28 июня 1930 года родился Николай Николаевич КАРЕТНИКОВ (в Москве), советский и российский компози...
28 июня
28 июня
1930 года родился Николай Николаевич КАРЕТНИКОВ (в Москве), советский и российский композитор, один из крупнейших представителей отечественного послевоенного авангарда.
Самобытный продолжатель традиций русской православной духовной музыки и одновременно, в течение 37 лет, убеждённый приверженец «классической» серийной додекафонии, на основе которой выработал свой стиль.
Каретников один из первых в отечественной музыке (с середины 1960-х годов) начал использовать полистилистику как осознанный творческий метод (балет «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», опера «Тиль Уленшпигель»). Его музыка преимущественно трагическая.
* * * * *
Выходец из интеллигентной семьи (его отец – артист Московской оперетты преподавал вокал, бабушка – оперная певица, выступала в Императорской опере вместе с Ф. Шаляпиным, автор популярной среди вокалистов книги «Пение в ощущениях»), Николай учился в ЦМШ у В. Шебалина и Т. Николаевой. У Шебалина же и продолжил образование в Московской консерватории по классу композиции.
Переломным в жизни Каретникова стал 1957 год. Приезд в Москву канадского пианиста Гленна Гульда, исполнившего сочинения Шёнберга и Берга, сделал Николая убежденным последователем Новой венской школы, преданность которой, в отличие от своих коллег, он сохранил на всю жизнь и на основе которой выработал свой собственный стиль. В этом же году Каретников пришел к православию и стал впоследствии прихожанином отца Александра Меня и крёстным отцом Александра Галича (1973).
Известность композитору принесли его ранние сочинения – оратория «Юлиус Фучик» (1953), балеты «Геологи» (1956) и «Ванина Ванини» (1962), поставленные в Большом театре Владимиром Василёвым и Натальей Касаткиной. Последующие произведения, написанные в технике европейского модернизма, подверглись жёсткой критике со стороны Союза композиторов и в течение многих лет не исполнялись.
Независимая эстетическая, общественная и нравственная позиция Каретникова ещё больше отдалила его от ведущих течений музыкальной жизни СССР. Композитор ушел в вынужденную и, одновременно, добровольную «внутреннюю эмиграцию»; он исключил из своего портфеля почти все произведения написанные до 1959 года и признал началом своего пути Третью Симфонию (1959).
С середины 1960-х до конца 1980-х годов Каретников работает над двумя масштабными сценическими произведениями, ставшими наиболее полной характеристикой творческой личности композитора, – операми «Тиль Уленшпигель» (1965-1985, либретто совместно с Павлом Лунгиным) и «Мистерия апостола Павла» (1970-1987, либретто совместно с Семёном Лунгиным под патронажем отца Александра Меня).
При жизни музыка Каретникова исполнялась крайне редко. Не имея возможностей для публичного исполнения своих произведений, композитор активно пишет музыку для театральных постановок и кинофильмов (более 40 драматических спектаклей и 70 кино- и телефильмов), которые стали для него своеобразной музыкальной лабораторией. Среди широко известных – «Скверный анекдот» (1965), «Бег» (1970) режиссёров А. Алова и В. Наумова, «Прощай, шпана замоскворецкая…» А. Панкратова (1987), «Десять дней, которые потрясли мир» (1965, Театр на Таганке) Ю. Любимова, «Заговор Фиеско в Генуе» (1977, Малый театр) Л. Хейфица и др.
В последние годы жизни композитор вновь обратился к инструментальной и духовной музыке, оставив неоконченной Вторую камерную симфонию.
Скончался Николай Николаевич КАРЕТНИКОВ 9 октября 1994 года в Москве.
1930 года родился Николай Николаевич КАРЕТНИКОВ (в Москве), советский и российский композитор, один из крупнейших представителей отечественного послевоенного авангарда.
Самобытный продолжатель традиций русской православной духовной музыки и одновременно, в течение 37 лет, убеждённый приверженец «классической» серийной додекафонии, на основе которой выработал свой стиль.
Каретников один из первых в отечественной музыке (с середины 1960-х годов) начал использовать полистилистику как осознанный творческий метод (балет «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», опера «Тиль Уленшпигель»). Его музыка преимущественно трагическая.
* * * * *
Выходец из интеллигентной семьи (его отец – артист Московской оперетты преподавал вокал, бабушка – оперная певица, выступала в Императорской опере вместе с Ф. Шаляпиным, автор популярной среди вокалистов книги «Пение в ощущениях»), Николай учился в ЦМШ у В. Шебалина и Т. Николаевой. У Шебалина же и продолжил образование в Московской консерватории по классу композиции.
Переломным в жизни Каретникова стал 1957 год. Приезд в Москву канадского пианиста Гленна Гульда, исполнившего сочинения Шёнберга и Берга, сделал Николая убежденным последователем Новой венской школы, преданность которой, в отличие от своих коллег, он сохранил на всю жизнь и на основе которой выработал свой собственный стиль. В этом же году Каретников пришел к православию и стал впоследствии прихожанином отца Александра Меня и крёстным отцом Александра Галича (1973).
Известность композитору принесли его ранние сочинения – оратория «Юлиус Фучик» (1953), балеты «Геологи» (1956) и «Ванина Ванини» (1962), поставленные в Большом театре Владимиром Василёвым и Натальей Касаткиной. Последующие произведения, написанные в технике европейского модернизма, подверглись жёсткой критике со стороны Союза композиторов и в течение многих лет не исполнялись.
Независимая эстетическая, общественная и нравственная позиция Каретникова ещё больше отдалила его от ведущих течений музыкальной жизни СССР. Композитор ушел в вынужденную и, одновременно, добровольную «внутреннюю эмиграцию»; он исключил из своего портфеля почти все произведения написанные до 1959 года и признал началом своего пути Третью Симфонию (1959).
С середины 1960-х до конца 1980-х годов Каретников работает над двумя масштабными сценическими произведениями, ставшими наиболее полной характеристикой творческой личности композитора, – операми «Тиль Уленшпигель» (1965-1985, либретто совместно с Павлом Лунгиным) и «Мистерия апостола Павла» (1970-1987, либретто совместно с Семёном Лунгиным под патронажем отца Александра Меня).
При жизни музыка Каретникова исполнялась крайне редко. Не имея возможностей для публичного исполнения своих произведений, композитор активно пишет музыку для театральных постановок и кинофильмов (более 40 драматических спектаклей и 70 кино- и телефильмов), которые стали для него своеобразной музыкальной лабораторией. Среди широко известных – «Скверный анекдот» (1965), «Бег» (1970) режиссёров А. Алова и В. Наумова, «Прощай, шпана замоскворецкая…» А. Панкратова (1987), «Десять дней, которые потрясли мир» (1965, Театр на Таганке) Ю. Любимова, «Заговор Фиеско в Генуе» (1977, Малый театр) Л. Хейфица и др.
В последние годы жизни композитор вновь обратился к инструментальной и духовной музыке, оставив неоконченной Вторую камерную симфонию.
Скончался Николай Николаевич КАРЕТНИКОВ 9 октября 1994 года в Москве.