18 октября 1840 года родился Алексей Алексеевич ХАРЛАМОВ (в селе Дьячевка, Саратовская губерния),...
18 октября
18 октября
1840 года родился Алексей Алексеевич ХАРЛАМОВ (в селе Дьячевка, Саратовская губерния), русский художник, мастер портрета.
Его живопись имела неизменный коммерческий успех. Хотя она и не отражала истинного состояния русского искусства, всё же способствовала утверждению престижа русской живописи в Европе. Парижане именовали его как «Маленький Бонна».
Харламов был одним из создателей комитета в пользу неимущих русских художников в Париже.
В начале XXI века интерес к произведениям художника возрос снова, особенно к картинам «Маленькая швея» (в 2006 году продана за 610 тыс. фунтов стерлингов), «Юные цветочницы» (в 2007 году ушла почти за 3 млн. долларов).
* * * * *
Выходец из многодетной семьи крепостного крестьянина, получившей свободу и переехавшей в Санкт-Петербург, Алексей в 12 лет начал брать уроки рисования у вольнослушателя Академии художеств В.Я Афанасьева и через 2 года поступает в Императорскую Академию художеств.
В 1869 году Харламов в числе лучших выпускников Академии получает право на пенсионную поездку за границу. Он много путешествует по Европе: посещает художественные музеи Германии, Великобритании, Франции, Испании, Италии, Швейцарии, Бельгии и Голландии. Некоторое время живет в Париже.
По заказу музея Академии он делает копию картины Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа». В 1872 году Харламов вступает в Товарищество передвижных художественных выставок. Впоследствии художник регулярно посылал свои картины на ежегодные выставки передвижников в Санкт-Петербург.
В конце 1872 года он поступает в ателье модного французского художника Леона Бонна, под влиянием которого окончательно оформился художественный стиль Харламова.
В 1874 году Харламов познакомился с жившим в Париже Иваном Сергеевичем Тургеневым. Тургенев был очарован талантом молодого русского художника и предрек ему большое будущее: «Здесь появились два замечательных художника – Репин и Харламов, – писал он. – Второй особенно далеко пойдет». Во многом благодаря знакомству с Тургеневым и супругами Виардо, их протекции и заказам, Харламов за один год сделал стремительную карьеру.
По окончании срока пенсионерства Харламов приехал в Россию (1875), однако уже осенью следующего года он навсегда уезжает во Францию.
По возвращении в Париж художник снимает мастерскую в доме на Пляс Пигаль и превращает ее в модное ателье. Позднее Харламов купил дом в Веле – этот город был любим художником. В дар городку он передал многие свои работы.
Алексей Алексеевич продолжал до конца своих дней производить бесконечные вариации однообразно красивых головок итальянок и цыганок – вне времени и вне художественного развития. Отчасти причина консервативной преданности Харламова одному художественному стилю объясняется востребованностью и высокой оценкой этого стиля у западной публики последней четверти XIX столетия.
Художник постоянно выставлялся в парижском Салоне, участвовал на Всемирных выставках, получал награды. В 1888 году на Международной Выставке в Глазго его картина «Дети с цветами» произвела сильное впечатление на королеву Великобритании Викторию. Проявляла интерес к его творчеству и часть русской аристократии. Так, картина «Женская головка» была приобретена императрицей Марией Федоровной.
У Харламова просто не было потребности и смысла в переменах, освоении новых стилей и направлений. Однако этот консерватизм, столь долго сопутствовавший успеху художника, обернулся для него трагедией в начале XX века.
Последние годы жизни он провел в бедности и одиночестве. Единственной, кто скрашивал его старость, была французская оперная певица Фелия Литвин.
Скончался Алексей Алексеевич ХАРЛАМОВ10 апреля 1925 года в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез.
1840 года родился Алексей Алексеевич ХАРЛАМОВ (в селе Дьячевка, Саратовская губерния), русский художник, мастер портрета.
Его живопись имела неизменный коммерческий успех. Хотя она и не отражала истинного состояния русского искусства, всё же способствовала утверждению престижа русской живописи в Европе. Парижане именовали его как «Маленький Бонна».
Харламов был одним из создателей комитета в пользу неимущих русских художников в Париже.
В начале XXI века интерес к произведениям художника возрос снова, особенно к картинам «Маленькая швея» (в 2006 году продана за 610 тыс. фунтов стерлингов), «Юные цветочницы» (в 2007 году ушла почти за 3 млн. долларов).
* * * * *
Выходец из многодетной семьи крепостного крестьянина, получившей свободу и переехавшей в Санкт-Петербург, Алексей в 12 лет начал брать уроки рисования у вольнослушателя Академии художеств В.Я Афанасьева и через 2 года поступает в Императорскую Академию художеств.
В 1869 году Харламов в числе лучших выпускников Академии получает право на пенсионную поездку за границу. Он много путешествует по Европе: посещает художественные музеи Германии, Великобритании, Франции, Испании, Италии, Швейцарии, Бельгии и Голландии. Некоторое время живет в Париже.
По заказу музея Академии он делает копию картины Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа». В 1872 году Харламов вступает в Товарищество передвижных художественных выставок. Впоследствии художник регулярно посылал свои картины на ежегодные выставки передвижников в Санкт-Петербург.
В конце 1872 года он поступает в ателье модного французского художника Леона Бонна, под влиянием которого окончательно оформился художественный стиль Харламова.
В 1874 году Харламов познакомился с жившим в Париже Иваном Сергеевичем Тургеневым. Тургенев был очарован талантом молодого русского художника и предрек ему большое будущее: «Здесь появились два замечательных художника – Репин и Харламов, – писал он. – Второй особенно далеко пойдет». Во многом благодаря знакомству с Тургеневым и супругами Виардо, их протекции и заказам, Харламов за один год сделал стремительную карьеру.
По окончании срока пенсионерства Харламов приехал в Россию (1875), однако уже осенью следующего года он навсегда уезжает во Францию.
По возвращении в Париж художник снимает мастерскую в доме на Пляс Пигаль и превращает ее в модное ателье. Позднее Харламов купил дом в Веле – этот город был любим художником. В дар городку он передал многие свои работы.
Алексей Алексеевич продолжал до конца своих дней производить бесконечные вариации однообразно красивых головок итальянок и цыганок – вне времени и вне художественного развития. Отчасти причина консервативной преданности Харламова одному художественному стилю объясняется востребованностью и высокой оценкой этого стиля у западной публики последней четверти XIX столетия.
Художник постоянно выставлялся в парижском Салоне, участвовал на Всемирных выставках, получал награды. В 1888 году на Международной Выставке в Глазго его картина «Дети с цветами» произвела сильное впечатление на королеву Великобритании Викторию. Проявляла интерес к его творчеству и часть русской аристократии. Так, картина «Женская головка» была приобретена императрицей Марией Федоровной.
У Харламова просто не было потребности и смысла в переменах, освоении новых стилей и направлений. Однако этот консерватизм, столь долго сопутствовавший успеху художника, обернулся для него трагедией в начале XX века.
Последние годы жизни он провел в бедности и одиночестве. Единственной, кто скрашивал его старость, была французская оперная певица Фелия Литвин.
Скончался Алексей Алексеевич ХАРЛАМОВ10 апреля 1925 года в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез.