3 февраля
1894 года родился Норман РОКВЕЛЛ (в Нью-Йорке), самый известный американский художник-иллюстратор прошлого века, мечтавший с детства создавать волшебные картины, что ему, собственно говоря, и удалось. Его работы пользуются популярностью в США.
На протяжении 40 лет Роквелл иллюстрировал обложки журнала «The Saturday Evening Post» («Субботняя Вечерняя Почта»), для которого оформил 321 обложку.
* * * * *
Поступив в 14-летнем возрасте сначала в Нью-Йоркскую школу искусств, он затем перевелся в творческую группу «Art Students League», где учился у Т. Фогарти и Дж. Бриджмана. Наставления Фогарти в области иллюстрирования подготовили Нормана Роквелла к его первому коммерческому заказу. У Бриджмана юноша научился техническим приемам, на которые полагался всю свою дальнейшую долгую карьеру.
Свой первый заказ – четыре рождественские открытки – он рисовал в 15-летнем возрасте. Примерно в этот же период Норман Роквелл начал успешную карьеру свободного художника.
А уже в 21 год талантливый художник и иллюстратор создал свою собственную студию, заказы в которую поступали от ведущих американских изданий тех лет. Период 1930-1940-х годов оказался самым плодотворным в карьере иллюстратора.
В 1953 году Роквелл вместе с семьей переехал в Стокбридж, где продолжал неустанно работать, создавая многочисленные иллюстрации, постеры, рекламные работы и многое другое. В 1960 году художник опубликовал автобиографическую книгу под названием «Мои приключения в качестве иллюстратора». Обложку книги украсила одна из наиболее известных работ Роквелла – тройной автопортрет, изображающий его за работой.
В 1963 году художник начал рисовать для журнала «Look» («Взгляд»). В течение 10-летнего сотрудничества с этим изданием Роквелл создал множество иллюстраций, отражавших его собственные интересы и мировоззрение.
В начале 1970-х годов он доверил свои работы историческому обществу «Old Corner House Stockbridge», которое впоследствии стало музеем, названным его именем.
Скончался Норман РОКВЕЛЛ 8 ноября 1978 года в Стокбридже (штат Массачусетс)
------------------------------------------------—
P.S.: Его картина «Saying Grace» («Застольная молитва») была продана 4 декабря 2013 года на аукционе «Сотбис» в Нью-Йорке за 46 млн. долларов и стала самым дорогим произведением американского реалистического искусства, когда-либо проданным на торгах.
3 февраля
1951 года родился Александр Петрович ТОКАРЕВ (в станице Выселки, Краснодарский край), известный советский скульптор, много работ, которого установлено в Одессе. Народный художник Украины (2016).
Направление деятельности – монументальная скульптура и скульптура малых форм.
* * * * *
В период 1971-1977 годов учился в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при Академии художеств СССР в Ленинграде. Обучение проходил на скульптурном факультете, мастерская профессора Михаила Константиновича Аникушина.
Выпускная дипломная работа – «Материнство», за которую Токареву присвоена квалификация "художник-скульптор".
Среди его работ скульптура, декоративные композиции и памятники, установленные в Одессе: русскому поэту А.С. Пушкину, певцу Л. Утесову, авиатору С. Уточкину, В. Холодной, «Жена моряка», «Спасенное детство».
В настоящее время Александр Петрович ТОКАРЕВ живет и работает в Одессе.
3 февраля (ориентировочно)
В 1626 году родился Ян СТЕН /полное имя – Ян Хавикзоон Стен/ (в городе Лейден), великий голландский живописец XVII века, непревзойдённый мастер бытового жанра.
У него нет парадных сцен, его герои – живые люди с их достоинствами и недостатками. Картины Яна Стена наполнены иронией и юмором, он по праву считается самым весёлым и остроумным художником своего времени.
Когда смотришь его картины, кажется, что смотришь добрый, с весёлым юмором, несколько приукрашенный, фильм о жизни простых голландцев того времени, сцены из повседневной жизни, в которых действие происходит в комнатах, на кухне или в таверне.
* * * * *
Выходец из семьи пивовара и торговца зерном, он рисованию начал учиться у утрехтского живописца Николауса Кюпфера, а позже обучался в Харлеме у Андриана ван Остаде и Дика Халса.
Ян Стен, окончив Латинскую школу, в 1646 году поступает в Лейденский университет, но через 2 года присоединяется к Лейденскому обществу художников и гильдии Святого Луки. Позже работает в Гааге в мастерской художника-пейзажиста Яна ван Гоена, на дочери которого он женился.
В 1654 году Стен переезжает в Делфт, где отец, желая помочь сыну, арендовал для него пивоваренный завод. Это отвлекало его от работы художника: известно немного картин этих лет. С 1657 года он жил в маленькой деревне Вармонд, недалеко от от Лейдена, а с 1660 года – в небольшом городке Харлеме, где уже ничто не мешало ему полностью отдаться живописи.
Через год после смерти жены, умер отец, и в 1670 году Ян Стен поселился в одном из домов их семейства в Лейдене, где и работал до конца жизни. Позднее он получил лицензию на открытие таверны в своём доме. Это давало дополнительный доход, чтобы содержать большую семью.
Разнообразие работ художника довольно широкое. Среди жанров, которые разрабатывал Ян Стен, – портрет, религиозный образ и библейские сцены, жанровые и символические картины, пейзаж, бытовая картина.
Сам остроумный и весёлый человек, он показывает жизнь и быт голландских бюргеров с преувеличенным юмором: врач и больная девушка, учитель и ученики, дети, отдых простых людей в играх, на праздниках и пирушках. Стоит отметить, что Ян Стен, будучи сыном пивовара и владея собственным кабаком, прекрасно знал, чем живут и как отдыхают обычные люди, трудяги, прожигатели жизни и выпивохи. Юмор его кажется немного грубоватым, но в этом и есть вся красота удивительного почерка Яна Стена.
В его картинах нет парадных сцен, нет драматизма. Его герои – живые люди с их достоинствами и недостатками. Стен-юморист – изобразил множество лиц, характеров и поз. Наиболее известны его картины, где художник изображал нижние и средние слои общества, сценки из повседневной жизни, застолья и шумные гуляния («Гуляки», «Кавардак», «Постоялый двор», «Семейство гуляк» и др.).
Он оставил после себя великое наследие – около 400 картин. Его работы считаются достоянием мирового искусства, и хранятся в самых известных музеях мира.
Скончался Ян СТЕН в конце января (или начале февраля) 1679 года в Лейдене.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_3_февраля #С__
3 февраля
В 1944 году родился Александр Эммануилович БОРОДЯНСКИЙ (в Воркуте), российский сценарист и кинорежиссёр, продюсер, актер, один из ведущих отечественных кинодраматургов. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1994), лауреат Государственной премии РФ.
Он является сценаристом свыше 30 художественных полнометражных фильмов.
* * * * *
Выходец из семьи инженеров, Александр сначала окончил строительный техникум в Киеве. Но еще в молодости он начал писать литературные рассказы, очерки, заметки. Огромное влияние на окончательный выбор профессии сыграло появление на экранах фильма «Летят журавли», который перевернул сознание юноши. Тогда то и произошел качественный скачок в его отношении к кинематографу. В 1973 году Бородянский окончил сценарный факультет Всесоюзного Государственного института кинематографии по специальности кинодраматург и затем пришел работать на студию «Мосфильм».
В его фильмографии картины, которые знают и любят миллионы зрителей: «Афоня» (дебют Бородянского как сценариста) с Леонидом Куравлевым, «Мы из джаза» с Игорем Скляром и Александром Панкратовым-Черным, «Зимний вечер в Гаграх» с Евгением Евстигнеевым, «Ворошиловский стрелок», ставший культовым фильм «Курьер» и многие другие.
Александр Бородянский был членом сценарно-редакционной коллегии, главным редактором творческого объединения.
Перу Александра Эммануиловича принадлежат сценарии к фильмам «Дамы приглашают кавалеров», «Человек с аккордеоном», «Шура и Просвирняк», «Маленький гигант большого секса» и другие. Картины по его сценариям награждались на отечественных и международных кинофестивалях и трижды номинировались на премию «Оскар».
С 1975 года он является членом Союза кинематографистов России, с 1990 – Российской Академии кинематографических искусств. С 1998 года – заместитель генерального директора киноконцерна «Мосфильм».
Александр Эммануилович БОРОДЯНСКИЙ работал со многими известными режиссерами. Среди них – Г. Данелия, Э. Уразбаев, Н. Достиль, К. Шахназаров. Природа продолжительного совместного творчества Боролдянского и Шахназарова, сама по себе любопытна. Они очень похожие люди внутренне, по мировосприятию, у них одинаковая реакция на многие события, одинаковое к ним отношение. Безусловно, такое совпадение характеров и позволило двум мэтрам отечественного кинематографа создать так много полюбившихся зрителям картин и продолжать свое плодотворное сотрудничество.
В настоящее время живет и работает в Москве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_3_февраля #Б__
3 февраля
В 1941 году родился Эдуард Яковлевич ВОЛОДАРСКИЙ (в Харькове), известный советский и российский киносценарист, драматург и прозаик, мастер слова, один из авторитетнейших специалистов в своей области. Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Он создавал настоящие, искренние, честные фильмы. Стиль его текстов – великолепная литературность и юмор, основанные на глубокой, настоящей интеллигентности и мудрости.
* * * * *
Через несколько лет их семья переехала в Москву, где Эдуард много времени проводил на улице и был довольно известным хулиганом Замоскворечья.
На сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии Володарский пришел уже сложившимся человеком, немало поработавшим и немало повидавшим. Ему уже было о чем рассказать и написать. В 1968 году он окончил ВГИК, а сценарии начал писать еще во время учебы.
Его дебютом в кинематографе как сценариста стал фильм «Шестое лето» (1967), затем последовали и другие картины: «Белый взрыв» (1969), «Дорога домой» (1970), «Проверка на дорогах» (1971). Кстати, в фильме «Белый взрыв» маленькую роль сыграл В. Высоцкий, с которым Володарский дружил много лет, и который написал несколько песен для фильмов «Вторая попытка Виктора Крохина» и «Забудьте слово “смерть”», снятых по сценариям Эдуарда Яковлевича.
Участвовал Володарский и в создании такой знаменитой картины как «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974) Никиты Михалкова, сценарий к которому они писали вместе.
В общей сложности им написано около 70 сценариев, на основе его работ созданы десятки любимых миллионами россиян фильмов: «Мой друг Иван Лапшин», «Емельян Пугачев», «Контракт века», «Демидовы», «Моонзунд», «Прощай, шпана замоскворецкая…», «Троцкий», «Бездна. Круг седьмой», «Штрафбат», «Охота на асфальте», «Мы из будущего», «Вольф Мессинг: видевший сквозь время», «Достоевский» и многие др.
Как человек, увлеченный историей, Володарский очень любил работать над историческими сценариями и сам ездил в архивы и библиотеки, чтобы узнать о героях как можно больше, чтобы показать их настоящими и не разочаровать зрителя.
В период 1980-х годов ряд фильмов, снятых по сценариям Володарского, запрещались цензурой – оказались на «полке» («Дорога домой», «Мой друг Иван Лапшин» и др.). Известный к тому времени сценарист, чтобы прокормить семью, работал грузчиком, а писал ночью. Но в Госкино продолжали заворачивать его сценарии. По совету А. Кончаловского, Володарский «подался» в театральную драматургию.
Первая же пьеса Эдуарда Яковлевича, «Долги наши» (1973), сразу же была поставлена на сцене МХАТа Олегом Ефремовым, и шла в течение 11 лет. С не меньшим успехом она ставилась и в сотне других театров СССР. Следующая его пьеса «Уходя, оглянись» (1975) также имела огромный успех у зрителей. Всего Володарским написано 11 пьес («За давностью лет...», «Звезды для лейтенанта», «Западня» и др.).
Его богатое творческое наследие включает и несколько книг романов и повестей («Русская», «У каждого своя война», «Дневник самоубийцы», «Охотник за черепами»), а также произведений в жанре «исторической фантастики» – книги о Вольфе Мессинге, Столыпине и др.
Эдуард Яковлевич совместно с кинодраматургами В. Черныхом и В. Фридом на киностудии «Мосфильм» в 1987 году основал студию «Слово»; с 1998 года был ее главным редактором.
Членом Союза писателей России, он последние годы возглавлял Гильдию сценаристов Союза кинематографистов России.
Лауреат Государственной премии РСФСР имени Братьев Васильевых, Государственной премии СССР и Премии КГБ СССР – Володарский награжден орденами Почета, «За заслуги перед Отечеством» IV степени и медалью им. А. Довженко.
Любитель чтения, он увлекался охотой и коллекционированием курительных трубок.
До последних дней преподавал сценарное мастерство, вел мастер-классы, писал каждый день хотя бы по несколько страниц. Но несколько сценариев так и не успел закончить…
Скончался Эдуард Яковлевич Володарский 8 октября 2012 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_3_февраля #В__
3 февраля
1851 года родился Генрих Вильгельм ТРЮБНЕР (в Гейдельберге), немецкий художник из так называемого «круга Лейбля», работавший в реалистической, натуралистической и в последние годы импрессионистской манере.
* * * * *
Выходец из семьи ювелира он сначала решил продолжить дело отца, но в 1867 году он познакомился с Ансельмом Фейербахом, который воодушевил Вильгельма заняться живописью. В этом же году Трюбнер поступил в Государственную академию художеств в Карлсруэ (учился у Феодора Дица).
В 1868 году он перевёлся в художественную академию в Мюнхене и продолжил занятия у Александра Вагнера. На первой международной художественной выставке в Мюнхене огромное впечатление на Трюбнера произвели работы Гюстава Курбе и Вильгельма Лейбля.
Будущий художник переехал в Штутгарт, чтобы продолжить обучение у Ганса Канона, однако уже в 1870 году он вернулся в Мюнхен и занимался у Вильгельма фон Дица. Трюбнер познакомился с Альбертом Лангом и Карлом Шухом, вместе с которыми ездил писать пейзажи вокруг Штарнбергского озера. В это время он лично познакомился с Лейблем, посоветовавшим ему обрести независимость от академической системы обучения. Вильгельм Трюбнер стал работать в художественной мастерской с Лангом и Гансом Томой и находился в тесной связи с так называемым «кружком Лейбля».
В 1872 году он отправился в длительные зарубежные путешествия. Первая поездка состоялась в Италию, затем в Голландию и Бельгию. В 1875 году Трюбнер окончательно поселился в Мюнхене.
После 1877 года он в своём творчестве обратился к мифологическим и литературным сюжетам, работая в натуралистической манере. В 1880-е годы художника связывали дружеские отношения с Ловисом Коринтом, Максом Слефогтом и Максом Либерманом. Как и Гансу Томе, ему помогал с заказами франкфуртский архитектор Симон Рафенштейн. В 1889 году берлинская галерея «Гурлитт» организовала выставку работ Вильгельма Трюбнера.
После выставки он вновь обратился к пейзажной живописи. В 1895 году Трюбнер переехав во Франкфурт, стал трудиться в Штеделевском художественном институте (его работы по теории искусства были опубликованы в 1892 и 1898 годах).
В 1903-1917 годах Трюбнер служил профессором в Государственной академии художеств в Карлсруэ, в 1904-1910 годах занимал пост её директора. В 1911 году местное объединение художников организовало крупную выставку работ Вильгельма Трюбнера, за которой последовала выставка в Берлинском сецессионе.
В 1917 году его пригласили на работу в Берлинскую академию художеств, но он не смог принять это предложение по состоянию здоровья.
Скончался Генрих Вильгельм ТРЮБНЕР 21 декабря 1917 года в Карлсруэ.
3 февраля
1884 года родился Василий Иванович АГАПКИН (в деревне Шанчерово, Михайловский уезд, Рязанская губерния), русский военный дирижер, композитор, автор знаменитого марша «Прощание славянки».
Девятилетним мальчуганом он впервые в жизни увидел воинскую часть, которая с духовым оркестром направлялась в летние лагеря. Мачеха попросила капельмейстера принять его воспитанником в оркестр.
Слух у Васи Агапкина оказался безукоризненным, и его взяли в духовой оркестр Астраханского пехотного полка в качестве воспитанника-корнетиста.
В 16 лет Василий становится солистом-корнетистом оркестра, а позже занимает должность штаб-трубача. Начальство рекомендует его на учебу в Тамбовское музыкальное училище, где он, помимо обучения по классу трубы, занимается композицией.
В октябре 1912 года началась Первая Балканская война. Вся мировая пресса была полна сообщениями о нападении Турции на славянские государства, о зверских расправах, которые учиняли турецкие войска, занимая мирные селения.
Под влиянием этих событий и по случаю отправления русских добровольцев на Балканы, Василий Агапкин написал музыку нового марша «Прощание славянки» (1912), который очень быстро стал популярным. В Тамбове имеется памятная плита в честь этого события. Композитор посвятил его женщинам Балкан. Этот марш был впервые исполнен в 1913 году оркестром того самого полка, в котором служил Агапкин. Партию первого корнет-а-пистона играл автор.
«Прощание славянки» вскоре начали исполнять многие армейские духовые оркестры: и исполнителям, и слушателям нравился энергичный, четкий его ритм, выразительная мелодия средней части, колоритная оркестровка.
В годы Октябрьской революции Агапкин был уже штаб-трубачом и помощником капельмейстера духового оркестра кавалерийского полка в Тамбове. Дирижер этого оркестра, офицер и дворянин, саботировал, и тогда Василий Агапкин взял на себя обязанности капельмейстера. Вместе со всем полковым оркестром он перешел на службу Советской власти.
В 1922 году, после смотра военно-духовых оркестров гарнизона, Агапкин и его подопечные были вызваны в Москву для дальнейшего прохождения службы.
…Духовой оркестр под управлением Василия Агапкина играл и в тот морозный январский день 1924 года, когда провожали в последний путь В.И. Ленина.
Василий Агапкин прослужил в военных оркестрах около 70 лет; он также руководил сводным оркестром на историческом военном параде 7 ноября 1941 года, когда бойцы под звуки марша «Прощание славянки» прямо с Красной площади уходили в бой.
24 июня 1945 года на Параде Победы оркестр Агапкина входил в состав сводного оркестра.
Скончался Василий Иванович АГАПКИН 29 октября 1964 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
3 февраля
В 1865 году родился Исаак ИСРАЭЛС /или ИЗРАЭЛЬС/ (в Амстердаме), нидерландский жанровый живописец еврейского происхождения, Олимпийский чемпион 1928 года в конкурсе искусств. Сын и ученик живописца Йосефа Исраэлса.
* * * * *
Как художник испытал влияние французских импрессионистов («Булонский лес»). Он получил известность как автор портретов, сцен городской жизни; изображал людей из народа – работниц, солдат, матросов. Искусно владел акварелью.
Скончался Исаак Исраэлс 7 октября 1934 года в Гааге.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_3_февраля #И__
3 февраля
1809 года родился Якоб Людвиг Феликс МЕНДЕЛЬСОН-Бартольди (в Гамбурге), немецкий композитор, пианист, дирижёр, педагог, известный как автор «Свадебного марша».
Один из крупнейших представителей романтизма в музыке, глава художественного направления «Лейпцигская школа».
Репутация Мендельсона в кругу музыкантов-современников была весьма высока. Роберт Шуман называл его «Моцартом XIX-го столетия», Гектор Берлиоз писал, что пианистическое искусство Мендельсона столь же велико, сколь его композиторский гений, а о последней оратории Мендельсона «Илия» отозвался как о «возвышенно величавой и неописуемо роскошной в гармонии».
* * * * *
Музыкальные способности у него проявились с детства и были замечены матерью. Она и стала обучать сына и его младшую сестру музыке, а затем их образованием занялся знаменитый музыкант Людвиг Бергер. Феликс учился играть на пианино и альте.
В возрасте 10 лет он одержал свою первую победу на конкурсе, а в 11 лет – поступил в Берлинскую Певческую академию. О нем стали говорить как о чуде.
В 15-летнем возрасте Феликс уже писал крупные музыкальные произведения: концерты, окстеты, секстеты. Летом 1826 года сочинил увертюру к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь», в состав которой и вошёл знаменитый «Свадебный марш», благодаря которому имя Мендельсона известно практически каждому.
11 мая 1829 года он дирижировал первым исполнением произведения Иоганна Баха «Страсти по Матфею». Это событие дало импульс к возрождению музыки Баха в XIX веке и прославило Мендельсона на весь мир.
На следующий год он совершил путешествие по всей Европе, провел зиму в Риме, продолжая писать. В 1835 году его пригласили в Лейпциг на место музыкального директора. В сентябре того же года он женился, в браке родилось пятеро детей.
Также Мендельсон занимался организацией музыкальных фестивалей во многих городах Германии. Все это время он продолжал писать музыку: «Шотландская симфония», концерт для скрипки и другие произведения.
Летом 1847 года Феликс узнал о смерти своей сестры Фанни, которая была для него вторым «я». Это известие сломало его. Последнее большое произведение композитора – «Реквием для Фанни» – отмечено глубокими душевными переживаниями.
Скончался Якоб Людвиг Феликс МЕНДЕЛЬСОН от инсульта 4 ноября 1847 года в возрасте 38 лет в Лейпциге.
3 февраля
В 1895 году родился Георгий СВЕТЛАНИ /урожденный – Григорий Данилович Пиньковский/ (в селении Свечковка, Полтавская губерния), советский актёр кино и эстрады.
В детстве был юнгой на императорской яхте «Штандарт» и товарищем по играм цесаревича Алексея.
* * * * *
В возрасте 5 лет Гринька был отдан отцом на воспитание в школу юнг при Санкт-Петербургском Гвардейском экипаже. Там за прилежное поведение, успехи в учёбе и «ангельский голос» он был определён на летнюю службу, на любимую яхту императора Николая II «Штандарт».
В 1907-08 годах плавал на «Штандарте» с императорской семьёй, был приставлен к наследнику престола Алексею для игр, проводил много времени в обществе царских детей.
Наследник престола Алексей так привязался к нему, что не ел, не спал и не играл, если рядом не было юнги Гриньки Пиньковского. Интриги царского двора прервали общение крестьянского сына с Его Императорским Высочеством довольно быстро; Гринька прослужил на «Штандарте» всего 2 года.
В 1911 году Пиньковский окончил Школу юнг Гвардейского экипажа, в 1914 году – Императорские курсы дирижёров, а в 1922 году – ГИТИС им. Луначарского (по рекомендации Всеволода Мейерхольда).
До революции Пиньковский играл на скрипке в оркестре, служил регентом, преподавал танцы, а в 1918 году вышел на драматическую сцену. Был актёром: Красноармейского театра в г. Глазове Вятской губернии; театра в г. Кирсанове Тамбовской губернии; Московского театра Революционной сатиры, 1-го Передвижного театра миниатюр, а в 1923-39 годах – Театра эстрады.
В 1925 году на гастролях в Швеции получил письмо от жены о рождении дочери Светланы. С того дня актёр взял псевдоним «Светлани».
Съёмки в первом же фильме – «Дело Артамоновых» – совпали с первым днём Великой Отечественной войны. Георгий Светлани выехал с киностудией в эвакуацию и продолжал сниматься, не переставая. Его хотя бы раз приглашали сниматься многие советские режиссёры, но больше других звал Георгия Даниловича Леонид Гайдай. В «Кавказской пленнице», например, Светлани даже нет в титрах, но эпизод с ним помнят все. Трус, Балбес и Бывалый подходят к пивному ларьку и начинают передавать друг другу кружку пива, причём герой Вицина по инерции суёт её дальше – пьяненькому старичку, выходящему из кустов…
Главную роль Светлани сыграл всего один раз – в фильме «Спорт, спорт, спорт». Его легендарный массажист на протяжении всей картины рассказывает невероятные байки и является стержнем всего документально-игрового повествования.
Георгий Данилович прожил 88 лет, до конца дней оставаясь безумно весёлым и озорным человеком, которого любили в самых разных компаниях и нежно называли «наш дед». Он не боялся рассказывать всем друзьям и коллегам по кино историю своей дружбы с наследником престола.
Скончался Георгий Данилович Светлани 20 марта 1983 года в Москве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_3_февраля #С__
3 февраля
1966 года впервые в мире советская автоматическая межпланетная станция (АМС) «Луна-9» совершила мягкую посадку на Луну в районе Океана Бурь (западнее кратеров Рейнер и Марий).
На следующий день она передала на Землю первую лунную фотопанораму.
Еще в начале XX века, великий Циолковский, произнес пророческие слова «Человечество не останется навечно на Земле, сначала робко, а потом смелее оно покорит околоземное пространство и Луну, а следом за этим и всю Солнечную систему».
В 1959 году впервые был запущен космический аппарат, сумевший облететь Луну и сфотографировать её обратную сторону. Оказалось, что обратная сторона, нашего спутника довольно значительно отличается от видимой части Луны. В 1966 году фотографии обратной стороны Луны обошли весь мир, это было знаменательное и знаковое событие всего человечества.
АМС «Луна-9» была запущена 31 января 1966 года ракетоносителем «Молния». Посадка на поверхность Луны была без проблемной, аппарат передал на Землю видеоизображение поверхности Луны. Как оказалось, поверхность Луны, в основном состояла из метеоритной крошки и шлаков.
Завидуя успехам СССР в космической отрасли, США бросили все силы и ресурсы страны, на осуществление грандиозного проекта по высадке на Луну человека... И в 1969 году американские астронавты впервые в истории человечества и космонавтики высадились на чужое небесное тело, это событие стало величайшим и приравнивалось с первым полетом человека в космос, осуществленным СССР.