3 апреля
1818 года родился Жан-Франсуа ПОРТЕЛЬ (в Вилворде, регион Фландрия), бельгийский художник-ориенталист, профессор. Его произведения относятся неоклассическому и романтическому стилям живописи.
* * * * *
Большую часть своего времени он проводил за рисованием сцен своего родного города. С 1836 года Портель обучался живописи в брюссельской Академии художеств под руководством Франсуа Навеза, а затем в Париже у Поля Делароша. В свободное же время изучал работы старых мастеров в Лувре и посещал парижские салоны в поисках вдохновения.
В 1842 году художник завоёвывает Большую Римскую премию и отправляется в путешествие по Европе и Ближнему Востоку. После возвращения на родину в 1847 году занимает пост директора Академии художеств в Генте и открывает свою художественную мастерскую.
В 1874 году Портель совершает поездку в Марокко, а по возвращении возглавляет брюссельскую Академию живописи.
Жан-Франсуа Портель был плодовитым художником. Кроме полотен, посвящённых Востоку, он писал портреты, картины на историческую и религиозную тематику. Выполнял также художественные работы для собора св. Иакова в Брюсселе.
Работы мастера оказали большое влияние на развитие бельгийской художественной школы. Он имел много учеников, среди которых – Тео ван Рейссельберге, Эмиль Вотар, Леон Фредерик, Эжен Ларманс, скульптор Шарль ван дер Стапен.
Скончался Жан-Франсуа ПОРТЕЛЬ 8 февраля 1895 года в Схарбеке (район Брюсселя).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_3_апреля #П__
3 апреля
1860 года родился Ульпиано ЧЕКА /полное имя – Ульпиано Фернандес-Чека-и-Саис/ (в Кольменар-де-Ореха), выдающийся испанский художник, скульптор, мастер плаката, иллюстратор книг. Писал портреты, жанровые и исторические картины, пейзажи.
* * * * *
Художественные способности у него обнаружились в 13-летнем возрасте. Его сосед, желая помочь подростку, помог с деньгами и после консультаций с художником Луисом Таверасом в Мадриде оказал юноше материальную поддержку для художественного образования в столице.
В 1873 году он стал учеником Школы изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде. Среди его учителей — Мануэль Домингес, Алехандро Феррант, Федерико Мадрасо. Мануэль Домингес привлёк способного студента для декоративных работ во дворце Линарес, помогал он и в украшениях базилики Сан-Франциско-эль-Гранде.
К юбилею по случаю 200-летия Педро Кальдерона, испанского драматурга XVII века, Ульпиано Чека в 1881 году нарисовал первые рисунки к журналу.
По завершении обучения Ульпиано Чека за успехи в учёбе получил в 1884 году право на спонсируемую поездку в Италию. Своё мастерство он совершенствовал в Риме. Созданную тогда же картину «Похищение Прозерпины» подал на выставку в Париж.
С 1889 года художник поселился в Париже, понимая, что этот город – культурная столица Европы и имеет значительные возможности для развития, чего не имел в то время даже столичный Мадрид. В Париже Ульпиано Чека встретил девушку из богатой семьи из Аргентины и женился на ней. Он любил лошадей, а потому они были частыми героями его картин и скульптур. Знал достижения французского импрессионизма, но использовал их находки очень ограниченно и, главным образом, в пейзажах.
В 1900 году художник за картины получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. В 1902 году принимал участие в Первой выставке испанских художников, работавших во Франции.
Как и большинство живописцев Франции, посещал Алжир с целью расширения художественных впечатлений и сюжетов своих картин. В этот период у него началась болезнь почек и с началом Первой мировой войны он перебрался на воды для лечения.
Скончался Ульпиано ЧЕКА 5 января 1916 года в Даксе (Франция). Художник помнил о своем испанском происхождении и завещал похоронить себя на родине. Его похоронили в Мадриде.
В XX веке создан музей Ульпиано Чека.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_3_апреля #Ч__
3 апреля
1947 года родился Джузеппе ПЕНОНЕ (в Гарессио, регион Пьемонт), итальянский скульптор и художник, представитель «арте повера», лэнд-арта и концептуального искусства. В своих работах использует так называемые «бедные» материалы, но самым любимым предметом для его трехмерных инсталляций служат деревья.
Произведения Джузеппе Пеноне посвящены установлению контакта между человеком и природой.
* * * * *
Учился в Академии изящных искусств Альбертина (Турин) и в парижской Национальной высшей школе изящных искусств. Первые творческие опыты Пеноне относятся к 1960-м годам. Уже в этот период определяется основная черта его стиля: диалог между природным и человеческим, взаимопроникновение художника и среды. Он создаёт скульптуры прямо в лесах родного Пьемонта, помещая бронзовые слепки собственных рук на стволы деревьев и обвивая стволы проволокой, повторяющей контуры его тела.
Профессиональную деятельность он начал в 1968 году в лесу в Гарессио, неподалеку от места рождения. Является младшим членом Итальянского движения под названием «Arte Povera» («арте повера»). Этот стиль, в котором работает художник, предполагает использование «бедных» материалов, т.е. осколков стекла, веревки, кожи и т.п. Однако ключевым для мастера служит дерево.
Одна из самых известных работ художника – это 12-метровая скульптура в виде упавшего дерева. Произведение поделено на несколько отдельных частей. Внутренность его полая и покрыта золотым воском, в результате чего возникает ощущение подсветки.
Скульптуры Пеноне иллюстрируют процессы, протекающие в живой природе, – рост, умирание и возрождение. Особую роль в творчестве скульптора играют деревья: на их примере он изучает способность природы к разного рода трансформациям и метаморфозам.
Интересна его скульптура под названием «Тайная жизнь внутри» – это ствол старого дерева с молодым деревом внутри. Трудность такой работы в том, чтобы вырезать из ствола все лишнее, оставив только один «скелет». Этим произведением художник хотел подчеркнуть течение времени и важность жизни настоящим.
Также свои работы Джузеппе Пеноне посвящает теме взаимодействия между миром природы и человеком. Самого человека в скульптурах нет, но его образ либо незримо, либо частично присутствует. Как, например, в скульптуре с человеческой рукой, схватившейся за ствол дерева.
Выставки скульптур Пеноне нередко проходят под открытым небом, вписываясь в ландшафт (парк Версаля, сад амстердамского Рейксмузеума и др.). Неоднократно работы выставлялись в крупнейших музеях мира,
Его скульптуры, инсталляции и рисунки всегда отличались своим радикальным выбором нетрадиционных материалов. Каждая работа достигает завершения путем ассимиляции действий с элементами природы, и вырастает из размышлений, которые происходят в тесном контакте с материалом, на основе визуальных, тактильных и обонятельных контактов с материалом. А дерево, как живой организм, напоминающий человека, является центральным элементом в работе Джузеппе ПЕНОНЕ.
В 1989 году мастер был номинирован на премию Тернера, в 2001 году стал лауреатом премии Рольфа Шока в номинации «визуальные искусства», а в 2014 году – награждён японской Императорской премией.
В настоящее время живёт и ведет студию в Турине; преподаёт в парижской Школе изящных искусств.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_3_апреля #П__
3 апреля
1823 года родился Давид Иванович ГРИММ (в Санкт-Петербурге), выдающийся российский архитектор немецкого происхождения, один из создателей «русского стиля», академик архитектуры. Председатель Петербургского общества архитекторов (1888-1890).
Исследователь средневекового зодчества Кавказа. Автор проектов культовых зданий в Херсонесе (Севастополь), Тифлисе, Копенгагене, Женеве, Ницце, Вифлееме (церковь во имя св. Марии), различных сооружений в Санкт-Петербурге и его окрестностях, а также в Ливадии, Житомире, Воронеже, Рязанской губернии.
* * * * *
Обучался в Немецкой школе святого Петра (1834-1840), затем в Академии художеств у А. Брюллова (1842-1846). Уже во время учебы он проявил себя, как талантливый зодчий – за успехи в рисовании и зодчестве был награждён тремя серебряными медалями, а при выпуске получил малую золотую медаль за «Проект женского монастыря» и большую золотую медаль за «Проект здания для ярмарки».
В дальнейшем Давид Гримм несколько лет изучал в Закавказье средневековые памятники церковного зодчества Грузии и Армении, путешествовал по Малой Азии, Европейской Турции, Греции и Западной Европе, знакомясь с их архитектурными достопримечательностями.
По возвращении в Россию в 1855 году издал фундаментальную работу о памятниках христианской архитектуры в Грузии и Армении; за чертежи и рисунки, исполненные в Закавказье и чужих краях, получил звание академика архитектуры.
С 1860 года – профессор Академии художеств. Длительное время состоял преподавателем в классах Академии, в период 1888-92 годов занимал в ней пост проректора архитектуры.
Председатель и почётный член Петербургского общества архитекторов. Член редколлегии журнала «Зодчий». С 1892 года – архитектор Высочайшего двора и почётный член Академии художеств.
Представитель сословия «русских немцев» Давид Гримм всю творческую жизнь посвятил России. Но его имя известно не только в России, в частности, Женеву до сих пор украшает православный храм – Крестовоздвиженская церковь.
Гримм – один из создателей русско-византийского стиля. В Петербурге по его проектам были построены церковь на Новосивковской улице, церковь Воскресения возле Варшавского вокзала, церковь Иоанна Предтечи, немецкая Реформаторская церковь на берегу Мойки, Суворовский музей, Петровская женская гимназия, доходный дом Башмакова в стиле Людовика XVI.
Под его руководством произведена реконструкция Конногвардейского манежа – на главном фасаде появились декоративные статуи, фронтоны западного и восточного фасадов украсились барельефами с изображениями конных состязаний.
Особое место в творчестве Давида Гримма занимает Колонна Славы в честь победы в русско-турецкой войне в 1878 году. Колонна высотой 30 м, увенчанная фигурой богини победы Ники, была составлена из 128 орудийных стволов. Этот монумент демонтировали в 1930-х годах, а к 300-летию Петербурга восстановили по фотографиям и чертежам, и теперь он возвышается на прежнем месте – Измайловском проспекте.
Церковь св. Ольги в Михайловском имении – оригинальная постройка в суздальско-переяславском стиле, в этой работе зодчего нашла воплощение актуальная проблема того времени – народность.
Его последнее творение – усыпальница в Петропавловской крепости. Несмотря на разный архитектурный стиль, новое сооружение удачно вписалось в сложившийся ансамбль крепости.
Скончался Давид Иванович ГРИММ 21 ноября 1898 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Смоленском лютеранском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_3_апреля #Г__
3 апреля
В 1910 году родился Иосиф Авксентьевич БЕЛОПОЛЫЙ (в селе Григоро-Бригадировка, Полтавская губерния, Российская империя), советский украинский живописец, мастер портрета, натюрморта и пейзажа. Член Союза художников СССР.
Славился своими портретами, на полотнах которых он запечатлел более трех сотен человек разных профессий и характеров.
В пейзажах и натюрмортах художника, как в зеркале отразились его жизнелюбие, непосредственность и открытый взгляд на мир.
* * * * *
Живописному мастерству Иосиф Белополый обучался в Днепропетровске (1929-1934) – на художественных курсах, которые затем преобразовали в Днепропетровский художественно-педагогический техникум. Его учителями по специальности были М. Панин (ученик И. Репина), В. Коренев, А. Вандаловский.
С 1939 года стал принимать участие в выставках, первые работы: «Физкультурник», «Украинка».
Творческую деятельность прервала Великая Отечественная война. Он защищал Родину и с оружием в руках, и средствами изобразительного искусства, оформляя на фронтах боевые листки, создавая плакаты и рисунки, как и многие художники в грозную для Родины годину. Солдатский подвиг художника и воина отмечен медалью «За отвагу».
После окончания войны Иосиф Белополый вернулся в Днепропетровск и активно включился в художественную жизнь города. Работал в области станковой живописи. Вся дальнейшая жизнь и творчество Иосифа Авксентиевича была связана с Днепропетровском.
Более 300 человеческих личностей и характеров запечатлел он на своих полотнах. Людей разных по профессии, по характеру. Его портретная галерея обширна и разнообразна, она складывается в большую и выразительную серию, которую можно назвать «Современник художника». Она вобрала в себя образы творцов и тружеников, рабочих и колхозников, ученых и артистов, студентов и воинов, людей многих профессий, людей знакомых художнику, с которыми он общался, знал в разных жизненных ситуациях, людей незнакомых, узнанных только в процессе создания их образа.
В 1958 году был принят в Союз художников СССР. Персональные выставки художника прошли в Днепропетровске в 1970 и 1980 годах.
Скончался Иосиф Авксентьевич БЕЛОПОЛЫЙ 19 ноября 1984 года в Днепропетровске (УССР).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_3_апреля #Б__
3 апреля
В 1961 году родился Эдди МЁРФИ /имя при рождении – Эдвард Риган Мёрфи/ (в Бруклине, Нью-Йорк, США), американский комедийный актёр, кинорежиссёр, продюсер и певец, пик, популярности которого пришёлся на 1980-е годы.
Обладатель Звезда на Голливудской «Аллее славы». Занял 10 место в списке «100 величайших стенд-ап комиков всех времён» по версии телеканала «Comedy Central».
Наиболее известен по роли Акселя Фоули в серии фильмов «Полицейский из Беверли-Хиллз», а также по главным ролям в фильмах «Поменяться местами», «Бумеранг», «Чокнутый профессор», «Святоша», «Доктор Дулиттл», «Знакомьтесь: Дэйв», «Приключения Плуто Нэша», «Поездка в Америку», «Уловки Норбита», «Девушки мечты», «Особняк с привидениями», «Как украсть небоскрёб» и др.
Мёрфи также записывал музыкальные альбомы и озвучил нескольких мульт-персонажей, в т.ч. Осла в мультфильме «Шрек» и его продолжениях.
* * * * *
Благодаря своим комическим способностям, которые проявились у него уже в младших классах, Эдди пользовался уважением у учеников и у учителей. Примерно в 15-летнем возрасте он писал и исполнял свои собственные номера, которые находились под сильным влиянием Билла Косби и Ричарда Прайора.
Первоначально Эдди Мёрфи стал известен как стенд-ап исполнитель. Его ранние выступления часто содержали насмешки над разными этническими и социальными группами.
Перед тем, как дебютировать в кино, он являлся постоянным актёром в телепередаче «Субботним вечером в прямом эфире», где играл многих известных персонажей. В 1982 году Мёрфи проснулся звездой: на экраны вышел полицейский комедийный боевик «48 часов», который имел ошеломительный успех. Уже за первую свою роль Мёрфи был номинирован на «Золотой глобус» за лучший актёрский дебют.
Следующий год вновь стал удачным для актера: он снялся в комедии «Поменяться местами».
В 1984 году Мёрфи исполнил роль детектива Акселя Фоули в успешном комедийном боевике «Полицейский из Беверли-Хиллз». Это была его первая главная роль в фильме.
В конце 1980-х – начале 1990-х годов в карьере Мёрфи наметился спад. Тогда он пробует себя в качестве режиссёра. Вышедший на экраны в 1989 году его криминально-комедийный фильм «Ночи Гарлема», где он также и снялся в главной роли,
В качестве актёра Мёрфи вновь напоминает о себе в 1996 году, сыграв сразу несколько ролей в комедии «Чокнутый профессор». В Америке фильм имел успех и был признан одним из лучших комедийных фильмов 1996 года.
Следующие фильмы далеко не все оказывались удачными для Эдди.
Самым успешным для Мёрфи оказался 2006 год: он снялся в первом для него некомедийном фильме – музыкальной драме «Девушки мечты» в роли R&B-певца Джеймса Эрли.
Помимо кино, Мёрфи являлся вокалистом в группе «The Bus Boys». Их песня «The Boys Are Back in Town» появилась в фильме «48 часов». За альбом «Comedian» (1983) Мёрфи был удостоен премии «Грэмми» в категории «Лучший комедийный альбом». В период с 1985 по 1998 год вышли ещё пять его сольных студийных альбомов.
Мёрфи пожертвовал деньги Фонду СПИДа и в бездомные благотворительные учреждения.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_3_апреля #М__
3 апреля
1948 года родился Валентин Иванович ДИКУЛЬ (в Каунасе, Литовская ССР), российский врач, артист цирка, тяжелоатлет, доктор биологических наук. Народный артист России.
Руководитель медико-реабилитационного центра заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Автор методики реабилитации больных со спинномозговыми травмами.
* * * * *
Еще в детстве, живя в приюте после смерти родителей, он освоил жонглирование и акробатику.
В 1962 году во Дворце спорта при исполнении им на 13-метровой высоте трюка воздушной гимнастики случилось неожиданное – лопнула стальная перекладина, к которой крепилась его страховка.
Падение с большой высоты привело к тому, что Валентин получил сотрясение мозга и 10 переломов, в т.ч. был травмирован спинной мозг, из-за чего парализовало ноги. А ведь Дикулю еще не было и 15 лет.
Вердикт врачей был суров: пожизненная инвалидность. В больнице, вопреки всем уговорам, он сам занялся собственной реабилитацией, применяя в своем излечении тяжелую атлетику. Валентин Дикуль занимался по несколько часов в день, терпя боль и усталость. Он выполнял силовые упражнения и изучал медицинскую литературу о позвоночнике, собирая необходимую информацию.
Только лишь через 9 месяцев он смог покинуть больницу, и то на инвалидной коляске. Сколько сил, мужества и упорства потребовалось, чтобы одолеть недуг, знает, наверное, только сам Валентин Иванович.
И это всё сработало, Дикуль не только сумел встать на ноги, но и вновь вернулся на арену цирка, где выполнял рекордные трюки.
Главным же его достижением стала разработанная на собственном опыте уникальная система реабилитации людей с травмами спинного мозга – когда поврежденные мышцы заставляют вспомнить их прежнюю функцию и выполнять движения.
Система оформлена им в виде методики реабилитации после спинномозговых травм и защищена авторскими свидетельствами и патентами. Ученый-тяжелоатлет уже более 20 лет преподает в университетах методику, которая помогла многих людям восстановиться и жить полноценной жизнью после серьезных травм.
В 1988 году был открыт Российский центр реабилитации больных со спинномозговыми травмами и последствиями детского церебрального паралича руководителем, которого является Валентин Иванович. В Центре Дикуля стараются помочь всем, т.к. сюда обращаются, как правило, те люди, которым больше нигде не могут помочь. Специалисты Центра не обещают чудес – для исцеления могут потребоваться годы, но у пациентов появляется надежда. В Москве открыты 3 его центра, есть филиалы по всей России, в Германии, Израиле, Америке, Польше и других странах.
Валентин Иванович ДИКУЛЬ сам консультирует пациентов в своих центрах, он является автором ряда книг в этой области.
В период 1989-1991 годов был народным депутатом СССР и членом Верховного Совета СССР.
Награжден орденом Трудового Красного Знамени, Золотой медалью им. Ю.А. Гагарина – за вклад в развитие космической медицины, лауреат премии «Своя колея» и литературной премии имени А.П. Чехова.
3 апреля
1923 года родился Светозар Кузьмич РУСАКОВ (в Тучково, Московская область), советский русский художник-мультипликатор, художник почтовых открыток.
Его работу знает почти всё детское и взрослое население бывшего Советского Союза – он автор персонажей Волка и Зайца в мультсериале «Ну, погоди!» и героев многих других известных мультфильмов, признанных зрителями и получавших премии на Всесоюзных и международных кинофестивалях.
Но вот имя его, к сожалению, знают немногие.
* * * * *
Обучался в художественной студии Центрального Дома пионеров.
С детства Светозар имел проблемы со зрением, именно из-за этого в 1942 году ему отказали в учебе в артиллерийском училище. Но спустя несколько месяцев молодой художник новосибирской военной газеты «Красная звезда» все же оказался на фронте. В отдельном противотанковом артиллерийском дивизионе ему доверили стереотрубу и бинокль и часто отправляли на передовую, засекать огневые точки противника. Почему именно «слепого» Светозара? Он, как художник, «схватывал» каждую мелочь, любой всполох огня от крупнокалиберного пулемета не оставался незамеченным. Маскировка фашистам мало помогала. В период Великой Отечественной войны Русаков был контужен и ранен, стал инвалидом II-й группы.
Первым послевоенным ремеслом для художника стало изготовление лаковых миниатюр, а через 2 года, окончив Художественно-промышленное училище, он по совету друга, отправился поступать на художественное отделение ВГИКа. Отношение к фронтовикам-орденоносцам у членов экзаменационной комиссии было самым благожелательным, так что Русаков без труда сдал экзамены и стал студентом.
После окончания учебы в 1956 году, Светозар пришел на студию «Союзмультфильм», на которой проработал всю последующую жизнь. В 1967 году судьба свела его с малоизвестным тогда режиссером Вячеславом Котеночкиным.
В 1969 году Русаков, сам того не ведая, создал двух персонажей, которым суждено было стать героями целого цикла фильмов, побившего все рекорды популярности у советских зрителей и прославившего авторов в мировом масштабе. Цикл назывался «Ну, погоди!». Эти персонажи – Волк и Заяц. Светозар Русаков был бессменным художником-постановщиком 16-ти серий этого популярного мультсериала.
Талантливый художник также известен и благодаря многим другим мультфильмам, которые вошли в золотую коллекцию советской мультипликации: «Шайбу, Шайбу!», «Сказка про Емелю», «Приключение Буратино» и др. За свою творческую жизнь он работал более чем над 50 мультипликационными лентами.
Скончался Светозар Кузьмич РУСАКОВ 15 августа 2006 года в Москве.
* * * * *
Его фильмография:
1959 — Приключения Буратино
1960 — Железные друзья
1961 — МУК (Мультипликационный Крокодил) № 5; Фунтик и огурцы
1963 — Снежные дорожки
1964 — Шайбу! Шайбу!
1965 — Картина
1967 — Межа; Пророки и уроки; Собачий бред («Фитиль» № 54); А вот и я! («Фитиль» № 58); Зайкины рога («Фитиль» № 61)
1968 — Чёрт попутал; Дважды два («Фитиль» № 71)
1969 — Ну, погоди! (выпуск 1); Фальшивая нота
1970 — Безответственный ответственный (Фитиль № 100); Ну, погоди! (выпуск 2)
1971 — Ну, погоди! (выпуски 3 и 4)
1972 — Ну, погоди! (выпуск 5); Песня о юном барабанщике
1973 — Ну, погоди! (выпуск 6 и 7); На юг, на юг
1974 — Ну, погоди! (выпуск 8)
1975 — На лесной тропе
1976 — Ну, погоди! (выпуск 9 и 10)
1977 — Ну, погоди! (выпуск 11)
1978 — Ну, погоди! (выпуск 12)
1980 — Ну, погоди! (выпуск 13)
1981 — Он попался
1983 — Весёлая карусель № 14. Где обедал воробей?; Попался, который кусался
1984 — Ну, погоди! (выпуск 14)
1985 — Ну, погоди! (выпуск 15)
1986 — Ну, погоди! (выпуск 16)
3 апреля
В 1862 году родился Леонид Осипович ПАСТЕРНАК /наст. имя – Аврум Ицхок-Лейб Пастернак/ (в Одессе), российский живописец и график, мастер жанровых композиций и книжной иллюстрации, педагог.
Отец писателя и поэта Бориса Пастернака.
* * * * *
Окончив Одесскую рисовальную школу, обучался в частной студии Е.С. Сорокина в Москве.
Два года занимался на медицинском факультете в Московском университете, затем учился на юридическом факультете в Новороссийском университете.
Талант и стремление заниматься любимым делом берут верх: Леонид проходит по конкурсу в Королевскую Мюнхенскую академию живописи и едет в Германию. Это были три года (1882-1885) вдохновенного и напряженного труда, становления его профессионального мастерства. По окончании учебы Леонид в течение года проходит обязательную военную службу в артиллерийской части, но каждую свободную минуту посвящает рисованию.
Начало его карьеры было очень успешным. Первая выставленная им картина была куплена Павлом Третьяковым. Вскоре он стал популярным художником, членом так называемого круга Поленова, в который входили Валентин Серов, Исаак Левитан, Михаил Нестеров, Константин Коровин.
В 1889 году он женился на Розалии Кауфман. Молодожены поселились в Москве, и в 1890 году первым из четырех детей Пастернаков родился Борис – в будущем известный писатель и поэт.
Леонид Пастернак был одним из первых русских художников, которые стали использовать живописную систему импрессионистов.
Он также был членом передвижных художественных выставок и Союза русских художников. Дружил с писателем Львом Толстым, в течение нескольких месяцев жил у него в Ясной Поляне, и написал много портретов великого писателя, а также иллюстрации к его романам «Война и мир» и «Воскресенье». За эти иллюстрации Леонид Пастернак награжден медалью на Всемирной выставке в Париже (1900). Художник был избран членом Императорской Академии художеств (1905), а также преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
В 1921 году Леониду Осиповичу необходимо было лечение в Берлине. Он поехал со своей женой и двумя дочерьми, оставив сыновей Бориса и Александра в России.
После операции решил не возвращаться в Россию, оставался в Берлине до 1938 года (затем ему пришлось искать убежище от нацистов в Великобритании).
Скончался Леонид Осипович Пастернак 31 мая 1945 года в Оксфорде, прожив яркую и наполненную жизнь, был счастлив в браке и реализовался как художник.
Его работы представлены во многих музеях и частных коллекциях Европы, Америки, Азии и Австралии.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_3_апреля #П__
3 апреля
1955 года на встрече в Париже представителей 16 участников дебютного розыгрыша Кубка европейских чемпионов для футбольных команд регламент его проведения, предложенный по инициативе журнала «L'Equipe», нашел единогласную поддержку.
* * * * *
Идея о создании клубного турнира европейского масштаба – «Кубка Европы» – принадлежала журналисту и редактору французской спортивной газеты «L'Equipe» Габриэлю Ано. А поводом послужило заявление английской прессы о том, что «Вулверхэмптон», победивший осенью 1954 года «Спартак» и «Гонвед», является сильнейшим клубом мира.
В своей газете Ано ответил, что для выявления сильнейшего клуба нужно провести соревнование, включающее в себя и домашние и гостевые матчи. Уже на следующий день он вместе с коллегой Жаком Ферраном опубликовали возможный проект нового турнира и предложили проводить матчи в среду вечером.
По оговоренным организаторами правилам, участие в розыгрыше чемпионов отдельных стран поначалу не было обязательным. Команда «L'Equipe» посчитала, что к участию в турнире выгоднее приглашать наиболее популярные клубы, с чем представители 16 участников согласились.
В дебютном матче нового турнира «Спортинг» и «Партизан» забили друг другу в Лиссабоне по 3 мяча. В ответной встрече в Белграде победу со счетом 5:2 праздновали югославы, которые и прошли в следующий раунд.
Первые 5 трофеев достались мадридскому «Реалу». Другим клубам впоследствии также удавались впечатляющие серии – «Аякс» и «Бавария», например, выигрывали «кубок с большими ушами» по 3 раза подряд. Однако говорить о чьем-либо долгосрочном доминировании в престижнейшем еврокубке все-таки не приходится. Так, амстердамцы после ударного отрезка в начале 1970-х годов своего четвертого титула ждали 22 года, а победа «Реала» в 1998 году стала первым триумфом мадридцев за предыдущие 32 года. Баварцы же в 2001 году прервали 26-летнее ожидание четвертого трофея, победив в Милане по пенальти.
Четыре победы «Ливерпуля» в период 1977-1984 годов заслуживают отдельного упоминания, т.к. были добыты четырьмя практически разными составами. В 2005 году красная мерсисайдская звезда вновь взошла на европейском небосклоне. В невероятном по накалу страстей финальном поединке против «Милана» англичане сумели отыграть 3 мяча и склонить чашу весов на свою сторону в серии пенальти.
Самыми титулованными командами в истории Лиги чемпионов УЕФА являются «Реал», «Милан» и «Барселона» – трехкратные победители. Если брать в расчет и Кубок чемпионов, то в копилке «королевского клуба» 9 побед. Следом с семью титулами идет «Милан», в активе «Ливерпуля» 5 побед, у «Баварии», «Аякса» и победившей в 2011 году «Барселоны» – по четыре. «Россонери» свой последний трофей выиграли в кампании 2002/2003 годов, стартовав с третьего раунда квалификации и завершив турнир серией пенальти в финальном матче против «Ювентуса».
Переломным моментом в развитии турнира принято считать сезон 1992/1993 годов, когда на смену Кубку чемпионов пришла Лига чемпионов УЕФА. К стадиям плей-офф в розыгрыш добавился опробованный за год до того групповой этап. Рост популярности привел к тому, что число участников основной сетки турнира со временем выросло с 8 до 32. Матчи Лиги чемпионов проводятся по вторникам и средам.
Далее последовало несколько изменений в количестве квалификационных этапов, структуре групп. В сезоне 1997/1998 годов в турнире стали участвовать команды, занявшие вторые места в ряде стран (в соответствии с таблицей коэффициентов УЕФА). Система квалификационных раундов была перестроена так, чтобы чемпионы стран с низким коэффициентом могли принять участие в одном или нескольких квалификационных этапах до начала группового этапа, а команды из стран с высоким коэффициентом вступали бы в борьбу позже. В настоящий момент страны с наивысшим коэффициентом представляются в Лиге чемпионов четырьмя клубами.
В период 1960-2004 годов обладатель Кубка европейских чемпионов участвовал в ныне отменённом Межконтинентальном кубке против обладателя южноамериканского Кубка Либертадорес. Сейчас победитель Лиги чемпионов участвует в Клубном чемпионате мира – турнире под эгидой ФИФА.