28 октября В 1759 году родился Андрей Никифорович ВОРОНИХИН (в селе Новое Усолье, Пермская губерния...
28 октября
28 октября
В 1759 году родился Андрей Никифорович ВОРОНИХИН (в селе Новое Усолье, Пермская губерния), выдающийся русский деятель культуры, архитектор и живописец, представитель классицизма, один из основоположников русского ампира.
Продолжил лучшие традиции и достижения русского зодчества, создав новый простой и строгий тип общественного здания, в своём архитектурном образе выражающий мощь и величие русского государства.
Поисками большого монументального стиля отмечено наиболее выдающееся произведение Воронихина – Казанский собор в Санкт-Петербурге. Строительство этого здания на центральной магистрали положило начало созданию крупных городских ансамблей на Невском проспекте.
Градостроительное начало архитектора видно и в здании Горного института (1806-1811) с монументальной колоннадой, обращённой к Неве и акцентирующей въезд в город с моря.
* * * * *
Выходец из семьи крепостных графа А.С. Строганова, известного мецената, бывшего долгое время президентом Петербургской Академии художеств, Андрей обучался в одной из художественных школ, основанных графом, у известного уральского иконописца Гаврилы Юшкова.
Весной 1777 года талантливый отрок был отправлен Строгановым на учебу в Московскую школу архитектуры (учителя В.И. Баженов и М.Ф. Казаков). Андрей настойчиво овладевал архитектурной наукой, но не оставлял и живописи, писал миниатюрные портреты, делал зарисовки. В целях заработка выполнял мелкие заказы по реставрации фресковой живописи и храмовой росписи.
По окончании обучения в 1779 году молодой архитектор отправился в Санкт-Петербург в распоряжение графа Строганова.
Ему отвели комнату в роскошном дворце графа и место под мастерскую – для работы над рисунками и чертежами. Воронихина допустили к графской галерее, библиотеке и кабинету, ему дали возможность бывать на собраниях любителей искусств, устраиваемых графом.
Андрей был очень дружен с сыном Строганова, Павлом. В 1785 году граф дает Воронихину «вольную» и отправляет молодых людей в путешествие по России в сопровождении Жильбера Ромма, учителя Павла. В путешествии они исполнили цикл пейзажных рисунков и акварелей под названием «Путешествующий по России живописец».
Затем молодые люди посещают Францию, Германию, учатся в Женеве. В Париже Воронихин окончательно утвердился в желании быть архитектором, он много времени проводит в библиотеках, постигая учение древних зодчих и французских основателей ампира, в том числе К. Леду.
В 1791 году граф заказывает Воронихину перестройку в своем дворце, пережившем большой пожар, – картинной галереи, бильярдной, столовой, минерального кабинета и вестибюля. Он верил в талант Воронихина, ценил его трудолюбие и честность.
В дальнейшем архитектор перестраивает интерьеры дачи Строганова на Чёрной речке (1795-1796), дома в Калужской губернии (1798). Тогда же он пишет свою знаменитую картину «Вид картинной галереи графа Строганова» (1794, Эрмитаж).
Совет Академии художеств удостаивает Андрея Никифоровича Воронихина званием профессора живописи. Следующая картина, «Вид построенной Строгановской дачи» (1797), приносит ему звание академика Академии художеств.
Строганов в дальнейшем поручает Воронихину строительство паркового павильона в своих владениях в Новой Деревне. Получив вольную, Воронихин впоследствии связей с семьей своего благодетеля не терял.
В 1799 году указом Павла I был объявлен конкурс на проект Казанской церкви на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Император хотелось видеть храм, напоминающий собор Святого Петра в Риме. В этом престижном конкурсе принимали участие многие известные иностранные архитекторы, но предпочтение отдано работе именно Воронихина. Смета постройки была утверждена императором, но вскоре Павел I погибает от рук заговорщиков.
Однако Воронихин продолжает работы и на строительстве Казанского собора (его закладка состоялась 27 марта 1801 года), и в Павловске, где создает знаменитый Розовый павильон и ряд других построек, мостов, павильонов.
В 1800 году он выполняет проект колоннад у «Ковша Самсона» в Петергофе, которые получили название «воронихинских», а сам автор проекта – звание архитектора и право преподавать в Академии Художеств.
В сентябре 1801 года Воронихин женился на Мери Лонг, помощнице Чарльза Камерона, в лице которой обрел не только спутницу жизни, но и прекрасную помощницу. На свадьбе присутствовал старый граф Строганов. У них родилось шестеро детей, которые, за исключением сына Константина, прожили недолго.
В 1802 году Воронихин удостоился звания профессора архитектуры, а через год по его проекту начинается реставрация дворца в Павловске, пострадавшего во время пожара. Причем он спроектировал не только здания, но и интерьеры, дизайн мебели, осветительные устройства и некоторую утварь.
При личной встрече с Александром I в 1806 году Воронихину поручается постройка здания Горного института рядом с Зимним дворцом. Задуманный архитектором как античный храм геологии, «Горный кадетский институт» стал истинным памятником русской культуры начала XIX века.
В мае 1811 года состоялась церемония освящения главного детища Воронихина, – Собора в честь Казанской иконы Божьей Матери. Это сооружение стало одним из самых выдающихся и, бесспорно, самых оригинальных в Европе. Его создатель был пожалован орденом Св. Анны 2-й степени и пенсией.
В числе других работ Воронихина – дом Государственного казначейства, каскад в Петергофе, интерьеры дворцов в Стрельне, Гатчине и Павловске, а также парковые сооружения в этих дворцово-парковых ансамблях. С 1811 года он ведет в Академии художеств архитектурный класс.
Скончался Андрей Никифорович Воронихин 21 февраля 1814 года, похоронен в Александро-Невской лавре.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_28_октября #В__
В 1759 году родился Андрей Никифорович ВОРОНИХИН (в селе Новое Усолье, Пермская губерния), выдающийся русский деятель культуры, архитектор и живописец, представитель классицизма, один из основоположников русского ампира.
Продолжил лучшие традиции и достижения русского зодчества, создав новый простой и строгий тип общественного здания, в своём архитектурном образе выражающий мощь и величие русского государства.
Поисками большого монументального стиля отмечено наиболее выдающееся произведение Воронихина – Казанский собор в Санкт-Петербурге. Строительство этого здания на центральной магистрали положило начало созданию крупных городских ансамблей на Невском проспекте.
Градостроительное начало архитектора видно и в здании Горного института (1806-1811) с монументальной колоннадой, обращённой к Неве и акцентирующей въезд в город с моря.
* * * * *
Выходец из семьи крепостных графа А.С. Строганова, известного мецената, бывшего долгое время президентом Петербургской Академии художеств, Андрей обучался в одной из художественных школ, основанных графом, у известного уральского иконописца Гаврилы Юшкова.
Весной 1777 года талантливый отрок был отправлен Строгановым на учебу в Московскую школу архитектуры (учителя В.И. Баженов и М.Ф. Казаков). Андрей настойчиво овладевал архитектурной наукой, но не оставлял и живописи, писал миниатюрные портреты, делал зарисовки. В целях заработка выполнял мелкие заказы по реставрации фресковой живописи и храмовой росписи.
По окончании обучения в 1779 году молодой архитектор отправился в Санкт-Петербург в распоряжение графа Строганова.
Ему отвели комнату в роскошном дворце графа и место под мастерскую – для работы над рисунками и чертежами. Воронихина допустили к графской галерее, библиотеке и кабинету, ему дали возможность бывать на собраниях любителей искусств, устраиваемых графом.
Андрей был очень дружен с сыном Строганова, Павлом. В 1785 году граф дает Воронихину «вольную» и отправляет молодых людей в путешествие по России в сопровождении Жильбера Ромма, учителя Павла. В путешествии они исполнили цикл пейзажных рисунков и акварелей под названием «Путешествующий по России живописец».
Затем молодые люди посещают Францию, Германию, учатся в Женеве. В Париже Воронихин окончательно утвердился в желании быть архитектором, он много времени проводит в библиотеках, постигая учение древних зодчих и французских основателей ампира, в том числе К. Леду.
В 1791 году граф заказывает Воронихину перестройку в своем дворце, пережившем большой пожар, – картинной галереи, бильярдной, столовой, минерального кабинета и вестибюля. Он верил в талант Воронихина, ценил его трудолюбие и честность.
В дальнейшем архитектор перестраивает интерьеры дачи Строганова на Чёрной речке (1795-1796), дома в Калужской губернии (1798). Тогда же он пишет свою знаменитую картину «Вид картинной галереи графа Строганова» (1794, Эрмитаж).
Совет Академии художеств удостаивает Андрея Никифоровича Воронихина званием профессора живописи. Следующая картина, «Вид построенной Строгановской дачи» (1797), приносит ему звание академика Академии художеств.
Строганов в дальнейшем поручает Воронихину строительство паркового павильона в своих владениях в Новой Деревне. Получив вольную, Воронихин впоследствии связей с семьей своего благодетеля не терял.
В 1799 году указом Павла I был объявлен конкурс на проект Казанской церкви на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Император хотелось видеть храм, напоминающий собор Святого Петра в Риме. В этом престижном конкурсе принимали участие многие известные иностранные архитекторы, но предпочтение отдано работе именно Воронихина. Смета постройки была утверждена императором, но вскоре Павел I погибает от рук заговорщиков.
Однако Воронихин продолжает работы и на строительстве Казанского собора (его закладка состоялась 27 марта 1801 года), и в Павловске, где создает знаменитый Розовый павильон и ряд других построек, мостов, павильонов.
В 1800 году он выполняет проект колоннад у «Ковша Самсона» в Петергофе, которые получили название «воронихинских», а сам автор проекта – звание архитектора и право преподавать в Академии Художеств.
В сентябре 1801 года Воронихин женился на Мери Лонг, помощнице Чарльза Камерона, в лице которой обрел не только спутницу жизни, но и прекрасную помощницу. На свадьбе присутствовал старый граф Строганов. У них родилось шестеро детей, которые, за исключением сына Константина, прожили недолго.
В 1802 году Воронихин удостоился звания профессора архитектуры, а через год по его проекту начинается реставрация дворца в Павловске, пострадавшего во время пожара. Причем он спроектировал не только здания, но и интерьеры, дизайн мебели, осветительные устройства и некоторую утварь.
При личной встрече с Александром I в 1806 году Воронихину поручается постройка здания Горного института рядом с Зимним дворцом. Задуманный архитектором как античный храм геологии, «Горный кадетский институт» стал истинным памятником русской культуры начала XIX века.
В мае 1811 года состоялась церемония освящения главного детища Воронихина, – Собора в честь Казанской иконы Божьей Матери. Это сооружение стало одним из самых выдающихся и, бесспорно, самых оригинальных в Европе. Его создатель был пожалован орденом Св. Анны 2-й степени и пенсией.
В числе других работ Воронихина – дом Государственного казначейства, каскад в Петергофе, интерьеры дворцов в Стрельне, Гатчине и Павловске, а также парковые сооружения в этих дворцово-парковых ансамблях. С 1811 года он ведет в Академии художеств архитектурный класс.
Скончался Андрей Никифорович Воронихин 21 февраля 1814 года, похоронен в Александро-Невской лавре.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_28_октября #В__