Ваш день рождения

Ваш день рождения 31 октября.

31 октября В 1875 году родился Михаил Пелопидович ЛАТРИ (в Одессе, Херсонская губерния, Российская ...

31 октября
В 1875 году родился Михаил Пелопидович ЛАТРИ (в Одессе, Херсонская губерния, Российская империя), русский живописец, график, керамист, представитель киммерийской школы живописи.
Его ранние работы созданы под сильным влиянием деда – художника И.К. Айвазовского. Лучшие произведения Латри посвящены Крыму, в том числе, архитектурные и морские пейзажи.
* * * * *
Выходец из семьи старшей дочери И.К. Айвазовского Елены Ивановны и врача горбольницы Пелопида Саввича Латри, Миша значительную часть детства провёл в Феодосии, где попал под влияние творчества своего деда, который и стал его первым учителем живописи.
После окончания Ришельевской гимназии он по рекомендации деда в 1896 году поступил в Петербургскую Академию художеств, в пейзажный класс Архипа Куинджи. Проучившись два года, Михаил после ухода Куинджи из Академии, прервал учёбу и отправился в путешествие по Греции, Италии, Турции, Франции. Учился в Мюнхене у Шимона Холлоши и Ферри-Шмидта.
В 1899 году Михаил Латри вернулся в Санкт-Петербург и был зачислен в Академию художеств вольнослушателем, которую окончил курс со званием художника. Писал импрессионистские пейзажи маслом, темперой и акварелью, многие картины посвятил Крыму и Греции. Участвовал в выставках Академии художеств, «Новом обществе художников», членом-учредителем которого он был, а также в составе крупнейшего творческого объединении молодых художников – «Мир искусства». Картины Латри репродуцировались в журналах «Мир искусства» и «Огонек».
В 1905 году он переехал в имение Баран-Эли возле Феодосии, где оборудовал специальную керамическую мастерскую и на последующих выставках выставлял именно керамические произведения. Например, показал художественную керамику в передвижном «Салоне Издебского» (1909-1910). В этот же период Михаил Латри активно участвовал в деятельности Феодосийского Общества любителей художеств, был общественным директором Феодосийской картинной галереи.
С первой волной русской эмиграции Михаил Латри в 1920 году покинул Крым и обосновался в Греции. Руководил Королевским керамическим заводом в Афинах. Исполнил пейзажи Афин, островов Делос и Миконос, принимал участие в археологических раскопках древнего Делоса и Миконоса.
Смена политической обстановки в Греции заставила Михаила Латри в 1924 году переехать в Париж, где организовал крупную декоративно-художественную мастерскую. Он разрабатывал эскизы, по которым изготавливались вазы, сервизы, панно, лаковые ширмы. Русский символизм перекликался у Латри с декоративными мотивами набиравшего силу «арт-деко».
В 1935 году художник провёл персональную выставку в Реймсе, на которой были представлены графические работы и акварели Парижского периода.
Скончался Михаил Пелопидович ЛАТРИ 11 февраля 1942 года в Париже, похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев де Буа.
В 1962 и 1975 годах в Феодосии прошли мемориальные выставки его творчества. Наиболее представительная коллекция работ Михаила Латри хранится в Феодосийской картинной галерее им. Айвазовского. Также произведения находятся в музейных собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, в Лувре.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_31_октября #Л__

31 октября В 1812 году родился Карл /Карл-Фридрих/ Петрович БОДРИ, русский живописец, портретист, м...

31 октября
В 1812 году родился Карл /Карл-Фридрих/ Петрович БОДРИ, русский живописец, портретист, мастер городского пейзажа и бытового жанра.
* * * * *
Получив основное образование (1833-1839) в Московском училище живописи и ваяния (специальность и соответственно слово «зодчество» появится в названии Училища в 1865 году), Карл-Фридрих Петрович Бодри был удостоен звания свободного неклассного художника после его окончания. Однако какое-то время с 1843 года он посещал в Санкт-Петербурге вольноприходящим учеником Императорскую Академию художеств в классе исторической живописи у К.П. Брюллова.
Всю последующую жизнь Бодри жил в Москве, где и создал свои основные произведения. Прославился как искусный мастер, работающий в различных жанрах.
Мастерство художника к 1850-м годам возросло настолько, что он мог уже претендовать на звания вначале «назначенного» в академики (удостоен в 1857 году), затем и академика, которое Карл Бодри получил в 1860 году за представленную в Совет Академии картину «Крестный ход у Благовещенского собора в Московском Кремле». Звание академика живописи в XIX веке было весьма почетным и приносило ощутимые материальные привилегии. И все же, прежде всего оно свидетельствовало об определенном уровне мастерства живописца.
Карл Бодри выполнял свои произведения в те времена, когда русское искусство славилось именами своих живописцев. Безусловно, художник уступал многим из них. Он был надежным мастером «второго эшелона», о чем свидетельствуют его работы, находящиеся во многих музеях страны: в Государственной Третьяковской галере, Государственном Русском музее, Всероссийском музее А.С. Пушкина, во многих региональных музеях России.
Скончался Карл Петрович БОДРИ 8 декабря 1894 году в Москве, похоронен на Иноверческом кладбище на Введенских горах.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_31_октября #Б__

31 октября 1775 года родился Антонин МАХЕК (в Подлажице), чешский художник-портретист. Главными...

31 октября
1775 года родился Антонин МАХЕК (в Подлажице), чешский художник-портретист.
Главными в его творчестве были портреты, которых он создал несколько сотен.
* * * * *
Талант юноши к рисованию обнаружил епископ Градец-Кралове, который отправил его обучаться живописи к придворному художнику.
Первые работы Антонин Махек выполнил в стиле барокко, позже овладел элементами неоклассицизма, и мастерски применял их в своем творчестве.
Переехав в Прагу, он вскоре стал популярным портретистом.
Сегодня многие из его работ, в том числе королевский цикл, изображающий историю монархии Австрии, находятся в коллекции Национальной галереи в Праге.
Скончался Антонин МАХЕК 18 ноября 1844 года в Праге, похоронен на Ольшанском кладбище.

31 октября В 1950 году родилась дама Заха Мохаммад ХАДИД (в Багдаде, Ирак), выдающийся современный б...

31 октября
В 1950 году родилась дама Заха Мохаммад ХАДИД (в Багдаде, Ирак), выдающийся современный британский архитектор и дизайнер арабского происхождения, представительница деконструктивизма.
Первая в истории женщина-архитектор – лауреат Притцкеровской премии (2004). Награду ей присудили за проект павильона, построенного в Сарагосе к Экспо-2008. Здание было выполнено в форме цветка гладиолуса.
Дама-Командор ордена Британской империи (2012).
* * * * *
Профессию архитектора она выбрала будучи ребенком – так на 11-летнюю девочку повлияла поездка в Англию. Сюда же Заха приехала в 1972 году, чтобы поступить в лондонскую архитектурную школу Архитектурной Ассоциации. Её преподавателями были знаменитые мастера Э. Зенгелис и Р. Кулхаас, под началом последнего Заха работала вплоть до 1980 года, когда создала собственную архитектурную фирму «Zaha Hadid Architects».
Также сильное влияние на молодого архитектора оказали советские конструктивисты, но её творческий язык остаётся ярко оригинальным, ушедшим в развитии дальше кумиров и учителей. Рэм Кулхаас даже как то назвал её «планетой на своей собственной орбите».
Она построила 170-метровую стеклянную башню с офисными помещениями, трехэтажную галерею и шесть жилых домов в Милане, небоскреб в Марселе и другой – «лежащий», похожий на упавшее дерево, – в Монпелье, железнодорожную станцию в Неаполе, «танцующие башни» в Дубаи столице ОАЭ, музейные здания, мосты, библиотеки. Всего не перечислишь: планирование работ бюро Заха Хадид ведется уже на 2021 год и дальше, а строящихся крупных объектов до этого времени – 16.
Сегодня она одна из главных фигур в «звездном параде», шагающем в историю архитектуры уже XXI века. Архитектор всегда пыталась разрушить общепринятые каноны и «растянуть» рамки привычного пространства, придав ему мощный динамический импульс. С этой же целью – усиления внутреннего движения и деформации – Заха Хадид, полностью отметая общепринятую геометрию, использует искаженную перспективу, выявляющую острые углы и кривые линии.
Кроме чисто архитектурной работы с крупными формами, Заха Хадид охотно экспериментирует в жанре инсталляции, а также создаёт театральные декорации, выставочные и сценические пространства, интерьеры, обувь, картины и рисунки. Также она читает лекции и устраивает мастер-классы по всему миру, каждый раз собирая полные аудитории.
Неоднократно бывала и в России. 31 мая 2004 года в здании Эрмитажного театра (Санкт-Петербург) состоялась церемония вручения Захе Хадид Прицкеровской премии.
------------------------------------------------------—
Смотри «Заха Хадид. Знаменитые архитекторы и дизайнеры» по ссылке:
http://famous.totalarch.com/hadid
------------------------------------------------------—
Все события или #Ваш_День_Рождения_31_октября #Х__

31 октября В 1912 году родился Олли ДЖОНСТОН /полное имя – Оливер Мартин ДЖОНСТОН младший/ (в Пало-...

31 октября
В 1912 году родился Олли ДЖОНСТОН /полное имя – Оливер Мартин ДЖОНСТОН младший/ (в Пало-Альто), американский художник-мультипликатор, последний из знаменитой «Девятки диснеевских стариков», как называл своих сотрудников сам Уолт Дисней.
Удостоен награды «Легенды Диснея», а его работы – Национальной медали США в области искусств.
* * * * *
Он учился в начальной школе при Стэнфордском университете, где его отец занимал должность профессора романских языков.
Окончив старшую школу Пало-Альто, Олли Джонстон вернулся в Стэнфорд, а последний год обучения провел в Лос-Анджелесе, в высшей художественной школе, основанной в 1921 году Нельбертом Чуйнардом. Во время обучения в Стэнфорде он работал в юмористическом студенческом журнале «Stanford Chaparral» вместе со своим другом Фрэнком Томасом, который впоследствии тоже стал мультипликатором.
21 января 1935 года Олли приняли на студию Уолта Диснея в качестве помощника аниматора, где на раннем этапе развития студии он помогал в производстве короткометражных мультфильмов, таких как «Сад Микки» и «Черепаха и Заяц».
Его первой работой, в которой Джонстон участвовал в качестве ведущего аниматора, стал полнометражный мультфильм «Пиноккио» (1940). Помимо этого он принимал участие в создании «самых диснеевских» из мультфильмов, таких как «Белоснежка и семь гномов», «Фантазия», «Песня Юга», «Золушка», «Алиса в Стране Чудес», «Спящая Красавица», «Леди и Бродяга», «101 далматинец», «Питер Пэн» и др. Но самой любимой работой Олли Джонстона остался мультфильм о приключениях маленького олененка Бэмби.
Всего он проработал аниматором диснеевской студии 43 года. Его последней полнометражной работой стал 23-й по счету полнометражный мультфильм «Спасатели» (1977), который рисовали 250 человек на протяжении четырех лет. Один из персонажей мультика, кот Руфус, приобрел карикатурные черты самого Олли Джонстона.
Вместе со своим старым другом Ф. Томасом он написал книгу «Иллюзия жизни: мультипликация Диснея», в которой изложены 12 основных принципов анимации. В этой книге собраны приемы и техника анимации, изобретенные и воплощенные на студии. Дружба Фрэнка и Олли отражена в документальном фильме «Frank and Ollie».
Скончался Олли Джонстон 14 апреля 2008 года в городке Секуим (штат Вашингтон, США).
* * * * *
Одним из его увлечений были паровозы. На заднем дворе своего дома, начав в 1949 году, Олли Джонстон построил миниатюрную железную дорогу, по которой двигалось 3 локомотива в масштабе 1:12.
Эта дорога вдохновила Уолта Диснея построить собственную Тихоокеанскую железную дорогу, а позднее и железную дорогу в Диснейленде.
Сейчас депо в масштабе один к четырем, построенное Олли, отреставрировано и перенесено на новое место недалеко от музея «Walt Disney's Carolwood Barn» в Лос-Анджелесе.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_31_октября #Д__

31 октября В 1922 году родился Анатолий Дмитриевич ПАПАНОВ (в Вязьме, Смоленская область), известны...

31 октября
В 1922 году родился Анатолий Дмитриевич ПАПАНОВ (в Вязьме, Смоленская область), известный советский актёр театра и кино. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии СССР.
Яркий самобытный артист широкого диапазона ролей он успешно исполнял драматические роли (Серпилин, Копалыч и т.д.).
Однако всесоюзную популярность снискал как характерный артист с неповторимой гротескной манерой игры, с нарочито грубой и смачной подачей характера героя, нарочито неправильной речью, острым метким юмором, глупым, громким и не всегда уместным смехом.
Наделённый угловатой, грубой внешностью, тяжеловесной мимикой, хриплым голосом, Папанов зло и карикатурно изображал мужланов, хитрых и неотёсанных, скупых и смешных в своей ограниченности и приземлённости.
Неподражаемы персонажи, созданные Папановым в фильмах «Берегись автомобиля» и «Бриллиантовая рука». Интересно прочтение артистом образа Кисы Воробьянинова — трусливого и жалкого.
Наиболее удачной кинокомедией Папанова считают гайдаевскую «Бриллиантовую руку», персонаж – бандит-контрабандист Лёлик, колоритный, темпераментный, решительный, изо всех сил стремящийся выглядеть солидным и бывалым, однако в результате производящий впечатление полнейшего глупца. Каждое появление Папанова на экране, и даже его закадровые реплики вызывают гомерический хохот в зале.
Квинтэссенцией папановской манеры игры стала роль Волка в сериале «Ну, погоди!», озвученная Папановым.
* * * * *
Выходец из семьи военного в 1930 году вместе с родителями Анатолий переехал в Москву. После окончания школы работал литейщиком в ремонтных мастерских 2-го Московского шарикоподшипникового завода, одновременно занимался в популярной театральной студии при заводе «Каучук».
Этим полупрофессиональным театральным коллективом руководили в то время актёры Театра им. Вахтангова во главе с Василием Кузой, – его Анатолий Папанов и считал своим первым учителем.
В 1937 году Папанов впервые снялся в кино, сыграв эпизодическую роль в фильме «Ленин в Октябре».
С первых дней Великой Отечественной войны ушёл на фронт. Был старшим сержантом, командовал взводом зенитной артиллерии. В начале 1942 года получил тяжёлое ранение в ногу под Харьковом, несколько месяцев провёл в госпитале и в 21 год стал инвалидом III-й группы.
Был демобилизован и осенью этого года вернулся в Москву. Поступил на актёрский факультет в Государственный институт театрального искусства имени А.В. Луначарского (ГИТИС), в мастерскую артистов МХАТа Марии Орловой и Василия Орлова.
Успешно сдал государственные экзамены 11 ноября 1946 года, сыграв молодого Константина в спектакле «Дети Ванюшина» С. Найдёнова и глубокого старика в комедии Тирсо де Молины «Дон Хиль – Зелёные Штаны».
По окончании института Анатолий Папанов получил приглашения и во МХАТ, и в Малый театр, но вместе со своим курсом уехал в Клайпеду, создавать новый театр. Там им была сыграна первая театральная роль Сергея Тюленина в поставленном к 30-летию годовщины Октября, спектакле «Молодая гвардия» по одноимённому роману Александра Фадеева.
В 1948 году по предложению режиссёра Андрея Гончарова он перешёл в Театр Сатиры в Москве. Всего в этом театре за 40 лет Анатолий Папанов создал 50 образов. Некоторые из спектаклей были записаны для телевидения, в том числе «Ревизор», «Гнездо глухаря», «Маленькие комедии большого дома» с музыкой Давида Тухманова.
В 1987 году он поставил спектакль по пьесе Максима Горького «Последние».
В 1967 году впервые озвучил Волка в знаменитом мультсериале «Ну, погоди!» и стал кумиром многих поколений ребятишек.
Анатолий Дмитриевич участвовал в создании более 70 кинолент, преподавал в ГИТИСе, выпустил диск как исполнитель песен.
Последняя его роль в театре – Гицэ в спектакле «Рыжая кобыла с колокольчиками» Театра Сатиры.
Последняя кинороль – «Холодное лето пятьдесят третьего...». 3 августа 1987 года был отснят последний кадр в жизни актёра на съёмках этого фильма в Карелии. Вечером того же дня он уехал в Москву.
Скончался Анатолий Дмитриевич Папанов 5 августа 1987 года в своей московской квартире, похоронен на Новодевичьем кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_31_октября #П__

31 октября В 1632 году родился Ян ВЕРМЕЕР /в русской искусствоведческой традиции распространено – В...

31 октября
В 1632 году родился Ян ВЕРМЕЕР /в русской искусствоведческой традиции распространено – ВЕРМЕЕР Дельфтский/ (в Делфте), голландский художник-живописец, крупнейший мастер нидерландской жанровой и пейзажной живописи и портрета.
Наряду с Рембрандтом и Франсом Халсом является одним из величайших живописцев золотого века голландского искусства.
Большинство его работ представляют собой композиции в тщательно прописанном интерьере, с небольшим числом фигур. Есть также несколько городских пейзажей. Практически отсутствуют (несмотря на широкое распространение в то время) сюжеты на религиозные темы.
По мнению современников Вермеера, художник пользовался камерой-обскурой для достижения совершенства в создании эффекта перспективы.
* * * * *
Выходец из семьи предпринимателя-торговца, Ян работал в Делфте. Как художник, вероятно, сложился под влиянием трагически погибшего при взрыве порохового склада талантливого мастера Карела Фабрициуса. Молодой Вермеер мог обучаться у «итальяниста» Леонарта Бреймера, с которым его семья поддерживала достаточно близкие отношения и бывшего в свою очередь учеником Рембрандта.
Начинающего художника 29 декабря 1653 года приняли свободным мастером в делфтскую гильдию Святого Луки, объединявшую живописцев всех жанров, мастеров стекольных и фаянсовых дел, ювелиров и торговцев картинами. По условиям гильдии членство в ней предваряли 6 лет серьёзного обучения живописи у мастера, состоявшего в гильдии (Леонарт Бреймер таковым являлся).
Огромное влияние на творчество Вермеера оказал голландский мастер жанровой живописи Питер де Хоох, проживавший в Делфте в 1652-61 годах. Его стиль нашёл дальнейшее развитие в полотнах Вермеера.
Ранние картины Яна Вермеера отмечены тягой к монументальности и возвышенности образов, и, кроме того, свидетельствуют о влиянии итальянского барокко («Христос у Марфы и Марии», «Диана и нимфы»).
Вермеер писал в год лишь по две картины, поэтому у него были и другие источники дохода. Он помогал своей матери управлять трактиром «Мехелен» на главном рынке Делфта, доставшемся ей в наследство после смерти мужа. Предполагается, что в этом заведении Вермеер мог вести обычную для голландских художников того времени торговлю предметами искусства.
В 1662-63 и 1670-71 годах он занимал должность декана гильдии художников, которая была очень почётной, а это говорит об авторитете Яна Вермеера в Делфте.
Ещё при жизни художника за его картины платили очень хорошие деньги. В основном Вермеер писал для своих заказчиков-меценатов. Главными покровителями живописца и почитателями его творчества были пекарь Хендрик ван Буйтен и хозяин печатной мастерской Якоб Диссиус, в коллекции которого согласно инвентарному перечню 1682 года находилось 19 картин художника. Остаётся неизвестным, писал ли Вермеер под конкретные заказы меценатов или они просто получали право преимущественной покупки готовых произведений мастера.
Ян Вермеер являлся известным экспертом по вопросам искусства. Так, например, он был одним из тех, кому доверили установить подлинность коллекции венецианских и римских полотен, предложенных курфюрсту Бранденбурга Фридриху Вильгельму I за 30 тыс. гульденов. В 1672 году Вермеер ездил в Гаагу, где давал заключение о стоимости картин вместе с другим художником Якобом Йордансом. В присутствии нотариуса он опроверг подлинность коллекции и заявил, что в действительности коллекция стоит не более одной десятой от запрашиваемой цены.
К концу жизни экономическое положение художника значительно ухудшилось, и он был вынужден брать кредиты. В результате начавшейся франко-голландской войны (1672-1679) замерла торговля живописью. В своём ходатайстве о частичном списании долгов, датированном 30 апреля 1676 года, супруга Вермеера поясняла, что во время войны её муж был вынужден продавать картины по заниженной цене.
Тяжелое материальное положение, вероятно, ускорило приближение смерти. Неизвестно, что произошло, острое заболевание, или неизбежная депрессия в связи с постоянными финансовыми проблемами, но здоровье художника стало ухудшаться.
Скончался Ян Вермеер 15 декабря 1675 года в Делфте.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_31_октября #В__

31 октября В 1892 году родился Александр Александрович АЛЕХИН (в Москве), русский шахматист, 4-й в и...

31 октября
В 1892 году родился Александр Александрович АЛЕХИН (в Москве), русский шахматист, 4-й в истории Шахмат чемпион мира (1927-1935, 1937-1946), шахматный теоретик и литератор, доктор права.
Шахматный маэстро выступал за Российскую империю, Советскую Россию и Францию; стал первым чемпионом РСФСР (1920).
Выиграл в 1927 году матч за звание чемпиона мира у считавшегося непобедимым Хосе Рауля Капабланки и затем в течение нескольких лет доминировал в соревнованиях, побеждая на крупнейших турнирах своего времени с большим преимуществом над соперниками.
Алехин был чрезвычайно разносторонним шахматистом. Больше всего он известен атакующим стилем игры и эффектными, глубоко просчитанными комбинациями.
Ему принадлежит большое количество теоретических разработок в дебютах, он обладал высокой эндшпильной техникой.
«Шахматные произведения Алехина, крупнейшего шахматного художника прошлого, будут жить века. Разыгрывая алехинские партии, шахматисты грядущих поколений будут получать истинное эстетическое удовольствие, и удивляться мощи его гения» (Ботвинник).
* * * * *
С шахматами познакомился в 7 лет, серьёзно начал играть в 12 лет. В юности много играл по переписке, что способствовало его шахматному совершенствованию.
Международный дебют Алёхина состоялся в Дюссельдорфе в 1908 году (разделил 4-5-е места). В том же году выиграл матч в Москве у Б. Блюменфельда, и занял 1-е место в турнире Московского шахматного кружка, завоевав право выступать во Всероссийском турнире любителей; победил в этом турнире (удостоен звания маэстро).
В 1910-х годах быстро выдвинулся в число сильнейших шахматистов мира, успешно выступая на международных турнирах. В Петербургском международном турнире гроссмейстеров (1914) занял 3-е место (после Эм. Ласкера и X.Р. Капабланки).
В ранге гроссмейстера дебютировал на международном турнире в Мангейме, который был прерван в связи с началом I-й мировой войны. В России Алёхин вступил в действующую армию, а после тяжёлой контузии (1916) лечился в госпитале, несколько месяцев жил в Одессе, затем возвратился в Москву.
Победил в турнирах лучших московских шахматистов и на 1-м чемпионате Советской России (1918-20). Женившись в 1921 году на швейцарской журналистке А. Рюгг, переехал с ней на постоянное местожительство во Францию, гражданином которой стал в 1925 году.
Выходец из дворянской семьи, Алёхин не сразу принял Октябрьскую революцию. Однако с годами его отношение к Советской России менялось: он по достоинству оценил расцвет шахматной культуры в СССР, достижения советских шахматистов на международной арене.
В 1920-х годах Алёхин настойчиво стремился к завоеванию звания чемпиона мира, и в 1927 году сыграл матч с Капабланкой.
Их было двое. Первый – Капабланка – прагматик и виртуоз, хладнокровная «машина», не ведающая сбоев и поражений. Второй – Алехин – творец, экспериментатор, художник и артист, «гений комбинации». Их поединок стал событием XX века: художник победил машину, выиграв матч 6 : 3, и стал сильнейшим шахматистом мира.
Алехин выигрывал красиво. «Для меня шахматы не игра, а искусство», – говорил он.
В 1935 году уступил звание чемпиона мира Максу Эйве, но через 2 года взял убедительный реванш.
Между Алёхиным и М. Ботвинником велись переговоры о матче на первенство мира, которые прервала II-я мировая война. В 1946 году они возобновились, но преждевременная смерть Алёхина помешала проведению матча.
Последние месяцы жизни Алёхин провёл в бедности и одиночестве в Португалии.
Всего Алёхин выступил в 87 турнирах, в 62 из них занял 1-е место. Провёл 23 матча, в т.ч. 5 на первенство мира; выиграл 17 матчей, 4 свёл вничью и 2 проиграл (В. Ненарокову, 1909, и Эйве, 1935). Всего сыграл 1264 турнирные и матчевые партии (+735, -127, =402), многие из них отмечены призами за красоту.
Спортивным успехам Алёхина способствовали самокритичность, требовательное к себе отношение: «Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы, прежде всего, учат быть объективным. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно так же, как и в жизни» (Алёхин). Тысячи партий Алёхин сыграл в гастрольных выступлениях и в сеансах одновременной игры, в т.ч., не глядя на доску; «по-видимому, Алехин обладал самой замечательной шахматной памятью, которая когда-либо существовала» (Капабланка).
Алехина с М. Чигориным роднила преданность Шахматам, вера в их безграничные творческие возможности. Цель Шахмат он видел «в научных и художественных достижениях, которые ставят шахматную игру в ряд других искусств». Обладая даром интуиции, ярким комбинационным зрением, Алёхин тонко понимал динамику позиций, всегда стремился к полнокровной игре.
Развивая идеи Чигорина, Алёхин теоретически обосновал и практически утвердил конкретный подход к решению шахматных проблем, возникающих в той или иной позиции, и всегда «стремился не поддаваться обману кажущейся простоты позиции, кажущейся естественности ходов» (Р. Рети).
Не отрицая общих законов стратегии Шахмат, он не считал их непреложными во всех случаях; например, в некоторых позициях Алёхин был готов терять темп ради осуществления конкретного плана, который считал правильным.
В своих партиях и теоретических работах Алёхин показал неразрывную связь дебюта с миттельшпилем и эндшпилем, последовательно осуществлял свои стратегию, планы, навязывая соперникам сложную игру на всех стадиях шахматной партии. «Когда я думаю о том, какие творческие идеи вкладывал подчас Алехин в доигрываемые позиции, какие неожиданные пути он находил, я проникаюсь величайшим восхищением перед мастерством Алехина» (Эйве).
В области дебютной теории Алёхину принадлежит разработка оригинального метода развития (защита Алехина), создание ряда новых систем в испанской партии, французской и сицилианской защитах, в защите Каро-Канн, ферзевом гамбите, защите Нимцовича и в других дебютах. Как аналитик он опубликовал ряд книг и сотни статей по теории и практике шахматной игры.
Скончался Александр Александрович Алехин 24 марта 1946 года в Эшториле (Португалия), похоронен в Париже.
Он стал единственным чемпионом мира по шахматам, который умер непобеждённым.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_31_октября #А__