28 сентября 1915 года родился Георгий Александрович ТОВСТОНОГОВ (в Тифлисе), советский театральны...
28 сентября
28 сентября
1915 года родился Георгий Александрович ТОВСТОНОГОВ (в Тифлисе), советский театральный режиссёр, педагог и театральный деятель, доктор искусствоведения. Народный артист СССР. Герой Социалистического Труда. Лауреат пяти Государственных премий.
«Его дарование было эпического склада, его спектакли не зря называли сценическими романами. За любой пьесой, будь то классика или современная драма, он умел увидеть огромный кусок жизни, который служил этой пьесе источником… Режиссёрский приём как демонстрацию своей изобретательности Товстоногов презирал. Он не любил слово „концепция“, предпочитал другое слово – „разгадка“». (А. Смелянский)
* * * * *
В детстве он много времени проводил в театре, актёром которого был его дядя. По окончании школы поступил в Тбилисский железнодорожный институт, где отец заведовал кафедрой, но вскоре понял, что его призвание – театр.
Сценическую деятельность Георгий Товстоногов начал в 1931 году как актёр и ассистент режиссёра в Тбилисском русском ТЮЗе.
После окончания ГИТИСа работал в качестве режиссёра (1938-1946) в Тбилисском русском драматическом театре им. А. Грибоедова, затем в Московском Центральном детском театре (1946-1949).
С 1950 года – главный режиссёр Ленинградского театра им. Ленинского комсомола; именно в этом театре он обрёл имя и признание. Выпускал примерно 4 спектакля за сезон, работая почти одновременно над несколькими пьесами. Его спектакли становились событием театральной жизни не только Ленинграда, но и всей страны. Он заставил взыскательную ленинградскую театральную общественность говорить о себе, как о чрезвычайно талантливом и успешном режиссёре.
В начале 1956 года Георгию Товстоногову было предложено стать главным режиссёром Большого драматического театра (БДТ), но он не сразу принял это предложение... И всё же 13 февраля 1956 года Товстоногов возглавить театр.
На своей первой встрече с труппой, коснувшись темы «съедания» труппой художественных руководителей театра, Георгий Александрович заявил: «Я несъедобен! Запомните это: несъедобен!».
В течение 33 лет Товстоногов возглавлял БДТ, сделав его, по словам А. Смелянского, «первой сценой страны». В истории театра эту эпоху называли «золотой».
С 1960-х годов Товстоногов заведовал кафедрой режиссуры Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (профессор с 1960 года), написал две важнейшие для российской театральной культуры книги по теории и практике режиссёрского творчества – «О профессии режиссёра» и «Круг мыслей».
Как педагог он воспитал несколько поколений мастеров режиссуры. На практике показал, какое мощное творческое начало таит в себе система К.С. Станиславского, которую во второй половине XX века Товстоногов развил и обогатил своими исканиями.
Работал он также и на телевидении. Кроме 5 телеспектаклей, поставленных в 1963-1973 годах, в его активе есть и созданный в 1961 году телефильм «Гром на улице Платанов» по Г. Роузу и даже один радиоспектакль – «Верность» Ольги Берггольц (1961).
Скончался Георгий Александрович Товстоногов 23 мая 1989 года в Ленинграде.
В этот день в БДТ прошла генеральная репетиция спектакля «Визит старой дамы» по пьесе Ф. Дюрренматта. Назначив день премьеры, режиссёр попрощался с актёрами, сел за руль своего автомобиля и отправился домой. Машина остановилась на Суворовской площади и больше не тронулась с места.
Товстоногова похоронили в Некрополе мастеров искусств на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Большой драматический театр был назван его именем.
1915 года родился Георгий Александрович ТОВСТОНОГОВ (в Тифлисе), советский театральный режиссёр, педагог и театральный деятель, доктор искусствоведения. Народный артист СССР. Герой Социалистического Труда. Лауреат пяти Государственных премий.
«Его дарование было эпического склада, его спектакли не зря называли сценическими романами. За любой пьесой, будь то классика или современная драма, он умел увидеть огромный кусок жизни, который служил этой пьесе источником… Режиссёрский приём как демонстрацию своей изобретательности Товстоногов презирал. Он не любил слово „концепция“, предпочитал другое слово – „разгадка“». (А. Смелянский)
* * * * *
В детстве он много времени проводил в театре, актёром которого был его дядя. По окончании школы поступил в Тбилисский железнодорожный институт, где отец заведовал кафедрой, но вскоре понял, что его призвание – театр.
Сценическую деятельность Георгий Товстоногов начал в 1931 году как актёр и ассистент режиссёра в Тбилисском русском ТЮЗе.
После окончания ГИТИСа работал в качестве режиссёра (1938-1946) в Тбилисском русском драматическом театре им. А. Грибоедова, затем в Московском Центральном детском театре (1946-1949).
С 1950 года – главный режиссёр Ленинградского театра им. Ленинского комсомола; именно в этом театре он обрёл имя и признание. Выпускал примерно 4 спектакля за сезон, работая почти одновременно над несколькими пьесами. Его спектакли становились событием театральной жизни не только Ленинграда, но и всей страны. Он заставил взыскательную ленинградскую театральную общественность говорить о себе, как о чрезвычайно талантливом и успешном режиссёре.
В начале 1956 года Георгию Товстоногову было предложено стать главным режиссёром Большого драматического театра (БДТ), но он не сразу принял это предложение... И всё же 13 февраля 1956 года Товстоногов возглавить театр.
На своей первой встрече с труппой, коснувшись темы «съедания» труппой художественных руководителей театра, Георгий Александрович заявил: «Я несъедобен! Запомните это: несъедобен!».
В течение 33 лет Товстоногов возглавлял БДТ, сделав его, по словам А. Смелянского, «первой сценой страны». В истории театра эту эпоху называли «золотой».
С 1960-х годов Товстоногов заведовал кафедрой режиссуры Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (профессор с 1960 года), написал две важнейшие для российской театральной культуры книги по теории и практике режиссёрского творчества – «О профессии режиссёра» и «Круг мыслей».
Как педагог он воспитал несколько поколений мастеров режиссуры. На практике показал, какое мощное творческое начало таит в себе система К.С. Станиславского, которую во второй половине XX века Товстоногов развил и обогатил своими исканиями.
Работал он также и на телевидении. Кроме 5 телеспектаклей, поставленных в 1963-1973 годах, в его активе есть и созданный в 1961 году телефильм «Гром на улице Платанов» по Г. Роузу и даже один радиоспектакль – «Верность» Ольги Берггольц (1961).
Скончался Георгий Александрович Товстоногов 23 мая 1989 года в Ленинграде.
В этот день в БДТ прошла генеральная репетиция спектакля «Визит старой дамы» по пьесе Ф. Дюрренматта. Назначив день премьеры, режиссёр попрощался с актёрами, сел за руль своего автомобиля и отправился домой. Машина остановилась на Суворовской площади и больше не тронулась с места.
Товстоногова похоронили в Некрополе мастеров искусств на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Большой драматический театр был назван его именем.