8 августа 1877 года родился Александр Алексеевич ХАНЖОНКОВ (в деревне Ханжонковка Донецкой области...
8 августа
8 августа
1877 года родился Александр Алексеевич ХАНЖОНКОВ (в деревне Ханжонковка, Донецкая область), выдающийся российский предприниматель, организатор кинопромышленности, продюсер, режиссёр, сценарист, один из пионеров русского кинематографа.
* * * * *
По окончании юнкерского училища в возрасте 20-ти лет был произведен в офицеры, а в 1906 году вышел в отставку. Увлечение Ханжонкова киноискусством началось с 1896 года, когда его сводный брат приобрел в Париже кинопроекционный аппарат с коллекцией фильмов.
В 1906 году он открыл в Москве первую российскую контору по прокату фильмов и в 1907 году основал фирму «Ханжонков и К», которая стала заниматься производством первых русских картин. Сначала это были документальные ленты, выезды императорской семьи, военные парады; затем художественные фильмы, которые представляли собой движущиеся иллюстрации к известным литературным произведениям.
Ханжонков приглашал к сотрудничеству выдающихся деятелей искусства, для него писал сценарии сам Лев Толстой. В его картинах снимались звезды – Иван Мозжухин, Вера Холодная, Михаил Чехов, Александр Вертинский и даже прославленный оперный бас Федор Шаляпин.
Публика с восторгом принимала мастерски снятые картины: «Боярин Орша», «Ванька-ключник», «Мазепа». В 1910 году на кинофабрике Ханжонкова начали снимать и научно-популярные фильмы.
В 1911 году на студии Ханжонкова был снят фильм «Оборона Севастополя» о событиях Крымской войны 1853-1856 годов. Фильм стал настоящей сенсацией: игровые эпизоды чередовались в нем с документальными кадрами военных действий, а актеры появлялись на экране вместе с оставшимися в живых ветеранами войны. Кроме того, это был первый полнометражный фильм, снятый в России – он длился 1 час 40 минут.
В 1911 году «Торговый дом А. Ханжонкова» был преобразован в «Акционерное общество А. Ханжонкова». Александр Алексеевич расширяет материально-техническую базу, превращает свое «Акционерное общество» в одно из самых совершенных в мировом кинопроизводстве, его фирма становится единоличным лидером в России по производству картин и их качеству. В 1912 году Ханжонков создал объединение кинопроизводителей, которое стало прообразом нынешнего Союза кинематографистов России, и начал издание популярных журналов, в которых печатались киносценарии.
В ноябре 1913 года Ханжонков открыл первый в Москве «электротеатр», потеснив тем самым зарубежных конкурентов. На открытии была показана двухчасовая программа из картин, снятых фирмой Ханжонкова в 1908-13 годах. Его кинотеатр «Пегас» был рассчитан на 1,5 тыс. мест и должен был стать самым большим в Европе, но из-за разногласий с землевладельцем Ханжонков вынужден был построить только половину здания с непропорционально длинным зрительным залом. Но даже в таком виде кинотеатр Ханжонкова стал самым большим в России.
После революции Ханжонков эмигрировал в Австрию, где начал финансировать исследования по созданию звукового кино, но через несколько лет по личному приглашению наркома просвещения Луначарского вернулся на родину и принял участие в создании советского кинематографа. Ханжонков работал консультантом «Госкино», заведующим производством «Пролеткино», но по болезни был вынужден уйти на пенсию.
В 1937 году вышла его книга «Первые годы русской кинематографии». Во время немецкой оккупации Крыма в 1941-1944 годах прикованный к инвалидной коляске Ханжонков оставался в Ялте.
Вскоре Ханжонков вообще оказался не у дел. После его смерти 26 сентября 1945 года о нем вообще постарались забыть. Созданный им кинотеатр «Пегас» был переименован в кинотеатр «Москва», а картины Ханжонкова названы «упадническими» и «буржуазными». Только в годы перестройки о выдающемся кинодеятеле вспомнили вновь.
В 1991 году в бывшем кинотеатре «Москва» был открыт Киновидеоцентр национальных кинематографий Союза кинематографистов («Дом Ханжонкова»). Бывший в советское время рядовым кинотеатром, этот зал превратился в крупный культурный центр Москвы. Сейчас «Дом Ханжонкова» – уникальный фестивальный центр, который продолжает просветительские традиции Ханжонкова, человека, который создавал отечественную киноиндустрию.
1877 года родился Александр Алексеевич ХАНЖОНКОВ (в деревне Ханжонковка, Донецкая область), выдающийся российский предприниматель, организатор кинопромышленности, продюсер, режиссёр, сценарист, один из пионеров русского кинематографа.
* * * * *
По окончании юнкерского училища в возрасте 20-ти лет был произведен в офицеры, а в 1906 году вышел в отставку. Увлечение Ханжонкова киноискусством началось с 1896 года, когда его сводный брат приобрел в Париже кинопроекционный аппарат с коллекцией фильмов.
В 1906 году он открыл в Москве первую российскую контору по прокату фильмов и в 1907 году основал фирму «Ханжонков и К», которая стала заниматься производством первых русских картин. Сначала это были документальные ленты, выезды императорской семьи, военные парады; затем художественные фильмы, которые представляли собой движущиеся иллюстрации к известным литературным произведениям.
Ханжонков приглашал к сотрудничеству выдающихся деятелей искусства, для него писал сценарии сам Лев Толстой. В его картинах снимались звезды – Иван Мозжухин, Вера Холодная, Михаил Чехов, Александр Вертинский и даже прославленный оперный бас Федор Шаляпин.
Публика с восторгом принимала мастерски снятые картины: «Боярин Орша», «Ванька-ключник», «Мазепа». В 1910 году на кинофабрике Ханжонкова начали снимать и научно-популярные фильмы.
В 1911 году на студии Ханжонкова был снят фильм «Оборона Севастополя» о событиях Крымской войны 1853-1856 годов. Фильм стал настоящей сенсацией: игровые эпизоды чередовались в нем с документальными кадрами военных действий, а актеры появлялись на экране вместе с оставшимися в живых ветеранами войны. Кроме того, это был первый полнометражный фильм, снятый в России – он длился 1 час 40 минут.
В 1911 году «Торговый дом А. Ханжонкова» был преобразован в «Акционерное общество А. Ханжонкова». Александр Алексеевич расширяет материально-техническую базу, превращает свое «Акционерное общество» в одно из самых совершенных в мировом кинопроизводстве, его фирма становится единоличным лидером в России по производству картин и их качеству. В 1912 году Ханжонков создал объединение кинопроизводителей, которое стало прообразом нынешнего Союза кинематографистов России, и начал издание популярных журналов, в которых печатались киносценарии.
В ноябре 1913 года Ханжонков открыл первый в Москве «электротеатр», потеснив тем самым зарубежных конкурентов. На открытии была показана двухчасовая программа из картин, снятых фирмой Ханжонкова в 1908-13 годах. Его кинотеатр «Пегас» был рассчитан на 1,5 тыс. мест и должен был стать самым большим в Европе, но из-за разногласий с землевладельцем Ханжонков вынужден был построить только половину здания с непропорционально длинным зрительным залом. Но даже в таком виде кинотеатр Ханжонкова стал самым большим в России.
После революции Ханжонков эмигрировал в Австрию, где начал финансировать исследования по созданию звукового кино, но через несколько лет по личному приглашению наркома просвещения Луначарского вернулся на родину и принял участие в создании советского кинематографа. Ханжонков работал консультантом «Госкино», заведующим производством «Пролеткино», но по болезни был вынужден уйти на пенсию.
В 1937 году вышла его книга «Первые годы русской кинематографии». Во время немецкой оккупации Крыма в 1941-1944 годах прикованный к инвалидной коляске Ханжонков оставался в Ялте.
Вскоре Ханжонков вообще оказался не у дел. После его смерти 26 сентября 1945 года о нем вообще постарались забыть. Созданный им кинотеатр «Пегас» был переименован в кинотеатр «Москва», а картины Ханжонкова названы «упадническими» и «буржуазными». Только в годы перестройки о выдающемся кинодеятеле вспомнили вновь.
В 1991 году в бывшем кинотеатре «Москва» был открыт Киновидеоцентр национальных кинематографий Союза кинематографистов («Дом Ханжонкова»). Бывший в советское время рядовым кинотеатром, этот зал превратился в крупный культурный центр Москвы. Сейчас «Дом Ханжонкова» – уникальный фестивальный центр, который продолжает просветительские традиции Ханжонкова, человека, который создавал отечественную киноиндустрию.