15 июля В 1924 году родился Махмуд Алисултанович ЭСАМБАЕВ (в чеченском селении Старые Атаги), советс...
15 июля
15 июля
В 1924 году родился Махмуд Алисултанович ЭСАМБАЕВ (в чеченском селении Старые Атаги), советский артист балета, знаменитый эстрадный танцовщик, хореограф, актёр. Народный артист СССР, академик Международной академии танца. Герой Социалистического Труда.
На большую сцену он в буквальном смысле спустился с гор. Редкий танцовщик так одарен от природы, как он: выразительная пластика, музыкальный слух, цепкая память и отличные физические данные – все это не вызывало сомнений в собственном призвании.
Его при жизни по праву называли «чародеем танца», «Шаляпиным в танце», звездой балета и эстрады, «великим танцором», гениальным, «легендой XX века»...
Солист эстрадной сцены, Эсамбаев имел в 1950-70-х годах огромную популярность. Герой светских хроник, он всегда был при своей неизменной папахе из отборного каракуля и гордился до старости своей осиной талией...
«Поставив себе цель овладеть техникой танца абсолютно всех народов мира – и добившись ее! – он стал звездой мирового уровня, обладателем массы наград и титулов».
* * * * *
Он танцевал с тех пор, как помнит себя, т.к. родился танцовщиком по склонности и таланту.
С 7 лет бывал с отцом на свадьбах, где плясал под одобрительный смех и восклицания старших. Махмуд Эсамбаев вспоминал: «С малых лет я был очень подвижный и шустрый, настоящая егоза, не мог спокойно усидеть и минуты, за что частенько перепадало от отца. Однажды, поспорив с друзьями, прошел на одних руках целый квартал! Настырности было хоть отбавляй, и упрямства тоже…»
В 1939-41 годах Эсамбаев учился в Грозненском хореографическом училище. В 15 лет, имея за плечами лишь 6 классов школы, он уже танцевал в Чечено-Ингушском государственном ансамбле песни и танца, в 19 лет – в Пятигорском театре музыкальной комедии.
Так как юность Махмуда пришлась на годы Великой Отечественной войны, он танцевал во фронтовой концертной бригаде на передовой, на строительстве оборонительных сооружений, в военных госпиталях.
В 1944-56 годах Эсамбаев был солистом Киргизского театра оперы и балета в городе Фрунзе (семья была депортирована в Среднюю Азию, как и другие чеченцы). Экспрессия его жеста и орлиная внешность пригодились для Злого гения Ротбарта в «Лебедином озере», Гирея в «Бахчисарайском фонтане», Абдерахмана в «Раймонде», Тараса в «Тарасе Бульбе» и феи Карабос – отрицательной героини «Спящей красавицы». Эсамбаев был уникальным исполнителем: он овладел и характерными, и народными танцами, и техникой классического балета.
В 1950-е годы Махмуд Эсамбаев оставил академическую сцену и обратился к народному танцу.
Многие композиции он поставил себе сам, на 150% используя свой феноменальный от природы шаг, склонность к гротеску и редкого масштаба мужскую грацию. Выступая в одиночестве, Эсамбаев легко подчинял себе любую сценическую площадку, мастерски умел приковать к себе внимание и удержать его.
В 1959 году он выступал со своей программой в Москве, затем в составе труппы «Звезды советского балета» объехал с гастролями Францию, Южную Америку. Рядом с всемирно известными балеринами он имел триумфальный успех. И где бы ни проходили гастроли, Эсамбаев, подобно увлеченному коллекционеру, собирал танцы разных народов. Он их молниеносно разучивал и исполнял в той же стране, которая ему их подарила.
После зарубежных гастролей он создает свой авторский коллектив – уникальный монотеатр танцминиатюр, в котором артисту не было и нет конкурентов. Так родился балет одного танцовщика. Зная законы эстрады, Эсамбаев выверял свои эффекты по секундомеру – и при этом захватывал невероятной силы экстазом. Все его номера становились шлягерами.
Махмуд Эсамбаев – создатель первой сольной танцевальной программы в СССР «Танцы народов мира». Исполнил огромное количество самых разнообразных танцев: «Чабан» (чечено-ингушский, узбекский), «Воин» (башкирский), «Золотой бог» (индийский), ритуальный «Танец огня» на музыку де Фальи, «Ля-коррида» (испанский), «Танец с ножами» (таджикский) и др. С этой программой он объездил весь мир, покорив его.
Журнал «Театр» писал: «Танцы Эсамбаева – это театр переживания, а не представления. На афише пишут «Танцы народов мира», а надо бы – «Народы мира в танце». Непременно посмотрите Эсамбаева!»
Он легко перешагивал через зримые границы на карте, через незримые – в сознании. Его уникальное искусство делало невозможное – примиряло, соединяло людей вне зависимости от их крови, веры, образа жизни.
Махмуду Эсамбаеву были присвоены самые высокие награды страны и почетные звания – Народного артиста СССР и всех союзных и автономных республик, Героя социалистического труда. Трижды лауреат Международных конкурсов. Был президентом Международного союза деятелей эстрадного искусства, академиком Международной академии танца.
Он неоднократно избирался депутатом Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, РСФСР, СССР. При его активной поддержке строились в чеченской столице Грозном новые здания драмтеатра и цирка.
Скончался великий танцовщик Махмуд Алисултанович Эсамбаев 7 января 2000 года, похоронен в Москве.
* * * * *
«Такие люди, как Махмуд Эсамбаев, встречаются даже не знаю, во сколько лет. Он, по существу, так пластичен, так музыкален и так выразителен... что все, что он исполняет, никто другой не смог бы», – так сказала о «чародее танца» Галина Уланова.
«В танцах он – нервный, изменчивый, отрешенный, точный и расчетливый, импульсивный и бесхитростный. И все это – сразу, одновременно».
«Каждое выступление Махмуда Эсамбаева на эстраде, каждая его миниатюра – это, я бы сказал, маленький законченный балет», – отмечал Юрий Григорович.
«Представитель гордого народа, Махмуд Эсамбаев отдавал себя сближению людей. Не случайно его репертуар состоял из танцев разных народов мира. Дружба, добро, красота были целью его творчества, основой его взглядов», – сказал о коллеге Игорь Моисеев.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_июля #Э__
В 1924 году родился Махмуд Алисултанович ЭСАМБАЕВ (в чеченском селении Старые Атаги), советский артист балета, знаменитый эстрадный танцовщик, хореограф, актёр. Народный артист СССР, академик Международной академии танца. Герой Социалистического Труда.
На большую сцену он в буквальном смысле спустился с гор. Редкий танцовщик так одарен от природы, как он: выразительная пластика, музыкальный слух, цепкая память и отличные физические данные – все это не вызывало сомнений в собственном призвании.
Его при жизни по праву называли «чародеем танца», «Шаляпиным в танце», звездой балета и эстрады, «великим танцором», гениальным, «легендой XX века»...
Солист эстрадной сцены, Эсамбаев имел в 1950-70-х годах огромную популярность. Герой светских хроник, он всегда был при своей неизменной папахе из отборного каракуля и гордился до старости своей осиной талией...
«Поставив себе цель овладеть техникой танца абсолютно всех народов мира – и добившись ее! – он стал звездой мирового уровня, обладателем массы наград и титулов».
* * * * *
Он танцевал с тех пор, как помнит себя, т.к. родился танцовщиком по склонности и таланту.
С 7 лет бывал с отцом на свадьбах, где плясал под одобрительный смех и восклицания старших. Махмуд Эсамбаев вспоминал: «С малых лет я был очень подвижный и шустрый, настоящая егоза, не мог спокойно усидеть и минуты, за что частенько перепадало от отца. Однажды, поспорив с друзьями, прошел на одних руках целый квартал! Настырности было хоть отбавляй, и упрямства тоже…»
В 1939-41 годах Эсамбаев учился в Грозненском хореографическом училище. В 15 лет, имея за плечами лишь 6 классов школы, он уже танцевал в Чечено-Ингушском государственном ансамбле песни и танца, в 19 лет – в Пятигорском театре музыкальной комедии.
Так как юность Махмуда пришлась на годы Великой Отечественной войны, он танцевал во фронтовой концертной бригаде на передовой, на строительстве оборонительных сооружений, в военных госпиталях.
В 1944-56 годах Эсамбаев был солистом Киргизского театра оперы и балета в городе Фрунзе (семья была депортирована в Среднюю Азию, как и другие чеченцы). Экспрессия его жеста и орлиная внешность пригодились для Злого гения Ротбарта в «Лебедином озере», Гирея в «Бахчисарайском фонтане», Абдерахмана в «Раймонде», Тараса в «Тарасе Бульбе» и феи Карабос – отрицательной героини «Спящей красавицы». Эсамбаев был уникальным исполнителем: он овладел и характерными, и народными танцами, и техникой классического балета.
В 1950-е годы Махмуд Эсамбаев оставил академическую сцену и обратился к народному танцу.
Многие композиции он поставил себе сам, на 150% используя свой феноменальный от природы шаг, склонность к гротеску и редкого масштаба мужскую грацию. Выступая в одиночестве, Эсамбаев легко подчинял себе любую сценическую площадку, мастерски умел приковать к себе внимание и удержать его.
В 1959 году он выступал со своей программой в Москве, затем в составе труппы «Звезды советского балета» объехал с гастролями Францию, Южную Америку. Рядом с всемирно известными балеринами он имел триумфальный успех. И где бы ни проходили гастроли, Эсамбаев, подобно увлеченному коллекционеру, собирал танцы разных народов. Он их молниеносно разучивал и исполнял в той же стране, которая ему их подарила.
После зарубежных гастролей он создает свой авторский коллектив – уникальный монотеатр танцминиатюр, в котором артисту не было и нет конкурентов. Так родился балет одного танцовщика. Зная законы эстрады, Эсамбаев выверял свои эффекты по секундомеру – и при этом захватывал невероятной силы экстазом. Все его номера становились шлягерами.
Махмуд Эсамбаев – создатель первой сольной танцевальной программы в СССР «Танцы народов мира». Исполнил огромное количество самых разнообразных танцев: «Чабан» (чечено-ингушский, узбекский), «Воин» (башкирский), «Золотой бог» (индийский), ритуальный «Танец огня» на музыку де Фальи, «Ля-коррида» (испанский), «Танец с ножами» (таджикский) и др. С этой программой он объездил весь мир, покорив его.
Журнал «Театр» писал: «Танцы Эсамбаева – это театр переживания, а не представления. На афише пишут «Танцы народов мира», а надо бы – «Народы мира в танце». Непременно посмотрите Эсамбаева!»
Он легко перешагивал через зримые границы на карте, через незримые – в сознании. Его уникальное искусство делало невозможное – примиряло, соединяло людей вне зависимости от их крови, веры, образа жизни.
Махмуду Эсамбаеву были присвоены самые высокие награды страны и почетные звания – Народного артиста СССР и всех союзных и автономных республик, Героя социалистического труда. Трижды лауреат Международных конкурсов. Был президентом Международного союза деятелей эстрадного искусства, академиком Международной академии танца.
Он неоднократно избирался депутатом Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, РСФСР, СССР. При его активной поддержке строились в чеченской столице Грозном новые здания драмтеатра и цирка.
Скончался великий танцовщик Махмуд Алисултанович Эсамбаев 7 января 2000 года, похоронен в Москве.
* * * * *
«Такие люди, как Махмуд Эсамбаев, встречаются даже не знаю, во сколько лет. Он, по существу, так пластичен, так музыкален и так выразителен... что все, что он исполняет, никто другой не смог бы», – так сказала о «чародее танца» Галина Уланова.
«В танцах он – нервный, изменчивый, отрешенный, точный и расчетливый, импульсивный и бесхитростный. И все это – сразу, одновременно».
«Каждое выступление Махмуда Эсамбаева на эстраде, каждая его миниатюра – это, я бы сказал, маленький законченный балет», – отмечал Юрий Григорович.
«Представитель гордого народа, Махмуд Эсамбаев отдавал себя сближению людей. Не случайно его репертуар состоял из танцев разных народов мира. Дружба, добро, красота были целью его творчества, основой его взглядов», – сказал о коллеге Игорь Моисеев.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_июля #Э__