4 сентября
В 1931 году родился Евгений Ильич УХНАЛЁВ (в Ленинграде), известный российский художник, автор Государственного герба Российской Федерации, знаков президентской власти и высших государственных наград. Народный художник РФ.
Является автором петербургского памятника жертвам политических репрессий.
* * * * *
В Великую Отечественную войну пережил блокаду Ленинграда и эвакуацию. Окончил художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.
В 1948 году по ложному доносу однокурсника Евгений Ухналёв вместе с пятью друзьями был осуждён на 25 лет за то, что якобы собирался сделать подкоп из Ленинграда под Мавзолей Ленина в Москве. Был освобождён через шесть лет. После возвращения в Ленинград, работал в проектных институтах — сначала чертёжником, затем архитектором. Полностью реабилитирован в 1959 году.
Являлся главным архитектором Эрмитажа в Санкт-Петербурге, а также ведущим художником Эрмитажа. Участник многочисленных выставок в России и за рубежом.
В период 1992-98 годов был специалистом-экспертом аппарата Государственной герольдии при Президенте Российской Федерации. 29 июня 1999 года включен в состав Геральдического совета при Президенте РФ.
Соучредитель и действительный член основанной в 2006 году Гильдии геральдических художников (Россия).
Скончался Евгений Ильич УХНАЛЁВ 2 сентября 2015 года в Санкт-Петербурге.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_сентября #У__
4 сентября
В 1913 году родился Кэндзо ТАНГЭ (в Осаке), японский архитектор. Лауреат Притцкеровской премии (1987).
* * * * *
В молодости он не планировал становиться архитектором, эту профессию выбрал, когда в 1930-е годы увидел проекты Ле Корбюзье в одном из японских журналов. Обучался городскому планированию и инженерии в Токийском императорском университете с 1935 года, а в 1974 году вновь решил получить образование в том же университете.
Деятельность Тангэ начиналась в тяжелый для японского народа период свертывания мирного строительства. В первые послевоенные годы молодой архитектор основал учебную студию "Tange Laboratory" и создал несколько градостроительных проектов. Международное признание он получил, став автором генерального плана восстановления Хиросимы после атомной бомбардировки 6 августа 1945 года.
Характерная особенность стиля Тангэ – соединение традиционной японской и западной эстетики. Это заметно в его самых лучших работах – парке и Центре мира в Хиросиме, пресс-центре в Кофу и аренах-близнецах в Токио, которые называют самыми прекрасными сооружениями XX века.
Его здания построены в Японии, США, Австралии, Югославии, Нигерии, деловых кварталах Болоньи и Неаполя, Сингапуре и Бахрейне, Тегеране и Сицилии. В 1994 году 80-летний Тангэ приезжал в Москву, чтобы обсудить проект реконструкции Большого театра. В России ему торжественно вручили почетный диплом академика Российской академии архитектуры и лицензию на право строительства в Москве, которой архитектор не воспользовался.
Скончался Кэндзо ТАНГЭ 22 марта 2005 года в Токио.
Многие десятилетия он был профессором Токийского университета. Влияние Тангэ на архитекторов современной эпохи огромно. В конце 1980-х годов в его компании работали более 130 архитекторов по всему миру.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_сентября #Т__
4 сентября
В 1964 году родился Рене ПАПЕ (в Дрездене), немецкий оперный певец (бас), солист Берлинской государственной оперы, приглашённый солист «Метрополитен Опера», о котором критики отзываются как об «одном из ведущих басов нового поколения».
* * * * *
Окончил Дрезденскую Высшую школу музыки. В 1988 году принят в качестве солиста в Берлинскую государственную оперу, а в 1989 году стал лауреатом международного конкурса молодых вокалистов имени Мирьям Хелин в Хельсинки.
В 1995 году на Зальцбургском фестивале исполнил партию Зарастро в опере Моцарта «Волшебная флейта». С того же времени выступает в каждом сезоне «Метрополитен Опера» как приглашённый солист. Выступал во всех ведущих оперных театрах Европы, США и Японии.
Сотрудничал с Даниэлем Баренбоймом, Георгом Шолти, Антонио Паппано, Лорином Маазелем, Куртом Мазуром, Зубином Метой, Валерием Гергиевым, Клаудио Аббадо и другими известными дирижёрами.
Рене Папе участвовал в новых постановках опер «Тристан и Изольда» (Король Марк), «Фиделио» (Рокко), «Дон Жуан» (Лепорелло), «Фауст» (Мефистофель), а также в восстановленных спектаклях «Лоэнгрин» (Король Генрих) и «Нюрнбергские мейстерзингеры» (Погнер). Под руководством Валерия Гергиева он впервые исполнил партию Гурнеманца в «Парсифале». Рене Папе выступал в чикагской Лирик-опере, оперных театрах Сан-Франциско и Лос-Анджелеса, в Баварской государственной опере (Мюнхен), на музыкальных фестивалях в Байройте, Глайндборне, Люцерне, Зальцбурге, Вербье, Оранже, на Казанском международном фестивале им. Шаляпина и петербургском фестивале «Звезды белых ночей».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_сентября #П__
4 сентября
В 1913 году родился Ренато КАСТЕЛЛАНИ (в Финале-Лигуре), итальянский кинорежиссёр и сценарист.
* * * * *
Закончил архитектурное отделение Миланского политехнического института. С 1936 года работает в кино как сценарист и помощник режиссера, сотрудничая с М. Камерини, А. Блазетти и другими режиссерами.
За свою жизнь поставил 19 полнометражных фильмов и написал сценарии к сорока. Дебютом Кастеллани-режиссёра стал фильм «Выстрел» (1941), поставленный по одноименной повести А.С. Пушкина.
Лента «Два гроша надежды» (1952) вместе с «Отелло» Орсона Уэллса была удостоена Гран-при Каннского кинофестиваля. За «Ромео и Джульетту» (1954), экранизацию пьесы Шекспира, Кастеллани получил «Золотого льва» – главную награду фестиваля в Венеции, а за «Жизнь Леонардо да Винчи» – «Золотой глобус» в 1973 году.
Также широко известны фильмы Кастеллани «Под солнцем Рима» (1948), «Разбойник» (1961) и «Три ночи любви» (1964), телевизионный мини-сериал «Жизнь Джузеппе Верди» («Верди») (1982).
Скончался Ренато КАСТЕЛЛАНИ 28 декабря 1985 года в Риме.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_сентября #К__
4 сентября
В 1780 году родился Фёдор (Иванович) Петрович ГААЗ (в Бад-Мюнстерайфеле), русский врач немецкого происхождения, филантроп, известный под именем «святой доктор», католик.
Изучал германистику, философию и медицину в Йенском и Гёттингенском университетах, а в 1806 году прибыл в Россию в качестве домашнего врача князя Репнина.
Живя в Москве, был главным врачом Павловской больницы. Также занимался частной практикой и стал одним из наиболее известных московских врачей. Приобрел значительное состояние (имел собственный дом на Кузнецком мосту).
В 1812-14 годах был военным врачом в действующей русской армии, с которой дошел до Парижа. С 1828 года Федор Гааз – член Московского губернского тюремного комитета и главный врач (с 1829 года) московских тюрем.
Будучи филантропом, посвятил свою жизнь облегчению участи заключённых, окружал заботой партии ссыльных, обеспечивая их всем необходимым на дорогу; вёл их переписку и выполнял различные поручения. В 1832 году при московских тюрьмах были построены или организованы больницы. Он организовал школу для детей арестантов, на экскурсию в которую приезжали педагоги и психологи из Франции, Швейцарии, где аналогичные школы появились гораздо позже. До этого детям осуждённых просто отказывали в образовании.
За свою деятельность он был представлен московским губернатором Д.С. Ланским к ордену Святого Владимира 4-й степени; этот знак отличия Гааз очень ценил и неизменно носил его на своем поношенном, но всегда опрятном фраке.
В 1809-10 годах совершил путешествия по Кавказу для изучения минеральных источников (ныне Кавказские Минеральные Воды). Исследовал источники в Кисловодске, открыл новые в Железноводске, первым сообщил об источниках в Ессентуках (хотя и не придал им важного значения).
Деятельность Гааза была направлена на заботу о бедных и бездомных больных, заключенных пересыльных тюрем и их детях в соответствии с его девизом «СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО».
Добился значительного улучшения содержания заключенных, отмены железного прута, к которому приковывали группами каторжных и поселенцев для следования по этапу, замены тяжелых кандалов более легкими, обшитыми кожей («гаазовскими»). Так, первый биограф доктора Гааза известный общественный деятель Анатолий Кони, изучая дела Московского тюремного комитета, насчитал 217 ходатайств Гааза, умолявшего господ-помещиков не разлучать детей и родителей. При этом он упоминал о некоем безымянном благотворителе, готовом оплатить милосердие.
Так растаяло немалое состояние доктора, и как пишет Кони, «быстро исчезли белые лошади и карета, пошла с молотка суконная фабрика, была продана и недвижимость».
Скончался Федор Гааз 16 августа 1853 года в Москве – в одиночестве и бедности.
Благодаря своей филантропической деятельности, на которую он истратил фактически всё своё состояние, Гааз был чрезвычайно популярен среди москвичей, которые называли его «святым доктором».
В последний путь его провожала 20-тысячная толпа.
«Спешите делать добро» – эти слова доктора Гааза написаны на его могиле. Самого же Федора Петровича похоронили за счет полиции на Введенском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_сентября #Г__
4 сентября
В 1875 году родился Евгений Евгеньевич ЛАНСЕРЕ (в Павловске), русский и советский график и живописец, театральный декоратор. Народный художник РСФСР.
Известен прежде всего как художник-иллюстратор.
Сын известного скульптора Евгения Александровича Лансере, брат художницы З.Е. Серебряковой, племянник основателя и идеолога объединения «Мир Искусства» А.Н. Бенуа.
* * * * *
Обучался в рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге, совершенствовал мастерство во французских академиях Ф. Каларосси и Р. Жюльена в Париже.
До революции Лансере жил в Павловске и Петербурге. Был членом объединения «Мир искусства», ярко выражая свойственные этому обществу историко-ретроспективные настроения и увлеченность русским XVIII веком.
Художник получил известность прежде всего своими книжно-иллюстративными работами (циклы «Царская охота на Руси», 1902; «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны», 1910). Лучший его книжный цикл – иллюстрации к «Хаджи-Мурату» Л.Н. Толстого.
В 1912 году Евгений Лансере получил звание академика живописи. Он состоял заведующим художественной частью Фарфорового завода и Гранильной фабрики.
Октябрьскую революцию Лансере сначала не принял и в 1918-19 годах сотрудничал как художник в ОСВАГе (информбюро армии А.И. Деникина), создавая злые антибольшевистские плакаты.
В период 1918-34 годов жил на Кавказе, состоял профессором Тбилисской Академии художеств.
С переездом в Москву начинается новый этап его деятельности, связанный отчасти с театром («Горе от ума» в Малом театре, 1938), но более всего с монументальной живописью (плафоны ресторана Казанского вокзала, гостиницы «Москва», зала Большого театра). Главный мотив росписей – праздничное ликование народов молодой строящейся страны.
В 1943 году он был удостоен Сталинской премии по сумме творчества.
Оставил о себе память и как замечательный педагог (преподавал в Тбилисской академии художеств и Московском архитектурном институте).
Скончался Евгений Евгеньевич Лансере 13 сентября 1946 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_сентября #Л__
4 сентября
1934 года родился Эдуард Анатольевич ХИЛЬ (в Смоленске), советский и российский оперный, камерный и эстрадный певец (баритон). Народный артист РСФСР.
Его манера исполнения неповторима и легко узнаваема, характеризуется обаянием, неизменно отличным звучанием яркого, звонкого и полётного лирического баритона, мощным зарядом оптимизма и юмора.
На сцене Хиль держался очень уверенно, подтянуто, сопровождая пение лёгкими танцевальными движениями и эффектной жестикуляцией. Также певцу очень помогала его благородная внешность – открытое, чистое, обаятельное лицо с широкой улыбкой.
Никогда не изменявший академическому стилю пения, Хиль отличался завидным сценическим долголетием.
* * * * *
Детство Эдуарда, которое пришлось на II-ю мировую войну, было тяжёлым. Когда ему было 9 лет, он вместе с другом пытался два раза убежать на фронт.
В 1949 году Хиль приехал в Ленинград и поступил в полиграфический техникум. Также он занимался в оперной студии Дворца культуры им. Кирова, работал мастером на фабрике офсетной печати, увлекался живописью, учился в вечерней школе музыкального образования.
В 1960 году окончил Ленинградскую консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова (класс пения Е.Г. Ольховского и З.П. Лодий) и начал выступать как солист Ленконцерта.
По окончании консерватории продолжал выступления в спектаклях Оперной студии консерватории, его первые концерты включали классический и камерный репертуар из произведений Чайковского, Римского-Корсакова, Шостаковича, Верди, Бизе, Пуччини, Гуно, Шуберта, Бетховена, Мусоргского.
Эдуард Хиль пел Фигаро в «Свадьбе Фигаро» Моцарта и в «Севильском цирюльнике» Россини, Януша из «Гальки» Монюшко, ведущие партии в «Евгении Онегине» и «Пиковой даме», графа Эльфора в «Чёрном домино» Обера. За исполнение последней партии он удостоился звания Лауреата фестиваля «Белые ночи».
В 1962 году певец впервые выступил с эстрадным репертуаром на сцене Центрального дома работников искусств (ЦДРИ) в Москве, где молодого певца представил мэтр советской эстрады Леонид Утёсов.
Эдуард Хиль активно выступал на эстраде, он стал одним из самых любимых и популярных исполнителей. Отличался высокой культурой исполнения песен, своеобразным певческим почерком.
В 1977-1979 годах преподавал сольное пение в ЛГИТМиКе. Среди его учеников такие разные исполнители, как Олег Погудин и Евгений Дятлов.
Хиль является первым исполнителем песен «Лесорубы» и «Лунный камень» Аркадия Островского, «Песня о друге», «Голубые города», «А люди уходят в море» Андрея Петрова, а также вокального цикла Валерия Гаврилина «Военные письма».
С голосом певца ассоциируются такие известные песни, как: «С чего начинается Родина», «Как провожают пароходы», «Как хорошо быть генералом», «У леса на опушке…», «Я шагаю по Москве», «Трус не играет в хоккей», «Два брата», «А туман на луга ложится», «Это было недавно, это было давно» и др.
К 300-летию Петербурга он подготовил и исполнил на музыку Р. Глиэра и стихи собственного сочинения «Гимн городу».
В 2010 году Эдуард Хиль пережил очередной всплеск популярности. В Интернете большой интерес вызвал его видеоклип на вокализ А. Островского «Я очень рад, ведь я наконец возвращаюсь домой». Певец стал известен широким массам американских слушателей. Данный вокализ в США получил название «Trololo». Видеоклип стал настолько популярным, что породил ещё множество пародий.
Скончался Эдуард Анатольевич ХИЛЬ 4 июня 2012 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Смоленском кладбище.
4 сентября
В 1900 году родился Георгий ГОЙНИНГЕН-ГЮНЕ (в Санкт-Петербурге), известный фотограф.
Был одним из ведущих фешн-фотографов своего времени, его моделью, а затем и учеником стал в будущем не менее известный фешн-фотограф Хорст (Horst P. Horst).
Знаменит также своими альбомами, созданными в 1940-е годы в соавторстве с известным археологом, посвященными истории и культуре древних цивилизаций Мексики, Египта, Греции.
* * * * *
Учился в Александровском лицее, а затем в гимназии в Ялте. Летом 1917 с матерью выехал в Англию. Во время гражданской войны служил переводчиком в британской миссии на Юге России, в Екатеринодаре и Таганроге.
После окончания гражданской войны жил во Франции. Выполнял различную случайную работу: переводчика, инспектора железнодорожных шпал для американской компании, закупавшей шпалы в Польше, снимался в массовках фильмов.
После того, как его сестра открыла ателье, рисовал платья для её каталога. Делал иллюстрации для журналов. В 1920-х годах работал фотографом во французском журнале «Vogue». В 1935 году переехал в США, стал работать в журнале «Harper's Bazaar».
В 1940-х годах выпустил несколько книг-альбомов, посвященных архитектуре и искусству Египта, Греции и Мексики в соавторстве с известными археологами (Гойнинген-Гюне готовил фотографии, а его соавторы – текст).
После Второй мировой войны переехал в Лос-Анжелес. Преподавал в Школе творческой фотографии Эдварда Каминского в Голливуде и в Центральной школе искусств в Пасадене. В 1950-60-х годах работал консультантом по цвету и дизайнером титров в кинематографе.
В 1960 году выступил художником по костюмам в фильме «Дыхание скандала» (М. Кёртис) с участием Софи Лорен. Занимался портретной фотосъёмкой кинозвезд.
Скончался Георгий Гойнинген-Гюне 12 сентября 1968 года в Лос-Анджелесе.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_сентября #Г__
4 сентября
В 1874 году родился Александр Васильевич ВИШНЕВСКИЙ (в дагестанском селе Новоалександровка; ныне село Нижний Чири-Юрт Кизилюртовского района Дагестана), русский и советский военный хирург, профессор, создатель знаменитой лечебной мази; основатель династии врачей, действительный член АМН СССР.
После окончания в 1899 году медицинского факультета Казанского университета уже в ноябре 1903 года защитил докторскую диссертацию.
В период 1914-25 годов руководил госпитальной хирургической клиникой, а с 1926 по 1934 годы – факультетской хирургической клиникой в Казани.
В 1934 году Александр Вишневский был назначен директором хирургической клиники Центрального института усовершенствования врачей и Всесоюзного института экспериментальной медицины (ВИЭМ) в Москве.
Он проводил исследования в области хирургии жёлчных путей, мочевой системы, грудной полости, а также нейрохирургии, хирургии военных повреждений и гнойных процессов. Разработал самый известный метод обезболивания – новокаиновую блокаду. Обезболивание по Вишневскому стало одним из ведущих в операционной деятельности российских хирургов и принесло его автору наряду с разработкой и применением новокаиновых блокад и бальзамической жидкой мази («мази Вишневского») при лечении воспалительных и язвенных процессов широкую известность. Благодаря этим методам в годы Великой Отечественной войны были спасены жизни сотен тысяч раненых.
В 1947 году на базе клиники ВИЭМ создается Институт экспериментальной и клинической хирургии, и Вишневский становится его директором и избирается действительным членом АМН.
Академик Вишневский является создателем новаторской школы хирургии, в основе которой – активная хирургическая практика, исследование и эксперимент. Институт хирургии Российской академии медицинских наук носит имя своего первого директора.
Скончался Александр Васильевич Вишневский 13 ноября 1948 года в Москве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_сентября #В__
4 сентября
В 1909 году родился Валентин Николаевич ПЛУЧЕК (в Москве), советский и российский театральный режиссёр, актёр, сценарист. Народный артист СССР.
Ему было суждено стать режиссером с мировым именем, хотя в роду не было театральных деятелей.
* * * * *
Окончив 7 классов средней школы, он поступил во ВХУТЕМАС, но его интересы не ограничивались живописью. В 1926 году Плучек пошел на актёрский факультет Государственной театральной экспериментальной мастерской под руководством Всеволода Мейерхольда.
В 1929 году поступил уже на режиссёрский факультет той же мастерской, и тогда же в качестве актёра был принят в труппу Театра им. Мейерхольда, где дебютировал в легендарном спектакле «Ревизор» в крошечной роли офицера с букетом. Начинающий актёр был замечен публикой и самим автором после исполнения трех эпизодических ролей в спектакле «Клоп» Маяковского. При постановке «Бани» в 1930 году сам Маяковский настоял на том, чтобы Моментальщикова играл Плучек. У Мейерхольда он работал вплоть до закрытия театра в январе 1938 года.
Драматург А.Н. Арбузов и Плучек в 1939 году создают свою знаменитую довоенную студию, в которой занимались З. Гердт, А. Галич, М. Греков, Э. Багрицкий, М. Львовский, А. Зак, Исай Кузнецов и др.
Премьера спектакля «Город на заре» состоялась 5 февраля 1941 года, возвестивший о появлении нового театра, но с началом Великой Отечественной войны жизнь студии закончилась. Валентин Плучек считал период работы в студии одним из важнейших этапов своей жизни.
В военные годы он ставил спектакли для фронтовых театров, затем получил приглашение возглавить Театр Северного флота в городе Полярный (1942-1945). Здесь Плучек в основном ставил весёлые и музыкальные спектакли: «Давным-давно» Гладкова, «Слуга двух господ» Гольдони, «Собака на сене» Лопе де Вега и т.д. После войны режиссёр возвратился в Москву и работал в гастрольных театрах при Всероссийском театральном обществе (1945-1950).
В 1957 году Плучек становится главным режиссёром Театра Сатиры. В этом же году состоялась премьера его знаменитого и скандального спектакля «А был ли Иван Иванович?» Назыма Хикмета (с Борисом Тениным и Анатолием Папановым в главных ролях). Через 2 года он ставит «Дамоклов меч» Назыма Хикмета. Спектакль становится одним из самых заметных явлений театральной Москвы.
Премьера спектакля «Женитьба Фигаро» Бомарше с Андреем Мироновым в главной роли состоялась в 1969 году. Спектакль шел при постоянных аншлагах до 1987 года, пока был жив исполнитель главной роли.
В возрасте 80-ти лет Плучек ставит «Трибунал» В.Н. Войновича. В 1991 году он выпускает спектакль «Идеальный муж» Оскара Уайльда, в 1992 году – комедию Островского «Горячее сердце», а в 1994 году – «Укрощение строптивой» Шекспира, спектакль, высоко оцененный критикой.
В 1996 году состоялась премьера «Трёхгрошовой оперы» Бертольта Брехта, через 2 года – пьесы «Ревизор» Гоголя, с которой началась его жизнь в театре. В 2002 году режиссёр работал над комедией Карло Гольдони «Слуга двух господ»…
Скончался Валентин Николаевич Плучек 17 августа 2002 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_сентября #П__