9 октября 1874 года родился Николай Константинович РЕРИХ (в Петербурге), русский живописец, театр...
9 октября
9 октября
1874 года родился Николай Константинович РЕРИХ (в Петербурге), русский живописец, театральный художник, ученый, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель и философ-мистик.
Человек-легенда, одна из самых ярких фигур русского символизма и модерна.
В течение жизни создал около 7000 картин, многие из которых находятся в известных галереях мира, и около 30 литературных трудов, включая два поэтических. Автор идеи и инициатор Пакта Рериха, основатель международных культурных движений «Мир через культуру» и «Знамя Мира».
Состоял членом многих организаций. Был женат на Елене Рерих. Имел двоих сыновей – Юрия и Святослава.
С 1920-х годов в разных странах мира существуют музеи Рериха. Сообщество последователей его идей и религиозно-философского учения Живая этика (Агни-йога) формируют рериховское движение. Идеи Рериха оказали значительное влияние на формирование и развитие нью-эйджа в России.
* * * * *
В 1893 году Николай одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета и в Императорскую Академию художеств (занимался в студии знаменитого художника А.И. Куинджи). В это время тесно общался с известными деятелями культуры того времени – В.В. Стасовым, И.Е. Репиным, Н.А. Римским-Корсаковым, Д.В. Григоровичем, С.П. Дягилевым.
Будучи студентом становится членом Русского археологического общества, проводит многочисленные раскопки в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской и Смоленской губерниях.
К 1910 году собирает коллекцию древностей каменного века (более 30 тыс. экспонатов) из России, Германии, Италии, и Франции. Преподает в Петербургском археологическом институте (1897-1903 годы).
В качестве дипломной работы по окончании Петербургской Академии художеств им была написана картина «Гонец», которую приобрел знаменитый собиратель произведений русского искусства П.М. Третьяков.
В раннем периоде творчества Николай Рерих создаёт полотна: «Сходятся старцы», «Плач Ярославны», «Начало Руси. Славяне», «Идолы», «Строят ладьи» и др. В этих работах проявляются самобытный талант художника и новаторский поиск в искусстве.
В 1903-1904 годах Рерих вместе с женой совершает путешествие по России, посетив более 40 городов. Результатом путешествия стала серия картин художника (около 90 этюдов) и статьи, в которых он одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры.
Многогранный талант Николая Рериха проявился и в его работах для театральных постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален», «Валькирия» и др. Во время знаменитых «Русских сезонов» Дягилева в Париже в оформлении художника проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского.
Эпоха Серебряного века, в которой начал свой творческий путь Николай Рерих, была эпохой духовного подъёма, что, несомненно, оказало влияние на формирование личности художника. Он, помимо русской философии изучал философию Востока, труды выдающихся мыслителей Индии – Рамакришны и Вивекананды, творчество Рабиндраната Тагора.
С середины 1905 года многие картины и очерки Рерих посвящает Индии. Древние культуры России и Индии, их общий источник, интересуют его как художника и как учёного.
В период 1906-1918 годов Николай Рерих был директором Школы Императорского общества поощрения художеств, одновременно занимался преподавательской работой. С этого же времени художник постоянно участвует в зарубежных выставках. С его творчеством познакомились Париж, Венеция, Берлин, Рим, Брюссель, Вена, Лондон. Картины Рериха приобрели Римский национальный музей, Лувр и другие европейские музеи.
Революция застала семью художника в Финляндии. Оттуда он выехал сначала в Швецию, затем в Лондон и далее в США.
В 1934-1935 годах Николай Константинович возглавляет экспедицию в районы Внутренней Монголии, Маньчжурии и Китая. С 1936 года постоянно жил и работал в Индии.
Николая Рериха объявляли духовным водителем человечества, Антихристом, советским шпионом, руководителем мирового масонства и даже перевоплощением одного из индийских божеств…
А он всегда оставался патриотом России и её гражданином, имея при себе лишь один российский паспорт. Мысль о возвращении на Родину не покидала его никогда. Сразу же по окончании II-й мировой войны художник запросил визу на въезд в Советский Союз, но…
13 декабря 1947 года Николай Константинович РЕРИХ скончался в Наггаре (Индия), так и не узнав, что в визе ему отказали.
В долине Кулу, на месте погребального костра, был установлен большой прямоугольный камень, на котором высечена надпись:
«Тело Махариши Николая Рериха, великого друга Индии, было предано сожжению на сём месте 30 магхар 2004 года Викрам эры, отвечающего 15 декабря 1947 года. ОМ РАМ (Да будет мир)».
1874 года родился Николай Константинович РЕРИХ (в Петербурге), русский живописец, театральный художник, ученый, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель и философ-мистик.
Человек-легенда, одна из самых ярких фигур русского символизма и модерна.
В течение жизни создал около 7000 картин, многие из которых находятся в известных галереях мира, и около 30 литературных трудов, включая два поэтических. Автор идеи и инициатор Пакта Рериха, основатель международных культурных движений «Мир через культуру» и «Знамя Мира».
Состоял членом многих организаций. Был женат на Елене Рерих. Имел двоих сыновей – Юрия и Святослава.
С 1920-х годов в разных странах мира существуют музеи Рериха. Сообщество последователей его идей и религиозно-философского учения Живая этика (Агни-йога) формируют рериховское движение. Идеи Рериха оказали значительное влияние на формирование и развитие нью-эйджа в России.
* * * * *
В 1893 году Николай одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета и в Императорскую Академию художеств (занимался в студии знаменитого художника А.И. Куинджи). В это время тесно общался с известными деятелями культуры того времени – В.В. Стасовым, И.Е. Репиным, Н.А. Римским-Корсаковым, Д.В. Григоровичем, С.П. Дягилевым.
Будучи студентом становится членом Русского археологического общества, проводит многочисленные раскопки в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской и Смоленской губерниях.
К 1910 году собирает коллекцию древностей каменного века (более 30 тыс. экспонатов) из России, Германии, Италии, и Франции. Преподает в Петербургском археологическом институте (1897-1903 годы).
В качестве дипломной работы по окончании Петербургской Академии художеств им была написана картина «Гонец», которую приобрел знаменитый собиратель произведений русского искусства П.М. Третьяков.
В раннем периоде творчества Николай Рерих создаёт полотна: «Сходятся старцы», «Плач Ярославны», «Начало Руси. Славяне», «Идолы», «Строят ладьи» и др. В этих работах проявляются самобытный талант художника и новаторский поиск в искусстве.
В 1903-1904 годах Рерих вместе с женой совершает путешествие по России, посетив более 40 городов. Результатом путешествия стала серия картин художника (около 90 этюдов) и статьи, в которых он одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры.
Многогранный талант Николая Рериха проявился и в его работах для театральных постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален», «Валькирия» и др. Во время знаменитых «Русских сезонов» Дягилева в Париже в оформлении художника проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского.
Эпоха Серебряного века, в которой начал свой творческий путь Николай Рерих, была эпохой духовного подъёма, что, несомненно, оказало влияние на формирование личности художника. Он, помимо русской философии изучал философию Востока, труды выдающихся мыслителей Индии – Рамакришны и Вивекананды, творчество Рабиндраната Тагора.
С середины 1905 года многие картины и очерки Рерих посвящает Индии. Древние культуры России и Индии, их общий источник, интересуют его как художника и как учёного.
В период 1906-1918 годов Николай Рерих был директором Школы Императорского общества поощрения художеств, одновременно занимался преподавательской работой. С этого же времени художник постоянно участвует в зарубежных выставках. С его творчеством познакомились Париж, Венеция, Берлин, Рим, Брюссель, Вена, Лондон. Картины Рериха приобрели Римский национальный музей, Лувр и другие европейские музеи.
Революция застала семью художника в Финляндии. Оттуда он выехал сначала в Швецию, затем в Лондон и далее в США.
В 1934-1935 годах Николай Константинович возглавляет экспедицию в районы Внутренней Монголии, Маньчжурии и Китая. С 1936 года постоянно жил и работал в Индии.
Николая Рериха объявляли духовным водителем человечества, Антихристом, советским шпионом, руководителем мирового масонства и даже перевоплощением одного из индийских божеств…
А он всегда оставался патриотом России и её гражданином, имея при себе лишь один российский паспорт. Мысль о возвращении на Родину не покидала его никогда. Сразу же по окончании II-й мировой войны художник запросил визу на въезд в Советский Союз, но…
13 декабря 1947 года Николай Константинович РЕРИХ скончался в Наггаре (Индия), так и не узнав, что в визе ему отказали.
В долине Кулу, на месте погребального костра, был установлен большой прямоугольный камень, на котором высечена надпись:
«Тело Махариши Николая Рериха, великого друга Индии, было предано сожжению на сём месте 30 магхар 2004 года Викрам эры, отвечающего 15 декабря 1947 года. ОМ РАМ (Да будет мир)».