31 мая
1862 года родился Михаил Васильевич НЕСТЕРОВ (в Уфе), русский и советский художник-живописец. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Лауреат Государственной премии.
* * * * *
Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) у В. Перова, А. Саврасова и И. Прянишникова, входил в Товарищество передвижных выставок.
В начале творческого пути Михаил Нестеров искал свою индивидуальную манеру в бытовом жанре («Экзамен в сельской школе», «Знаток»), исторической картине («Шутовской кафтан», «Избрание Михаила Федоровича на царство») и портрете («Портрет М.И. Нестеровой»).
На рубеже XIX-XX веков художник увлекается религиозной тематикой, в которой его привлекали духовность, согласие с природой, красота обрядов, аскетическая строгость монашества. Лучшие произведения этого цикла – «Видение отроку Варфоломею», «Пустынник», «Под благовест», «Великий постриг» и др.
Занимался он и церковными росписями. В 1890 году В. Васнецов, возглавлявший работы по оформлению Владимирского собора в Киеве, поручает Нестерову исполнить запрестольный образ собора «Рождество Христово». После этого следует заказ на мозаики для храма 1 марта (храм Спаса на крови) в Петербурге, на росписи Марфо-Мариинской обители в Москве и храма Александра Невского в Абастумане (здесь Нестеров выполняет большинство работ и руководит оформлением: в ГРМ хранится более 50 эскизов орнаментов).
В существовавшем в начале века размежевании художников по различного вида творческим корпорациям место Нестерова оказалось в «Союзе русских художников» (он был членом-учредителем этого объединения). С московскими художниками, составившими ядро «Союза», его роднят тонкий лиризм, поэтичность мироощущения, интерес к пейзажу.
В советское время творчество Нестерова обретает новую эмоциональную активность. Он выбирает портрет. В самом выборе портретных моделей виден интерес художника к творческой личности, «пойманной» в порыве созидательного вдохновения.
Скончался Михаил Васильевич НЕСТЕРОВ 18 октября 1942 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
31 мая
В 1832 году родилась Мария Александровна ПУШКИНА /в замужестве – Гартунг/ (в Санкт-Петербурге), старшая дочь Александра Сергеевича Пушкина и Натальи Николаевны Пушкиной, урождённой Гончаровой.
* * * * *
Получила домашнее образование. В 9 лет она свободно говорила, писала и читала по-немецки и французски. Позднее училась в привилегированном Екатерининском институте.
Влияние матери было основополагающим. Все кто встречался с Марией Александровной отмечали необыкновенную изысканность ее манер, остроумие и великолепное знание русского и французского языка. Она была приветлива и проста в общении, необыкновенно красива: «редкостная красота матери смешивалась в ней с экзотизмом отца, хотя черты ее лица, может быть, были несколько крупны для женщины». Бросались в глаза ее всегдашнее спокойствие и необыкновенная привязанность к матери, выраженная в трогательной ласковой заботе о ней.
Закончив к 20-ти годам курс домашнего образования и едва начав выезжать в свет, она в 1852 году была высочайше пожалована во фрейлины и состояла при Государыне Марии Александровне, жене Императора Александра II. Посещала вечера, балы и приемы. На нее обращали внимание многие, жаждали быть представленными ей, но замуж Мария Александровна вышла поздно, в 28 лет, за генерал-майора Леонида Гартунга, управляющего Императорскими конными заводами в Туле и Москве, человека глубоко порядочного и благородного. У Леонида Николаевича было имение под Тулой (с. Прилепы), туда и уехали жить супруги Гартунг вскоре после венчания.
Их гостеприимный щедрый дом, где часто устраивались музыкальные вечера и «чайные балы», становится известен в округе, чета Гартунгов окружена всеобщим вниманием и уважением.
На одном из губернских балов в 1861 году в Туле с Марией Александровной знакомится граф и писатель Лев Николаевич Толстой. Дочь поэта настолько поразила творческое воображение Толстого, что он отобразил ее внешние черты в облике любимой героини своего знаменитого «семейного романа» – Анне Карениной.
Судьба и жизнь Марии Александровны в дальнейшем складывалась не менее трагично, чем у героини Толстого (самоубийство ее мужа, опутанного интригами бесчестных людей и отданного под суд).
После смерти мужа, Мария Александровна осталась практически без средств к существованию, но не унывала. Подолгу гостила у своих сводных сестер Ланских – Софьи и Елизаветы. Помогала воспитывать племянников овдовевшему старшему брату Александру. Несколько лет прожила в его большой и дружной семье (у Александра Пушкина-младшего было 11 детей!).
Она всегда была весела, остроумна, любила общество молодежи и детей. Не переносила старушечьих сплетен и пересудов. Когда ей становилось особенно грустно, садилась за фортепиано.
В Москве Мария Александровна была почетным попечителем и председателем первой Общественной библиотеки имени Пушкина. Ее часто приглашали на всевозможные торжества, посвященные Пушкину, и на скромные литературные вечера, где пили чай и читали стихи поэты, зачастую неизвестные публике. Приглашения на такие вечера она предпочитала всем остальным.
Скончалась Мария Александровна ПУШКИНА 7 марта 1919 года в Москве, так и не успев получить свою новую персональную пенсию и пособие в 2400 рублей, что назначил ей Нарком просвещения нового правительства России А.В. Луначарский. Похоронена на новом Донском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_31_мая #П__
31 мая
В 1925 году родился Ярослав Николаевич МАНУХИН (в Москве), талантливый современный художник-график, книжный иллюстратор.
Сфера его деятельности – живопись, станковая и книжная графика, киноплакат.
* * * * *
Детство провел в районе Сокольников. Его заметил и выделил из ряда талантливых ребят учитель рисования и черчения Н. Синицын. После четвертого класса продолжил учебу в известной на всю Москву средней художественной школе (директор Каренберг).
Поступил в Московское художественное училище «Памяти 1905 года». В 1953 году окончил Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова (факультет живописи, мастерская профессора Д.К. Мочальского), был персональным стипендиатом. С этого же года преподавал рисунок в выпускных классах МСХШ. Член Союза художников с 1956 года.
Среди работ — станковая гравюра (портреты, серии на темы сказок, былин, басен и пр.), иллюстрации к детским книгам (более 50 названий), киноплакаты, живопись, анималистический жанр.
Ярослав Манухин известен как мастер киноплаката. Работал 15 лет на фабрике «Рекламфильм» с Дмитрием Краснопевцевым.
К своему творчеству художник относился очень критически. Он мог взять и выбросить отличные рисунки. Находились люди, которые забирали этот "хлам", сегодня составивший "золотой фонд" многих частных коллекций.
Работы Ярослава Николаевича Манухина находятся в ГТГ, Русском музее, Музее изобразительных искусств, в музеях Киева и многих городов Европы и Азии, а так же в частных коллекциях в России и за рубежом.
Награжден несколькими дипломами и премиями.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_31_мая #М__
31 мая
В 1802 году родился Цезарь ПУНИ /урождённый Чезаре Пуньи/ (в Генуе), итальянский композитор, работавший в театрах Милана, Парижа, Лондона и Санкт-Петербурга. Автор 312 балетов, 10 опер, 40 месс, а также симфоний, кантат и других сочинений.
* * * * *
В 1822 году окончил Миланскую консерваторию по классу композиции, работал в театре «Ла Скала», где были поставлены такие его балеты, как «Осада Кале», «Агамемнон», «Аделаида Французская», «Макбет».
С 1834 года работал в Париже, в период 1843-50 годов — в Лондоне, в качестве композитора балетной музыки при Королевском театре в Хеймаркете. Им были поставлены такие балеты, как «Аврора», «Ундина», «Эсмеральда, «Маркитантка», «Розида, или Сиракузские рудокопы», «Катарина, дочь разбойника», «Метаморфозы». В этот период ряд его балетов был поставлен в Париже и в Санкт-Петербурге.
Пуни сотрудничал с хореографами Жюлем Перро, Артуром Сен-Леоном, Полем Тальони, которые создавали свои балеты специально для таких звёзд того времени, как Карлотта Гризи, Мария Тальони, Фанни Черрито, Фанни Эльслер, Люсиль Гран.
Начиная с 1851 года, Цезарь Пуни — композитор балетной музыки при петербургских императорских театрах. Здесь он сотрудничал с Артуром Сен-Леоном и Мариусом Петипа. В петербургском Большом театре были поставлены его балеты «Война женщин», «Армида», «Парижский рынок», «Дочь фараона», «Сирота Теолинда», «Метеора», «Севильская жемчужина», «Царь Кандавл» и др.
В 1864 году композитор в сотрудничестве с Сен-Леоном создал первый балет на русскую национальную тему — «Конёк-Горбунок» по сказке П.П. Ершова, где использовал популярные русские мелодии.
Скончался Цезарь Пуни 26 января 1870 года, похоронен Санкт-Петербурге на Выборгском римско-католическом кладбище.
Некоторые балеты композитора до сих присутствуют в репертуаре балетных театров. Так, балетмейстером Пьером Лакоттом были заново поставлены «Дочь фараона» (Большой театр, 2000) и «Ундина» (Мариинский театр, 2006).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_31_мая #П__
31 мая
В 1908 году родился Ян Борисович ФРИД /настоящее имя – Яков Борухович Фридланд/ (в Красноярске), советский российский режиссёр и сценарист. Крупнейший представитель советской музыкальной комедии 1950-80-х годов.
* * * * *
Окончил режиссёрский факультет Ленинградского театрального института, а в 1938 году – Киноакадемию при ВГИКе, где его наставником был Сергей Эйзенштейн.
Работать начал на киностудии «Ленфильм», где дебютировал с короткометражным фильмом по рассказу А.П. Чехова «Хирургия». Затем он поставил детскую приключенческую ленту «Патриот». В начале 1950-х годов Ян Фрид снимал документальные фильмы.
В 1953 году поставил фильм-спектакль «Любовь Яровая», затем экранизировал «Двенадцатую ночь» У. Шекспира с блистательным актёрским составом (Михаил Яншин, Клара Лучко, Алла Ларионова, Василий Меркурьев, Георгий Вицин, Бруно Фрейндлих).
В дальнейшем режиссёр снимал картины различных жанров, но с начала 1970-х годов специализировался в жанре музыкального кино, поставив фильм «Прощание с Петербургом» о пребывании в России Иоганна Штрауса-сына.
Широкое признание ожидало Яна Фрида после выхода на телеэкраны ленты «Собака на сене» (1977), снятой им по пьесе Лопе де Веги, с Михаилом Боярским и Маргаритой Тереховой в главных ролях.
Большой успех получили его фильмы: «Летучая мышь» (по оперетте И. Штрауса, 1979) с Юрием и Виталием Соломиными, Людмилой Максаковой; «Сильва» (по оперетте И. Кальмана, 1980) с Иваром Калниньшом; «Благочестивая Марта» (по Тирсо де Молина, 1980) с Маргаритой Тереховой и Эммануилом Виторганом; «Дон Сезар де Базан» с Анной Самохиной, Михаилом Боярским и Юрием Богатырёвым. Кроме упомянутых режиссер поставил фильмы «Дорога правды», «Чужая беда», «Зеленая карета», «Вольный ветер», «Тартюф».
В 1932-62 годах Фрид преподавал в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кино; с 1970 года был профессором Ленинградской консерватории.
В 1994 году переехал на постоянное жительство в Германию.
Скончался Ян Борисович Фрид 19 декабря 2003 года в Штутгарте.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_31_мая #Ф__
31 мая
В 1930 году родился Клинт ИСТВУД /имя при рождении – Клинтон Иствуд-младший/ (в Сан-Франциско), американский киноактёр и кинорежиссёр.
Обладатель пяти наград от Американской киноакадемии: четырёх премий «Оскар» в номинациях «Лучший режиссёр» и «Лучший фильм года», а также «Награды имени Ирвинга Тальберга» за продюсерский вклад в киноискусство и Национальной медали США в области искусств.
* * * * *
Выходец из семьи рабочего, он образование получил в Оклендской технической школе. По окончании собирался поступать на музыкальное отделение в университете, но был призван в армию. По возвращении, он поступил на экономическое отделение Лос-Анджелесского университета.
Во время обучения Иствуд активно интересуется актёрским ремеслом, участвует в постановках самодеятельных коллективов. Рассчитывая на фактурные данные, начинает ходить на кастинги в надежде заключить контракт с кинокомпанией.
Фортуна улыбнулась молодому актёру, он подписывает 7-летний контракт с «Universal», по которому должен сниматься во всех предлагаемых студией ролях. Правда продолжалось это сотрудничество в течение полутора лет, после чего кинокомпания рассталась с ним.
По собственной инициативе он занимался тем, чем занимались все начинающие актёры: посещал актёрские курсы, ходил на пробы и в спортзал.
В дальнейшем он оказался востребован в качестве положительного героя вестернов. Однако настоящую известность ему принесло сотрудничество с Серджо Леоне.
В период 1960-80-х годов Клинт Иствуд был в числе наиболее крупных звёзд Голливуда, создавая образ немногословного героя боевиков и вестернов. В 1968 году основал киностудию «Мальпасо» («Malpaso Company»). В настоящее время Клинт Иствуд является авторитетным режиссёром, с 1993 года он снимается в тех фильмах, которые сам и режиссирует.
Актер – командор ордена Почётного легиона 3-й степени, высшей государственной награды Франции.
В 2012 году состоялся выход фильма «Кручёный мяч» режиссёра Роберта Лоренца, в котором Иствуд сыграл главную роль (Лоренц неоднократно продюсировал фильмы Иствуда в последние годы, а также помогал Клинту в качестве ассистента режиссёра).
Невзирая на сцены курения в некоторых картинах, в реальной жизни Иствуд не курит с юных лет. Клинт Иствуд – сертифицированный пилот: во избежание пробок актёр порой добирается на съёмки на собственном вертолёте.
Он много раз получал престижнейшие награды за свои фильмы и как режиссер, и как актер одновременно.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_31_мая #И__
31 мая
В 1535 году родился Алессандро АЛЛОРИ (во Флоренции), итальянский (флорентийский) живописец, ученик и приемный сын А. Бронзино, один из самых плодовитых и активных живописцев своего времени. Яркий представитель маньеризма.
Живопись художника, на картинах которого изображены обнаженные мифологические герои в различных сложных и невероятных позах, типичная для флорентийского маньеризма последней четверти XVI века, влияла на художественный стиль в Тоскане в течение почти 50 лет после смерти живописца.
Аллори был одним из последних известных живописцев маньеризма, период которого закончился вместе с его смертью.
* * * * *
Его отец, оружейный мастер, умер, когда Алессандро было только 5 лет. Друг семьи живописец Аньоло Бронзино стал опекуном будущего художника. Аллори был любимым его учеником и в большом множестве исторических хроник Бронзино упоминается как дядя Аллори. Алессандро позже нередко включал фамилию Бронзино в свою собственную.
Как художник Аллори был весьма даровитым. Но посещение Рима в молодые годы и знакомство с фресками и картинами Микеланджело добавило к изысканной манере живописи Аллори несомненное влияние великого мастера.
Когда художник возвратился на родину во Флоренцию, то вскоре стал одним из основных живописцев для правящей семьи Флоренции, Медичи.
Влияние маньеризма особенно заметно в его религиозных картинах, условных и жестких по рисунку и резких по колориту. Талант Алессандро Аллори ярче выказывается в его прекрасных, старательно исполненных портретах.
Важнейшие из его произведений: «Крещение Господне», «Жертвоприношение Исаака», портреты Джулиано Медичи, Бьянки Капелло, самого художника (все пять в галерее Уффици, во Флоренции), портрет кардинала Фердинандо Медичи (в Палаццо Питти, там же), «Рождество Богородицы» (в церкви Сантиссима Аннунциата, там же), «Христос у Марфы и Марии» (в Венском музее), «Вирсавия в купальне» и портрет молодого человека (в Эрмитаже).
На протяжении долгой творческой жизни у Алессандро Аллори было много сотрудников и студентов, но его вклад во флорентийское искусство не закончился этим, поскольку художник был отцом живописца Кристофано Аллори (1577-1621).
Скончался Алессандро Аллори 22 сентября 1607 года во Флоренции.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_31_мая #А__
31 мая
В 1892 году родился Константин Георгиевич ПАУСТОВСКИЙ (в Москве), русский советский писатель, классик отечественной литературы. Член Союза писателей СССР.
Современные читатели знают такую грань его творчества, как повести и рассказы о природе для детской аудитории.
«Удивительно, но Паустовский ухитрился прожить время безумного восхваления Сталина и ни слова не написать о вожде всех времён и народов. Ухитрился не вступить в партию, не подписать ни единого письма или обращения, клеймящего кого-нибудь. Он изо всех сил пытался остаться и поэтому остался самим собой» (В.И. Дружбинский).
* * * * *
В 1898 году семья Паустовских оседает в Киеве. Себя писатель называл «киевлянином по душе», с этим городом были связаны многие годы его биографии, в Киеве он состоялся как литератор. Местом учебы Константина была 1-я киевская классическая гимназия. Будучи учеником последнего класса, он написал свой первый рассказ.
В 1911 году Паустовский – студент историко-филологического факультета Киевского университета, затем он перевелся в Московский университет, но учеба была прервана I-й мировой войной.
После революции он много ездил по стране. В гражданскую войну писатель оказался на Украине, где его призвали служить в петлюровскую, а затем в Красную армию. Впоследствии Паустовский на протяжении 2 лет жил в Одессе, работая в редакции газеты «Моряк». Оттуда, увлекаемый жаждой дальних странствий, он отправился на Кавказ, жил в Батуми, Сухуми, Ереване, Баку.
Возвращение в Москву состоялось в 1923 году. Здесь он работал редактором РОСТА, а в 1928 году вышел его первый сборник рассказов. В этом же году он написал первый роман – «Блистающие облака».
В 1932 году выходит его повесть «Кара-Бугаз», ставшая переломной. Она делает писателя известным, кроме того, с этого момента Паустовский решает стать профессиональным писателем и оставляет работу.
Во время Великой Отечественной войны Константин Георгиевич работал военным корреспондентом, не оставляя занятий литературой. В 1950-е годы местом жительства Паустовского были Москва и Таруса на Оке.
Послевоенные годы его творческого пути ознаменованы обращением к теме писательского труда. На протяжении 1945-63 годов Паустовский работал над автобиографической «Повестью о жизни», и эти 6 книг были главным произведением всей его жизни.
В середине 1950-х годов Константин Георгиевич становится писателем с мировым именем, признание его таланта выходит за границы родной страны. Писатель получает возможность отправиться в путешествие по всему континенту, и он с удовольствием ею пользуется, съездив в Польшу, Турцию, Болгарию, Чехословакию, Швецию, Грецию и др. В 1965 году длительно проживал на острове Капри. В этом же году он был номинантом на получение Нобелевской премии по литературе, но в итоге ею был удостоен М. Шолохов.
Скончался Константин Георгиевич Паустовский 14 июля 1968 года в Москве. По завещанию похоронен на местном кладбище Тарусы.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_31_мая #П__
31 мая
В этот день 1578 года итальянский археолог Антонио Босио обнаружил в Риме древние христианские катакомбы.
Римские катакомбы – это, по сути, удивительная история о том, как развивалась новая религия, под названием христианство. Подземные лабиринты свидетельствуют о том, как христиан притесняли, изгоняли из городов, вынуждая их прятаться под землей, где они могли чувствовать себя в безопасности, при совершении своих обрядов.
Особенно сильны были гонения христиан во времена правления императора Нерона (37-68 год н.э.). Чтобы отпугнуть людей от новой религии, христиан выявленных в Риме, выводили на арену Колизея и травили дикими животными. Понадобилось 300 лет на утверждение, укрепление и распространение христианства. Во II веке распространившиеся сообщения о том что, учитель всех верующих Иисус Христос был похоронен в вырубленном склепе – нише скалы, привело к тому что, многие его последователи стали вырубать себе такие же ниши в труднодоступных скалах. Находят такие склепы по всему миру и по сегодняшний день.
Катакомбы – с латинского означает «подземные галереи». Под землей христиане устраивали молельные дома, жилища и погребальные камеры. Рыли их глубиной в основном от 3 до 5 метров в туфе – довольно легко поддающемся обработке камне. Затем их расширяли, делали ниши, боковые ходы. Через определенные расстояния, делали шахты для поступления воздуха и света. Подземные ходы образовывали лабиринт, несведущий мог легко заблудиться в нем. Когда гонения христиан закончились, о подземном лабиринте забыли.
Первым в XVI веке ими заинтересовался папский библиотекарь Онуфрий Панвинио: он исследовал раннехристианские и средневековые источники и составил список 43 римских захоронений. Его книга вышла в 1568 году.
А уж потом изучением катакомб занялся Антонио Босио, описавший результаты своих трудов в трехтомном сочинении «Подземный Рим». Но открытые им подземелья вскоре снова погребло под завалом, и в следующий раз археологи раскопали их лишь в 1921 году.
Археолог Г.Б. де Росси нашел не только могилы мучеников церкви, но и захоронения пяти римских пап. В это не поверил действующий в то время римский папа Пий.
В настоящее же время, удивительные римские катакомбы можно посетить с экскурсией.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_31_мая
31 мая
В этот день 1942 года в блокадном Ленинграде на переполненном стадионе состоялся футбольный матч между командами «Динамо» и Ленинградского металлического завода (ЛМЗ). Трансляция радиорепортажа матча велась в прямом эфире на весь осажденный город, ближайшие пригороды и передовую линию обороны.
Игра опровергала доводы вражеской пропаганды, утверждавшей, что Северная столица России – огромный некрополь, который немцы не берут лишь потому, что боятся трупной эпидемии. А Ленинград жил и даже играл в футбол!
Непросто было набрать 22 человека. Для проведения этого матча с передовой были отозваны бывшие игроки. Футболисты понимали, что своей игрой они обрадуют ленинградцев и покажут всей стране, что город жив.
Команда «Динамо» почти полностью была составлена из футболистов, выступавших до войны за этот клуб, в то время как команда ЛМЗ была «разнородной». Многие игроки профсоюзных клубов были эвакуированы из города со своими предприятиями. С огромным трудом смог играть выписавшийся из госпиталя после тяжёлой стадии дистрофии полузащитник «Зенита» А. Мишук. Первый же мяч, принятый им в игре на голову, сбил его с ног.
Не все спортсмены смогли даже выйти на поле – сильное истощение не позволило им принять участие в игре. Болельщиками были раненые из соседнего госпиталя.
Матч состоял из 2-х укороченных таймов по 30 минут. Встреча проходила без замен, второй тайм футболисты прошел под бомбежкой. Как смогли истощенные и измотанные игроки провести на поле все это время, никому неизвестно.
Поначалу медленные передвижения по полю этих людей мало напоминали спортивное состязание. Если футболист падал – встать самому не было сил. Зрители, как и в довоенные годы, подбадривали футболистов. Постепенно игра наладилась. В перерыве на траву не садились, знали – сил подняться не будет.
После матча в обнимку игроки покидали поле, так было легче идти. Матч в осажденном городе дался нелегко. Это был подвиг!
Факт проведения матча в блокадном городе не остался незамеченным ни нашими, ни немцами. Он вызвал огромный резонанс во всей стране, настолько поднял дух жителей города, что можно с уверенностью говорить: игра закончилась победой Ленинграда!
Позже матчи в осаждённом городе стали регулярными. Все знали – город живёт!
На фронтоне у входа на стадион «Динамо», установлена мемориальная доска. На ней изображены силуэты футболистов и высечены слова: «Здесь, на стадионе «Динамо», в самые тяжелые дни блокады 31 мая 1942 года ленинградские динамовцы провели исторический блокадный матч с командой Металлического завода».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_31_мая