3 сентября
1842 года родился Тито КОНТИ (во Флоренции), знаменитый итальянский художник, прекрасно передающий в своих картинах детали костюма.
Считается мастером жанра от итальянской школы живописи.
Его работы отличаются не только изящностью и точностью, но и ярким колоритом. Превосходны у художника исторические и жанровые сцены.
* * * * *
В начале XIX-го веке были сильны традиции в изображении женской красоты: нежные, томные, чуть застенчивые красавицы смотрят на нас со многих полотен. Вторая половина этого столетия – особый период в развитии европейского искусства, когда были созданы самые потрясающие картины века. И Тито Конти считается одним из наиболее опытных художников этого периода.
Портреты женщин в его исполнении – это настоящая роскошь для созерцания и бесценное сокровище для любителей и знатоков живописи.
В этом плане Тито Конти стоит особо: он известен за точное внимание к деталям, работы наполнены атмосферой и цветом. Его элегантные дамы, избалованные роскошью, изыскано одетые горничные – ими он украшает свой холст – изображение женщины с почти мошеннической, кокетливой ноткой. Они на его картинах осмеливается пересекать границу холста, откровенно заигрывая со зрителем.
Эта манера написания картин принесла мастеру славу и богатство.
Художник был профессором в Академии изящных искусств во Флоренции.
Скончался Тито КОНТИ в 1924 году во Флоренции.
3 сентября
1861 года родился Михаил Андреевич БЕРКОС (в Одессе), российский и украинский художник греческого происхождения.
Работал преимущественно в жанре пейзажа, испытав заметное влияние европейского импрессионизма.
* * * * *
Живопись Михаил изучал в Одесской рисовальной школе, затем продолжил образование в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге в мастерской М. Клодта и Вл. Орловского. В 1889 году окончил академию со званием классного художника 1-й степени и правом на заграничное путешествие по Европе за казённый счет.
В качестве пенсионера Академии он изучал живопись музеев Франции, Германии, Испании, Италии, Швейцарии. Много писал, совершенствовался в технике рисования, испытал влияние импрессионизма и пленэрной живописи. После окончания пенсионерского срока Беркос некоторое время жил в Санкт-Петербурге, представлял свои картины на выставках обществ художников.
Во второй половине 1890-х годов переехал в Харьков, с 1904 года преподавал в Харьковской школе рисования. По инициативе Беркоса в 1912 году было открыто Харьковское художественное училище, где до 1917 года он был одним из ведущих преподавателей.
Много усилий Беркос приложил к обогащению коллекции первого на Украине художественно-промышленного музея. В 1900 году экспонировался на Всемирной выставке в Париже.
Основной темой искусства художника на протяжении всего его творческого пути был украинский пейзаж, специфические особенности природы, характер растительности. Беркос любил писать сельские улочки с белыми домами и пышными деревьями, цветущие поля льна и гречихи.
Скончался Михаил Андреевич БЕРКОС от тифа 20 декабря 1919 года в Харькове.
Почти всё творчество (350 полотен и этюдов) Беркоса, хранившееся у него дома, после его смерти было сожжено женой. Однако, работы художника сохранились в музейных фондах Харькова, Киева, Москвы, Санкт-Петербурга, Ульяновска, Ставрополя, Алупки, Северной Осетии, Германии, Франции и Швейцарии.
3 сентября
В 1921 году родилась Рут ОРКИН (в Бостоне), американский фотограф и режиссёр.
Дочь актрисы немого кино, она росла в Голливуде. В детстве Рут гонялась за автографами, а немного повзрослев начала фотографировать своих кумиров. Свои первые снимки она сделала в 12-летнем возрасте.
Обучалась Рут Оркин в городском колледже Лос-Анджелеса, где специализировалась в фотоделе. Во время Второй мировой войны (до переезда в Нью-Йорк она в 1943 году) служила в Женском армейском вспомогательном корпусе.
После войны она начала работать фотографом в ночных клубах Нью-Йорка.
Позже она стала успешным внештатным фотографом, путешествуя по всему миру и продавая свои фотографии таким ведущим американским журналам, как «Life», «Look», «Horizon», «Ladies' Home Journal» и др. Она посещала мероприятия Фотолиги, но вступила в неё официально только после того, как лига в 1947 году оказалась в чёрном списке министерства юстиции.
В 1951 году, путешествуя по Европе, Рут Оркин сделала свой самый знаменитый снимок «Американка в Италии». Героиня снимка – молодая, симпатичная американка Нинали Крейг (известная тогда как Джинкс Аллен) – заблудилась в хитросплетении римских улочек. Оркин заметила, как мужчины смотрят на идущую по улице Аллен, и сфотографировала этот момент.
Также ей принадлежит множество портретных фотографий знаменитостей, среди которых были Вуди Аллен, Леонард Бернстайн, Альфред Хичкок и Альберт Эйнштейн; портрет последнего сделанный ею в 1953 году стал классическим.
В 1959 году Рут Оркин вместе с такими фото-звездами как Доротея Ланг и Маргарет Бурк-Уайт была названа одной из «Десяти лучших Женщин фотографов США». В этом же году она рожает сына, два года спустя – дочь, и долгое время фотографирует только своих детей. Кроме этого она фиксирует виды Нью-Йорка из своего окна.
Более чем 30-летняя коллекция снимков легла в основу книг «Мир из моего окна» (1978) и «Другие фотографии из моего окна» (1983).
Вместе с мужем Моррисом Энджелом, тоже фотографом и кинорежиссером, Рут Оркин в 1950-х годах работала над картинами «Маленький беглец» и «Любовники и леденцы».
В 1970-е годы она преподавала в Школе визуальных искусств и в Международном фотоцентре.
Скончалась Рут Оркин 16 января 1985 года в Нью-Йорке.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_3_сентября #О__
3 сентября
В 1734 году родился Джозеф РАЙТ (в Дерби), один из выдающихся британских живописцев XVIII века.
Испытал влияние караваджизма, в первую очередь, нидерландских художников Геррита ван Хонтхорста и Хендрика Тербрюггена.
Считается пионером индустриальной темы в изобразительном искусстве. Его картины на тему зарождения науки из алхимии часто были основаны на темах, обсуждавшихся на заседаниях Лунного общества, группы влиятельных ученых и промышленников, живших в Мидлендсе, и отражают борьбу науки против религиозного мировосприятия в эпоху Просвещения.
* * * * *
Он получил образование в грамматической школе Дерби и сам научился рисовать, копируя гравюры.
Решив стать художником, Райт в 1751 году отправился в Лондон. Три года будущий живописец учился в Лондонской студии у известного портретиста Томаса Хадсона.
В ранний период творческих исканий художник жил на родине – в Дерби, где познакомился с мастером по керамике Джошуа Веджвудом, основателем компании «Веджвуд», и химиком Джозефом Пристли. Он присутствовал при экспериментах учёных и изображал их в своих работах. Джозеф Райт считается пионером индустриальной темы в изобразительном искусстве.
Первую попытку пройти практику в качестве художника он сделал в Ливерпуле, регулярно выставляя свои картины в Королевском обществе искусств в Лондоне. Однако его родной и любимый Дерби навсегда оставался основным местом, где Райт жил и работал.
В период 1773-75 годов он находился в Италии, где рисовал древние руины, изучал прорисовку ландшафтов, копировал классические статуи и наблюдал за захватывающим фейерверком во время карнавала в Риме.
В Неаполе Джозеф Райт стал свидетелем грандиозного извержения вулкана Везувий, который вдохновил его на написание нескольких десятков картин, изображающих драматический эффект борьбы огня и тьмы.
Художник выделялся мастерством световых эффектов, а также картинами, сцены которых освещены свечами.
На берегу Неаполитанского залива Райт исследовал живописные пещеры и гроты. Свои впечатления об итальянской природе он выразил словами – «красивая и необыкновенная атмосфера, столь чистая и понятная», – это впоследствии нашло отражение в его работах.
До конца жизни Джозеф Райт оставался провинциальным художником, однако, благодаря его оригинальной манере, сочетающей элементы готики и неоклассицизма, его интересу к научным исследованиям и к современной литературе, он стал одним из предшественников романтического искусства.
Скончался Джозеф Райт 29 августа 1797 года в Дерби.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_3_сентября #Р__
3 сентября
В 1797 году родился Франц КРЮГЕР (в имении Гросс-Бадегаст), немецкий живописец, мастер парадных портретов и панорам военных парадов.
Первые профессиональные уроки он получил у пейзажиста Карла Кольбе Старшего в Дессау. В 1812-14 годах учился в Академии художеств в Берлине, откуда ушел, не видя смысла в рисовании гипсов.
Будучи прекрасным наездником, Крюгер нашел мир своих сюжетов в придворных конюшнях: солдаты, охотничьи сцены, лошади. Работы художника привлекли внимание самых высокопоставленных заказчиков.
На академической выставке 1820 года были показаны большие конные портреты прусского принца Августа и графа Гнейзенау. Франц Крюгер становится популярным портретистом в Берлине.
С 1825 года он профессор и действительный член Берлинской Академии художеств, придворный живописец прусского короля Фридриха Вильгельма III. С 1831 года – почетный вольный общник Петербургской Академии художеств.
По заказу великого князя Николая Павловича (будущий император Николай I) живописец исполнил большую композицию «Парад на Оперной площади в Берлине» (1824-1831, Берлин, Национальная галерея). Ряд лет (1832, 1836, 1844-1845, 1847, 1850-1851 годы) работал в России при дворе императора Николая I.
Наряду с официальными заказными картинами и портретами исполнял интимные портреты, делал жанровые работы, в т.ч. охотничьи, сцены в духе бидермейера.
Среди наиболее значительных произведений Крюгера – конные портреты короля Фридриха Вильгельма III (1831) и императора Александра I (1837) для Военной галереи Зимнего дворца, портрет императора Николая I с цесаревичем Александром Николаевичем, великим князем Михаилом Павловичем и свитой (1835, Царское Село, Александровский дворец), портреты российских полководцев, военачальников и государственных деятелей А.Х. Бенкендорфа, И.В. Васильчикова, П.Х. Витгенштейна, П.М. Волконского, М.С. Воронцова, И.Ф. Паскевича, А.И. Чернышева и других для Большого и Малого Фельдмаршальских залов Зимнего дворца (1834-1856, С-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Пользовавшийся особенным расположением российского императора Николая I, он оставил много работ, ставших бесценными документами отечественной истории – портреты членов царской семьи, представителей высшей знати, картины придворного быта, мундиры, ордена, парады и учения.
В коллекцию «русских» работ Крюгера вошло свыше 100 экспонатов: более 70 живописных и графических работ мастера, литографии с его произведений, акварели дворцовых интерьеров, где в свое время находились картины Крюгера.
В апреле 1855 года худжник получил последний русский заказ – «Портрет Николая I» для Николаевского зала Зимнего дворца.
Скончался Франц Крюгер 21 января 1857 года в Берлине, похоронен на кладбище Доротеум перед Бранденбургскими воротами.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_3_сентября #К__
3 сентября
В 1902 году родился Александр Васильевич ПЁРЫШКИН (в селе Деревенском Спасского уезда, Рязанская губерния), советский русский педагог, писатель-составитель всемирно известных учебников по физике, кандидат педагогических наук, профессор, член-корреспондент Академий Педагогических Наук РСФСР и СССР. Лауреат Государственной премии СССР.
Все поколения советских школьников учились «по Пёрышкину» – по книгам, написанным им лично или в соавторстве. Учебники Пёрышкина издаются и в XXI веке.
Профессор Н.Н. Малов сочинил о нем стихи:
«Всю жизнь учебники писал,
По ним, сказать не побоюсь,
Училась физике вся Русь».
* * * * *
После школы свое образование начал на физико-математическом факультете Рязанского института народного образования (преобразованного в Рязанский педагогический институт), получив там звание преподавателя математики и физики (позднее – звание учителя средней школы), а завершил в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова.
Пёрышкин учился и работал под руководством профессора В.К. Аркадьева. Перед ним открывалась весьма интересная и важная перспектива работы в области физики, но тяга к школе, к ученикам оказалась сильнее. Александр Васильевич оставил свои успешные научные исследования и посвятил жизнь обучению школьников физике, а студентов – методике преподавания этой науки.
Свой первый учебник он написал еще в 1928 году. Эта книга предназначалась для заочных техникумов. В 1932 году совместно с Г.И. Фалеевым он подготовил первый в стране стабильный учебник по физике, который выдержал 24 издания.
Позже, в 1948-50 годах, Пёрышкин написал стабильные учебники по физике для средней школы (часть в соавторстве с В.В. Крауклисом и др.). По этим книгам в отечественной школе учились до 1969 года.
В 1967-68 годы им совместно с Н.А. Родиной был написан новый учебник, за который авторам была присуждена Государственная премия СССР (1978). Учебники Александра Васильевича Пёрышкина переведены на многие иностранные языки и издаются поныне.
В 1931 году ему поручили организацию физико-математического факультета вечернего городского педагогического института (в будущем МГПИ имени В.П. Потёмкина). Пёрышкин был первым деканом факультета и первым заведующим кафедрой физики этого института.
В октябре 1941 года Пёрышкин стал работать в Горном институте. Туда же он вернулся в 1943 году после эвакуации (из Караганды). В 1945 году Александр Васильевич вновь начинает работу в МГПИ им. Потёмкина (до сентября 1960 года). Он создает здесь кафедру методики физики, собрав вокруг себя коллег-соратников и развернув очень серьезную научно-исследовательскую работу в области преподавания физики. Эта кафедра была самой любимой у студентов – здесь их всегда дружелюбно принимали, помогали, поддерживали.
В 1960 году произошло слияние двух педагогических институтов Москвы – городского педагогического (МГПИ им. В.П. Потёмкина) и государственного педагогического (МГПИ им. В.И. Ленина). На базе двух физико-математических факультетов разных вузов в объединенном институте (получившем имя Ленина) были созданы самостоятельные физический и математический факультеты. Деканом физического факультета стал Пёрышкин, которым он руководил до 1975 года и работал на ней до последних дней своей жизни.
Научно-педагогическая деятельность Александра Васильевича получила высокую оценку. В 1950 году он был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР, в 1968 году – членом-корреспондентом АПН СССР. Кавалер орденов Ленина, Октябрьской Революции и «Знак Почета», награждён медалями К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко и др., а также знаками «Отличник профтехобразования» и «Отличник просвещения».
Скончался Александр Васильевич Пёрышкин 21 мая 1983 года в Москве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_3_сентября #П__
3 сентября
В 1942 году родился Константин Алексеевич ВАСИЛЬЕВ (в Майкопе), советский русский художник, широко известный своими работами на былинно-мифологические темы.
Его творческое наследие многопланово и разнообразно: портреты, пейзажи, сюрреалистические композиции, картины на сказочные сюжеты, на темы древней и современной русской истории. Глубокий символизм живописи в сочетании с оригинальным цветовым решением полотен – широким использованием серебристо-серого и красного цвета и их оттенков – делают картины Васильева узнаваемыми и самобытными.
* * * * *
Любовь к живописи проснулась в мальчике рано. Особая одаренность его была замечена, и родители отдали сына в Московскую художественную школу-интернат. В 1957-61 годы учился в Казанском художественном училище. Работал учителем рисования и черчения в средней школе, художником-оформителем.
За свою короткую творческую жизнь Константин Васильев создал более 400 произведений живописи и графики: картины, графика, этюды, иллюстрации, эскизы росписи церкви в Омске.
Васильев обращался к народному искусству: русским песням, былинам, сказкам, скандинавским и ирландским сагам. Он создал произведения на мифологические сюжеты, героические темы славянского и скандинавского эпосов, о Великой Отечественной войне («Маршал Жуков», «Нашествие», «Парад сорок первого», «Тоска по Родине», все – 1974 год).
Работал также в жанре пейзажа и портрета («Лебеди», «Северный орёл», «У колодца», «Ожидание», «Человек с филином»).
Автор графической серии портретов композиторов и музыкантов: «Шостакович», «Бетховен», «Скрябин», «Римский-Корсаков» и др.; графического цикла к опере Р. Вагнера «Кольцо Нибелунгов».
В 1980-90-е годы состоялся ряд персональных выставок Васильева во многих городах России, а также в Болгарии, Югославии, Испании.
Константин Алексеевич Васильев трагически погиб 29 октября 1976 года – был сбит вместе с другом на железнодорожном переезде проходящим поездом в посёлке Васильево под Казанью.
В память о художнике открыты: Мемориальный музей в пгт. Васильево (1996), Картинная галерея в Казани (1996) и Музей Константина Васильева в Москве, в Лианозовском парке (1998).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_3_сентября #В__
3 сентября
В этот день 1828 года в Сионском соборе в Тифлисе (ныне Тбилиси) состоялось бракосочетание Александра Грибоедова и 15-летней Нины Чавчавадзе.
Нину Чавчавадзе, дочь своего друга, он знал с детства, учил игре на фортепиано. И вдруг увидел уже девушку – с прекрасными глазами и нежным лицом.
Поговаривали, что есть уже у Нины и настойчивый обожатель, почти жених – Сергей Ермолов, сын грозного генерала Ермолова. Да, в одну минуту, как в сентиментальнейших любовных романах, он, опытный дипломат, известный писатель, вдруг влюбился, как мальчишка. Ему – 35, ей – неполных 16 лет.
Их венчали в Сионском соборе Тифлисf. Иерей записал в церковной книге: «Полномочный министр в Персии Его императорского Величества статский советник и Кавалер Александр Сергеевич Грибоедов вступил в законный брак с девицею Ниною, дочерью генерал-майора князя Александра Чавчавадзе».
Во время венчания у Грибоедова упало обручальное кольцо... В этот момент он был болен лихорадкой, она трепала его очень сильно. Александр Сергеевич уронив кольцо, сказал, что «это дурное предзнаменование».
И уже через несколько месяцев Нина Грибоедова надела траурное платье. Её мужа, посла России в Тегеране, 30 января [11 февраля] 1829 года, а с ним еще более 50-ти человек, растерзала толпа религиозных фанатиков, подстрекаемая теми, кого бесила настойчивость русского посла в вопросе возвращения пленных, подданных России, на родину.
Попытка иранских друзей вывести российского посланника и тех, кто был с ним, через подземный ход не удалась. Александр Сергеевич Грибоедов пал на поле брани с обнаженной саблей в руке.
Нина Грибоедова-Чавчавадзе прожила 49 лет, замуж больше не выходила, хотя многие достойные поклонники добивались её руки. Она знала, что не сможет более испытать ни к одному мужчине чувств, какие испытывала к своему Сандро. Ее сердце откликалось на чужие беды, огромные суммы из личного состояния она тратила на благотворительность.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_3_сентября