7 июня
1849 года родился Павел Александрович СВЕДОМСКИЙ (в Санкт-Петербурге), известный русский живописец: жанрист, портретист, автор картин на исторические и евангельские сюжеты.
Живя в основном в Риме, работал в русле позднего академического искусства. Брат художника А.А. Сведомского.
* * * * *
Образование получил в Дюссельдорфской Академии художеств (1870), занимался в мастерской М. Мункачи в Мюнхене. В дальнейшем Павел Сведомский поселился в Риме, где и прожил всю жизнь.
Художник регулярно отправлял картины на выставки в Петербург и другие города Европы, часто получал там медали за свои полотна. Бывали годы, когда он появлялся в Петербурге и в своем имении в Пермской губернии.
В 1879 году Павел Александровичполучил звание почётного вольного общника и был удостоен Академией художеств серебряной медали за картины «Москва горит» и «Дочь Камелии».
Особое место в жизни и творчестве Сведомского занимает участие в росписях Владимирского собора в Киеве, где его вклад в общую работу значителен. Художник написал шесть больших картин, посвященных последним дням земной жизни Христа, расписывал плафоны собора. Само приглашение на выполнение данного заказа — свидетельство большого мастерства живописца. Действительно, Сведомский был художником европейского уровня, академистом по образованию и основному творческому направлению.
Скончался Павел Александрович СВЕДОМСКИЙ 27 августа 1904 года в Риме.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_7_июня #С__
7 июня
В 1917 году родился Дин МАРТИН /имя при рождении – Дино Пол Крочетти/ (в Стьюбенвилле, штат Огайо), американский эстрадно-джазовый певец (крунер) и актёр, неповторимо исполнял баллады и песни классической эстрады. Сотрудничество с Фрэнком Синатрой и Сэмми Дэвисом-младшим вывело его в ряды самых популярных и по-настоящему народных артистов Америки.
В 1950-е годы Дин Мартин неоднократно возглавлял американский чарт продаж. Вместе с Фрэнком Синатрой и Сэмми Дэвисом входил в «Крысиную стаю».
* * * * *
Выходец из семьи итальянских эмигрантов, он в молодости профессионально занимался боксом. В ранние годы планировал в будущем стать певцом, актёром. Долгое время выступал в ночных клубах родного города, исполняя разнообразные песни. Позже Дин Мартин начал гастролировать с этими песнями по всей стране.
В 1946 году, во время гастролей в Атлантик-Сити он познакомился с известным эстрадным комиком – Джерри Льюисом. Объединившись в единый дуэт, они с 1948 года заключают контракт с компанией «Парамаунт», исполняют песни и играют роли в кино.
Через 10 лет дуэт Дина и Джерри распался. За время совместной работы они вместе сыграли в 16 кинокомедиях. Джерри Льюис стал продюсером, режиссёром, одновременно актёром, а Дин Мартин – самостоятельным артистом (снялся в огромном количестве фильмов).
Ближе к 1960-м годам, сотрудничество с Фрэнком Синатрой даёт ему возможность показать себя в качестве певца, а такие песни как: «If» (Если), «You Belong to Me» (Ты принадлежишь мне), «Love Me, Love Me» (Люби меня, Люби меня), «That’s Amore» (Это Любовь), «I’d Cry Like Baby», «Sway» (Качайся, танцуй), «Memories Are Made Of This» (Воспоминания состоят из этого), «Innamorata» (Иннамората), «Angel Baby» (Детка Ангел), «Dream A little Dream of Me», «Volare», «That Certain Party» и другие, сделали певца известной личностью и исполнителем XX века.
Мартин, исполнивший за время своей карьеры множество свинговых хитов и джазовых стандартов, был одним из наиболее типичных последователей Бинга Кросби, обладая похожим на Кросби тембром голоса.
Скончался Дин МАРТИН 25 декабря 1995 года в Беверли-Хиллз (штат Калифорния).
22 февраля 2010 года на Голливудской аллее славы была установлена звезда Дина Мартина.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_7_июня #М__
7 июня
В 1893 году родился Гиллис ГРАФСТРЕМ (в Стокгольме), шведский фигурист, один из наиболее значительных фигуристов довоенной поры.
Он трижды выигрывал золото на Олимпийских играх (в 1920, 1924, и 1928 годах) и один раз серебро на Олимпиаде 1932 года (его достижения повторил в 2014 году российский фигурист Евгений Плющенко, который также завоевал рекордные 4 олимпийские медали, из которых две золотые).
* * * * *
На первых Олимпийских играх в Антверпене у Гиллиса сломался один из коньков. Он купил новую пару. В продаже были только коньки модели «curly-toed», не те, на которых он привык кататься. Но несмотря на это обстоятельство, он все равно победил.
На своих последних Олимпийских играх в 1932 в Лейк-Плэсиде он столкнулся с фотографом на льду и все же сумел стать вторым.
Гиллис Графстрем считался одним из лучших фигуристов своего времени. Некоторые фигуры он придумал сам – например, названный в честь него графстрем-пируэт (он выполняется на внешнем крае лезвия). Помимо олимпийских наград спортсмен трижды становился чемпионом мира и несколько раз выигрывал чемпионаты Швеции.
После окончания спортивной карьеры Графстрем занялся тренерской работой. Он занимался с норвежкой Соней Хени, которая стала трехкратной олимпийской чемпионкой и разделила со своим учителем рекорд по количеству золотых медалей.
Наряду с этим Графстрем изучал архитектуру, работал архитектором, пробовал себя в писательском деле и в граверном искусстве. Он также известен как коллекционер: спортсмен собирал графику, картины и скульптуры, посвященные катанию на коньках. Сегодня его коллекция принадлежит Музею мирового фигурного катания в США. В 1976 году он был включен в Зал славы мирового фигурного катания.
Скончался Гиллис Графстрем 14 апреля 1938 года в Потсдаме.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_7_июня #Г__
7 июня
В 1914 году родился Ходжа Ахмад АББАС (в городе Панипат), индийский писатель, продюсер, сценарист, кинорежиссёр и журналист, один из ведущих деятелей прогрессивного направления в индийском кино.
* * * * *
Литературную деятельность он начал в 1935 году. Участвовал в индийском национально-освободительном движении. В 1969 году был удостоен премии «Падма Шри».
Как писатель прославился дилогией романов «Революция» (1954) и «Мир — моя деревня» (1973).
По киносценариям Аббаса были сняты фильмы «Бродяга», «Господин 420»; совместно с советским режиссером В.М. Прониным поставил фильм «Хождение за три моря».
Аббас владел фирмой «Найя Сансар» (Бомбей), осуществлявщей производство и прокат фильмов.
Являлся членом Всемирного Совета Мира.
Скончался 1 июня 1987 года в Бомбее (Махараштра, Индия).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_7_июня #А__
7 июня
В 1889 году родился Михаил Михайлович ЦЕХАНОВСКИЙ (в Проскурове, Российская империя; ныне Хмельницкий, Украина), советский художник детской книги, график, режиссёр и художник-постановщик мультипликационных фильмов. Заслуженный деятель искусств РСФСР.
В работе его отличали академическая точность, высочайшая требовательность к коллегам и самому себе. Именно поэтому мультфильмы, снятые Цехановским в послевоенные 1940-60-е годы, – веселый «Телефон» по стихотворению К. Чуковского, сказки «Цветик-семицветик», «Царевна-Лягушка», «Дикие лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие, высоко оценены и зрителями, и профессионалами.
* * * * *
Выпускник Санкт-Петербургской гимназии, где и начаал рисовать. В 1911 году, после нескольких лет работы в Париже в частной скульптурной мастерской, Цехановский поступает в Петербургскую Академию художеств и одновременно на юридический факультет Петербургского университета, окончить который помешала начавшаяся в 1914 году мировая война. Цехановский переезжает в Москву и поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1918 году.
Работал инструктором-художником Государственного художественно-промышленного техникума, с 1926 года в издательстве «Радуга» и в детской редакции «Ленгиза» над иллюстрациями детских и юношеских книг.
С 1928 по 1942 годы Михаил Цехановский работал режиссёром-мультипликатором на Ленинградской кинофабрике «Совкино» (затем «Ленфильм»). Первой его киноработой стал мультфильм «Почта» (1928), основанной на собственных иллюстрациях к книге С. Маршака. В 1929 году Цехановский вместе с Е. Шолпо и А. Авраамовым стоял у истоков «рисованного звука» — синтезирования музыкальных произведений посредством графического изображения звуковых дорожек на киноплёнке.
В 1930 году вышла озвученная версия «Почты», ставшая первым советским звуковым мультфильмом. Мультфильм «Сказка о попе и его работнике Балде» по сказке А.С. Пушкина должен был стать первым полнометражным фильмом Цехановского и пятым фильмом, музыку к которому писал Дмитрий Шостакович. Работа над фильмом началась в 1933 году, мультипликация к фильму была отснята почти полностью, и сдана на хранение в архив Ленфильма, но была уничтожена в пожаре, вызванном бомбардировкой Ленинграда в начале Великой отечественной войны в 1941 году. Из полнометражного фильма сохранился лишь шестиминутный фрагмент «Базар» со стихами Александра Введенского и недописанная и разрозненная партитура Шостаковича, восстановленная и дописанная учеником композитора Вадимом Биберганом в 2005 году.
Скончался Михаил Михайлович Цехановский 22 июня 1965 года в Москве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_7_июня #Ц__
7 июня
В 1868 году родился Чарльз Ренни МАКИНТОШ (в Глазго), шотландский архитектор, художник и дизайнер, родоначальник стиля модерн в Шотландии.
* * * * *
По окончании колледжа посещал вечерний курс в Школе искусств. Затем учился у архитектора Джона Хатчинсона.
В 1890 году он получил специальную стипендию, которая позволила ему отправиться путешествовать по Франции и Италии для глубокого изучения архитектуры этих стран.
В 1904 году Чарльз Ренни Макинтош становится совладельцем фирмы «Джон Хонеман и Кеппи».
Он стал новатором конструктивной линии модерна с характерной для неё прямолинейностью форм и их ясным построением. В среде английских художников встретил резкое осуждение работ, а в Европе быстро прославился. Вещи Макинтоша всегда геометричны и функциональны, имеют стройные пропорции и не обременены излишним декором.
Его работы, представленные на Всемирной выставке в Турине и на выставке Венского сецессиона, принесли Макинтошу международное признание. Умение мастера связать свои идеи символизма с классическим архитектурным образованием вызывали такое восхищение современников, что художественные критики говорили о новом течении в искусстве — «макинтошизме».
Скончался Чарльз Ренни Макинтош 10 декабря 1928 года в Лондоне.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_7_июня #М__
7 июня
1934 года родилась Наталия Дмитриевна КАСАТКИНА (в Москве), советская артистка, балетмейстер, сценарист. Народная артистка России (1984).
* * * * *
Окончила Московское хореографическое у педагога Суламифь Мессерер. В 1954-1976 годах танцевала в Большом театре. Она была первой исполнительницей партий Бесноватой в балете «Весна священная» Игоря Стравинского, Рока в «Кармен-сюите» Жоржа Бизе-Родиона Щедрина, Индийской куклы в «Щелкунчике» Петра Чайковского. Исполняла характерные танцы в балетах «Лебединое озеро» Петра Чайковского, «Раймонда» Александра Глазунова, «Золушка» Сергея Прокофьева, «Дон Кихот» Людвига Минкуса.
С начала 1960 годов Наталия Касаткина работает в качестве балетмейстера и сценариста в творческом и супружеском союзе с танцовщиком и балетмейстером Владимиром Василевым. Ими поставлены балеты «Ванина Ванини» и «Героическая поэма» Николая Каретникова, «Весна священная» Игоря Стравинского в Большом театре, «Сотворение мира» и другие.
С 1977 года Касаткина и Василев — художественные руководители Концертного ансамбля «Классический балет». В театре ими поставлены спектакли «Гаянэ» Арама Хачатуряна (1977), «Волшебный камзол» Николая Каретникова (1983), «Проделки Терпсихоры» на музыку Йозефа Штрауса (1984), «Поцелуй феи» Игоря Стравинского (1989) и др.
В августе 2001 года, к столетию Джузеппе Верди, был поставлен балет «Травиата» по одноименной опере композитора.
Всего Касаткина осуществила более трех десятков широкомасштабных балетных постановок.
7 июня
В 1872 году родился Леонид Витальевич СОБИНОВ (в Ярославле), русский оперный певец.
Окончив мужскую гимназию с серебряной медалью, он в 1890 году поступил в Московский университет (ныне МГУ) на юридическое отделение. Там же Леонид записался в университетский хор.
Первое выступление молодого тенора в составе профессиональной труппы состоялось 15 января 1891 года – в хоре украинских исполнителей Марьи Заньковецкой и Николая Садовского, приехавших в Москву с гастролями. Эту дату стали считать началом сценической деятельности Леонида Собинова.
В 1892 году на одном из благотворительных вечеров университетского хора Собинов познакомился с дирижером и пианистом Петром Шостаковским. Услышав исполнение Собинова, музыкант, возглавлявший в тот период Музыкально драматическое училище Московского филармонического общества, сразу же зачислил начинающего тенора в класс вокального педагога А. Додонова. В 1893 году по результатам экзаменов Собинов был переведен сразу на 3 курс училища. Продолжая учиться сразу в двух вузах, Леонид Собинов много выступал в камерной обстановке и на театральной сцене под псевдонимом Собини.
В 1895 году он стал работать помощником присяжного поверенного в Московском окружном суде под руководством известного столичного адвоката Федора Плевако. Особый интерес у начинающего юриста вызывала цивилистика (гражданское право).
Вскоре после окончания музыкального училища, 24 апреля 1897 года состоялся дебют начинающего тенора на сцене Императорского большого театра (ныне – Государственный академический Большой театр). Собинов спел партию князя Синодала в опере Антона Рубинштейна «Демон»; в результате юноше предложили заключить контракт на 2 года в качестве певца тенора на первые и вторые партии.
Осенью 1899 года Собинов окончательно бросил адвокатскую практику и целиком посвятил себя музыкальной карьере.
На сцену Императорского Большого театра тенор выходил 623 раза в 35 ролях. Самые известные: партия Ленского в опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин», Лоэнгрина в одноименной опере Р. Вагнера, Вертера в опере Жюля Массне «Вертер», Ромео в опере Шарля Гуно «Ромео и Джульетта».
В 1901 году во время гастрольной поездки в Санкт-Петербург Собинов записал свою первую грампластинку для английской фирмы «Граммофон».
В 1904-05 годах состоялись первые гастроли оперного тенора в Италии. В знаменитом миланском театре «Ла Скала» он исполнял классическую итальянскую программу. Наиболее значимыми партиями этого периода стали: Эрнесто в опере Г. Доницетти «Дон Паскуале», Фра-Дьяволо в одноименной опере Д. Обера, Альфред в опере Дж. Верди «Травиата».
В 1907 году Леонид Собинов успешно гастролировал в театре князя Монакского в Монте-Карло. В 1908 году приехал в Испанию, где выступил в мадридском театре «Реаль». В этом же году певец принял участие в симфонических концертах дирижера Сергея Кусивицкого в Берлине.
В 1910-11 годах Леонид Собинов совместно с Василием Шкафером попробовал себя в роли режиссера на сцене Большого театра.
Собинов спокойно принял произошедшие в стране в 1917 году политические изменения и продолжил заниматься музыкальной деятельностью. При Временном правительстве он стал сначала комиссаром, а затем и первым выборным директором Большого театра.
В 1934 году певец стал художественным руководителем Оперной студии Большого театра им. К. Станиславского (в 1941 году вошла в состав «Московского академического музыкального театра /МАМТ/ им. Станиславского и Немировича Данченко»).
Леонид Собинов умер от сердечного приступа в ночь на 14 октября 1934 года во время гастрольной поездки в Риге.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_7_июня #C__
7 июня
В 1910 году родился Пьетро АННИГОНИ (в Милане), известный итальянский художник.
Создавая портреты и фрески, он стал известен на весь мир, после того как в 1956 году нарисовал королеву Елизавету II.
О нем, находящемся под влиянием итальянского Ренессанса, говорят как о художнике, который восстал против разрушительной силы модернизма в середине-конце XX-го века мирового искусства.
* * * * *
Живя во Флоренции и будучи студентом Академии изящных искусств, он посещал курсы обучения живописи, скульптуре и искусству гравировки. Среди его наставников были известные и почитаемые в те времена мастера: Феличе Карена, Селестино Селестини, Джузеппе Грациози.
Наиболее важное место в творчестве художника занимал портрет в стиле итальянского Возрождения. Это заметно отличало его художественное видение от популярных в те времена художественных стилей, коими являлись модернизм и постмодернизм.
Всемирная слава пришла к Пьетро Аннигони, когда он уже был зрелым мастером. Весной 1949 года комитетом Королевской академии Англии было решено принять несколько его картин для проводившейся в Лондоне ежегодной выставки. Это был первый опыт сотрудничества художника с Англией, причем, весьма удачный, т.к. положил начало его международному признанию.
В 1956 году Аннигони написал романтический портрет молодой королевы Великобритании Елизаветы II, благодаря чему прославился на весь мир.
Пьетро Аннигони часто называли королевским живописцем. Но это не совсем так, хотя им и было написано несколько портретов лиц из королевской фамилии. Путешествуя по миру, художник, как правило, рисовал только тех, кто был ему по настоящему интересен, это актеры, поэты, танцовщики, музыканты, простые люди, с которыми он с детства поддерживал дружеские отношения, до конца дней своих оставаясь человеком из народа.
Скончался Пьетро Аннигони 27 октября 1988 года во Флоренции.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_7_июня #А__
7 июня
В этот день 1901 года в Москве, в церкви Воздвиженья на Овражке, 41-летний Чехов венчался с одной из самых ярких звёзд Московского художественного театра Ольгой Книппер.
По желанию Чехова, парадного обеда не было, и после визита к матери невесты, новобрачные отправились в Нижний Новгород.
Первые встречи Ольги Книппер с писателем Антоном Павловичем Чеховым проходили на репетициях спектаклей «Чайка» и «Царь Фёдор Иоаннович» (9, 11 и 14 сентября 1898 года). После этих встреч Чехов писал: «Ирина, по-моему, великолепна. Голос, благородство, задушевность – так хорошо, что даже в горле чешется… лучше всех Ирина. Если бы я остался в Москве, то влюбился бы в эту Ирину».
Ольга Леонардовна вспоминала об этих встречах: «…с той встречи начал медленно затягиваться тонкий и сложный узел моей жизни».
С лета 1899 года между ними началась переписка, продолжавшиеся с перерывами до весны 1904 года. Известно о 443 письмах от Чехова к Книппер и более 400 писем от Книппер к Чехову. Переписка отражает последние годы жизни писателя.
Чехов говорил, что ему нужна такая жена, которая бы, как луна, на его небосклоне являлась не каждый день. Такой женой и была актриса Московского художественного театра Ольга Леонардовна Книппер.
Она любила Чехова и в отличие от его родных готова была бросить все и переехать из столицы к больному мужу в провинциальную Ялту. Но тот сам её остановил, написав, что они – идеальные супруги, ибо не мешают друг другу заниматься любимым делом.
И умер он у нее на руках на немецком курорте Баденвейлер, куда приехал после Ялты в 1904 году. Ольга Книппер пережила супруга на 55 лет.
7 июня
В 1815 году родился Пио ФЕДИ, один из лучших и даровитейших итальянских скульпторов новейшего времени.
До 16-летнего возраста он работал у золотых дел мастера во Флоренции. Познакомившись там с гравированием, в 1838 году Пио Феди отправился в Вену и поступил в академию художеств, но глазное заболевание заставило его вернуться во Флоренцию и заняться скульптурой. Вскоре академия отправила его для совершенствования в Вечный город – Рим.
Усердно изучая антики и анатомию, Феди создал группу «Христос исцеляет недужного» и статуи святого Севастьяна и Клеопатры, которые, прибыв во Флоренцию, заслужили общую похвалу. В 1846 году Феди получил от великого герцога Леопольда II наказ создать статуи Андрея Чезальпини и Никколо Пизано, находящиеся сейчас в лоджиях дворца Уффици.
За этими фигурами последовали другие работы: в 1849 году – группа «Пиа де’Толоммеи и Нелло делла-Пьетра» (на сюжет из Чистилища Данте, V, 133); в 1852 году – «Ангел, несущий на небо душу ребенка» и др.
По случаю празднования присоединения Тосканского великого герцогства к королевству Виктора-Эммануила I (в 1859-1860) Феди создал «Культуру Тосканы», превышающую натуральный размер величественную фигуру женщины в античном костюме, а затем красивую и выразительную фигуру, олицетворяющую собою священную поэзию (находится в Веронском муниципальном музее).
Но самое замечательное произведение этого художника – высеченная из мрамора в 1860-65 годах колоссальная группа «Похищение Поликсены», отличающаяся живописностью композиции, мастерской обработкою тела составляющих ее идеально-прекрасных фигур, энергичностью их движений и правдивостью выражения смелости в похитителе и страдания трех остальных лиц. Эта группа, как превосходная во всех отношениях, помещена в знаменитой флорентийской «Loggia dei lanzi», где собраны первоклассные скульптурные произведения античного мира и эпохи Возрождения.
Скончался Пио Феди 31 мая 1892 года.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_7_июня #Ф__
7 июня
В 1848 году родился Поль ГОГЕН /полное имя – Эжен Анри Поль Гоген/ (в Париже), французский живописец, скульптор-керамист и график.
Наряду с Сезанном и Ван Гогом, один из главных представителей постимпрессионизма, близкий к символизму и стилю модерн, использовал синтетические обобщения и упрощение цвета и линий.
* * * * *
До 7-летнего возраста Гоген жил в Перу и воспитывался в семье матери, происходившей из знатного перуанского рода. Впечатления детства, экзотическая природа, яркие национальные костюмы, беззаботная жизнь в поместье дяди в Лиме остались в его памяти на всю жизнь, сказавшись в неуемной жажде путешествий, в тяге к тропикам.
С 1855 года во Франции, учился в Орлеане, в школе, из которой мечтал сбежать, чтобы стать моряком. С 17-ти лет плавал на судах, совершающих рейсы между Южной Америкой и Европой. Затем поступает в банк, сделал успешную карьеру, женился, начал коллекционировать живопись и сам пробует писать картины. Знакомится с импрессионистами и вскоре принимает участие в их выставках (1880-82 годы). Живопись всецело захватила Гогена, и в 1883 году он бросает службу в банке, расстается с семьей, имея 5-х детей, чтобы целиком посвятить себя искусству. Первые его произведения носят подчас подражательный характер. На выставке в 1886 года он экспонировал 19 полотен.
В 1886-90 годах Гоген почти всё время проводит в Понт-Авене (Бретань), где общается с группой художников, близких к символизму. Первый раз художник направился туда, желая отдохнуть от Парижа и немного сэкономить: жизнь там была заметно дешевле.
Остров Мартиника, куда Гоген отправился вместе с художником Лавалем, который помог совершить в творчестве мастера эволюцию, сделав заметными в его работах японские влияния.
Затем посетил Панаму, где наблюдал строительство Панамского канала, некоторое время жил у Ван Гога в Арле и работал с ним.
Гоген, жаждущий «слиться с природой», в 1891 году уезжает на Таити, где проживал в Папеэте и где в 1892 году пишет целых 80 полотен. После кратковременного возвращения во Францию (1893-95 годы), из-за болезни и отсутствия средств он навсегда уезжает в Океанию – сначала на Таити, а с 1901 года на остров Хива-Оа (Маркизские острова), где берёт себе в жены молодую таитянку и работает в полную силу: пишет пейзажи, рассказы, работает журналистом.
Несмотря на болезни, бедность и депрессию, лучшие свои работы Гоген написал именно там. Наблюдение за реальной жизнью и бытом народов Океании сплетаются в них с местными мифами.
Скончался Поль Гоген 8 мая 1903 года в Атуона (на острове Хива-Оа, Французская Полинезия).
* * * * *
Слава пришла к художнику после смерти, когда в 1906 году в Париже было выставлено 227 его работ. Влияние творчества Гогена на искусство XX века бесспорно.
Жизнь Гогена легла в основу романа Сомерсета Моэма «Луна и грош».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_7_июня #Г__
7 июня
1909 года родилась Вирджиния АПГАР (в Вестфилде, штат Нью-Джерси), американский врач-анестезиолог в акушерстве. Автор знаменитой шкалы Апгар.
* * * * *
Она успешно окончила школу и в 1929 году выиграла конкурс на получение стипендии для обучения в медицинском колледже университета в штате Колумбия. Великая депрессия в США лишила девушку стипендии на дальнейшее обучение, но она не бросила образование, хотя ей и приходилось подрабатывать и постоянно занимать деньги.
Вирджиния окончила курс в 1933 году одной из первых, но с огромными долгами и слабыми перспективами трудоустройства. В то время многие мужчины-хирурги оказывались безработными, что уж говорить о вчерашней выпускнице.
Однако её оставили на 4 года работать на кафедре хирургии. В 1937 году Вирджинию пригласили на стажировку по анестезиологии в университете Медисона, а затем в больнице Нью-Йорка. После этого она вернулась в Колумбийский университет и стала заведующей отделением анестезиологии. Долгое время Вирджиния оставалась единственным сотрудником этого отделения: сама себе начальник и подчинённый.
Материал для своей работы Апгар собирала в роддомах. Основным её научным интересом на тот момент было влияние различных анестетиков на состояние матери и ребёнка при родах и после них. Младенческая смертность в те времена была довольно высокой, поскольку основное внимание врачей было направлено на сохранение жизни и здоровья матери.
Анестезируя роды, Вирджиния заметила, что некоторые анестетики, влияют не только на мать, но и на ребёнка. Для того чтобы точно оценить это влияние, Апгар придумала шкалу, по которой оценивалась жизнеспособность новорождённого, а затем сравнивала полученные результаты у детей, матери которых анестезировались разными способами. В оценке учитывалось дыхание, сердцебиение, рефлексы, мышечный тонус и цвет кожи. Кроме знаменитой шкалы в оценке состояния новорождённого были задействованы и новейшие методы: анализ крови, в частности, содержание в ней кислорода.
Оказалось, что многие анестезирующие вещества, которые полагалось вдыхать роженицам, уменьшают количество кислорода в их крови и, соответственно, в крови младенца. Благодаря работам Апгар от этих веществ отказались, что спасло жизнь и здоровье тысячам тысяч младенцев, а отделение анестезиологии привлекло студентов и молодых специалистов. Вирджиния Апгар стала профессором.
Работа, где подробно разбиралась шкала, была представлена на 27-м ежегодном конгрессе анестезиологов в 1952 году, когда Апгар занялась выявлением и профилактикой болезней новорождённых. Её же можно назвать одним из первых профессиональных младенческих реаниматоров.
В 1959 году Вирджиния Апгар получила учёную степень магистра в университете Джона Хопкинса. Вскоре после этого она оставила исследовательскую работу и полностью посвятила себя преподавательской деятельности и благотворительному фонду помощи детям с врождённым дефектами, став ангелом-спасителем многих и многих детей.
Скончалась Вирджиния АПГАР 7 августа 1974 года в Нью-Йорке.
* * * * *
ШКАЛА АПГАР
По этой 10-балльной системе сразу после рождения каждый ребёнок в цивилизованном мире получает первую в жизни оценку. И вторую тоже – 5 минут спустя. Если результат повысился (а мало кто из деток сразу тянет на десятку), значит, всё в порядке!
По невероятному совпадению фамилия Апгар состоит из первых букв тех самых пяти параметров, которые оцениваются по этой системе. «А» – appearance, т.е. внешний вид или цвет кожи малыша, «П» – пульс, «Г» – гримаса в ответ на раздражение, «А» – активность и мышечный тонус, «Р» – респираторные (дыхательные) движения. Выглядит так, как будто саму Вирджинию назвали в честь её знаменитой шкалы, а не наоборот!
Но «Апгар» – действительно собственная фамилия этой потрясающей женщины-врача. Вирджиния стала первым американским анестезиологом в юбке, а затем и первым профессором женского пола в Колумбийском университете, что создавало немало проблем.
Например, общество анестезиологов, в котором она состояла, собиралось на заседания и конгрессы в закрытых мужских клубах. Встречи коллег больше смахивали на холостяцкие пирушки, а дам туда вообще не пускали. В 1950-е годы прошлого века в Америке считалось, что женщина должна заниматься домом и детьми. Чтобы сделать исторический доклад о системе оценки жизнедеятельности новорождённых, мисс Апгар пришлось преодолеть социальные стереотипы, а это было очень непросто!