27 февраля
1814 года родился Шарль БОНЬЕ (в Брюсселе), бельгийский художник, известный работами в жанре портрета и в технике литографии.
* * * * *
Выходец из семьи клерка и учительницы пения и игры на фортепиано, он уже с ранних лет демонстрировал интерес к рисованию. В 1827 году Шарль поступил в Академию изящных искусств Брюсселя, где проявил особый интерес к литографии, набиравшей в то время популярность. По окончанию учёбы его отец устроил сына на работу в министерство финансов, где работал сам. Но это не помешало Шарлю продолжить заниматься любимым делом, он делал карандашные портреты коллег и друзей.
Публикация литографий Бонье в журнале «Артист» способствовала его известности. Он покинул свой пост в министерстве и полностью посвятил себя искусству. В период 1835-42 годов художник выполнил в технике литографии около 130 портретов депутатов бельгийской Палаты представителей.
Как и многие художники, желая самосовершенствоваться, Шарль Бонье в 1837 году уехал в Париж, где провел несколько месяцев, вращаясь в артистических кругах. Художник увековечил свои парижские знакомства в серии литографий, в дальнейшем выполнив 30 портретов, в т.ч. таких художников, скульпторов и музыкантов как Луи Галле, Никез де Кейзер, Эжен Симонис, Жан Батист Маду, Орас Верне, Поль Деларош, Ипполит Белланже, Франсуа Бушо, Жан Пьер Дантан и Шарль Огюст де Берио. Альбом литографий вышел под редакцией А. Девасма, каждый портрет сопровождался биографией, написанной самими моделями.
Не без протекции представителей Палаты, художнику в 1841 году была предоставлена честь выполнить портреты членов бельгийской королевской семьи. Бонье также известен тем, что нарисовал первую бельгийскую почтовую марку, введенную в обращение 1 июля 1849 года и прозванную «Эполеты».
В 1843 году он переехал в Лондон. Представленный полпредом Леопольда I Сильвеном Ван де Вейером принцу-консорту Альберту, художник выполнил портрет последнего. Эта привилегия послужила Шарлю Бонье хорошей рекламой, и он стал получать заказы от представителей лондонского высшего общества.
В конце 1850-х годов спрос на литографии пошел на спад, фотография постепенно вытесняла рисованные портреты. В 1857 году он написал маслом картину «Швея», привлекшая внимание художника Уильяма Фрайта, который посоветовал Бонье продолжить писать маслом и давал ему советы по этой технике.
Прежде чем окончательно переехать в Париж Шарль Бонье выполнил в Лондоне ещё несколько литографий. Во Франции он сосредоточился на живописи и регулярно выставлял свои работы в салонах Парижа, Брюсселя и Лондона. Чаще всего художник писал женщин: картины «Читательница», «Визит к вдове», «Письмо», «Урок рисунка».
Скончался Шарль БОНЬЕ 5 июля 1886 года в Севре (Франция).
27 февраля
1932 года родилась Дама Элизабет Роузмонд ТЕЙЛОР (в Лондоне), англо-американская актриса, «королева Голливуда» периода его расцвета, трижды удостоенная премии «Оскар» (две — за лучшую женскую роль, одна — специальная).
Первая актриса, чей гонорар за съёмки в фильме составил миллион долларов.
* * * * *
Родилась в семье неизвестной актрисы и владельца картинной галереи. Перед началом II-й мировой войны семья переехала в США, где Элизабет поступила Байроновскую школу в Голливуде. Успех пришел к ней в 10 лет.
Тейлор снялась более чем в 60 фильмах, среди которых ставшие классическими «Маленькая женщина», «Клеопатра», «Кошка на раскаленной крыше» и «Вернись, Лэсси». Ее последняя работа – небольшая, но довольно яркая роль в фильме «Флинтстоны», снятом в 1994 году.
В 2000 году Тэйлор стала кавалером ордена Британской империи II степени. Этот титул приравнивается к рыцарскому. Так оценены британской монархией заслуги звезды, посвятившей себя благотворительной деятельности.
Престижный британский журнал «Эмпайр» включил Элизабет Тэйлор в список 100 самых интригующих людей всех времен и народов. По количеству прессы она, безусловно, одна из самых популярных женщин ХХ века.
Скончалась Элизабет ТЕЙЛОР 23 марта 2011 года в Лос-Анджелесе.
27 февраля
1909 года родился Борис Андреевич МОКРОУСОВ (в посёлке Канавино, ныне в черте Нижнего Новгорода), советский композитор. Лауреат Государственной премии (1948).
* * * * *
Играть учился в школьной самодеятельности, освоив балалайку, мандолину, гитару, а в 13 лет самостоятельно по слуху и фортепиано. Сочинять мелодии начал ещё школьником.
С 1924 года подрабатывал тапёром в клубе железнодорожников. Учился в Нижегородском техникуме, на рабфаке МГК имени П. И. Чайковского, затем поступил на её композиторский факультет, который окончил в 1936 году.
Скончался Борис Андреевич МОКРОУСОВ 27 марта 1968 года в Москве.
27 февраля
В 1855 году родился Якуб ШИКАНЁТЕ (в Праге), чешский художник.
Основной темой его полотен была жизнь бедных, простых или старых людей. Любил также писать окутанные туманом виды Праги, берега Влтавы, как правило ранним вечером, осенью или зимой.
* * * * *
Выходец из семьи немецкого таможенника, он несмотря на бедность, сумел получить высшее художественное образование.
После окончания учёбы работал в Праге и Мюнхене над оформлением королевской ложи в пражском Народном театре (уничтожена во время пожара 1881 года).
Якуб Шиканёте совершил путешествие по Европе: посетил Германию, Англию, Шотландию, Швейцарию, Голландию, Италию и Францию. В период 1891-1923 годов преподавал в пражской Академии прикладного искусства.
Скончался Якуб ШИКАНЁТЕ 15 ноября 1924 года в Праге.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_27_февраля #Ш__
27 февраля
В 1836 году родилась Мария Сергеевна СУРОВЩИКОВА-ПЕТИПА (в Новочеркасске), знаменитая русская балерина Петербургской Императорской труппы.
Супруга выдающегося балетмейстера Мариуса Петипа.
* * * * *
Юная Мария поступила в Петербургское театральное училище. Её педагогом была Дарья Лопухина. Впервые на сцене Императорского Петербургского театра она появилась ещё воспитанницей училища, а по окончании образования в 1854 году принята в штат петербургской балетной труппы. Вскоре Мария вышла замуж за танцора труппы Мариуса Петипа. Сам будущий прославленный балетмейстер писал в мемуарах: «В 1854 году я сочетался браком с девицей Марией Суровщиковой, грациознейшей особой, которую сравнить можно было с самой Венерой».
Получив отпуск в Петербурге, семейная чета Петипа отправилась на трехмесячные гастроли в Европу. В Париже и Берлине выступления Суровщиковой-Петипа пользовались большим успехом.
На петербургской сцене она соперничала с другой танцовщицей Марфой Николаевной Муравьевой: эти две прекрасные балерины разделили балетную публику Петербурга на два враждующих лагеря.
Прожив вместе 15 лет, супруги вынуждены были разъехаться. Мария Сергеевна уехала, оставив Петербургскую императорскую сцену.
Суровщикова-Петипа стала первой исполнительницей партий: в постановках Петипа — Матильда («Брак во времена регентства», Лизетта («Парижский рынок»), Голубая георгина («Голубая георгина»), Мирана («Ливанская красавица»), Альма («Путешествующая танцовщица»), Флорида («Флорида»); в постановках Ж. Перро — Берта («Эолина, или Дриада»), Марта («Фауст»).
В начале 1870-х годов дирекция Императорских театров предлагала балерине вновь вернуться на сцену. От балета она отказалась; правда, попробовала дебютировать на драматической сцене, но эти выходы успехом не увенчались. Узнав о ее уходе из Петербургской труппы, Марию Суровщикову-Петипа настойчиво приглашали самые знаменитые театры эпохи — и Парижская Опера, и Венская Королевская опера, и Берлинский Королевский театр, а из Нью-Йорка пришло предложение выступать в течение двух месяцев за баснословный гонорар — 17 тысяч долларов. Но она отклоняла все контракты.
Скончалась Мария Сергеевна СУРОВЩИКОВА-ПЕТИПА 16 марта 1882 года от черной оспы в гостинице Пятигорска.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_27_февраля #С__
27 февраля
1867 года родился Василий Никандрович СОКОРНОВ /Сокарнов/ (в селе Васильевском, Владимирская губерния), русский фотограф и художник, гениальный родитель видовых фотооткрыток, один из самых признанных мастеров фотографии на Южном берегу Крыма в начале ХХ века.
* * * * *
Начальное образование получил в Лушниковском училище Острогожского уезда Воронежской губернии. В 1887 году Василий был принят в Академию художеств вольнослушателем на отделение живописи. Юноша устроился в фотоателье известного мастера Пазетти ретушером, и очень скоро в совершенстве овладел секретами ремесла.
Резко пошатнувшееся здоровье помешали молодому художнику заниматься любимым делом в Санкт-Петербурге. Врачи рекомендовали ему найти более благоприятную для здоровья местность. Деньги на поездку изыскало Общество поощрения художников, и вскоре фотограф оказался на Южном берегу Крыма, в Алупке.
Картины и наброски особого дохода не приносили. Заняв небольшую сумму, Сокорнов приобрел фотокамеру с необходимыми принадлежностями, отснял и отпечатал 50 открыток с крымскими пейзажами. Предлагая свои новые работы хозяину магазина, художник не рассчитывал на быстрый успех. Напрасно — открытки были проданы мгновенно: их все приобрел оказавшийся здесь князь Феликс Юсупов-Сумароков, владелец Кореиза и других крымских имений.
В России начинался бум курортной открытки. Василий Сокорнов не только поправил материальное положение, но и стал известен — в Крыму, Москве, Санкт-Петербурге и даже за границей.
В 1900 году фирма Пазетти представила Сокорнова на Всемирной универсальной выставке в Париже, где крымское ателье фотографа получило награду. Вскоре признание пришло и на родине, художник был удостоен награды в год празднования 200-летия Петербурга на международной художественно-фотографической выставке.
За первым успехом последовали новые награды и знаки отличия. В 1908 году художник был принят в ряды Русского фотографического общества, членство в котором позволяло свободно фотографировать по всей России и давало существенные скидки при приобретении фотоматериалов.
Вскоре Сокорнов попробовал свои силы в новом жанре: первым оценивший талант фотографа, Юсупов-Сумароков заказал ему фотосъемку имения. Фотограф блестяще справился с этой задачей.
Начало I-й мировой войны, революция 1917 года и гражданская война практически свели доходы фотоателье на нет. Преодолевая трудности, оно продолжало работать до 1927 года, когда все частные фотозаведения были ликвидированы. Некогда знаменитый фотограф Василий Сокорнов оказался в трудном положении, практически без средств к существованию.
В 1928 году ему удалось устроиться на работу в только что образованное государственное издательство «Крымиздат». Последовал еще один успех — художник стал создателем его логотипа. Издательство десятками тысяч переиздавало открытки с сокорновскими «Видами Крыма».
В 1937 году после многолетнего перерыва Сокорнов принял участие в фотовыставке. Его работы произвели такой фурор, что на некоторое время мастер стал едва ли не официальным фотографом-пейзажистом Крыма, в то время приобретавшего статус всесоюзной здравницы.
«А дальше была война»... До нас дошли датированные 1944 годом снимки выздоравливающих солдат и офицеров, проходивших курс реабилитации в крымских госпиталях.
Пытаясь сохранить работы, Сокорнов передал 100 своих лучших фотографий государству, в Алупкинский дворец-музей. Увы, после превращения государственного музея в госдачу все они безвозвратно пропали. Но фотограф этого уже не увидел.
Скончался Василий Никандрович СОКОРНОВ 22 апреля 1946 года в Алупке.
27 февраля
В 1901 году родился Марино МАРИНИ (в тосканском городе Пистойя), один из крупнейших скульпторов современной Италии.
* * * * *
Он поступает в Академию художеств в 1922 году. В период учёбы Марино одинаково увлекается живописью, скульптурой, сценографией и даже архитектурой. Но постепенно скульптура становится главным занятием.
Произведения Родена и Майоля, увиденные им в столице Франции, во многом определили язык искусства молодого скульптора. В 1929 году Марини получил место преподавателя в художественной школе города Монца.
Скульптор много и плодотворно занимается своим любимым ремеслом, зарабатывая на жизнь преподаванием. В тридцатые годы творчество Марини привлекает к себе внимание художественной общественности. Целый ряд работ скульптора отмечается национальными и международными премиями.
До войны скульптор много путешествует. Марини бывает в Париже, Цюрихе, ездит в Германию, Грецию, но жить предпочитает в Италии. В 1941 году Марини, ставшего уже известным и признанным мастером, приглашают преподавать в Миланскую академию Брера. Приняв предложение, он переезжает в северную столицу Италии, центр художественной жизни тех лет.
Однако в годы войны Марини вынужден покинуть родину — слишком невыносимой становится атмосфера в фашистской Италии, почти невозможными условия работы. Он эмигрирует в Швейцарию, в Цюрих (1942–1946).
После войны Марини возвращается в Милан. Он продолжает преподавательскую деятельность. В пятидесятые годы к Марини наконец приходит настоящая слава. С большим успехом проходят персональные выставки скульптора в крупнейших городах Европы и Америки. В 1952 году художник удостаивается Гран-при скульптуры на Венецианском биеннале. Марини принимают в почётные члены многих художественных академий. Многие крупнейшие европейские и американские музеи и частные коллекционеры стремятся приобрести его произведения.
Будучи прославленным мастером, Марини как-то признался: «Я постоянно выхожу на улицу, чтобы соотнести то, что я делаю, с людьми, с жизнью. А когда возвращаюсь в мастерскую, то моя работа мне перестаёт нравиться, и я уничтожаю её. Мне кажется, что она не обладает той жизненностью, как то, что меня окружает на улице». Именно в этом и видел смысл своего творчества замечательный скульптор XX столетия — создать яркий образ своего современника в нашем сложном, быстро изменяющемся мире.
Скончался Марино Марини 6 августа 1980 года в Виареджо.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_27_февраля #М__
27 февраля
В 1852 году родился Александр Андреевич ПОПОВ (в селе Георгиевское Ярославской губернии), русский живописец, академик Императорской академии художеств.
* * * * *
Учился в Ярославской духовной семинарии, где проявились его способности к живописи. В 1872 году поступил в Императорскую Академию художеств на отделение исторической живописи, где занимался под руководством профессоров В. Верещагина, П. Чистякова и П. Шамшина.
За период обучения получил все существовавшие академические награды. В 1879 году за картину «Блудница перед Христом» был удостоен большой золотой медали, звания классного художника 1-й степени и получил право на пенсионерскую поездку за границу сроком на 4 года.
Осенью 1880 года отправился за границу вместе с Л. Веселовским и И. Аскназием. Посетил Дрезден, Вену, Мюнхен и Париж, где в 1881 году полгода слушал лекции и работал в мастерской известного французского художника Леона Бонна. После посещения Флоренции, продолжил работать в Риме.
По возвращении из поездки оставлен при Академии художеств, где в 1885 году получил звание академика, и в этом же году, по рекомендации Академии был назначен директором рисовальной школы Одесского общества изящных искусств.
В 1890 году выступил в качестве члена-учредителя Товарищества южно-русских художников (ТЮРХ).Через 2 года был избран председателем Товарищества и оставался в этом звании 10 лет. В 1917 году, после ликвидации Императорской Академии художеств, подал в отставку. Но преподавателем рисования и живописи оставался до самой смерти.
Будучи занятым организацией учебного процесса и преподаванием, в оставшееся время выполнял заказы на портреты царских особ и образа для иконостасов церквей. Очарованный видами одесского побережья, рисовал много морских пейзажей в разное время года. Написал также несколько жанровых работ, одна из которых — «В отсутствии господ».
Принимал участие в выставках Петербургской академии искусств. В 1896 году в Одессе состоялась совместная выставка картин Исаака Левитана, В. Симова и Александра Попова.
Скончался Александр Андреевич Попов 5 августа 1919 года в Одессе.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_27_февраля #П__
27 февраля
1902 года родился Джон Эрнст СТЕЙНБЕК (в Салинас), американский прозаик, автор многих известных всему миру романов и повестей: «Гроздья гнева», «К востоку от рая», «О мышах и людях», «Зима тревоги нашей» и др.
Лауреат Нобелевской премии по литературе (1962).
* * * * *
Он жил в маленьком сельском городке, расположенном среди плодородных земель, и проводил лето, работая на близлежащих ранчо, а затем с трудящимися-мигрантами на ранчо Спрекелс. Ему с детства стало известно о жестких аспектах мигрирующей жизни и темной стороне человеческой природы, которая выразилась, к примеру, в произведении «О мышах и людях». Стейнбек также изучал округу, местные леса, поля и фермы.
В 1919 году он окончил среднюю школу и поступил в Стэнфордский университет, где учился с перерывами до 1925 года, и который в конечном итоге бросил, недоучившись. Стейнбек ездил в Нью-Йорк, жил случайными заработками, преследуя свою мечту стать писателем. Когда же его работы не опубликовали, он вернулся в Калифорнию и работал некоторое время гидом и сторожем на рыбоводном заводе.
После публикации в 1935 году повести «Квартал Тортилья-Флэт», его первого писательского успеха, Стейнбеки вышли из относительной бедности и построили летом дом в Лос-Гатосе.
В 1940 году Джон Эрнст Стейнбек отправился в путешествие вокруг Калифорнийского залива со своими влиятельными друзьями для сбора биологических образцов. В произведении «Море Кортеса» описывается эта поездка. Хотя жена Кэрол сопровождала писателя в этих путешествиях, их брак начал страдать в это время и завершился в 1941 году, когда Стейнбек начал работу над рукописью для новой книги.
В качестве военного корреспондента он участвовал во II-й Мировой войне, в частности, в диверсионных набегах, которые предусматривали введение новых диверсионных операций против немецких островов в Средиземном море. В 1944 году Стейнбек был ранен, и, измученный войной, подал в отставку.
В 1947 году Стейнбек совершил поездку в СССР вместе с известным фотографом Робертом Капа. Они посетили Москву, Киев, Тбилиси, Батуми и Сталинград, став одними из первых американцев, побывавшими во многих уголках СССР со времен Октябрьской революции. Его книга об этом путешествии – «Русский дневник», была проиллюстрирована фотографиями Капы. После издания книги (1948) писатель был принят в Американскую академию искусств и литературы.
Скончался Джон Эрнст СТЕЙНБЕК 20 декабря 1968 года в Нью-Йорке.
27 февраля
В 1887 году родился Пётр Николаевич НЕСТЕРОВ (в Нижнем Новгороде), русский военный лётчик, штабс-капитан, основоположник высшего пилотажа («петля Нестерова» или «мертвая петля»).
Легенда русской авиации и талантливый авиаконструктор он стал автором многих оригинальных идей и проектов, значительно опередивших своё время.
Нестеров кавалер многих орденов, награжден Георгиевским оружием.
* * * * *
Выходец из семьи офицера, Пётр после неожиданной смерти отца поступил в 1897 году в Нижегородский кадетский корпус, где в своё время его отец занимал должность воспитателя. В 1904 году Нестеров закончил корпус и продолжил обучение в Михайловском артиллерийском училище. В 1906 году в чине подпоручика он был отправлен во Владивосток, где лично разработал правила корректирования стрельбы из аэростата.
Летом 1911 года Нестеров познакомился с П. Соколовым, учеником профессора Н. Жуковского. Вместе они построили планер и сумели поднять его в воздух – тот полет стал началом летной деятельности Петра Нестерова.
В 1912 году он окончил Петербургскую офицерскую воздухоплавательную школу и получил звание пилота-авиатора и военного летчика. Вскоре получил назначение в авиаотряд, формировавшийся в Киеве, где его талант проявился в полной мере.
Занимался Нестеров и конструкторской деятельностью – разработал проект самолета без вертикального оперения, конструкцию двигателя с воздушным охлаждением, строил одноместный скоростной самолет. Он разрабатывал вопросы ведения воздушного боя и взаимодействия авиации с наземными войсками, освоил ночные полеты.
Петр Николаевич изучал маневренные возможности самолетов, теоретически обосновал возможность выполнения глубоких виражей и кренов, осуществив их на практике. Для доказательства своих идей Нестеров 9 сентября 1913 года впервые в мире выполнил замкнутую кривую в вертикальной плоскости, названную впоследствии «петлей Нестерова» или «мертвой петлей». Этим маневром он положил начало высшему пилотажу.
Организовал и лично участвовал в нескольких групповых дальних перелетах, которые для того времени стали большим достижением. Во время одного из них впервые в истории авиации им проводилась маршрутная киносъемка.
В 1914 году Нестеров был назначен начальником авиаотряда, с началом I-й мировой войны успел совершить множество боевых вылетов, на практике подтвердив правильность своих идей. В боевых условиях он продолжал совершенствовать тактику ведения воздушной разведки, внедрил бомбометание. Отстаивал мысль о необходимости воздушного боя, который, ввиду отсутствия в то время пулеметов на самолетах, лётчик усматривал в таране.
Погиб Пётр Николаевич Нестеров 8 сентября 1914 года в воздушном бою около городка Жолква (Королевство Галиции и Лодомерии, Австро-Венгрия; ныне – Украина), впервые в истории авиации применив воздушный таран для уничтожения самолёта противника. Похоронен как национальный герой в Киеве.
* * * * *
В память о выдающемся летчике на месте его гибели сооружен монумент, а Жолква был переименован в город Нестеров (носил это имя в период 1951-92 годов).
Имя Нестеров носят улицы многих российских городов, а в Нижнем Новгороде ему воздвигнут памятник.
Победителю первенства мира по высшему пилотажу вручается Кубок Нестерова. Военнослужащие ВВС России награждаются медалью имени Нестерова.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_27_февраля #Н__
27 февраля
1831 года родился Николай Николаевич ГЕ (в Воронеже), знаменитый русский живописец, мастер портретов, исторических и религиозных полотен, искусный пейзажист.
Его главная заслуга заключалась в том, что он первый уловил новое реалистическое направление в библейских композициях.
* * * * *
Обучался на математическом факультете Киевского, а затем Петербургского университетов. В 1850 году, не окончив университетского курса, поступил в Петербургскую Академию художеств.
За работу «Ахиллес оплакивает Патрокла» в 1855 году получил малую золотую медаль. Работа «Саул у Аэндорской волшебницы» принесла ему в 1857 году уже большую золотую медаль и командировку за границу.
Николай Ге посетил Германию, Швейцарию, Францию и обосновался в Италии, где работал над сюжетами из истории Древнего Рима («Смерть Виргинии», «Любовь весталки»). Затем, не без влияния А.А. Иванова, обратился к евангельским легендам для выражения своих представлений о добре и зле, о нравственных проблемах человечества.
В 1861 году живописец начал писать «Тайную вечерю», а через 2 года привёз её в Петербург и выставил на осенней выставке в Академии Художеств. Картина произвела на публику сильное впечатление, а сам Николай Ге получил звание профессора.
Возвратившись во Флоренцию, он знакомится и сближается с Герценом; в 1867 году пишет его портрет, считающийся лучшим из написанных художником. В Италии Николай Ге написал много пейзажей, также им созданы портреты И. Доманже, М.А. Бакунина, «Портрет неизвестной в синей блузе» и др.
По возвращении в Россию живописец был в числе организаторов Товарищества передвижных художественных выставок. На первой же выставке в 1871 году обратила на себя внимание его картина «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», тогда она и была приобретена П.М. Третьяковым.
В 1870-е годы Николай Николаевич испытал творческий кризис – около трех лет не брался за кисть (1876-1879). В это время он поселился на хуторе в Черниговской губернии, где и прошла большая часть его последующей жизни.
С 1882 года он сблизился с Л.Н. Толстым и стал последователем его религиозно-нравственного учения.
Художник написал новый ряд картин на религиозные сюжеты – «Выход с Тайной вечери», «Что есть истина?», «Иуда» («Совесть»), «Суд Синедриона. „Повинен смерти“» (1892) и, наконец, «Распятие» в нескольких вариантах. В то же время он пишет портреты Лихачёвой, Костычева, Н.И. Петрункевича, автопортрет; делает рисунки к повести Л.Н. Толстого «Чем люди живы».
Скончался Николай Николаевич ГЕ 13 июня 1894 года на своём хуторе Ивановский (Черниговская губерния).
27 февраля
В 1956 году родилась Анне ВЕСКИ /наст. имя при рождении – Анне Тынисовна Ваарманн/ (в городке Рапла), советская и эстонская певица. Заслуженная артистка Эстонской ССР (1984).
Исполнительница песен «Позади крутой поворот», «Возьми меня с собой», «Радоваться жизни», «Милый, горячо любимый», «Межсезонье», «Продлись, счастье», «Ангелы здесь больше не живут», «А он мне нравится», «Листья желтые над городом кружатся», «Самба с Марадоной», «Прости за любовь».
* * * * *
Окончила музыкальную школу, после которой поступила в Таллинский политехнический институт. По окончании обучения работала на заводе и была принята на работу в эстрадную студию при филармонии, где стала выступать с ансамблем «Мобиле».
Первой её эстрадной композицией (1980) стала «Королева розового сада».
В 1979-81 годах Анне Вески пела в составе группы «Витамин»; в 1982-83 годах выступала с ансамблем «Мюзик Сейф». В конце 1983 года она вошла в состав ансамбля «Нэмо».
На международном музыкальном фестивале в Сопоте в 1984 году Анне Вески получила две премии: за песню «Позади крутой поворот» и за лучшее исполнение польской песни «Полька».
В 1986 году певица впервые вышла в финал фестиваля «Песня года».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_27_февраля #В__
27 февраля
1863 года родился Хоакин СОРОЛЬЯ-И-БАСТИДА (в Валенсии), испанский живописец. Крупнейший представитель импрессионизма в Испании.
Отличался необычайной творческой энергией, оставил свыше 2000 произведений. Работы художника находятся в крупнейших музейных собраниях мира от Берлина до Буэнос-Айреса.
* * * * *
Еще будучи ребенком потерял родителей, вместе с сестрой воспитывался в семье тётки. Учиться живописи стал в 14 лет, сначала в Валенсии у Франсиско Прадильи, затем в Мадриде. В 1885 году получил от Испанской академии в Риме пособие на четырехлетнюю учебу в Италии, а после обучения вернулся в Валенсию.
К художнику пришел национальный и международный успех: его работы были награждены премиями в Испании и США, отмечены критикой и публикой на Парижских салонах. Венцом стала экспозиция его работ в 1900 году на Всемирной выставке в Париже, где он был награжден почетной медалью и орденом Почётного легиона, став почетным членом художественных академий Парижа, Лиссабона и Валенсии.
В 1906 году после масштабной выставки в Париже, где было представлено около 500 его работ, Соролья получил звание офицера ордена Почетного легиона. Выставки его полотен такого же размаха прошли в Великобритании и США. В 1911 году Соролья подписал с американским магнатом и меценатом Арчером Хантингтоном контракт на серию картин об Испании, в которой представил быт испанских провинций (серия была завершена в 1919 году и открыта для публики через 7 лет).
После инсульта в 1920 году, застигшего художника за мольбертом в собственном саду, он был парализован в течение 3-х последних лет жизни.
Скончался Хоакин СОРОЛЬЯ-И-БАСТИДА 10 августа 1923 года в Серседилье.
27 февраля
В 1875 году родился Владимир Петрович ФИЛАТОВ (в селе Михайловка, Саранский уезд, Пензенская губерния), советский учёный с мировым именем, основатель крупной научной школы офтальмологов, академик АМН СССР и АН УССР. Герой Социалистического Труда. Лауреат Государственной премии СССР.
Племянник основателя русской педиатрии Н.Ф. Филатова
* * * * *
Окончив Симбирскую классическую мужскую гимназию, в 1892 году поступил на медицинский факультет Московского университета. За время учёбы во время каникул не раз приезжал в Симбирск, где работал вместе с отцом, Петром Фёдоровичем, в Симбирской губернской земской больнице.
В 1903 году переехал из Москвы в Одессу, где через 5 лет защитил диссертацию на степень доктора медицины. С 1921 года – профессор Одесского медицинского института
По инициативе Владимира Петровича в 1936 году в Одессе был открыт Институт экспериментальной офтальмологии, который он возглавлял в период 1936-50 годы.
В 1941 году в здании института размещался военный госпиталь. В дальнейшем Филатов с группой сотрудников был эвакуирован в Ташкент, где вскоре был развернут глазной госпиталь, в котором он работал главным консультантом.
Возвращение в Одессу состоялось в 1944 году, где Филатову и его сотрудникам предстояло восстановить полуразрушенный институт.
В послевоенный период коллектив института под его руководством продолжал разрабатывать важную проблему тканевой терапии – принципиально нового метода лечения, разработанного Филатовым ещё в 1933 году.
Учёный-офтальмолог и его ученики внесли значительный вклад в исследование проблем глаукомы, он организовал первый в мире противоглаукомный диспансер.
Был основателем и редактором «Офтальмологического журнала», опубликовал свыше 430 работ, в том числе: «Учение о клеточных ядах в офтальмологии», «Оптическая пересадка роговицы и тканевая терапия», «Тканевая терапия», «Операции на роговой оболочке и склере» и др.
Вёл большую педагогическую деятельность, основал офтальмологическую школу, среди его учеников: Н.А. Пучковская, Т.И. Ерошевский.
Скончался Владимир Петрович Филатов 30 октября 1956 года в Одессе.
* * * * *
Особой известностью пользуется разработанный Филатовым метод пересадки роговицы, при котором пересадочным материалом является донорская роговица.
В области восстановительной хирургии предложил метод пересадки кожи при помощи так называемого мигрирующего круглого кожного стебля.
Разработал и ввел в практику хирургической офтальмологии методы пересаживания роговицы глаз трупов; предложил собственные методы лечения глаукомы, трахомы, травматизма в офтальмологии и т. п.; изобрел много оригинальных офтальмологических инструментов; создал учение о биогенных стимуляторах и разработал методы тканевой терапии (1933), которая широко применяется в медицине и ветеринарии.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_27_февраля #Ф__
27 февраля
1922 года родилась Гелена Марцелиевна ВЕЛИКАНОВА (в Москве), советская эстрадная певица. Народная артистка России.
* * * * *
С детства была заводилой, любила петь и читать стихи. Во время Великой Отечественной её вместе с семьей эвакуировали в Томск, но и там молодая девушка не сидела без дела: работала в госпитале; устраивала концерты для раненых.
Вернувшись в Москву в 1944 году, Гелена поступила в музыкальное училище им. А. Глазунова.
Преподаватели нацеливали Великанову на оперетту, но в процессе учебы она поняла, что её главное призвание – эстрада, и после училища продолжила образование на эстрадном отделении Школы-студии МХАТа.
На профессиональную сцену впервые вышла в 1948 году, а через несколько лет, после исполнения песни Оскара Фельцмана «Ландыши», к ней пришли признание и слава. Хотя поначалу эта песня вызвала много критики.
С 1950 года Великанова – солистка Всесоюзного Гастрольно-Концертного Объединения (ВГКО); в 1965 году стала солисткой Москонцерта.
Среди первых песен – произведения советских и зарубежных композиторов: «Мне весело», «Письмо к матери», «Маринике», «Возвращение моряка», «Маленькая Мари». Удавалось ей и исполнение детских песенок.
Успех певицы возрос, когда она обратилась к песням, раскрывающим глубокие человеческие чувства: «На кургане», «Другу», «Идут белые снеги», песни на стихи С. Есенина и Н. Матвеевой. Её поэтическая культура во многом также сформировалась благодаря мужу – известному поэту Николаю Доризо.
Песни Великановой, разные по стилю, позволили певице раскрыться в нескольких амплуа. Она покорила сердца слушателей искренностью, душевностью, чистым голосом, и по праву достойна звания «Народная артистка России», которое получила лишь в 70 лет, хотя таковой фактически являлась долгие годы.
После нескольких лет успешных выступлений, во время гастролей, из-за неправильного лечения Великанова потеряла свой высокий голос. В московском Доме актера 10 ноября 1998 года должен был состояться «прощальный» (по её собственному выражению) концерт. Готовясь к концерту в своей квартире, Гелена Марцелиевна ВЕЛИКАНОВА умерла от сердечного приступа за 2 часа до него…