20 июля 1858 года родился Илья Семёнович ОСТРОУХОВ (в Москве), русский художник-пейзажист, видный...
20 июля
20 июля
1858 года родился Илья Семёнович ОСТРОУХОВ (в Москве), русский художник-пейзажист, видный общественный деятель, библиофил, коллекционер, основатель частного художественного музея. Член Товарищества передвижных художественных выставок, Союза русских художников, академик петербургской АХ. Друг П.М. Третьякова, один из руководителей Третьяковской галереи.
Основная тема его творчества – пейзаж средней полосы России. В своих картинах Остроухов мастерски воплощал эмоциональные образы русской природы. Подобно Левитану, создавал «пейзажи настроения».
* * * * *
Выходец из богатой купеческой семьи, он получил прекрасное образование, знал три иностранных языка, играл на рояле.
В юности увлекался естествознанием и собрал столь значительную коллекцию образцов флоры и фауны средней полосы России, что «о молодом натуралисте знали не только русские ученые, но и европейские» (В.А. Серов).
По окончании Московской практической академии коммерческих наук служил в Торговом доме Боткиных. Был гласным Московской городской думы, попечителем Арнольдо-Третьяковского приюта для глухонемых. Живописи учился частным образом у А.А. Киселёва, И.Е. Репина, П.П. Чистякова.
В середине 1880-х годов Остроухов добивается успеха (картины «Золотая осень», «Первая зелень», наиболее известна картина «Сиверко»).
Художник был другом П.М. Третьякова: в 1898-1903 годах являлся членом Совета и фактическим руководителем Третьяковской галереи, в 1905-1913 – попечитель Третьяковской галереи.
Увлекшись собирательством, Остроухов почти совсем оставил живопись. Он составил крупную коллекцию русской и западноевропейской живописи, икон, скульптур, мебели, старинной утвари, предметов прикладного искусства.
Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В.Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором в 1880 году. Со временем оно пополнилось произведениями В.А. Серова, И.И. Левитана, М.А. Врубеля, И.Е. Репина; русская школа первой половины – середины XIX века была представлена картинами П.А. Федотова, Ф.А. Васильева, А.К. Саврасова.
Значительной ценностью обладала коллекция икон, которую он стал собирать с конца 1909 года под влиянием учёного и коллекционера Н.П. Лихачёва и помощника хранителя Третьяковской галереи Н.Н. Черногубова. Собрание икон Остроухова считалось одним из лучших в России.
К 1917 году в его коллекции находилось: 117 икон; свыше 600 предметов церковной утвари (панагии, малые образа, медные и каменные кресты, печати, деревянная скульптура); 237 произведений русских художников; около 40 произведений западноевропейских художников; около 20 различных скульптур.
Кроме того в данном собрании было около 100 предметов декоративно-прикладного искусства из Греции, Рима, Древнего Египта, Японии и Китая. Всего в музее Остроухова насчитывалось около 2 тысяч произведений искусства.
Огромную ценность представляла библиотека художника, насчитывавшая более 12 тысяч томов, для которой в 1914 году он издал каталог. В том же году в его собрание был открыт свободный доступ всем желающим.
В 1918 году музей был национализирован Советской властью, а Остроухов назначен пожизненным хранителем, после чего дом стал филиалом Третьяковской галереи. В 1920 году он стал называться «Музей иконописи и живописи имени И.С. Остроухова».
Позднее, в 1929 году музей был расформирован, а собранные художником экспонаты распределены по фондам Русского музея, Третьяковской галереи, музея В.Д. Поленова и других хранилищ.
Скончался Илья Семёнович ОСТРОУХОВ 8 июля 1929 года в Москве, похоронен на Даниловском кладбище.
* * * * *
Ныне в мемориальном доме художника и коллекционера Остроухова расположен музей «Русская литература XX века». В музее организуют сменные выставки по истории литературы XX века и выставки художников, связанных с литературой.
1858 года родился Илья Семёнович ОСТРОУХОВ (в Москве), русский художник-пейзажист, видный общественный деятель, библиофил, коллекционер, основатель частного художественного музея. Член Товарищества передвижных художественных выставок, Союза русских художников, академик петербургской АХ. Друг П.М. Третьякова, один из руководителей Третьяковской галереи.
Основная тема его творчества – пейзаж средней полосы России. В своих картинах Остроухов мастерски воплощал эмоциональные образы русской природы. Подобно Левитану, создавал «пейзажи настроения».
* * * * *
Выходец из богатой купеческой семьи, он получил прекрасное образование, знал три иностранных языка, играл на рояле.
В юности увлекался естествознанием и собрал столь значительную коллекцию образцов флоры и фауны средней полосы России, что «о молодом натуралисте знали не только русские ученые, но и европейские» (В.А. Серов).
По окончании Московской практической академии коммерческих наук служил в Торговом доме Боткиных. Был гласным Московской городской думы, попечителем Арнольдо-Третьяковского приюта для глухонемых. Живописи учился частным образом у А.А. Киселёва, И.Е. Репина, П.П. Чистякова.
В середине 1880-х годов Остроухов добивается успеха (картины «Золотая осень», «Первая зелень», наиболее известна картина «Сиверко»).
Художник был другом П.М. Третьякова: в 1898-1903 годах являлся членом Совета и фактическим руководителем Третьяковской галереи, в 1905-1913 – попечитель Третьяковской галереи.
Увлекшись собирательством, Остроухов почти совсем оставил живопись. Он составил крупную коллекцию русской и западноевропейской живописи, икон, скульптур, мебели, старинной утвари, предметов прикладного искусства.
Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В.Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором в 1880 году. Со временем оно пополнилось произведениями В.А. Серова, И.И. Левитана, М.А. Врубеля, И.Е. Репина; русская школа первой половины – середины XIX века была представлена картинами П.А. Федотова, Ф.А. Васильева, А.К. Саврасова.
Значительной ценностью обладала коллекция икон, которую он стал собирать с конца 1909 года под влиянием учёного и коллекционера Н.П. Лихачёва и помощника хранителя Третьяковской галереи Н.Н. Черногубова. Собрание икон Остроухова считалось одним из лучших в России.
К 1917 году в его коллекции находилось: 117 икон; свыше 600 предметов церковной утвари (панагии, малые образа, медные и каменные кресты, печати, деревянная скульптура); 237 произведений русских художников; около 40 произведений западноевропейских художников; около 20 различных скульптур.
Кроме того в данном собрании было около 100 предметов декоративно-прикладного искусства из Греции, Рима, Древнего Египта, Японии и Китая. Всего в музее Остроухова насчитывалось около 2 тысяч произведений искусства.
Огромную ценность представляла библиотека художника, насчитывавшая более 12 тысяч томов, для которой в 1914 году он издал каталог. В том же году в его собрание был открыт свободный доступ всем желающим.
В 1918 году музей был национализирован Советской властью, а Остроухов назначен пожизненным хранителем, после чего дом стал филиалом Третьяковской галереи. В 1920 году он стал называться «Музей иконописи и живописи имени И.С. Остроухова».
Позднее, в 1929 году музей был расформирован, а собранные художником экспонаты распределены по фондам Русского музея, Третьяковской галереи, музея В.Д. Поленова и других хранилищ.
Скончался Илья Семёнович ОСТРОУХОВ 8 июля 1929 года в Москве, похоронен на Даниловском кладбище.
* * * * *
Ныне в мемориальном доме художника и коллекционера Остроухова расположен музей «Русская литература XX века». В музее организуют сменные выставки по истории литературы XX века и выставки художников, связанных с литературой.