8 сентября
1929 года родился Николай Александрович СЕЛИВАНОВ (в селе Хранёво, Московская область), известный советский и российский скульптор, автор известной серии портретов и композиций о поэте Сергее Есенине и его окружении, портретов академиков, ученых, создателей атомного флота, моряков, героев войны, чернобыльцев, писателей и поэтов.
Народный художник Российской Федерации.
* * * * *
Выходец из крестьянской семьи, он рисованием интересовался с раннего детства. Развитию его способностей способствовало наблюдение за работой его дяди — известного советского художника Николая Иустиновича Лапшина.
Позднее Николай Селиванов увлекается резьбой по дереву, лепкой, мастерит глиняных солдатиков для игр, обжигает их в домашней печи и раскрашивает. После окончания семилетней школы он поступает учиться в Московское художественное училище памяти 1905 года. На первый курс его принимают условно, т.к. у него нет никакого художественного образования и только со второго курса он становится полноправным студентом.
В дальнейшем Николай Селиванов продолжил учёбу в Суриковском институте в мастерской скульптора М.Г. Манизера. Ещё будучи студентом художественного училища, он увлекся поэзией Сергея Есенина и для курсовой работы выбирает образ поэта. С этого момента его творчество неразрывно связано с именем Есенина.
К 25-летию создания атомного ледокола «Ленин» скульптор исполнил серию портретов — создателей первого в стране атомного ледокола. Было выполнено 16 портретов, в том числе И.В. Курчатова, А.П. Александрова, Б.М. Соколова, И.И. Африканова.
В 1995 году к 100-летнему юбилею Сергея Есенина Николай Селиванов создает 22 портрета — 4 портрета поэта и 18 — людей, окружавших и влиявших на его творчество. Поэтов: Клюева, Блока, Городецкого, Ганина, Мариенгофа, Ширяевца, Приблудного, Клычкова, Орешина. Близких женщин Есенина: Изрядновой, Айседоры Дункан, Зинаиды Райх, Миклашевской. Выполнен портрет сына Есенина и писателя Хлысталова, который много лет занимался расследованием гибели Сергея Есенина.
8 сентября
В 1841 году родился Антонин ДВОРЖАК (в деревне Нелагозевес), чешский композитор, представитель романтизма. Вместе с Б. Сметаной является создателем чешской национальной музыкальной школы.
* * * * *
Ему исполнилось 16 лет, когда отец, уступая настойчивым просьбам сына, отвез Антонина на своей телеге в Прагу и помог определиться в Органную школу, которая готовила профессиональных органистов и композиторов. Но теоретических знаний, полученных в Органной школе за 2 года, было недостаточно для воплощения больших и серьезных замыслов.
Дворжак решил любой ценой остаться в Праге, отказавшись от места органиста в провинции. Жил впроголодь, играя по вечерам на альте в маленькой капелле Комзака, выступавшей в одном из ресторанов. Зато днем сидел над партитурами И. Гайдна, В.А. Моцарта, обожаемого им В. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Листа, Р. Вагнера.
В конце концов он получил место альтиста в оркестре Чешского национального театра, которым руководил известный композитор Б. Сметана. В 1875 году благодаря содействию И. Брамса Дворжаку удалось получить государственную стипендию; Брамс помог молодому композитору и в публикации его сочинений у известного венского издателя Зимрока. Вскоре Дворжак завоевал достаточно широкую известность: его неоднократно приглашали с концертами в Англию, а в 1892 году он стал директором Национальной консерватории в Нью-Йорке и занимал этот пост в течение трех лет. Однако тоска по родине заставила Дворжака вернуться в Прагу, где он возглавил местную консерваторию в 1901 году.
Симфонические произведения Дворжака составляют золотой фонд чешской музыки. Им создано 9 симфоний, из которых наиболее популярна Девятая («Из Нового Света», 1893), написанная в США,; симфонические поэмы «Водяной», «Полуденница», «Золотая прялка», «Голубок», «Богатырская песнь»; увертюры; сюиты; 3 Славянские рапсодии и, конечно же, знаменитые «Славянские танцы».
До конца дней своих Дворжак напряженно сочинял. К последним годам относится создание красочной, насыщенной веселым юмором фантастической оперы «Черт и Кача» (по чешской народной сказке о черте-неудачнике и смекалистом деревенском парне) и составляющей гордость чешского оперного искусства лирической сказки «Русалка» — трогательного повествования о всепоглощающем чувстве любви. Последним произведением Дворжака стала его десятая опера — рыцарско-фантастическая «Армида» (на сюжет одного из эпизодов поэмы «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо).
Скончался Антонин ДВОРЖАК 1 мая 1904 года в Праге.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_8_сентября #Д__
8 сентября
1979 года родился Петер ЛЕКО (в Суботице, Югославия), венгерский шахматист, гроссмейстер.
Считался вундеркиндом и добился звания гроссмейстера в 1994 году, в возрасте 14 лет, четырёх месяцев и 22 дней. В то время это был самый юный гроссмейстер.
* * * * *
С 1999 года Петер Леко входит в десятку сильнейших шахматистов мира. Его стиль игры — надёжная, без риска игра, поэтому он часто играет вничью. Петер Леко очень сильно играет защитные партии. Участвовал в Чемпионате мира по шахматам в 2007 году, на котором занял четвёртое место.
В 2002 году Леко одержал победу на турнире в Дортмунде, что дало ему право, в соответствии с Пражскими соглашениями, на матч за звание Чемпиона мира по шахматам против Владимира Крамника. Этот матч состоялся с 25 сентября по 18 октября 2004 года в швейцарском городе Бриссаго. Матч проводился из 14 партий с классическим контролем времени и закончился вничью — 7:7 (+2-2=10), причём Петер Леко вел в счёте вплоть до последней партии. Только победив в последней партии, Владимир Крамник сравнял счёт и, по условиям матча, при ничейном счёте, сохранил своё звание — Чемпион мира по версии ПША.
Петер Леко сделал большой вклад в развитие теории дебютов. В настоящее время, он считается одним из ведущих теоретиков шахмат.
Член символического клуба победителей чемпионов мира Михаила Чигорина со 2 октября 2004 года.
Во время фестиваля шахмат в немецком городе Майнце (2001) Петер Леко победил Майкла Адамса в матче из восьми партий в шахматы Фишера. После этой победы, Леко был признан (неофициально) первым Чемпионом мира по шахматам Фишера.
8 сентября
В 1923 году родился Расул Гамзатович ГАМЗАТОВ (в ауле Цада Хунзахского района Дагестана), советский и российский поэт, прозаик, переводчик, публицист и политический деятель.
* * * * *
Окончил Аварское педучилище в 1939 году. До 1941 года работал школьным учителем, затем — помощником режиссёра в театре, журналистом в газетах и на радио. С 1945 по 1950 годы учился в Литературном институте им. А.М. Горького в Москве.
Расул Гамзатов начал писать стихи в 1932 году, печататься — в 1937 году, первая книга вышла в 1943 году. Он переводил на аварский язык классическую и современную русскую литературу, в том числе А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, В.В. Маяковского и С.А. Есенина.
В Литературном институте им. А.М. Горького Гамзатов познакомился и подружился с молодыми поэтами, Наумом Гребневым, Яковом Козловским, Еленой Николаевской, Владимиром Солоухиным, которые начали переводить его стихи на русский язык. Поэмы и стихи Гамзатова переводили также Илья Сельвинский, Сергей Городецкий, Семён Липкин, Яков Хелемский, Юлия Нейман, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Юнна Мориц, Шапи Казиев, Марина Ахмедова-Колюбакина, Сергей Соколкин.
Н. Гребневу принадлежит перевод особенно широко известных «Журавлей», которые стали песней по инициативе и в исполнении М.Н. Бернеса в 1969 году.
С Расулом Гамзатовым тесно работали многие композиторы, в том числе Дмитрий Кабалевский, Ян Френкель, Раймонд Паулс, Юрий Антонов, Александра Пахмутова; среди исполнителей песен на его стихи — Анна Герман, Галина Вишневская, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Валерий Леонтьев, София Ротару, Вахтанг Кикабидзе, Марк Бернес, Дмитрий Хворостовский. Произведения поэта переведены на десятки языков народов России и мира.
Скончался Расул Гамзатович ГАМЗАТОВ 3 ноября 2003 года в Москве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_8_сентября #Г__
8 сентября
В 1910 году родился Жан-Луи БАРРО (в пригороде Парижа), французский режиссер, актер театра и кино, мим и теоретик театра.
После окончания элитного лицея он обучался на курсах живописи в Луврской школе, а также изучал актёрское мастерство на курсах у Ш. Дюллена.
Свою трудовую деятельность начинал как бухгалтер и продавец цветов, а с 1931 года – на сцене театра «Ателье», где впервые выступил и как режиссёр.
В 1946 году Барро вместе с женой, известной актрисой Мадлен Рено, создал собственную труппу – «театральную компанию Рено-Барро», в которой являлся режиссером и главным актером. Здесь он поставил «Гамлета», «Процесс» Кафки, «Христофора Колумба» Клоделя, «Мальбрук в поход собрался» Ашара, «Вишневый сад» Чехова и исполнил роли Дебюро («Баптист» Превера), Меркурия («Амфитрион» Мольера), Христофора Колумба, Трофимова («Вишневый сад» Чехова).
По предложению министра культуры в 1959 году возглавил столичный театр «Одеон» («Театр де Франс»), на сцене которого шли пьесы классического репертуара (Шекспир, Расин) и современные произведения – драмы Беккета, Жене, Маргерит Дюрас.
В 1960-е годы труппа Барро активно гастролировала от Токио до Нью-Йорка, триумфально выступила на Эдинбургском фестивале.
Барро руководил Школой драматического искусства в Париже, основанной им совместно с Ж. Берто и Р. Руло. В 1968 году во время студенческой революции открыл театр для бунтовавших студентов, которые размещались в нём на протяжении месяца. Из-за этого под давлением министра культуры он был вынужден вместе с труппой покинуть «Одеон», а декабре 1968 года Барро показывает в «Elysee Montmartre» «Рабле» – один из самых знаменитых своих спектаклей.
Жан-Луи Барро развивал искусство пантомимы, был режиссером и актером мимических спектаклей. Спектакли-пантомимы: «Baptiste», пантомима-балет по Ж. Преверу, музыка В. Косма в соавторстве с М. Марсо, «La Fontaine de Jouvence» по Борису Кохно, музыка Жоржа Орика, «Renard», текст Ш.Ф. Рамю, музыка И. Стравинского, «Les Suites d’une course», мимофарс по Ж. Сюпервьелю, музыка А. Соге.
Снялся в художественных фильмах: «Прекрасные денечки», «Жени», «Большая любовь Бетховена», «Глазами Запада», «Миражи», «Монмартр на Сене», «Парад семи ночей», «Фантастическая симфония», «Дети райка», «Ночь Варены», «Карне, человек с кинокамерой», «Свет озера» и др.
Лишь к концу жизни у Барро появляется собственный маленький зал в Париже. Ему было предложено перейти в здание в центре Елисейских полей – старый каток, который теперь стал Театром Барро.
Великий актер и режиссер французской сцены кочевал из театра в театр почти всю свою жизнь. По словам обозревателя «Le Monde», он «жил на сцене так давно, что, казалось, на ней родился».
Скончался Жан-Луи Барро 22 января 1994 года в Париже.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_8_сентября #Б__
8 сентября
1919 года родилась Людмила Васильевна ЦЕЛИКОВСКАЯ (в Астрахани), известная советская актриса театра и кино. Народная артистка РСФСР (1963).
* * * * *
До 1925 года семья заслуженного деятеля искусств В.В. Целиковского проживала в Астрахани, но в связи с тем, что дочка росла болезненной, глава семейства решил перевести свою семью в Москву. В столице он работал дирижером в Большом театре, здесь выступала и мама девочки, пела заглавную роль в опере «Снегурочка».
Родители решили отдать Людмилу в Гнесинскую школу по классу фортепиано. Они мечтали, что дочь станет профессиональным музыкантом, но… она увлеклась театром.
В 1941 году Целиковская окончила Театральное училище им. Щукина. Еще будучи студенткой она была зачислена в труппу Московского академического театра им. Евгения Вахтангова. Первой ролью на сцене этого знаменитого театра стала роль Клариче в постановке спектакля «Слуга двух господ».
Впервые в кино Целиковская появилась в 1939 году в ленте «Молодые капитаны» (сыграла пионервожатую). Несмотря на эту небольшую роль, начинающую актрису заметил режиссер Константин Юдин и в 1940 году предложил ей главную роль – Шурочки Мурашовой – в своей комедии «Сердца четырех». На съемках фильма молодой актрисе удалось уговорить режиссера в том, что она споет сама, и с тех пор в кино, театре, на концертах Людмила пела только своим голосом.
В дальнейшем, несмотря на тяжелые годы Великой Отечественной войны, последовали съемки в следующих фильмах: музыкальная комедия Александра Ивановского «Антон Иванович сердится» (роль Симы Вороновой, 1941); кинолента Герберта Раппапорта «Воздушный извозчик» (роль Наташи Куликовой, 1943).
В 1944 году актриса была приглашена на главную роль царицы Анастасии в картину режиссера Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». После войны актриса снялась в комедийном фильме Константина Юдина «Близнецы» (роль Любы Карасевой, 1945), в кинофильме Михаила Жарова «Беспокойное хозяйство» (ефрейтор Тоня Калмыкова, 1946), в художественном фильме режиссера Александра Столпера «Повесть о настоящем человеке» (Зиночка, 1948).
Начиная с 1950-х годов, актриса стала редко появляться в кино.
Одной из последних для нее стала роль Раисы Павловны Гурмыжской в экранизации пьесы А. Островского «Лес». На телевидении последними работами актрисы стали «Портрет» и «Репетитор».
Скончалась Людмила Васильевна ЦЕЛИКОВСКАЯ 6 июля 1992 года в Москве, похоронена на Новодевичьем кладбище.
8 сентября
В 1812 году родилась Наталья Николаевна ГОНЧАРОВА /в первом браке – Пушкина, во втором – Ланская/ (в родовом поместье Кариан, Тамбовская губерния), супруга великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Знатный род матери (Наталья Ивановна Загряжская была праправнучкой гетмана Петра Дорошенко) и дворянство по отцу сделали свое дело. Натали и другие дети Гончаровых получили отличное по тем временам домашнее образование. Да и дедушка Афанасий Николаевич баловал девочку, как только мог.
Уже в юные годы Наталья Николаевна была не только весьма привлекательна внешне, но и очень умна. Она знала французский, английский, немецкий языки, обладала основными знаниями в области истории, географии, литературы. Кроме этого, мать учила детей строгой религиозной морали, правилам этикета, игре на музыкальных инструментах.
Зимою 1828/1829 годов на одном из балов знаменитого танцмейстера Иогеля в Москве А.С. Пушкин впервые встретил 16-летнюю Наталью Гончарову. Он влюбился в неё с первого взгляда. Первое предложение к родителям Натальи было отвергнуто – они ссылались на молодость дочери.
Долгожданная помолвка состоялась 6 мая 1830 года, а 18 февраля 1831 года – свадьба. «Жена моя прелесть, и чем доле я с ней живу, тем более люблю это милое, чистое, доброе создание, которого я ничем не заслужил перед Богом» – писал поэт.
Наталья Николаевна помогала ему и в литературных делах, поддерживая связи с издателями книг и журналов. Многие несли к её ногам дань восхищения и любви, но она любила мужа и казалась счастливой в своей семейной жизни. За 6 лет брака Наталья Николаевна подарила мужу четверых детей. Она старалась целиком и полностью посвящать себя семье, однако обязательства перед императрицей нарушать также не решалась.
Красота Натальи Николаевны и ее цепкий ум произвели впечатление в петербургском свете. Но природная застенчивость, а иногда и холодность не сделали её по-настоящему светской дамой. Да и первого поэта России многие враги Пушкина пытались как-то дискредитировать через его жену.
После трагической дуэли Пушкин думал только о жене, беспокоился о её дальнейшей жизни без него. После смерти поэта Наталья Николаевна уехала с детьми (Александром, Григорием, Марией и Натальей) в имение своего старшего брата Полотняный завод, где прожила около двух лет.
В 1844 году она вторично вышла замуж за командира столичного Конного полка генерал- майора Петра Петровича Ланского. Наталья Николаевна была прекрасной матерью, она трогательно заботилась о своих детях от Пушкина и дочерях от второго брака (Александре, Софье и Елизавете) и в этом видела смысл своей жизни. Детям она посвятила всю свою жизнь без остатка, сумела воспитать их достойными имени великого отца, оставила о себе добрую память в семьях внуков и правнуков.
Скончалась Наталья Николаевна Гончарова 26 октября 1863 года в Санкт-Петербурге, похоронена на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_8_сентября #Г__