27 июля
В 1903 году родился Николай Константинович ЧЕРКАСОВ (в Санкт-Петербурге), выдающийся советский актёр театра и кино, артист необычайно широкого творческого диапазона. Народный артист СССР (1947). Лауреат Ленинской и пяти Сталинских премий.
Единственный актёр, чьё лицо запечатлено на ордене. Сталин лично выбрал и утвердил портрет Черкасова для одной из высших государственных наград – советского ордена Александра Невского.
* * * * *
Выходец из семьи железнодорожного служащего, Николай, поступив в 1919 году в студию мимистов, вскоре стал артистом-мимистом Петроградского Мариинского театра оперы и балета.
В 1926 году он окончил Институт сценических искусств, тогда же состоялся его дебют в кино – немая картина «Поэт и царь».
В период 1926-29 годов Черкасов был актёром Ленинградского ТЮЗа, в 1929-31 – артист Ленинградского и Московского мюзик-холлов, в 1931-33 – Ленинградского передвижного театра «Комедия», в 1933-65 – Ленинградского академического театра драмы им. А.С. Пушкина.
Также Черкасов выступал на сцене Свободного театра (1926-1929) совместно с Петром Берёзовым и Борисом Чирковым в популярном эстрадном номере «Пат, Паташон и Чарли Чаплин», который был использован в фильме «Мой сын».
Следующими его работами в кино стали роли в фильмах «Его превосходительство» и «Луна слева». В 1932 году он удачно сыграл в первом звуковом фильме «Встречный». Именно благодаря кино к Николаю Черкасову пришла настоящая слава. В 1934 году он снялся в комедии «Горячие денечки», а год спустя режиссер В.Вайншток предложил ему роль в фильме «Дети капитана Гранта», успех которого был настолько огромен, что после него артисту посыпались предложения от многих режиссеров.
В 1936 году Черкасов одновременно снялся в исторической ленте «Петр Первый» и в исторической драме «Депутат Балтики». Ни один советский фильм еще не удостаивался таких оваций зрителей.
Николай Черкасов создал в кино целый ряд художественных портретов выдающихся исторических деятелей. В 1938 году снялся в главной роли в фильме С. Эйзенштейна «Александр Невский» и в картине «Ленин в 1918 году».
С началом Великой Отечественной войны Черкасов вместе с театром был эвакуирован в Новосибирск. Там он создал творческую бригаду и отправился с концертами на корабли Балтийского флота и в осажденный Ленинград. В 1943 году актера вызвали в Алма-Ату для съемок в фильме «Иван Грозный» С. Эйзенштейна.
После войны Черкасов также много снимался, это были роли в историко-биографических фильмах «Академик Иван Павлов», «Мусоргский», «Римский-Корсаков» и др. Большой успех имела картина Г. Козинцева «Дон Кихот» (1957), где актер снялся в главной роли.
Продолжал он работать и в театре, одновременно занимался общественной деятельностью: был депутатом Верховного Совета СССР нескольких созывов и членом Советского комитета защиты мира. В этом качестве он объездил практически полмира. Он является автором нескольких книг.
Скончался Николай Константинович ЧЕРКАСОВ 14 сентября 1966 года в Ленинграде, похоронен в некрополе мастеров искусств Александро-Невской Лавры.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_27_июля #Ч__
27 июля
В 1824 году родился Александр ДЮМА-сын (в Париже), известный французский драматург и прозаик, публицист, член Французской академии (1875).
Писатель, отвернувшийся от романтических утопий к реальной жизни, за основу своих сюжетов затрагивал тему о женщине – проблемы её положения в обществе, брака, семьи, проституции и т.д. Его произведения охватывают в большинстве случаев вопросы социальной морали, темы общественной «несправедливости».
* * * * *
Сын писателя Александра Дюма-старшего (написавшего «Три мушкетёра», «Граф Монте-Кристо» и др.) и Катрины Лабе – простой парижской работницы (портнихи), от которой Дюма-сын унаследовал любовь к аккуратному и спокойному образу жизни, так резко отличающую его от чисто богемной натуры отца.
Его родители не состояли в браке, несмотря на это Александр Дюма-отец сделал всё, чтобы его внебрачный сын получил хорошее образование.
С 18 лет Александр Дюма-сын начал писать свои стихотворения. Своё первое произведение – сборник стихов «Грехи молодости» он опубликовал в 1845 году. В полной же мере талант Александра Дюма-сына раскрылся только тогда, когда перешёл к написанию психологических драм. В них он затрагивал наболевшие вопросы общественной и семейной жизни и решал их по-своему, со смелостью и талантом, делавшим из каждой его пьесы общественное событие.
Широко известны его произведения: «Дама с камелиями» (1848), «Доктор Серван» (1849), «Трое сильных мужчин» (1850) и др. Во многих из них драматург – не просто бытописатель и психолог, исследующий явления душевной жизни своих героев; он вместе с тем моралист, нападающий на предрассудки и устанавливающий свой кодекс нравственности. Он занимается чисто практическими вопросами нравственности, поднимает вопросы о положении незаконнорожденных детей, о необходимости развода, о свободном браке, о святости семьи, о роли денег в современных общественных отношениях и т.д.
По мотивам произведения «Дама с камелиями», итальянский композитор Джузеппе Верди, написал знаменитую оперу «Травиата», которая и по сегодняшний день исполняется на самых известных оперных сценах всего мира.
Скончался Александр ДЮМА-сын 27 ноября 1895 года в Марли-ле-Руа (департамент Сена и Уаза).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_27_июля #Д__
27 июля
В 1889 году родилась Вера Алексеевна КАРАЛЛИ (в Москве), русская балерина, актриса немого кино, балетный педагог. Эмигрировав из России, работала в Европе.
Театральное училище окончила в 1906 году, где училась под руководством Александра Горского. В том же году Вера Каралли стала солисткой Большого театра. Исполнила большое количество ярких драматических ролей, участвовала в балетных постановках «Дочь фараона», «Жизнь за царя», «Лебединое озеро», «Саламбо» и др.
В 1909 году талантливая балерина участвовала в «Русских сезонах» в составе труппы Сергея Дягилева за рубежом. С этой же труппой она гастролировала и в 1919-20 годах.
В 1914 году Каралли дебютировала в кино в драме Петра Чардынина «Ты помнишь ли?»
Вскоре она стала одной из первых русских кинозвёзд, выпустив в 1915 году восемь картин, сыграв в таких кинолентах как «Война и мир», «Смерч любовный», «Умирающий лебедь» и др. Критики признавали за актрисой большой драматический талант.
После революции 1917 года Каралли эмигрировала, жила в Литве, где в Каунасе преподавала искусство танца, работала в Румынии, снималась во Франции и Австрии. В итоге она обосновалась в Вене, давая уроки балетного мастерства.
Подавала прошение с просьбой вернуться на родину, и 1 ноября 1972 года получила советский паспорт, но через две недели её не стало…
Скончалась Вера Алексеевна Каралли 16 ноября 1972 года в австрийском Бадене.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_27_июля #К__
27 июля
1784 года родился Денис Васильевич ДАВЫДОВ (в Москве), идеолог и один из командиров партизанского движения во время Отечественной войны 1812 года, генерал-лейтенант; русский поэт, наиболее яркий представитель «гусарской поэзии».
* * * * *
Одним из самых ярких впечатлений детства Дениса была встреча с легендарным Александром Суворовым, который напророчил девятилетнему мальчику его судьбу: «Это будет военный человек...»
Большую часть жизни Давыдов провел на службе в армии, выйдя в отставку в чине генерал-лейтенанта.
Он храбро сражался в 1806-1807 годах с французами в Пруссии, в 1809 году со шведами в Финляндии, в 1809-1810 годах с турками в Молдавии и на Балканах, в 1812-1814 годах громил французов в России и гнал их до самого Парижа. Подвиги Давыдова воспеты в бессмертных стихах Пушкина, Жуковского, Баратынского, Языкова.
Денис Васильевич был разносторонне одаренный человек. Он писал стихи, песни, вольнолюбивые и дерзкие басни, отличавшиеся меткостью характеристик, остроумием и злободневностью. Некоторые из них были запрещены цензурой. Давыдов был связан со многими декабристами, ценившими его стихи, однако от предложения примкнуть к тайному обществу отказался.
В поэзии Давыдов чувствовал себя легко и свободно. Он умел в стихах и грустить, и мечтать. Он создал в поэзии образ воина-храбреца, но умного храбреца, потому что был уверен, что «отвага ничто без головы» («Гусарский пир», «Песня старого гусара», «Полу-солдат», «Бородинское поле»).
Значительным явлением в литературе 1830-х годов была военная проза Давыдова – его воспоминания о Суворове, Н. Раевском, М. Каменском. Поэзию Дениса Васильевича высоко ценил А. Пушкин, с которым его связывала многолетняя дружба.
Давыдов был новатором не только в искусстве ведения боя. Одним из первых в поэзии он стал писать стихи простым языком, за что неоднократно подвергался критике: мол, общаясь с простолюдинами, сам опустился до их уровня. А Александр Пушкин признавался, что простоте слога он учился у Давыдова...
После разгрома наполеоновской армии Давыдов пробыл на службе до 1832 года, затем вышел в отставку и поселился с семьей в Симбирской губернии. Здесь, в степной глуши, им была закончена работа над «Дневником партизанских действий 1812 г.», создан ряд интереснейших военно-исторических очерков, вдохновенных стихов.
Он долго добивался перенесения праха Багратиона на Бородинское поле и добился этого, но самому участвовать в церемонии ему не довелось.
Скончался Денис Васильевич ДАВЫДОВ 4 мая 1839 года в селе Верхняя Маза (Сызранский уезд, Симбирская губерния). Прах его был перевезен в Москву и погребен на кладбище Новодевичьего монастыря.
27 июля
1936 года родился Марис-Рудольф Эдуардович ЛИЕПА (в Риге), советский латвийский солист балета, балетмейстер, балетный педагог, актёр кино. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии.
* * * * *
Обучался в балетной студии при Латвийской опере, впоследствии преобразованной в Рижское хореографическое училище. Был замечен балетными педагогами из Москвы и переведен в Московское хореографическое училище. После окончания с отличием училища в 1955 году Мариса направили на работу в Ригу.
Наряду с работой Лиепа занимался спортивной гимнастикой и плаванием, завоевав титул чемпиона Латвии по плаванию вольным стилем на средние дистанции.
В 1956 году он получил приглашение от Майи Плисецкой принять участие в гастрольной поездке в Будапешт, выступив в роли Зигфрида в «Лебедином озере» (редакция Горского – Мессерера). Этот дебют Лиепы прошел удачно, и летом этого же года он был принят в труппу Московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. В этой труппе он проработал 4 сезона, сразу же получив ведущее положение.
В 1960 году Лиепа получил приглашение в труппу Большого театра. Он активно танцевал, создавая партии в классическом и современном репертуаре, а с 1963 года занимался педагогической деятельностью.
«Звездным» в биографии Лиепы стал 1968 год: состоялась премьера нового балета «Спартак», в котором роль римского полководца Красса была поставлена Григоровичем специально для Лиепы. За эту роль в 1970 году Лиепе была присуждена Ленинская премия.
Конец 1960-х – начало 1970-х годов это период триумфальных зарубежных гастролей Большого театра по всему миру, на которых Марис Лиепа получает мировое признание. В 1971 году Парижская академия танца назвала его лучшим танцовщиком года и наградила премией Вацлава Нижинского.
Но в начале 1970-х годов отношения Лиепы с Григоровичем ухудшились, что привело не только к ограничениям в занятости артиста в текущем репертуаре и гастролях, но и препятствиям в создании им новых партий.
Лиепа продолжил творческую деятельность вне театра – съемки на телевидении, в кино. Несмотря на успехи в разных жанрах вне сцены Большого театра, он переживал тяжелый период депрессии. В 1980 году была опубликована его автобиографическая книга «Я хочу танцевать сто лет». Но, к сожалению, не получилось...
Скончался Марис Эдуардович ЛИЕПА от инфаркта 26 марта 1989 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
27 июля
1923 года родился Масутацу ОЯМА (в городе Кунсан, провинция Чолла-Пукто, Корея), выдающийся мастер и преподаватель каратэ, один из самых знаменитых представителей боевых искусств, обладатель 10-го дана, создатель стиля Кёкусинкай.
Будучи корейцем по рождению, Ояма за годы службы в японской армии стал настоящим японцем и всерьёз увлёкся традициями самураев.
Популяризатор каратэ в Японии и других странах, он является автором большого количества книг о каратэ, организатором национальных и мировых спортивных соревнований по каратэ.
Основав свой стиль, быстро завоевавший славу «сильнейшего каратэ», Ояма создал и до конца своей жизни возглавлял Международную организацию Кёкусинкай (IKO), членами которой стали несколько миллионов человек во всём мире.
* * * * *
Родился в Корее, находившейся тогда под властью Японии, в семье родовитого янбана, и получил при рождении имя Чхве Ён Ый, и до того, как стать знаменитым, сменил несколько псевдонимов. Имя, которое выбрал себе юноша – Масутацу Ояма – переводится как «умножающий свои достижения подобно высокой горе».
Когда ему исполнилось 9 лет, он переехал жить к сестре в Маньчжурию. Здесь у работающего в её поместье мастера учился китайскому кэмпо «18 рук». В 12 лет Ояма вернулся в Корею и продолжил обучение. В 1936 году он получил чёрный пояс по кэмпо. В 1938 году 15-летний Ояма поехал в Японию, чтобы стать военным лётчиком, и он стал одним из первых корейских военных лётчиков.
Несмотря на тяжёлые условия жизни, юноша продолжал заниматься единоборствами, посещая школы дзюдо и бокса. В университете Ояма подружился со студентами, занимающимися по методике знаменитого Фунакоси Гитина, выходца с Окинавы, создателя Сётокан. Так Ояма узнал о существовании этого стиля.
Масутацу Ояму можно назвать одним из самых выдающихся популяризаторов боевых искусств. В 1950-х годах он совершил несколько зарубежных поездок, в ходе которых организовывал показательные выступления с демонстрацией техники каратэ и тамэсивари, проводил показательные бои.
Благодаря пропагандистской деятельности ему удалось в сравнительно сжатые сроки создать одну из крупнейших организаций – Международную организацию каратэ.
Скончался Масутацу ОЯМА 26 апреля 1994 года в Токио (Япония).
27 июля
1915 года родился Марио ДЕЛЬ МОНАКО (во Флоренции), итальянский оперный певец /тенор/, которого называют одним из крупнейших оперных певцов XX века.
Его голос громогласный, «обширного диапазона, необычайной силы и насыщенности, с баритональными низами и сверкающими верхними нотами, неповторим по тембру. Блестящее мастерство, тонкое чувство стиля и искусство перевоплощения позволяли артисту исполнять разнохарактерные партии оперного репертуара».
Вместе с тем, Дель Монако не был «универсальным артистом» и специфика постановки его голоса обеспечила певцу преимущественно драматический репертуар.
Лучшей ролью в его репертуаре признаётся партия Отелло в одноимённой опере Верди, которую он исполнил более 400 раз на сцене и 11 – в записи.
* * * * *
Пению Марио обучался в Пезарской консерватории у Артуро Мелокки. Первый успех юноше принесло участие в конкурсе молодых певцов в Риме. В соревновании участвовали 180 певцов со всех концов Италии.
Исполнив арии из «Андре Шенье» Джордано, «Арлезианки» Чилеа и знаменитый романс Неморино «Очи ее прелестные» из «Любовного напитка», Дель Монако оказался в числе пяти победителей. Начинающий артист получил стипендию, которая давала ему право заниматься в школе при Римском оперном театре.
Подлинное начало певческой карьеры артиста относится к 1943 году, когда он с блеском дебютировал на сцене миланского театра «Ла Скала» в «Богеме» Пуччини.
После войны Дель Монако приобретает широкую известность. С огромным успехом он выступает в партии Радамеса из «Аиды» Верди на фестивале «Веронская арена». Осенью 1946 года Дель Монако впервые гастролирует за рубежом в составе труппы неаполитанского театра «Сан-Карло». Марио поет на сцене лондонского «Ковент-Гардена» в «Тоске», «Богеме», «Мадам Баттерфляй» Пуччини, «Сельской чести» Масканьи и «Паяцах» Р. Леонкавалло. В 1957-1959 годах выступал в «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк).
В 1959 году он гастролировал в Советском Союзе. Марио стал первым западноевропейским певцом, кто спел в Большом театре. В своей книге «Моя жизнь, мои успехи» Дель Монако вспоминает, что был очень удивлен приглашением посетить СССР: «Только что закончилась "холодная война"». В Большом театре он исполнил партии Хозе в «Кармен» Бизе и Канио в «Паяцах» Леонкавалло. Успех певца в те дни был поистине триумфален.
В марте 1975 года, дав 11 спектаклей в течение 20 дней в Неаполе и Палермо, артист завершил певческую карьеру.
Скончался Марио ДЕЛЬ МОНАКО 16 октября 1982 года в Местре (Италия).
27 июля
1940 года родилась Пина БАУШ /имя при рождении – Филиппина Бауш/ (в Золингене, Германская империя), немецкая танцовщица и хореограф.
* * * * *
Училась балету в Эссене, затем в Джульярдской школе в Нью-Йорке, где среди её преподавателей был Энтони Тюдор. В 1962 году вернулась в Германию, стала солисткой Эссенского балетного театра, а с 1969 года – его руководительницей.
В 1973 году возглавила труппу современного танца в Вуппертале. В дальнейшем Бауш со своей труппой создаёт спектакли, навеянные атмосферой и пластикой тех городов, где они выступают: Будапешта, Палермо, Стамбула, Токио, Лиссабона, Гонконга, Мадрида, Рима, Лос-Анджелеса, Сеула, Вены и др.
Танцовщица снялась в двух культовых фильмах. У Федерико Феллини в картине «И корабль плывёт…» (1983) сыграла слепую принцессу, которая на ощупь играет в шахматы. И в фильме Педро Альмодовара «Поговори с ней» (2002), где сыграла саму себя.
Пина Бауш была удостоена множества наград и званий, а также премий: Нижинского (2004) в Монте-Карло; Золотой Маски (2005) в Москве; Золотого льва венецианской Биеннале (2007) «за вклад в искусство», Премии Киото (2007) и премии Гёте (2008) во Франкфурте-на-Майне.
В июле 2009 года она собиралась на гастроли в Москву со своим спектаклем «Семь смертных грехов», но…
Скончалась Пина БАУШ 30 июня 2009 года в Вуппертале (Дюссельдорф, ФРГ).
В 2006 году она стала Почётным директором Национальной академии танца Италии. Смерть не помешала ей остаться на этом посту навечно, навсегда возглавляя список руководителей Академии в Риме.
* * * * *
В 1983 году бельгийский кинорежиссёр Ш. Акерман сняла о ней телевизионный документальный фильм «Однажды Пина меня спросила». Другой документальный телефильм был снят режиссёром Ли Янор «Кофе с Пиной».
Особую страницу отношений Бауш с кинематографом составляют экранизации её спектаклей: её собственные хореографические (и одновременно кинематографические) постановки, нередко и с появлением на экране самой Пины в танцевальных партиях. Хорошо известны её неповторимые и разноплановые фильмы этого жанра, такие как:
· «Орфей и Эвридика» – фильм-спектакль Парижской оперы на музыку Глюка в постановке и сценографии Пины Бауш. Это «танцопера» – жанр, придуманный Пиной: в нём каждому персонажу соответствует два сценических исполнителя – оперный и балетный;
· «Весна священная» – фильм-балет (1978) на музыку Стравинского, «Кафе Мюллер» (1985) – фильм запечатлел спектакль 1978 года, основанный на личных детских и юношеских воспоминаниях хореографа. Музыкальной основой стали арии из опер Генри Пёрселла «Королева фей» и «Дидона и Эней» в исполнении Дженнифер Вивиан, Дженет Бейкер, Джона Ширли-Куирка и Онора Шепарда.
27 июля
1853 года родился Владимир Галактионович КОРОЛЕНКО (в Житомире, Волынская губерния, Российская империя), русский писатель украинско-польского происхождения, журналист, публицист, общественный деятель. Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности.
Заслужил признание своей правозащитной деятельностью как в годы царской власти, так и в период Гражданской войны и Советской власти. За свои критические взгляды Короленко подвергался репрессиям со стороны царского правительства. Значительная часть литературных произведений писателя навеяна впечатлениями о детстве, проведенном на Украине, и ссылкой в Сибирь.
* * * * *
Выходец из семьи судебного чиновника, Владимир в 1871 году поступил в Санкт-Петербургский технологический институт, а в январе 1873 года переехал в Москву, где продолжил обучение на лесном отделении Петровской академии.
За подачу коллективного студенческого протеста был исключен из академии, арестован и сослан на год в Кронштадт под полицейский надзор. Освободившись, поступил в Санкт-Петербургский горный институт. В 1878 году впервые выступил в газете «Новости» как журналист, опубликовал в журнале «Слово» первый рассказ «Эпизоды из жизни "искателя"».
В 1879-1881 годах Короленко находился в тюрьмах и ссылках на территории Европейской России и на Урале, а за отказ присягать Александру III был выслан в Якутию. Однако суровые условия жизни не сломили воли писателя. Тяжёлые 6 лет ссылки стали временем формирования зрелого писателя, дали богатый материал для его будущих сочинений.
Настоящим триумфом для Владимира Короленко стал выход его лучших произведений – «Сон Макара» (1885), «В дурном обществе» (1885) и «Слепой музыкант» (1886). В них писатель с глубоким знанием человеческой психологии, по-философски подходит к разрешению проблемы взаимоотношения человека и общества.
В 1890-е годы Короленко много путешествует. Он посещает различные края Российской империи (Крым, Кавказ), присутствует на Всемирной выставке в Чикаго. Результатом этой поездки стал философско-аллегорический рассказ «Без языка» (1895). Владимир Галактионович получает признание не только в России, но и за рубежом. Его произведения выходят на иностранных языках.
В 1895-1900 годах Короленко живёт в Петербурге, он редактирует журнал «Русское богатство». В этот период публикуются замечательные новеллы «Марусина заимка», «Мгновение». Он становится почётным академиком по разряду изящной словесности.
В последние годы жизни Короленко работал над большим автобиографическим произведением «История моего современника», которое должно было обобщить всё, что он пережил, систематизировать философские взгляды писателя. Но произведение осталось незавершённым…
Скончался Владимир Галактионович КОРОЛЕНКО, работая над его четвертым томом, 25 декабря 1921 года в Полтаве.