Раневскую чаще всего связывают со множеством её собственных афоризмов, большинство из которых стали «крылатыми».
* * * * *
Обучалась Фаина в таганрогской Мариинской женской гимназии, но так и не окончила её. В то же время получила обычное для девочки из обеспеченной семьи домашнее воспитание, училась музыке, пению, иностранным языкам, любила читать. С 14 лет увлекалась театром, посещала занятия в частной театральной студии А. Ягелло (А.Н. Говберга).
В 1915 году уехала в Москву, но там ее не приняли ни в одну из лучших театральных школ, поэтому девушка устроилась в частную школу. Однако денег на учебу не хватало и ей пришлось оставить школу. В то время на Фаину обратила внимание актриса Гельцер и она порекомендовала девушку в Малаховский летний театр под Москвой.
Раневская играла во многих театрах, начиная с провинциальных (в Подмосковье, Керчи, Феодосии, Ростове-на-Дону, Смоленском драматическом театре, Сталинградском драматическом театре, а затем в московских, включая театр Московского отдела народного образования, Камерный театр, Центральный театр Красной Армии, театр драмы (ныне Маяковского), театр А.С. Пушкина, театр Моссовета.
В кино Фаина Раневская дебютировала в 1934 году в фильме Михаила Ромма «Пышка». В период 1939-1941 годов была актрисой киностудии «Мосфильм», в 1941-1943 годах – актриса Ташкентской киностудии.
Принимала участие в озвучивании мультфильмов (Фрекен Бок в «Карлсон вернулся»; сватья баба Бабариха в «Сказке о царе Салтане»).
Скончалась Фаина Георгиевна РАНЕВСКАЯ 19 июля 1984 года в Москве, похоронена на Новом Донском кладбище.
27 августа
В 1908 году родилась Суламифь Михайловна МЕССЕРЕР (в Москве), советская балерина и балетный педагог. Сестра Асафа Мессерера и Рахили Мессерер, мать Михаила Мессерера, тётя Майи Плисецкой.
С 18 лет танцевала в Большом театре. Она была среди немногих, кто в самом начале 1930-х годов был допущен в длительную зарубежную гастрольную поездку.
В Париже ей предлагали место преподавателя в престижных частных школах. Но балерина вернулась на Родину, опасаясь за последствия такого шага – ведь в России оставались родственники.
Занималась плаванием, в 1928 году на Всесоюзной спартакиаде (которая одновременно была и чемпионатом СССР по плаванию) стала двукратной чемпионкой.
Суламифь Мессерер была в авангарде советского балета, получала правительственные награды, и стала одной из первых в нашей стране, у кого появился личный автомобиль. Вокруг шли аресты, это не прошло и мимо ее родственников. Была арестована сестра Суламифи – Рахиль, мать Майи Плисецкой. Суламифь не только вырастила будущую примадонну мирового балета, но и стала одним из первых ее педагогов.
Мессерер танцевала в Большом театре в период 1926-50 годы, а позже стала педагогом. С 1960 года преподавала в Московском хореографическом училище, затем в Токийской балетной школе. В 1980 году эмигрировала в Великобританию, была педагогом-репетитором в оперном театре «Ковент-Гарден».
У Суламифь-педагога был свой индивидуальный метод, которым восхищалась именитая Нинетт де Валуа – создательница Лондонского королевского балета. Мадам де Валуа стала ее подругой в столице Англии.
Суламифь Мессерер вместе с сыном Михаилом вела многолетние занятия с молодыми японскими артистами балета. Ее приглашали работать в крупнейшие театры мира, но они с Михаилом предпочли Англию.
В Лондоне Суламифь Мессерер прожила почти 25 лет, совершая постоянные вояжи по всему свету и не забывая приезжать и на Родину, где была в 1998 году удостоена премии «Душа танца». 90-летняя звезда элегантно представила несколько па из канкана, доказав блистательную форму не только души, но и тела.
Она говорила на пяти языках так же хорошо, как на русском. Хотя русский оставался для нее главным языком, и потому в ее большой квартире в центре английской столицы все время работало российское телевидение.
Скончалась Суламифь Михайловна Мессерер внезапно (невзирая на возраст) 5 июня 2004 года.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_27_августа #М__
27 августа
1871 года родился Теодор ДРАЙЗЕР (в Терре-Хот, штат Индиана), знаменитый американский писатель и общественный деятель.
* * * * *
Выходцу из бедной многодетной семьи эмигрантов (отец из Германии, мать из Чехии), будущему писателю рано пришлось начать самостоятельную жизнь. Окончив в 1887 году школу, Теодор поехал в Чикаго на заработки: работал в ресторане уборщиком и мойщиком посуды, разнорабочим в лавке.
Он мечтал получить хорошее образование – в 1889 году поступил в Индианский университет в Блумингтоне, увлекся философией и литературой, но из-за нехватки денег пришлось его оставить.
Теодор Драйзер прошел потрясающую журналистскую школу; прежде чем начать писать романы он посмотрел жизнь во всей её социальной раздробленности, т.к. часто переезжал из города в город – Чикаго, Сент-Луис, Толедо, Кливленд, Буффало, Питтсбург, Нью-Йорк.
Первый его роман «Сестра Керри» вышел в 1900 году, но оказался в США под запретом. Начинающий писатель был сильно огорчен, впал в депрессию. Однако кризис он преодолел, благодаря Фрэнку роман был издан в Англии, где стал весьма популярным. Драйзер вернулся к работе, возглавил редакции нескольких женских журналов и написал второй роман – «Дженни Герхардт».
В дальнейшем он работал над «Трилогией желания», состоявшей из романов «Финансист», «Титан» и «Стоик». Все они были опубликованы уже после смерти писателя. В известной мере к трилогии примкнул роман «Гений».
Та же тема, что и в четырех предыдущих романах затрагивается и в «Американской трагедии». Считается, что это американское «Преступление и наказание». Шумный успех и материальное благополучие принесла Теодору Драйзеру именно эта книга.
В 1927 году он принял приглашение посетить СССР для знакомства со страной и участия в праздновании 10-й годовщины Октябрьской революции. В начале ноября Драйзер прибыл в Советский Союз и 7 ноября был на Красной площади. В ходе своего 77-дневного путешествия побывал в Ленинграде, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Баку, Тбилиси, Одессе и других советских городах, встречался с Владимиром Маяковским и Сергеем Эйзенштейном. После поездки он опубликовал книгу «Драйзер смотрит на Россию».
В 1930 году его кандидатура была выдвинута на получение Нобелевской премии по литературе, но большинством голосов её присудили писателю Синклеру Льюису.
В мае 1931 года вышла автобиографическая книга Драйзера «Заря», где он описал своё детство и юность.
В 1932 году Драйзер заключил контракт с «Paramount» о постановке фильма по роману «Дженни Герхардт». В 1944 году Американская академия искусств и литературы наградила писателя почётной золотой медалью за выдающиеся достижения в области искусства и литературы.
Драйзер часто выступал на митингах, публиковался на страницах коммунистической прессы США. В 1932 году был членом всемирного антивоенного конгресса, в инициативный комитет которого входили Анри Барбюс, Максим Горький, Альберт Эйнштейн.
В июле 1945 года Драйзер вступил в Коммунистическую партию США.
Скончался Теодор ДРАЙЗЕР 28 декабря 1945 года в пригороде Лос-Анджелеса Голливуде.