2 апреля
1947 года родилась Эммилу ХАРРИС (в Бирмингеме, штат Алабама), знаменитая американская певица, поэт-песенник и автор-исполнитель, гитарист, общественная активистка. Наиболее известна экспериментами с музыкой кантри, а также своими работами с многочисленными, очень успешными музыкантами – она руководит джазовым оркестром.
* * * * *
В молодости Эммилу училась на гитаре исполнять песни Пита Сигера, Боба Дилана и Джоан Баэз. Будучи студенткой колледжа, в конце 1960-х годов, она выступала в местном фольклорном дуэте. Позднее переехала в Нью-Йорк, где работала официанткой и одновременно стала выступать в клубах, исполняя народные песни (фолк). В 1969 году в свет вышел её дебютный альбом «Gliding Bird».
В 1971 году состоялась встреча Эммилу Харрис с музыкантом Грэмом Парсоном, под влиянием которого она прониклась кантри и с которым гастролировала по стране последующие два года до его смерти. После этого певица решила заниматься продвижением этого жанра среди сверстников.
Первую известность она получила, записывая интерпретации традиционных и современных кантри-композиций, добавляя в них элементы рок-н-ролла, блюза, фолка и поп-музыки. Позднее обращалась к жанрам госпел, блюграсс, альт-кантри и стала проявлять себя как самостоятельный автор текстов и композитор.
Перебравшись в Вашингтон, Эммилу Харрис создает электронную группу «The Angel Band». Здесь она получила предложение записываться и дальше, но только в составе какой-нибудь «горячей» группы. Так певица пригласила гитариста Джеймса Бартона и пианиста Глена Хардина. Оба музыканта были знамениты – ранее они работали с Элвисом Пресли и «Parsons».
В 1975 году Харрис выпустила сразу два альбома – «Pieces of the Sky» и «Elite Hotel», последний из которых занял первую строчку в кантри-чартах США. В последующие 10 лет она записала ещё 9 пластинок, большинство из которых занимали высокие позиции в национальных рейтингах. Вершиной коммерческого успеха стал альбом «Luxury Liner», вышедший в свет в 1977 году.
На протяжении творческой деятельности Эммилу Харрис собирала различные аккомпанирующие группы, как электрические, так и полностью акустические. Каждая из них отражала глобальные перемены в её карьере.
Отдельную известность певица получила благодаря исполнению дуэтов и партий бэк-вокала. На этом поприще сотрудничала с такими артистами как Джонни Кэш, Рой Орбисон, Боб Дилан, Билл Монро, Нил Янг, Элвис Костелло и многими другими.
В 1980 году плодами совместной работы Эммилу Харрис и Ройя Орбисона становится трек «That Lovin' You Feelin' Again». Песня попадает на вершины хит-парадов, а их дуэт получает «Грэмми» в номинации «Лучшее вокальное исполнение дуэтом или группой».
В дальнейшем певица продолжает выпускать альбомы, треки из которых достигают первых мест в различных чартах.
В 1990-е годы популярность Эмилли Харрис падает, т.к. внимание центральных звукозаписывающих станций страны было направлено на молодых исполнителей «new country» формата. Но певица продолжает работать. За соло альбом «Red Dirt Girl», вышедший в 2000 году, она получает «Грэмми» в категории «Лучший современный фолк альбом».
Всего на её счету 28 студийных альбомов (некоторые из которых записаны в сотрудничестве с другими кантри-звёздами, такими как Долли Партон и Линда Ронстадт).
В 2008 году Эмиллу Харрис была внесена в Зал славы кантри в Нашвилле.
Она обладательница 14-ти наград «Грэмми» и премии «Polar Music Prize». Является членом «Grand Ole Opry», одной из старейших американских радиопередач в формате концерта в прямом эфире с участием звёзд кантри.
Среди заслуг Эмиллу ХАРРИС: расширение жанровых границ кантри, популяризация его среди молодёжи, сохранение традиций и наследия кантри, переосмысление образа и роли женщины в кантри, эталонная для жанра гармонизация вокальных партий. Её группу «The Hot Band», наиболее известную и долговременную команду, критики часто оценивают как «легендарную». Саму певицу также называют «Крёстной матерью американы», а её альбом «Wrecking Ball» – вехой в становлении и развитии этого направления в музыке.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_2_апреля #Х__
2 апреля
В 1647 году родилась Анна-Мария Сибилла МЕРИАН (во Франкфурте-на-Майне), немецкая художница, натуралист, иллюстратор, издатель и гравёр времён барокко, соединившая великолепный художественный эстетизм и научные биологические цели.
Её подробные и красочные изображения – неоценимый вклад в развитие энтомологии.
* * * * *
Будучи маленькой девочкой, она поклялась умирающему отцу, что прославит фамилию не хуже сына-наследника; именно так в дальнейшем и получилось. Фактически образованием и воспитанием Марии Сибиллы занимался её отчим – голландский художник Марель, который заметил её рано проявившийся талант к рисованию и способствовал его развитию. Тему для своих работ девушка выбрала достаточно необычную – она с детства любила наблюдать за бабочками и другими насекомыми и зарисовывала все стадии их развития.
Художница в своих произведениях оставила совершенные изображения цветов, фруктов и животных. Работала также как книжный иллюстратор. После обучения живописи и гравюре у мастеров «цветочных» натюрмортов Я. Марелла и А. Миньона жила и рисовала вместе со своим мужем, немецким художником Иоганном Андреасом Графом в Нюрнберге и Амстердаме.
В нюренбергский период Мария Сибилла создала невыгорающие и водостойкие красители и в своей мастерской начала расписывать скатерти. Украшенные цветами, птицами, травами, деревьями изделия прекрасно смотрелись с обеих сторон ткани и, благодаря свойствам красок, не смывались при стирке и не выгорали на солнце.
В 1677 году по просьбам жительниц Нюрнберга научить их искусству вышивания Мария Сибилла издала в типографии отца альбом с собственными иллюстрациями – пособие цветочных узоров, «Книгу цветов» с раскрашенными ручным способом гравюрами цветов.
В ходе поездки в Суринам она наблюдала и описывала местную флору и фауну. За два года собрала богатую коллекцию насекомых, гусениц, бабочек, долгое время являвшуюся наиболее полным энтомологическим обозрением по Южной Америке.
В 1705 году издала книгу «Metamorphosis insectorum surinamensium», посвящённую суринамским насекомым.
Скончалась Анна-Мария Сибилла МЕРИАН 13 января 1717 года в Амстердаме (Нидерланды).
Изображение художницы было помещено на банкноту в 500 марок, имевшую хождение в ФРГ в период 1992-2002 годов, вплоть до введения в обращение в этой стране евро.
------------------------------------------—
Смотри подробнее «С любовью к цветам и насекомым: Анна-Мария-Сибилла Мериан» по ссылкам:
http://www.liveinternet.ru/users/4484205/post280616208/
http://home.wtal.de/hh/merian/suribuch/msdeu.htm
------------------------------------------—
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_2_апреля #М__
2 апреля
В 1840 году родился Эмиль ЗОЛЯ (в Париже), французский писатель, публицист и политический деятель, один из самых значительных представителей реализма второй половины XIX века, вождь и теоретик так называемого натуралистического движения.
Золя в своих произведениях дает очень полное и непосредственное жизненное раскрытие бытия мелкой буржуазии. Его отличает стремление поднять литературное «производство» на уровень научных знаний своего времени. Писатель всегда тяготел к тому, чтобы превращать свое творчество в орудие «реформирования», «улучшения» действительности.
* * * * *
Сын принявшего французское подданство итальянского инженера, детские и школьные годы Эмиль провел в Экс-ан-Провансе. Ему было неполные семь лет, когда отец скончался, оставив семью в бедственном положении. Детство и юность мальчика прошли в нищете, а когда Эмилю исполнилось 18 лет, он вместе с матерью перебрался в Париж.
Законченного образования он не получил, работал в небольших конторах, в парижском издательстве «Hachette». Познакомившись с художником-импрессионистом Полем Сезанном, будущий писатель снимал вместе с ним комнату. Друзья вели богемный образ жизни, познавая окружающую действительность во всех ее проявлениях.
В этот период Эмиль Золя увлекается журналистикой и одновременно в его голове складывается план большой серии романов, которые в будущем принесут ему мировую славу. Проработав около четырех лет в издательстве, он уволился в надежде обеспечить свое существование литературным трудом.
Примерно в 1868 году у него сформировался замысел серии романов, посвященных семье, судьба которой исследуется на протяжении четырех-пяти поколений. Разнообразие сюжетов давало возможность показать многие стороны французской жизни того периода. Первые книги серии не вызвали большого интереса, зато седьмой том, «Западня» (1877), снискал большой успех и принес Эмилю Золя как славу, так и богатство.
Последующие романы серии были встречены с громадным интересом – их с одинаковым усердием поносили и превозносили. Двадцать томов цикла «Ругон-Маккары. Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи» представляют собой главное литературное достижение Золя. Принципы и стиль изложения, сформированные писателем, стали основой натуралистической традиции во французской литературе XIX века.
Ко времени завершения цикла Золя пользовался всемирной известностью и, по общему мнению, был крупнейшим писателем Франции после Виктора Гюго.
Эмиль Золя стоял в центре литературной жизни Франции последнего тридцатилетия XIX века и был связан с крупнейшими писателями этого времени: «Обеды пяти» (1874) – с участием Г. Флобера, И. Тургенева, А. Доде и Э. Гонкура; «Меданские вечера» (1880) – знаменитый сборник, включавший произведения самого Золя, Ж.К. Гюисманса, Ги де Мопассана и др.
Скончался Эмиль ЗОЛЯ 29 сентября 1902 года в Париже, отравившись угарным газом, по официальной версии – из-за неисправности дымохода.
Его последние слова, обращенные к жене: «Мне плохо, голова раскалывается. Посмотри, и собака больная. Наверное, мы что-то съели. Ничего, все пройдет. Не надо никого тревожить...». Современники подозревали, что это могло быть убийство, но неопровержимых доказательств этой теории найти не удалось.
Похоронили писателя на кладбище Монмартр, но 4 июня 1908 года его прах был перемещён в Пантеон – усыпальницу выдающихся людей Франции.
----------------------------------------—
Смотри подробнее об Эмиле Золя и его творчестве по ссылкам:
http://allday1.com/index.php?newsid=255216
http://lib.ru/INPROZ/ZOLYA/zola01_1.txt
----------------------------------------—
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_2_апреля #З__
2 апреля
В 1891 году родился Макс ЭРНСТ (в городке Брюль, Рейнская провинция, Германская империя), немецкий, французский и американский живописец и скульптор, значимая фигура в мировом авангарде XX века, основатель «дадаизма», один из ведущих сюрреалистов и создателей техники коллажа.
* * * * *
Выходец из католической семьи учителя в школе и художника-любителя, он рано начал рисовать, получив первые уроки от отца. С самого детства Макс был очень впечатлительным и обладал богатым воображением. Проводя тогда много времени на природе, он впоследствии часто возвращался в своих работах к теме леса и флоры.
В период 1908-14 годов Макс Эрнст параллельно с занятиями живописью и литературой изучал философию, психологию и историю искусства в Боннском университете. В 1919 году в Кёльне он участвовал в создании группы «дадаистов» – приверженцев движения, возникшего тремя годами ранее в Цюрихе среди художников, писателей и критиков, разочарованных войной и стремящихся опровергнуть установленные общественные, моральные и художественные ценности.
В том же 1919 году художник создал свои первые коллажи. Для них он брал гравюры из научных изданий и старых каталогов, рекламные проспекты и плакаты, страницы популярных романов и т.п. Сюжет, изъятый из своего контекста и перенесенный в абсурдное окружение, превращался в сюрреалистический образ. Макс Эрнст делал целые серии таких работ.
В 1922 году он переехал в Париж, где жил до начала II-й мировой войны. Через 2 года присоединился к Андре Бретону и окружавшим его художникам и поэтам, вместе с которыми основал сюрреализм.
Приехав в 1941 году в США, Макс Эрнст сначала поселился в Нью-Йорке, а затем в Аризоне. Там он создал серию миниатюрных пейзажей Аризоны, некоторые из них были размером с почтовую марку; он назвал их «картинами-микробами». В 1948 году вышла его книга «За пределами живописи».
В 1950 году художник вернулся в Париж, где Музей современного искусства в 1959 году организовал ретроспективную выставку его работ. Такие же выставки прошли и в Нью-Йорке: в Музее современного искусства (1961), в Еврейском музее (1966) и в музее Соломона Гуггенхейма (1975).
Скончался Макс ЭРНСТ 1 апреля 1976 года в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез.
-----------------------------------------—
Смотри галерею работ Макса Эрнста по ссылке:
https://gallerix.ru/storeroom/862431337/
-----------------------------------------—
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_2_апреля #Э__
2 апреля
В 1916 году родился Олег Леонидович ЛУНДСТРЕМ (в Чите), советский и российский джазовый музыкант, композитор, дирижёр, аранжировщик, создатель и руководитель джазового оркестра. Народный артист России.
Оркестр Лундстрема стал самым «долгоиграющим» в мире, что зафиксировано в российской Книге рекордов Гиннеса.
* * * * *
Род Лунстремов присходит из Швеции – отец был инженером-путейцем и вместе с женой увлекался музыкой. После революции они оказались в Харбине, где глава семейства работал на Китайско-Восточной железной дороге и преподавал в местном политехническом институте.
В детстве Олег обучался игре на скрипке. После окончания коммерческого училища поступил в Харбинский политехнический институт. Среди студентов института было много любителей джазовой музыки.
В 1932 году он случайно купил пластинку с записью оркестра Дюка Эллингтона, которая произвела на Лундстрема неизгладимое впечатление. А через 2 года он основал русский джаз-оркестр в Харбине. В общем, небольшой коллектив друзей-единомышленников повторил путь самого Эллингтона – от небольшого любительского ансамбля до лучших танцзалов. Только Эллингтон покорял Америку, а Лундстрем – Харбин.
Переезд оркестра в 1936 году в Шанхай – огромный космополитический город, дал оркестрантам такую джазовую закалку, о которой советские музыканты не могли даже мечтать. Рассказывают, что именитый негритянский трубач Бак Клейтон, гастролировавший в 1930-е годы в Шанхае, вспомнил лундстремовцев через 60 лет – во время гастролей оркестра в США.
В 1947 году оркестр Лундстрема в полном составе приезжает в СССР. Музыкантам дают возможность обосноваться в Казани. Олег Лундстрем поступил и успешно окончил Казанскую консерваторию по классам композиции и дирижирования. Но вскоре джазисты попали под очередное постановление о борьбе с западным влиянием. Многие годы биг-бэнду Лундстрема пришлось существовать на полулегальных основаниях, и лишь в 1956 году он получил официальный статус, а Лундстрем стал художественным руководителем и главным дирижером эстрадного оркестра Росконцерта.
Многие годы Олег Лундстрем и его оркестр – неизменные участники крупных международных джазовых фестивалей: «Таллин-67», «Джаз Джембори-72» в Варшаве, «Прага-78» и «Прага-86», «София-86», «Джаз в Дюктауне-88» в Голландии, фестиваль искусств СССР и Индии в 1988 году, «Гренобль-90» во Франции, фестиваль памяти Эллингтона в Вашингтоне 1991 год, фестиваль биг-бэндов «Иматра-92» в Финляндии, ряд международных фестивалей, проводившихся в нашей стране.
Лундстрем – признанный в мире мэтр джаза, широко известны его композиции «Интерлюдия», «Мираж», «Расцветает сирень», «Экспромт» (Атом-буги), «Юмореска», «Песня без слов», «Этюд для оркестра», «Пролог», «Мы снова вместе», «Бухарский орнамент», «В горах Грузии», «Любви дороги», «Спидвей», «Легенда о Сююмбеки», «Наступил рассвет», а также камерно-инструментальные и вокальные циклы: симфоническая сюита на татарские темы, симфония до-минор, соната для виолончели с фортепиано, две пьесы для скрипки с фортепиано, вокальный цикл на стихи китайских поэтов, музыка к драматическим спектаклям.
Скончался Олег Леонидович Лундстрем 14 октября 2005 года в дачном поселке Валентиновка под Москвой. Похоронен на кладбище церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Образцово Щёлковского района Московской области.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_2_апреля #Л__
2 апреля
В 1805 году родился Ганс Христиан АНДЕРСЕН (в городе Оденсе на острове Фюн), выдающийся датский писатель и поэт, автор всемирно известных сказок «Принцесса на горошине», «Гадкий утенок», «Тень», «Новое платье короля», «Стойкий оловянный солдатик», «Оле Лукойе», «Снежная королева» и др.
* * * * *
Он был сыном бедного башмачника и прачки, все трое ютились в каморке, но несмотря ни на что жили дружно, отец часто гулял с ним, читал ему сказки и басни, мастерил игрушки. С малолетства будущий писатель проявлял склонность к мечтанию и сочинительству, часто устраивал домашние спектакли, вызывавшие смех.
В раннем детстве Ганс был замкнутым ребёнком, часто играл в свою любимую игру – кукольный театр. Это единственное своё занятие он сохранил и в юности. В 14 лет Андерсен поехал в Копенгаген, как он сам сказал: «Чтобы стать знаменитым!». Им двигала цель – устроиться на работу в театр, мотивируя это своей любовью к нему.
Ганс Христиан был долговязым подростком с удлинёнными и тонкими конечностями, шеей и таким же длинным носом, своего рода являлся жизненным аналогом Гадкого Утёнка. Но благодаря его приятному голосу и просьбам, он был принят в Королевский театр, где играл второстепенные роли. Когда началась возрастная ломка голоса, он был уволен.
Андерсен тем временем сочинил пьесу в 5-ти актах, но в постановке спектакля было отказано с формулировкой «ввиду полного отсутствия опыта у автора». Видя его желание, ему предложили учиться и ходатайствовали перед королём Дании Фредериком VI, который разрешил обучение в школе за счёт казны. Ученики были на 6 лет младше Ганса Христиана, впоследствии он вспоминал о годах учёбы в школе как о самой мрачной поре своей жизни. В 1827 году Андерсен завершил учёбу, но грамоты он так и не одолел.
В 1829 году его фантастический рассказ «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера» принёс писателю известность. Начиная с 1833 года, Андерсен пишет большое количество литературных произведений, в т.ч. прославившие его «Сказки».
В 1840-х годах Андерсен попытался вернуться на подмостки, но безуспешно. В то же время он подтвердил свой талант, издав сборник «Книга с картинками без картинок». Слава его «Сказок» росла, в Европе он уже был знаменитым и широко известным писателем, а впервые приехав в Англию в 1847 году, был удостоен триумфальной встречи.
В последующие годы Андерсен публикует романы и пьесы, тщетно пытаясь прославиться, как драматург и романист. В то же время он презирал свои сказки, принёсшие ему заслуженную славу, хотя и продолжал писать их. Последняя сказка им написана в Рождество 1872 года.
Скончался Ганс Христиан Андерсен 4 августа 1875 года в Копенгагене. На похоронах не было ни одного родственника. Зато пришли король с семьей, министры, послы иностранных держав, студенты и горожане. Корабли на рейде приспустили флаги. Вся Дания оплакивала своего великого соотечественника.
«В могилу наш король сошел, И некому занять его престол...» – такие стихи были напечатаны в траурном номере газеты «Отечество».
Датчане создали 2 музея Андерсена и установили ему 2 памятника – в Оденсе и Копенгагене. А еще статуя Русалочки сидит на морском камне и печально смотрит на проходящие корабли.
Еще одним памятником Андерсену стала Международная неделя детской книги, ежегодно проходящая в разных странах мира. «Книжкина неделя», как её называют в России, всегда открывается 2 апреля, в день рождения великого сказочника.
* * * * *
Андерсен стал национальным достоянием Дании и мировой знаменитостью в 40 с небольшим лет. Он дружил едва ли не со всеми выдающимися деятелями литературы и искусства в Европе, был желанным гостем во дворцах коронованных особ.
Писатель редко засиживался на одном месте и даже не заводил мебели, кроме кровати, изготовленной специально под его огромный рост.
Окруженный друзьями и знакомыми, тем не менее он был одинок. Мечты о личном счастье оказались несбывшейся «сказкой его жизни».
Юношеские влюбленности принесли Андерсену лишь горькие разочарования. Девушки, которые ему нравились, были из хороших семейств, и молодому поэту давали понять, что он им не пара. Впрочем, что за поэт-романтик без несчастной любви?
Однажды Андерсен познакомился со шведской певицей Йенни Линд и влюбился – она была очень хороша собой и талантлива не только как вокалистка, но и как актриса. Зная произведения Андерсена, Йенни охотно общалась с ним, хотя была почти вдвое моложе.
Она мечтала о тихой семейной жизни, но не в начале своей блестящей карьеры и не с Андерсеном, а потому предложила ему стать братом. Что ж, Андерсен принял этот подслащенный отказ и относился к ней «как нежный, любящий брат».
Не без самоиронии он описал эту ситуацию в сказке «Мотылек»: «Дружба – и больше ничего!» – отвечает мята на сватовство мотылька.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_2_апреля #А__
2 апреля
В 1928 году родился Серж ГЕНСБУР /наст. имя – Люсьен Иосифович Гинзбург/ (в Париже), французский поэт, композитор, автор и исполнитель песен, актёр и режиссёр.
Его запомнили, как великого поэта-бунтаря и музыканта-романтика, мастера эпатажа, способного в любой момент совершить сумасшедший поступок. Его любили и ненавидели, но в то же время не переставали восхищаться.
* * * * *
Отец Сержа был пианистом и композитором, мать – певицей. Семья перед революцией жила в Феодосии и покинула Россию в 1919 году; сначала переехав в Стамбул, затем в Париж.
В юности Гинзбург собирался стать художником и с 1947 года обучался живописи в Академии Монмартр. Одним из его педагогов был Фернан Леже. Впоследствии Гинзбург оставил живопись, и даже уничтожил большую часть своих картин.
После прохождения военной службы работал преподавателем в детском приюте. До начала артистической карьеры зарабатывал на жизнь игрой на фортепиано и гитаре в кабарэ.
В конце 1950-х годов он берет псевдоним Серж Генсбур, изменяя орфографию своей фамилии таким образом, чтобы французы произносили её не коверкая.
Творчество Сержа Генсбура – это постоянные эксперименты и использование новых стилей. Он начал с джаза и классического шансона, однако на протяжении жизни обращался к рок-н-роллу, фанку, регги и коммерческой музыке. Также он неоднократно использовал темы известных композиторов прошлого – Шопена, Брамса, Грига.
В 1965 году Генсбур прекратил давать концерты и целых 15 лет писал стихи и песни для других исполнителей. Их в разное время исполняли Брижит Бардо, Изабель Аджани, Джейн Биркин, Жюльетт Греко, Франс Галль и др.
Не выступая на публике, композитор продолжал записывать свои альбомы, которые постепенно приобрели популярность и успех.
Генсбур был разносторонне одаренным человеком. Он занимался не только музыкой и живописью, но и кино. С киноискусством Сержа познакомила Брижит Бардо, актриса и его давняя приятельница. За 30 лет он снялся в 44 фильмах, а также написал около 40 саундтреков к французским картинам.
Литературное наследие Сержа не настолько большое, как музыкальное, – он никогда не считал себя поэтом и постоянно открещивался от подобных утверждений. Ему принадлежит несколько поэтических сборников и роман «Евгений Соколов» (1980).
Скончался Серж Генсбур 2 марта 1991 года в Париже, похоронен на кладбище Монпарнас. Его могила является одной из самых посещаемых наряду с могилами Жан-Поль Сартра, Симоны де Бовуар и Шарля Бодлера.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_2_апреля #Г__
2 апреля
В 1904 году родился Серж ЛИФАРЬ /наст. имя – Сергей Михайлович Лифарь/ (в Киеве, Российская империя), балетный танцовщик, хореограф и балетмейстер, большую часть жизни работавший во Франции.
Основатель Парижского университета хореографии и Университета танца.
* * * * *
Многие критики пытались разгадать феномен Сержа Лифаря. То, что он стал танцовщиком экстра-мастером, можно назвать невероятным зигзагом судьбы. Ведь учиться танцевать он начал поздно, в 14 лет.
Определяющей в его судьбе стала встреча с Брониславой Нижинской, сестрой известного в то время танцовщика Вацлава Нижинского. Поначалу она дала Сержу убийственную характеристику, считая его «неперспективным», – упорные репетиции, тренинг, фантастическая влюбленность в балет дали свои прекрасные всходы.
В 1922 году практически без денег он добрался до Парижа, нашел антрепренера «Русских сезонов» Сергея Дягилева и, благодаря упорной работе над техникой и выразительностью танца, стал звездой «Русского балета».
Переломным в жизни Лифаря стал 1929 год. К тому времени российский балет за рубежом перенёс 3 крупных потрясения: умерли Анна Павлова и Сергей Дягилев, покинул сцену Нижинский. Именно тогда ярко вспыхнула звезда Сержа Лифаря.
Он возглавил балет Парижской оперы, совместив функции главного балетмейстера, хореографа и ведущего танцовщика, сумел создать талантливую труппу. Одной из вершин творчества мастера стал балет «Икар».
В 1939 году, несмотря на начало войны, Лифарь остаётся в Париже, возглавляет театр, создаёт свои лучшие спектакли, среди которых «Ромео и Джульетта», в котором сам исполнял главную партию, затем состоялась премьера ещё одной жемчужины Лифаря – «Сюиты в белом» – одной из первых попыток заинтересовать зрителей исключительно бессюжетным спектаклем.
Работа во время оккупации Парижа привела к резкому повороту в судьбе Лифаря: французское Движение Сопротивления обвинило его в коллаборационизме и приговорило к смертной казни. Лифарь покидает город и в 1944-47 годах возглавляет труппу «Новый балет Монте-Карло». После войны Национальный французский комитет по вопросам «чистки» отменил обвинение, и балетмейстер триумфально вернулся в родной театр.
В 1958 году Серж был уволен из театра. Он не верил, что это окончательно, долго боролся, но тщетно. Спасение Лифарь нашел в живописи, которой увлекался давно, а профессионально занялся после ухода из театра. Он дружил со многими художниками, среди которых были Пабло Пикассо, Жан Кокто, Кассандр, Марк Шагал. В 1972-75 годах выставки картин Лифаря проходили в Каннах, Париже, Монте-Карло, Венеции и пользовались большой популярностью. Хотя сам мастер достаточно сдержанно относился к своему увлечению. Он оставил после себя более сотни оригинальных картин и рисунков, в которых основной сюжет – балет, движения, драматургия танца.
Всего Лифарь поставил в «Гранд-Опера» более 200 балетных спектаклей, воспитал 11 звёзд балета. В 1947 году он основал в Париже Институт хореографии при Гранд-Опера, с 1955 года вёл курс истории и теории танца в Сорбонне, был ректором Университета танца, профессором Высшей школы музыки и почётным президентом Национального совета танца при ЮНЕСКО.
Лифарь еще при жизни был награжден многими наградами разных государств. Он является кавалером высших наград Франции – ордена Почетного легиона и ордена Литературы и искусства, обладателем высшей награды балета – «Золотой туфельки» и премии «Оскар», награжден Золотой медалью города Парижа.
Киев до конца жизни остался светлой мечтой Лифаря. После эмиграции он только однажды побывал в Киеве – в 1961 году, и это стало для него большим счастьем.
Скончался Серж Лифарь 15 декабря 1986 года в Лозанне, похоронен на кладбище Сент-Женевьев де Буа.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_2_апреля #Л__
2 апреля
В 1827 году родился Уильям Холман ХАНТ (в Лондоне), английский живописец, один из основателей Братства прерафаэлитов.
Будучи студентом Королевской академии художеств, Хант познакомился с Джоном Эвереттом Милле и Данте Габриэлем Россетти и вместе с ними основал «Братство прерафаэлитов» («Pre-Raphaelite Brotherhood»).
Поначалу картины Ханта не были особо популярны, но затем он приобретает известность. Проведя два года (1854-55) на Востоке, он написал одну из самых известных своих картин – «Светоч мира», которая возбудила в художественной критике горячие споры.
Холман Хант был единственным, кто до конца остался верен доктрине Братства прерафаэлитов и сохранил их живописные идеалы до самой смерти, однако, в конце концов, ему пришлось бросить живопись из-за всё ухудшающегося зрения, и последняя картина – «Леди из Шалотта» – была закончена помощником, Эдвардом Хьюзом.
Хант также является автором автобиографий «Прерафаэлитизм» и «Братство прерафаэлитов», цель которых – оставить точные сведения о происхождении Братства и его членах.
Скончался Уильям Холман Хант 7 сентября 1910 года в Соннинге-на-Темзе (графство Беркшир).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_2_апреля #Х__
2 апреля
В этот день 1833 года вышло в свет полное издание романа Александра Пушкина «Евгений Онегин».
В одну неделю пятитысячный тираж первого издания разошелся целиком. Для того времени это было сенсацией.
Работать над романом Пушкин начал 9 мая 1823 года. Последняя же точка была им поставлена в сентябре 1830 года в Болдино. Посчитав свой труд законченным, Пушкин сам произвел подсчет времени, потраченного на написание романа, – 7 лет 4 месяца и 17 дней.
***
Иллюстрации к роману "Евгений Онегин" Лидии Тимошенко.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_2_апреля