21 сентября 1868 года родилась Ольга Леонардовна КНИППЕР-ЧЕХОВА (в Глазове), русская и советская...
21 сентября
21 сентября
1868 года родилась Ольга Леонардовна КНИППЕР-ЧЕХОВА (в Глазове), русская и советская драматическая актриса. Народная артистка СССР (1937).
Жена писателя Антона Павловича Чехова.
* * * * *
Она обучалась в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества (ныне – ГИТИС), в классе В.И. Немировича-Данченко. По окончании сразу же была принята в только что созданную труппу Московского Художественного театра (МХТ), став вскоре партнершей Станиславского.
Первым спектаклем был «Царь Фёдор Иоаннович» А.К. Толстого, в котором Ольга исполнила роль царицы Ирины. В том же 1898 году МХТ начал репетировать «Чайку», где она получила роль Аркадиной.
Первые встречи Ольги Леонардовны с Чеховым проходили на репетициях спектаклей «Чайка» и «Царь Фёдор Иоаннович», а 7 июня 1901 года Антон Павлович и Ольга Леонардовна обвенчались.
Брак Книппер с Чеховым трансформировался в эпистолярный роман – каждый из них написал более 400 писем.
Сам Чехов воспринимал постоянную разлуку как данность: со своей повышенной деликатностью он не представлял, что можно диктовать или навязывать другому свой образ жизни. Но общественное мнение обвиняло Книппер во всех смертных грехах – особенно после кончины Чехова в июле 1904 года – в равнодушии, в жестокости, в неумении и нежелании дать покой и счастье мужу.
Однако профессиональный успех для настоящей актрисы оправдывает все. В начале XX века она была некоронованной королевой МХТ.
Книппер-Чехова – первая из актрис, сумевшая так чётко и ярко передать образ чеховских женщин. Обладая своей неповторимой индивидуальностью и особой, аристократической манерой исполнения, Ольга Леонардовна исполняла ведущие роли во всех основных пьесах Чехова: «Чайка» (1898, Аркадина), «Дядя Ваня» (1899, Елена Андреевна), «Три сестры» (1901, Маша), «Иванов» (1901, Сарра), лирико-комедийный образ Раневской в пьесе «Вишнёвый сад» (1904).
Другими её работами стали: Белина («Мнимый больной» Мольера, 1913), Графиня-внучка («Горе от ума» Грибоедова, 1906), Анна Андреевна («Ревизор» Гоголя, 1908) и др.
В советское время она сыграла такие роли, как Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты»), Мария Александровна («Дядюшкин сон» по Достоевскому, 1929), графиня Чарская («Воскресение» по Л.Н. Толстому, 1930), Полина Бардина («Враги» М. Горького, 1935).
Скончалась Ольга Леонардовна КНИППЕР-ЧЕХОВА 22 марта 1959 года в Москве, похоронена рядом с А.П. Чеховым на Новодевичьем кладбище.
* * * * *
Свидетельствует А.В. Ханило, хранительница Ялтинского дома-музея А.П. Чехова:
«Мария Павловна /прим. – Чехова/ написала, что брат был счастлив. И она права. Чехов говорил, что ему нужна такая жена, которая бы, как луна, на его небосклоне являлась не каждый день. Такой женой и была актриса Московского художественного театра Ольга Леонардовна Книппер.
Она любила Чехова и в отличие от его родных готова была бросить все и переехать из столицы к больному мужу в провинциальную Ялту. Но тот сам её остановил, написав, что они – идеальные супруги, ибо не мешают друг другу заниматься любимым делом. Он умер у нее на руках на немецком курорте Баденвейлер, куда приехал после Ялты в 1904 году».
1868 года родилась Ольга Леонардовна КНИППЕР-ЧЕХОВА (в Глазове), русская и советская драматическая актриса. Народная артистка СССР (1937).
Жена писателя Антона Павловича Чехова.
* * * * *
Она обучалась в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества (ныне – ГИТИС), в классе В.И. Немировича-Данченко. По окончании сразу же была принята в только что созданную труппу Московского Художественного театра (МХТ), став вскоре партнершей Станиславского.
Первым спектаклем был «Царь Фёдор Иоаннович» А.К. Толстого, в котором Ольга исполнила роль царицы Ирины. В том же 1898 году МХТ начал репетировать «Чайку», где она получила роль Аркадиной.
Первые встречи Ольги Леонардовны с Чеховым проходили на репетициях спектаклей «Чайка» и «Царь Фёдор Иоаннович», а 7 июня 1901 года Антон Павлович и Ольга Леонардовна обвенчались.
Брак Книппер с Чеховым трансформировался в эпистолярный роман – каждый из них написал более 400 писем.
Сам Чехов воспринимал постоянную разлуку как данность: со своей повышенной деликатностью он не представлял, что можно диктовать или навязывать другому свой образ жизни. Но общественное мнение обвиняло Книппер во всех смертных грехах – особенно после кончины Чехова в июле 1904 года – в равнодушии, в жестокости, в неумении и нежелании дать покой и счастье мужу.
Однако профессиональный успех для настоящей актрисы оправдывает все. В начале XX века она была некоронованной королевой МХТ.
Книппер-Чехова – первая из актрис, сумевшая так чётко и ярко передать образ чеховских женщин. Обладая своей неповторимой индивидуальностью и особой, аристократической манерой исполнения, Ольга Леонардовна исполняла ведущие роли во всех основных пьесах Чехова: «Чайка» (1898, Аркадина), «Дядя Ваня» (1899, Елена Андреевна), «Три сестры» (1901, Маша), «Иванов» (1901, Сарра), лирико-комедийный образ Раневской в пьесе «Вишнёвый сад» (1904).
Другими её работами стали: Белина («Мнимый больной» Мольера, 1913), Графиня-внучка («Горе от ума» Грибоедова, 1906), Анна Андреевна («Ревизор» Гоголя, 1908) и др.
В советское время она сыграла такие роли, как Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты»), Мария Александровна («Дядюшкин сон» по Достоевскому, 1929), графиня Чарская («Воскресение» по Л.Н. Толстому, 1930), Полина Бардина («Враги» М. Горького, 1935).
Скончалась Ольга Леонардовна КНИППЕР-ЧЕХОВА 22 марта 1959 года в Москве, похоронена рядом с А.П. Чеховым на Новодевичьем кладбище.
* * * * *
Свидетельствует А.В. Ханило, хранительница Ялтинского дома-музея А.П. Чехова:
«Мария Павловна /прим. – Чехова/ написала, что брат был счастлив. И она права. Чехов говорил, что ему нужна такая жена, которая бы, как луна, на его небосклоне являлась не каждый день. Такой женой и была актриса Московского художественного театра Ольга Леонардовна Книппер.
Она любила Чехова и в отличие от его родных готова была бросить все и переехать из столицы к больному мужу в провинциальную Ялту. Но тот сам её остановил, написав, что они – идеальные супруги, ибо не мешают друг другу заниматься любимым делом. Он умер у нее на руках на немецком курорте Баденвейлер, куда приехал после Ялты в 1904 году».