31 августа 1872 года родилась Матильда Феликсовна КШЕСИНСКАЯ /полное имя – Мария-Матильда Адамовн...
31 августа
31 августа
1872 года родилась Матильда Феликсовна КШЕСИНСКАЯ /полное имя – Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кжесиньска/ (в Лигово под Петербургом), известная русская балерина и педагог, известная также своими интимными отношениями с августейшими особами Российской империи.
Из аристократической семьи, она вела свою родословную от польских графов Красинских, лишившихся своих титулов, богатств и фамилии из-за династических интриг.
* * * * *
Маля, как называли ее родные, была младшенькой – 13-м ребенком в семье. Отец и мать были артистами балета Мариинского театра.
В 8 лет она поступила в Императорское театральное училище и сразу обратила на себя внимание педагогов: Льва Иванова, Екатерины Вазем и Христиана Йогансона. Матильда была приходящей ученицей: любимица семьи не могла жить вне дома. Она росла кокеткой, легко флиртовала, но на первом месте был балет. Сцены она никогда не боялась, уже на первых выступлениях в училище двигалась легко и грациозно.
Инстинктивно Кшесинская определила для себя, что танец должен быть наполнен огнем и радостью, печалью и болью. Она поняла, что не только великолепная техника может покорить публику, важно вдохновение и выразительность каждого движения.
Еще до окончания училища Кшесинская прочно обосновалась на сцене и на выпускном балете «Тщетная предосторожность» показала изумительный по выразительности и полный утонченного кокетства танец. На спектакле присутствовала императорская семья Александра III. Царь сразу выделил Кшесинскую: «Мадмуазель, вы будете красой и гордостью нашего балета». Матильда была ошеломлена, но не настолько, чтобы сидеть потупившись рядом с наследником престола. Полная грации прелестная балерина с радостной детской улыбкой глубоко запала в сердце Николая.
Молоденькая дебютантка, окончившая училище с отличием, влюбилась и в лице наследника нашла себе могущественного покровителя. Его семья не была против связи с балериной, считая, что юноша «должен перебеситься», пока дело дойдет до династического брака.
Матильда понимала, что мечта ее быть всегда рядом с Ники несбыточна, и не превратилась в обычную «балетную содержанку». Она упорно осваивала итальянскую школу балета, разучивала второстепенные партии и танцевала номера в 22 балетных и 21 оперной постановках. И вскоре в ее репертуаре были партии в одноактных балетах «Сильфида», «Проказы Амура», «Ацис и Галатея», «Привал кавалерии», а также в «Спящей красавице». А в театральном сезоне 1892-1893 годов она уже исполнила главную роль в «Калкабрино», фею в «Щелкунчике», Аврору в «Спящей красавице» и Пахиту в одноименном балете. Сочетая балетную технику с легкостью, лиризмом и выразительностью, Матильда доказала, что русские балерины ни в чем не уступают прославленным итальянкам и даже превосходят их.
Она первой из русских танцовщиц была признана звездой мировой величины на зарубежных гастролях в Монте-Карло и Варшаве, как в классическом балете, так и в исполнении характерных танцев. Особый восторг снискала мазурка в исполнении Матильды и ее отца.
Своим искусством Кшесинская уверенно вытесняла с русской сцены итальянских знаменитостей. Дирекция Императорских театров шла на любые уступки могущественной своими связями балерине. Все сольные партии, в которых она хотела блистать, доставались ей («Пахита», «Млада», «Тщетная предосторожность», «Дочь микадо», «Дочь фараона», «Фьяметта»). Но теперь танцевать партию Эсмеральды Матильда имела полное право (1899). Кшесинская-танцовщица стала равна Кшесинской-актрисе, наполняя танец потрясающим драматизмом или освещая его улыбкой радости.
Переняв от итальянской школы виртуозность, а от французской – грацию, мадемуазель Кшесинская преломила их через призму чисто славянской утонченности и добавила к ним великолепную мимику. В результате ей удалось довести до совершенства свое мастерство.
Последнее выступление Кшесинской состоялось на благотворительном концерте в пользу Дома труда инвалидов войны в феврале 1917 года. Февральская и Октябрьская революции лишили балерину практически всего состояния и родины.
В 1920 году Кшесинская покинула Россию и обосновалась во Франции. Желание выступать на сцене «полностью пропало». 30 января 1921 года Матильда обвенчалась с великим князем Андреем. Вначале ей был дарован титул предков – княгиня Красинская, а с 1935 года к нему присоединили фамилию князей Романовых.
В 1929 году Кшесинская открыла балетную студию в Париже. «Королева русского балета» оказалась прекрасным педагогом и вырастила плеяду талантливых балерин.
В 1950 году в Лондоне была основана Федерация русского классического балета. Ее создали 15 балетных школ с целью сохранения канонов русского классического танца. Кшесинская по просьбе организаторов шефствовала над этой Федерацией. Она так и осталась гордой примой-балериной. Несмотря на очень скромный достаток, она помогала нуждающимся и до конца своих дней поражала энергией и жизнелюбием.
Скончалась Матильда Феликсовна КШЕСИНСКАЯ 6 декабря 1971 года в Париже, похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
1872 года родилась Матильда Феликсовна КШЕСИНСКАЯ /полное имя – Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кжесиньска/ (в Лигово под Петербургом), известная русская балерина и педагог, известная также своими интимными отношениями с августейшими особами Российской империи.
Из аристократической семьи, она вела свою родословную от польских графов Красинских, лишившихся своих титулов, богатств и фамилии из-за династических интриг.
* * * * *
Маля, как называли ее родные, была младшенькой – 13-м ребенком в семье. Отец и мать были артистами балета Мариинского театра.
В 8 лет она поступила в Императорское театральное училище и сразу обратила на себя внимание педагогов: Льва Иванова, Екатерины Вазем и Христиана Йогансона. Матильда была приходящей ученицей: любимица семьи не могла жить вне дома. Она росла кокеткой, легко флиртовала, но на первом месте был балет. Сцены она никогда не боялась, уже на первых выступлениях в училище двигалась легко и грациозно.
Инстинктивно Кшесинская определила для себя, что танец должен быть наполнен огнем и радостью, печалью и болью. Она поняла, что не только великолепная техника может покорить публику, важно вдохновение и выразительность каждого движения.
Еще до окончания училища Кшесинская прочно обосновалась на сцене и на выпускном балете «Тщетная предосторожность» показала изумительный по выразительности и полный утонченного кокетства танец. На спектакле присутствовала императорская семья Александра III. Царь сразу выделил Кшесинскую: «Мадмуазель, вы будете красой и гордостью нашего балета». Матильда была ошеломлена, но не настолько, чтобы сидеть потупившись рядом с наследником престола. Полная грации прелестная балерина с радостной детской улыбкой глубоко запала в сердце Николая.
Молоденькая дебютантка, окончившая училище с отличием, влюбилась и в лице наследника нашла себе могущественного покровителя. Его семья не была против связи с балериной, считая, что юноша «должен перебеситься», пока дело дойдет до династического брака.
Матильда понимала, что мечта ее быть всегда рядом с Ники несбыточна, и не превратилась в обычную «балетную содержанку». Она упорно осваивала итальянскую школу балета, разучивала второстепенные партии и танцевала номера в 22 балетных и 21 оперной постановках. И вскоре в ее репертуаре были партии в одноактных балетах «Сильфида», «Проказы Амура», «Ацис и Галатея», «Привал кавалерии», а также в «Спящей красавице». А в театральном сезоне 1892-1893 годов она уже исполнила главную роль в «Калкабрино», фею в «Щелкунчике», Аврору в «Спящей красавице» и Пахиту в одноименном балете. Сочетая балетную технику с легкостью, лиризмом и выразительностью, Матильда доказала, что русские балерины ни в чем не уступают прославленным итальянкам и даже превосходят их.
Она первой из русских танцовщиц была признана звездой мировой величины на зарубежных гастролях в Монте-Карло и Варшаве, как в классическом балете, так и в исполнении характерных танцев. Особый восторг снискала мазурка в исполнении Матильды и ее отца.
Своим искусством Кшесинская уверенно вытесняла с русской сцены итальянских знаменитостей. Дирекция Императорских театров шла на любые уступки могущественной своими связями балерине. Все сольные партии, в которых она хотела блистать, доставались ей («Пахита», «Млада», «Тщетная предосторожность», «Дочь микадо», «Дочь фараона», «Фьяметта»). Но теперь танцевать партию Эсмеральды Матильда имела полное право (1899). Кшесинская-танцовщица стала равна Кшесинской-актрисе, наполняя танец потрясающим драматизмом или освещая его улыбкой радости.
Переняв от итальянской школы виртуозность, а от французской – грацию, мадемуазель Кшесинская преломила их через призму чисто славянской утонченности и добавила к ним великолепную мимику. В результате ей удалось довести до совершенства свое мастерство.
Последнее выступление Кшесинской состоялось на благотворительном концерте в пользу Дома труда инвалидов войны в феврале 1917 года. Февральская и Октябрьская революции лишили балерину практически всего состояния и родины.
В 1920 году Кшесинская покинула Россию и обосновалась во Франции. Желание выступать на сцене «полностью пропало». 30 января 1921 года Матильда обвенчалась с великим князем Андреем. Вначале ей был дарован титул предков – княгиня Красинская, а с 1935 года к нему присоединили фамилию князей Романовых.
В 1929 году Кшесинская открыла балетную студию в Париже. «Королева русского балета» оказалась прекрасным педагогом и вырастила плеяду талантливых балерин.
В 1950 году в Лондоне была основана Федерация русского классического балета. Ее создали 15 балетных школ с целью сохранения канонов русского классического танца. Кшесинская по просьбе организаторов шефствовала над этой Федерацией. Она так и осталась гордой примой-балериной. Несмотря на очень скромный достаток, она помогала нуждающимся и до конца своих дней поражала энергией и жизнелюбием.
Скончалась Матильда Феликсовна КШЕСИНСКАЯ 6 декабря 1971 года в Париже, похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.