2 ноября
1809 года родилась княгиня Зинаида Ивановна ЮСУПОВА /урождённая Нарышкина/ (в Москве), фрейлина, русская аристократка, «светская львица», кавалерственная дама баварского Ордена Терезы.
Любительница необарокко, она оформила в этом затейливом стиле интерьеры дворца на Мойке и инициировала постройку таких зданий, как Литейный дом в Петербурге и Юсуповская дача в Царском Селе.
* * * * *
Из семьи камергера, Зинаида получила хорошее домашнее образование. Впоследствии княгиня Юсупова отличалась познаниями в поэзии и искусстве, именно она продолжила коллекцию картин, которую начали собирать предки её мужа.
Со своим будущим мужем князем Борисом Юсуповым 15-летняя фрейлина Зинаида познакомилась во время коронационных торжеств 1826 года. К этому времени ему уже исполнилось 30 лет, и он был вдовцом (в 1820 году скончалась при родах его первая жена). Юная Зинаида была одной из блистательных великосветских красавиц.
Князь Юсупов был вынужден приложить немало усилий, чтобы добиться расположения родителей Зинаиды. 11 октября 1826 года состоялось обручение.
Пышное бракосочетание состоялось 19 января 1827 года в Москве, но не совсем благополучно (жених забыл получить благословение отца; невеста уронила кольцо, которое закатилось так, что его не нашли и взяли другое). А.Я. Булгаков замечал, что «в церкви невеста была очень весела, а жених задумчив и нахмурен». Но уже вскоре молодая супруга разочаровалась в браке, сообщив отцу, что «ей очень скучно в Петербурге».
А.И. Тургенев, сравнивая её с «прикованным зефиром», отмечал, что «всё в ней ещё – поэзия. Только её муж напоминает презренную прозу».
В октябре 1827 года у супругов родился сын Николай. Вскоре Зинаида родила дочь, умершую при родах. После этого супруги фактически разорвали брачные отношения, позволив друг другу интриги на стороне. Согласно семейной легенде это произошло из-за родового проклятия Юсуповых, которого Зинаида Ивановна опасалась.
Современники отмечали природную красоту и ум княгини, она была одной из самых модных дам столицы. Юсупова «отличалась большою благосклонностью ко всем и вообще замечательною кротостью» и даже пользовалась вниманием императора Николая I.
В 1830 году у Зинаиды Ивановны начался роман с кавалергардом Николаем Андреевичем Жерве. Вскоре о романе становится известно и супругу. Спасая её от сплетен, Жерве покидает Петербург; во время экспедиции в Чечню он был ранен и через 2 месяца скончался.
Княгиню Юсупову очень любили и баловали при дворе и императрица и император, особенно до её несчастного падения из кареты (осенью 1834 года), которое сделало её хромой и лишило главного занятия и главной прелести – танцев.
После смерти в октябре 1849 года мужа она покинула Россию. В конце 1850-х годов во Франции княгиня познакомилась с капитаном Генштаба национальной гвардии Шарлем Оноре Шово, который был младше её на 20 лет. 7 мая 1861 года состоялось их венчание в домовой церкви особняка на Литейном в Санкт- Петербурге. В свадебное путешествие молодожёны отправились в Швейцарию. Российский двор был недоволен этим мезальянсом. И Зинаида Юсупова решила проблему, приобретя для мужа титул графа Шово и маркиза де Серр.
В 1889 году граф Шово скончался, завещав замок Кериоле, купленный в 1862 году Зинаидой Ивановной, своей сестре, и ей пришлось выкупать его за 1,5 млн. франков.
Последние годы Юсупова проживала в основном во Франции. В 1893 году она мечтала посетить родину, даже получила высочайшее соизволение, но…
Скончалась Зинаида Ивановна ЮСУПОВА 16 октября 1893 года в Париже. По её завещанию тело было перевезено в Россию и погребено в Троице-Сергиевой Пустыни на Петергофской дороге, в нижнем пределе храма Св. Сергия Радонежского, который был построен архитектором А. Горностаевым на средства княгини Юсуповой.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_2_ноября #Ю__
2 ноября
1868 года родился Ёкояма ТАЙКАН /настоящее имя – Сакаи Хидэмаро/, японский художник; его называют патриархом современного японского искусства.
Прожив 90 лет, Тайкан прошел большой и сложный путь развития, в котором, как в зеркале, отразились все изменения японского искусства после революции Мэдзи.
* * * * *
Он был одним из первых студентов созданной в 1887 году в Токио художественной школы (позже Токийский институт изящных искусств). Его учителем стал Хасимото Гахо – последний крупный художник школы Кано, от которого Ёкояма Тайкан заимствовал мастерство владения тушью.
Одновременно он находился под духовным руководством ведущего сторонника обновления традиционной живописи (периода Мэйдзи) Окакура Какудзо.
Тайкан работал в стиле западной живописи, но не масляной краской, а тушью, создав свой собственный стиль «моротай». С 1896 года художник преподавал в Академии дизайн.
В 1914 году он возрождает закрывшуюся Академию изящных искусств Японии. Ёкояма Тайкан был одним из первых награждён учреждённым в 1937 году японским орденом Культуры. Он также кавалер ордена Восходящего солнца 1-го класса. Член Императорской академии художеств с 1935 года.
И хотя стиль «моротай» просуществовал крайне недолго, он явился своеобразным стимулом в развитии современной японской живописи. Сам Тайкан, овладев в совершенстве западной манерой письма, тем не менее, предпочитал живопись черной тушью.
Скончался Ёкояма ТАЙКАН 26 февраля 1958 года в Токио.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_2_ноября #Т__
2 ноября
В 1931 году родился Жерар БАРРЭ /наст. имя – Жерар Марсель Луи Баррайе/ (в Тулузе), французский актёр театра и кино, музыкант.
Его лучшие роли в кинолентах: «Три мушкетера: Подвески королевы», «Открой глаза», «Сексуальная тварь». К середине 1960-х годов он стал признанной звездой фильмов «плаща и шпаги» – вторым после легендарного Жана Марэ.
* * * * *
В молодости он увлекался джазом, играл в регби, занимался боксом и фехтованием. Увлёкшись в 15 лет джазом, стал брать уроки игры на фортепиано и вместе с приятелями организовал квартет «Горячий монтобанский клуб».
По совету матери Жерар поступил на медицинский факультет университета в Тулузе. Заметив интерес будущего врача к театру, Камилл Рикар, профессор консерватории Тулузы, посоветовал ему ехать в Париж, дав рекомендательное письмо к одному из своих друзей, известному актёру Ноэлю Рокверу. В 1952 году, пройдя стажировку у Роквера, Баррэ поступает на курс Рене Симона.
В свободное от учёбы время он играл джаз в парижских клубах и кабаре, сочинял песни и исполнял их дуэтом с сокурсником Сержем Руссо, который писал тексты. На столичной сцене Жерар дебютировал в спектаклях «Веер леди Уиндермир» и «Дети Эдуара». Получив диплом актёра, он изменил фамилию на Баррэ и стал играть в одном из театров Парижа. Затем молодого актёра призвали на службу в армию: первый год Жерар служил адъютантом-водителем штабного офицера, второй год службы провёл в Алжире.
После армии Баррэ вернулся в Париж, где получил в театре Сары Бернар главную роль в спектакле по пьесе Жана Кокто «Двуглавый орёл». Вскоре он снялся в фильме «Капитан Фракасс» в роли герцога Валломбреза. Эти работы принесли актеру первый успех и обратили на него внимание братьев-продюсеров Шарля и Раймона Бордери. Они пригласили Жерара Баррэ сыграть в фильме режиссёра Бернара Бордери «Три мушкетера». После феноменального успеха картины он сыграл ещё одного отважного гасконца – шевалье де Пардайана – в фильмах того же режиссёра: «Шевалье де Пардайан» (1962) и «Смелей, Пардайан!» (1964).
Жерар Баррэ – автор повести «Герой любви» и нескольких рассказов. В 2010 года актёр награждён Орденом искусств и литературы.
В настоящее время проживает в Марбелье, курортном городке на юге Испании. Вместе с супругой в отеле «Пуэнте Романо» они открыли пиано-бар, где по вечерам жена пела, а он аккомпанировал ей за роялем. Жерар БАРРЭ увлекается лошадьми, автомобилями и джазом, устраивает выставки живописи, инвестирует в недвижимость, участвуя в бизнесе дочери.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_2_ноября #Б__
2 ноября
В 1935 году родился Михаил Спартакович ПЛЯЦКОВСКИЙ (в Енакиево, Донецкая область, УССР; ныне Украина), известный советский поэт-песенник, драматург. Лауреат премии Ленинского комсомола (1986).
Много песен им написано для детей: «Улыбка», «Вместе весело шагать», «Девчонка из квартиры 45» и др.
* * * * *
Окончил Литературный институт им. А.М. Горького в 1961 году. Еще в студенческие годы начал сочинять песни – и стихи, и мелодии.
Первая профессиональная песня «Марш космонавтов» была написана в 1961 году с С. Заславским.
Работал в творческом союзе с композиторами В. Шаинским, С. Туликовым, В. Добрыниным, Ю. Антоновым, Ю. Чичковым и др.
В 1960-70-е годы Михаил Пляцковский становится одним из ведущих поэтов-песенников. Как правило, работу с композитором поэт начинал, имея уже готовые стихи. Многие песни рождались в совместных поездках. Так в результате поездки с М. Фрадкиным на Север – «Морзянка», «Ищи меня по карте», «Увезу тебя я в тундру»; с Шаинским по БАМу – «Дорога железная», «Есть посёлок такой», «Сердце горячим останется».
Пляцковский автор нескольких поэтических сборников, музыкальных комедий «Бабий бунт» с Е. Птичкиным и «Не бей девчонок» с С. Заславским.
Скончался Михаил Спартакович ПЛЯЦКОВСКИЙ 26 января 1991 года в Москве, похоронен на Троекуровском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_2_ноября #П__
2 ноября
В 1878 году родился Антон Иванович МАНАСТЫРСКИЙ (в селе Завалов, Галиция, Австрийская империя), советский украинский художник, живописец и график. Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1953). Народный художник Украинской ССР (1957).
Писал пейзажи, бытовые сцены, портреты и иллюстрации, картины на исторические темы.
* * * * *
Выходец из семьи почтового чиновника, Антон с детства воспитывался в атмосфере духовности и любви к национальной культуре, особенно к народной песне. Начальное образование получил в школе в Станиславове, затем обучался в Львовской художественно-промышленной школе, Краковской академии изящных искусств.
Манастырский жил и работал во Львове. Родное Прикарпатье с его лесистыми горами и маленькими, но бурными водопадами, цветущими лугами и бедняцкими домиками гуцулов – основная тема художника, неисчерпаемый источник его творческого вдохновения.
В 1900 году прошла его первая выставка, устроенная «Товариществом по развитию русского искусства» – обществом украинской интеллигенции, пропагандировавшим народность в изобразительном искусстве. Член Союза художников СССР с 1940 года.
Художником был написан цикл картин по мотивам народных песен, в т.ч. полотна «Ой под рощей, рощей», «Ой одна, я одна», «Ой там, под горой», «Засвит встали казаки», «Ой ходила девушка каемочкой». Использование народно-песенных мотивов в творчестве является особой чертой живописца. В упомянутых композициях выражены изящная пластичность, художественный ритм, поэтичность.
Работал Антон Иванович и в портретном жанре, он является автором картин «Портрет матери», «Портрет тестя», «Портрет Тараса Григорьевича Шевченко», «Автопортрет», «Запорожец», «Пономарь» и другие.
Им были проиллюстрированы многочисленные книги. Много внимания и творческой энергии он посвятил графическим и живописным иллюстрациям к народным песням и дум, к произведениям своих любимых писателей – Т. Шевченко, И. Франко, А. Пушкина, И. Тургенева, Н. Гоголя.
В национальном заповеднике Древний Галич художник отреставрировал иконостас церкви Успения Пресвятой Богородицы.
Он оставил после себя более двух тысяч работ. Сегодня большая их часть находится в частных собраниях.
Скончался Антон Иванович МАНАСТЫРСКИЙ 15 мая 1969 года в Львове (Украинская ССР), похоронен в семейном склепе на Лычаковском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_2_ноября #М__
2 ноября
В 1843 году родился Марк Матвеевич АНТОКОЛЬСКИЙ /имя при рождении – Мордух Матысович Антокольский/ (в Вильно, Российская империя), знаменитый скульптор-реалист, академик, профессор скульптуры.
Он – первый скульптор-еврей, который благодаря своему выдающемуся таланту приобрел громкую известность и всемирную славу.
* * * * *
Страсть к рисованию у него проявилась с раннего детства – рисовал везде, где только мог: на столе, на стенах. Родители относились резко негативно к увлечению сына, но когда он подрос, его отдали (1859) в обучение к резчику по дереву.
О талантливом подмастерье узнала жена виленского генерал-губернатора – Анастасия Назимова, известная покровительница искусств. Благодаря её ходатайству будущего великого скульптора приняли в Академию художеств.
Свои работы из дерева и кости юноша показал профессору академии Н.С. Пименову. Они ему понравились, и с 1862 года Антокольскому было дозволено посещать вольнослушателем скульптурный класс. Пименов постоянно интересовался судьбой вольнослушателя, отмечая его быстрые успехи в лепке, и вскоре в Академии заговорили о способностях и трудолюбии Антокольского.
Формированию мировоззрения молодого скульптора, его художественных взглядов способствовали встречи с талантливыми и образованными людьми: И.Е. Репиным, К.А. Савицким, В.М. Васнецовым. Антокольский близко сошелся с членами Артели художников, возглавляемой И.Н. Крамским.
В 1864 году ему была присвоена серебряная медаль за горельеф «Еврей-портной», а в 1868 году – золотая за горельеф «Скупой». Чрезвычайно важным стало для Антокольского личное знакомство в 1869 году с В.В. Стасовым. В течение всей своей творческой жизни скульптор ощущал его доброту, чуткость и неизменную поддержку.
Во время учёбы в Академии Марк Антокольский увлёкся российской историей и литературой. И первой большой его работой стала статуя «Иван Грозный» (1870), за которую Совет Академии присудил студенту Антокольскому высшую награду – звание академика. Великая княгиня Мария Николаевна, покровительствовавшая Академии художеств, пришла в восторг от скульптуры и рассказала о работе молодого художника императору Александру II. Статуя произвела на царя огромное впечатление, и он приобрёл её для Эрмитажа за 8 тысяч рублей (по тем временам огромная сумма).
После окончания Академии в 1871 году Антокольский уезжает в Рим и Париж. В то время это была обычная для выпускников практика – считалось, что будущие скульпторы и живописцы должны окунуться в культурную атмосферу и увидеть работы классиков в оригинале.
В Риме Антокольский работал над статуей Петра I, задуманной ещё в России. Эту работу он выслал в Санкт-Петербург. Здесь скульптор встречался с В.Д. Поленовым, совершил вместе с ним увлекательное путешествие по итальянским городам. Подружился он и с семьей известного мецената Саввы Мамонтова, став активным участником «мамонтовского кружка».
В этот же период Антокольского избрали членом-корреспондентом Парижской академии.
В 1878 году он показал свои новые работы на Всемирной выставке в Париже, где получил её высшую награду и французский орден Почётного легиона. Вскоре его избрали почётным членом многих западноевропейских академий: Венской, Берлинской, Лондонской и др.
В 1889 году скульптор создаёт статую «Нестор-летописец», а через 2 года завершает ещё две работы: майолику «Ярослав Мудрый» и бронзовую статую «Ермак».
Антокольский 27 лет прожил вдали от родины, лишь изредка приезжая в Россию, но остался истинно русским художником, до конца своих дней сохранившим преданность отечеству. «Вся душа моя принадлежит той стране, где я родился и с которой свыкся. На севере сердце мое бьется сильнее. Я глубже там дышу и более чуток ко всему, что там происходит. Вот почему, что бы я ни сделал, будет всегда результатом тех задушевных впечатлений, которыми матушка-Русь вскормила меня», – писал он В.В. Стасову.
Скончался Марк Матвеевич Антокольский 9 июля 1902 года во Франкфурте-на-Майне, похоронен в Петербурге на Преображенском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_2_ноября #А__
2 ноября
В 1906 году родился Лукино ВИСКОНТИ (в Милане), выдающийся итальянский режиссёр оперного и драматического театра и кино, один из основоположников неореализма.
Представитель одной из ветвей аристократического рода Висконти. Его полное имя и титул звучат так: дон Лукино Висконти ди Модроне, граф Лонате Поццоло, синьор ди Корджело, консиньор ди Сомма, Кренна и Аньяделло, миланский патриций.
* * * * *
С юности он увлёкся оперой и полюбил лошадей. Его отец носил титул герцога, владел замком в Ломбардии, честно служил Савойской династии, покровительствовал театру «Ла Скала».
В конце 1930-х годов Лукино уехал в Париж, где и начал работать в кинематографе. Познакомившись с режиссёром Жаном Ренуаром, он стал его ассистентом.
Пройдя школу кинематографического мастерства во Франции, Лукино Висконти возвратился в Италию.
В годы II-й мировой войны он сблизился с итальянскими коммунистами, помогал Сопротивлению, укрывал в своем доме людей, преследуемых фашистами, помогал солдатам союзнических армий бежать из немецкого плена. В Риме был арестован гестаповцами по подозрению к организации антифашистского заговора и чудом избежал расстрела.
В 1942 году Висконти на собственные средства и средства компартии Италии, снял свой первый полнометражный фильм «Одержимость» по роману Джеймса М. Кейна «Почтальон всегда звонит дважды».
В послевоенные годы он организует первый режиссерский театр «Элизео» и вместе с Джорджо Стрелером становится основоположником режиссерского театра в стране. Его постановки отличались непривычной реалистичностью происходящего. Такую характерную черту Висконти переносит и в кино. Фильм «Земля дрожит» в августе 1948 года был представлен на Венецианском кинофестивале и поразил всех сочетанием правдивости и лиричного достоинства.
В последующие годы Висконти сочетает работу в театре и кино. В театре «Ла Скала» режиссер ставит «Весталку» Спонтини (1954) и «Травиату» (1955) с участием Марии Каллас. Снимает фильмы «Чувство» (1954), «Рокко и его братья» (1960) с участием Алена Делона.
Среди известных работ в кино – такие фильмы, как «Туманные звезды Большой Медведицы», «Гибель богов», «Людвиг», «Смерть в Венеции» и многие другие.
Скончался Лукино Висконти 17 марта 1976 года в Риме.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_2_ноября #В__
2 ноября
В 1699 году родился Жан Батист Симеон ШАРДЕН (в Париже), французский живописец, один из известнейших художников XVIII столетия и один из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи.
Дидро сравнивал его мастерство с колдовством: «О, Шарден, это не белая, красная и черная краски, которые ты растираешь на своей палитре, но сама сущность предметов; ты берешь воздух и свет на кончик своей кисти и накладываешь их на холст!»
В своём творчестве художник сознательно избегал торжественных и пасторально-мифологических сюжетов, свойственных искусству его времени. Основным предметом его натюрмортов и жанровых сцен, целиком основанных на натурных наблюдениях и являвшихся, по сути, скрытыми портретами, была повседневная домашняя жизнь людей, переданная в спокойной, задушевной и правдивой манере.
Шарден ознаменовал собой расцвет реализма в XVIII веке, продолжил традиции голландских и фламандских мастеров натюрморта и бытового жанра XVII века, обогатив эту традицию и внеся в своё творчество оттенок изящества и естественности.
* * * * *
Ученик Ноэля Куапеля, Шарден всю жизнь провёл в парижском квартале Сен-Жермен-де-Пре. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. Помогая Куапелю исполнять аксессуары в его картинах, приобрёл необычайное искусство изображать всякого рода неодушевленные предметы и решился посвятить себя исключительно их воспроизведению.
Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Впервые же он выставил несколько своих работ на выставке молодых художников в 1728 году. Картины «Скат» и «Буфет» имели огромный успех и открыли перед Шарденом двери в Королевскую академию, куда он был принят в качестве «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов».
На 1730-40-е годы приходится период расцвета творчества художника. Оставаясь верным своему стилю, Шарден вдохновлялся искусством голландских мастеров жанровой живописи, картинами Давида Тенирса и Герарда Доу.
Он создает лучшие жанровые композиции, впервые во французском искусстве отобразившие совершенно новый мир – жизнь третьего сословия: «Дама, запечатывающая письмо», «Карточный домик», «Женщина, чистящая овощи», «Прачка», «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка», «Гувернантка», «Трудолюбивая мать», «Молитва перед обедом». С 1737 года Шарден становится постоянным участником парижских Салонов.
Натюрморт был любимым жанром Шардена. Своим творчеством художник утвердил его во французском искусстве как самостоятельный вид живописи. Обычно набор предметов в натюрмортах Шардена невелик, но художник глубоко продумывает их сочетание и расположение, тонко выявляет их связь с человеком, который ими пользуется. «Натюрморт с атрибутами искусства» в какой-то мере «автобиографичен»: на длинном столе изображены вещи, связанные с трудом художника.
Умение краской передать материальность каждой вещи вызывало восхищение Дидро, особенно, по его словам, когда художник заставляет ощутить движение соков под кожицей плода.
В результате интриг со стороны недругов здоровье художника было подорвано. Тяжелым ударом для него явилось и внезапное исчезновение сына в 1774 году.
Несмотря на преклонный возраст и болезнь, он продолжал работать, но материальное положение становилось катастрофическим. Мастер вынужден был продать свой дом. Отказавшись от казначейских дел в Академии, он решил остаток сил отдать живописи. Художник пишет в технике пастели два замечательных портрета – «Автопортрет с зеленым козырьком» и «Портрет жены» (оба – 1775 год).
Скончался Жан Батист Симеон Шарден 6 декабря 1779 года в Париже.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_2_ноября #Ш__
2 ноября
В 1815 году родился Джордж БУЛЬ (в Линкольне, графство Линкольншир), английский математик и логик, основоположник математической логики, профессор математики.
На математические темы им были созданы два систематических трактата: «Трактат о дифференциальных уравнениях» (1859) и задуманный как его продолжение «Трактат о конечных разностях» (1860). Эти труды внесли важный вклад в соответствующие разделы математики и в то же время продемонстрировали глубокое понимание Булем философии своего предмета.
Он – отец ставшей популярной на литературном поприще Этель Лилиан Войнич, которая является автором широко известного романа «Овод».
* * * * *
Он вырос в семье небогатого ремесленника, увлечённого наукой. Отец, интересуясь математикой и логикой, дал первые уроки своему сыну, но денег на дальнейшую учебу сына у него не было.
К тому же Джордж не сумел обнаружить рано свои выдающиеся таланты в точных науках, и его первым увлечением стали классические авторы. Лишь к 17 годам Буль дошёл до высшей математики, продвигаясь медленно из-за отсутствия действенной помощи.
Он окончил только начальную школу, а остальное образование получал самостоятельно, изучая математические работы Ньютона и Лагранжа.
В юности Джордж Буль работал учителем в частной школе. С преподаванием была связана вся его жизнь – и научная, и личная. В 1849 году он стал профессором математики в ирландском Королевском колледже Корка (ныне Университетский колледж Корк), где преподавал до конца жизни, а через год женился на увлеченной, как и он, наукой учительнице Мэри Эверест, племяннице знаменитого географа Джорджа Эвереста.
Четыре их дочери снискали известность как учёные (геометр Алисия, химик Люси), или члены учёных семей (Мэри, жена математика и писателя Ч.Г. Хинтона, и Маргарет, мать математика Дж. И. Тейлора). Но наибольшую популярность получила его младшая дочь на литературном поприще. Имя Этель Лилиан Войнич, автора романа «Овод», до сих пор на слуху.
Джорджа Буля считают основоположником математической логики. Его монографии «Математический анализ логики», «Исследование законов мышления» стали классическими.
И сейчас в современной алгебре есть такие понятия, как «булевы кольца», «булев разброс», «булево разложение», «булева регулярная точка ядра».
Скончался Джордж Буль 8 декабря 1864 года в Баллинтемпле (графство Корк, Ирландия).
* * * * *
Буль был, вероятно, первым после Джона Валлиса математиком, обратившимся к логической проблематике. Идеи применения символического метода к логике впервые высказаны им в статье «Математический анализ логики» (1847). Не удовлетворённый полученными в ней результатами, Буль высказывал пожелание, чтобы о его взглядах судили по обширному трактату «Исследование законов мышления, на которых основываются математические теории логики и вероятностей» (1854).
Джордж Буль не считал логику разделом математики, но находил глубокую аналогию между символическим методом алгебры и символическим методом представления логических форм и силлогизмов.
Единицей Буль обозначал универсум мыслимых объектов, буквенными символами – выборки из него, связанные с обычными прилагательными и существительными (так, если x="рогатые", а y="овцы", последовательный выбор x и y из единицы даст класс рогатых овец).
Буль показал, что символика такого рода подчиняется тем же законам, что и алгебраическая, из чего следовало, что их можно складывать, вычитать, умножать и даже делить. В такой символике высказывания могут быть сведены к форме уравнений, а заключение из двух посылок силлогизма – получено путём исключения среднего термина по обычным алгебраическим правилам.
Ещё более оригинальной и примечательной была часть его системы, представленной в «Законах мышления…», образующая общий символический метод логического вывода. Буль показал, как из любого числа высказываний, включающих любое число терминов, вывести любое заключение, следующее из этих высказываний, путём чисто символических манипуляций.
Вторая часть «Законов мышления…» содержит аналогичную попытку обнаружить общий метод в исчислении вероятностей, позволяющий из заданных вероятностей совокупности событий определить вероятность любого другого события, логически связанного с ними.
Профессор Игорь Огирко на основе теории Буля создал теорию относительности в логике.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_2_ноября #Б__