4 января
1860 года родился Виктор Аксель ВЕСТЕРХОЛЬМ (в Або, Великое княжество Финляндское; ныне Турку, Финляндия), финский художник-пейзажист, профессор, главный хранитель Художественного музея Турку, создал колонию художников Эннингебю.
В своём творчестве испытал влияние импрессионизма. Воспевал красоту и суровое величие родной природы («Аландские острова», 1909; «Церковь Кёкер на Аландах», 1908).
* * * * *
Выходец из семьи шкипера, он в период 1869-1879 годов обучался в Финской рисовальной школе в Або, а позднее дважды – в качестве творческой практики – в Академии художеств в Дюссельдорфе. Виктор Вестерхольм являлся последним из плеяды финских художников дюссельдорфской школы. Его учителями были Андреас Мюллер, Уго Крола и Ойген Дюкер.
В дальнейшем он проходил обучение в Париже (1888-1890) у Ж.Ж. Лефевра и Г. Буланже.
В качестве самостоятельного живописца дебютировал в 1876 году. Принимал участие во многих выставках в Финляндии, а также экспонировался в Венеции, Париже, Москве и Копенгагене.
Так же Вестерхольм преподавал в художественной школе в Або и какое-то время возглавлял её в качестве директора. В период 1891-1919 годов был первым хранителем художественного собрания Художественного музея в Або.
Место летнего пребывания Виктора Вестерхольма привлекало многих финских, шведских и эстонских художников вплоть до 1914 года. Колония художников была создана по примеру датской колонии на острове Скаген. Ряд финских живописцев поселились в колонии или же часто посещали её (Э. Мюкка, Ф. Алстедт, Э. Фаворин, А. Лундхал и др.).
Еще в 1886 году Вестерхольм предложил знакомым финским и шведским художникам приезжать к нему работать на пленэре. Постепенно колония разрасталась. Особенно очень активной жизнь в колонии была первые 6 лет: с вечеринками и маскарадами, экскурсиями на архипелаг Аландских островов и своеобразными мастер-классами.
В дальнейшем спасаясь от «преследования критики», многие художники уехали жить и работать в соседнюю Данию в колонию Скаген, а в Эннингебю остались самые «стойкие». В 1906-1913 годах в колонии поселилась группа эстонских художников и писателей, так называемая группа «Молодая Эстония». Первая мировая война стала финальной точкой колонии. Некоторые из финнов вернулись сюда только после 1938 года.
Скончался Виктор Аксель ВЕСТЕРХОЛЬМ 19 ноября 1919 года в Турку.
После смерти художника его большие ретроспективы прошли в Финляндии; представлены были картины Вестерхольма и на выставках в Киле (Германия), Милане и Риме (Италия), Москве и Ленинграде (СССР) и в Китае.
4 января
В 1881 году родился Вильгельм ЛЕМБРУК (в Мейдерихе; ныне Дуйсбург), выдающийся немецкий скульптор, художник и график.
При создании своих статуй он в первую очередь ориентировался на классическую систему пропорций. Лембрук развивал вместе с Э. Барлахом новые скульптурные идеи, высказанные А. Гильденбрандом, после застоя скульптуры в XIX веке, заключавшиеся в постановке на первое место не задачи сюжета и внешней эффектности, а пластическую форму и её закономерности.
* * * * *
Выходец из семьи горняка, первые шаги к скульптуре Вильгельм сделал в школе, когда в 12 лет начал вдруг уверенно вырезать из мела при помощи карманного ножика персонажей средневековой истории. Учителя убедили родителей в дальнейшем специальном образовании мальчика, и в 1895 году он был принят в Художественно-промышленное училище в Дюссельдорфе. Ему приходилось добиваться наград и стипендий, то была единственная возможность оставаться в стенах училища.
В 1901 году Лембрук поступил в Дюссельдорфскую Академию художеств в класс Карла Янсана. Здесь он досконально изучил особенности каждого материала, в совершенстве овладел практически всеми скульптурными техниками. В бронзе им выполнена самая совершенная работа студенческих лет – «Купальщица».
Самыми важными вехами в его творческой эволюции были встречи с искусством двух скульпторов – Константина Менье и Огюста Родена. Под влиянием Менье он исполняет несколько работ – «Человек, катящий камень», «Шахтёр», «Шахтный газ». Некоторые работы Лембрука начала XX века, например, «Отчаяние» и «Мать, защищающая ребёнка», несомненно, близки композициям Родена.
В период 1910-14 годов Лембрук жил в Париже, на Монпарнасе. Это время самое счастливое в его жизни. Он окончательно освободился от каких-либо влияний, и достигает вершин мастерства. Он был частым гостем находившегося поблизости «Кафе дю Дом». Круг парижских знакомых Лембрука весьма велик: Пикассо и Матисс, Дерен, Делоне, Леже, Модильяни.
Первым значительным произведением, представленным на Парижском салоне 1910 года, стала скульптура «Стоящая женская фигура», которая принесла автору международную известность. В этой работе чувствуется воздействие на мастера античной традиции ваяния. Почти все женские образы Лембрука, – изображение его жены Аниты. До конца дней она оставалась его верной спутницей, надёжным помощником и терпеливой натурщицей.
Благодаря Аните сохранилось почти всё наследие скульптора – в 1920-е годы она передала его Дуйсбургу. Музей, носящий имя Вильгельма Лембрука построен по проекту сына скульптора, видного архитектора Манфреда Лембрука.
Венец парижских успехов Лембрука знаменовала персональная выставка в Галерее Лавека в июне 1914 года. Это была первая выставка немецкого художника в XX столетии в столице Франции. Ввиду угрозы приближающейся войны Лембрук в июле 1914 года переселяется из Парижа в Берлин. Он пытается работать, в основном заканчивая привезённые из Франции вещи.
Скульптор стремится избежать призыва в армию, в качестве санитара сопровождая поезда, перевозящие раненых. Однако в январе 1915 года его мобилизовали и в качестве военного художника отправили на Западный фронт. Но уже через 3 месяца он вернулся в Берлин, а вскоре из-за плохого слуха был освобождён от службы.
Доминирующей темой искусства Лембрука становится тема смерти, главным произведением – «Поверженный». В искусстве XX века эта работа занимает исключительное место как первый памятник жертвам войны, как первый антивоенный мемориал неизвестному солдату, как прообраз всех мемориалов нашего времени.
В конце 1916 года скульптор уезжает в Швейцарию. В Цюрихе он работает 2 года, регулярно приезжая в Берлин. Это время всё углубляющейся душевной депрессии, её усиливает и личная драма… Скульптор не выдержал катастрофического разлада с действительностью.
Скончался Вильгельм ЛЕМБРУК (покончил жизнь самоубийством) 25 марта 1919 года в Берлине, всего через 2 месяца после избрания в члены Прусской академии искусств.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_января #Л__
4 января
В 1866 году родился Рамон КАСАС-и-КАРБО (в Барселоне, Каталония), испанский /каталонский/ живописец и график, мастер портрета и карикатуры, лидер национального модернизма.
Он был настоящим большим художником, создавшим свой мир, безусловно достойным восхищения и уважения, чудесным портретистом.
* * * * *
Сын эмигранта, сколотившего себе состояние в Матансасе на Кубе, он в 11 лет бросил школу и начал брать частные уроки живописи.
Свой первый рисунок Рамон Касас опубликовал в 1881 году в модернистском журнале «Avenç», одним из основателей которого стал. В том же году приехал в Париж и поступил в частную академию Каролюса-Дюрана. Там же в 1883 году первый раз выставил свою работу на обозрение.
В дальнейшем ежегодно бывал в Париже, остальную же часть года жил в Барселоне, а также в Мадриде и Гранаде. Рамон Касас всегда много путешествовал, был фанатиком велосипеда. Вместе с писателем и художником Сантьяго Рузиньолем работал над оформлением его книги «По Каталонии» (1889).
На 1890-е годы пришелся период наивысшего расцвета его творчества – большие выставки живописца прошли в Мадриде, Берлине, его работы были показаны на Всемирной выставке в Чикаго (1893). Две работы Касаса (в том числе – портрет Эрика Сати) в 1900 году экспонировались на Всемирной выставке в Париже. Его картина «Подлая гаррота» получает премию в Мюнхене (1901). Работы художника выставляются в различных городах Европы, в Буэнос-Айресе.
В 1903 году Касас становится постоянным членом парижского Салона на Марсовом поле, что дает ему право на ежегодную выставку во французской столице. С 1907 года много времени проводит в заброшенном бенедиктинском аббатстве Сант-Бенет, выкупленном и восстановленном его матерью, с 1912 года, после смерти матери, становится владельцем монастыря.
В 1908 году художник путешествует по Кубе и США, он вообще постоянно и много ездит по миру. Даже во время I-й мировой войны его выставки проходят в Вене, Будапеште, Мюнхене, Париже, Мадриде и др.
Скончался Рамон КАСАС-и-КАРБО 29 февраля 1932 года в Барселоне от туберкулёза, похоронен на Монжуикском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_января #К__
4 января
В 1857 году родился Эмиль КОЛЬ/имя при рождении — Эмиль Эжен Жан Луи Курте/ (в Париже), французский художник-мультипликатор, кинорежиссёр, сценарист, оператор, художник. Вошёл в историю кинематографа и мультипликации, как создатель графической анимации.
Детство провел в пригороде Лилля. Был учеником ювелира, фокусником. Заинтересовавшись рисованием, поступил в ученики одного из самых известных в то время карикатуристов — Андре Жилля, работавшего для журналов «Луна» и «Затмение». Работая в стиле своего учителя, Эмиль Коль стал довольно известным карикатуристом.
После 1900 года сотрудничает с юмористическими журналами и альманахами, например журнал «Черная кошка», где рисует серии комических приключений рисованного персонажа, близкого к традициям лубка и комиксам.
В качестве режиссёра Коль начал свою деятельность со съемок трюковых фильмов снятых на натуре. Уже в марте 1908 года Эмиль Коль добивается успеха, поставив фильм «Погоня за тыквами».
В том же, 1908 году, снимая рисунки методом покадровой съемки, впервые в мире создает графический мультфильм, а два его очень важных открытия — отдельный рисунок для каждой фазы движения и съемки камерой, укрепленной вертикально, и сегодня остаются основными принципами работы в графической мультипликации.
Первый показ его анимационных фильмов состоялся 17 августа 1908 года в Париже. Это был фильм «Фантасмагория или кошмар фантоша».
Свои картины Коль рисовал сам — кадр за кадром, а лента длиной всего 36 метров вмещала 2000 кадров. Эмиль Коль первым применил прием оживления вещей («Живые спички»), сопоставление натурного предмета с рисованным персонажем, а также использовал в своей мультипликации фотографию.
В течение 1909—1910 годов Эмиль Коль создавал для фирмы «Гомон» трюковые ленты, в которых он применял покадровую съемку. В 1913 году Коль едет в Соединенные Штаты, где работает для филиала фирмы «Эклер». Вернулся во Францию накануне Первой мировой войны, создал серию из пяти фильмов «Приключения никелированных ног».
Полная фильмография включает в себя более трехсот фильмов, но больше половины из них сегодня безвозвратно утрачены.
Доживал свои дни в приюте для бедных.
Скончался Эмиль Коль 20 января 1938 года в результате несчастного случая.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_января #К__
4 января
В 1965 году родилась Джулия Карин ОРМОНД (в городе Эпсом, графство Суррей), английская и американская актриса театра, кино и телевидения.
В школьные годы она участвовала в постановках школьного театра и играла в хоккей на траве. После окончания школы поступила в Институт искусства и дизайна в Суррее, но затем бросила учебу и отправилась в Лондон, чтобы стать актрисой в Академии драматического искусства Веббера Дугласа.
В 1988 году она получила диплом и несколько ролей в театре. Роль в спектакле «Вера, Надежда и Благотворительность» принесла Джулии Ормонд приз лондонских критиков как лучшей молодой актрисе.
Первую главную роль она получила в 1991 году – сыграла российскую императрицу Екатерину II в сериале «Молодая Екатерина». Через год Джулия вновь вернулась к российской теме, сыграв Надежду Аллилуеву в биографическом телефильме «Сталин».
Знаменитый режиссер Питер Гринуэй в 1993 году пригласил ее в свою новую историческую драму «Дитя Маконы».
В 1994 году Джулия Ормонд получила главную женскую роль в голливудской мелодраме «Легенды осени», где партнерами стали Брэд Питт и Энтони Хопкинс. Взлет ее карьеры продолжился благодаря романтической драме «Первый рыцарь» (1955), в которой Джулия сыграла жену легендарного короля Артура в исполнении Шона Коннери.
В том же 1995 году на экраны вышла мелодрама «Сабрина», в которой Джулия Ормонд сыграла главную роль – возлюбленную героя Харрисона Форда.
В 1997 году актриса сыграла главную роль в независимой криминальной драме «Снежное чувство Смиллы», а через 2 года получила главную женскую роль в масштабном проекте Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник».
На рубеже веков Джулия Ормонд решила сделать перерыв в кинокарьере, освободив время для семейной жизни и работы в благотворительных организациях. Она иногда появлялась на ТВ и продолжала играть в театре.
В 2001 году она была номинирована на премию имени Лоуренса Оливье как лучшая актриса за роль в спектакле «Моя цинковая постель» в Королевском театре.
Возвращение Джулии Ормонд на большой экран состоялось в 2004 году, сыграв в телефильме «Ангелы с железными зубами» о движении суфражисток. После этого ее пригласил в свою новую картину «Внутренняя империя» культовый режиссер Дэвид Линч.
В 2008 году она появилась в двух громких проектах – дилогии «Че» Стивена Содерберга и оскароносной «Загадочной истории Бенджамина Баттона» Дэвида Финчера.
Новый виток в карьере Джулии Ормонд произошел благодаря съемкам в американском мини-сериале «Тэмпл Грандин», в котором она сыграла мать больной аутизмом девочки. Эта роль принесла актрисе «Эмми» и номинацию на премию Гильдии киноактеров.
В 2011 году вышли 4 фильма с участием Джулии Ормонд. В одном из них, исторической драме «7 дней и ночей с Мэрилин», она сыграла легендарную актрису Вивьен Ли.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_января #О__
4 января
В 1953 году родился Игорь Юльевич ОЛЕЙНИКОВ (в городе Люберцы, Московская область), художник-аниматор, иллюстратор.
В анимации известен по фильмам «Тайна третьей планеты», «Последняя охота», «Сказка о царе Салтане», принимал участие в работе над лентой «Халиф-аист».
Как художник-постановщик создал фильмы «Мы с Шерлоком Холмсом», «Сказка о глупом муже», «Поползновение», «Сапожник и русалка», «В поисках Олуэн» и др.
* * * * *
По окончании Московского института химического машиностроения работал в проектном институте «Гипрокаучук». Но по словам самого Игоря Олейникова «три года честно провел за кульманом. Но и за кульманом – рисовал. Видимо, гены не давали покоя. Моя мама была художником по коврам. И сейчас пол-Кремля устелены ее дорожками…»
В 1979 году в качестве ассистента художника-постановщика пришёл на киностудию «Союзмультфильм»; спустя некоторое время сам стал художником-постановщиком.
Специального художественного образования Олейников не имеет, хотя поверить в это совершенно невозможно.
В 1991-2000 годах работал в российском филиале студии ВВС «Кристмас Филмз», где был поставлен рисованный мультфильм-фантазия по мотивам оперы В.А. Моцарта «Волшебная флейта» (режиссёр В. Угаров), который в 1996 году высоко оценили на Тарусском анимационном фестивале. В следующем году Таруса снова наградила художника – приз за лучший персонаж получил фильм «Иона».
На анимационном фестивале «Золотая рыбка» в 2000 году мультфильм «Подна и Подни» (из цикла «Сказки народов мира», режиссёр Ю. Кулаков), снятый по мотивам суфийской притчи про двух маленьких птичек, завоевал Гран-при. В период 2000-2004 годов – художник работал над полнометражным фильмом «Щелкунчик» (к/с «Аргус», совместно с немецкой продюсерской компанией, режиссёр Т. Ильина).
С 2004 года рисует на студии «Солнечный дом», участвовал в создании фильма «Князь Владимир».
Параллельно с работой в анимации Игорь Олейников с 1986 года сотрудничает с детскими периодическими изданиями (журналы «Миша», «Трамвай», «Куча-мала», «Улица Сезам», «Шаровая молния», «Спокойной ночи, малыши!»), а также с книжными издательствами.
Среди его работ, выпущенных российскими издательствами: «Алиса в Стране чудес» Л. Кэрролла, «Хоббит, или Туда и Обратно» Дж.Р.Р. Толкина, «Приключения барона Мюнхгаузена» Э. Распе, «Разные рыбки» и «Разные кошечки» Б. Заходера, «Оранжевый верблюд», «Сказочная история мореплавания» и «Сказочная история воздухоплавания» А. Усачёва, «Приключения мышонка Десперо» К. ДиКамилло.
С 2001 года началось сотрудничество Игоря Юльевича Олейникова с издательствами Канады, США, Бельгии, Швейцарии, Италии, Кореи, Тайваня и Японии. Он участвовал в книжных выставках в России, Литве, Эстонии, Германии, Тайване, был финалистом выставки «Болонья-2004».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_января #О__
4 января
В 1784 году родился Франсуа РЮД (в Дижоне), французский скульптор.
Был сыном печника и первоначально занимался ремеслом своего отца. В возрасте 16 лет поступил в Дижонскую академию художеств и стал учиться рисованию под руководством местного живописца Девожа.
С рекомендательным письмом этого художника он явился в 1807 году в Париж к главному директору императорских музеев барону В. Денону, который, оставшись доволен показанным ему образцом работ молодого ваятеля, статуэткой «Тезея, поднимающего с земли метательный диск», принял в нём участие и способствовал к его определению в парижское училище изящных искусств.
В 1812 году Рюд был удостоен второй Римской премии, но политические обстоятельства не позволили ему отправиться в Италию. Он перебрался в Брюссель, где нашёл покровителя в лице знаменитого Луи Давида и благодаря его содействию получил поручение украсить скульптурными работами оперный театр Ла Монне, которое и выполнил, пользуясь советами Давида. Исполнив, кроме того, бюст нидерландского короля Вильгельма и восемь барельефов для дворца в Терваренке, он в 1827 году вернулся в Париж и вскоре занял весьма видное место среди его художников.
Скончался Франсуа Рюд 3 ноября 1855 года в Париже.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_января #Р__
4 января
1932 году родился Карлос Саура АТАРЕС (в городе Уэска), испанский кинорежиссёр, фотограф, сценарист. Младший брат художника Антонио Сауры.
* * * * *
В подростковом возрасте увлекся фотографией, а в 1950 году снял свой первый фильм на 16-миллиметровую камеру.
Карлос Саура переехал в Мадрид, чтобы заняться промышленным производством, но там еще больше увлекся кино, фотографией и журналистикой. Он бросил учебу в инженерном институте и поступил в Исследовательский институт кинематографии.
Изучение кинематографии Саура совмещал с занятиями в Школе журналистики. В 1957 году он получил диплом режиссера, снял короткометражный фильм «Воскресный вечер» и начал работу преподавателем. В 1963 году был уволен из соображений цензуры, которые устанавливал диктатор Франко.
Свой первый полнометражный фильм «Бродяги» Саура снял в 1960 году, в котором рассказал о малолетних преступниках из бедных кварталов Мадрида. Эта картина обеспечила ему славу «народного» режиссера, способного с документальной точностью передать все проблемы рядовых испанцев.
С приходом в Испанию демократии Саура становится выдающимся кинематографистом переходного периода. Фильм «С завязанными глазами» (1978) – рассуждение о страданиях и несправедливости в Латинской Америке.
В следующем году Саура берётся за свою первую комедию «Маме исполняется сто лет», пересматривая семью из фильма «Ана и волки» в комическом ключе и с ощущением конца эпохи Франко. Фильм достиг успеха у критики и публики, был награжден на разных кинофестивалях и выдвинут на «Оскар» в номинации «лучший иностранный фильм».
В дальнейшем режиссёр поставил музыкально-хореографическую трилогию «Кровавая свадьба» (1981), «Кармен» (1983) и «Колдовская любовь» (1986); во всех трех фильмах главную роль исполнил знаменитый танцовщик фламенко Антонио Гадес. Однако эти картины весьма далеки от социальных проблем и заставили говорить об изменении творческого почерка Сауры.
Поздние его работы Карлоса Сауры АТАРЕСА отличаются крепким профессионализмом и серьезной тематикой, например, «Стреляй!» (1993) или «Фламенко» (1995), однако, редко становятся событием общественной жизни.
4 января
В 1785 году родился Якоб Людвиг Карл ГРИММ (в Ханау), немецкий филолог, брат Вильгельма Гримма.
Сначала он обучался в Кассельском лицее, потом поступил в Марбургский университет, некоторое время слушал лекции на юридическом факультете и занимался изучением права, но вскоре понял, что его больше интересует филология.
Вскоре после окончания университета, Якоб Гримм поехал в Париж, чтобы помочь профессору Савиньи, своему бывшему учителю, в поисках старинных рукописей. Через Савиньи он познакомился с К. Брентано, который в то время вместе с Л. фон Арнимом собирал народные песни, легенды и сказки, и также вдохновился этой идеей.
В 1808 году Якоб Гримм стал личным библиотекарем Жерома Бонапарта, тогдашнего короля Вестфалии. Король был очень доволен работой молодого библиотекаря, предоставив Якобу полную свободу заниматься научной деятельностью.
Первый том своих знаменитых «Детских и семейных сказок» братья Гримм опубликовали в 1812 году, а 3 года спустя появился второй том. В эти два тома вошло 200 народных сказок и 10 так называемых «детских легенд».
Через 2 года после публикации «Сказок» братья Гримм выпустили сборник «Немецкие предания» в двух томах.
По окончании войны с Францией, в 1815 году, Якоб Гримм был послан вместе с представителем Кассельского курфюршества на Венский конгресс, и ему даже открывалась выгодная дипломатическая карьера. Но Якоб чувствовал к ней отвращение, видел только помеху к занятиям наукой. Поэтому в 1816 году он оставил службу, отклонил предложенную ему профессуру в Бонне, отказался от крупных окладов и предпочел всему скромное место библиотекаря в Касселе, где его брат уже с 1814 года работал секретарем. Оба брата сохраняли это свое скромное положение до 1820 года, одновременно занимаясь различными филологическими исследованиями. Этот период их жизни был чрезвычайно плодотворным по отношению к их научной деятельности.
Братья Гримм стояли и у истоков немецкой лексикографии, предприняв поистине титанический труд по составлению первого исторического словаря немецкого языка (от 1500 года до первой половины XIX века). На одни лишь подготовительные работы ушло 14 лет, и в 1852 году вышел первый том (братья довели составление словаря до слова «Frucht»). Основную тяжесть этой адской работы вынес на себе Якоб Гримм, отличавшийся более крепким здоровьем и феноменальной работоспособностью.
Словарь выходил в свет небольшими выпусками, которые затем объединялись в огромные тома. До сих пор «Словарь немецкого языка» братьев Гримм считается уникальным изданием, не имеющим себе равных в истории мировой лексикографии. Он многократно переиздавался и перерабатывался с учетом происходящих в языке изменений.
Скончался Якоб Людвиг Карл Гримм от инсульта 20 сентября 1863 года в Берлине.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_января #Г__
4 января
В 1643 году родился сэр Исаак НЬЮТОН (в деревне Вулсторп, графство Линкольншир), великий английский физик, математик, механик и астроном, один из создателей классической физики. Автор фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором он изложил закон всемирного тяготения и три закона механики, ставшие основой классической механики. Разработал дифференциальное и интегральное исчисления, теорию цвета и многие другие математические и физические теории.
Член Лондонского королевского общества (1672) и его президент (с 1703). Один из основоположников современного естествознания.
По словам Эйнштейна «Ньютон был первым, кто попытался сформулировать элементарные законы, которые определяют временной ход широкого класса процессов в природе с высокой степенью полноты и точности» и «…оказал своими трудами глубокое и сильное влияние на всё мировоззрение в целом».
Лагранж говорил: «Ньютон был счастливейшим из смертных, ибо существует только одна Вселенная, и Ньютон открыл её законы».
* * * * *
В 12-летнем возрасте он начал учебу в школе в Грантеме, в 19 лет – поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета, который окончил в 22 года со степенью бакалавра, а в 1668 году получил степень магистра. В 1669-1701 годах возглавлял физико-математическую кафедру этого университета.
Назначенный смотрителем Монетного двора (1695), Исаак Ньютон через 4 года стал его директором, проведя большую работу по перечеканке монеты и приведя в порядок монетное дело в Англии.
Наиболее плодотворный период его творческой деятельности относится к периоду 1660-80-х годов. В это время сложились важнейшие идеи Ньютона, приведшие к блестящим открытиям. Основные его труды были опубликованы позднее. Величайший труд Ньютона – «Математические начала натуральной философии» (сокращенно «Начала») – был издан в 1687 году.
В них дана формулировка основных понятий и принципов механики в виде трех известных законов – закона инерции, закона изменения количества движения пропорционально приложенной силе и закона равенства действия и противодействия. На их основе Ньютон вывел законы движения тел в поле центральных сил не только в вакууме, но и в сопротивляющейся среде.
В «Началах» были изложены основы теории всемирного тяготения, с большим успехом примененной к определению движения тел Солнечной системы – планет, их спутников и комет. Ньютон показал, что кеплеровы эллипсы, по которым движутся планеты, являются частным случаем траекторий небесных тел, движущихся под влиянием центральных сил. Более общим видом этих траекторий являются конические сечения – эллипс (в частности, окружность), парабола, гипербола.
В этой же книге были впервые объяснены главные особенности движения Луны, явление прецессии, приливы и отливы в океанах, сжатие Юпитера; дана теория фигуры Земли и решен ряд вопросов гидромеханики.
Исаак Ньютон написал много замечательных работ по оптике, в частности фундаментальный труд «Оптика» (1704), в которых он показал, что с помощью стеклянной призмы можно разложить белый свет на лучи разных цветов с различной степенью преломляемости, и объяснил этим хроматическую аберрацию линз. Ошибочно полагая эту аберрацию неустранимой, создал в 1668 и 1671 годах телескопы-рефлекторы, основанные на явлении отражения световых лучей от вогнутого зеркала.
Он изучил явление интерференции света, измерил длину световой волны и сделал ряд других открытий в оптике. Считал свет потоком мельчайших частиц (корпускул), хотя и не отрицал возможности волновой природы света.
Ньютон является создателем математики непрерывных процессов. Разработал (одновременно с Г.В. Лейбницем) основы дифференциального и интегрального исчислений. Занимался алгеброй, аналитической геометрией, поставил ряд проблем вариационного исчисления.
Труды Ньютона и его последователей составили целую эпоху в развитии естествознания, в частности астрономии. На основе его работ в области механики и его теории всемирного тяготения П.С. Лапласом была блестяще развита небесная механика, давшая миру замечательные примеры научного предвидения (предсказание существования Нептуна и Плутона).
В результате опытов Ньютона по разложению белого света призмой стало возможным открытие в 1859 году Г.Р. Кирхгофом и Р.В. Бунзеном спектрального анализа, одного из основных методов исследования в астрофизике.
Открытия Ньютоном интерференции и периодических свойств света были фундаментальными для оптики и, в конечном счете, привели к пониманию природы изображения в телескопе. От первого маленького отражательного телескопа Ньютона была проложена широкая дорога к мощным рефлекторам нашего времени.
Наконец, от ньютоновской механики и теории всемирного тяготения был совершен переход к релятивистской механике А. Эйнштейна и современной космологии. Вклад Ньютона в естествознание навсегда вошел в сокровищницу человеческого разума.
В 1705 году королева Анна возвела Ньютона в рыцарское достоинство – отныне он сэр Исаак Ньютон. Впервые в английской истории звание рыцаря было присвоено за научные заслуги; в следующий раз это произошло более чем век спустя (1819, в отношении Хемфри Дэви).
Скончался сэр Исаак Ньютон 31 марта 1727 года в Кенсингтоне (ныне часть Лондона), похоронен в Вестминстерском аббатстве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_января #Н__
4 января
В 1896 году родился Андре МАССОН (в Баланьи-сюр-Терен, Бельгия), французский художник и график.
Детство его прошло в Брюсселе. В 1908 году окончил курсы рисования при Брюссельской школе художественной вышивки и поступил в местную Академию художеств. В 1912 году продолжил учебу в парижской Школе изящных искусств.
В начале I-й мировой войны пошел на фронт добровольцем, в 1917 году был тяжело ранен. Затем жил преимущественно в Париже, первоначально зарабатывая на жизнь в качестве керамиста и газетного корректора. Заключив контракт с известным галеристом Д.-А. Канвейлером, смог с середины 1920-х годов целиком посвятить себя искусству.
В ранних его вещах проявляется сильное влияние красочно-символистской манеры Дж. Энсора. Прошел также через период кубизма. Нашел себя в русле сюрреализма, познакомившись после первой своей персональной выставки (1924) с А. Бретоном. С 1926 года работал в технике «автоматической живописи», создавая живописные и графические композиции, где отдельные фигуры и символы во все большей степени подчинялись спонтанной игре ритмов, красок и штрихов.
После начала немецкой оккупации Парижа бежал на юг Франции. В 1941 году, уехав вместе с другими сюрреалистами в Америку, Массон поддерживает хорошие отношения с Бретоном и даже подготавливает иллюстрации к его книге. Во время американского периода в творчестве художник пишет самые известные полотна (например, «Ирокезский пейзаж», 1942), которые сильно повлияли на целое поколение молодых американских художников.
Вернувшись в 1945 году во Францию, провел 2 года в Экс-ан-Прованс, где писал импрессионистические местные пейзажи. Его работы 1953-59 годов относят к «азиатскому периоду».
В 1954 году он стал лауреатом Национальной художественной премии. Ему посвящен документальный фильм Жана Гремийона «Андре Массон и четыре стихии» (1958).
По заказу Министерства культуры в 1964 году исполнил плафоны для украшения парижского театра «Одеон».
Скончался Андре Массон 28 октября 1987 года в Париже.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_января #М__