4 декабря
В 1825 году родился Алексей Николаевич ПЛЕЩЕЕВ (в Костроме), русский писатель, поэт, переводчик, литературный и театральный критик.
Многие его произведения поэта (особенно – стихи для детей) стали хрестоматийными, считаются классикой. На стихи Плещеева известнейшими русскими композиторами написаны более 100 романсов.
* * * * *
Выходец из семьи чиновника, происходившего из старинного дворянского рода (далекий предок поэта участвовал в битве с татарами на Куликовом поле), Алёша детство провел в Нижнем Новгороде. В дальнейшем учился в Петербурге, в школе гвардейских подпрапорщиков, а затем, оставив её, – в университете, на восточном факультете. Здесь начал складываться круг знакомств Плещеева:А. Краевский, Майковы, Ф. Достоевский, И. Гончаров, Д. Григорович, М. Салтыков-Щедрин и др.
С первыми своими стихами Алексей Плещеев выступил в 1844 году в журнале «Современник», а через 2 года он напечатал отдельный сборник стихотворений, принесший ему широкую известность и сделавший его знаменитым в революционной молодёжной среде. Поэт входил в нелегальный «кружок Петрашевского», в котором проповедовались социалистические идеи. В частности, он доставил Петрашевскому запрещенное властями письмо Белинского к Гоголю.
В 1849 году, когда царское правительство разгромило кружок, Плещеев был арестован и вместе с другими петрашевцами привезен на Семеновскую площадь для казни, которая была отменена лишь в последнюю минуту.
Поэт был приговорен к 4 годам каторги, замененной «во внимание к молодым его летам» ссылкой, в качестве рядового в Оренбургский линейный батальон. Проведя на военной службе почти 10 лет солдатчины, Плещеев по возвращении из ссылки получил разрешение на въезд в «обе столицы» и продолжил литературную деятельность.
В 1872 году по приглашению Некрасова он переехал из Москвы в Петербург, заняв должность секретаря журнала «Отечественные записки» и заведовал в нем отделом стихов. После закрытия «Отечественных записок» Алексей Николаевич способствовал созданию нового журнала, «Северный вестник», в котором проработал до 1890 года, заведуя этим же отделом.
С переселением в столицу поэт много занимался стихотворными переводами с немецкого, французского, английского и славянских языков; именно здесь в наибольшей степени проявилось его поэтическое мастерство.
Важное место в творчестве поэта последнего десятилетия его жизни занимала детская поэзия и литература. Успех имели его сборники «Подснежник» и «Дедушкины песни». Некоторые стихотворения стали хрестоматийными («Старик», «Бабушка и внучек»).
Для детских стихов Плещеева характерны стремление к жизненности и простоте; они наполнены свободными разговорными интонациями и реальной образностью, сохраняя при этом общие настроения социального недовольства («Я у матушки выросла в холе…», «Скучная картина», «Нищие», «Дети», «Родное», «Старики», «Весна», «Детство» и др.).
Поэт принимал активное участие в издательском деле, именно в русле развития детской литературы. Так, например, благодаря усилиям Плещеева вышли 7 школьных пособий под общим заголовком «Географические очерки и картины».
Пройдя через годы бедности и лишений, он стал авторитетным литератором, критиком, издателем, а в конце жизни и меценатом.
Скончался Алексей Николаевич ПЛЕЩЕЕВ 8 октября 1893 года в Париже, по пути на французский курорт. Тело его было перевезено в Москву и погребено на территории Новодевичьего монастыря при большом стечении молодежи. В день его похорон московские газеты получили предписание, запрещавшее всякое «хвалебное слово покойному поэту».
-------------------------------------------------—
• ПАМЯТИ ПЛЕЩЕЕВА
«Его душа была чиста, как снег;
Был для него святыней человек;
Он был всегда певцом добра и света;
К униженным он полон был любви.
О, молодость! Склонись, благослови
Остывший прах умолкшего поэта».
(К.Д. Бальмонт. «Русские ведомости», 8 октября 1893 года)
Это стихотворение прозвучало в день похорон над гробом Плещеева.
-------------------------------------------------—
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_декабря #П__
4 декабря
1807 года родился Жозеф ФРИСЕРО /ФРИЧЕРО/ (в Ницце), французский художник.
* * * * *
Живописи обучался в мастерской Поля-Эмиля Барбери во Флоренции.
Создал много произведений в ранней Ницце, когда она была еще рыбацким местечком. Здесь в 1847 году он познакомился с путешествующим русским художником, молодым князем Григорием Гагариным, который заказал ему свой портрет. Результат понравился Гагарину, и он пригласил Жозефа Фрисеро поехать с ним в Россию, где престижный, можно сказать, придворный художник-иностранец стал писать портреты знатных дам и кавалеров.
Находясь в Санкт-Петербурге, Фрисеро познакомился с Юзей (Жозефиной) Кобервейн – якобы внебрачной дочерью императора Николая I, в которую влюбился и забрал её с собой при возвращении в Ниццу.
Во Франции они решили пожениться, и Юзя письменно спросила на это разрешение от официального отца, который дал на то согласие. Условием императора было, чтобы брак был заключен по православному ритуалу. Венчание прошло в марсельской русской православной миссии 3 января 1849 года.
В браке у них родилось четверо сыновей: Александр, Николай, Михаил и Эммануэль, потомки которых до сих пор живут в Ницце. Там же на площади Массена, в Музее искусства и истории, имеются работы художника.
Скончался Жозеф ФРИСЕРО 26 сентября 1870 года в Ницце, похоронен, как и позже его жена – на русском кладбище Кокад.
4 декабря
В 1883 году родился Феличе КАЗОРАТИ (в Новаре), итальянский живописец, график и гравер, скульптор и сценограф.
Его картины, включающие фигурные композиции, портреты и натюрморты, часто отличаются необычными эффектами перспективы.
Создал совершенно уникальный тип лирической героини – тип усталой женщины.
* * * * *
Будучи выходцем из семьи офицера, Феличе в детстве и юности часто переезжал с родителями с места на место, жили в Милане, на Сардинии, в Падуе.
Проявляя интерес к музыке, будущий художник первоначально учился на пианиста, зачем окончил факультет права в Падуанском университете. Параллельно он брал уроки живописи в Павии, а с 1908 года – в Неаполе. В 1907 и 1909 годах прошли выставки его картин в Венеции.
В годы I-й мировой войны был призван в действующую армию, в течение трех лет принимал участие в боевых действиях. В 1923 году Казорати был арестован за участие в антифашистском движении.
В творчестве художника первоначально сильно влияние символизма и стиля модерн (в особенности Густава Климта). В начале 1920-х годов Казорати принимает метафизический реализм Джорджо де Кирико и использует его принципы пространственного построения на полотне.
Позднее живописец изучает искусство Возрождения, уделяя внимание работам Пьеро делла Франческа. Он пишет натюрморты, жанровые и религиозные полотна, женские портреты и картины ню; работает как театральный художник.
В конце 1920-х годов Феличе Казорати открывает в Турине свою художественную школу, параллельно преподаёт в туринской Академии искусств. В 1925 году стал одним из основателей Общества изобразительных искусств.
В 1930-х годах принимает участие в многочисленных итальянских и международных художественных выставках, получает различные премии (например, приз в разделе «живопись» на биеннале в Венеции 1938 года). В 1955 году участвовал в первой выставке современного искусства «documenta» в Касселе (Германия).
В результате заболевания эмболией (закупорка кровеносных сосудов) художнику ампутировали ногу, но он продолжал работать и выставляться. Так в 1962 году представил 4 свои картины для передвижной выставки в Германии и 17 работ на очередном Венецианской Биеннале.
Скончался Феличе КАЗОРАТИ 1 марта 1963 года в Турине.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_декабря #К__
4 декабря
1595 года родился Жан ШАПЛЕН (в Париже), французский поэт и литературный критик XVII века.
* * * * *
Сын нотариуса, он в юном возрасте изучил латынь и греческий, а затем испанский и итальянский языки. Приобрёл известность и расположение кардинала Ришельё благодаря своему предисловию к поэме Марино «Адонис».
Посещал отель Рамбуйе, поддерживал дружеские отношения с Монтозье, Рецом, мадам де Севинье. После смерти кардинала был близок к Кольберу, которому доставлял списки французских и иностранных писателей, достойных королевской пенсии.
Избранный в 1634 году членом Французской академии (кресло № 7), он пришёл к идее о необходимости составить словарь французского языка и, по поручению кардинала, составил план академического словаря, исполнение которого прославило академию.
Письмо-трактат Шаплена «Обоснование правила двадцати четырёх часов…» (Demostration de la Regle des Vingt-Quatre heures, 1630) стало важным этапом в формировании нормативной классицистической эстетики. В соавторстве с Валантеном Конраром Шаплен по поручению Ришельё составил отзыв академии о «Сиде» Корнеля (Sentiments de l’Academie Francoise sur la trage-comedie «Le Cid», 1637). В этом отзыве Шаплен стремился дать сбалансированную оценку трагикомедии, примирить критику пьесы (которой требовал Ришельё) с похвалами в адрес знаменитого драматурга.
Шаплен является также автором трактата «О чтении старинных романов» (De la lecture des vieux romans, опубликован в 1870) и перевода на Французский язык плутовского романа Матео Алемана «Гусман из Альфараче» (1619-1620).
Стихотворения Шаплена — оды (в том числе «Ода к Ришельё», Ode a Richelieu, 1633), сонеты и мадригалы — возымели значительный успех. Непомерные похвалы (Шаплена сравнивали с Гомером и Вергилием) побудили поэта взяться за героическую эпопею, героиней которой он избрал Жанну д’Арк (La Pucelle ou la France delivree, первые 12 песен опубликованы в 1656, остальные — в 1882).
В несколько месяцев разошлось шесть изданий, однако разочарование читателей было равно их первоначальному нетерпению, а ядовитая критика со стороны Буало, Расина, Лафонтена и Мольера довершила литературную гибель эпопеи. Пародией на Шаплена (с ироническим вступлением, обращённым к «певцу сей чудотворной девы») стала знаменитая фривольно-сатирическая «Орлеанская девственница» Вольтера. Пушкин упоминал имя Шаплена в нарицательном смысле, как символ скверной поэзии.
Литературные мнения Шаплена сохранились в его письмах, в том числе к нидерландскому литератору и дипломату (побывавшему с миссией в Москве) Николасу Гейнзиусу.
Скончался Жан ШАПЛЕН 22 февраля 1674 года в Париже.
4 декабря
В 1958 году родился Андрей Орестович ПОДОШЬЯН (в Москве), советский и российский актёр, режиссёр, художник, арт-фотограф.
Ещё школьником, в 1975 году, Андрея утвердили на главную роль Принца в фильме-сказке «Принцесса на горошине» по Г. Х. Андерсену.
В 1977 году Андрей поступил в Театральный институт имени Бориса Щукина на факультет «Актёр театра и кино», по приглашению Олега Николаевича Ефремова перешёл к нему на актёрско-режиссёрский курс в Школу—студию МХАТ им. Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А. П. Чехова. Окончил её в 1982 году.
Андрей Подошьян известен не только как актёр, но ещё, как самобытный фотохудожник и живописец, работающий в романтическом стиле. Для него главное, «что бы каждая фотография или картина, имела свою драматургию, а не была пустой констатацией факта». Благодаря этому, в 2001 году он был принят в Творческий союз художников России в секцию Живописи. В том же году с большим успехом прошла его первая персональная фотовыставка.
Андрей Подошьян снял сотни портфолио для актёров и моделей. Постоянные путешествия и поездки, откуда он привозит много интереснейшего фотоматериала, дают ему возможность сотрудничать с престижными журналами, для которых он пишет статьи. Подошьян фотографирует деятелей театра и шоу-бизнеса, делая для них афиши, календари и обложки для музыкальных дисков, открывая себя ещё и как талантливый дизайнер.
Его работы находятся в частных коллекциях Москвы, Санкт-Петербурга, Нью-Йорка, Лондона, Милана, Женевы и Парижа.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_декабря #П__
4 декабря
1882 года родился Яков Исидорович ПЕРЕЛЬМАН (в Белостоке, Гродненская губерния), русский и советский учёный, популяризатор физики, математики и астрономии, один из основоположников жанра научно-популярной литературы и основоположник занимательной науки, автор понятия «научно-фантастическое».
* * * * *
После обучения в начальной школе и Белостокском реальном училище, Яков в августе 1901 года был зачислен в Лесной институт Санкт-Петербурга. Практически с первого курса он начал сотрудничать с журналом «Природа и люди». В 1904 году Перельман, продолжая учиться в институте, стал ответственным секретарём журнала, а в 1913 году возглавил редакцию.
22 января 1909 года он получил диплом об окончании Лесного института со званием «учёный-лесовод I разряда», но работать по избранной профессии ему не довелось. После окончания института Перельман стал сотрудничать с журналом постоянно, и не только сам писал очерки, но и печатал работы других.
Первая часть его (ставшей впоследствии широко известной) книги «Занимательная физика» вышла в свет в 1913 году. Она имела ошеломляющий успех у читателей и вызвала интерес и в среде физиков. Профессор физики Петербургского университета О.Д. Хвольсон, познакомившись с Перельманом и узнав, что книга написана не учёным-физиком, а учёным-лесоводом, сказал Якову Исидоровичу: «Лесоводов-учёных у нас предостаточно, а вот людей, которые умели бы так писать о физике, как пишете Вы, нет вовсе. Мой вам настоятельнейший совет: продолжайте, обязательно продолжайте писать подобные книги и впредь».
В августе 1913 года началась переписка Перельман с К.Э. Циолковским, которая продолжалась до самой смерти Циолковского.
В 1914 году Яков Исидорович написал и опубликовал дополнительную главу «Завтрак в невесомой кухне» к роману Жюля Верна «Из пушки на Луну», которой дал определение «научно-фантастическая» (Жюль Верн свои романы называл научными, а Герберт Уэллс фантастическими), став, таким образом, автором нового понятия.
Работая в 1916-1917 годах в петроградском «Особом совещании по топливу», Перельман предложил перевести стрелку часов на час вперёд с целью экономии топлива (это было осуществлено в 1920-х годах).
Вторую часть книги «Занимательная физика» читатели увидели в 1916 году.
В 1918-1923 годах Перельман составлял новые учебные программы по физике, математике и астрономии, одновременно преподавал эти предметы в различных учебных заведениях.
В период 1932-1936 годов он переписывался с С.П. Королёвым по вопросам пропаганды космических знаний; работал в ленинградском отделе издательства «Молодая гвардия» в качестве автора, консультанта и научного редактора.
Яков Исидорович стал одним из создателей и научным руководителем, открытого 15 октября 1935 года, ленинградского «Дома занимательной науки» в Фонтанном доме (бывший дворец Шереметевых, уничтожен в годы войны).
В 1939 году им написана обстоятельная статья «Что такое занимательная наука».
С началом Великой Отечественной войны читал лекции воинам-разведчикам Ленинградского фронта и Краснознамённого Балтийского флота, а также партизанам об ориентировании на местности без приборов.
Скончался Яков Исидорович ПЕРЕЛЬМАН 16 марта 1942 года в осаждённом немецко-фашистскими войсками блокадном Ленинграде от общего истощения, вызванного голодом.
4 декабря
1903 года родился Лазарь Иосифович ЛАГИН /наст. фамилия – Гинзбург/ (в Витебске), советский писатель и поэт, ведущий представитель советской сатирической и детской литературы, автор самой известной повести-сказки «Старик Хоттабыч».
Его псевдоним «Лагин» – сокращение от ЛАзарь ГИНзбург.
* * * * *
После окончания в 1919 году средней школы 15-летний Лазарь добровольцем отправился на Гражданскую войну. Занимался организацией комсомола в Белоруссии, был одним из его руководителей.
Первые публикации в печати появились в 1922 году – стихи и заметки на страницах газет. В том же году он встретил в Ростове-на-Дону Владимира Маяковского и показал ему свои стихи. Маяковский стихи похвалил.
В 1923 году учился на отделении вокала Минской консерватории, однако оставил учебу из-за отсутствия интереса к теории музыки.
Переехав в Москву в 1924 году, посещал литературную студию В.Я. Брюсова. Начал цикл «Обидные сказки».
В 1925 году окончил отделение политэкономии Московского института народного хозяйства имени К. Маркса. После чего служил в Красной армии.
Вернувшись, с 1930 года работал в газете, 3 года учился в Институте красной профессуры, в аспирантуре готовил к защите диссертацию. Из института Лагин отозван на работу в газету «Правда».
С 1934 года Лазарь Иосфович становится заместителем главного редактора журнала «Крокодил» (выпускался издательством «Правда» с 1932 года), сотрудником этого журнала писатель оставался до самой смерти.
В 1938 году в журнале «Пионер» состоялась публикация его повести-сказки «Старик Хоттабыч». В том же году главный редактор журнала «Крокодил» Михаил Кольцов был арестован (расстрелян в 1940, реабилитирован в 1954), нависла угроза ареста и над Лазарем Лагиным. Председатель Союза писателей Александр Фадеев отправил тогда Лагина в длительную командировку на остров Шпицберген, возможно, что именно это и спасло писателя от ареста.
Повесть «Старик Хоттабыч» вышла отдельной книгой в 1940 году. Следует отличать первую редакцию повести от второй, которая увидела свет в 1955 году и где не только заменены многие эпизоды и персонажи, но и сама книга значительно выросла в объёме. На основании второй редакции Лагин написал одноимённый киносценарий (фильм поставлен в 1957 году режиссёром Г.С. Казанским).
В годы Великой Отечественной войны писатель работал в газете «Красный черноморец», участвовал в обороне Одессы, Севастополя, Керчи, Новороссийска. Войну окончил в Румынии.
После войны он продолжил литературную и журналистскую работу. Одно за другим выходят его произведения: «Броненосец «Анюта»» (1945), «Патент АВ» (1947), «Остров разочарования» (1951).
Из других публикаций Лагина (с 1956 года псевдоним официально становится фамилией писателя) выделяются – «Атавия Проксима» (1956), «Съеденный архипелаг» и «Белокурая бестия» (оба – 1963), а также повесть «Майор Велл Эндью» (1962).
В 1960-х годах Лазарь Лагин написал ряд сценариев к мультипликационным фильмам.
Его книги переведены на многие иностранные языки и языки народов СССР.
Скончался Лазарь Иосифович ЛАГИН 16 июня 1979 года в Москве, похоронен на Кунцевском кладбище.
Ему посвящена повесть «В стране вечных каникул» Анатолия Алексина.
4 декабря
В 1910 году родился Алекс НОРТ (в Честере, штат Пенсильвания), американский композитор.
После смерти отца их семья еле сводила концы с концами, и хоть время было голодное, дом был заполнен музыкой. Талант Алекса оценили и приняли в Университет Кертиса, где он обучался по классу фортепиано у Джорджа Бойла.
В начале 1930-х годов Норт заинтересовался русской музыкой, особенно музыкой Прокофьева, и решил поехать учиться в Советский Союз.
С период 1932-35 годов Алекс Норт учился в Московской консерватории, став одним из первых американских студентов, наряду с Антоном Веприком и Виктором Байли. В это же время он работает музыкальным директором Латвийского государственного театра.
После возвращения в Нью-Йорк в 1936 году, Норт пишет Концерт для кларнета и оркестра, который с большим успехом исполнил Бенни Гудмен и нью-йоркский симфонический оркестр под управлением Л. Бернстайна. В 1941 году Норт сочиняет Рапсодию для фортепиано с оркестром.
Но настоящий успех пришёл к композитору после того, как он стал писать музыку для театра и кино – «Трамвай „Желание“» (первый случай, когда джаз являлся составной частью драмы), «Честь семьи Прицци», «Кто боится Вирджинии Вульф», «Спартак», «Клеопатра» и многие другие.
Алекс Норт номинировался на «Оскара» 15 раз, но ни разу не вышел из «Kodak Theater» со статуэткой в руках, пока в 1986 году не получил почётного «Оскара» за выдающиеся достижения в киноиндустрии.
Скончался Алекс Норт 8 сентября 1991 года в Лос-Анджелесе, (Калифорния).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_декабря #Н__
4 декабря
В 1921 году родилась Дина (Дианна) ДУРБИН /наст. имя – Эдна Мей Дурбин/ (в Виннипеге, провинция Манитоба), канадская певица и актриса, звезда Голливуда 1940-х годов.
С детских лет её отличало пристрастие к музыке и прекрасный голос. В 14-летнем возрасте она заключила контракт с киностудией «MGM» на съёмки в короткометражных фильмах совместно с Джуди Гарленд. Первый успех пришёл после съёмок в мюзикле «Каждое воскресенье». Однако руководство студии не захотело продлевать контракт с Диной Дурбин и она перешла сниматься в киностудию «Universal Pictures».
В 1938 году актриса получила престижную кинопремию «Оскар» в молодёжной категории, а уже через 2 года она была самой высокооплачиваемой актрисой в США, получая за съёмки в одном фильме по 400 тыс. долларов.
Основным амплуа Дины Дурбин были роли маленьких Золушек – такой её видели режиссёры и зрители. В середине 1940-х годов она попыталась сняться в более сложных ролях в фильмах «Рождество» и «Леди в поезде», но публика не приняла эти роли: зрители предпочли видеть её в ролях тех девушек-подростков, в которых она появлялась на экране.
В 1948 году руководство киностудии расторгло контракт с Диной Дурбин, заявив, что актриса слишком стара, чтобы играть роли молоденьких девушек, а для более сложных ролей она не слишком талантлива. При этом руководство студии забыло, что именно фильм «Три милых девушки» в своё время спас киностудию от банкротства.
Выйдя замуж, Дина Дурбин уехала в Париж. В брачном контракте было записано, что она имеет право жить в безвестности. Этот пункт был включён по её настоянию, а добивающимся интервью журналистам, она отвечала по телефону, что может сказать только одно: «Я ненавижу Голливуд!»
Деньги, заработанные на съёмках и вложенные в бизнес, позволили ей вести вполне обеспеченный образ жизни.
В Советском Союзе в прокате был очень популярен фильм «Сестра его дворецкого», в котором она исполнила фрагменты 3 романсов на русском языке – «Эй, ямщик, гони-ка к „Яру“…», «Калитка» и «Две гитары». Центральное телевидение неоднократно включало эти песни в состав праздничных киноконцертов.
Знаменитый советский и российский виолончелист и дирижёр Мстислав Ростропович в середине 1980-х годов в одном из интервью отмечал, что творчество Дурбин оказало на него очень важное музыкальное влияние.
Скончалась Дина Дурбин 20 апреля 2013 года в Нофль-ле-Шато (Франция).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_декабря #Д__
4 декабря
В 1901 году родился Николай Константинович СИМОНОВ (в Самаре), советский актёр театра и кино, художник, театральный режиссёр, артист Государственного академического театра драмы имени А.С. Пушкина. Народный артист СССР. Герой Социалистического Труда. Лауреат трёх Государственных премий.
* * * * *
Окончив 6 классов гимназии, Николай в 1918 году поступил на вечернее отделение Самарской художественно-промышленной школы, а через 3 года – на факультет живописи петроградской Академии художеств (учился у О.Э. Браза, А.А. Рылова, К.С. Петрова-Водкина). Однако, несмотря на успехи в академии, Симонов предпочёл театр, о котором мечтал со школьных лет.
В 1922 году он поступил в петроградский Институт сценических искусств, по окончании которого, был приглашён в труппу Александринского театра. Проработав в нём 7 лет, Симонов возглавил Самарский Краевой драматический театр.
Вернулся он в Александринку в 1934 году, чтобы остаться в нём до конца жизни. Николай Константинович всю творческую жизнь был предан и своему призванию художника; его наследие составляет множество живописных работ.
Сыгранная им в 1934 году роль Бориса Годунова открыла Симонова как трагического актёра. В 1950 году создание образа Феди Протасова («Живой труп») положило начало ряду ролей, ставших вершинами его творчества: Сатин («На дне», 1956), Сальери («Маленькие трагедии», 1962), Маттиас Клаузен («Перед заходом солнца», 1963).
Николай Симонов много снимался в кино. В годы расцвета немого кинематографа молодой актёр играл роли бесшабашных парней или романтических бунтарей – Сергея в «Леди Макбет Мценского уезда», молодого Ломоносова в картине «Сын рыбака» и др. Роль командира Жихарева в ленте «Чапаев» (1934) первая значительная роль актёра в звуковом кино.
В 1938 году на экраны вышел фильм «Петр I» с Симоновым в главной роли, сумевшим с необычайной глубиной и силой передать всю мощь личности русского царя-преобразователя. Наряду с Петром I среди лучших его ролей: Чуйков («Сталинградская битва»), Монтанелли («Овод»), Флягин («Очарованный странник»). Всего он снялся более чем в 40 фильмах.
Последней ролью Симонова в кино стала роль полицейского комиссара Берлаха в фильме «Последнее дело комиссара Берлаха» (1972).
В последний раз актер вышел на сцену 24 декабря 1972 года в спектакле «Перед заходом солнца».
Скончался Николай Константинович Симонов 20 апреля 1973 года в Ленинграде, похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_декабря #С__
4 декабря
В 1892 году родился Роман Петрович ТЫРТОВ /псевдоним – ЭРТЕ/ (в Санкт-Петербурге), знаменитый художник, график, сценограф, модельер эпохи «ар-деко» русского происхождения, работавший в Париже и Голливуде.
«Стиль Эрте» – тончайше функционально-продуманный, ритмичный и в то же время экзотически-зрелищный, полный романтических фантазий – явился в межвоенный период важным формообразующим моментом «ар-деко», ставшего прочным фактором моды и массовой культуры.
* * * * *
Потомок старинного дворянского русского рода, берущего начало от татарского хана Тырта, он стал известен всему миру под псевдонимом Эрте, (составлен из первых букв имени и фамилии), который взял, «чтобы не позорить семью».
Некоторое время он брал уроки танца у дочери знаменитого хореографа Мориса Петипа. Затем учился живописи у Ильи Репина. Эрте отказался от традиционной в семье карьеры военно-морского офицера. Несмотря на недовольство отца-адмирала, он в 1912 году уехал из Петербурга в Париж, став корреспондентом петербургского журнала «Дамские моды».
Там Эрте посещал класс живописи знаменитой Академии Жульена. С 1913 года работал в Доме моды Поля Пуаре – создавал костюмы для Анны Павловой, Мата Хари, Лиллиан Гиш. В 1920-е годы стал одним из ведущих художников стиля «ар-деко».
В 1915 году молодой художник заключил долгосрочный контракт с журналом «Harper's Bazaar», для которого создал в общей сложности 250 обложек, сделав их новым феноменом искусства. Одновременно как дизайнер одежды Эрте сотрудничал с «Vogue», «Cosmopolitan», «Women's Home Journal».
Он делал костюмы и занимался сценографией в парижском «Гранд-опера», нью-йоркском «Метрополитен-опера» и Лондонском оперном театре. В 1925 году был приглашен в Голливуд, художником на студию «Метро-Голдвин-Майер», где работал над несколькими фильмами, в том числе и над знаменитым «Бен Гуром».
Работы Эрте с успехом демонстрировались в Париже, Лондоне, Нью-Йорке и Токио, о нем снимали фильмы и писали книги. В 1967 году с его выставки в одной из нью-йоркских галерей Музей Метрополитен купил все 170 работ.
В 1940-60-х годах – он скульптор, график (автор серий «Цифры» и «Алфавит»), сценограф (в частности оформлял балеты Ролана Пети). Работами Романа Тыртова восхищались Джордж Баланчин и Энди Уорхол. В начале 1970-х годов, в эпоху нового интереса к «ар-деко», Эрте достиг мировой известности.
Он смог воплотить в скульптуре свои самые изысканные работы и мечты.
Скончался Роман Петрович Тыртов /Эрте/ 21 апреля 1990 года в Париже, в возрасте 98 лет, в зените славы, будучи хозяином крупнейшего производства авторизированных бронзовых фигурок и сериографических тиражей со своих рисунков.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_декабря #Т__ #Э__
4 декабря
В 1931 году родился Лев Павлович БАРАШКОВ (в Москве), советский актёр театра и кино, известный исполнитель популярных песен. Заслуженный артист РСФСР (1970).
Его голос – небольшой баритон приятного сочного тембра, однако вокалу Барашков профессионально не обучался.
* * * * *
Во время учёбы на историческом факультете Калужского педагогического института Лев занимался в драмкружке, которым руководил известный в будущем режиссёр Зиновий Корогодский.
Именно он и пригласил юного выпускника в Калининградский драматический театр. Спустя год Лев Барашков поступил в ГИТИС, после окончания которого, был приглашен в Московский драматический театр имени А.С. Пушкина.
В спектакле-концерте, поставленном главным режиссёром театра Борисом Равенских, Барашков исполнил песни «А у нас во дворе» Аркадия Островского на стихи Льва Ошанина и «Хотят ли русские войны» Эдуарда Колмановского на стихи Евгения Евтушенко.
Визитной карточкой эстрадной карьеры артиста стала песня А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова и С. Гребенникова «Главное, ребята, сердцем не стареть», первым исполнителем которой был именно Лев Барашков.
В 1965 году он покинул театр, чтобы стать солистом ансамбля Игоря Гранова «Голубые гитары». После года сотрудничества в ансамбле, Барашков начинает сольную карьеру в Москонцерте (до 1976 года).
Лев Барашков сыграл 5 ролей в кино, записал песни к кинофильмам «Тишина» и «Неуловимые мстители».
В его репертуар вошла песня из кинофильма «Белое солнце пустыни», произведения Владимира Высоцкого, Юрия Визбора и других советских бардов. В 1985 году зрители увидели концертную программу Барашкова по произведениям Юрия Визбора «Наполним музыкой сердца».
В конце 1990-х годов создал несколько музыкальных программ, составленных из песен прошлых лет.
Скончался Лев Павлович Барашков 24 февраля 2011 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_декабря #Б__
4 декабря
В 1963 году родился Сергей Назарович БУБКА (в Луганске), советский и украинский спортсмен-легкоатлет по прыжкам с шестом. Заслуженный мастер спорта СССР (1983).
Первый в мире человек, прыгнувший выше шести метров. Действующий рекордсмен мира по прыжкам с шестом – 6 м 15 см (1993).
Чемпион Олимпийских игр 1988, 6-кратный чемпион мира, чемпион Европы (1986) и СССР (1984, 1985). Победитель Кубков мира и Европы в прыжках с шестом.
* * * * *
В возрасте 11 лет был зачислен в волгоградское ДЮСШ «Динамо». Обучался в Киевском государственном институте физической культуры. Тренировался под руководством известного тренера В. Петрова, делавшего упор на гармоничное развитие в своем воспитаннике силы, скорости и техники.
Всего в 1984-94 годах Сергей Бубка установил 35 мировых рекордов (в том числе 18 на соревнованиях в крытых помещениях). Шесть раз завоевывал звание чемпиона мира. Многократно был обладателем гран-при Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF).
В 1984 году на соревнованиях в Братиславе Бубка взял высоту 5 м 85 см. Это был его первый мировой рекорд. Впервые в истории легкой атлетики Сергей покорил высоту 6 м в Париже в 1985 году, а всего за свою спортивную карьеру выше шести метров он перелетал 44 раза.
Лучшие результаты Сергея пока остаются непревзойденными: 6 м 14 см – на открытом стадионе в Сестриере; 6 м 15 см – в зале в Донецке. Среди неофициальных достижений – прыжок на 6 м 37 см в Токио.
Сергей Бубка в 1988 году награжден Орденом Трудового Красного знамени и в 1989 году Орденом Ленина.
По мнению специалистов, Бубка так и не раскрыл полностью всех своих возможностей. Сам Сергей признавался, что не хотел остаться в истории героем одного прыжка, как американец Боб Бимон, и активно участвовал в спортивных соревнованиях на протяжении многих лет.
Сергею Бубке не везло на Олимпийских играх – четырежды принимал участие в Играх, но золото взял лишь один раз. Этот факт его карьеры назвали «олимпийским проклятием».
Он – единственный легкоатлет, победивший на шести чемпионатах мира (1983-1997). В возрасте 37 лет Сергей Бубка принял участие в Олимпийских играх 2000-го года в Сиднее. Президент Международного олимпийского комитета маркиз Хуан Антонио Самаранч назвал его самым выдающимся спортсменом современности.
В 2001 году Бубка был удостоен звания «Героя Украины». Он занесен в Книгу рекордов Гиннесса за наибольшее количество мировых достижений в легкоатлетическом спорте.
Мало кто удостаивался памятника при жизни, но Сергей Назарович своими победами этого заслужил. В центре Донецка в 1999 году появился бронзовый памятник Сергею Бубке. Скульптура спортсмена с шестом, готовящегося к прыжку, установлена на постаменте символичной высоты – 6,15 метра.
Трижды Сергей Бубка получал титул лучшего спортсмена мира. Он является президентом и основателем «Клуба Сергея Бубки» в Донецке, который проводит международные соревнования «Zepter – Звезды шеста».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_декабря #Б__