6 ноября
В 1624 году родился Барент ФАБРИЦИУС (в Бемстере, Королевство Нидерландов), голландский художник, вероятно, ученик Рембрандта, брат художников Карела и Йоханнеса Фабрициусов.
* * * * *
В период 1657-59 годов жил в Лейдене, где был членом Гильдии Святого Луки.
По датам, проставленным на картинах, дошедших до нашего времени, видно, что Барент Фабрициус работал ещё в 1672 году. В этих картинах он проявляется очень неровным художником: то замечательным мастером, близким к Рембрандту, отличающимся свободой и мягкостью кисти, блеском золотистого общего тона красок и отлично разыгранной светотенью, то посредственным рисовальщиком, суховатым по кисти, впадающим в неестественно-красный тон и неприятную синеватую черноту теней.
Лучшие из его произведений: «Апостол Пётр в доме Корнелия» (Брауншвейгская галерея), «Портрет семейства архитектора в.-д.-Гельма» (Амстердамский музей), «Меркурий и Аргус» (Кассельская галерея), «Семейство за столом» (маленькая картина в Стокгольмском музее), «Поясной портрет пастуха» (Венская академия художеств), «Сретение Господне» (в Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне), «Поклонение пастырей» (Лондонская Национальная галерея) и «Рождество Иоанна Крестителя» (там же).
Скончался Барент ФАБРИЦИУС 20 октября 1673 года в Амстердаме, Голландия.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_6_ноября #Ф__
6 ноября
В 1897 году родился Леонид Исаакович ФРЕШКОП (в Москве), русский и бельгийский живописец, график, скульптор, театральный художник (сценограф).
* * * * *
Начальное художественное образование получил в школе живописи К. Юона в Москве, продолжил образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Н. Касаткина, А. Архипова, К. Коровина. С 1920-х годов – член Общества художников московской школы.
В 1922 году эмигрировал в Бельгию, где прожил до своей кончины, не приняв бельгийского гражданства. Там он дебютировал как художник-декоратор, выполнив в 1923 году декорации к операм «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова и «Евгений Онегин» П.И. Чайковского для Королевского театра Антверпена. В последующие годы писал пейзажи, портреты, обнаженную натуру, сюжетные картины фантастического характера.
С 1924 года регулярно проводил персональные выставки. Участник «Выставки старого и нового русского искусства» в Брюсселе (1928), «Художники Восточной Европы» (1936) и «Салона русских художников» (1943). Вместе с бельгийскими художниками показывал свои работы на Триеннале в Брюсселе, Генте и Льеже, в Салонах в Генте и Антверпене, на выставке бельгийского искусства в Рио-де-Жанейро (1946).
В 1935 году уехал на год в Аргентину. Итогом его работы там стала выставка в галерее «Müller» в Буэнос-Айресе (май 1936); портрет доктора Ф. Йобета приобрел художественный музей Буэнос-Айреса.
Леонид Фрешкоп автор обложки журнала «Благонамеренный», издававшегося князем Д.А. Шаховским в Брюсселе. Художник выполнил серии гравюр к «Песням Билитис» П. Луиса и к «Божественной комедии» Данте (1971).
Он также занимался переводами поэзии Пушкина, Лермонтова, Майкова, написал ряд критических статей о творчестве бельгийских художников.
Скончался Леонид Исаакович ФРЕШКОП 10 ноября 1982 года в Брюсселе (Бельгия).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_6_ноября #Ф__
6 ноября
В 1876 году родился Эверетт ШИНН (в Вудстоуне, штат Нью-Джерси), американский правдивый художник, живописец и иллюстратор, представитель модернизма и реализма, видный участник «Школы Мусорных вёдер» («Ашканской школы»).
Он был самым молодым членом группы модернистских художников, которые изучали описание реальной жизни. Для его творчества характерны элементы импрессионизма. Иногда выставлялся с участниками группы «Восемь».
Эверетт Шинн наиболее известен как театральный художник; также работал в мюзик-холлах. Написал много картин, посвященных цирку, театру (в степени мастерства он уступал и Глаккенсу, и Слоуну).
Стал прообразом героя романа Теодора Драйзера «Гений» – художника Юджина Витла.
* * * * *
Талант мальчика, выходца из семьи фермеров, проявился уже в раннем детстве. В 14-летнем возрасте Эверетт переехал в Филадельфию и поступил в местный колледж на специальность черчение. К пятнадцати годам он был зачислен в Весенний сад института Филадельфии, где обучался графическому рисунку. Через год он учился в Академии изобразительных искусств Пенсильвании, а уже в 17 лет добился работы штатного художника-иллюстратора в газете «Филадельфия Пресс».
Переехав в 1897 году в Нью-Йорк, Эверетт Шинн вскоре стал известен как один из талантливых городских художников-реалистов, изображая современную городскую жизнь.
В 1900 году он вместе с женой путешествовал по Европе, для изучения европейских художников и наработки материалов для очередной выставки. Эта поездка повлияло на его творчество – художник был захвачен импрессионизмом, что особенно проявилось в его работах на тему театра.
Хорошо отлаженная карьера художника в 1920-е годы, принесла трудности и финансовые потери во время Великой депрессии по причине низкой продажи картин. После этого сложного периода в истории Америки, его работы вновь имели успех, они включались в престижные музейные экспозиции.
Начиная с 1940-х годов, его дела резко пошли в гору, он стал финансово независимым.
За свою художественную деятельность Шинн получил несколько наград за картины, участвовал в ряде выставок. Его лучшие произведения охватывают период американской городской жизни в первые годы XX века; его наиболее выдающиеся работы – «Лондонский ипподром» и «Оркестровая яма: театр на 5-й авеню» – являются одним из величайших образов в американском искусстве.
Скончался Эверетт ШИНН 1 мая 1953 года в Нью-Йорке.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_6_ноября #Ш__
6 ноября
В 1872 году родился Франтишек БИЛЕК (в Хинове близ Табора, Южночешский край; ныне Хинов), видный чешский скульптор, график, архитектор и иллюстратор, один из крупнейших представителей модернизма и символизма в чешском искусстве.
Он был религиозным мыслителем, работавшим в стиле сецессии и символизма.
* * * * *
Живопись и скульптуру изучал в художественных академиях Парижа и Праги.
Первоначально хотел стать художником и с 1887 года учился в классе Максимилиана Пирнера в Пражской академии изобразительного искусства. Во время получения этого образования выявилось, что Франтишек не различает некоторые цвета.
В 1888 году Билек переходит на отделение скульптуры профессора Йозефа Маудера. Позднее получил стипендию и продолжил обучение в парижской академии Коларосси. По её окончании мастер возвращается в родной город и открывает там художественное ателье. Позднее приобретает дом в пражских Градчанах и живёт попеременно в Праге и Хинове.
Часто Франтишек Билек создавал образы из Библии (в основном из Нового Завета). Свои первые статуи скульптор изваял ещё во время учёбы в Париже. Часть его художественного наследия была уничтожена немцами во время оккупации Чехословакии. Проявил себя также и как талантливый архитектор.
Одним из величайших почитателей его таланта был Ф. Кафка.
Скончался Франтишек БИЛЕК 14 октября 1941 года в Хинове.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_6_ноября #Б__
6 ноября
В 1902 году родилась Татьяна Георгиевна БРУНИ (в Санкт-Петербурге), театральный художник, график и педагог. История рода живописцев, архитекторов, музыкантов Бруни насчитывает более четырех столетий.
* * * * *
Училась Татьяна в Санкт-Петербургской школе поощрения художеств у А. Эберлинга, затем поступила в ВХУТЕИН (ныне Академия художеств). Курс вели В. Беляев, А. Вахрамеев и К. Петров-Водкин. Окончила обучение как художник-пейзажист, но делом её жизни стал театр. Более полувека фамилия Бруни не сходила с театральных афиш, в первую очередь, ленинградских.
Её первой театральной работой стало оформление в 1923 году балета Сергея Прокофьева «Мимолётности».
Первая работа в стационарном театре — постановка балета «Болт» балетмейстером Ф.В. Лопуховым в Ленинградском театре оперы и балета в 1931 году, выполненная совместно с мужем Г. Коршиковым.
С конца 1930-х и по 1980-е годы, Бруни постоянно сотрудничала с Ленинградским хореографическим училищем (ныне Академия русского балета им. А.Я. Вагановой), работала и в профессиональных театрах. Особенно интересным было сотрудничество с Голейзовским и Якобсоном. Плодотворно сотрудничала с Московским балетом под руководством Н. Касаткиной и В. Васильева.
В 1941 году Татьяна Георгиевна осталась в блокадном Ленинграде, в тяжёлом состоянии её эвакуировали в марте 1942 года в Пермь, куда был эвакуирован театр им. Кирова. Там она оформила многие спектакли («Лебединое озеро», «Дон-Кихот», «Тщетную предосторожность», «Спящую красавицу», «Жизель», «Ромео и Джульетту»), которые активно восстанавливались, несмотря на трудности военного времени. Она оформила несколько спектаклей в Пермском театре оперы и балета.
Татьяна Георгиевна прошла долгий творческий путь — последние работы для театра выполнены в возрасте около 80 лет.
За свою творческую жизнь художница создала оформление более 200 спектаклей для театров Ленинграда и Москвы, Киева и Свердловска, Ярославля, Перми, Саратова. Для театров академических и самодеятельных, для цирка, мюзик-холла, балета на льду, для кукольного театра. Непрерывная работа в театре дополнялась преподавательской в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии.
Скончалась Татьяна Георгиевна Бруни 19 сентября 2001 года.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_6_ноября #Б__
6 ноября
1852 года родился Дмитрий Наркисович МАМИН-СИБИРЯК /наст. фамилия – Мамин/ (в заводском посёлке Висимо-Шайтанском, Верхотурский уезд, Пермская губерния; ныне Свердловская область), известный русский прозаик и драматург.
В своих романах и рассказах изображал жизнь Урала и Сибири в пореформенные годы, капитализацию России и связанную с этим процессом ломку общественного сознания, норм права и морали.
В 1890-1900-х годах писатель обратился к рассказам и сказкам для детей, которые стали классикой детской литературы («Алёнушкины сказки», «Серая Шейка» и др.).
Мамин-Сибиряк внёс значительный вклад в развитие русского литературного языка. Его самобытные и оригинальные произведения самых разных жанров глубоко реалистичны, в них передан дух русского народа, раскрыты его судьба, национальные черты – мощь, размах, трудолюбие, любовь к жизни.
* * * * *
Выходец из семьи бедного заводского священника, он с детства мечтал стать писателем. Получив домашнее образование, учился в Висимской школе для детей рабочих, позднее в Екатеринбургском духовном училище (1866-1868), а затем 4 года в Пермской духовной семинарии.
В 1872 году поступил на ветеринарное отделение Петербургской медико-хирургической академии. В этот период с целью заработка начал репортёрскую работу – писал для газет отчёты о заседаниях научных обществ. Тогда же были опубликованы его первые рассказы.
Не окончив академии, в 1876 году перешёл на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Проучившись год, вынужденно оставил университет из-за материальных трудностей и резкого ухудшения здоровья (начался плеврит).
В период 1877-1891 годов жил на Урале – совершил много поездок по Уралу, изучал литературу по истории, экономике, этнографии края, знакомился с народной жизнью, а с 1891 года и до конца жизни – в Петербурге и Царском Селе.
В 1881-1882 годах в «Русских ведомостях» печатался большой цикл очерков Мамина «От Урала до Москвы». В марте 1882 года в журнале «Дело» появился рассказ «В камнях», подписанный псевдонимом Д. Сибиряк. Это было вступление в большую литературу. Он писал очерки, повести и рассказы, а через год вышел роман «Приваловские миллионы».
В произведениях 1880-х годов Мамин-Сибиряк создал яркие картины уральской природы, показал своеобразный уклад жизни и быта на уральских заводах, отразил непримиримую вражду между рабочими и хозяевами («Горное гнездо», «Дикое счастье», «Уральские рассказы» и др.).
Временем серьёзных колебаний для Мамина-Сибиряка стали 1890-е годы, его произведения этого периода неравнозначны по художественной ценности и смысловой нагрузке («Золото», «Хлеб», «Весенние грозы» и др.).
На революционные события 1905 года он откликнулся сборником «Преступление» (1906). В 1907 году выступил в печати со своим последним рассказом «Мумма».
Скончался Дмитрий Наркисович МАМИН-СИБИРЯК 15 ноября 1912 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Волковском кладбище.
6 ноября
1861 года родился Джеймс НЕЙСМИТ (в Олмонтн, штат Онтарио), канадско-американский преподаватель, тренер и новатор, создатель баскетбола.
* * * * *
Во время учебы в Университете Макгилла в Монреале, Нэйсмит выступал за университетские команды по канадскому футболу, европейскому футболу и по гимнастике. Он первым предложил применять в канадском футболе защитный шлем в играх.
С 1881 года Нэйсмит преподавал физическое воспитание и стал первым в Университете Макгилла директором по физическому воспитанию, однако позже перешел преподавателем в Международный тренировочный колледж молодежи YMCA города Спрингфилда. В поисках увеличения физических нагрузок студентов в зимнее время он придумал новую игру с мячом в зале – баскетбол.
В числе непосредственных предшественников баскетбола нередко называют распространенную в XIX веке в некоторых странах детскую игру «утка на скале». Именно в момент этой игры в голове юного Джеймса Нейсмита и зародилась в общих чертах «концепция баскетбола».
Игра окончательно созрела, когда он стал преподавать анатомию и физкультуру в колледже. Нейсмит заметил, что студентам зимние занятия гимнастикой в зале кажутся слишком однообразными, и он решил занять их какой-нибудь новой подвижной игрой на ловкость и координацию, которую можно было бы проводить в закрытом помещении – причем относительно небольшом по своим размерам.
В разных концах спортивного зала к балкону, опоясывавшему его по периметру, прикрепили две корзины из-под фруктов («корзина» по-английски «basket», мяч – «bol»; отсюда и название новой игры). Высота от пола до края балкона оказалась равной 3 м 05 см, отсюда и стандарт, который выдерживается по сей день на всех баскетбольных площадках мира. Студентам надо было попасть мячом в корзину. Так родился баскетбол.
Первый официально зарегистрированный баскетбольный матч состоялся в декабре 1891 года (в командах Нейсмита было по 9 человек, а играли они футбольным мячом).
Весть о новой спортивной игре облетела всю Америку, и вскоре в колледж, где преподавал Нейсмит, стало приходить множество писем, авторы которых просили прислать им правила игры.
15 января 1892 года Джеймс Нейсмит впервые опубликовал правила баскетбола в газете «Треугольник», издававшейся в колледже «Спрингфилда». В этом же году была опубликована первая «Книга правил игры в баскетбол», содержавшая 13 пунктов, многие из которых действуют поныне (хотя кое в чем «правила Нейсмита» и отличаются от современных).
В России первый баскетбольный матч был проведён в 1906 году в Санкт-Петербурге.
Скончался Джеймс НЕЙСМИТ 28 ноября 1939 года в Лоуренсе, штат Канзас.
* * * * *
13 правил баскетбола (сформулированные Джеймсом Нэйсмитом):
1. Мяч может быть брошен в любом направлении одной или двумя руками.
2. По мячу можно бить одной или двумя руками в любом направлении, но, ни в коем случае кулаком.
3. Игрок не может бегать с мячом. Игрок должен бросить мяч с той точки, в которой он его поймал, исключение делается для игрока бегущего на большой скорости.
4. Мяч нужно держать кистями. Нельзя использовать для удержания мяча предплечья и тело.
5. В любом случае не допускаются удары, захваты, удержание и толкание противника. Первое нарушение этого правила любым игроком должно фиксироваться как фол; второй фол дисквалифицирует его, пока не будет забит следующий мяч, и если имелось очевидное намерение травмировать игрока – то дисквалификация на всю игру. При этом не позволяется заменять дисквалифицированного игрока.
6. Удар по мячу кулаком –— нарушение пунктов правил 2 и 4, наказание описано в пункте 5.
7. Если любая из сторон совершает три фола подряд, то фиксируется гол для ее противника (это значит, что за это время противник не должен совершить ни одного фола).
8. Гол засчитывается, если брошенный или отскочивший от пола мяч попадает в корзину и остаётся там. Защищающимся игрокам не позволяется касаться мяча или корзины в момент броска. Если мяч касается края и противники перемещают корзину, то засчитывается гол.
9. Если мяч уходит за пределы площадки, то он должен быть вброшен в поле первым коснувшимся его игроком. В случае спора вбросить мяч в поле должен судья. Вбрасывающему игроку позволяется удерживать мяч пять секунд. Если он удерживает его дольше, то мяч отдаётся противнику. Если любая из сторон пытается затягивать время, судья должен дать им фол.
10. Судья должен следить за действиями игроков и за фолами, а также уведомлять рефери о трёх совершённых подряд фолах. Он наделяется властью дисквалифицировать игроков согласно правилу 5.
11. Рефери должен следить за мячом и определять, когда мяч находится в игре (в пределах площадки) и когда уходит в аут (за пределы площадки), какая из сторон должна владеть мячом, а также выполнять любые другие действия, которые обычно выполняют рефери.
12. Игра состоит из двух половин по 15 минут каждая с перерывом в 5 минут между ними.
13. Сторона, забросившая больше мячей за этот период времени, является победителем.
6 ноября
В 1936 году родился Эмиль Владимирович ЛОТЯНУ (в селе Клокушна, Бессарабия, Королевство Румыния; ныне Республика Молдова), советский, молдавский и российский кинорежиссёр, сценарист, поэт. Народный артист РСФСР. Заслуженный деятель искусств Молдавской ССР.
Его называли последним романтиком советского кино. Одна из любимых его актрис – Светлана Тома – была его женой и талисманом. Он помог ей сделать первые и самые удачные шаги в кинокарьере. А выход на экраны фильма «Табор уходит в небо» (1976) обеспечил актрисе международный успех и признание.
* * * * *
Обучался на актёрском факультете Школы-студии МХАТ (1953-1955). Окончил в 1962 году режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская Г. Рошаля и Ю. Геники).
В 1952-54 годах был актёром драматического театра имени А.С. Пушкина. В период 1962-73 годов Эмиль Лотяну работал режиссёром на киностудии «Молдова-фильм», где дебютировал с героико-революционной лентой «Ждите нас на рассвете» (1963).
В кинопоэме «Лаутары» (1971), отмеченной призом кинофестиваля в Сан-Себастьяне, режиссёр рассказал о судьбе народных музыкантов.
С 1973 года Лотяну работал на киностудии «Мосфильм». Особую популярность ему принесли экранизации М. Горького «Табор уходит в небо» и А. Чехова «Мой ласковый и нежный зверь», а также фильм «Анна Павлова», посвящённый жизни великой русской балерины.
В конце 1980-х годов он вновь вернулся на студию «Молдова-фильм», работал на молдавском телевидении, где экранизировал поэму М. Эминеску «Лучафэрул». В 1987-92 годах был президентом Союза Кинематографистов Молдовы. Преподавал на курсах для актёров театра в Кишинёвском институте искусств.
В 1998 году поставил во МХАТе имени М. Горького спектакль «Весь ваш Антоша Чехонте» по произведениям А. Чехова «Медведь» и «Свадьба». Он автор нескольких сборников стихов и рассказов, сценариев всех своих фильмов. Автор стихов к фильму «Восьмое чудо света» (1981).
Скончался Эмиль Владимирович Лотяну 18 апреля 2003 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_6_ноября #Л__
6 ноября
В 1794 году родился Константин Андреевич ТОН (в Санкт-Петербурге), русский архитектор, один из крупнейших архитекторов XIX века. Ректор Императорской Академии художеств (АХ), коллежский советник.
Автор так называемого «русско-византийского стиля» храмового зодчества, который получил широкое распространение в правление благоволившего ему императора Николая I.
Вошел в историю мировой культуры как создатель храма Христа Спасителя, Малого и Большого Кремлевского дворцов, Оружейной палаты в Кремле, здания Малого театра и первых столичных железнодорожных вокзалов.
Брат архитекторов Александра и Андрея Тонов.
* * * * *
Константин обучался в Петришуле – школе при лютеранском приходе Св. Петра и Павла в Санкт-Петербурге (1801-1804). Затем был принят в воспитанники Императорской АХ, где с 1808 года специально изучал архитектуру под руководством главного наставника А.Н. Воронихина.
Академический курс окончил в 1815 году со званием художника 1-й степени и малой золотой медалью, присуждённой за проект здания сената, и был оставлен при академии, чтобы впоследствии быть посланным в чужие края.
За границей Константин Тон пробыл почти 10 лет. По возвращении в Россию он получил ответственное задание: разработать проекты оформления парадных залов АХ. Одновременно по его проекту, разработанному в 1829 году, переделывалась и академическая церковь, размещенная в центре северного корпуса здания. Эти проекты сыграли в жизни архитектора важную роль – именно за них, а также и за пенсионерские работы, привезенные из Италии, он в 1830 году был удостоен звания академика. Константин Андреевич начал преподавать в архитектурном классе; через 2 года занял в АХ должность «профессора 2-й степени».
В 1837 году ему было поручено составление проекта грандиозного сооружения в Москве – Большого Кремлевского дворца. Строительные работы по его сооружению начались в 1838 году одновременно со строительством Храма Христа Спасителя (закончены в 1849 году).
Занятость крупномасштабными московскими постройками отнюдь не помешала архитектору продолжать разработку проектов для Петербурга и других городов страны. Вслед за церковью Св. Екатерины в столице по проектам Константина Тона было сооружено еще несколько храмов. Зодчему принадлежит честь проектирования первых столичных железнодорожных вокзалов. Вокзалы, возведенные в обеих столицах, стали последними большими постройками Тона.
В конце 1840-х годов Константин Андреевич был удостоен звания профессора 1-й степени АХ, стал действительным статским советником. 17 марта 1844 года «пожалован ему с потомством диплом на дворянское достоинство», право на которое давали заслуженные им ордена Св. Анны (за работы в Зимнем дворце), Св. Станислава (за иконостас Казанского собора), Св. Владимира (по случаю закладки храма Христа Спасителя).
В 1854 году Константин Тон вступил в должность ректора Академии художеств по архитектуре, а в 1861 году ему присвоили звание «архитектора Его Императорского Величества».
Награжден редким орденом Белого Орла (1869). В 1874 году австрийский император прислал ему командорский крест ордена Франца Иосифа.
Скончался Константин Андреевич Тон 6 февраля 1881 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Волковском православном кладбище.
* * * * *
Созданное им архитектурное направление вошло в историю под названием «русско-византийского». Этот стиль сумел наиболее полно выразить в области зодчества идеологическое содержание правительственной программы, суть которой определила известная триада: «православие, самодержавие, народность» и которому Николай I присвоил статус официального. Императорская резолюция того времени гласила: «...При составлении проектов православных церквей преимущественно и по возможности сохранять вкус древнего византийского зодчества, для чего могут быть принимаемы в соображение чертежи Тона».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_6_ноября #Т__
6 ноября
В 1814 году родился Адольф (Антуан-Жозеф) САКС (в городе Динане), бельгийский изобретатель музыкальных инструментов, наиболее известный изобретением саксофона и саксгорнов.
Он усовершенствовал многие духовые инструменты. Создал целую группу инструментов для военных духовых оркестров «саксгорны».
* * * * *
Музыкальные способности и интерес к конструированию передались ему от отца – известного мастера духовых инструментов Шарля Жозефа Сакса – своего первого и единственного учителя в избранной профессии.
Параллельно с обучением в классах флейты и кларнета в Брюссельской консерватории Адольф Сакс постоянно совершенствовался в изготовлении духовых инструментов. По достижении 25-летнего возраста он сделал первые самостоятельные усовершенствования кларнета и бас-кларнета, а через год изобрел саксофон.
Для осуществления своего замысла Сакс использовал новый принцип построения: он соединил коническую трубку с тростью кларнета и клапанным механизмом гобоя. Корпус инструмента был сделан из металла, внешние очертания напоминали басовый кларнет; расширяющаяся на конце, сильно загнутая вверх трубка, к которой прикреплена трость на металлическом наконечнике, изогнутом в форме «S».
Замысел Сакса блестяще удался: новый инструмент действительно стал связующим звеном между медными и деревянными духовыми инструментами в военных оркестрах. Более того, тембр его оказался настолько интересным, что обратил на себя внимание многих музыкантов.
В 1842 году изобретатель переехал в музыкальную столицу мира – Париж, и показал свой новый инструмент ведущим композиторам Франции: Ж.Ф. Галеви и Д. Оберу. Примечателен восторженный отзыв крупнейшего мастера инструментовки Г. Берлиоза, приветствовавшего новое семейство инструментов (от саксофона сопрано до саксофона контрабаса).
В этом же году Адольф Сакс открыл в Париже фабрику духовых инструментов, где он и получил широкую известность как изобретатель и проектировщик. У него было много последователей и не меньше врагов.
Изобретенный им саксофон принес ему мировую известность, патент на новый музыкальный инструмент был выдан 23 июня 1846 года. Хотя за 5 месяцев до получения патента Сакс и проиграл в суде дело – его обвинили в «мошенничестве и фальсификации». Сохранилось решение суда, в котором говорится, что «музыкальный инструмент под названием саксофон не существует и не может существовать».
С 1857 года Адольф Сакс вел класс саксофона в Парижской консерватории и издал пособия по школе игры на всех изобретённых им инструментах.
Однако все же он стал жертвой недобросовестной конкуренции. Другие мастера музыкальных инструментов неоднократно подавали на него в суд, обвиняя его в плагиате. В итоге судебные расходы разорили Сакса, его фирма по производству музыкальных инструментов обанкротилась, а многолетние тяжбы подорвали его здоровье.
Скончался Адольф Сакс в бедности 4 февраля 1894 года в Париже, так и не дожив до джаза. Он был похоронен на кладбище Монмартра.
* * * * *
Усилиями таких выдающихся мастеров-саксофонистов, как Ч. Паркер, Дж. Муллиган, Д. Колтрейн и многих других, звучание саксофона в современной музыке воспринимается абсолютно естественно, наряду со звучанием человеческого голоса, скрипки, фортепиано.
Во многих странах мира ведется обучение игры на саксофоне, образуются целые исполнительские школы.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_6_ноября #С__
6 ноября
В 1753 году родился Михаил Иванович КОЗЛОВСКИЙ (в Санкт-Петербурге), русский скульптор.
Автор монумента полководцу Александру Суворову на Суворовской площади в Санкт-Петербурге, знаменитой статуи «Самсон, раздирающий пасть льву», украшающей главный Петергофский фонтан и др.
* * * * *
Выходец из семьи флотского трубача, он получил воспитание в Санкт-Петербургской Академии художеств, в которой его ближайшими наставниками были профессора Н.Ф. Жилле и А.П. Лосенко. По окончании курса в 1772 году, Козловский став пенсионером академии, отправился в Рим и Париж.
Вернувшись в 1782 году, за скульптурную группу «Юпитер с Ганимедом», вылепленную за границей, был признан назначенным в академики. Через 2 года возведён в звание академика, как художник, уже доказавший свою талантливость и познания предшествовавшими трудами, а вслед за тем повышен и в звание профессора.
Михаил Иванович был одним из талантливых выпускников Императорской Академии художеств, ставших в конце XVIII века профессорами скульптурного класса. С 1794 года и до конца своей жизни он преподавал скульптуру в академии. Среди учеников Козловского наиболее известны С.С. Пименов, В.И. Демут-Малиновский.
Художественное дарование скульптора, вдохновенное и многогранное, пользовалось особенным признанием современников, которые сравнивали его с Микеланджело. Козловский прославился памятником полководцу А.В. Суворову, поставленным в 1801 году на Марсовом поле.
Большой каскад в Петергофе в 1802 году он украсил фонтанной композицией «Самсон, раздирающий пасть льва». В императорской коллекции и в частных собраниях появлялись мраморные статуи и терракотовые эскизы, работы мастера.
Большинство произведений Козловского в настоящее время принадлежит Русскому музею. На парадной лестнице Михайловского дворца традиционно экспонируются статуи, созданные в 1790-е годы и вошедшие в историю русского искусства, – «Бдение Александра Македонского», «Екатерина II в образе Фемиды», «Амур», «Гименей».
Скончался Михаил Иванович Козловский 30 сентября 1802 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_6_ноября #К__