9 октября 1926 года родился Евгений Александрович ЕВСТИГНЕЕВ (в Нижнем Новгороде), выдающийся сов...
9 октября
9 октября
1926 года родился Евгений Александрович ЕВСТИГНЕЕВ (в Нижнем Новгороде), выдающийся советский актер театра и кино. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии СССР.
Он был актёром широкого диапазона ролей, но наиболее удачными были характерные роли. Неброская внешность – сутулая фигура, голова с большой проплешиной, длинным носом «картошкой» и оттопыренными ушами – компенсировалась большим артистизмом, цепкой наблюдательностью и большим обаянием.
Евстигнеев достиг такого мастерства в профессии, что практически моментально угадывал и формировал персонажа, создавая импровизациями то, что было нужно режиссёру. Вписывался в любой актёрский ансамбль, был абсолютно убедителен и органичен в любой роли, даже в эпизодах. Очень быстро он заработал себе высокую профессиональную репутацию, участие его в фильме и спектакле гарантировало сенсационный успех.
Универсальность Евстигнеева завораживала: положительным героям он даровал скромность, душевную открытость и теплоту, обаяние и интеллигентность; отрицательным – чёрствость, мстительность, умственную ограниченность и отталкивающее поведение.
* * * * *
До войны Евгений успел окончить семилетку и в 1941 году пошёл работать электромонтёром. Затем в 1943-1947 годах работал слесарем на заводе «Красная Этна», занимался в самодеятельности, играл джаз. Он был очень музыкален, виртуозно играл на разных инструментах: гитаре, рояле и даже вилках.
В 1944 году Евстигнеев поступил в театральную студию при Горьковском драматическом театре, но завод, где он тогда работал, не отпустил молодого человека: война еще не кончилась, и позарез нужны были рабочие руки. Обучение он начал в 1946 году в Горьковском театральном училище (с 2003 года носит его имя), а закончив учебу, в 1951 году был распределён во Владимирский областной драматический театр им. А. Луначарского.
В 28 лет Евстигнеев поехал в Москву, где его сразу же приняли на третий курс школы-студии МХАТ, а по окончании предложили остаться в труппе прославленного театра.
В период 1957-1970 годов выступал на сцене «Современника», специализируясь на ролях с отрицательным обаянием, острой характерностью, подчас с сатирической направленностью. Но актер не оставался строго в рамках этого амплуа, сыграл Чернышева в «Декабристах», Александра II в «Народовольцах», Сатина в фильме «На дне».
Последней ролью в театре смертельно больного Евстигнеева стал старик Фирс из «Вишневого сада», сыгранная им во МХАТе, куда он ушел вслед за Ефремовым еще в 1971 году.
Сниматься в кино Евстигнеев начал в 1957 году («Поединок»), преимущественно в небольших ролях. Его герои – всевозможные чиновники, служащие и прочие работники умственного труда. Таковы Дынин («Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»), режиссер драмколлектива («Берегись автомобиля»), Миша («Крылья»), Огородников («Старшая сестра»), Калачев («Зигзаг удачи»), Корейко («Золотой теленок»).
Образы, создаваемые Евгением Александровичем становятся более заостренными, язвительно развенчиваемыми, порой доведенными до фарсово-абсурдного воплощения и приобретающими зловещий оттенок – фильмы «Гиперболоид инженера Гарина» (роль Гарина), «Скверный анекдот» (генерал Пралинский), «Бег» (Корзухин).
Евстигнеев стремился внести элементы лиризма и трогательности в неуживчивые характеры персонажей. Таковы его герои в фильмах «Верность», «Старики-разбойники», «Семнадцать мгновений весны», «Повесть о неизвестном актере», «Подранки», «Старый Новый год», «Еще люблю, еще надеюсь...», «И жизнь, и слезы, и любовь», «Зимний вечер в Гаграх» и незабываемый профессор Преображенский в «Собачьем сердце».
Всего Евстигнеев снялся более чем в 100 лентах, по праву став одним из самых любимых актеров в стране. Награжден многими государственными наградами. Он до последних дней продолжал много сниматься и играть на сцене. И много еще хотел сыграть...
Скончался Евгений Александрович ЕВСТИГНЕЕВ 4 марта 1992 года в Лондоне, куда приехал, чтобы сделать операцию на сердце, но не успел. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
1926 года родился Евгений Александрович ЕВСТИГНЕЕВ (в Нижнем Новгороде), выдающийся советский актер театра и кино. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии СССР.
Он был актёром широкого диапазона ролей, но наиболее удачными были характерные роли. Неброская внешность – сутулая фигура, голова с большой проплешиной, длинным носом «картошкой» и оттопыренными ушами – компенсировалась большим артистизмом, цепкой наблюдательностью и большим обаянием.
Евстигнеев достиг такого мастерства в профессии, что практически моментально угадывал и формировал персонажа, создавая импровизациями то, что было нужно режиссёру. Вписывался в любой актёрский ансамбль, был абсолютно убедителен и органичен в любой роли, даже в эпизодах. Очень быстро он заработал себе высокую профессиональную репутацию, участие его в фильме и спектакле гарантировало сенсационный успех.
Универсальность Евстигнеева завораживала: положительным героям он даровал скромность, душевную открытость и теплоту, обаяние и интеллигентность; отрицательным – чёрствость, мстительность, умственную ограниченность и отталкивающее поведение.
* * * * *
До войны Евгений успел окончить семилетку и в 1941 году пошёл работать электромонтёром. Затем в 1943-1947 годах работал слесарем на заводе «Красная Этна», занимался в самодеятельности, играл джаз. Он был очень музыкален, виртуозно играл на разных инструментах: гитаре, рояле и даже вилках.
В 1944 году Евстигнеев поступил в театральную студию при Горьковском драматическом театре, но завод, где он тогда работал, не отпустил молодого человека: война еще не кончилась, и позарез нужны были рабочие руки. Обучение он начал в 1946 году в Горьковском театральном училище (с 2003 года носит его имя), а закончив учебу, в 1951 году был распределён во Владимирский областной драматический театр им. А. Луначарского.
В 28 лет Евстигнеев поехал в Москву, где его сразу же приняли на третий курс школы-студии МХАТ, а по окончании предложили остаться в труппе прославленного театра.
В период 1957-1970 годов выступал на сцене «Современника», специализируясь на ролях с отрицательным обаянием, острой характерностью, подчас с сатирической направленностью. Но актер не оставался строго в рамках этого амплуа, сыграл Чернышева в «Декабристах», Александра II в «Народовольцах», Сатина в фильме «На дне».
Последней ролью в театре смертельно больного Евстигнеева стал старик Фирс из «Вишневого сада», сыгранная им во МХАТе, куда он ушел вслед за Ефремовым еще в 1971 году.
Сниматься в кино Евстигнеев начал в 1957 году («Поединок»), преимущественно в небольших ролях. Его герои – всевозможные чиновники, служащие и прочие работники умственного труда. Таковы Дынин («Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»), режиссер драмколлектива («Берегись автомобиля»), Миша («Крылья»), Огородников («Старшая сестра»), Калачев («Зигзаг удачи»), Корейко («Золотой теленок»).
Образы, создаваемые Евгением Александровичем становятся более заостренными, язвительно развенчиваемыми, порой доведенными до фарсово-абсурдного воплощения и приобретающими зловещий оттенок – фильмы «Гиперболоид инженера Гарина» (роль Гарина), «Скверный анекдот» (генерал Пралинский), «Бег» (Корзухин).
Евстигнеев стремился внести элементы лиризма и трогательности в неуживчивые характеры персонажей. Таковы его герои в фильмах «Верность», «Старики-разбойники», «Семнадцать мгновений весны», «Повесть о неизвестном актере», «Подранки», «Старый Новый год», «Еще люблю, еще надеюсь...», «И жизнь, и слезы, и любовь», «Зимний вечер в Гаграх» и незабываемый профессор Преображенский в «Собачьем сердце».
Всего Евстигнеев снялся более чем в 100 лентах, по праву став одним из самых любимых актеров в стране. Награжден многими государственными наградами. Он до последних дней продолжал много сниматься и играть на сцене. И много еще хотел сыграть...
Скончался Евгений Александрович ЕВСТИГНЕЕВ 4 марта 1992 года в Лондоне, куда приехал, чтобы сделать операцию на сердце, но не успел. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.